Что такое система егаис и как она работает
Что такое ЕГАИС – как работает, что необходимо для подключения
ЕГАИС, или единая государственная автоматизированная информационная система, разработана с целью контроля государством объема производимого этилового спирта и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Любые действия с алкогольной продукцией должны быть отражены в этой системе (прием, поступление на склад, списание или продажа). В части работы с поставщиками ЕГАИС работает с 1 января 2016 года. Продажи алкоголя конечному потребителю с помощью ЕГАИС стали обязательными с 01 июля 2016 года.
Фактически ЕГАИС – это электронная система контроля за алкогольным рынком России, причем как за крепкими спиртными напитками, так и за пивом и слабоалкогольной продукцией. Уровень контроля зависит от крепости напитка и типа бизнеса, но в целом система позволяет отслеживать всю цепочку движения алкоголя от поставщика или дистрибьютора до конечного потребителя, и не позволяет продавать контрафактный товар. Благодаря ЕГАИС, участники рынка, начиная от ФНС и службы Росалкогольрегулирования до конечного потребителя, могут проверить «историю» происхождения любой бутылки.
Правила приемки любых спиртных напитков на склад для всех одинаковые. Правила продажи алкогольных напитков зависят от крепости самого напитка, формы собственности предприятия (ИП и ООО) и от того, предполагается ли продажа в розлив.
Какие функции выполняет ЕГАИС?
Если деятельность торговой организации связана с продажей спиртных напитков, то на кассовый аппарат должен быть установлен программный модуль, который в процессе работы будет пересылать данные в систему ЕГАИС. Все это происходит автоматизировано и никаких отчетов владельцам компаний подготавливать нет необходимости.
Собранные таким образом данные позволяют:
Именно борьба с контрафактной продукцией – основная миссия этой системы, так как только по некоторым подсчетам она составляет порядка 30% от всего рынка.
Кто и когда должен подключиться к ЕГАИС
В зависимости от видов деятельности и местонахождения организаций и ИП, правительство определило различные сроки подключения к системе.
Данные по срокам подключения в сводной таблице:
Вид деятельности
Фиксация в ЕГАИС
Срок вступления
Торговые организации, осуществляющие деятельность в городских поселениях
Торговые организации, осуществляющие деятельность в сельских поселениях
Организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (до 300 тыс декалитров в год)
Организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (более 300 тыс декалитров в год)
Производство и оборот
Организации дилеры, осуществляющие закупку, хранение и поставку спиртосодержащей продукции
ИП, осуществляющие закупку пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с целью перепродажи в розницу
Временно освобождены от подключения:
Организации, которые могут не подключаться к ЕГАИС:
Как заказать алкоголь у поставщика
Правила заказа любого алкоголя для всех одинаковые: для ООО, которые продают все виды алкогольных напитков, и для ИП, которые продают пиво и слабоалкогольные напитки, и для общепита. Для розничной точки или точки общепита, которая предлагает алкогольные напитки, заказ алкоголя начинается с работы В ЕГАИС.
Начиная с 01 января 2016 года работа розничной точки (или общепита) при заказе любого алкоголя должна быть выстроена так:
Такая схема работы обязательна для закупки всех видов спиртных напитков: как крепких, так и слабоалкогольных. И для всех типов бизнеса: розницы и общепита.
Как продавать крепкий алкоголь и вина
С 01 июля 2016 года вступают в силу новые правила продажи алкогольных напитков конечному покупателю. Начиная с этого момента продажа алкоголя становится возможной только с помощью ЕГАИС (это правило не распространяется на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, в том числе, в розлив).
Начиная с 01 января 2016 года работа розничной точки при продаже алкоголя должна быть выстроена так:
Для поселений с численностью менее 3000 человек эти правила продажи алкоголя вступают в силу годом позже – с 01 июля 2017 года.
Как продавать пиво и слабоалкогольные напитки (включая ИП)
Продавцы пива и других слабоалкогольных напитков могут пользоваться или не пользоваться системой ЕГАИС в части розничных продаж на свое усмотрение. Для них эта норма закона не обязательна и предусмотрены другие правила продажи конечному потребителю.
Начиная с 01 июля 2016 года есть два легальных способа продавать в рознице пиво (и слабоалкогольные напитки).
