Что такое система художественных образов в стихотворении

Система образов в художественном произведении

Название литературного образа
Краткая характеристика
Художественный образ (общее понятие).
Форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала
Литературный персонаж
Действующее лицо литературного (эпического или драматического) произведения
Образ автора
Носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла
Образ рассказчика, образ повествователя.
Персонифицированный герой, повествующий о событиях
Образ лирического героя.
Образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.
Эпический герой
Герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения
Драматический герой
Действующее лицо драматического произведения
Главный герой
Основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения
Второстепенный персонаж
Герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения
Внесценический персонаж
Герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминаюшийся в речи действующих лиц

Образ рассказчика в литературном произведении

Тип рассказчика Краткая характеристика данного типа Пример

«Обрамляющий» условный рассказчик Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна И. С. Тургенев «Записки охотника»

Бесстрастный повествователь Изображает события как сторонний наблюдатель А. С. Пушкин «Повести Белкина»

Главный герой произведения Повествование в произведении ведется от лица главного героя Ф. М. Достоевский «Подросток»

Система рассказчиков Художественное произведение имеет форму:

— «рассказа в рассказе», когда от лица одного из собеседников описывается событие;

— связанных между собой повествований нескольких рассказчиков
Л. Н. Толстой «После бала»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Источник

Система образов в художественном произведении

Что такое система художественных образов в стихотворении. Смотреть фото Что такое система художественных образов в стихотворении. Смотреть картинку Что такое система художественных образов в стихотворении. Картинка про Что такое система художественных образов в стихотворении. Фото Что такое система художественных образов в стихотворении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
г. Реж
Система образов
в художественном произведении

Описание слайда:
Описание слайда:

Система образов
Система — это упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих.
Художественное произведение представляет собой образную систему, каждый элемент (образ) которой занимает определённое место и взаимодействует с другими элементами (образами).
Художественный образ — форма отражения действительности искусством (литературой), конкретная и вместе с тем обобщенная, созданная при помощи творческой фантазии автора картина человеческой жизни, преображенная в свете его эстетического идеала.

Описание слайда:

Классификация литературных образов
1. По предметности:
образы-детали — статичные описательные фрагментарные образы (пейзаж, портрет, интерьер);
образы-события — динамические моменты, развернутые во времени, связующие предметные подробности;
образы характеров и обстоятельств — герои в коллизиях и конфликтах;
образы судьбы и мира — глобальные образы бытия вообще в понимании художника.

Описание слайда:

2. По смысловой обобщённости:
индивидуальные — неповторимые, созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника, чаще всего встречаются у романтиков и писателей-фантастов (например, Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» В.Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в «Мастере и Маргарите» А. Булгакова);
характерные — отражающие закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевающие нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде (например, персонажи «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, пьес А. Островского);
типические — это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты (например, Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов);

Описание слайда:

мотив — устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста, может быть выделен в пределах одного или нескольких (как правило, объединенных в цикл) произведений писателя, в контексте всего его творчества, а также в контексте какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи («деревенская Русь» у С.Есенина, «Прекрасная Дама» у А. Блока и т.п.);
топос («общее место») — образ, характерный для целой культуры определённого периода или нации. Таковы топосы «мир как книга» в культуре европейского Средневековья, «мир как театр» — в культуре Возрождения; топосы дороги или зимы в русской литературе (в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Блока и др.);
архетип (термин «аналитической» психологии и эстетики швейцарского психолога К.Г. Юнга) — образ, заключающий в себе наиболее устойчивые и вездесущие «схемы» или «формулы» человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития (например, мифы о потопе, представления о «мировом древе» и их отражения в литературе).

Описание слайда:

По мере условности:
образ-символ
образ-аллегория
образ-миф

Описание слайда:

Образы автора, героя и персонажа

Образ автора — носитель авторской речи в художественном произведении, наделенный миропонимаем писателя, но в то же время передающий и долю авторского вымысла.
Образ рассказчика (повествователя) — персонифицированный герой, повествующий о событиях.
Образ лирического героя — образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный самому поэту, так как через личное, индивидуальное художник стремится показать типическое, характерное для эпохи в целом.

Описание слайда:

Эпический герой — герой эпического произведения, несущий черты национально-исторического значения.
Драматический герой — действующее лицо драматического произведения.
Главный герой — основное лицо повествования, вокруг которого выстраиваются центральные события художественного произведения.
Второстепенный персонаж — герой, не являющийся главным участником центрального конфликта произведения.
Внесценический персонаж — герой драматического произведения, не принимающий участия непосредственно в сюжете, но упоминающийся в речи действующих лиц.

Источник

Образность и точность поэтической речи

«Смыслы играют в прятки –
Прячутся между строк» http://www.stihi.ru/2014/06/18/2710
Лилия Силина

1. ЧТО ТАКОЕ ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА. ПРЕДМЕТ И МАТЕРИАЛ

» Крутила Вьюга фуэте без счёта…
Богаченко Татьяна
ВЬЮГА есть БАЛЕРИНА, признак – «крутить фуэте»
самое распространенное сравнение – с человеком: НЕЧТО есть ЧЕЛОВЕК. Такая метафора называется олицетворением или персонификацией»

3. ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Обратимся опять к психологии. И сделаем мы это исключительно для обоснования позиций читательского восприятия.

Помните, мы говорили о процессе оглядывания и ощупывания предметов на первом году становления человеческого сознания. Зрительные образы предметов с тех самых пор сочетаются с их пространственной топологией.

«Клин журавлей на фоне облаков. »
— можете ли Вы мысленно удлинить свою руку и провести пальцами между клином журавлей и облаками? Да, это возможно.
«И блещут облака, скользя в небесной сфере. »
— чувствуете? нет зазора между облаками и сферой, не просунуть туда пальцы.

«Голосило, а потом простыло
и застывшим голосом висит.»
— из контекста понятно, что речь идёт о младенце. Но Вы можете представить зрительно, как может нечто «висеть голосом»?

«Из-под клюва сирени мальками –
он идёт и четыре гвоздя
то ли крыльями, то ли руками
открывают у страха глаза»

К тому, что было сказано выше подыщем свежий пример
Перед грозой
Светлана Платицина http://www.stihi.ru/2013/01/28/8916
«А перед грозой тишина в разноцветии клумб
тревожно качает листы, как колодец гулка.
И первые капли вот-вот побегут по стеклу
дорожками спущенных петель на серых чулках.».

4. ТОЧНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ

А перед грозой тишина в разноцветии клумб
тревожно качает листы, как колодец гулка.
И первые капли вот-вот побегут по стеклу
дорожками спущенных петель на серых чулках.

Дождь мышью сторожкою в клейкой листве зашуршит.
Запахнет медово до тихой истомы в груди
от белых цветков вдоль забора притихших крушин,
в которых чуть слышно, как шмель недовольно гудит.

И враз по ручью пробежит мелким бисером зыбь!
И ливень стеною ударит в бревенчатый дом.
И шмель торопливо заищет приют от грозы
под низким карнизом, где ласточки свили гнездо.

Март-апрель, а по углам зима,
но сырая, пахнущая дерном.
Талый снег спускается с холма
в осветленном воздухе просторном.

Неуместны больше стоны,
Сила лета велика;
Тянут ветви липы, клены
В легкий шелест ветерка.

Сочной зелени сиянье
Под лазурный небосвод —
Отрицанием страданья
Жив сейчас лесной народ.

Источник

Виды художественных образов

1. Виды образов в эпосе и драме.
2. Понятие и споры о лирическом герое.

1. Волков И. Теория литературы. М., 1995.
2. Гуляев Н. Теория литературы. М., 1985.
3. Основы литературоведения. М., 2000.
4. Тимофеев Л., Тураев С. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.
5. Хализев В. Теория литературы. М., 1999.
6. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.

По характеру обобщенности художественные образы можно разделить на индивидуальные, характерные, типические, образы–мотивы, топосы и архетипы (мифологемы).
Индивидуальные образы характеризуются самобытностью, неповторимостью. Они обычно являются плодом воображения писателя. Индивидуальные образы чаще всего встречаются у романтиков и писателей–фантастов. Таковы, например, Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» В.Гюго, Демон в одноименной поэме М. Лермонтова, Воланд в «Мастере и Маргарите» А. Булгакова.
Характерный образ, в отличие от индивидуального, является обобщающим. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие многим людям определенной эпохи и ее общественных сфер (персонажи «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, пьес А. Островского).
Типичный образ представляет собой высшую ступень образа характерного. Типичное – это образцовое, показательное для определенной эпохи. Изображение типичных образов было одним из достижений реалистической литературы XIX века. Достаточно вспомнить отца Горио и Гобсека Бальзака, Анну Каренину и Платона Каратаева Л.Толстого, мадам Бовари Г.Флобера и др. Порой в художественном образе могут быть запечатлены как социально–исторические приметы эпохи, так и общечеловеческие черты характера того или иного героя (так называемые вечные образы) – Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Обломов …
Образы–мотивы и топосы выходят за рамки индивидуальных образов героев.

Источник

Художественный образ форма художественного мышлени

1. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность.
2. Самодвижение.
3. Многозначность и недосказанность.
4. Типы обобщения в литературе.
5. Единство рационального и эмоционального в художественном образе.
6. Единство объективного и субъективного в художественном образе.
7. Оригинальность художественного образа.

1. Бореев Ю. Эстетика в 2 Т. Смоленск, 1997.
2. Волков И. Теория литературы. М., 1995.
3. Основы литературоведения. М., 2000.

Художественный образ – это форма мышления в литературе. Это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Образ передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, который воспринимается нами как существующий на самом деле. Метафорическая природа художественной мысли предстает особенно наглядно в древнейших произведениях. Изображения таких мифологических существ, как дракон, кентавр (конь с головой мужчины), бог Анубис (человек с головой птицы в Др. Египте) являют собой модель художественного образа. Художественная мысль соединяет реальные явления, создавая невиданное существо, причудливо сочетающее в себе элементы своих прародителей. Древнеегипетский сфинкс – это не лев и не человек, а человек, представленный через льва, и лев, понятый через человека. Через причудливое сочетание человека и царя зверей человек познает и природу, и самого себя, всю свою царственную мощь и реальное господство над миром.
Структура художественного образа не всегда так наглядна как в сфинксе. Однако и в более сложных случаях в искусстве явления светятся и раскрываются одно через другое. В «Войне и мире» Толстого характер Андрея Болконского раскрывается и через любовь к Наташе, и через отношения с отцом, и через небо Аустерлица, и через тысячи вещей и людей, которые, как этот герой осознает в смертельной муке, «сопряжены» с каждым человеком.
Художник мыслит ассоциативно. Облако для него, как для чеховского Тригорина, похоже на рояль; судьбу же девушки он раскрывает через судьбу птицы: «сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка. Любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка, Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку».
В известном смысле образ строится по парадоксальной и, казалось бы, нелепой формуле: «В огороде бузина, а в Киеве дядька». В образе через «сопряжение» далеко отстоящих друг от друга явлений раскрываются неизвестные стороны и отношения реальности.
Художественный образ обладает своей логикой, он развивается по своим внутренним законам, обладая самодвижением. Художник задает все изначальные параметры самодвижения образа, но, задав их, он не может ничего изменить, не совершая насилия над художественной правдой. Жизненный материал, который лежит в основе произведения, ведет за собой, и художник порой приходит совсем не к тому выводу, к которому он стремился.
Внутренняя установка Л. Толстого заставляла его быть на стороне Каренина, но логика реалистического художественного мышления привела автора «Анны Карениной» к таким результатам, о которых он первоначально не думал. У А.С. Пушкина в «Евгении Онегине» Татьяна «неожиданно» для автора вышла замуж. Эмма Бовари «неожиданно» для Г. Флобера решила отравиться. Это все примеры проявления самодвижения характеров.
Герои произведений ведут себя по отношению к авторам, как дети по отношению к родителям. Они обязаны им жизнью, их характер в значительной степени сформирован под воздействием родителей, они «слушаются» их, выражая известную почтительность. Однако как только их характер оформится и окрепнет, они начинают действовать самостоятельно, по своей внутренней логике, и порою бывают «непослушны», не принимая во внимание «родительскую» (то бишь авторскую) волю.
Еще одна черта художественного образа – то, что он многозначен. В отличие от научно–логической мысли, где все четко и однозначно, образная мысль так же богата и глубока по своему значению и смыслу, как сама жизнь.
Один из аспектов многозначности образа – недосказанность. Для Чехова искусство писать – это искусство вычеркивать. Э. Хемингуэй сравнивал художественное произведение с айсбергом: небольшая часть его видна, основное спрятано под водой. Это делает читателя активным, процесс восприятия произведения оказывается сотворчеством, додумыванием, дорисовыванием образа. Недосказанность образа с особой силой проявляется в отсутствии концовки, незаконченности. Художественные произведения часто, особенно в литературе XX века, обрываются на полуслове.
Образ многопланов, в нем бездна смысла, раскрывающегося постепенно. Каждая эпоха находит в классическом образе новые стороны и грани, дает ему свою трактовку. В 19 в. Гамлета рассматривали как рефлектирующего интеллигента, в XX веке как борца со злом. Примечательно, что обе трактовки правомерны.
Э. Хемингуэй на примере своей повести «Старик и море» раскрыл смысловую бесконечность художественного произведения: «Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, и настоящих акул. И, если это мне удалось сделать достаточно хорошо и правдиво, они могут быть истолкованы по–разному». Образ соответствует сложности, эстетическому богатству и многогранности самой жизни.
Еще одна черта художественного образа – то, что он представляет собой индивидуализированное обобщение, раскрывающее в конкретно–чувственной форме существенное для ряда явлений. Вспомним одну из сцен романа Л. Толстого «Анна Каренина». Каренин хочет развестись с женой и приходит к адвокату посоветоваться. Адвокат сочувственно слушает посетителя. Доверительная беседа проходит в уютном кабинете, устланном коврами. Вдруг по комнате пролетает моль. И хотя рассказ Каренина касается драматических обстоятельств его жизни. Адвокат уже ничего не слушает, ему важно поймать моль, угрожающую его коврам. Маленькая деталь несет на себе большую смысловую нагрузку. Оказывается, что в этом сомодержавно–чиновничьем обществе люди равнодушны друг к другу, а вещи более ценны, чем личность и ее судьба.
Итак, мы выяснили, что художественный образ представляет собой индивидуализированное обобщение. Но следует отметить, что для разных художественных систем в литературе характерны различные типы обобщения.
Если искусству классицизма присуща генерализация – художественное обобщение путем выделения и абсолютизации характерной черты героя, а романтизму свойственна идеализация – обобщение путем прямого воплощения идеалов, наложение их на реальный материал, то реалистичному искусству присуща типизация – художественное обобщение через индивидуализацию путем отбора существенных черт личности.
В одной древнеиндийской притче рассказывается о слепцах. Которые захотели узнать, что собой представляет слон, и стали ощупывать его. Один из них охватил ногу животного и сказал, что слон похож на столб; другой ощупал брюхо великана и решил, что это жбан; третий коснулся хвоста и понял: слон – корабельный канат; четвертый взял в руки хобот и заявил: слон – это змея. Однако их попытки понять слона были безуспешными, потому что они познавали не сущность явления, а его случайные свойства (кажимость). Художник, возводящий в типическое случайные черты действительности, поступает как слепец, принимающий слона за веревку только потому, что ему не удалось ухватить ничего другого, кроме хвоста. Истинный художник–реалист схватывает характерное, существенное в явлениях.
Художественный образ – единство мысли и чувства, рационального и эмоционального.
Эмоциональность – исторически ранняя и эстетически важнейшая первооснова художественного образа. Древние индийцы полагали, что искусство родилось тогда, когда человек не смог сдержать переполнившие его чувства. В легенде о создателе «Рамаяны» говорится о том, как мудрец Вальмики шел лесной тропой. В траве он увидел двух куликов, которые нежно перекликались. Внезапно появился злой охотник и стрелой пронзил одну из птичек. Охваченный гневом, скорбью и состраданием, Вальмики проклял охотника, и слова, вырвавшиеся из его переполненного чувствами сердца, сами собой сложились в стихотворную строфу с отныне каноническим размером «шлока». Именно таким стихом бог Брахма впоследствии повелел Вальмики воспеть подвиги Рамы. Эта легенда объясняет происхождение поэзии из эмоционально взволнованной речи.
Для создания непреходящего произведения важен не только широкий охват действительности, но и идейно–эмоциональная температура, достаточная для переплавки впечатлений бытия. В связи с этим вспоминается эпизод из жизни итальянского скульптора Бенвенуто Челлини. Однажды, отливая из серебра фигуру кондотьера, Челлини натолкнулся на неожиданное препятствие: когда металл был залит в форму, оказалось, что его не хватает. Художник обратился к своим согражданам за помощью, и они понесли к нему в мастерскую серебряные ложки, вилки, ножи, подносы. Челлини стал бросать эту утварь в расплавленный металл. Когда отливка была готова, взорам зрителей предстала чудесная, тончайшая и искуснейшей выделки фигура. Однако из уха всадника торчал черенок вилки, а из крупа лошади – кусок ложки. Пока горожане несли свою серебряную утварь, температура металла, вылитого в форму, упала, и не все предметы переплавились в скульптурный монумент. Если идейно–эмоциональной температуры, накала сердца не хватает для переплавки в единое целое жизненного материла, тогда из произведения торчат непереплавленные куски действительности, торчат «вилки», на которые натыкается воспринимающий искусство человек.
Художественный образ – единство объективного и субъективного. Объективное в художественном образе – это то, что в нем отражаются существенные стороны действительности. Субъективное – то, что в нем запечатлено и отношение художника к изображенному, и все богатство личности творца. Говоря словами Хуана Гриса (друга Пикассо), «качество художника зависти от количества прошлого опыта, который он несет в себе».
Современная кибернетическая машина может быть снабжена «зрением» и «слухом», она может перерабатывать впечатления бытия по определенной программе. Но даже самый «умный» компьютер лишен личности. Стихи, написанные подобным роботом, можно даже понять, но нельзя воспринимать как поэзию.
Вот пример стихотворения, написанного машиной:

Все дети малы и грязны.
Железо может распилить всех драконов,
И все бледные, слепые, покорные воды очищаются.
Насекомое, немое и обожженное зноем,
Выходит из личинки.
Как насекомое попадает в этот мех?

В этом стихотворении, написанном машиной, нет обаяния поэзии, потому что нет обаяния личности, а есть лишь механическое сопряжение понятий и жесткое сочетание фраз, не развивающих единой мысли, единого индивидуального взгляда на мир.
Роль индивидуальности художника наглядно видна также из такого примера. Представьте, что Пушкин не подсказал сюжет «Ревизора» Гоголю, а написал это комедию сам. Наверное, произведение приобрело бы иное звучание, хотя сюжет, тема и идея этого произведения, возможно, были бы похожи на гоголевского «Ревизора». Но вся художественная обработка, вся систем образов находились бы в зависимости от творческой индивидуальности Пушкина.
Итак, образ неповторим, принципиально оригинален. Даже осваивая один и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему на основе общих идейных позиций, разные творцы создают разные произведения. На них накладывает свой отпечаток творческая личность художника. Автора шедевра можно узнать по его почерку, по особенностям творческой манеры.
Научные законы часто открываются разными учеными независимо друг от друга. Например, Лейбниц и Ньютон одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисление, и их открытие повторил через двести с лишним лет малограмотный мясник из Вильнюса. Повторение научных открытий возможно, однако за всю многовековую историю искусства не было ни одного случая совпадения произведений разных художников.
Итак, еще раз повторю: художественный образ уникален, принципиально оригинален, так как его неотъемлемая составная часть – неповторимая индивидуальность творца.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *