Что такое система сбыта
Каналы сбыта
Сбыть или не сбыть? О различных способах распространения товаров
Главная цель производителя — как можно быстрее сбыть свой товар. Какими путями продукция попадет в руки потребителя, по сути, не важно, однако желательно, чтобы каналы сбыта товаров были стабильными и не заставляли фирму каждый раз искать новый подход к клиенту.
Количество посредников, которые стоят на пути от производителя к покупателю, может быть различным. Прямые каналы продаж предполагают доставку продукта клиенту непосредственно производителем. Такой короткий путь наладить довольно сложно, если только компания не производит, к примеру, авиамоторы, которые на свободный рынок не идут и поставляются под конкретный заказ. Большинству фирм приходится иметь дело с длинными каналами продаж, правда, тут возможны варианты взаимодействия с посредниками.
Интенсивный путь сбыта товаров
Если фирма избрала интенсивный путь, то она старается задействовать максимальное количество точек сбыта товара. Например, можно продавать колбасу в продуктовых магазинах, в онлайн-супермаркетах, можно поставлять ее в различные госучреждения и кормить ею чиновников, если удастся выиграть тендер на госзакупках. Также можно заключить партнерский договор и поставлять эту же колбасу в кафе, где одной из позиций меню значатся сэндвичи, или опять же, договорившись с какой-нибудь фирмой, организовать поставки продукции в местную столовую для сотрудников. Способов сбыта товара масса, и, чтобы добиться успеха, нужно только выбрать правильные методы продвижения.
Селективная политика сбыта
Селективная политика предполагает, что производитель работает только с определенными партнерами и их представители предлагают товар по заранее оговоренной определенной схеме. Этот вариант распространения продукции по-своему хорош. Компания может быть практически уверена в том, что ее товар будет правильно презентован потребителю. Кроме того, в отличие от интенсивного пути, где сбыт зависит от сиюминутных обстоятельств (например, компания может проиграть какой-то тендер и запланированные поставки не состоятся), селективная политика дает возможность более точного планирования. Однако есть и минус: если сеть посредников еще не слишком развита, то компания волей-неволей будет подстраиваться только под них, что грозит застоем. Развитие возможно только при расширении масштабов сбытовой сети или диверсификации каналов поставок.
Эксклюзивные каналы продаж
Эксклюзивные каналы продаж используют компании, которые работают только с собственными дилерами. Этот метод подходит для тех, кто уже имеет постоянных клиентов или рассчитывает только на определенную целевую аудиторию. При использовании этого способа организации продаж фирма очень сильно завязана на сервис. Из-за сильно ограниченного числа точек продаж компания будет ощущать любое минимальное снижение спроса. Если же по какой-то причине репутация компании пострадает, то вернуть клиентов будет практически невозможно. Но в этом случае можно изменить сбытовую политику, к примеру, на интенсивную.
Выбор посредника и канала продаж
Выбирая посредника, нужно обращать внимание на следующие показатели:
При выборе каналов продаж следует руководствоваться показателями прибыли, которых предположительно удастся достичь при том или ином сценарии. Самый верный вариант сорвать куш — найти необычный сбытовой канал, который еще никем не использовался. И маленькие, и большие компании находятся в постоянном поиске вариантов сбыта. Поставщики чистой природной воды стали писать на бутылках «подходит для детей» и поставлять ее в детские сады и школы, производители дезинфицирующих салфеток и гелей для рук, кроме того что продают свою продукцию по аптекам и магазинам, поставляют товар в больницы и поликлиники.
Довольно старая идея цветочных компаний продавать букеты с игрушками и шоколадными наборами вышла на новый уровень, когда фирмы стали предлагать доставку композиций с украшениями Tiffany & Co и других известных ювелирных брендов. Действительно, доставка цветов довольно логичное дополнение к ювелирному украшению, и компании, которые это поняли и нашли партнеров в реализации этой задумки, наверняка улучшат свои показатели.
Не стоит забывать, что сервисная сфера тесно связана с производственной. Производители канцтоваров, например, могут сбывать свои ручки и папки не в «Школьники», а рекламным агентствам, которые занимаются изготовлением именной сувенирной продукции для различных фирм.
