Что такое система подсистема среда

Система и среда

Дата добавления: 2013-12-23 ; просмотров: 1973 ; Нарушение авторских прав

Признаки системы (условия):

· наличие совокупности элементов;

· наличие причинно-следственных связей между элементами.

Среда– это совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.

Адаптация – это способность системы обнаруживать целенаправленное приспосабливающееся поведение в сложной среде, а также сам процесс такого приспособления.

Адаптация проявляется в качестве саморегулирования, самообучения, самоорганизации и совершенствования.

Элемент– это неделимый компонент системы способный к относительно самостоятельному осуществлению определенной функции.

Подсистема – это часть системы, в которой не менее двух элементов и которая имеет свою обобщенную функцию.

Функция– это совокупность собственно функциональных возможностей системы и совокупность их свойств, которые могут быть выражены как качественными, так и количественными характеристиками.

Степень воздействия на внешнюю среду системы, учитывая ее функции:

1. пассивное существование системы (то есть данная система – материал для других систем);

2. обслуживание данной системой системы более высокого уровня;

3. противостояние другим системам (выживание), среде;

4. поглощение данной системой другой системы и среды;

5. преобразование других систем и среды.

Цель – это желаемое состояние системы или желаемый результат ее деятельности.

Структура системы – это состав ее элементов и совокупность количественных и качественных отношений между ними.

Наличие иерархии в структуре системы является признаком высокого уровня организации. Все сложные высокоорганизованные системы (например, система управления) обладают иерархической структурой.

Иерархической называется структура, удовлетворяющая следующим условиям:

1. каждая подсистема является либо управляющей или подчиненной, либо управляющей и подчиненной одновременно;

2. существует, по крайней мере, одна только подчиненная подсистема;

3. существует только одна управляющая подсистема;

4. любая подчиненная подсистема непосредственно взаимодействует только с одной управляющей.

Связьвходит в любое определение системы и обеспечивает возникновение и сохранение целостных ее свойств.

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема средаЧто такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда

Объект управления

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема средаресурсы продукт ( услуга)

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда

Рис.1 Схема обратной связи

Обратная связь является основой саморегулирования, развития систем, приспособления их к меняющимся условиям существования.

Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

Источник

Что такое система подсистема среда

Термины теория систем и системный анализ, несмотря на период более 25 лет их использования, все еще не нашли общепринятого, стандартного истолкования.

Причина этого факта заключается в динамичности процессов в области человеческой деятельности и в принципиальной возможности использовать системный подход практически в любой решаемой человеком задаче.

Общая теория систем (ОТС) — научная дисциплина, изучающая самые фундаментальные понятия и аспекты систем. Она изучает различные явления, отвлекаясь от их конкретной природы и основываясь лишь на формальных взаимосвязях между различными составляющими их факторами и на характере их изменения под влиянием внешних условий, при этом результаты всех наблюдений объясняются лишь взаимодействием их компонентов, например характером их организации и функционирования, а не с помощью непосредственного обращения к природе вовлечённых в явления механизмов (будь они физическими, биологическими, экологическими, социологическими, или концептуальными)

Для ОТС объектом исследования является не «физическая реальность», а «система», т.е. абстрактная формальная взаимосвязь между основными признаками и свойствами.

При системном подходе объект исследования представляется как система. Само понятие система может быть относимо к одному из методологических понятий, поскольку рассмотрение объекта исследуется как система или отказ от такого рассмотрения зависит от задачи исследования и самого исследователя.

Существует много определений системы.

Термины «отношение» и «взаимодействие» используются в самом широком смысле, включая весь набор родственных понятий таких как ограничение, структура, организационная связь, соединение, зависимость и т.д.

Таким образом, система S представляет собой упорядоченную пару S=(A, R), где A — множество элементов; R — множество отношений между A.

Система — это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.

Исследование объекта как системы предполагает использование ряда систем представлений (категорий) среди которых основными являются:

Рассмотрим определения других понятий, тесно связанных с системой и ее характеристиками.

Объектом познания является часть реального мира, которая выделяется и воспринимается как единое целое в течение длительного времени. Объект может быть материальным и абстрактным, естественным и искусственным. Реально объект обладает бесконечным набором свойств различной природы. Практически в процессе познания взаимодействие осуществляется с ограниченным множеством свойств, лежащих в приделах возможности их восприятия и необходимости для цели познания. Поэтому система как образ объекта задаётся на конечном множестве отобранных для наблюдения свойств.

Понятие «система» возникает там и тогда, где и когда мы материально или умозрительно проводим замкнутую границу между неограниченным или некоторым ограниченным множеством элементов. Те элементы с их соответствующей взаимной обусловленностью, которые попадают внутрь, — образуют систему.

Те элементы, которые остались за пределами границы, образуют множество, называемое в теории систем «системным окружением» или просто «окружением», или «внешней средой».

Из этих рассуждений вытекает, что немыслимо рассматривать систему без ее внешней среды. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия с окружением, являясь при этом ведущим компонентом этого воздействия.

В зависимости от воздействия на окружение и характер взаимодействия с другими системами функции систем можно расположить по возрастающему рангу следующим образом:

Всякая система может рассматриваться, с одной стороны, как подсистема более высокого порядка (надсистемы), а с другой, как надсистема системы более низкого порядка (подсистема). Например, система «производственный цех» входит как подсистема в систему более высокого ранга — «фирма». В свою очередь, надсистема «фирма» может являться подсистемой «корпорации».