Способ первый: с помощью «ручного» заполнения журнала розничных продаж. В этом случае каждая розничная точка, которая реализует пиво, обязана вести журнал учета в обычной тетрадке или на электронном носителе с дальнейшей распечаткой. Обязательное условия для легальности информации в журнале – заносить информацию о продаже не позднее следующего дня после продажи.
В этом случае товар на кассе пробивается минуя ЕГАИС.
Способ второй: с помощью добровольного подключения к ЕГАИС для фиксации розничных продаж. Предприниматель добровольно подключается к розничной части ЕГАИС. В этом случае схема продажи следующая:
Второй способ на первый взгляд кажется более сложным и затратным, но он полностью избавляет торговую точку от необходимости вести журнал розничных продаж, автоматизируя этот процесс. Журнал, как в случае продажи обычного алкоголя, становится доступным на сайте egais.ru., в личном кабинете.
Что касается продажи пива в населенных пунктах с численностью жителей менее 3000 человек, то Журнал розничных продаж там нужно вести также начиная с 01 января 2016 года.
Как продавать алкогольные напитки в розлив (крепкие и слабоалкогольные)
При реализации алкогольных напитков в розлив предприятиями общепита, так же, как и при реализации пива в рознице, есть два способа:
Что необходимо для подключения к ЕГАИС?
Кому нужно приобретать JaCarta с записанной на него КЭП?
Для ООО: Для корректной работы ЕГАИС каждая отдельная торговая точка с уникальным КПП должна для отчетности иметь свои JaCarta и КЭП.
Для ИП: Индивидуальным предпринимателям достаточно приобрести одну JaCarta с записью КЭП, независимо от количества торговых точек.
Выбор сканера двухмерных штрих кодов для ЕГАИС
Для подключения к системе ЕГАИС обязательно необходим сканер двухмерных штрих кодов. Работа его должна быть бесперебойной, так как если акцизные марки будут считываться со сбоями, то алкоголь не сможет быть продан через кассу магазина. При этом не обязательно, что алкогольный напиток был получен нелегально – просто сканер не смог считать поврежденный, плохо напечатанный или затертый код (что часто случается в процессе транспортировки).
Двухмерный штрих код сравнительно недавно стал использоваться на отечественных товарах. До него на продукции использовался линейный штрих код, но он не позволяет зашифровать того количества информации, которое необходимо для функционирования ЕГАИС. Обычные сканеры, в большинстве своем использующиеся в торговых точках, не могут прочитать двухмерный код.
Двухмерные ручные сканеры – более современные устройства, которые считывают информацию одновременно по горизонтали и вертикали, то есть в двух измерениях. Кроме того, мощный лазер позволяет считывать не только сам код, но и подписи и изображения, попадающие в поле сканирования. Еще один несомненный плюс такого устройства – для считывания информации нет необходимости размещать код непосредственно под лучом лазера, он работает на расстоянии до 25 см, что значительно сокращает время на обработку товара кассиром и ускоряет работу. Кроме того, двухмерный сканер считывает и обычные линейные коды.
Для того, чтобы выбрать подходящий сканер, необходимо проанализировать:
Что будет, если не подключиться к системе ЕГАИС
Для организаций, производящих и сбывающих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, нарушение порядка учета грозит административными штрафами на основании ст. 14.19 КоАП РФ:
Кроме того, с 1 января 2016 года поставщик не сможет отправить продукцию покупателю, не имеющему идентификационного номера в ЕГАИС, и не сможет списать ее со своего склада. Получается, сотрудничество будет невозможным.
При проведении отдельных операций без фиксации в системе, организация может быть обвинена в незаконном обороте алкогольной продукции. Стоит отметить, что сбои в работе никак не повлияют на передачу данных в ЕГАИС – они будут накапливаться и после восстановления связи передадутся на сервер (но не более 3-х дней).
Производитель, который будет вести деятельность, не зарегистрировавшись в ЕГАИС, в судебном порядке лишится лицензии на производство и оборот этилового спирта.
У нас есть готовое решение и оборудование для онлайн-кассы
Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно
Что такое система егаис и как она работает
6 МИН
Как работать в ЕГАИС
Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) помогает государству контролировать рынок алкогольной продукции, её производство и оборот. Бизнесу нужно фиксировать в ЕГАИС все сделки — от закупки до продажи алкоголя на кассе.
