Что такое система государственного управления
Система государственного и муниципального управления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Система государственного управления
Сущность управления проявляется как функция любой сложно организованной системы с целью ее сохранения, обеспечения функционирования и реализации целей. Суть управления состоит в осуществлении субъектом управления целенаправленного воздействия на объект управления.
В качестве объект управления могут выступать вещи, явления, процессы, общество, в качестве субъекта –всегда человек или формы объединения людей.
Государство также выступает в качестве объекта управления. Государственное управление является одной из основных сфер применения и действия административного права.
Государственное управление (в узком смысле) – это определенная разновидность государственной деятельности, подразумевающая реализацию государственной власти в ее исполнительной ветви посредством системы специализированных органов государственной власти.
Государственное управление (в широком смысле) – это органов государственной власти всех ветвей с целью упорядочения общественных отношений.
Выделяют три группы государственной деятельности, осуществляемой для реализации государственной власти:
Готовые работы на аналогичную тему
Помимо этого, существуют видовые формы государственной деятельности, такие как прокурорская, счетно-надзорная, по защите прав человека и так далее.
Также выделяют формы государственной деятельности функционального характера, например, правоохранительную, следственную, дознавательную, регулирующую и так далее.
Признаками государственной власти являются:
Система муниципального управления
Территориально практически любое государство (исключение – карликовые) представляет собой совокупность административных единиц, интересы которых учитываются при построении системы муниципального управления.
Как правило, муниципальные образования могут создаваться в границах административно-территориальных единиц, хотя это и не обязательно. При этом муниципальное образование не идентично административно-территориальной единице. Муниципальные образования выделяются на основе социально-территориальной общности людей, населяющих определенную территорию. Эта общность наделяется правом осуществления муниципального управления, выборного создания органов его осуществления.
Муниципальное управление является формой локальной реализации власти, осуществляемой в пределах конкретного муниципального образования (городского или сельского поселения, городского округа и так далее). Основное назначение муниципального управления состоит в обеспечении решения вопросов местного значения местным населением – либо непосредственным волеизъявлением (например, в форме референдума), либо через выборные органы муниципального управления.
Муниципальное управление – разновидность управления общественными отношениями на уровне локального сообщества жителей определенного муниципального образования.
Муниципальное управление осуществляется местным населением самостоятельно и под свою ответственность.
Организация системы муниципального управления принимает во внимание особенности исторического развития территорий и их традиции.
Муниципальное управление отделено от системы государственной власти.
Автономность муниципального управления относительна по ряду причин, к числу которых следует отнести:
В общем смысле компетенция муниципального управления ограничивается решение вопросов местного значения.
Система государственного управления, ее основные элементы
Теория систем, системный анализ, системный подход прочно утвердились в качестве теоретико-методологического инструментария при анализе проблем социального управления.
Сущность системного подхода к государственному и муниципальному управлению заключается в том, что гос. и мун. управление есть система, т.е. целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого.
Общая теория систем в полном, целостном виде редко применялась к анализу государственного управления. Однако в последнее время ряд ее основополагающих понятий все более применяются государствоведами, особенно такие понятия как система власти, устойчивость, стабильность, обратная связь и т.д.
Система государственного управления – категория недавно рожденная, и поэтому трактовки этого термина достаточно плюралистичны.
1. СГУ представляет собой некоторое теоретическое построение, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных явлений в сфере управления. В этом случае данная категория является средством системного анализа государственного управления. Она применима к любому относительно целостному политико-правовому образованию: государству, госвласти, госоргану.
2. Второй аспект представляет более конкретное значение системы – механизм формирования и функционирования госвласти и управления, включающий нормы, организационные структуры, отношения, коммуникации.
Мы различаем понятия целого и целостности. Целое – состоящее из частей, взаимодействующих друг с другом. Целостность – единство, это результат взаимодействия и взаимосвязи, обеспечивающий устойчивость, качественную определенность.
Элементом системы будем называть ее части, внутреннее строение которых не является определяющим для функционирования системы в целом.