Стратегия сбыта товара — одно из важнейших направлений, определяющих работу всей фирмы. Столь важный аспект нельзя пускать на самотек. Грамотный подбор путей распространения дает возможность фирме улучшить финансовые показатели и занять прочное место в своей нише.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Алгоритм организации системы сбыта
Создание системы сбыта — стратегическая задача любой компании. Ошибка в выборе каналов сбыта означает отсутствие притока денег в компанию, что в конечном итоге приведет к ее банкротству. При этом важно соблюдать определенную последовательность проектирования системы сбыта, основанную на предварительном тщательном изучении рынка сбыта. Рассмотрим алгоритм организации системы сбыта.
Организационно сбыт состоит из органов и каналов сбыта, обеспечивающих передачу товара от производителя к потребителям. С экономической точки зрения сбыт является сферой воспроизводства добавленной стоимости, создавая условия для получения прибыли всеми участвующими в этом процессе компаниями. С позиции маркетинга сбыт представляет собой систему, пронизанную многосторонними коммуникативными взаимодействиями, среди которых наиболее важными являются личные контакты, благодаря которым создаются условия для долгосрочного сотрудничества.
Перечислим основные функциональные блоки системы сбыта, находящиеся в непрерывном взаимодействии между собой:
Алгоритм организации системы сбыта
Внутри канала сбыта формируются следующие коммерческие потоки:
Таблица 1. Типы каналов сбыта.
Прямой канал | Непрямой короткий канал | Непрямой длинный канал | |
Производитель | Производитель | Производитель | Производитель |
Покупатели | Дистрибьюторы | Агенты по сбыту | Дистрибьюторы |
Покупатели | Покупатели | Агенты по сбыту (дилеры) | |
Покупатели |
Прямой сбыт: достоинства
Комбинированный (многоканальный) сбыт применяется очень широко, поскольку позволяет:
Таблица 2. Критерии выбора сбытового канала.
(звездочки обозначают приоритетность в принятии решения о выборе канала сбыта)
Что такое сбыт: разбираемся вместе
Узнайте, какие существуют виды сбыта и научитесь налаживать его для своего предприятия
Сбыт — это организация транспортировки и распространения товара, конечной целью которого является продажа покупателю через одного или несколько посредников.
Разделы
Давайте рассмотрим, какие существуют виды сбыта.
Виды сбыта
Выделяют следующие виды сбыта.
Давайте узнаем, что нужно делать, чтобы наладить сбыт своей продукции.
Как наладить сбыт
Для того, чтобы грамотно организовать сбыт товаров, необходимо проанализировать условия на рынке в целом, определиться с оптимальными каналами сбыта и найти подходящих поставщиков для сотрудничества.
Проанализируйте ситуацию
Первым делом необходимо «разведать обстановку» и получить как можно больше информации, на которую можно будет опереться при выборе каналов сбыта и поставщиков. Проанализировать необходимо следующее.
Найдите подходящие каналы сбыта
Определитесь с тем, какой путь является оптимальным в вашей ситуации, иными словами, выясните минимальное количество посредников, через которых вы можете сбывать товары конечным потребителям.
Чем крупнее ваше производство, тем больше вероятность, что вам придется работать с большим количеством поставщиков и тем длиннее будет канал сбыта.
Крупные предприятия зачастую имеют длинный канал сбыта, к примеру, канал третьего уровня:
Производитель → оптовый поставщик → розничный поставщик → дилер → потребитель
Найдите поставщиков
Теперь необходимо найти и заключить контракты с конкретными поставщиками. Выбор посредников должен быть обусловлен их опытом в сбыте вашего типа продукции и ценами за свои услуги.
Старайтесь налаживать взаимовыгодные и длительные отношения с поставщиками, так как проверенные поставщики обеспечивают надежность и своевременный сбыт продукции.
Давайте теперь узнаем, что нужно для того, чтобы реализовывать бỏльшие партии товара.
Как стимулировать сбыт продукции
Когда ваше предприятие готово к внедрению на рынок, подумайте, как заинтересовать посредников в сбыте именно вашего товара.
Используйте следующие распространенные методы стимулирования сбыта:
Поздравляем, теперь вы узнали, что такое сбыт, как его наладить и стимулировать.
Сбыт и маркетинг: особенности и взаимопроникновение понятий, сущность сбыта и виды
Что такое канал сбыта
Канал сбыта в маркетинге или канал продаж – это главное в деле управления продажами.
При уменьшении дохода именно на него в первую очередь обращают внимание. Для успешной реализации товаров проходят шаги, связанные в один алгоритм:
При внедрении в жизнь последнего из вышеперечисленных шагов производителю следует определиться, сколько посредников допустимо между ним и потребителем.
Системы сбыта продукции
Система сбыта готовой продукции – это совокупность методов по изучению рынка, которые выработались в процессе функционирования предприятия.
Также в указанную систему входят следующие составляющие:
Система сбыта продукции стремится к таким целям:
Грамотная сбытовая стратегия формируется при учёте таких факторов как особенности потребителей (уровень их доходов, средняя величина каждой покупки), основные характеристики продукции, масштабы производства. Также учитывается степень имеющейся конкуренции, сбытовая стратегия, особенности рынка и плотность распределения покупателей.
Сбыт-каналы, присутствующие в системе, выполняют функции: рекламные, информационные (помогают получить больше полезной информации), организационные (делают возможной организацию правильного товародвижения, начиная со склада).
Виды сбыта
Выделяют следующие виды сбыта.
Давайте узнаем, что нужно делать, чтобы наладить сбыт своей продукции.
Функции сбыта
Сбытовой процесс выполняет несколько организационных функций. Выполнение каждой из них должно контролироваться определенным участником процесса. Прибыль между участниками процесса сбыта распределяется в соответствии с величиной полученной ими с помощью выполнения функций добавленной стоимости.
Можно выделить следующие функции, выполняемые сбытовым процессом:
Продажа – различные мероприятия по обеспечению продажи продукта; наиболее известная функция сбыта (но не единственная!)
Примером реализации функции сбыта по продаже продукта могут быть личные продажи, реклама, предпродажные презентации продукта, ведение переговоров по условиям заключения договора на продажу.
Физический сбыт – физическое перемещение продукта; наиболее очевидная функция сбытового процесса компании.
В рамках физического сбыта осуществляется не только доставка продукта от производителя (продавца) к покупателю, но и хранение продукции, получение поступающих товаров или сырья, оформление соответствующей документации.
Обслуживание продукта – различные действия по повышению ценности продукта для потребителя без изменения его основных характеристик.
Наиболее явным примером обслуживания продукта считается его послепродажное обслуживание (ремонт, замена и т.п.). В обслуживание продукта входит также его упаковка или другие изменения в соответствии с требованиями покупателей.
Этапы сбыта
Процесс сбыта продукции представляет собой несколько этапов, которые представлены таблицей ниже:
Достоинства и недостатки прямых и косвенных каналов сбыта
Как прямые, так и косвенные каналы сбыта в маркетинге имеют свои достоинства и недостатки. Краткая сравнительная таблица представлена на рисунке. А далее мы проанализируем все более подробно, и начнем с прямых каналов.
Сравнительная таблица прямых и косвенных каналов сбыта (распределения) с точки зрения маркетинга
Достоинства прямых каналов сбыта:
Недостатки прямых каналов распределения:
Косвенные каналы сбыта в маркетинге тоже имеют свои плюсы и минусы.
Преимущества косвенных каналов сбыта:
Недостатки непрямых каналов дистрибуции:
Таким образом, с одной стороны реализация своей продукции через посредников позволяет лучше удовлетворить потребности большего круга покупателей, но при этом производитель теряет контроль над ценой и процессом сбыта.
С другой стороны реализация товара самим предприятием без посредников сопряжена с большими трудностями и высокими издержками, позволяет удовлетворить потребности лишь ограниченного рыночного сегмента, но зато производитель лучше понимает своего потребителя и может полностью контролировать цену и качество товара.
Как видите, нельзя однозначно сказать, что лучшего всего использовать косвенные каналы сбыта или что прямые каналы распределения плохие. Все зависит от особенностей товара, специфики рынка, возможностей производителя, выбранных посредников, стратегии сбыта и еще многих других факторов. Но однозначно, что к выбору системы сбыта следует подходить максимально ответственно.
Как наладить сбыт
Для того, чтобы грамотно организовать сбыт товаров, необходимо проанализировать условия на рынке в целом, определиться с оптимальными каналами сбыта и найти подходящих поставщиков для сотрудничества.
Проанализируйте ситуацию
Первым делом необходимо «разведать обстановку» и получить как можно больше информации, на которую можно будет опереться при выборе каналов сбыта и поставщиков. Проанализировать необходимо следующее.
