Что такое система мобильных платежей
Мобильные платежи: какие они бывают и какие нужны вашему бизнесу
За 5 лет с 2013 года число россиян, выбирающих безналичную оплату покупок, увеличилось в 3 раза, и каждый десятый это делает с помощью смартфона, как сообщали в НАФИ. Пандемия усилила этот тренд: почти 80% всех транзакций в Европейском регионе происходят безналично, при этом уже треть россиян оплачивают покупки смартфоном. Возможность предоставления опции мобильных платежей сегодня одна из важных деталей любого бизнеса. И мы расскажем о четырех основных технологиях и о том, с какой из них лучше работать.
Под мобильными платежами подразумевают все финансовые транзакции, которые проводятся с помощью мобильного устройства: смартфона, умных часов, планшетов. Одна из первых подобных технологий — SMS+ или DCB (Direct Carrier Billing). Схема «отправьте сообщение с кодом XXX на короткий номер YYY, чтобы получить доступ к услуге» известна уже не один десяток лет. Платеж осуществляется через мобильного оператора или агрегаторов. Чем больше участников в этой цепочке, тем выше комиссия. Деньги списываются с мобильного счета, а не банковской карты.
Производной формой DCB, которая сегодня сменила SMS+, стали платежи через счет мобильного оператора. Иногда их называют «мобильными кошельками», но этот термин может внести путаницу в понятия, потому что под ним же значатся платежные системы Google и Apple (Google Wallet, Apple Wallet), а также сервисы WebMoney, PayPal, Яндекс.Деньги и пр.
Самая популярная технология в России — бесконтактные платежи через NFC (Near Field Communication): беспроводная передача данных на малом расстоянии, обычно в пределах 10 см. Сегодня она реализована в первую очередь в смартфонах, а также в умных часах (Apple Watch, Samsung Galaxy Watch и пр.), в планшетах. Небольшой радиус действия делает NFC безопасным, а мгновенное подключение — простым. Работает технология через привязку к банковской карте.
Также встречаются мобильные платежи, основанные на прямом доступе к банковским картам через данные от оператора связи. Они лежат в основе 3D-secure — обеспечение безопасности интернет-транзакций.
Для большинства пользователей «мобильные платежи» — это про смартфон, который можно приложить к терминалу. В этом процессе участвует технология NFC, которая возникла позже других методов e-payments и сейчас активно развивается. Сегодня это наиболее популярный метод электронной оплаты: согласно исследованию «Яндекс.Денег» за 5 месяцев, с января по май 2020, число NFC-платежей через смартфоны и умные часы выросло почти на 25% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. В целом около 36% россиян предпочитают платить не картой, а телефоном.
Преимущество NFC в простоте и высокой степени защиты денег. Не вдаваясь в технические детали, можно утверждать, что в среднем безопасность выше, чем у оплаты при помощи пластиковых карт. Пример на бытовом уровне: карты с бесконтактной технологией PayPass прикладываются к терминалу и при покупках на сумму меньше 1 тыс. рублей не требуют ввод пин-кода. Хотя VISA расширила коридор до 3 тыс., но решает это банк-эмитент. Если карта будет утеряна (или украдена), нашедший сможет без проблем ей воспользоваться. Платеж через смартфон требует подтверждать действие паролем или биометрическими данными: для Apple это лицо владельца или отпечаток пальца, в зависимости от модели iPhone. Утерянным смартфоном и привязанными к нему картами воспользоваться труднее, чем обычным «пластиком» — каждая операционная система сегодня позволяет удаленно заблокировать гаджет от несанкционированного доступа.
На рынке сегодня представлены три основных системы NFC платежей: Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay, развивающиеся в России с 2016 года. По популярности Google Pay обходит остальные: им пользуются 29,1% россиян, а Apple Pay и Samsung Pay — 20,2% и 17,4%. Это связано с ограничением для таких систем — их можно использовать только с определенными гаджетами. Apple Pay работает лишь на одноименных устройствах, Google Pay требует наличия операционной системы Android, а Samsung Pay доступен даже не для всех смартфонов Samsung.