Компонентами системы (подсистемами) будем называть системообразующие части, создающие качественность системы. При этом все компоненты взаимосвязаны, но одновременно и автономны и сами создают свою систему элементов. Каждый гражданин (объект или субъект) может рассматриваться как своеобразная система: знаний, сознания, поведения, интересов, ценностей, моделей поведения.
Приобретая самостоятельность государство становиться над обществом, подчиняя его интересы, интересам аппарата государственной власти, реализуя последние через систему государственного управления.
Система государственного управления – это определенная совокупность иерархически связанных между собой органов власти и управления, во взаимодействии реализующих управление государственной сферой экономики и социальной жизни и обеспечивающих исполнение законов, конституционно установленных прав и свобод граждан.
Всякая система управления имеет как субъектную, так и объектную природу и может быть рассмотрена только с учетом многоуровневых взаимодействий. Система органов государственного управления имеет сложную и, как правило, многоуровневую структуру (Рис.1).
|
Рис. 1 Многомерная структура субъекта государственного управления
При этом основными элементами системы государственного управления являются: субъект, объект, законы управления, его функции, методы и принципы, инструментарий (Рис. 2).
Рис.2 Система государственного управления
Специфика государственного управления заключается в том, что субъектом выступает уполномоченный представительный аппарат, осуществляющий свои функции только на профессиональной основе.
В сфере государственного управления можно выделить следующие способы воздействия субъекта на объект: постоянное или эпизодическое, силовое и мягкое, радикальное и постепенное, прямое и опосредованное.
Социологические методы (осуществление массовых наблюдений). Обработка результатов предполагает использование статистических методов. Относительно быстрые результаты предполагает метод технического анализа труда. Этот метод состоит в детальном наблюдении за объектом труда (за прохождением поданного кем-либо заявлением), определении проходимого пути с точной фиксацией того, что происходит на каждом этапе.
Сравнительный метод (результаты исследований дополняются благодаря сравнению их с аналогичными результатами других исследований при соблюдении обязательного условия сравнимости).
Метод «кейс стади» – деловые игры. В наук административного управления он дает многое, широко распространен в школах государственного управления ведущих университетов США и европейских стран.
К перечню объектов государственного управления следует отнести социально-экономические процессы, общественные институты, различные социальные группы. Кроме этого объектом может являться любая составляющая самого субъекта. При этом объект сам способен обретать свойства субъекта (общественное самоуправление).
Предметом системы государственного управления является территориальное образование, которое может выступать в роли государства, региона, другого территориального поселения.
Основу системы государственного управления составляют горизонтальные и вертикальные связи (ветви и уровни власти).
Государственное управление возможно благодаря осуществлению государственной власти (орган легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса).
Государственное управление реализует следующие функции:
· институциональную (утверждение необходимых решений по социально-экономическим вопросам);
· регулятивную ((нормы, законы);
· целеполагающую (определение приоритетов социально-экономического развития);
· функциональную (разработка и реализация действий по поддержке инфраструктуры государства в лице ведущих отраслей);
· идеологическую (формирование национальной идеи).
Основными принципами государственного управления являются:
· принцип комплиментарности (непрерывность в структуре власти);
· субсидарности (распределение полномочий между уровнями власти);
· гомогенности (преимущество федерального права перед региональным).
Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его институтов.
В структуре системы государственного управления можно выделить шесть компонентов или подсистем.
Институциональная подсистема, т.е. совокупность органов административного управления и должностей в штатном расписании государственных и муниципальных учреждений, создаваемых на основе законов, указов Президента, постановлений Правительства и т.д. (административный аппарат, гражданская служба, обеспечивающая функции институтов государственной и муниципальной власти).
Изучение институциональной подсистемы позволяет понять, кто уполномочен и реализует власть, доводит решения до осуществления.
Нормативно-правовая подсистема – совокупность норм административного и конституционного права, на основе которых строится и функционирует институциональная подсистема.