Найдите подходящие каналы сбыта
Определитесь с тем, какой путь является оптимальным в вашей ситуации, иными словами, выясните минимальное количество посредников, через которых вы можете сбывать товары конечным потребителям.
Чем крупнее ваше производство, тем больше вероятность, что вам придется работать с большим количеством поставщиков и тем длиннее будет канал сбыта.
Крупные предприятия зачастую имеют длинный канал сбыта, к примеру, канал третьего уровня:
Производитель → оптовый поставщик → розничный поставщик → дилер → потребитель
Найдите поставщиков
Теперь необходимо найти и заключить контракты с конкретными поставщиками. Выбор посредников должен быть обусловлен их опытом в сбыте вашего типа продукции и ценами за свои услуги.
Старайтесь налаживать взаимовыгодные и длительные отношения с поставщиками, так как проверенные поставщики обеспечивают надежность и своевременный сбыт продукции.
Давайте теперь узнаем, что нужно для того, чтобы реализовывать бỏльшие партии товара.
Длина и структура канала сбыта
Длина канала сбыта определяется комбинацией связующих элементов в цепочке распределения товара.
Длина канала сбыта
Чем короче длина канала распределения, тем быстрее товар достигает конечного потребителя, но тем менее широко товар может быть представлен на рынке.
Чем длиннее канал сбыта, тем дольше товар достигает потребителя, но длинные сбытовые сети позволяют шире охватывать рынок, представляя товар во множестве торговых точек, где он доступен для покупки.
Соответственно, необходимо обеспечить максимальную выгоду от формы, места и времени приобретения товара потребителю, это в интересах производителя, так как решает задачу сбыта продукции:
Итогом является распределение произведенной продукции, так как каналы сбыта опосредованно обеспечивают баланс удобства формы, места и времени покупки товара конечным потребителем.
Структура канала сбыта определяет увеличение конечной цены продукции, по которой товар отпускается потребителю.
Пример структуры канала сбыта
Чем сложнее структура канала распределения, тем выше будет конечная цена для потребителя, при этом оправданность этой цены часто оказывается под вопросом, если спрос не удовлетворяет ожиданий производителя. Логично, что оптимизация канала распределения в целях повышения эффективности сбыта предполагает исключение лишних посредниках на пути движения товара к потребителю. В приведенном примере цена товара у розничного торговца вышла за пределы среднего ценового сегмента, при этом повышение цены не является оправданным. Заводу можно убрать два звена в канале сбыта – московского дистрибьютора и московского оптовика – создав возможности для оптовых поставок региональным оптовикам. Конечный покупатель этого только выиграет, так как цена вернется в границы целевого сегмента.
Кроме того, предприятия с широкой номенклатурой товаров используют разные виды сбытовых каналов, оперируя, в том числе, их длиной и структурой.
Выбор каналов сбыта
Выбор наиболее подходящей к данному предприятию и рынку системы маркетинга сбыта крайне важен. Дело в том, что особенность каналов сбыта такова, что единожды сделав выбор в пользу той или иной системы распределения товаров, в дальнейшем производителю будет чрезвычайно трудно что-либо в ней изменить. После того как товары начнут движение по каналу дистрибуции на них очень сложно, а зачастую и практически невозможно повлиять.
Сам процесс выбора канала сбыта в маркетинге можно разделить на 4 этапа:
При выборе канала сбыта следует учитывать и анализировать комплекс факторов:
Кроме того часто используют анализ альтернативных каналов сбыта на основе комплекса из 3-х групп критериев:
В международной экономической практике этот комплекс критериев называют «3C» сбыта, по первым буквам названий основных критериев: «Cost» – затраты или издержки, «Control» – контроль, «Coverage» – покрытие рынка.
Кроме того есть расширенный подход к отбору каналов сбыта в маркетинге, получивший название «6C». Здесь к трем вышеперечисленным «C» прибавляются еще три: «Capital» – капитал (инвестиции требующиеся для создания сбытового канала), «Character» – особенности канала (его свойства, степень соответствия целевому рынку), «Continuity» – стабильность (финансовая устойчивость торгового посредника, его ориентированность на долгосрочное партнерство).
Какой канал сбыта показывает наилучшие результаты по анализируемой совокупности факторов тот и выбирается.
Как стимулировать сбыт продукции
Когда ваше предприятие готово к внедрению на рынок, подумайте, как заинтересовать посредников в сбыте именно вашего товара.