Кому нужно подключиться к ЕГАИС
В системе должны работать все, кто продаёт или покупает для продажи любой алкоголь: производители, владельцы магазинов, ресторанов и кафе (в том числе с алкогольными кофейными напитками типа ирландского кофе). Исключение — кондитеры: если они используют алкоголь для конфет или тортов, регистрация в ЕГАИС не нужна.
Индивидуальные предприниматели, продающие в розницу слабоалкогольные напитки (пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху), тоже должны подключиться к системе. Им понадобится только один сертификат КЭП, даже если обособленных подразделений несколько. Для продажи этих напитков не нужна лицензия, но в ЕГАИС придётся фиксировать закупку алкоголя и оборот.
Юрлица во всех случаях при работе с крепким алкоголем должны сначала получить лицензию на алкоголь, а потом — отдельный сертификат КЭП для каждого подразделения с уникальной комбинацией ИНН и КПП.
Как подключиться к ЕГАИС для розничной продажи алкоголя
Зарегистрируйте коды ОКВЭД
Примеры кодов ОКВЭД для магазинов:
Закажите и получите ключ для ЕГАИС
Он же криптоключ, сертификат КЭП и просто электронная подпись на флешке со специальной защитой. Ключ нужен, чтобы зарегистрироваться и работать в ЕГАИС, подписывать электронные документы (товарно-транспортные накладные, акты, чеки) перед тем, как фиксировать их в системе.
Оформлением сертификатов КЭП занимается АО «ЦентрИнформ» и компании-партнёры. Можете обратиться в филиал «ЦентрИнформа» и в любую другую официальную точку выдачи.
Для того чтобы заказать ключ, нужно сделать следующее:
Зарегистрироваться на сайте и заполнить анкету в «Личном кабинете».
Выбрать офис, в котором будете получать ключ (измените город, если геопозиция на сайте определилась неправильно), тип ключа («Рутокен» или «Джакарта» — для ЕГАИС разницы нет) и дополнительные услуги, если нужно.
Оплатить счёт в «Личном кабинете».
Скачать документы в «Личном кабинете» и распечатать. Для ИП и организаций списки будут разные. «ЦентрИнформ» просит каждый документ уместить на одном листе формата А4 и распечатать его в таком виде.
Вас пригласят, когда ключ будет готов. В центре выдадут программу для активации, ключ и два ПИН-кода.
Активируйте ключ
Для того чтобы активировать ключ и зарегистрироваться в ЕГАИС, нужен ноутбук, работающий на Windows, с оперативной памятью от 2 ГБ и процессором от 1,8 ГГц.
Вставьте в ноутбук флешку, запустите программу, которую выдали в центре (для активации ключа «Джакарта» или «Рутокен»), и следуйте инструкциям на экране. Не вынимайте ключ, пока активация не закончится.
Установите сертификат RSA
Здесь понадобятся два ПИН-кода, которые выдали в «ЦентрИнформе».
ЕГАИС: как работать с алкоголем
Как работать в ЕГАИС — одна из главных тем среди всего бизнеса, так или иначе связанного с оборотом алкоголя в стране. Несмотря на то, что система ЕГАИС была введена еще в 2017 году, остается много вопросов у предпринимателей, импортеров и оптовиков, каким образом в ней работать и для чего были введены новые требования. Мы собрали самый актуальный материал по ЕГАИС, как работать в системе, что необходимо приобрести, чтобы стать ее участником и торговать рознице.
Регистрация и подключение к ЕГАИС от 1 дня
Установка ЕГАИС и оформление электронного ключа. Помощь в подборе оборудования и программного обеспечения. Все сопутствующие услуги.
Что такое ЕГАИС?
ЕГАИС — это единая система учета товарооборота алкогольной продукции на внутреннем рынке России. По факту, она контролирует движение товара от производственных мощностей до конечного потребителя. Учитывается и крепкий алкоголь, и пивная продукция. Система ЕГАИС введена для борьбы с контрфактным и недоброкачественным алкоголем, который по статистическим данным занимает около 30% всего оборота. Степень контроля зависит от крепости алкоголя. Так для крепких напитков введен помарочный учет, а для пива условия гораздо более мягкие. Благодаря системе можно проследить историю каждой бутылки.
Выигрывают все: государство получает свою долю налогов для развития экономики, производитель становится конкурентоспособным, ритейлер заслуживает лояльность покупателей, предоставляя всю информацию о товаре.