Коммуникативная подсистема – наличие субъектно-объектных, субординационных отношений в системе связей и взаимодействия государственных учреждений, должностных лиц. Наряду с официальными отношениями, регулируемыми положениями, регламентами, должностными инструкциями существуют неофициальные (деловые, неформальные) отношения. Только наладив систему связей, потоков документов, информации можно добиться эффективности управления (интеграция).
Функционально-структурная подсистема – совокупность управленческих функций различающихся по предмету (содержанию), объему, методам воздействия, позволяющая определить оптимальную структуру органа, его подразделений, предложить методику организационных изменений.
Кадровая подсистема – системообразующий компонент системы государственного и муниципального управления. Государственными и муниципальными служащими могут быть только подготовленные профессионалы управления.
Профессионально-культурная подсистема – во многом определяет целостность и зрелость государственных учреждений. Профессионально-управленческая культура – субъективный фактор управления, определенное слияние интелекта и действий служащих и организации, включает в себя правовую, политическую и профессионально-квалификационную культуру: культуру общения, принятия решений, мотивационную, информационную культуру.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Глава 7. Система государственного управления
Государство представляет собой комплекс институтов, учреждений и органов, каждый из которых выполняет свои специфические функции законодательного, исполнительного и судебного характера. Центральное место в его организационной структуре занимает система государственного управления. Главная ее функция — это управление важнейшими сферами общественной жизни, обеспечивающими единство и эффективное функционирование всего общества. Именно система управления играет определяющую роль в реализации внутренней и внешней политики государства.
7.1. Понятия «управление» и «система государственного управления»
Действующая в наши дни система государственного управления возникла вместе с появлением национального государства и современной политической системы. Показательно, что сами понятия «система государственного управления» и «теория государственного управления» вошли в политический лексикон лишь в конце ХIХ—XX вв.
Прежде всего возникает вопрос о том, какое содержание вкладывается в понятие «управление». Упрощенно управление можно рассматривать как руководство действиями определенной группы или коллектива людей по достижению какой-либо цели. Поскольку институт управления представляет собой важный структурно-функциональный элемент любой более или менее значимой организации или системы, будь то университет, государственный институт, церковь, деловое предприятие и др., его можно рассматривать как универсальный феномен.
Управляющая система занимает ключевое место в любой организации. Главное ее предназначение — сохранение и обеспечение единства и целостности организации, ее жизнеспособности и эффективного функционирования. Что касается системы государственного управления, то она представляет собой многогранный и сложный
институт. Эта сложность еще более возрастает в связи с происходящими в настоящее время в мире широкомасштабными и динамическими изменениями.
Понятие «система государственного управления», или «государственное управление», используется в узком и широком смысле. При узком его понимании имеется в виду деятельность исполнительной власти, прежде всего правительства и государственно-административного аппарата всех уровней, по организации и управлению различными областями общественной жизни. В широком толковании под управлением понимается деятельность государства в целом — от обеспечения национального суверенитета и защиты национальных интересов на международной арене до решения конкретных повседневных вопросов общественной жизни внутри страны. В этом смысле данное понятие в некоторых аспектах совпадает с политическим управлением, в задачу которого входят разработка, принятие и реализация высшим руководством страны долгосрочных и стратегических решений, определяющих приоритетные направления социально-экономического и политического развития страны.
Государственное управление — это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, каждому из которых отведены четко определенное место и функции. В этом смысле государство можно было бы назвать формой самоорганизации человеческих сообществ для управления социальными, экономическими и иными сферами и процессами в пределах каждой конкретной страны. К функциям государственного управления относятся реализация всего комплекса решений, принимаемых правительством и другими директивными органами; взимание налогов и распределение доходов; формирование и выполнение бюджета; создание и сохранение в надлежащем порядке инфраструктур всех сфер общественной жизни, осуществление связей с иностранными государствами и др.
Очевидно, что управление предполагает наличие субъекта и объекта управления, управляющих и управляемых. Под субъектом управления понимается специальный аппарат, включающий в себя систему институтов, органов, учреждений и организаций, в задачу которых входит выполнение широкого комплекса функций по управлению важнейшими сферами общественной жизни и отношений государства с остальным миром. Объект — это то, на что направлено управляющее воздействие.