Обычно в качестве подсистем фигурирует более или менее самостоятельные части систем, выделяемые по определённым признакам, обладающие относительной самостоятельностью, определённой степенью свободы.

Компонент — любая часть системы, вступающая в определённые отношения с другими частями (подсистемами, элементами).

Элементом системы является часть системы с однозначно определёнными свойствами, выполняющие определённые функции и не подлежащие дальнейшему разбиению в рамках решаемой задачи (с точки зрения исследователя).

Понятие элемент, подсистема, система взаимопреобразуемы, система может рассматриваться как элемент системы более высокого порядка (метасистема), а элемент при углубленном анализе, как система. То обстоятельство, что любая подсистема является одновременно и относительно самостоятельной системой приводит к 2 аспектам изучения систем: на макро- и микро- уровнях.

При изучение на макроуровне основное внимание уделяется взаимодействию системы с внешней средой. Причём системы более высокого уровня можно рассматривать как часть внешней среды. При таком подходе главными факторами являются целевая функция системы (цель), условия её функционирования. При этом элементы системы изучаются с точки зрения организации их в единое целое, влияние на функции системы в целом.

На микроуровне основными становятся внутренние характеристики системы, характер взаимодействия элементов между собой, их свойства и условия функционирования.

Для изучения системы сочетаются оба компонента.

Под структурой системы понимается устойчивое множество отношений, которое сохраняется длительное время неизменным, по крайней мере в течение интервала наблюдения. Структура системы опережает определенный уровень сложности по составу отношений на множестве элементов системы или что эквивалентно, уровень разнообразий проявлений объекта.

Связи — это элементы, осуществляющие непосредственное взаимодействие между элементами (или подсистемами) системы, а также с элементами и подсистемами окружения.

Связь — одно из фундаментальных понятий в системном подходе. Система как единое целое существует именно благодаря наличию связей между ее элементами, т.е., иными словами, связи выражают законы функционирования системы. Связи различают по характеру взаимосвязи как прямые и обратные, а по виду проявления (описания) как детерминированные и вероятностные.

Прямые связи предназначены для заданной функциональной передачи вещества, энергии, информации или их комбинаций — от одного элемента к другому в направлении основного процесса.

Обратные связи, в основном, выполняют осведомляющие функции, отражая изменение состояния системы в результате управляющего воздействия на нее. Открытие принципа обратной связи явилось выдающимся событием в развитии техники и имело исключительно важные последствия. Процессы управления, адаптации, саморегулирования, самоорганизации, развития невозможны без использования обратных связей.

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда

Рис. — Пример обратной связи

С помощью обратной связи сигнал (информация) с выхода системы (объекта управления) передается в орган управления. Здесь этот сигнал, содержащий информации о работе, выполненной объектом управления, сравнивается с сигналом, задающим содержание и объем работы (например, план). В случае возникновения рассогласования между фактическим и плановым состоянием работы принимаются меры по его устранению.

Основными функциями обратной связи являются:

Нарушение обратных связей в социально-экономических системах по различным причинам ведет к тяжелым последствиям. Отдельные локальные системы утрачивают способность к эволюции и тонкому восприятию намечающихся новых тенденций, перспективному развитию и научно обоснованному прогнозированию своей деятельности на длительный период времени, эффективному приспособлению к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Особенностью социально-экономических систем является то обстоятельство, что не всегда удается четко выразить обратные связи, которые в них, как правило, длинные, проходят через целый ряд промежуточных звеньев, и четкий их просмотр затруднен. Сами управляемые величины нередко не поддаются ясному определению, и трудно установить множество ограничений, накладываемых на параметры управляемых величин. Не всегда известны также действительные причины выхода управляемых переменных за установленные пределы.

Детерминированная (жесткая) связь, как правило, однозначно определяет причину и следствие, дает четко обусловленную формулу взаимодействия элементов. Вероятностная (гибкая) связь определяет неявную, косвенную зависимость между элементами системы. Теория вероятности предлагает математический аппарат для исследования этих связей, называемый «корреляционными зависимостями».

Критерии — признаки, по которым производится оценка соответствия функционирования системы желаемому результату (цели) при заданных ограничениях.

Эффективность системы — соотношение между заданным (целевым) показателем результата функционирования системы и фактически реализованным.

Функционирование любой произвольно выбранной системы состоит в переработке входных (известных) параметров и известных параметров воздействия окружающей среды в значения выходных (неизвестных) параметров с учетом факторов обратной связи.

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда

Рис. — Функционирование системы

Вход — все, что изменяется при протекании процесса (функционирования) системы.

Выход — результат конечного состояния процесса.

Процессор — перевод входа в выход.

Система осуществляет свою связь со средой следующим образом.

Вход данной системы является в то же время выходом предшествующей, а выход данной системы — входом последующей. Таким образом, вход и выход располагаются на границе системы и выполняют одновременно функции входа и выхода предшествующих и последующих систем.

Управление системой связано с понятиями прямой и обратной связи, ограничениями.

Обратная связь — предназначена для выполнения следующих операций:

Ограничение — обеспечивает соответствие между выходом системы и требованием к нему, как к входу в последующую систему — потребитель. Если заданное требование не выполняется, ограничение не пропускает его через себя. Ограничение, таким образом, играет роль согласования функционирования данной системы с целями (потребностями) потребителя.

Определение функционирования системы связано с понятием «проблемной ситуации», которая возникает, если имеется различие между необходимым (желаемым) выходом и существующим (реальным) входом.

Проблема — это разница между существующей и желаемой системами. Если этой разницы нет, то нет и проблемы.

Решить проблему — значит скорректировать старую систему или сконструировать новую, желаемую.

Состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени.

Источник

Что такое система подсистема среда

Дадим простое интуитивное определение системы и подсистемы (ниже мы дадим более строгое и полное определение).

Система — объект, процесс в котором участвующие элементы связаны некоторыми связями и отношениями.

Подсистема — часть системы с некоторыми связями и отношениями.

Любая система состоит из подсистем, любая подсистемы любой системы может быть рассмотрена сама как система.

Пример. Наука — система, когнитивная система обеспечивающая получение, проверку, фиксацию (хранение), актуализацию знаний общества. Наука имеет подсистемы: математика, информатика, физика, филология и др. Любое знание существует лишь в форме систем (систематизированное знание), а теория — наиболее развитая система их организации в систему позволяющая не только описывать, но и объяснять, прогнозировать события, процессы.

Необходимые атрибуты информатики как научного знания:

Определим некоторые основные понятия системного анализа, ибо системный стиль мышления, системный подход к рассмотрению проблем являются методологической основой методов многих (если не всех) наук.

Цель — образ несуществующего, но желаемого — с точки зрения задачи или рассматриваемой проблемы — состояния среды, т.е. такого состояния, которое позволяет решать проблему при данных ресурсах. Это — описание, представление некоторого наиболее предпочтительного состояния системы.

Пример. Основные социально-экономические цели общества:

Понятие цели конкретизируется различными объектами и процессами.

Пример. Цель — функция (найти значение функции). Цель — выражение (найти аргументы, превращающие выражение в тождество). Цель — теорема (сформулировать и/или доказать теорему — т.е. найти условия превращающие сформулированное предложение в истинное высказывание). Цель — алгоритм (найти, построить последовательность действий, продукций обеспечивающих достижения требуемого состояния объекта или процесса перевода его из исходного состояния в финальное).

Целенаправленное поведение системы — поведение системы (т.е. последовательность принимаемых ею состояний), ведущее к цели системы.

Задача — некоторое множество исходных посылок (входных данных к задаче), описание цели, определенной над множеством этих данных и, может быть, описание возможных стратегий достижения этой цели или возможных промежуточных состояний исследуемого объекта.

Пример. Глобальная экономическая задача, с которой сталкивается любое общество — корректное разрешение конфликта между фактически неограниченным человеческим потреблением товаров и услуг и ограниченными ресурсами (материальными, энергетическими, информационными, людскими), которые могут быть актуализированы для удовлетворения этих потребностей. При этом рассматривают следующие основные экономические задачи общества:

Решить задачу — означает определить четко ресурсы и пути достижения указанной цели при исходных посылках.

Решение задачи — описание или представление того состояния задачи, при котором достигается указанная цель; решением задачи называют и сам процесс нахождения, описания этого состояния.

Пример. Рассмотрим следующую «задачу»: решить квадратное уравнение (или составить алгоритм его решения). Такая постановка проблемы неправильна, ибо не поставлена цель, задача, не указано, как решить задачу и что понимать в качестве решения задачи. Например, не указаны общий вид уравнения — приведенное или же не приведенное уравнение (а алгоритмы их решения — различны!). Задача также поставлена не полностью — не указан тип входных данных: вещественные или комплексные коэффициенты уравнения, не определены понятие решения, требования к решению, например, точность корня (если корень получится иррациональным, а нужно было определить его с некоторой точностью, то задача вычисления приближенного значения корня — автономная, не очень простая задача). Кроме того, можно было бы указать возможные стратегии решения — классическое (через дискриминант), по теореме Виета, оптимальным соотношением операндов и операции (см. ниже соответствующий пример в главе посвященной алгоритмам).

Описание (спецификация) системы — это описание всех ее элементов (подсистем), их взаимосвязей, цели, функции при некоторых ресурсах т.е. всех допустимых состояний.

Если входные посылки, цель, условие задачи, решение или, возможно, даже само понятие решения плохо описываемы, формализуемы, то эти задачи называются плохо формализуемыми. Поэтому при решении таких задач приходится рассматривать целый комплекс формализованных задач, с помощью которых можно исследовать эту плохо формализованную задачу. Сложность исследования таких задач — в необходимости учета различных, а часто и противоречивых критериев определения, оценки решения задачи.

Пример. Плохо формализуемыми будут, например, задачи восстановления «размытых» текстов, изображений, составления учебного расписания в любом большом вузе, составления «формулы интеллекта», описания функционирования мозга, социума, перевода текстов с одного языка на другой с помощью ЭВМ и др.

Структура — это все то, что вносит порядок в множество объектов, т.е. совокупность связей и отношений между частями целого, необходимые для достижения цели.

Далее мы дадим более формальное (математическое) определение структуры. Понятие структуры одно из наиболее важных понятий — как в абстрактном понимании, так и при его конкретизации.