Используйте следующие распространенные методы стимулирования сбыта:
Поздравляем, теперь вы узнали, что такое сбыт, как его наладить и стимулировать.
Типы посредников
В маркетинге выделяют три подхода к созданию каналов сбыта:
Посредники классифицируются по нескольким признакам. По объему реализуемой продукции различают оптовых и розничных торговцев.
Оптовики – это физические или юридические лица, которые приобретают товар у разных производителей большими партиями и реализуют их рознице или потребителям.
Розничный продавец – это физическое лицо или компании, которые реализуют большое число товаров конечному потребителю, которое они приобретают у оптовых торговцев или непосредственно у производителей.
По признаку «от чьего имени ведется торговля и кто владеет товаром» различают четыре группы посредников:
Дистрибьюторы – это оптовые и розничные посредники, которые участвуют в процессе сбыта продукции от имени производителя, но за свой счет. Они реализуют товары на основании права, которое производитель им предоставляет, но при этом не являются собственниками продукции.
Дилеры являются оптовыми посредниками, которые осуществляют продажи от своего имени и за свой счет. Они приобретаю продукцию в собственность для дальнейшей перепродажи.
Комиссионеры – это оптовые и розничные посредники, которые работают от своего имени, но за счет производителя. Собственность на товары переходит конечному потребителю после оплаты.
Брокеры являются посредниками, целью деятельности которых считается установление связей между компаниями, заинтересованные в продвижении товаров. Их вознаграждение – это процент от продаж.
Подводные камни
Неправильный выбор канала сбыта может привести к серьезным последствиям. Некоторые фирмы пытаются получить максимальные объемы продаж уже на первоначальном этапе любыми путями. Это краткосрочная стратегия. Больше прибыли можно получить, наладив стабильный, долгосрочный канал сбыта. Это долговременная торговля, надежность и стабильность. Риск возникновения непредвиденных обстоятельств в работе с постоянными посредниками очень мал. Поэтому такие отношения оправдывают себя в перспективе больше, чем быстрый сбыт продукции.
Широта каналов сбыта
Этот показатель зависит от количества участников на том или ином уровне. Узкий канал сбыта предполагает использование, например, одного оптового покупателя. Если товар реализуется нескольким оптовикам, то речь идет о его расширении. Широкий канал более предпочтителен. Такой фактор означает, что предприятие имеет расширенный рынок сбыта. Такая сеть является более надежной. Даже во время отсутствия одного оптовика на рынке другие будут стабильно работать. Каналы сбыта, распределения товаров и услуг должны быть выбраны с учетом объемов производства. Для их стабильной работы нужны постоянные запасы товаров и их непрерывное производство.
Собственные каналы сбыта
Иногда для сокращения расходов и упрощения процесса реализации есть смысл создать собственную торговую сеть. Такое решение должно быть принято только в случае соблюдения некоторых условий. Во-первых, доходы от продаж должны быть велики, чтобы покрыть расходы на организацию такой сети. То есть необходимость в этом возникает в случае производства большого количества продукции. Если рынок сбыта невелик и расположен на небольшой территории, то тоже можно организовать торговую сеть. Наличие специализированной сети необходимо, если продукция требует специального сервисного обслуживания.
В случае, когда объемы поставляемого товара велики (например, вагон), и его поставки не требуют дополнительных затрат на выгрузку или перевалку, то также целесообразно организовать несколько пунктов реализации продукции. Но следует помнить, что такая система требует большого количества складских помещений, расположенных в местах розничной продажи товара. Это позволит бесперебойно снабжать магазины необходимой продукцией.
В каких случаях нужны посредники
Иногда создание собственной торговой сети не является целесообразным. Обычно это происходит, когда рынок имеет горизонтальную структуру. Конечные потребители имеются во многих секторах экономики. Для того чтобы обеспечить всех необходимым количеством продукции, надо создать очень разветвленную сеть. Это требует значительных затрат и масштабных реконструкций. Создание такой торговой сети по силу только крупным производителям.
Если география рынка очень разнообразна, то проще воспользоваться услугами посредников. При поставках товара оптовикам в большом количестве транспортные расходы сокращаются. Если требуются срочные поставки, то лучше, если товар будет всегда на складах оптовиков. Нерентабельно создавать собственную торговую сеть, если чистая прибыль не является высокой.