Субъект и объект находятся в постоянных прямых и обратных связях друг с другом. В процессе этих связей выясняется то, как воспринимаются
и принимаются объектами распоряжения и приказы субъектов и как эти распоряжения и приказы выполняются. Процесс управления считается состоявшимся при передаче команды со стороны субъекта и принятии ее объектом. Наиболее приемлемой для современных реалий можно считать ситуацию, когда каждое действие субъекта вызывает адекватную обратную реакцию объекта управления. Поэтому отношения между субъектом и объектом нельзя рассматривать исключительно как отношения господства и подчинения, поскольку не менее важное значение здесь имеют отношения сотрудничества, взаимодействия, взаимного влияния и т. д.
Дата добавления: 2015-01-13 ; просмотров: 2138 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Понятие системы государственного управления
Система государственного управления представляет собой многогранный и сложный институт. Его сложность еще более возрастает в связи с происходящими в настоящее время в мире широкомасштабными и динамическими изменениями. Понятие «система государственного управления», или «государственное управление», используется в узком и широком значениях.
В узком значении имеется в виду деятельность исполнительной власти, прежде всего правительства и государственно-административного аппарата всех уровней по организации и управлению различными областями общественной жизни.
В широком значении под управлением понимается деятельность государства в целом — от обеспечения национального суверенитета и защиты национальных интересов на международной арене до решения конкретных повседневных вопросов общественной жизни внутри страны. В этом смысле оно в некоторых аспектах совпадает с политическим управлением, в задачу которого входят разработка, принятие и реализация высшим руководством страны долгосрочных и стратегических решений, определяющих приоритетные направления социально-экономического и политического развития страны.
Отличие системы государственного управления от других форм или видов управления состоит в том, что оно охватывает все общество, включая экономику, социальную сферу, культуру, образование, здравоохранение и др. Это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, каждому из которых отведены четко определенное место и функции. Управление нужно рассматривать как основополагающую функцию государства. В этом смысле государство можно было бы назвать формой самоорганизации человеческих сообществ для управления социальными, экономическими и иными сферами и процессами в пределах каждой конкретной страны.
Для выполнения консолидирующей и направляющей миссии, государство создает соответствующую систему органов и учреждений власти, осуществляющих разработку и реализацию государственной политики. Поэтому определение общего понятия политики должно отражать управленческую составляющую. С политико-социологической точки зрения политика— это властный способ организации общества, политический процесс достижения и поддержания его целостности на основе согласования разнообразных интересов, управление обществом со стороны политической элиты на основе институтов [9, с.12]. В приведенном определении политики акцент делается на ее управленческую функцию, которая в первую очередь проявляется в политико-управленческой деятельности государства, т.е. в государственной политике.
15.1.1.3. Основные научные подходы к определению государственной политики
В Новое время получила широкое распространение договорная теория происхождения государства, которую развивали Ж.Ж. Руссо [104] и Т. Гоббс [23]. Согласно этой теории, люди, пребывавшие первоначально в естественном (догосударственном) состоянии, решили сознательно создать государство (заключить договор), чтобы надежно обеспечить для всех основные права и свободы. Гоббс полагал, что общественный договор заключался между правителями и подданными как договор подчинения, а Руссо, напротив, утверждал, что договор имел место между самими гражданами как договор объединения. Именно соглашение людей — основа законной власти: каждый из договаривающихся подчиняется общей воле и в то же время выступает одним из участников этой воли.
Английский философ Д. Локк развил концепцию либерального государственного управления, где гражданское общество стоит впереди государства. С этой точки зрения единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и обременяет себя узами гражданского общества, — это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общества [65, с.361].
Главный либеральный принцип государственного управления: не человек для общества, а общество для человека. Государственное управление должно контролироваться гражданским обществом, при этом абсолютной ценностью признается свободная личность, и эффективность государственного управления оценивается в соответствии с тем, насколько последовательно и эффективно оно выражает интересы личности.