Пример. Примерами структур могут быть структура извилин мозга, структура студентов на курсе, структура государственного устройства, структура кристаллической решетки вещества, структура микросхемы и др. Кристаллическая решетка алмаза — структура неживой природы; пчелиные соты, полосы зебры — структуры живой природы; озеро — структура экологической природы; партия (общественная, политическая) — структура социальной природы; Вселенная — структура как живой и неживой природы.

Структуры систем бывают разного типа, разной топологии (или же пространственной структуры). Рассмотрим основные топологии структур (систем). Соответствующие схемы приведены на рисунках ниже.

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда

Рис. Структура линейного типа

Иерархические, древовидные структуры:

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда

Рис. Структура иерархического (древовидного) типа

Часто понятие системы предполагает наличие иерархической структуры, т.е. систему иногда определяют как иерархическую целостность.

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда

Рис. Структура сетевого типа

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда

Рис. Структура матричного типа

Пример. Примером линейной структуры является структура станций метро на одной (не кольцевой) линии. Примером иерархической структуры является структура управления вузом: «Ректор — Проректора — Деканы — Заведующие кафедрами и подразделениями — Преподаватели кафедр и сотрудники других подразделений». Пример сетевой структуры — структура организации строительно — монтажных работ при строительстве дома: некоторые работы, например, монтаж стен, благоустройство территории и др. можно выполнять параллельно. Пример матричной структуры — структура работников отдела НИИ выполняющих работы по одной и той же теме.

Кроме указанных основных типов структур используются и другие, образующиеся с помощью их корректных комбинаций — соединений и вложений.

Пример. «Вложение друг в друга» плоскостных матричных структур может привести к более сложной структуре — структуре пространственной матричной (например, вещества кристаллической структуры типа изображенной на рис.). Структура сплава и окружающей среды (макроструктура) могут определять свойства и структуру сплава (микроструктуру):

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда

Рис. Структура типа кристаллической (пространственно-матричной)

Такого вида структуры часто используются в системах с тесно связанными и равноправными («по вертикали» и «по горизонтали») структурными связями. В частности, такую структуру могут иметь системы открытого акционерного типа, корпорации на рынке с дистрибьютерной сетью и другие.

Пример. Из комбинаций матрично-матричного типа (образуемую комбинацией «плоскостных», например, временных матричных структур), можно получить, например, время — возрастную матричную «пространственную» структуру. Комбинация сетевых структур может дать вновь сетевую структуру. Комбинация иерархической и линейной структуры может привести как к иерархической (при «навешивании» древовидной структуры на древовидную), так и к неопределенностям (при «навешивании» древовидной структуры на линейную).

Из одинаковых элементов можно получать структуры различного типа.

Пример. Макромолекулы различных силикатов можно получать из одних и тех же элементов (Si, O):

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда(а)
Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда(б)
Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда(в)

Рис. Структуры макромолекул из кремния и кислорода (а, б, в)

Пример. Из одних и тех же составляющих рынка (ресурсы, товары, потребители, продавцы) можно образовывать рыночные структуры различного типа: ОАО, ООО, ЗАО и др. При этом структура объединения может определять свойства, характеристики системы.

Структура является связной, если возможен обмен ресурсами между любыми двумя подсистемами системы (предполагается, что если есть обмен i-ой подсистемы с j-ой подсистемой, то есть и обмен j-ой подсистемы с i-ой.

В общем случае, можно образовывать сложные, связные m-мерные структуры (m-структуры), у которых подсистемы — (m−1)-мерные структуры. Такие m-структуры могут актуализировать связи и свойства, которые невозможно актуализировать в (m−1)-структурах и эти структуры широко используются в прикладных науках (социология, экономика и др.) — для описания и актуализации сложных взаимосвязанных многопараметрических и многокритериальных проблем и систем, в частности, для построения указанных ниже когнитивных структурных схем (когнитивных карт).

Указанного типа топологические структуры называют комплексами или симплициальными комплексами и математически их можно определить как объект K(X,Y,f), где X — это m-структура (mD-симплекс), Y — множество событий (вершин), f — связи между X и Y или математически:

Пример. Примером простого геометрического комплекса может быть известный геометрический плоскостной (2D) граф, который состоит из вершин (отождествляются с некоторыми событиями), соединяемых между собой некоторыми одномерными дугами (отождествляются с некоторыми связями этих вершин). Сеть городов на географической карте соединенных дорогами образует плоскостной граф. Понятие математического графа — ниже.

Пример. Рассмотрим множество хороших друзей X = <Иванов, Петров, Сидоров>и замечательных городов Y = <Москва, Париж, Нальчик>. Тогда можно построить 3-структуру (2D-симплекс) в R3 (в пространстве трех измерений — высота, ширина, длина), образуемую связыванием элементов X и Y, например, по принципу «кто где был» (рис.). В этой структуре использованы сетевые 2-структуры (2D-симплексы) X, Y (в которых, в свою очередь использованы 1-структуры). При этом элементы X и Y можно брать как точки (0D-симплексы)-элементы пространства нулевого измерения — R0.

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда

Рис. Геометрическая иллюстрация сложных связных структур

Если структура плохо описываема или определяема, то такое множество объектов называется плохо структурируемым.

Пример. Плохо структурируемы будут проблемы описания многих исторических эпох, проблем микромира, общественных и экономических явлений, например, динамики курса валют на рынке, поведения толпы и др.

