Что такое система отчетов
Формы финансовой отчетности организации
Бухгалтеры организаций ежегодно сдают финансовую отчетность. В список отчетов входит баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях капитала. Разберемся, какие виды финансовой отчетности бывают и как заполнять формы.
Что такое финансовая отчетность
Стандартный пакет финотчетности коммерческой организации включает бухбаланс, отчет о финрезультатах, отчет о движении денежных средств и об изменениях капитала. Эти формы составлены на основе бухгалтерского учета и нужны для анализа информации о деятельности организации и планирования дальнейшего развития. В них отражается информация о финансовом положении компании, прибыльности или убыточности ее деятельности, о направлениях расходов и источниках доходов, а также о движении капитала.
Дополнительно организации готовят пояснения, а также вместе с отчетностью сдают аудиторское заключение, если подлежат обязательному аудиту.
Виды финансовой отчетности
Финансовую отчетность можно разделить на следующие виды:
1. Годовая и промежуточная отчетность
Промежуточная отчетность отличается от годовой тем, что охватывает меньший период. Ее составляют раз в месяц, квартал или полугодие. Сдавать такую отчетность в налоговую не надо, так как большинство организаций составляют ее по своему желанию и для себя или определенных внешних пользователей.
В состав промежуточной отчетности входит баланс и отчет о финансовых результатах. Промежуточные формы не утверждены законодательно. Организация может взять за базу годовые отчеты и доработать их под промежуточные.
2. Полная и упрощенная отчетность
Упрощенная отчетность доступна организациям, которые могут вести бухучет по упрощенной схеме. Это субъекты малого предпринимательства и «сколковцы».
В состав годовой упрощенной отчетности в обязательном порядке входят баланс и отчет о финрезультатах. Необходимость в остальных отчетных формах зависит от того, содержат ли они сведения, без которых нельзя объективно оценить финансовое положение и результаты деятельности организации. То есть включать их не обязательно.
Формы баланса и отчета о финрезультатах отличаются от стандартных. В них входят показатели только по группам статей без детализации.
3. Отчетность коммерческих и некоммерческих организаций
У коммерческих и некоммерческих организаций отличается состав отчетности. Так, коммерческие организации обычно отчитываются по всем формам, которые перечислены выше, а для некоммерческих есть особенности.
НКО могут не сдавать в налоговую никаких отчетов, кроме бухбаланса и отчета о целевом использовании средств, если для остальных форм нет информации. Однако в состав отчетов рекомендуется дополнительно включать отчет о финрезультатах в случаях, когда НКО получала существенный доход от предпринимательской деятельности и данных в целевом отчете недостаточно для формирования достоверного представления о результатах деятельности организации.
4. Первичная и сводная консолидированная отчетность
Первичную отчетность организации составляют по данным текущего учета. Она включает данные об одной конкретной организации.
Консолидированную отчетность составляют по группе взаимосвязанных организаций. В ней капитал, обязательства, доходы и расходы представлены как общие. Сводная отчетность показывает финансовое положение и финансовые результаты всей группы, а не каждой отдельной организации.
Правила подготовки финансовой отчетности
Правила составления отчетности утверждены в ПБУ 4/99. Из основных требований:
По каждому числовому показателю отчетности, кроме отчета за первый год, должны приводиться данные минимум за два года — отчетный и предыдущий.
Отчетность считается составленной после того, как ее подпишет руководитель, главбух или иное должностное лицо, ответственное за ее подписание.
Годовую отчетность нужно утвердить на общем собрании участников (акционеров). Срок для проведения собрания определяется в уставе. Он должен попадать в период:
Решение об утверждении отчетности оформляется протоколом общего собрания. В нем должны быть указаны номер, дата, место проведения, повестка, сведения об участниках и результатах голосования.
Если в ООО один участник, для утверждения отчетности достаточно его решения, оформленного в произвольном порядке.
Так как срок для утверждения отчетности больше, чем срок для ее подготовки. В ФНС можно сдавать и не утвержденную отчетность.
Порядок представления отчетности
Порядок представления годовой финансовой отчетности и аудиторского заключения утвержден Приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@.