Основные положения классической теории правового государства были сформулированы еще в XIX в. немецким философом И. Кантом [44] (1724—1804). Они сохранили свою силу и значение до наших дней. Согласно Канту, правовое государство, в отличие от деспотического или полицейского, само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил.
Вот атрибуты правового государства, по И. Канту:
•основанная на законе свобода каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал свое согласие;
• гражданское равенство — признавать стоящим выше себя только того в составе народа, на кого он имеет моральную способность налагать такие же правовые обязанности, какие этот может налагать на него;
•атрибут гражданской самостоятельности. в правовых делах гражданская личность не должна быть представлена никем другим.
В России либеральную теорию государственного управления поддерживал Б.Н. Чичерин (1828—1904) [125]. Он полагал, что высшей формой развития государства является конституционная монархия. Если разграничить полномочия между монархом, аристократией и демократией, то может сформироваться справедливое государственное устройство. Чичерин предлагал снизить имущественный ценз и допустить Широкие слои общества к избирательному процессу, что должно привести к развитию демократических элементов управления.
Чичерин был убежден, что конституционная монархия может способствовать развитию местного самоуправления, причем последнее должно быть построено на исконных общественных традициях. Он воспринимал общину как корпоративный союз, который предшествовал возникновению государства. Компетенция общины в современном государстве должна быть разделена на дела местные (самоуправление) и дела государственные. Отношения государства и общины оформляются как юридические отношения: устанавливается баланс власти между государством и гражданским обществом. Таким образом, Чичерин был сторонником юридической (смешанной) модели местного самоуправления.
В рамках либеральной традиции в России развивались еще две версии местного самоуправления — общественная и государственная. В.Н. Пешков [14, с.14] (1810-1881) и А.И. Васильчиков (1818-1881) были сторонниками общественной теории самоуправления, согласно которой все местные дела должны быть отделены от государственного управления. Они были убеждены в том, что в России нельзя копировать европейский опыт самоуправления, поскольку исторические традиции русской общины сильно отличаются от европейского опыта самоуправления.
В России земские учреждения должны составлять особую систему, при этом в органах самоуправления станут действовать общественные союзы, к которым приравнивались сельские волости, магистраты и городские думы. Васильчиков предлагал также создать административные округа — уездные и губернские земские учреждения, в которых станут действовать представители местного общества [16, с.21].
Современные исследователи считают, что Васильчиков предложил хозяйственную теорию самоуправления (как особый вариант общественной теории), поскольку он не только отделял местное самоуправление от государственного управления, но и рассматривал самоуправляющуюся общину как самостоятельный хозяйственный субъект права, осуществляющий коммунальную деятельность, целью которой является удовлетворение основных потребностей местного населения.
Сторонниками государственной теории самоуправления в России были А.Д. Градовский [27] (1841-1889) и В.П. Безобразов (1828-1899) [14], согласно которым особых местных дел и вопросов не существует: если государство передает часть своих полномочий местному населению, то население должно действовать на правах органа государственной власти. Они полагали, что неэффективность местного самоуправления объясняется как раз тем, что коммунальные органы не обладают государственным статусом и не имеют реальной власти. Местное самоуправление с этой точки зрения представляет собой децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой юридических гарантий, которые, создавая децентрализацию, вместе с тем обеспечивают связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением.
В противовес либерализму, видевшему приоритеты государственного управления в развитии гражданского общества, марксистская теория рассматривала государство как политическую организацию экономически господствующего класса для подавления сопротивления его классовых противников. Согласно К. Марксу [68] и Ф. Энгельсу [129], государство возникло на определенном уровне развития производительных сил, когда общественное разделение труда привело к возникновению частной собственности, имущественного неравенства людей и расколу общества на антагонистические классы.
Экономикоцентризм марксистской концепции государства в том, что экономический базис общества — совокупность общественных отношений — признается первичным и определяющим, а политическая и идеологическая надстройка призвана следовать за ним. Основу развития общественно-экономичес-ких формаций составляют сменяющие друг друга азиатский, рабовладельческий, феодальный и буржуазный способы производства, которым соответствуют определенные типы государственного устройства. Высшей общественно-экономической формацией провозглашался коммунизм, при достижении которого государство отмирает, сменяясь общественным самоуправлением.
В России после победы Октябрьской революции государственное управление целиком стало отождествляться с политическим (в духе марксистской теории о направляющей роли коммунистической партии). И только в постсоветский период государственное управление стало рассматриваться в русле классической дихотомии политического и административно-государственного руководства.
Ленинская версия марксистского государства как республики Советов получила свое наиболее полное воплощение в бывшем СССР. Советы представляли собой выборные органы государственного управления, но при этом провозглашалась определяющая и направляющая роль КПСС. В советском государстве принятие всех государственных решений происходило на уровне высшего политического руководства, существовала государственная собственность на основные средства производства, государство участвовало непосредственно в управлении деятельностью ведущих предприятий, развивался институт государственного планирования (Госплан), определявший ценовую и тарифную политику и перспективы развития всех отраслей экономики.
Советская система представляла концентрацию всех трех ветвей власти в руках партии, которая обладала правом распределения ключевых должностей в законодательном, исполнительном и судебном аппарате. Распад СССР в 1991 г. послужил началом перехода от советской системы государственного управления к формированию современного демократического государства.
В XX в. с развитием международной интеграции классическая концепция правового государства была дополнена идеей о необходимости подчинения национальных правовых систем праву мирового сообщества. Многие европейские государства приняли решение, что в случае расхождения закона страны с международным договором суды обязаны руководствоваться последним. К числу отличительных признаков правового государства политологи относят теперь не только верховенство закона, но и его соответствие международному праву.
Идеи М. Вебера [18], В. Вильсона [20], Ф. Гуднау [29] оказали значительное воздействие на становление теории государственного управления как научной дисциплины. В их работах были высказаны и разработаны три основополагающие идеи научной теории государственного управления:
· государственное управление делится на две основные сферы — политическое и административное управление;
· аппарат административного управления находится в подчинении у политического руководства;
· кандидаты на политические должности избираются или назначаются на короткий период времени, а все государственные служащие, аппаратные работники, должны отбираться на основе системы профессиональных оценок и служить на постоянной основе (принцип пожизненного найма).
Концепция разделения государственного управления на политическое руководство и государственную службу (административно-государственное управление) была положена в основу классической теории государственного управления и получила широкое признание в разных странах мира. В странах Запада это привело к развитию сразу двух наук — теории административно-государственного управления (public administration) как менеджмента в государственных организациях и теории политического управления в рамках политической науки (political science).
В современной политико-социологической литературе сложились различные подходы к определению государственной политики. Например, в рамках теории «public Administration» она истолковывается как чувствительная к общественным потребностям институционально-управленческая практика государственной бюрократии, направленная на эффективное и производительное удовлетворение общественных потребностей. Вместе с тем широко применяется понятие «governance», интерпретируемое в зарубежной политико-социологической литературе как политическое руководство. Причем под руководством здесь понимается исключающая голое администрирование консолидированная кооперация государственных и неправительственных институтов и структур по обеспечению удовлетворения общественно значимых потребностей [108, с.262].
В научном обороте применяется также выражение «public policy», которое зачастую также интерпретируется как политика государства и других публичных политических организаций по удовлетворению потребностей населения. Оно выражает не только содержание государственной политики, но и политико-управленческую деятельность многочисленных институтов и органов политической системы общества в целом. Следует подчеркнуть, что в рассматриваемых случаях речь идет о приоритетном направлении управленческой деятельности государства, предусматривающем активное использование потенциала власти правительства для активного регулирования экономических, социальных и других видов общественных процессов. Вероятно, по этой причине, такие признанные специалисты в данной области знаний, как А. Шаркански [127], Ж.-Э. Лейн, определяют государственную политику через деятельность правительства по подготовке и исполнению набора политических решений относительно размещения общественных ресурсов, производства, распределения и перераспределения общественных благ [107, с.264].