Плохо формализуемые и плохо структурируемые проблемы (системы) наиболее часто возникают на стыке различных наук, при исследовании синергетических процессов и систем.

Способность к нахождению решений в плохо формализуемых, плохо структурируемых средах — наиболее важная отличительная черта интеллектуальности (наличия интеллекта).

По отношению к людям — это способность к абстракции, по отношению к машинам или автоматам — способность к адекватной имитации каких-либо сторон интеллекта и интеллектуального поведения человека.

Интеллектуальная проблема (задача) — проблема человеческого интеллекта, целеполагания (выбора цели), планирования ресурсов (выбора необходимых ресурсов) и построения (выбора) стратегий его достижения.

Такие понятия как «интеллект», «интеллектуальность» у специалистов различного профиля (системного анализа, информатики, нейропсихологии, психологии, философии и др.) могут несколько различаться, причем это не несет в себе никакой опасности.

Примем, не обсуждая ее положительные и отрицательные стороны, следующую «формулу интеллекта»:

«Интеллект = цель + факты + способы их применения»,

или, в несколько более «математическом», формализованным виде:

«Интеллект = цель + аксиомы + правила вывода из аксиом».

Интеллектуальными системами называют такие человеко-машинные системы, которые обладают способностью выполнять (или имитировать) какие-либо интеллектуальные процедуры, например, автоматически классифицировать, распознавать объекты или образы, обеспечивать естественный интерфейс, накапливать и обрабатывать знания, делать логические выводы. Используют и другой, более старый термин — «система искусственного интеллекта». В информатике актуальна задача повышения интеллектуальности компьютерных и программных систем, технологий и обеспечения интеллектуального интерфейса с ними. В то же время интеллектуальные системы базируются на неполных и не полностью формализуемых знаниях о предметной области, правилах вывода новых знаний, поэтому должны динамически уточняться и расширяться (в отличие от, например, формализуемых и полных математических знаний).

Понятие «система» в переводе с греческого означает «целое, составленное из частей». Это одна из абстракций информатики и системного анализа, которую можно конкретизировать, выразить в конкретных формах.

Пример. Система теоретических принципов, положений, система государственного устройства, нервная система, производственная система. Можно дать и следующее, более полное определение системы.

Система — это средство достижения цели или все то, что необходимо для достижения цели (элементы, отношения, структура, работа, ресурсы) в некотором заданном множестве объектов (операционной среде).

Дадим теперь более строгое определение системы.

Система — множество связанных друг с другом элементов некоторого вполне определенного множества (некоторых определенных множеств), образующих целостный объект при условии задания для этих объектов и отношений между ними некоторой цели и некоторых ресурсов для достижения этой цели.

Цель, элементы, отношения или ресурсы подсистем при этом будут уже другими, отличными от указанных для всей системы.

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда

Рис. Структура системы в общем виде

Любая система имеет внутренние состояния, внутренний механизм преобразования входных сигналов, данных в выходные (внутреннее описание) и внешние проявления (внешнее описание). Внутреннее описание дает информацию о поведении системы, о соответствии (несоответствии) внутренней структуры системы целям, подсистемам (элементам) и ресурсам в системе, внешнее описание — о взаимоотношениях с другими системами, с целями и ресурсами других систем.

Внутреннее описание системы определяет внешнее описание.

Пример. Банк образует систему. Внешняя среда банка — система инвестиций, финансирования, трудовых ресурсов, нормативов и т.д. Входные воздействия — характеристики (параметры) этой системы. Внутренние состояния системы — характеристики финансового состояния. Выходные воздействия — потоки кредитов, услуг, вложений и т.д. Функции этой системы — банковские операции, например, кредитование. Функции системы также зависят от характера взаимодействий системы и внешней среды. Множество выполняемых банком (системой) функций зависят от внешних и внутренних функций, которые могут быть описаны (представлены) некоторыми числовыми и/или нечисловыми, например, качественными, характеристиками или характеристиками смешанного, качественно — количественного характера.

Пример.Физиологическая система «Организм человека» состоит из подсистем «Кровообращение», «Дыхание», «Зрение» и др. Функциональная система «Кровоообращение» состоит из подсистем «Сосуды», «Кровь», «Артерия» и др. Физико-химическая система «Кровь» состоит из подсистем «Лейкоциты», «Тромбоциты» и др. и так далее до уровня элементарных частиц.

Рассмотрим систему «Река» (без притоков). Представим ее в виде пронумерованных участков реки (камер, подсистем) так, как это изображено на рис.

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда

Рис. Модель реки (течение реки — от 1 к n)

Внутреннее описание системы (каждой подсистемы) может иметь вид:

x(t+1,i) = x(t,i) − a(t,i) • x(t,i) + b(t,i) − c(t,i) • x(t,i)

где x(t,i) — объем воды в i-ой камере в момент времени t, a — коэффициент грунтового просачивания воды, b — осадки, с — испарение с поверхности камеры (a, b, c — входные параметры). Внешнее описание системы может иметь вид:

X(t) = ∑(k(x,t,i) • a(t,i) + l(x,t,i) • b(t,i)), x(0) = s

где k(x,t,i) — коэффициент, учитывающий влияние грунтового просачивания (структуру дна, берега реки), l(x,t,i) — коэффициент, учитывающий влияние осадков (интенсивность осадков), X(t) — объем воды в реке (у стока, у края последней камеры номер n).