Организации должны сдать отчетность в налоговую по месту своего нахождения. Срок на это — 3 месяца после окончания отчетного периода. В 2021 году крайняя отчетная дата — 31 марта.
В органы статистики отчетность за 2020 год сдавать не нужно. Эта обязанность осталась только у организаций, отчетность которых содержит сведения государственной тайны, а также в случаях, установленных Правительством РФ.
Форма представления отчетности — исключительно электронная. С 2020 года все организации не могут сдавать формы на бумаге.
Формы финансовой отчетности
Бухгалтерская отчетность составляется и представляется по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Рассмотрим содержание и порядок заполнения основных форм годовой бухгалтерской отчетности коммерческой организации.
Бухгалтерский баланс
Форма баланса утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Он характеризует финансовое положение предприятия.
Баланс делится на два раздела — активы и пассивы. Главный принцип баланса заключается в том, что между ними должно сохраняться равенство.
Активы, в свою очередь, делятся на оборотные и внеоборотные. Оборотные включают запасы, НДС, задолженность дебиторов, финвложения и деньги. Внеоборотные — НМА, основные средства, имущество для передачи в лизинг или прокат и прочее.
Пассивы включают три раздела: капитал и два вида обязательств — сроком меньше и больше 12 месяцев. В раздел капитала также входит нераспределенная прибыль или непокрытый убыток.
Отчет о финансовых результатах
Он описывает результаты деятельности организации за год. Показывает причины, по которым образовались прибыль или убыток. Данные в отчете показываются за прошедший и предшествующий год.
Выручка в отчете отражается за вычетом НДС, акцизов и прочих обязательных платежей. Уменьшив ее на себестоимость продаж, можно получить валовую прибыль. Она показывает прибыль (убыток) от продаж после уменьшения на коммерческие и управленческие расходы. Для выявления чистой прибыли (убытка) дополнительно учитываются проценты, прочие доходы и расходы, налог на прибыль, изменения ОНО и ОНА.
Показатель чистой прибыли должен быть равен конечному сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки», которые при реформации баланса списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Отчет об изменении капитала
Капитал — это вложения собственников и прибыль, накопленная за все время работы предприятия. Отчет об изменениях капитала состоит из трех разделов: движение капитала, корректировки и чистые активы.
Первый раздел содержит информацию об изменениях величины собственного капитала. К нему относятся уставный, добавочный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль.
Второй раздел заполняют, если в отчетном году организация исправляла ошибки прошлых лет с использованием счета 84 или если в отчетном году изменилась учетная политика. Суммы за прошедшие годы нужно откорректировать, чтобы сопоставить величину капитала прошлого и позапрошлого года с отчетным.
В третьем разделе приводится информация о чистых активах за три года — 31 декабря отчетного года и двух предыдущих.
Отчет о движении денежных средств
Этот отчет представляет собой обобщение данных о деньгах компании и их эквивалентах. В нем раскрываются данные о том, какими суммами располагало предприятие на начало года и сколько осталось на конец. Отчет характеризует три вида движения денег: в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
По своей сути отчет о движении денежных средств является пояснением строки 1250 бухбаланса. В ней должно быть указание на его наличие.
Пояснения к балансу и отчету о финрезультатах
Пояснения раскрывают сведения, которые относятся к учетной политике организации. А также они содержат дополнительную информацию, которая не входит в баланс и отчет, но нужна пользователям финотчетности для понимания процессов и состояния организации.
Пояснения раскрывают дополнительные данные:
Эта информация представляется в виде отдельных отчетных форм и в виде пояснительной записки. Статья отчетности, к которой даны пояснения, должна иметь указание на их наличие.
Инструменты для работы с отчетностью
Чтобы сделать работу с отчетностью проще, создано множество специальных сервисов и программ. Они автоматизируют расчеты, помогают оптимизировать задачи и тратить на отчетность меньше времени.