Функции ЕГАИС
В том случае, когда сфера деятельности компании связана с торговлей спиртосодержащими напитками, появляется необходимость отчетности в ЕГАИС. На онлайн-кассу устанавливается специальный модуль (УТМ), основная задача которого отправлять данные в информационную систему.
ЕГАИС выполняет следующие задачи:
- мониторинг и аналитика развития товарооборота в этой области; учет оборота спиртных напитков, начиная от производителя и до розницы, в разрезе разного содержания спирта в напитках; учет ввезенного алкоголя и его доли на отечественном рынке; контроль количества акцизных марок и сравнение с реальными продажами; контроль документооборота, выявление контрфактного товара.
Именно последний пункт считается наиболее важной миссией системы для устранения «теневого» бизнеса и легализации всех площадок.
Кому необходимо обязательно работать с ЕГАИС
Необходимость работать с ЕГАИС зависит от многих факторов: местоположения, численности населения в конкретном населенном пункте и виде деятельности компании. Законодательством были установлены следующие сроки:
- организации, действующие в городах и селах — подтверждение закупки с 01.01.2016, отчет о продажах с 01.07 того же года; компании по производству слабоалкогольных напитков, с оборотом менее 300 тысяч декалитров в год — оборот с января 2016; те, кто выпускает больше этого показателя — фиксируют производство и оборот с октября 2015; дилеры, оптовики — отчитываются об обороте с первого месяца 2016 года; ИП, закупающие напитки с легким содержанием спирта с последующей перепродажей — отчет о закупке с 01.01.2016. Некоторые предприниматели получали отсрочку, однако она уже давно прошла и теперь остались только некоторые категории, которым не обязательно регистрироваться и работать с ЕГАИС, а именно: изготовители пива и подобных напитков, которые производят меньше трехсот тыс. декалитров в год; владельцы виноградных плантаций, выпускающих шампанские и вина; розница, осуществляющая торговлю исключительно слабоалкогольным товаром.
Как подключить ЕГАИС
Что нужно для подключения и работы с ЕГАИС
Работать с ЕГАИС можно только после того, как торговая точка установила все необходимое оборудование и программное обеспечение. К таковым относятся:
- Компьютер с возможностью работать с ЕГАИС — требуются минимальные системные требования, они указаны на сайте системы. Стабильный интернет — необходим для отправки информации о приеме или продаже товара. УТМ — транспортный модуль, через который производится отправка данных в ЕГАИС, его могут предоставить бесплатно в ФСРАР. Для этого предприниматель должен получить КЭП, зарегистрироваться на официальном сайте ЕГАИС и после скачать модуль на компьютер. Криптоключ с электронной подписью на JaCarta, подключаемый по USB к вычислительной технике. Сканер с функцией считывания двухмерных меток PDF-417. Онлайн-касса с возможностью работы с ЕГАИС. Программа для работы с ЕГАИС. Сама по себе ЕГАИС, как и УТМ не имеют интерфейса для пользователя. Чтобы работать в системе, нужно обязательно установить программное обеспечение.
Если предусматривается торговля пивом и другим не крепким алкоголем, сканер не потребуется.
Система ЕГАИС алкоголь: как с ней работать
На сегодня разработана новая версия ЕГАИС 3.0, которая позволяет осуществлять контроль не только за выпуском и конечной реализацией, но и проводить мониторинг по всей цепочке движения спиртного товара. Новая модель работает эффективнее, при этом для участников бизнеса мало что усложнилось. Остаются такие же требования и отчетность, как и ранее. Изменения коснулись, прежде всего, промежуточной цепочки, оптовиков, транспортных служб и т.д. Ниже вы найдете инструкцию о том, как работать в ЕГАИС.
Как работает ЕГАИС в рознице
Рассмотрим ключевые моменты, как работать с системой ЕГАИС розничным магазинам.
Спиртосодержащий товар, как и любой другой, начинает свой путь к рознице от производителя или поставщика. При этом не важно, каким образом оформлена торговая точка — ООО или ИП, схема для всех одинакова. Отчетность по закупке товара обязательна как для крепкого алкоголя, так и для пивных напитков.
- партия товара отправляется в торговую точку, сопровождается двумя типами накладных: электронной для ЕГАИС и бумажной для экспедитора; владелец магазина сверяет коды, указанные в обеих накладных. При совпадении фактического товара с электронным и бумажным носителем, подтверждает прием цифровой и обычной подписями; если выявлено несоответствие — отказ или оформление акта расхождения, которые также фиксируются в ЕГАИС.
