Что такое система персонажей в литературе

Что такое система персонажей и как ею пользоваться?

Многие пособия по писательскому мастерству (книги, семинары, курсы) рекомендуют сначала найти интересного персонажа, вокруг которого потом будет строиться «кольцо» из других персонажей – антагониста, союзников, героев второго плана. То есть, на характер главного героя насаживаются все второстепенные персонажи.

На самом деле это одна из самых больших ошибок, которую может допустить писатель. Потому что такой подход неорганичный по своей сути. Все равно что новорождённому подбирать родителей, друзей и недругов в соответствии с тем, как он выглядит в первые минуты своей жизни.

Правильный подход – это единая система персонажей в произведении, которую писатель рассматривает ещё на этапе планирования.

Как построить систему?

Система персонажей в романе строится, исходя из главной идеи (темы, главного высказывания произведения), что выглядит вполне органично.

Например, главная тема – религия, поиск Бога. Писатель отталкивается от этой темы и выбирает персонажей, которые по-разному смотрят на веру: атеиста, глубоко верующего, сомневающегося и безразличного к религии человека. Каждый из персонажей транслирует заданную тему, но по-своему. Это и есть органичная система!

Не нужно сначала придумывать главного героя, а затем всё строить вокруг него.

Что такое система персонажей в литературе. Смотреть фото Что такое система персонажей в литературе. Смотреть картинку Что такое система персонажей в литературе. Картинка про Что такое система персонажей в литературе. Фото Что такое система персонажей в литературе

Это и есть единая система, включающая ключевых персонажей. Дальше автор решает, с кем из них ему интереснее работать? В ком больше потенциал для развития?

В приведённом выше примере потенциал больше у человека, сомневающегося в существовании Бога. В нём легче всего проследить сдвиг характера (от сомнений к вере или, наоборот, к атеизму) и дать в конце моральный выбор. Это и будет главный герой. Исходя из этого сразу проявляются принципы антагонизма. Ему противостоит как верующий, так и атеист. А союзником может стать лицо с индифферентными взглядами на религию.

А если «плясать» от главного героя искусственно, выбирая его без учёта темы, всё будет выстраиваться автором интуитивно и ситуативно – чаще плохо, как показывает практика.

Алгоритм построения системы:

О сюжетных функциях

А начинать проработку системы нужно с понятия «сюжетные функции».

У каждого персонажа в сюжете/произведении помимо характера, взгляда на главную тему есть чёткая и понятная функция. То есть, как именно он будет помогать сюжетной махине выстраиваться в логичную схему.

Таких функций шесть (по другим источникам четыре: антагонист, союзник, главный герой, любовник):

Идеальная схема выглядит так:

Противник – человек, больше других препятствующий ГГ идти к поставленной цели. Он может быть неявным. Или действующим из лучших побуждений.

На заметку: не нужно делать так, чтобы противник просто мешал! Идеальный вариант противостояния – это одинаковые с ГГ устремления. То есть, конфликт интересов, постоянный, напряжённый и непрекращающийся.

Взаимоотношения героя и антагониста всегда выводятся на первый уровень в сюжете.

Основное заблуждение в этой сюжетной линии – явная ненависть главного персонажа к противнику. Хотя это встречается в классической литературе, нужно отметить, что у классиков в начале произведения ГГ не испытывает ненависти, как и антагонист. Их взаимоотношения (и взаимная неприязнь) развиваются постепенно, по мере нарастания конфликта. Антагонист «давит» на основной недостаток ГГ.

Иногда в одном персонаже сочетается и союзник, и противник.

Союзник – тот, кто помогает главному персонажу. Обычно он имеет те же ценности и взгляды, но гипертрофированные или подчёркивающие недостатки ГГ (здесь бывает по-разному). У него есть собственные интересы, но цель с ГГ примерно одна и та же. Это важный момент.

Мнимый союзник – персонаж, который пытается показаться другом, но на самом деле противостоит ГГ. Его присутствие придаёт конфликту напряжённости. И самое главное – это приводит к интересным сюжетным поворотам. Узнать, что друг ГГ на всём протяжении романа на самом деле был врагом для читателя большая неожиданность.

Мнимый союзник всегда находится между ГГ и антагонистом (чаще всего работает на антагониста). Но контактируя с ГГ он постепенно проникается к нему сочувствием, что приводит в конце к сложному моральному выбору: встать на сторону героя или выбрать противника. Это будет ещё один сдвиг характера в произведении помимо трансформации характера главного героя, что позитивно воспринимается читателями.