В соответствии с вышеизложенным государственная политика— это процесс управленческого влияния институтов исполнительной власти государства на основные сферы общества, опирающийся на непосредственное применение государственных властных полномочий, как при разработке, так и при осуществлении регулирующего и организующего воздействия на все компоненты и аспекты экономики, социальной сферы и других подсистем общества посредством размещения ресурсов, распределения, перераспределения общественных благ и других мер. Государственную политику разрабатывают и осуществляют преимущественно такие публичные институты власти, как правительство, президент и др. Это не исключает возможность участия законодательных институтов в разработке политической стратегии и контроле за ее реализацией. Но парламент не является органом исполнения государственной политики, он выступает публичным институтом законодательной и представительной власти. В равной мере сказанное относится и ко всем другим политическим организациям, включая институты политического участия и гражданского общества.
Государственное управление — это организующая, исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая на основе действующих в стране законов и правовых норм. Оно оказывает упорядочивающее, целенаправленное воздействие на социальные, экономические и иные процессы. Его главная цель состоит в оптимальной организации деятельности объектов управления путем планирования, организации, регулирования и контролирования. В результате обеспечивается согласованность действий работников конкретного структурного подразделения, министерства, государства в целом в интересах всего общества.
15.1.1.3. Классификации основных видов государственной политики
В развитие высказанных выше положений следует заметить, что в современной политико-социологической литературе существует несколько критериев, на основе которых выделяются разные виды государственной политики. Согласно наиболее распространенному из них — виды политики выделяются в соответствии с характером объекта или сферы управления. В соответствии с этим политический процесс управленческого воздействия государства на экономику является экономической политикой, на социальную сферу — социальной политикой и т.д. Эти виды политики находятся в отношениях глубинной взаимосвязи друг с другом, и ни одна из них без взаимодействия с другими не может осуществить свои цели.
Другой критерий отражает направленность действия власти по вертикали или горизонтали. В первом случае речь идет о функционально-отраслевом политическом управлении, характеризующем соподчиненность центральных (федеральных) институтов и местных органов политико-управленческого воздействия. Во втором случае осуществляется управленческое воздействие на более конкретные объекты со стороны субъектов и институтов государственной власти в рамках основных видов политики. Речь идет об объектах, не имеющих таких параметров, как самостоятельные подсистемы общества, но функционируют в них в качестве относительно самостоятельных разновидностей того или иного вида политики. Например, внутри экономической политики выделяются промышленная, научно-техническая, энергетическая и другие виды государственной политики. Внутри социальной политики сосуществуют образовательная, жилищная, жилищно-коммунальная и другие разновидности политики. Примерно такаяже картина имеет место и в области культурной и других видов политики.
Еще один критерий — региональное измерение управленческого воздействия в пределах той или иной территории — дает основание выделять центральную (федеральную), региональную и муниципальную политику. Эти виды политики государства нельзя смешивать с предыдущими, ибо у них разная природа. Ведь в масштабах определенного региона или муниципального образования всегда можно выделить специфическую экономическую или социальную политику, которую проводят государственные и муниципальные органы данной территории.
Имеются и другие подходы к классификации основных видов государственной политики. Однако, несмотря на различия между перечисленными видами, все они предусматривают использование потенциала государственной власти и всего элементного состава системы государственной политики. Исключение, пожалуй, в российских условиях составляют муниципальные образования, в пределах которых, как правило, местным самоуправлением осуществляется собственная экономическая или социальная политика. Но поскольку муниципальная власть в России на основании действующей Конституции не входит в систему государственной власти, постольку и проводимая ею на местах политика может иметь статус только муниципальной. Хотя, как известно, при советской власти даже поселковый совет являлся звеном единой системы государственной власти и пользовался всеми присущими ей политическими полномочиями. И это облегчало решение многочисленных социально-экономических задач в процессе обеспечения стабильной жизнедеятельности всех без исключения территорий.