Продажа крепкого алкоголя
Приняв товар на баланс, торговля происходит таким образом:
- Кассир сканирует обычный линейный штрих-код, а затем акцизную марку (метка PDF-417), фиксируя факт продажи в ЕГАИС. Покупателю выдается чек с QR-кодом, который потребитель может отсканировать смартфоном и получить полную информацию о купленном алкоголе. Данные о проданном товаре переходят в УТМ, затем при использовании подсоединенного ключа электронной подписи, данные уходят в Росалкогольрегулирование.
Продажа слабоалкогольных напитков
Такой алгоритм как у крепкого алкоголя никак не касается напитков с легким содержанием спирта — пива, медовухи, сидра и т.п. Для них существует два способа для легальной торговли:
- ручным способом с ведением журнала в бумажном или электронном виде — в него вносится каждая продажа не позднее одного дня после реализации; добровольным подключением к ЕГАИС, работать с которым такой предприниматель не обязан, а может только по собственному усмотрению. Этот метод может показаться более затратным, однако, избавляет предпринимателя от ручного ведения учета, что многим бизнесменам кажется более приемлемым вариантом.
Если точка общепита торгует слабым алкоголем в розлив, алгоритм действий такой же, как и предыдущий с одним уточнением — в ЕГАИС фиксируется только факт вскрытия тары без последующего внесения данных о каждом литре.
Ответственность и штрафы
Рассмотрим, какие штрафные санкции предусмотрены за нарушения при работе с системой ЕГАИС.
Нарушение правил розничной продажи:
- Штраф для сотрудников от 20 до 40 тыс. руб. Штраф для организации от 100 до 300 тыс. руб.
Товар может быть конфискован.
Производство алкогольной продукции без лицензии:
- Для сотрудников штраф от 500 тыс. до 1 млн. руб. или дисквалификация до 3 лет Для юрлица штраф в размере одной пятой части дохода за прошлый год, но не меньше 3 млн. руб. Возможна приостановка деятельности до 90 дней
Возможны конфискации оборудования, товара и др.
Продажа алкоголя физическими лицами незаконно:
- Штраф для физлиц от 30 до 50 тыс. руб. с конфискацией товара Предпринимателя или производителя вина оштрафуют от 100 до 200 тыс. руб. с конфискацией товара
Нарушения в порядке учета алкоголя, если не работать с ЕГАИС:
- Штраф для сотрудника от 10 до 15 тыс. руб. Для юрлиц от 150 до 200 тыс. руб.
За не выданный чек по алкоголю:
За нарушения в крупном размере положена уголовная ответственность. За производство и оборот в крупном размере выпишут штраф, исправительные работы или лишение свободы до трех лет. За особо крупные нарушения штраф увеличится до 4 млн. руб. и может быть назначено лишение свободы на срок до 5 лет.
Нужна помощь в подключении ЕГАИС?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем подключить ЕГАИС.
Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
ЕГАИС система: зачем нужна, принцип работы, как зарегистрироваться
Все что касается алкогольной продукции, все находится в базе данных ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система). Чтобы в ней разобраться, стоит рассмотреть понятие и основные задачи, которые решает система. При работе с программным обеспечением надо обратить внимание на сроки заполнения форм и штрафы.
Содержание:
Что такое, как работает
ЕГАИС — это государственная система, направленная на контроль производства оборота качества и безопасности этилового спирта. Регулируются сделки с алкогольной и спиртосодержащей продукцией, производится контроль соответствия лицензий, а также отслеживается информация по объему производства этилового спирта на территории Российской федерации.
Работа строится за счет сбора информации о производстве, транспортировке и реализации алкогольной продукции. Сведения перепроверяются и на основании этого формируются каталоги. Реализаторы, покупатели, производители ведут учет продукции и данные обновляются.
Данные о том, кто должен регистрироваться в системе ЕГАИС для возможности осуществлять торговлю алкогольными напитками, представлены в таблице:
Участники оборота | Фиксируют в ЕГАИС |
Организации, выпускающие пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху, при производстве более 300 тысяч декалитров в год | Производство и оборот |
Организации выпускающие пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху, при производстве менее 300 тысяч декалитров в год | Оборот |
Организации, занятые закупкой, хранением и поставкой алкогольной и спиртосодержащей продукции | Оборот |
ИП, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с ее последующей розничной продажей | Закупка |
Организации, торгующие алкогольной продукцией в розницу (в городах и сельских поселениях) | Закупка и розничная продажа |
Функционал и задачи
Рассматривая систему ЕГАИС, как единую сеть по контролю спиртосодержащий продуктов, можно выделить основные задачи:
Поскольку в системе ЕГАИС содержится полная информация о поставщиках, есть возможность контролировать качество продукции. Учитывается концентрация этилового спирта, оценка готового товара. Когда данные передаются в систему ЕГАИС, запрашивается подтверждение.
Система позволяет осуществлять учет реальных технологических потерь этилового спирта. Вносятся данные о нуждах и проценте брака спиртосодержащей продукции. Отслеживаются закупки и формируются сводные ведомости.
Благодаря системе ЕГАИС известно о перемещении алкоголя даже внутри одной организации. Функционал программы изменяется в зависимости от вида деятельности компании и вида лицензии.
Личный кабинет, подключение, регистрация
Вход в личный кабинет ЕГАИС возможен по ссылке В открывшемся окне сообщается, что необходимо вставить в компьютер аппаратный криптоключ с сертификатом усиленной квалифицированной электронной подписи. Он может быть выдан любым аккредитованным органом Минкомсвязь РФ. Перед пользователем отображает окно с ПИН-кодом аппаратного ключа.
Инструкция по регистрации:
Чтобы установить плагин, необходимо перейти по ссылке и выбрать “скачать”. Новый файл требуется распаковать при помощи архиватора. Следуя инструкции, важно произвести перезагрузку персонального компьютера.
Следующий этап регистрации – проверка. В среднем она отнимает времени до 1 минуты. Для подтверждения профиля есть несколько вариантов:
Электронная почта требуется для того, чтобы от сайта пришло письмо с паролем. Войти в личный кабинет получится при условиях:
Соответствие всем требованиям можно проверить в режиме реального времени. Для этого есть кнопка «нажать».
Регистрация обращений к Дежурной службе ЕГАИС возможна по инструкции:
Если проблема по заявки не решена с первого раза, Дежурная служба ЕГАИС формирует новое обращения. Часто нужна дополнительная консультация.
Функции личного кабинета:
Через личный кабинет возможно осуществление полного контроля спиртосодержащих продуктов. Механизм выстроен таким образом, что дает возможность бороться с контрафактными товарами.
Интерфейс программы содержит много данных, поэтому все необходимо систематизировать.
Пользователь вызывает панель навигации и ему показываются все функции. Есть возможность работать в режиме постоянного изображения.
Менеджер печати
Справочники подразделяются на сопроводительные и разрешительные документы. В интерфейсе отображается наименование АП. Показаны строки акциза, можно перейти в образцы марок.
В рубрике документооборота представлены списки ФСМ. В отдельную рубрику выделены ведомости и акты инвентаризации. По использованию ФСМ представлены отчеты и накладные.
Данные могут быть направлены на печать либо сканирование.
Журналы делятся на категории:
Штрихкодирование отображается в рубрике отчетов. Есть сведения по движению СМ.
Оператор организации-производителя имеет четкую структуру.
В журналах отображаются текущие события. В рубрике «справочники» есть классификаторы продукции и сопроводительные документы. Пользователь может просматривать ставки акциза и ГОСТы. Есть данные про тару и образцы марок. Виды сырья и дистилляты также показаны в рубрике «справочники».
Если смотреть документооборот, есть сведения об отгрузке. Можно переключиться на акты либо заявки. Представлены сведения о ввозе и вывозе продукции. На экране отображается балансная документация и расходы. Рубрика «администрирование» включает информацию об импорте товаров.
При работе с электронными документами стоит придерживаться инструкции:
В программе ЕГАИС в любой момент можно отредактировать форму для работы. Для этого осуществляется переход в рубрику «документооборот». Необходимо выбрать пункт «сведения для получения». В форме отображается история, показан статус и тип сведений. В нижней области подсвечиваются кнопки применения фильтра и отмены операции.
Поля для заполнения:
Если речь идет об импортной продукции, стоит поставить галочку. В интерфейсе отображена форма создания записи или документа. В рубрике «документооборот» разрешается выбирать необходимый продукт. Если рассматривать акт о браке продукции, представлены поля для заполнения ЕГАИС:
После заполнения данных важно указать тип брака. Пользователь имеет возможность внести комментарий. В нижнем поле акта о браке предусмотрены графы нефасованной и импортной продукции.