Мнимый противник – лицо, сражающееся против, но на деле пытающее помочь ГГ. Это более сложная типология, чем мнимый союзник. Он всегда находится в открытой конфронтации. Однако действует на благо ГГ.

Герой второго плана – не одно и то же, что ГГ второй сюжетной линии! Это персонаж, прописанный на методе сравнения с ГГ (у них схожие жизненные ситуации, цели, взгляды на проблему). Его функция – выделить ключевые особенности ГГ за счет сравнения двух сюжетных линий, углубить характер героя.

Несколько героев

Если есть несколько параллельных сюжетных линий, например, две (что встречается чаще всего) для них выстраивается своя система образов персонажей, со своими антагонистом и ГГ, союзниками.

В рамках каждой сюжетной линии в начале мы видим только одного героя. Эти линии могут пересекаться, а герои взаимодействовать. В этом случае бывает трудно выделить, кто из них действительно главный. Затем линии вновь расходятся и ГГ снова действуют поодиночке, в рамках своей сюжетной линии, то есть, в произведении присутствует сразу два ГГ.

Источник

Система персонажей и авторская позиция

Вы будете перенаправлены на Автор24

Система персонажей – это организованность персонажей литературно-художественного произведения.

Система персонажей литературно-художественного произведения

Систему персонажей литературного произведения целесообразно рассматривать со следующих точек зрения:

Как и любая другая система, система персонажей характеризуется через структуру и элементы. Выделяют следующие категории персонажей:

Сюжет и система персонажей составляют основу предметного мира драматических и эпических произведений. Даже в тех произведениях, где главной темой является человек наедине с природой, персонажная сфера не исчерпывается только одним героем. Например, в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» в воспоминаниях главного героя живут разные лица: отец, погибшие спутники, корзинщик, желанный товарищ. Роль этих внесценических персонажей в начале и в конце произведения очень важна. Робинзон на необитаемом острове одинок, и при этом не одинок, так как он является олицетворением совокупного человеческого опыта, трудолюбия, предприимчивости.

Элементами системы персонажей являются действующие лица, а ее структуру составляет относительно устойчивый способ их связи. Тот или иной образ получает статус персонажа именно как часть целого, элемент системы, что хорошо видно при сопоставлении образов растений, животных, вещей и т.д. Часто в произведения жизнеподобного стиля в персонажный ряд автор вводит высших животных, в которых по установившимся традициям анималисткой литературы, подчеркиваются черты, сближающие их с человеком.

Готовые работы на аналогичную тему

Для образования системы персонажей нужны как минимум два субъекта. Эквивалентом этих субъектов может быть «раздвоение» персонажа. На начальных этапах повествовательного искусства количество персонажей и их связи определялись в первую очередь логикой развития сюжета. Вокруг главных действующих лиц группируются второстепенные, принимающие участие в борьбе на одной из сторон. При этом в архаических сюжетных жанрах разнообразие персонажей поддается классификации. Например, В. Я. Пропп многочисленность персонажей русской сказки свел к семи инвариантам, опираясь на выполняемые ими функции. В такую «семиперсонажную» схему вошли:

Система персонажей – это определенное соотношение характеров. Как правило, сюжетные роли героев соответствуют их значимости как характеров.

Понятие «авторская позиция»

Существует несколько значений понятия «автор». «Автор» в литературоведении прежде всего означает писателя – реально существовавшего человека. В других случаях это слово обозначает какую-либо концепцию, определенный взгляд на реальность, выражением которого является все литературное произведение. Также слово «автор» употребляется при обозначении некоторых явлений, характерных для отдельных родов и жанров.

Большинство ученых разделяют первое значение понятия автора, еще его принято называть «биографическим», или «реальным» автором.

Также часто употребляется слово «автор» во втором значении – это эстетическая категория – «образ автора». В третьем значении под автором понимается рассказчик, повествователь в эпических произведениях и лирический герой в лирических.

Форма литературного произведения является способом осуществления содержания. Формированию понятия об авторе способствуют разработанные подходы к изучению творчества автора, среди которых знакомство с его биографией.