Морфологическое описание системы — описание строения или структуры системы: описание совокупности А элементов этой системы и необходимого для достижения цели набора отношений R между ними.

Морфологическое описание задается кортежом:

где А — множество элементов и их свойств, В — множество отношений с окружающей средой, R — множество связей в А, V — структура системы, тип этой структуры, Q — описание, представление системы на каком-либо языке. Из морфологического описания системы получают функциональное описание системы (т.е. описание законов функционирования, эволюции системы), а из нее — информационное описание системы (описание информационных связей как системы с окружающей средой, так и подсистем системы) или же так называемую информационную систему, а также информационно-логическое (инфологическое) описание системы.

Пример. Морфологическое описание экосистемы может включать, в частности, структуру обитающих в ней хищников и жертв (система типа «хищники — жертвы»), их трофическую структуру (структуру типа «кто кого поедает?») или структуру, состав пищи, обычного рациона обитателя), их свойства, связи и отношения. Трофическая структура рассматриваемой ниже экосистемы — одноуровневая, т.е. хищники и жертвы образуют две непересекающиеся совокупности X и Y со свойствами S(X) и S(Y). Возьмем в качестве языка Q морфологического описания русский язык с элементами алгебры. Тогда можно предложить следующее упрощенное модельное морфологическое описание этой экосистемы:

Если использовать результаты популяционной динамики (раздела математики, изучающей динамику, эволюцию популяций), то можно используя приведенное морфологическое описание системы записать адекватное функциональное описание системы. В частности, динамику взаимоотношений в этой системе можно записать в виде уравнений Лотка — Вольтерра:

где xi(t)-численность (плотность) i-ой популяции, bij — коэффициент поедания i-го вида жертв j-ым видом хищников (прожорливости), ai — коэффициент рождаемости i-го вида.

Морфологическое описание системы зависит от учитываемых связей, их глубины (связи между главными подсистемами, между второстепенными подсистемами, между элементами), структуры (линейная, иерархическая, сетевая, матричная, смешанная), типа (прямая связь, обратная связь), характера (позитивная, негативная).

Пример. Морфологическое описание автомата для производства некоторого изделия может включать геометрическое описание изделия, программу (описание последовательности действий автомата), описание операционной обстановки (маршрут обработки, ограничения действий и др.). При этом это описание зависит от типа и глубины связей, структуры изделия, заготовки и др.

Информационное описание системы часто позволяет нам получать дополнительную информацию о системе, извлекать новые знания о системе, решать информационно-логические задачи, исследовать инфологические модели систем.

Пример. Рассмотрим простую информационно-логическую задачу: у Джека машина — красная, у Питера — не черная, не синяя, не голубая, у Майкла — черная и синяя, у Бэрри — белого и синего цветов, у Алекса — машины всех перечисленных цветов; у кого была какого цвета машина, если все они были на пикнике на машинах разного цвета? Ответ на этот, на первый взгляд, нелегкий вопрос можно легко получить с помощью информационного описания системы с помощью таблицы разрешенных ситуации (таблицы состояний):

Исходная таблица состояний информационно-логической задачи

Из этой таблицы видно, что Джек был на красной машине, а следовательно, Питер мог быть только на белой машине. Отсюда следует, что Бэрри был на синей, Майкл — на черной, а Алекс — на голубой машине.

Постановка и решение информационно-логических задач — мощное средство выяснения информационных связей в системе, причинно — следственных связей, проведения аналогий, развития алгоритмического мышления, внимания и т.д.

Две системы назовем эквивалентными, если они имеют одинаковые цель, составляющие элементы, структуру. Между такими системами можно установить связь (связи) некотором конструктивным образом.

Можно также говорить об эквивалентности по цели (по элементам, по структуре).

Пусть даны две эквивалентные системы X и Y и система X обладает структурой (или свойством, величиной) I. Если из этого следует, что и система Y обладает этой структурой (или свойством, величиной) I, то I называется инвариантом систем X и Y. Можно говорить об инвариантном содержании двух и более систем или об инвариантном погружении одной системы в другую. Инвариантность двух и более систем предполагает наличие такого инварианта.

Пример. Если рассматривать процесс познания в любой предметной области, познания любой системы, то глобальным инвариантом этого процесса является его спиралевидность. Итак, спираль познания — это инвариант любого процесса познания, независимый от внешних условий и состояний (хотя параметры спирали и его развертывание, например, скорость и крутизна развертывания зависят от этих условий). Цена — инвариант экономических отношений, экономической системы; она может определять и деньги, и стоимость, и затраты.

Основные признаки системы:

Подсистема должна обладать всеми свойствами системы, в частности, свойством целостности (по подцели) и эмерджентности, что отличает подсистему от компоненты системы — набора элементов, для которых не сформулирована подцель и нет целостности.

Целое — всегда есть система, а целостность всегда присуща системе, проявляясь в системе в виде симметрии, повторяемости (цикличности), адаптируемости и саморегуляции, наличии и сохранении инвариантов.

«В организованной системе каждая часть или сторона дополняет собой другие и в этом смысле нудна для них как орган целого, имеющий особое значение» (Богданов А.А.).