Работа с архивом записей происходит по правилам. В базе данных содержатся такие справочники:
Для быстрого входа в архив есть советующий значок на панели управления. Любые записи разрешается редактировались либо удалять. В архив вносят только те документы, которые не находятся в обороте. Такие записи не используются для составления новой отчетности. При отправке сведений в архив появляется окно уведомления.
Пользователь может согласиться с операцией или произвести отмену. Также предусмотрена опция для восстановления документов. В верхней области панели управления есть соответствующий значок. При его выборе на экране появляется фильтр. Пользователь способен сделать сортировку документов по дате. Выбирается начальное и конечное число. На экране показаны кнопки применения и отмены операции. В окне восстановления из архива отображаются такие столбцы:
Сопроводительные и разрешительные документы включают в себя большую базу данных, без которой невозможно отгружать либо принимать алкогольную продукцию. Их перечень описан постановлением правительства РФ № 148. Согласно пункту 3.1 сертификаты запрещается сдавать в архив.
С целью проверки сопроводительных и разрешительных документов важно перейти в рубрику «справочники». На экране появляется поле с типом документа и его наименованием. Есть возможность применять фильтр или отменять последнюю операцию. В нижней области отображаются функции:
В таблице есть графы с наименованием документа и его номером. Обязательно указывается дата выдачи. В последнюю очередь прописывается наименование и код организации.
Чтобы добавить новую запись, необходимо выбрать соответствующую кнопку на панели. Отображается информация о номере и типе документа. Также заполняется поле «продукция».
Просмотр записей справочника стал возможен благодаря функции «свойства». На экране появляется окно с рубриками:
У пользователя есть возможность редактировать записи, изменяя, к примеру, дату выдачи или продукцию. Важно перепроверить наименование и полные данные организации.
АП в программе – это локальный справочник, который отображает полную информацию о производителе продукции. По форме видны сведения о группе, есть краткое описание. Иногда назначается подгруппа, имеется специальный код.
Когда необходимая запись найдена, остается вбирать кнопку «восстановить».
Розница
На сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ внизу страницы представлен порядок участника система при фиксации данных в ЕГАИС. Непосредственно в пункте 5 говорится об отражении рыночной продажи алкогольной продукции. Когда покупатель приносит на кассу алкоголь, в обязанности кассира входить считывание его кода.
На экране высвечивается надпись про сканирование штрихкода. Используя сканер, необходимо поднести товар и провести операцию. После считывания выдается чек. Кассир закрывает продажу, когда операция произведена. Персональное оборудование при этом обрабатывает данные.
Если все прошло нормально, то появляется файл с расширением xml. Его путь лежит в транспортные модули ЕГАИС. Сотрудник организации составляется квитанцию и далее она направится к кассе. Чек считается закрытым, когда поставлена специальная печать (слип алкогольной продукции).
QR-код на упаковке товара дает возможность пользователю проверить его легальность. Для этого необходимо перейти на ресурс Росалкогольрегулирование.
В таблице представлены типовые решения 1с для розницы, которые совместимы с системой ЕГАИС:
1С:Розница (ред. 1.0) | Реализовано 1.0.19 от 23.10.2015 |
1С:Розница (ред. 2.1) | Реализовано 2.1.9 от 02.10.2015 |
1С:Управление торговлей (ред. 10.3) | Реализовано 10.3.34.2 от 23.11.2015 |
1С:ERP Управление предприятием (ред. 2.1) | Реализовано в 2.1.3.55 от 18.12.2015 |
1С:Комплексная автоматизация (ред. 1.1) | Реализовано 1.1.66.2 от 03.12.2015 |
1С:Управление небольшой фирмой (ред. 1.6) | Реализовано в 1.5.4 от 17.12.2015 |
1С:Управление небольшой фирмой (ред. 1.5) | Реализовано в 1.5.4 от 17.12.2015 |
1С:Управление производственным предприятием (ред. 1.3) | Реализовано в 1.3.71.2 от 02.12.2015 |
1С:Управление торговлей (ред. 11.0) | Реализовано в 11.2.3.66 от 25.12.2015 |
1С:Комплексная автоматизация 8 (ред. 2.0) | Реализовано в 2.0.3.67 от 30.12.2015 |
1С:Бухгалтерия 8 (ред. 3.0) | Реализовано в 3.0.43.32 от 25.12.2015 |
1С:Предприниматель 2015 | Реализовано в 3.0.43 от 25.12.2015 |
Функциональность системы дает возможность вести учет информации по производству этилового спирта:
Загрузка файлов АСИиУ налажена в автоматическом режиме. Пользователь способен перепроверить его статус. Если заглянуть в журнал АСИиУ, отображается история каждого файла, а также содержание. В конечном счете, все данные фиксируются в ЕГАИС.
Второй пункт – учет информации об объёме этилового спирта для нужд ЭС, АП, СП.
Участнику системы отображаются сведения об отгрузке этилового спирта. Речь идет об электронном документе. Он формируется в организации на момент отправки. Учитываются все спиртосодержащие товары. Они должны значиться в товарно-транспортной накладной. Порядок заполнения документов регламентируется Федеральным Законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» 1995 года. Если при отправке товаров данной категории отсутствует товарно-транспортная накладная, его транспортировка считается нелегальной.
Отгружаемая продукция вносится в ЕГАИС при помощи инструмента – расходная накладная. Заполняется графа «грузоотправитель» и «сведения». Если все сделано правильно, формируется документ «сведения об отгрузке». Оператор имеет полное право просматривать все данные по отгрузкам. Если изучать список, отображены документы с различным статусом.
В первую очередь, интересуют сведения с пометкой «создано». Задача оператора – дополнить свойства. Когда документ выбран, его можно корректировать. Разрешается вносить любые данные, которые отсутствуют в оригинале. Если требуемый документ на продукцию отсутствует, оператор самостоятельно создает сведения. Во время редактирования стоит просматривать данные. При внесении новой информации следует выбрать функцию «ввод». При сохранении выбирается тип и формат файла.
Второй электронный документ учета – это сведения о получении. Он формируется организацией–грузополучателем и заносится в систему ЕГАИС. Если спиртосодержащий товар переправляется на прежнее место, формируются сведения об отгрузке. Затем создается документ о получении. Этот пакет называется возвратным. Он заполняется, как грузоотправителем, так и грузополучателем.
При повторной отправке товаров в документах делается пометка «возврат». Аналогичная приписка ставится в документах грузополучателя. Система ЕГАИС дает возможность создать документы и отправить их для проверки в региональные центры управления.
Чтобы поставить продукцию на баланс, заполняются сведения. Документ составляется лишь в том случае, когда другие способы невозможны. Чаще всего требуются лишь данные о получении, или можно делать отметку в средствах АСИиУ.
Подобные случаи считаются распространенными в организациях, которые занимаются самостоятельным изготовлением виноматериалов. Продукция такого типа не проходит через счетчики, заполненные сведения направляются в МРУ ближайшего федерального округа. Когда произведена их фиксация, следует перенаправление в вышестоящий орган – ФЦУК.
Сроки
Сроки сдачи алкогольной декларации прописаны в постановлении правительства № 818.
При заполнении документов по объемам собранного винограда форма утверждена приложением 13-15. Сдача декларации происходит 15 февраля 2020 года (не позже).
Штрафы
В КоАП прописаны штрафные меры в отношении людей, которые нарушили порядок фиксации информации об объемах оборота алкоголя в системе ЕГАИС. Для физических и юридических лиц суммы абсолютно разные. К примеру, руководители компаний при нарушении норм законодательства должны оплачивать штрафы на сумму до 15 тыс. рублей. В случае с юридическими лицами, сумма возрастает до 200 тыс. рублей.
Когда отмечены нарушения по декларированию закупок, санкции налаживаются на конкретные ответственные лица. Причиной может стать незаполненный журнал или в нем могут указываться недостоверные данные.
Когда дело доходит до реализации продукции с фальшивыми акцизными маркам, штрафы возрастают до 300 тыс. руб. В ст. 15 КоАП говорится об ответственности лиц, которые отвечают за продажу спиртосодержащей продукции.
Если физическое, юридическое лицо приобретает продукцию без акцизных марок, также следует наказание. Однако это касается лишь тех случаев, когда доказано, что покупателю было известно о нарушении со стороны продавца. Помимо штрафных санкций по закону применяются исправительные работы либо арест.