Для того, чтобы глубже понять суть художественного текста необходимо учесть такое понятие, как «авторское Я». Авторская позиция является неотъемлемой частью художественного текста. Любой текст – это действительность, смоделированная автором, в основе которой находится объективная реальность действительного мира. Автор, благодаря воображению, творит свой внутренний мир, создает его на основе фактов бытия, и излагает его в своем произведении.

Авторская позиция может быть выражена не только в слове, но и в внесловесных моментах литературного произведения. М. М. Бахтин, противопоставляя монологические и полифонические тексты, подчеркивает, что идея в них проявляется по-разному. В монологическом произведении идея:

Помимо этого, идея должна быть объективирована.

В полифонически построенном тексте авторская идея должна каким-то образом себя реализовывать, поэтому она может выражаться в речи персонажей. В этом случае авторская позиция не изображается, а выражается непосредственно, дистанция между авторской позицией и позицией героя отсутствует.

Авторская позиция выражается через соотношение двусубъектного повествования, где персонаж является субъектом речи и восприятия и разных субъектно-речевых планов героя, а также через взаимодействие субъектно-речевых планов разных персонажей. Сближение позиций автора-повествователя и говорящего героя выражает непрямую, косвенную оценку высказываний другого персонажа.

Источник

Система персонажей: шпаргалка для писателей

Что такое система персонажей в литературе. Смотреть фото Что такое система персонажей в литературе. Смотреть картинку Что такое система персонажей в литературе. Картинка про Что такое система персонажей в литературе. Фото Что такое система персонажей в литературе

Как сделать так, чтобы в книге не было лишних героев? Как сделать так, чтобы они не тормозили историю, а двигали ее вперед? Как сделать так, чтобы герои отличались, а не были клонами? Ответ прост: система персонажей. Каждое действующее лицо должно занимать свое место в книге, и от этого места зависят его взгляды, цели и желания. Сегодня я хочу поделиться разработанной лично мной шпаргалкой для писателей, которая поможет тебе создать интересную историю. Скачивай ее и обязательно читай ниже об особенностях ее использования.

Что такое система персонажей в литературе. Смотреть фото Что такое система персонажей в литературе. Смотреть картинку Что такое система персонажей в литературе. Картинка про Что такое система персонажей в литературе. Фото Что такое система персонажей в литературе

Что такое система персонажей в литературе. Смотреть фото Что такое система персонажей в литературе. Смотреть картинку Что такое система персонажей в литературе. Картинка про Что такое система персонажей в литературе. Фото Что такое система персонажей в литературе

Шпаргалка по системе персонажей: как использовать

Поначалу с этой шпаргалкой может быть непросто разобраться, поэтому я решила объяснить, что и зачем в нее добавила. Действуй следующим образом:

Обрати внимание, что у всех персонажей повторяется один и тот же вопрос: в чем их истина. У каждого должен быть свой ответ на этот вопрос, но он должен быть связан с темой произведения. И не забывай прописывать всем цель: персонажи не должны существовать просто для декораций.

Что такое система персонажей в литературе. Смотреть фото Что такое система персонажей в литературе. Смотреть картинку Что такое система персонажей в литературе. Картинка про Что такое система персонажей в литературе. Фото Что такое система персонажей в литературе

Краткая характеристика каждой роли

Если ты все еще не понимаешь, кто все эти люди, распишу для тебя их роли. Система персонажей обычно подразумевает наличие таких героев:

Главный герой — это самое понятное. Про него мы пишем, с ним идентифицируется читатель.

Антагонист — тоже не вызывает вопросов. Мешает главному герою в достижении цели.

Второй антагонист — не обязателен, но может добавить напряжения. Его можно использовать в подсюжете или же ввести в качестве сюжетного поворота. Например, как более могущественного соперника.

Второй союзник — аналогично, может стать героем подсюжета или добавить динамики сюжету.

Наставник — персонаж, который помогает главному герою. Обычно знает и умеет то, чему главному персонажу еще предстоит научиться. Не обязательно седобородый старец, это может быть просто смелая лучшая подруга.

Шут-трикстер — герой, который постоянно шутит и не воспринимает все происходящее всерьез. Особенно хорошо, если ты сможешь раскрыть какое-то трагическое событие в его прошлом, чтобы образ не был слишком плоским.

Возлюбленный (-ая) — нужны для романтического подсюжета или для основного сюжета в любовной истории. Старайся показывать их полноценными личностями со своими увлечениями и сильными сторонами. Иначе этот образ будет картонным и неинтересным.