NFC-платежи применимы в двух сценариях: когда покупка производится через терминалы оплаты (POS-терминалы) и когда она осуществляется внутри магазинов AppStore и Google Play, в приложениях (Apps), на сайтах. Связанные с этим ограничения широко обсуждаются, во многом из-за комиссии для разработчиков приложений, обозначенной Apple и Google. Размер комиссий доходит до 30% от суммы платежа. Среди наших клиентов через NFC-платежи проходит всего 5% от общего числа выплат.
Несмотря на сложности, это достаточно популярный способ оплаты. Он повышает конверсию для любых сервисов по подписке, включая покупки, встроенные в игры, подписки на электронные библиотеки и лимитированный доступ к закрытым ресурсам. Но применим он только для продуктов, которые используются онлайн.
Способ удобен для ситуаций, когда невозможно воспользоваться Apple или Google Pay — например, если у клиента телефон не поддерживает эту технологию. Также не все россияне не готовы указывать в интернете данные банковской карты для оплаты напрямую. Платеж через DCB решает проблему: открытым становится только номер телефона.
Правда минусы все же есть: не все клиенты считают безопасным хранить на счете оператора большие суммы, поэтому покупка товаров, например, за 5 тыс. рублей, таким способом маловероятна.
Наименее известный и редко встречающийся способ платежа. Этот способ — гибрид банковских выплат и мобильных платежей, при котором для доступа к счету карты используется данные оператора связи. В России этот способ не получил широкого развития напрямую, но является основой обеспечения безопасного доступа в технологии 3D-secure. Через отправку SMS на номер мобильного телефона банки проводят идентификацию плательщика. Полученный код пользователь вводит в окне транзакции, подтверждая легитимность своих действий.
Вторая категория мобильных платежей, известная большинству владельцев телефонов — платежи SMS+ (или DCB). Этот платеж осуществляется напрямую через оператора мобильной связи и использует его инфраструктуру. Оператор выделяет определенный список коротких номеров для сдачи в аренду и берет процент от стоимости платежных SMS. В основном на базе SMS+ развиваются сервисы, предоставляемые самими операторами мобильной связи: дополнительные услуги, изменения тарифов, информационные приложения. У технологии есть ограничения по суммам платежей.
Этот способ оплат был особенно популярен в начале 00-х: его использовали магазины музыкальных рингтонов и сервисы знакомств, предлагая отправить короткий код или USSD-команду. Несмотря на очевидное преимущество в легкости платежа, для внедрения этого метода необходимо заключать прямое соглашение с поставщиком мобильных услуг. По причине сложности подключения и непрозрачных требований по настройке сервиса сейчас он практически не распространен в России.
Фактически, среди существующих сегодня технологий мобильных платежей нет универсальной. Несмотря на растущий спрос на NFC-решения и их внедрение как онлайн, так и оффлайн, карту к смартфону привязывает только треть россиян. А к Apple Pay и Google Pay до сих пор нельзя добавить карты МИР. В то же время, в мире Apple Pay пользуется уже каждый второй владелец айфона. С Google Pay ситуация сложнее: открытых данных нет, однако активных владельцев Android в мире в 2019 насчитывалось 2,5 млрд (у Apple — 2 млрд), поэтому даже потенциальный рынок больше. Хотя число установок сервиса Google меньше, чем у Apple — всего 100 млн против 440 млн.
Но при всей привлекательности NFC нельзя забывать о том, что смартфонами пользуется только часть населения. А вот платежи через мобильного оператора доступны практически всем, правда уступают NFC в скорости.
Возможно, все описанные способы будут применимы для вашего бизнеса. Скорее всего, один из них будет доминирующим для оплаты конкретного товара или услуги. Мы думаем, что доля мобильных платежей в структуре любого бизнеса будет расти.
Как платить смартфоном вместо карты
Содержание
Содержание
Бесконтактная оплата с помощью смартфонов и иных девайсов набирает все большую популярность: почти везде уже можно так рассчитаться. В период эпидемии, когда любые прикосновения могут привести к заражению, бесконтактная оплата становится еще более актуальной. Самое время подробно разобраться, как это работает и как настроить для этих целей свой смартфон.
Как узнать, поддерживает ли смартфон эту функцию
Если смартфон новый, средней или высокой ценовой категории, то модуль коммуникации ближнего поля NFC, необходимый для бесконтактной оплаты, у него скорее всего имеется. У очень бюджетных или старых моделей этот функционал может отсутствовать. Чтобы проверить, встроен ли он в Android-устройстве, нужно открыть настройки и ввести в поиске аббревитаруру «nfc». Если технология интегрирована, появится список опций NFC. Эти же опции можно найти в разделе «Подключенные устройства» или «Беспроводные сети» настроек смартфона. Если NFC там отключен, его необходимо включить.
Операционная система для использования Google Pay должна быть Android 5.0 или выше. У аппаратов Apple NFC и бесконтактная оплата (Apple Pay в сочетании с приложением Wallet) доступны во всех моделях айфонов, начиная с iPhone 6, а также в Apple Watch, MacBook Pro с системой TouchID и моделях iPad, начиная с 2014 года. Система мобильных платежей Samsung Pay поддерживается флагманскими и среднеценовыми смартфонами Samsung с 2015 года (Galaxy S, Galaxy Note, Galaxy A, Galaxy J) и умными часами Samsung Gear и Samsung Galaxy Watch. Версия Android в случае с Samsung Pay должна быть не ниже 4.4.4.
Где можно расплачиваться гаджетом
Рассчитываться таким образом за товары или услуги можно практически в тех же местах, где и обычными банковскими картами с функцией бесконтактной оплаты. Платежный терминал для этого должен поддерживать технологию NFC. На нем также должен присутствовать логотип нужной платежной системы.
У Samsung Pay имеется некоторое преимущество перед аналогами, поскольку технология работает и на терминалах с магнитной полосой благодаря эмуляции магнитной полосы банковской карты «Magnetic Secure Transmission» (MST). С помощью магнитного поля в этом случае осуществляется трансляция данных в соответствующее отверстие. Но в некоторых новых моделях аппаратов Samsung отсутствует чип MST, так как компания отходит от поддержки терминалов старого типа.
В чем преимущество оплаты смартфоном
В сравнении с картами оплата смартфоном и другими гаджетами имеет целый ряд преимуществ.
Нужен ли интернет для оплаты смартфоном
Подключение гаджета к интернету для этой процедуры не требуется. Связь с банком в процессе транзакции осуществляет платежный терминал, которому покупатель подносит свой смартфон. Более того, для осуществления оплаты таким образом не требуется и сотовая связь. Можно вообще извлечь сим-карту и перевести устройство в «режим полета».
Подключение смартфона с Android Pay потребуется, но не в момент оплаты, а позже — для обновления информации о прикрепленных картах. Android Pay позволяет совершать 6 транзакций без обновления. При использовании Samsung Pay и Apple Pay подключение к Сети требуется лишь при добавлении карты.
Как платить Android-смартфоном: Google Pay
Убедившись, что смартфон поддерживает NFC и включив его, нужно выполнить установку приложения Google Pay, если оно не установлено изначально производителем. Для эксплуатации Google Pay должны быть соблюдены несколько обязательных требований:
При первом запуске Google Pay потребуется выбрать нужный аккаунт Google. Далее следует добавить в систему платежную карту с функцией бесконтактной оплаты. Ее можно выбрать из списка, если ранее прикреплялись к аккаунту какие-либо карты. Или же добавить новую. Сделать это можно, как введя номер карты вручную, так и сфотографировав ее. Добавить можно до 10 карт. Список поддерживаемых банков можно посмотреть здесь.