Самый базовый инструмент — учетная программа. Сейчас осталось мало компаний, которые ведут учет и формируют отчетность вручную. Крупные предприятия уже давно перешли на специальные программы, которые позволяют нескольким бухгалтерам работать вместе и выполнять все свои задачи: вести учет первичных документов, сводить данные по подразделениям, формировать отчетность, готовить аналитику по любым параметрам и многое другое. К таким программам относится Контур.Бухгалтерия Актив.
Малый бизнес часто выбирает онлайн-сервисы, которые помогают выполнять базовые бухгалтерские операции и сдавать отчетность: Контур.Бухгалтерия или Контур.Эльба.
Еще один незаменимый инструмент — пакет программ Microsoft Office. Например, Excel часто используют финансовые директоры и экономисты для формирования внутренней аналитики, нестандартных подсчетов, составления специальных таблиц. Все это помогает руководству принимать верные управленческие решения.
Сдавать бухгалтерскую отчетность теперь можно только в электронном формате. Для этого можно использовать электронный сервис ФНС или подключить специальную систему для онлайн-сдачи отчетности — Экстерн.
Как сдать финансовую отчетность через Экстерн
Экстерн — система для подготовки и сдачи отчетности через интернет. Она позволяет отчитываться в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, ФСРАР и РПН. Все отчетные формы обновляются автоматически.
Отчетность можно загрузить в систему или заполнить прямо в сервисе с подсказками и частичной автоматизацией. Перед отправкой все формы проходят проверку на ошибки, их можно исправить прямо в программе.
Кроме сдачи отчетов пользователи Экстерна могут:
Протестируйте все возможности сервиса бесплатно по акции «Тест-драйв».
Современные Business Intelligence (BI) системы на примере IBM Cognos BI
В современном мире существуют определенные классы программного обеспечения, которое ориентированно в основном на корпоративный сегмент (крупный и средний бизнес) и соответственно не имеет широкого распространения. Но некоторые программные комплексы имеют достаточно интересные функции, которые можно применить не только в сфере мелкого бизнеса, но и в качестве персонального инструмента. Вот об одном из таких программных комплексов и пойдет речь в данной статье.
Примечание
Я являюсь техническим специалистом, соответственно статья имеет более технический уклон. Если есть желание почитать информацию по продукту, ориентированную на бизнес пользователей, то вам на офсайт IBM.
Основная цель этой статьи, показать вам как сделать свой первый «Hello World» (по аналогии с программированием) в IBM Cognos BI.
Также хочу отметить, что я имею большой опыт написания пошаговых инструкций со скриншотами каждого шага. Но эта статья не будет очередной пошаговой инструкцией, здесь я хочу показать концепцию работы с системой, а не сделать еще один мануал.
Что такое BI?
Возможность применения BI системы в качестве персонального инструмента
Сразу становится вопрос, как можно использовать эту систему в качестве персонального инструмента? Отвечу по личному примеру, я использую IBM Cognos BI в качестве инструмента по анализу статистики в своих проектах и инструмента по анализу статистики домашней бухгалтерии.
Тут конечно можно возразить, что-то в духе «я и обычным SQL запросами отлично анализирую статистику» или «встроенных функций Excel вполне достаточно чтобы проанализировать всю домашнюю бухгалтерию», но «все познается в сравнении». Как показывает практика, гораздо проще просто натаскать мышкой нужные элементы данных и получить результат в готовом виде, чем возится с написанием SQL запросов или перенастраиванием функций Excel.
Опять-таки, все написанное это лично мое мнение, с которым вы не обязаны соглашаться.
Архитектура IBM Cognos BI
Этапы работы с системой
Структура тестового источника данных
Перед тем как приступить к реализации вышеописанных этапов, я хочу сказать пару слов об тестовом источнике данных. С одной стороны, структура тестового источника данных относительно простая (как для промышленного хранилища данных) с другой стороны она несколько сложнее чем простой лист Excel. Все данные в источнике являются синтетическими (сгенерированы алгоритмами на основе случайных чисел), из-за этого агрегатные показатели выглядят весьма ровно.