Оборотень — притворяется союзником героя, а потом предает его. Или наоборот, внезапно переходит на его сторону. Используется для сюжетных поворотов, поэтому его намерения нужно хорошо прятать.

Как я уже сказала раньше, не обязательно героев должно быть девять. Ты можешь сделать хоть троих, но постарайся в этом случае соединить в одном персонаже несколько ролей. Эта шпаргалка поможет тебе понять, нет ли в твоей книге лишних людей, которые тормозят историю, ну а их правдоподобность и многомерность зависит только от тебя.

Источник

Определение понятия система персонажей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Система персонажей – это отношения и взаимосвязи между персонажами, которые относятся к композиции произведения.

Понятие системы персонажей

Система персонажей – это соотнесенность действующих лиц художественного произведения друг с другом.

Система персонажей является важнейшим аспектом композиции. Она является компонентом содержательной формы и выполняет две функции – содержательную и конструктивную. Система – это такая общность элементов, где целое больше суммы всех частей. Персонажная сфера, как и любая другая система, характеризуется через составные элементы (персонажей) и структуру.

Персонаж или литературный герой – это действующее лицо художественного произведения.

Система персонажей, как правило, рассматривается с двух точек зрения:

Элементы системы персонажей

Система персонажей, как и любая другая система, имеет элементы и структуру. Выделяют несколько категорий персонажей:

Главные персонажи являются центральными действующими лицами, обладают самостоятельными характерами и имеют прямую связь со всеми уровнями содержания художественного произведения.

Второстепенные персонажи также принимают достаточно активное участие в сюжете. Они имеют собственный характер, однако им уделяется гораздо меньше авторского внимания. Основная функция второстепенных персонажей – способствовать наиболее полному раскрытию образов главных персонажей.

Готовые работы на аналогичную тему

Эпизодические персонажи появляются в одном-двух эпизодах сюжета. Такие персонажи часто не обладают собственным характером и стоят на периферии авторского внимания. Основная функция таких персонажей заключается в том, чтобы в нужный момент давать толчок сюжетному действию либо оттенять те или иные качества главных или второстепенных персонажей.

Также в системе персонажей произведения существуют и внесценические персонажи. Это действующие лица, о которых идет речь, но при этом они не принимают участия в действии (например, в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» такими персонажами являются княгиня Марья Алексеевна, Максим Петрович, дядя Фамусова).

При изучении системы персонажей произведения необходимо выяснить, по каким параметрам выделяется категория персонажей. Таких параметров всего два. Во-первых, это степень участия персонажей в сюжете и объем текста, который отводится рассматриваемому персонажу. Во-вторых, это степень значимости персонажа для раскрытия сторон художественного содержания произведения. В большинстве случаев указанные параметры совпадают. Например, в произведении «Отцы и дети» Базаров является главным героем по обоим параметрам, Николай Петрович, Павел Петрович, Аркадий Одинцов – по обоим параметрам персонажи второстепенные, а Кукушкина и ситников – эпизодические.

Однако есть случаи, когда автор на второстепенный, а порой и эпизодический, персонаж возлагает большую содержательную нагрузку. Например, в произведении А. С. Пушкина «капитанская дочка» императрица Екатерина является эпизодическим персонажем. Однако этот образ имеет первостепенное значение для проблематики повести и его идеи, так как без него ключевая идея произведения – идея милосердия – не получила бы полного композиционного и смыслового завершения.

В некоторых случаях вопрос о разделении действующих лиц на категории совершенно теряет какой-либо содержательный смысл. Например, в композиции произведения Гоголя «Мертвые души» эпизодические персонажи от главных отличаются не качественно, а количественно, то есть не по степени авторского интереса, а по объему изображения. В произведении большое количество персонажей, ряд фигур (таких как Дядя Митяй и дядя Миняй, Мижуев, Поцелуев, Дробяжкин, поручик из Рязани, Фетинья и т.д.) не дают никаких толчков развитию сюжетного действия и никаким образом не характеризуют главного героя – Чичикова. Детализация этих образов избыточна, но этот избыток не является неумением автора строить сюжет. Наоборот, это очень тонкий композиционный прием с помощью которого классик создал особую установку. Он не просто показал образы отдельно взятых людей, он показал нечто гораздо более значительное и широкое – образ народа, населения, нации, и даже мира.