В дальнейшем для добавления новых банковских карт открываем раздел «Оплата», а для добавления дисконтных или подарочных карт — раздел «Карты». Первая добавленная платежная карта становится основной, которая и используется для оплаты. Чтобы сменить основную карту нужно открыть раздел «Оплата», коснуться карты, которую нужно сделать основной, и нажать «Сделать основной».
При осуществлении оплаты смартфоном запускать приложение не нужно: достаточно разблокировать устройство и поднести его к терминалу. Для использования дисконтной карты, нужно открыть приложение Google Pay, перейти раздел «Карты» и выбрать необходимую карту. На экране отобразится штрих-код, который нужно будет считать продавцу перед оплатой.
Как платить айфоном: Apple Pay
За бесконтактные платежи в гаджетах Apple отвечает предустановленное приложение Wallet. Открываем эту программу, найдя нужную иконку на рабочем столе, и открываем окно «Добавление карты», нажав на синий плюсик в правом верхнем углу. Ввести данные карты можно, как запечатлев их камерой, наведя на карту рамку, так и вручную. Добавлять можно от 8 до 12 карт, в зависимости от модели смартфона. Список поддерживаемых банков можно посмотреть здесь (найти раздел «Россия»). Добавить дисконтную карту можно таким же образом, просканировав QR-код. Также это можно сделать, перейдя по ссылке в полученном письме или SMS, посредством регистрации в приложении магазина или автоматически после оплаты в торговой точке с помощью Apple Pay.
Первая прикрепленная в Wallet платежная карта становится картой по умолчанию. Если ее нужно сменить, переходим в «Настройки» — «Wallet и Apple Pay», прокручиваем до раздела «Параметры оплаты по умолчанию», жмем «Карта» и выбираем другую карточку. Эту манипуляцию можно осуществить и в программе Wallet, коснувшись нужно карты в списке и перетащив ее в начало.
При оплате iPhone 8 или старше нужно не включая смартфон приложить палец к датчику отпечатка и не отпуская поднести гаджет к терминалу. При оплате более новой моделью айфона следует два раза нажать на кнопку питания. После идентификации на экране отобразится карта, затем подносим устройство к терминалу. Для использования скидочной карты нужно запустить Wallet и выбрать необходимую карту. На дисплее отобразится ее штрих-код, который надо будет считать продавцу.
Как платить смартфоном Samsung: Samsung Pay
Если программа Samsung Pay не предустановлена на смартфоне, нужно скачать ее из Google Play. Для использования системы мобильных платежей потребуется система Android не ниже 4.4.4., активированный NFC и зарегистрированный аккаунт Samsung. После первого запуска приложения Samsung Pay осуществляем вход с учетной записью Samsung и производим настройку авторизации: в зависимости от модели смартфона по сетчатке глаза, отпечатку или пин-коду. Далее добавляем карту с функцией бесконтактной оплаты. Номер карты можно ввести вручную и отсканировать камерой, нажав на соответствующую иконку. В Samsung Pay можно добавить до десяти карт. Список поддерживаемых банков представлен здесь. После введения кода из SMS, еще дополнительно потребуется расписаться на дисплее пальцем или стилусом.
Для осуществления оплаты нужно провести пальцем по экрану сверху вниз и выбрать необходимую карту (карты по умолчанию в Samsung Pay нет), затем авторизоваться выбранным ранее способом и поднести гаджет к терминалу.
Добавить дисконтную или подарочную карту можно в разделе «Клубные карты», отсканировав штрих-код или введя номер вручную. Чтобы воспользоваться дисконтной картой, нужно перед оплатой выбрать ее в разделе «Клубные карты» и предъявить продавцу отобразившийся на экране штрих-код для сканирования.
Плюсы и минусы мобильных платежей
Мобильные платежи позиционируются как быстрый и удобный способ оплаты чего угодно. Достаточно нажать смартфоном на платёжный терминал и словно по волшебству с вашей кредитной карты спишутся деньги. Что может быть проще?
На самом деле мобильные платежи посложнее. Плата за покупки при помощи смартфона может быть удобной, но сама технология способна вызвать разочарование. Если вы еще не решили, стоит ли привязать номер кредитной карты к смартфону, почитайте о плюсах и минусах такого решения.
Что нужно для доступа к мобильным платежам
Чтобы цифровые платежи работали, нужно удовлетворять требованиям нескольких пунктов. Во-первых, нужен смартфон с поддержкой мобильных платежей. Обычно это аппараты верхней ценовой категории с поддержкой стандарта связи NFC для работы с платёжными терминалами. Дальше нужно привязать вашу кредитную карту к мобильному кошельку на смартфоне. На iPhone это система Apple Pay, на Android есть Google Pay, также можно назвать Samsung Pay. Некоторые платёжные системы вроде Chase Pay и Walmart Pay работают почти на любом смартфоне, но это больше годится для США и других развитых стран.
Предоставивший вам кредитную карту банк должен поддерживать выбранную вами систему мобильных платежей. Наконец, магазин должен работать с этой системой, чтобы вы могли заплатить за товар. Если хотя бы одно из этих требований не выполнено, вы не сможете заплатить за покупку при помощи смартфона.
Достоинства мобильных платежей
Скорость
Достаточно нажать смартфоном или смарт-часами на платёжный терминал и подтвердить транзакцию, обычно при помощи отпечатка пальцев. После этого можно брать товары и идти на выход. Не нужно копаться в кошельке, искать кредитную карту или что-то подписывать. Просто нажать и уйти.
Безопасность
Большинство приложений мобильных платежей используют токены. Это означает, что они не хранят и не отправляют информацию о вашей кредитной карте. Когда вы вводите данные карты, программа сверяет номер с банковскими данными и после этого использует токены вместо вашей персональной информации. Каждая транзакция использует токен с одноразовым кодом безопасности. Даже если хакер получит их, он не сможет использовать вашу кредитную карту.
Физическая безопасность
Если смартфон потерян или украден, вор не сможет платить с его помощью. Ваша платёжная информация будет защищена при помощи пин-кода, биометрической авторизации или обоих сразу. Если вы носите наличные или кредитные карты, их у вас могут украсть, но со смартфоном этот вариант исключается.
Широкое распространение
Быть может, этот пункт не совсем относится к России, особенно к провинции, но в развитых странах большинство крупных розничных сетей поддерживают разные виды мобильных платежей. Правда, не всегда тот, какой есть у пользователя. Если вы в крупном городе, велика вероятность, что вы найдёте где заплатить при помощи смартфона.
Всё в одном месте
Не нужно носить наличность или карточки, поскольку всё нужное для покупки будет у вас на смартфоне. Его-то вы с собой носите наверняка.
Похожие записи:
Работа с бонусными программами
Большинство мобильных кошельков позволяют добавлять различные бонусы за преданность и программы вознаграждения. Когда вы выполняете мобильную покупку при помощи кредитной карты в кошельке, даётся автоматическая ссылка на программу вознаграждения. За счёт этого вы получаете все бонусы без необходимости носить в кошельке кредитную карту.
Недостатки мобильных платежей
Не везде принимаются
Хотя количество розничных сетей с поддержкой мобильных платежей растёт, до 100% ещё далеко. Естественно, что раз смартфоны Apple популярнее других, то и платёжная система Apple Pay распространена шире. В Северной Америке она есть примерно в 36% магазинов. 22% других утверждают, что введут поддержку в течение года. Даже после этого больше 40% магазинов не будут принимать такие платежи.
Если поддержка и есть, то не всех доступных систем
Магазин может принимать цифровые платежи, но вряд ли все системы одновременно. Таким образом, у вас может быть смартфон Samsung, а в магазине принимается система Apple Pay и вам придётся платить кредитной картой.
Платежи легче отследить
Каждая транзакция оставляет за собой цифровой след, что вызывает беспокойство относительно конфиденциальности. Конечно, данные не будут публиковаться в открытом доступе, но всегда есть вероятность столкнуться с хакерами.
Не все смартфоны поддерживают системы платежей
Большинство платёжных систем применяют технологию NFC для передачи данных на терминал. Эта технология есть далеко не во всех аппаратах. Некоторые системы, вроде Walmart Pay, обходятся без NFC и задействуют QR-код.
Платежи привязаны к смартфону
Если вы потеряли смартфон или у вас его украли, даже если сел аккумулятор, то вы остались без денег.
Заключение
Остаётся только повторить, что мобильные платежи удобны, когда работают. Будут они работать или нет, зависит от нескольких переменных, не все из которых вы можете контролировать. Если вы каждый день ходите за хлебом в магазин с поддержкой платёжных систем на смартфонах, вам повезло. Для других мобильные платежи пока бесполезны, а некоторые считают их недостаточно надёжными, чтобы не брать кошелек с собой.
Нашли ошибку в тексте? Сообщите о ней автору: выделите мышкой и нажмите Ctrl+Enter.
Эволюция мобильных платежей
Технологии рвутся семимильными шагами вперед, успевают эволюционировать и приносить в нашу жизнь удобство и надежность. Буквально на днях на Techcrunch вышла замечательная статья «The evolution of the mobile payment», которой я решил поделиться с читателями Хабра.
Прогнозируется, что количество пользователей мобильными телефонами к концу 2016 года составит 4,8 миллиардов человек. Недавние исследования показали, что около 39% пользователей в США в 2015 году совершили хотя бы один платеж с использованием мобильных платежных систем. Для сравнения: в 2014 году эта цифра составляла 14%, а к концу 2017 года ожидается, что она достигнет 70%. Такой взрывной рост и наличие потенциала для еще большего роста дают основания считать, что данную отрасль ждет бурное развитие. Для того, чтобы понять, до каких высот может взлететь данная индустрия, необходимо вспомнить историю развития мобильных платежей и то, как она эволюционировала.
Краткая история мобильных платежей
На протяжении всей своей истории человечество всегда полагалось на разного рода платежные системы для оплаты товаров и услуг. Все началось с бартерной системы: скот, зерновые. Затем в ход пошли денежные знаки – раковины, кусочки выдубленной кожи, золото, металлические монеты, бумажные банкноты, доллар США, расчетные карты, кредитные карты, и, наконец, электронные платежи. Все эти преобразования были направлены по одному вектору – повышение удобства использования и универсальности. Эти предпочтения начали обретать форму в начале 20-го века, когда появились платежные карты.
Расчетные карты впервые были упомянуты Эдвардом Беллами в 1887 году в его знаменитом романе-утопии «Взгляд назад», но стали реальностью только в 1921 году; их первыми пользователями стали клиенты Western Union. Вскоре многие универмаги, станции техобслуживания и отели также стали предлагать своим клиентам расчетные карты, чтобы избавить тех от необязательных визитов в банк.
После выхода карты Diners Club в 1958 году индустрия кредитных карт стала напоминать то, что мы имеем сегодня. Первой кредитной картой, выданной сторонним банком, стала карта BankAmericard, и это случилось в 1958 году. Эта карта превратилась в Visa в 1977 году. Затем появилась система видеотекс (конец 1970-х – начало 1980-х); Интернет-банкинг (1994); система мобильных платежей WAP (1997), и современный наплыв приложений для мобильных платежей.
Вот, как происходило развитие технологий мобильных платежей в конце 20-го – в начале 21-го века:
1983: Дэвид Чом, американский специалист по криптографии начинает работу над созданием электронных денег и изобретает «обескураживающую формулу, которая является продолжением криптографического алгоритма с открытым кодом RSA, который до сих пор используется в веб-шифровании». Это самое начало криптовалют.
1994: Несмотря на то, что данный факт оспаривается, некоторые считают, что первая онлайн покупка – пицца с пепперони и грибами Pizza Hut – произошла в этом году.
1998: Основана PayPal.
2003: По всему миру 95 миллионов человек совершили покупки с использованием своих мобильных телефонов.
2007: Вышли на рынок операционные системы iPhone и Droid.
2008: Изобретена Bitcoin.
2011: Выход на рынок Google Wallet.
2014: Запуск Apple Pay. Через год вышли Android Pay и Samsung Pay.
2020: Ожидается, что 90% владельцев смартфонов будут использовать мобильные платежи. Существуют оценки, согласно которым к 2017 году объем продаж, совершенных с использованием мобильных платежных систем, составит 60 миллиардов долларов.
Типы мобильных платежей
Существует три типа мобильных платежей. Первый – это когда покупатель заходит на веб-сайт, добавляет товар в корзину, оформляет заказ и получает свою покупку вместе с чеком. Еще есть бесконтактные платежи – когда информация о транзакции хранится на устройстве, и для ее завершения требуется вести PIN-код. И, наконец, мобильные кошельки, которые способны заменить традиционный кошелек и хранят всю информацию по совершенным платежам.
В пределах каждого из описанных типов мобильных платежей имеются различные вариации. Например, в случае с мобильным приложением, при покупке у определенного поставщика оплата производится на устройстве пользователя, как, например, в случае с приложением Starbucks. В случае платежного терминала продавца платежные данные не сохраняются. Платежные онлайн сервисы, такие как PayPal, при покупке товаров используют устройство пользователя. Мобильные сервисы по переводу средств от клиента к клиенту, такие как Venmo, также используют устройство пользователей для совершения банковского перевода. Думаете, объемы не велики? Venmo отчиталась о совершении переводов более, чем на 1 миллиард долларов только в январе 2016 года.
И не стоит думать, что мобильные платежи ограничатся смартфонами и планшетами.
Технология Bluetooth с низким энергопотреблением (BLE) позволяет производить расчеты, как с использованием устройства покупателя, так и продавца. В последнем случае данные хранятся на специальном аккаунте мобильных платежей. Примером может служить маячок PayPal и iBeacon. Ну, и наконец, есть технология беспроводной высокочастотной связи (NFC) – здесь также все происходит на устройстве пользователя; данные хранятся на мобильном устройстве и используются для покупки товаров. Данная технология используется мобильными кошельками Apple Pay, Android Pay и Samsung Pay. Типичным примером развития стартапа является такая схема: сервис СМС – мобильное приложение – бесконтактная платежная система.
Для организации связи маяков и NFC-меток с устройствами покупателей применяются технологии BLE и NFC. В случае с BLE имеется возможность поддерживать долговременную связь, которая может использоваться на больших площадях, а клиенты могут получать уведомления и купоны. NFC активируется самим покупателем и больше подходит просто для организации связи один-на-один.
Изменения на рынке мобильных платежей
Со вступлением в игру все большего количества крупных брендов, рынок мобильных платежей претерпевает значительные изменения. Продавцы используют новейшие технологии и адаптируют свои приложения для обеспечения максимально комфортного осуществления мобильных платежей.
Например, недавно Google представила новое приложение Hands Free. Оно использует для работы как Bluetooth, так и Wi-Fi, а особенность заключается в том, что телефон можно не доставать из кармана. В Google также проводится работа с системой идентификации личности по чертам лица.
Не остаются в стороне гиганты банковского сектора: JPMorgan Chase & Co., Bank of America Corp., Wells Fargo & Co. и U.S. Bancorp создали платежную систему clearXchange, которая позволяет клиентам мгновенно переводить средства между счетами различных банков с помощью мобильного телефона.
Эксперименты, проводимые в Google, не являются чем-то исключительным; обеспечение максимального удобства и безопасности платежей – это главная тенденция в индустрии мобильных платежей. Что касается опции «оплатить», Apple, Android и Samsung – не более чем верхушка айсберга. Все больше и больше информационно-технологических компаний разрабатывают свои собственные платформы для мобильных платежей. Производители носимой электроники на очереди. Не думайте, что мобильные платежи ограничатся смартфонами и планшетами; скоро оплатить покупку можно будет с помощью, например, Jawbone UP4, bPay band и Lyle & Scott bPay jacket.
Места на рынке хватает всем
Сети по розничной торговле, такие как Wal-Mart Stores Inc., также не хотят оставаться в стороне и разрабатывают свои собственные продукты, которые поддерживают мобильные платежи. Например, это касается использования данных геолокации для рассылки купонов и специальных предложений. Bloomberg Technology пишет: «консалтинговая компания eMarketer прогнозирует рост оборота сделок, совершенных с помощью подключения мобильного телефона к платежному терминалу в магазине, до уровня 210 миллиардов долларов, по сравнению с 8,7 миллиардами долларов в 2015 году».
Розничные сети и банки собираются составить серьезную конкуренцию Apple Pay и Android Pay; для потребителей и бизнеса это, прежде всего, означает большую вариативность при совершении мобильных платежей и банковских переводов. Еще одной интересной тенденцией является рост объема мобильных платежей с использованием криптовалюты и цепочек блоков транзакций. Технология, стоящая за биткойном, в последнее время стала одной из самых обсуждаемых тем. На самом деле, ожидается, что токенизация совершит настоящий переворот в финансовой индустрии.
Такие компании, как Movile уже увидели потенциал использования биткойна для платежей в сервисах онлайн-гейминга, а также в качестве альтернативной валюты для мобильных платежей в странах с развивающейся экономикой, таких как Бразилия. Пожалуй, наибольший потенциал таится в технологии электронных денег. Многие считают цепочки блоков транзакций той технологией, на основе которой «будет строиться новое поколение транзакционных приложений, обеспечивающих требуемый уровень оперативности при условии сохранения высокого уровня надежности и прозрачности» — идеальное сочетание характеристик для роста популярности мобильных платежей, как среди пользователей мобильных телефонов, так и для бизнеса.
К веселью также присоединяются социальные сети и мессенджеры. Вы сможете совершать покупки напрямую из мобильных приложений социальных сетей, например, Facebook и использовать WhatsApp в качестве канала для коммерческой деятельности. Используя инструментарий больших данных, продавцы смогут делать рассылки купонов целевой аудитории, устраивать акции и совершать флэш-распродажи, и даже оформлять предварительные заказы.
Нормативы могут быть установлены таким образом, чтобы это вело к глобальной стандартизации. В настоящее время не существует глобального стандарта мобильных платежей, однако имеется инициатива (которую поддерживает автор этой статьи) по созданию единого стандарта, который бы содержал одинаковый набор нормативов для всех стран. Такой ход может изменить правила игры и помочь развитию платежных технологий вообще, и мобильных платежей в частности, по всему миру. При наличии таких компаний как Venmo, обрабатывающих мобильные переводы по схеме клиент-клиент объемом более 1 миллиарда долларов в месяц, и тысячи компаний, подобных Square, обрабатывающих миллиарды в виде мобильных платежей, индустрия мобильных платежей обещает стать самым динамично развивающимся сектором.
Места на рынке хватает всем, но прежде, чем все получится, еще предстоит разобраться со многими вопросами, включая вопросы безопасности. Несмотря на это, удобство и скорость совершения транзакций продолжает привлекать все больше и больше людей, так что прогноз о 90% пользователях, совершивших мобильный платеж к 2020 году, не кажется невероятным.