Кажущееся изменение целостности системы — это лишь изменение наших «точек взгляда на них», например, изменений по времени или по пространственной координате. Целостности присуще свойство колебательности, цикличности, с определенными законами сохранения ресурсов (вещества, энергии, информации, организации, пространственных и временных инвариантов).

Пример. В ряде экосистем, например, популяционных, изменение численности или плотности популяции представляет собой колебательный процесс, с определенными законами сохранения, аналогичным законам сохранения и превращения энергии.

При системном анализе различных объектов, процессов, явлений необходимо пройти следующие этапы системного анализа:

Когнитология — междисциплинарное (философия, нейропсихология, психология, лингвистика, информатика, математика, физика и др.) научное направление изучающее методы и модели формирования знания, познания, универсальных структурных схем мышления.

При системном анализе систем удобным инструментом их изображения является инструментарий когнитивной структуризации.

Цель когнитивной структуризации — формирование и уточнение гипотезы о функционировании исследуемой системы, т.е. структурных схем причинно-следственных связей, их количественной оценки.

Причинно-следственная связь между системами (подсистемами, элементами) А и В положительна (отрицательна), если увеличение или усиление А ведет к увеличению или усилению (уменьшению или ослаблению) В.

Пример. Когнитивная структурная схема для анализа проблемы энергопотребления может иметь следующий вид:

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда

Рис. Пример когнитивной карты

Кроме когнитивных схем могут использоваться когнитивные решетки (шкалы, матрицы), которые позволяют определять стратегии поведения (например, производителя на рынке).

Решетка образуется с помощью системы факторных координат, где каждая координата соответствует одному фактору, показателю (например, финансовому) или некоторому интервалу изменения этого фактора. Каждая область решетки соответствует тому или иному поведению. Показатели могут быть относительными (например, от 0 до 1), абсолютными (например от минимального до максимального), биполярными («высокий или большой» — «низкий или маленький)», четкими и нечеткими, детерминированными и недетерминированными. Такие решетки могут быть полезны, в частности, для оптимизации делового распределения основной группы налогов между федеральным и региональным бюджетами, выработки стратегии повышения бюджетного самообеспечения и др. На рис. показана одна такая решетка (в биполярной системе показателей); зона D — наиболее благоприятная, зона A — наименее благоприятная.

Что такое система подсистема среда. Смотреть фото Что такое система подсистема среда. Смотреть картинку Что такое система подсистема среда. Картинка про Что такое система подсистема среда. Фото Что такое система подсистема среда

Рис. Когнитивная решетка финансовой устойчивости фирмы

Когнитивный инструментарий позволяет снижать сложность исследования, формализации, структурирования, моделирования системы.

Резюмируя вышесказанное, можно дать философское, диалектическое определение системы: система — это есть часть объективной реальности, ограниченная целью (целями) и ресурсами.

Системно в мире все: практика и практические действия, знание и процесс познания, окружающая среда и связи с ней (в ней).

Любая человеческая интеллектуальная деятельность обязана быть по своей сути системной деятельностью, предусматривающей использование совокупности взаимосвязанных системных процедур на пути от постановки задачи и целей к нахождению и использованию решений.

Пример. Любое экологическое решение должно базироваться на фундаментальных принципах системного анализа, информатики, управления и учитывать поведение человека и живых организмов (включая и растений) в окружающей среде — в материально — энергетико — информационном поле т.е. на рациональных, экологически обоснованных нормах поведения в этой среде, с точки зрения «Системы» из подсистем «Человек», «Природы» и «Космос».

Незнание же системного анализа не позволяет знаниям (закладываемым традиционным образованием) превращаться в умения и навыки их применения, в навыки ведения системной деятельности (построения и реализации целенаправленных, структурированных, обеспеченных ресурсами или ресурсоограниченных конструктивных процедур решения проблем). Системно мыслящий и действующий человек, как правило, прогнозирует и считается с результатами своей деятельности, соизмеряет свои желания (цели) и свои возможности (ресурсы) учитывает интересы окружающей среды, развивает интеллект, вырабатывает верное мировоззрение и правильное поведение в человеческих коллективах.

Окружающий нас мир бесконечен в пространстве и во времени; в то же время человек существует конечное время и располагает при реализации любой цели только конечными ресурсами (материальными, энергетическими, информационными, людскими, организационными, пространственными и временными).

Противоречия между неограниченностью желания человека познать мир и ограниченной возможностью сделать это, между бесконечностью природы и конечностью ресурсов человечества имеют много важных последствий, в том числе, — и в самом процессе познания человеком окружающего мира. Одна из таких особенностей познания, которая позволяет постепенно, поэтапно разрешать эти противоречия — использование аналитического и синтетического образа мышления, т.е. разделения целого на части и представления сложного в виде совокупности более простых компонент и, наоборот, соединения простых и построение, таким образом, сложного. Это также относится и к индивидуальному мышлению, и к общественному сознанию, и ко всему знанию людей, и к самому процессу познания.

Пример. Аналитичность человеческого знания проявляется и в существовании различных наук, и в дифференциации наук, и в более глубоком изучении все более узких вопросов, каждый из которых сам по себе и интересен, и важен, и необходим. Вместе с тем, столь же необходим и обратный процесс синтеза знаний. Так возникают «пограничные» науки — бионика, биохимия, синергетика и другие. Однако это лишь одна из форм синтеза. Другая, более высокая форма синтетических знаний реализуется в виде наук о самых общих свойствах природы. Философия выявляет и описывает любые общие свойства всех форм материи; математика изучает некоторые, но также всеобщие, отношения. К числу синтетических относятся системные науки: системный анализ, информатика, кибернетика и др., соединяющие формальные, технические, гуманитарные и др. знания.

Итак, расчлененность мышления на анализ и синтез и взаимосвязь этих частей являются очевидными признаками системности познания.

Процесс познания структурирует системы, окружающий нас мир. Все, что не познано в данный момент времени, образует «хаос в системе», который не может быть объясним в рамках рассматриваемой теории, заставляет искать новые структуры, новую информацию, новые формы представления и описания знаний, приводит к появлению новых ветвей знания; этот хаос развивает при этом и исследователя.

Деятельность системы может происходить в двух режимах: развитие (эволюция) и функционирование.

При функционировании, эволюции системы явно не происходит качественного изменения инфраструктуры системы; при развитии, революционировании системы ее инфраструктура качественно изменяется. Развитие — борьба организации и дезорганизации в системе и связано с накоплением и усложнением информации, ее организации.

Пример. Информатизация страны в ее наивысшей стадии — всемерное использование различных баз знаний, экспертных систем, когнитивных методов и средств, моделирования, коммуникационных средств, сетей связи, обеспечение информационной а, следовательно, любой безопасности и др.; это революционное изменение общества. Компьютеризация без постановки новых проблем, т.е. «навешивание компьютеров на старые методы и технологии обработки информации» — это функционирование, а не развитие. Упадок моральных и этических ценностей в обществе, потеря цели в жизни могут привести к «функционированию» не только отдельных людей, но и социальных слоев общества.

Любая актуализация информации связана с актуализацией вещества, энергии и наоборот.

Пример. Химическое развитие, химические реакции, энергия этих реакций в организмах людей приводят к биологическому росту, движению, накоплению биологической энергии; эта энергия — основа информационного развития, информационной энергии; последняя энергия определяет энергетику социального движения и организации в обществе.

Если в системе количественные изменения характеристик элементов и их отношений в системе приводит к качественным изменениям, то такие системы называются развивающимися системами. Такие системы имеют ряд отличительных сторон, например, могут самопроизвольно изменять свое состояние, — в соответствии со взаимодействиями с окружающей средой (как детерминировано, так и случайно). В таких системах количественный рост элементов и подсистем, связей системы приводят качественным изменениям (системы, структуры), а жизнеспособность (устойчивость) системы зависит от изменения связей между элементами (подсистемами) системы.

Пример. Развитие языка как системы зависит от развития и связей составных элементов — слово, понятие, смысл и т.д. Формула для чисел Фибоначчи: xn = xn−1 + xn−2, n > 2, x1 = 1, x2 = 1 определяет развивающуюся систему чисел.

Основные признаки развивающихся систем:

Если развивающаяся система развиваема за счет собственных материальных, энергетических, информационных, человеческих или организационных ресурсов внутри самой системы, то такие системы называются саморазвивающимися (самодостаточно развивающимися). Это форма развития системы — самая желательная и перспективная.

Пример. Например, если на рынке труда будет повышен спрос на квалифицированный труд, появится стремление к росту квалификации, образования, что приведет к появлению новых образовательных услуг, качественно новых форм повышения квалификации. Развитие фирмы, появление сети филиалов может привести к новым организационным формам, в частности, к компьютеризованному офису, более того, — к высшей стадии развития автоматизированного офиса — виртуальному офису или же виртуальной корпорации.

Пример. Рост пространственной структуры кристалла или развитие коралла может привести к появлению качественно новой структуры. Отметим, что одной из центральных проблем в биологии развития живых систем является проблема образования пространственной структуры, например, образование полос зебры.

Для оценки развития, развиваемости системы часто используют не только качественные, но и количественные оценки, а также и смешанного типа оценки.

Пример. В системе ООН для оценки социально — экономического развития стран используют индекс HDI (Human Devolopment Index — индекс развития человечества, человеческого потенциала), который учитывает 4 основных параметра, изменяемых от минимальных до максимальных своих значений:

Эти сведения приводятся к общему значению HDI. По HDI все страны делятся на высокоразвитые, среднеразвитые и низкоразвитые. Страны с развивающимися (саморазвивающимися) экономическими, правовыми, политическими, социальными и образовательными институтами характеризуются высоким уровнем HDI. В свою очередь, изменение HDI (параметров, влияющих на него) влияет на саморазвиваемость указанных институтов, в первую очередь, — экономических, в частности, саморегулируемость спроса и предложения, отношений производителя и потребителя, товара и стоимости. Уровень HDI, наоборот, также может привести к переходу страны из одной категории (развитости по данному критерию) в другую, в частности, если в 1994 году Россия стояла на 34 месте в мире (из 200 стран), то в 1996 году — уже на 57 месте; это приводит к изменениям и во взаимоотношениях с окружающей средой, в том числе, — в политике.

Гибкость системы будем понимать как способность к структурной адаптации системы в ответ на воздействия окружающей среды.

Пример. Гибкость экономической системы — способность к структурной адаптации на изменяющиеся социально-экономические условия, способность к регулированию, к изменениям экономических характеристик и условий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ДжекПитерМайклАлексБэрри
Красная+++
Черная++
Синяя+++
Голубая+
Белая+++