Структура системы персонажей

Точного ответа на вопрос, сколько персонажей необходимо, не существует. Каждый автор сталкивается с вопросом – а все ли изображаемые герои обязательны и не оказалось ли среди них избыточных персонажей? Для образования системы персонажей необходимо минимум два субъекта. Как вариант, можно использовать прием раздвоения героя (например, Семен Семенович из произведения «Случаи» Хармса в очках и без очков.

Максимальное число персонажей в произведении не ограничено. Например, в «Человеческой комедии» О. де Бальзака около двух тысяч персонажей.

Персонажи в произведении должны взаимодействовать между собой.

Таким образом, система персонажей – это взаимосвязи между действующими лицами произведения. важнейшим свойство системы персонажей является иерархичность. Персонаж в большинстве случае находится в точке пересечения трех линий:

Эти три линии и находящиеся в них персонажи создают иерархическую структуру системы.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 05 12 2021

Источник

Система образов

Что такое система персонажей в литературе. Смотреть фото Что такое система персонажей в литературе. Смотреть картинку Что такое система персонажей в литературе. Картинка про Что такое система персонажей в литературе. Фото Что такое система персонажей в литературе

Определение понятия

Система образов – совокупность художественных образов литературного произведения. В теории литературы система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т.д., способствующие раскрытию авторского замысла

Система образов называется системой, потому что все ее элементы (художественные образы) находятся во взаимосвязи: в нашем случае работают на одну цель – раскрытие центральной темы произведения и авторского замысла, передачу читателю основных смысловых посылов, создание у читателя нужных автору впечатлений, ощущений и переживаний.

Валентин Хализев в «Теории литературы» дает такое определение понятию «образ»:

«В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий».

Отличие системы образов от системы персонажей

Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей – это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения.

Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» создан особый образ Петербурга, который является не только местом действия, декорацией для событий в романе, но и представляет самостоятельный художественный образ – тесного города, давлеющего над личностью, города, в котором мучаются неприкаянные маленькие люди. Создается он с помощью многочисленных городских пейзажей, как развернутых, так и ограниченных одной-двумя фразами.

В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина путешествие Петра Гринева к крепости начинается со сцены бурана. Эта сцена занимает существенное место в повести и по объему (это довольно подробный пейзаж), и по значению: торжество снежной стихии, сметающей все на своем пути, становится образом, символизирующим стихийный пугачевский бунт, то есть буран – это полноценный образ-символ, являющийся частью системы образов повести.

Чуть позже тот же прием, а именно изображение снежной бури, метели, снегопада как символа хаоса, передающего эсхатологические настроения – будет применен А.А. Блоком в «Двенадцати» и М.А. Булгаковым в «Белой гвардии». Эти образы-символы позволяют автору создать у читателя особое, нужное ему настроение: в случае с метелью – передать ощущение приближающегося краха цивилизации, разрушение привычного мира, создать ощущение беззащитности человека перед силами более мощными и неуправляемыми. Похожий прием используется Джоном Мартином в «Песне льда и пламени»: иные (белые ходоки), приходящие с севера, из-за ледяной стены несут с собой вечную зиму как символ смерти и вечного забвения, а значит, гибели существующего мира.

Подобного эффекта писателю не добиться, если прорабатывать только персонажей, не заботясь других образах-символах, деталях и т.д. При этом образы-деталииграют подчас такое же значение, как и символы, помещенные писателем в центр повествования. Деталь – выразительная подробность – тоже работает на раскрытие авторского замысла, уточняет, дополняет создаваемую картину действительности.

Так, в «Бойцовском клубе» Чака Паланика выразительной деталью становится отпечаток счастливого плачущего лица рассказчика на футболке Боба. В романе безымянный герой-рассказчик мучается от бессонницы, причина которой неизвестна (на самом деле он страдает от бессмысленности потребительского существования), и по совету врача отправляется на встречи групп поддержки людей, больных смертельными заболеваниями, чтобы увидеть тех, кому по-настоящему тяжело. Один из этапов терапии в группах – коллективный, освобождающий плач. Рассказчик посещал собрания, но не плакал.