Подключение к источнику данных
В IBM Cognos BI все необходимые параметры для подключения к источникам данных хранятся в специальных объектах системы, которые так и называются «Data Source Connections». Чтобы создать новое подключение, необходимо выполнить несколько простых шагов: зайти на портал IBM Cognos BI, перейти в раздел «Администрирование» («Administration»), открыть вкладку «Конфигурация» («Configuration»), выбрать подраздел «Подключения источника данных» («Data Source Connections») и нажать кнопку «Новый источник данных» («New Data Source») в панели инструментов. Далее появится серия диалоговых окон, в которых будет необходимо задать несколько параметров, таких как название подключения, тип соединения, сервер, логин, пароль и т. д.
Разработка метаданных
Разработка метаданных, это один из самых сложных и ответственных моментов. От качества метаданных зависит, как работоспособность системы (скорость формирования отчетов, корректность сформированных результатов и т. д.) так и удобство разработки отчетов. Но несмотря на вышесказанное, сложность разработки метаданных прямо пропорциональна сложности источника данных. Например, чтобы построить реляционное описание нашего тестового источника данных, достаточно запустить мастер построения метаданных, несколько раз кликнуть кнопку «Next», и метаданные готовы.
Итак, как я уже писал ранее, метаданные – это описание источника данных. В IBM Cognos BI. Фундаментом метаданных являются объекты «Query Subject» и связи между ними. Объект «Query Subject» это синоним «View» из реляционных СУБД. Т. е. в основе «Query Subject» стоит запрос к СУБД, определяющий структуру объекта источника, а связи между «Query Subject» это описание логического взаимодействия между этими запросами.
Для создания метаданных в IBM Cognos BI используется отдельное приложение IBM Cognos Framework Manager (единственное не Web приложение в комплексе IBM Cognos BI). После запуска Framework Manager будет предложено создать новый проект (необходимо будет ввести наименование проекта и его расположение в локальной файловой системе).
Следует понимать, что проект Framework Manager (также именуемый как модель Framework Manager) это набор локальных файлов, с которыми работает локальная программа, а пакет метаданных это результат, который располагается на IBM Cognos BI сервере (если проводить аналогию с программированием, то проект – это исходный код, а пакет – это скомпилированное приложение). На базе одного проекта Framework Manager можно создать несколько наборов пакетов.
Создание и публикация пакета метаданных
После того как метаданные созданы, необходимо сформировать метапакет и опубликовать его на IBM Cognos BI сервере. Как я упоминал ранее, метапакет – это некоторое подмножество метаданных, которое публикуется на сервере и с которым работают все Web приложения комплекса IBM Cognos BI. Настройки метапакета позволяют скрыть или не публиковать некоторые объекты метаданных. Например, в тестовых метаданных есть некоторый «Query Subject» [Country_RegDir], который влияет на логику обработки данных источника (является связующим звеном между страной и региональным директором), но не представляет ценности при разработке отчетов, вот такой объект метаданных имеет смысл скрыть на уровне пакета. Или, например, поля с идентификаторами, их тоже имеет смысл скрыть от пользователей метапакетов.
Создание отчетов (анализ данных)
Вот мы потихоньку и подобрались к самому интересному и регулярному процессу – это создание отчетов. Так сложилось что инструменты для создания регулярных отчетов и инструменты для быстрого анализа данных в IBM Cognos BI одни и те же (несмотря на то что в одних удобнее проводить быстрый анализ, а в других удобнее формировать регулярные отчеты, все они позволяют сохранять свои результаты в виде отчетов).
Лично я предпочитаю для всех BI задач использовать инструмент IBM Cognos Report Studio. Это наиболее универсальный инструмент, позволяющий строить отчеты фактически любой сложности и в тоже время предоставляет относительно удобные инструменты для быстрого анализа данных.
После запуска отчета на выполнение, получится примерно такой результат.
Глядя на получившийся отчет можно смело сказать, что оформлен он откровенно плохо, числа не отформатированы, экономический смысл откровенно сомнителен и т. д. Но все эти недостатки оформления можно убрать путем задания свойств соответствующих элементов настроек, а чтобы экономический смысл был более интересен, можно, например, сделать план/факт анализ.
Например, чтобы сделать отчет, показанный ниже (на готовых метаданных) я, как специалист с опытом, потратил где-то 20-30 минут.
А чтобы его полностью переоформить в темную цветовую схему, я потратил где-то еще 10 минут.
Заключение
Я надеюсь, что в этой статье читатель смог получить общие сведения о BI системах и принципе их работы. Конечно в рамках небольшой статьи невозможно рассмотреть относительно подробно ни один из затронутых аспектов (например, о том, как правильно сформировать метаданные, можно написать целую книгу), но я думаю, что если вы решите попробовать, то эта статья подскажет с чего начать и какого результата ожидать.
Также я совсем не затронул некоторые интересные механизмы и функции (например, механизм представления реляционного источника данных как многомерного), но это из-за того, что количество необходимого материала (минимум теории и минимум практики) потянет на отдельную статью.
Системы построения аналитической отчётности (СПАО)
Программное обеспечение для аналитической отчётности (англ. Analytical Reporting Systems) позволяют оперативно строить отчёты на основе данных из различных источников.
Чтобы претендовать на включение в категорию визуализации данных, продукт должен:
Сравнение Системы построения аналитической отчётности (СПАО)
Выбрать по критериям:
Системы построения аналитической отчётности (СПАО)
Visiology от Visiology
Data Access Studio от ReportsNow
Data Access Studio – это комплексное BI-решение для создания отчётов и бизнес-аналитики. Узнать больше про Data Access Studio
NodeXL от Social Media Research Foundation
NodeXL – это программное дополнение для программы Excel, позволяющее строить, анализировать и исследовать сетевые модели так же не сложно, как стандартные круговые диаграммы. Узнать больше про NodeXL
Форсайт. Аналитическая платформа от Форсайт
Форсайт. Аналитическая платформа – это программный комплекс для интеллектуального анализа данных, позволяющий эффективно визуализировать информацию для обеспечения принятия бизнес-решений на основе надёжных данных. Узнать больше про Форсайт. Аналитическая платформа
Visary BI от БизнесАвтоматика
Visary BI – система сбора, анализа и визуализации ключевых показателей различных сфер деятельности учреждений для принятия обоснованных и стратегически важных управленческих решений. Узнать больше про Visary BI
Google Студия данных от Google
Google Data Studio – это бесплатное облачное приложение, позволяющее создавать интерактивные панели мониторинга и профессионально оформленные бизнес-отчёты из разнообразных источников данных. Узнать больше про Google Студия данных
Domo от Domo
Криста BI от НПО Криста
Информационно-аналитическая система Криста BI – это инструмент для задач бизнес-аналитики, формирования отчётности и комплексного мониторинга ключевых показателей эффективности бизнес-процессов. Узнать больше про Криста BI
Руководство по покупке Системы построения аналитической отчётности
Содержание
Что такое Системы построения аналитической отчётности
Программное обеспечение для аналитической отчётности (англ. Analytical Reporting Systems) позволяют оперативно строить отчёты на основе данных из различных источников.
Назначение и цели использования Системы построения аналитической отчётности
Программные системы аналитической отчётности позволяют настраивать графическое представление отчётов с помощью конструктора, а также интегрируются с разнообразными источниками данных посредством открытых программных интерфейсов (API). Отчёты могут содержать как данные в табличной форме, так и графические диаграммы и графики. Некоторые программные продукты позволяют строить интерактивные отчёты, а также предлагают графический интерфейс для управления, предоставляя возможность настройки пользователям без опыта программирования.
Обзор основных функций и возможностей Системы построения аналитической отчётности
Отличительные черты Системы построения аналитической отчётности
Чтобы претендовать на включение в категорию визуализации данных, продукт должен:
Что такое программа 1С
Тема статьи – комплекс программных продуктов 1С для автоматизации производственных, учетных и управленческих процессов. Рассказываем о структуре сервиса, основных возможностях, вариантах использования.
Что такое 1С
Платформа предназначена для разработки приложений. Представляет собой закрытую версию, редактировать которую могут только специалисты компании-создателя. Важные моменты:
Область применения
Система востребована в направлениях, где важен грамотно организованный учет. Сферы использования:
Фактически предусмотрены варианты для любых направлений. Более того, любое из прикладных решений подлежит адаптации под конкретную компанию, учреждение.
Архитектура
Что такое система 1С, из чего она состоит? Основа – платформа. С ней работают исключительно программисты, пользователи с ней не взаимодействуют, но именно она обеспечивает функционирование прикладных решений. Доступно 2 варианта поставки:
Система 1C – кроссплатформенная, предусмотрены версии для Windows, Linux, Mac OS.
Как работает
Разберемся в обмене данными на примере 1С:Предприятие. Предусмотрены 3 типа клиентских приложений:
При файловом хранении данных толстый клиент обращается напрямую к файлу, тонкий – получает информацию из файла и через WEB-сервер. WEB-клиент может взаимодействовать только с веб-сервером. При клиент-серверном варианте предусмотрен кластер серверов 1С.
Тип платформы 1С | |
Файловая | Клиент-серверная |
Структурированный файл из таблиц, объем каждой до 6-10 Гб (в зависимости от версии) | Без ограничения по объему информации |
До 4-10 пользователей | Доступен многопользовательское применение |
Минимальная степень защиты данных | Высокая надежность и защита от сбоев |
Регламентные задания выполняются под контролем пользователя | Автономная реализация задач |
Простая настройка и установка | Необходимо привлечение специалистов для отладки |
Достаточно платформы 1С и прикладного решения (конфигурации) | Удовлетворяет запросы крупных организаций |
Просто создать резервную копию | Легко администрировать |
Доступная стоимость | Отказоустойчивость |
Ограничение по объему хранимых данных | Обойдется существенно дороже файловой системы |
Не отказоустойчивая – высокий риск повреждения базы данных | Отказоустойчивая |
Основные функции 1С
Внедрение 1С повышает эффективность управления, упрощает учет. Особым спросом пользуются конфигурации для выполнения задач:
Предусмотрена возможность подключения только нужных конкретному бизнесу функций. Предприятие, государственное учреждение или коммерческая компания получает набор тех инструментов, в которых реально нуждается.
Чтобы объединить данные рекламных площадок, CRM и других маркетинговых инструментов в одном отчете, подключите систему сквозной аналитики Calltouch. На основе полных данных, в которых не будет ничего лишнего, вы сможете сделать объективные выводы об эффективности маркетинга.
Сквозная аналитика
Прикладные решения бывают двух видов:
Нетиповые конфигурации подразделяются на созданные с нуля и сформированные на базе типовых. Последние, по сути, адаптированы под запросы пользователя.
Основные элементы решений
Выполнение функций обеспечивается инструментами, входящими в конфигурации. То есть, за каждый процесс отвечает определенный элемент:
Это лишь часть элементов, входящих в конфигурации, на самом деле их гораздо больше. Совокупность этих инструментов обеспечивает эффективное решение сложных задач.
Настройки учета в 1С
В разделе «Настройки программы» выберите нужный подраздел. В открывшемся окне доступен выбор параметров учета:
Система предполагает гибкость настроек, легко адаптируется под задачи конкретной организации (предприятия).
Как создать документ
В системе 1С доступно 2 способа создания документа. Рассмотрим оба:
Каждый документ имеет уникальный номер, дату и время создания. Нумерация осуществляется автоматически, система исключает генерирование двух одинаковых номеров.
Популярные продукты 1С
Выбор конфигураций настолько богатый, что есть готовые решения практически для каждой сферы. Наибольшим спросом пользуются следующие продукты:
Типовые конфигурации хорошо отлажены, а в случае проблем поддержка оперативно их решает. Применение прикладных решений дает возможность более эффективно управлять организацией, упрощает ведение финансовой документации.
Чтобы определять результативность рекламных источников, подключите Коллтрекинг Calltouch. Оптимизируйте работу колл-центра, экономьте время и ресурсы, корректируйте маркетинговую стратегию и рекламный бюджет.
Коллтрекинг
Коротко о главном
1С – совокупность программных решений для предприятий, бюджетных и коммерческих организаций. Основные характеристики:
Готовые решения от 1С можно адаптировать под требования и задачи конкретного предприятия или компании.