«А потом был Боб. Это был первый раз, когда я пришёл в группу рака яичек «Остаёмся мужчинами вместе». И Боб, здоровенный такой жлоб, надвинулся на меня и заревел. Это всё, что я помню. Боб обнял меня со всех сторон, и его голова накрыла мою. И вдруг — я потерян внутри, растворился в тёмном тихом полном забвении. И когда я, наконец, отодвинулся от его мягкой груди, на майке Боба остался мокрый отпечаток плачущего меня. Я никогда больше не ходил к врачу. Я никогда не жевал корень валерианы. Это была свобода. Потерять всякую надежду было свободой».

Отпечаток на футболке становится деталью, позволяющей дополнить образ героя-рассказчика и создать образ обретенной им на время свободы, ощущения реальности бытия.

Система образов в романе

Если говорить про персонажную сферу, то образ — это не просто изображение героя, но его поведение, поступки, реплики, внутренние монологи. На создание образа влияет не только описание внешности героя, но создание его психологического портрета. А также проработка взаимосвязей между героями, продумывание принципов их взаимодействия, сцены и эпизоды с их участием.

Система образов в произведении позволяет создать полноценный художественный мир, способствует раскрытию авторского замысла (поднять актуальную тему, исследовать интересующую писателя идею, отразить цайтгайст – дух времени). Подчас все писательские усилия направлены на осмысленное формирование системы персонажей, портретов героев, где все объекты изображения становятся отражением авторской характеристики – то есть на создание продуманной системы образов. Как мы это встречаем в романах Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», Синклера Льюиса «Главная улица», Харпер Ли «Убить пересмешника».

Большое внимание построению системы образов уделял Оноре де Бальзак. Он считал, что она должна строиться на основе определенной иерархии персонажей и идей. Бальзак в середине 19 века утверждал:

«Каково бы ни было число аксессуаров и героев, современный романист должен группировать их по степени их значительности, подчинить их солнцу своей системы — интересу или герою, и вести их в определенном порядке, как некое сверкающее созвездие».

Лев Толстой про систему образов

Лев Толстой в письме к Фету во время подготовки им «Войны и мира» так рассказывал про создание системы образов в романе:

«Я тоскую и ничего не пишу, а работаю мучительно. Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для [того] чтобы выбрать из них 1/1 000 000, — ужасно трудно. И этим я занят».

Контраст в системе образов

Контраст– художественный прием создания образов, основанный на противопоставлении друг другу явлений, событий, персон – он часто используется писателями при формировании системы образов в художественном произведении. Чаще всего в произведении крупной формы друг другу противопоставляются характеры. Например протагонисту противопоставлен антагонист: Гарри Поттеру – Волан-де-Морт, Маугли – тигр Шер-Хан. Антигерою тоже может быть противопоставлен персонаж – носитель истины. Например, Родиону Раскольникову противопоставлен Порфирий Петрович.

Но и образы-символы тоже могут быть противопоставлены друг другу. Так например, в «Войне и мире» изображены два образа одного и того же дуба, мимо которого едет князь Болконский: образ сухого дерева, еще не проснувшегося после зимней спячки, и пробудившегося, покрытого листвой могучего дуба-великана.

Контраст используется и в названиях произведений: «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева, «Толстый и тонкий» Чехова, «Красное и чёрное» Стендаля, «Живой труп» Толстого, «Живые и мёртвые» Симонова.

Использованный в названии контраст уже намекает на определенную систему образов, созданную автором в произведении, готовит читателя к тому, что герои будут группироваться и противопоставляться друг другу в соответствии с обозначенными в названии явлениями.

Образы и авторский замысел

Писатель сознательно конструирует систему образов, определяя, какой из задуманных им приемов будет работать на главную идею, какие герои станут действовать в произведении, и в каких отношениях они находятся между собой, какие символы и детали помогут создать убедительную характеристику персонажей, событий и т.д.

Подчас образность оказывается для писателя важна настолько же, насколько и герои, тема, само повествование. Именно к таким произведениям можно отнести «Сто лет одиночества» Габриеля Гарсия Маркеса, «Игру в классики» Хулио Картассара, всю прозу Владимира Набокова, «Пейзаж, нарисованный чаем» и другие произведения Милорада Павича. Эти стилистически избыточные тексты, в которых любители языковой игры найдут особое удовольствие, изобилуют художественными образами, находящимися в особых взаимосвязях, которые читателю еще нужно суметь, подобно литературному ребусу, разгадать.

Итак, продуманная система образов позволяет:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *