Что такое система счета
Что такое система счета
1. Значение и структура бухгалтерских счетов
В балансе предприятия приводятся обобщенные данные об объектах бухгалтерского учета на определенную дату. Однако для руководства хозяйственной деятельностью и принятия управленческих решений необходимо иметь непрерывную информацию о состоянии и движении имущества. Такое повседневное наблюдение – одна из основных задач бухгалтерского учета, оно достигается при помощи системы счетов бухгалтерского учета.
Система счетов – это способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за средствами хозяйства и хозяйственными операциями.
На каждом счете отражаются экономически однородные по характеру операции.
На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные, которые затем обобщаются и используются для составления различных сводных показателей и отчетности.
При отражении на счетах хозяйственных операций в качестве документального подтверждения могут быть бумажные первичные документы, машинные носители, дискеты (должны иметь юридическую силу).
Счет представляет собой таблицу, левая часть которой называется дебет, а правая – кредит.
В начале таблицы дается название счета (наименование объекта учета).
На счетах отражаются хозяйственные операции как в количественном, так и в стоимостном выражении.
Остаток средств или источников их образования на начало или конец периода называется сальдо (сальдо начальное, сальдо конечное).
Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом по счету. Счет может иметь два оборота – дебетовый оборот и кредитовый.
Например: На 1.09. остаток материалов 1000руб.
1. 10.09. Поступили материалы от завода на сумму 5000руб.
2. 11.09. Отпущены материалы в цех на сумму 1000руб.
3. 15.09. Поступили материалы от поставщика на сумму 3000руб.
4. 16.09. Отпущены материалы в производство на сумму 500 руб.
Д Счет «Материалы» К
Связь бухгалтерских счетов и баланса:
— название счетов статей баланса соответствует названию счетов (такие счета называются балансовыми);
— есть активные и пассивные статьи, есть активные и пассивные счета;
— начальное сальдо в счета заносится из баланса;
— сальдо конечное служит для составления бухгалтерского баланса.
Различия бухгалтерских счетов и баланса:
— баланс составляется один раз в месяц, а счета ведутся в течение месяца;
— в балансе отражается состояние средств и их источников, а в счетах – движение всех средств и источников.
Таким образом, бухгалтерские счета необходимы для контроля за движением средств и источников предприятия. Они способствуют определению ошибок в корреспонденции счетов, а также нужны для составления отчетности.
1. Активные и пассивные счета
Все счета бухгалтерского учета по отношению к балансу делятся на две группы:
— Счета для учета хозяйственных средств
— Счета для учета источников образования средств.
Все счета средств – счета активные.
Отражение операций по каждому активному счету может вызвать два случая:
Сн – наличие средств на начало периода
ОбД поступление средств (+)
ОбК использование средств (-)
На активном счете Ск
К активным относятся счета 01, 10, 50, 51, 04 и др.
Все счета источников – пассивные.
При отражении операций по пассивному счету может возникнуть два случая:
Д Счет пассивный К
ОбД уменьшение источников (-)
Сн – остаток источников на начало периода
ОбК увеличение источников (+)
На пассивном счете Ск
К пассивным счетам относят: 80, 66, 67, 60 и др.
Существуют активно-пассивные счета, которые объединяют в себе признаки активных и пассивных счетов. В этих счетах остаток может быть как дебетовым, так и кредитовым, или одновременно и дебетовым и кредитовым (развернутое сальдо).
Например: счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» может иметь два остатка: дебетовый – показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса, кредитовый – сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса.
Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящиеся в его пользовании или распоряжении (счет 001 «Арендованные ОС», 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение» (получили ТМЦ, но еще не оплатили, а по договору, мы не имеем права их использовать без оплаты)).
Открыть счет – значит записать в него начальный остаток из баланса, если он имеется в балансе.
На активных счетах сальдо начальное записывается в дебет, а на пассивных счетах в кредит счета.
По вновь открываемых счетам остатков на начало не должно быть.
1. Что такое система счетов?
2. Что представляет собой счет бухгалтерского учета?
3. Как называется остаток средств или источников их образования на начало или конец периода?
4. Что такое оборот по счету?
5. Какие группы счетов по отношению к балансу существуют?
6. Раскройте строение активного и пассивного счетов.
7. Дайте характеристику активно-пассивных счетов.
Бухгалтерские счета
Бухгалтерские счета – это счета, на которых ведется бухгалтерский учет всех хозяйственных операций организации с помощью использования метода двойной записи.
Структура бухгалтерского счета
Счета бухгалтерского учета являются методом группировки отражения операций, пассива и актива.
Для каждого вида имущества, обязательства и операции открываются отдельные счета со своим наименованием и цифровым номером (шифром), которые соответствуют каждой статье баланса. Например 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 99 «Прибыль и убытки», 80 «Уставный капитал» и др.
Каждый счет представляет собой двустороннюю таблицу. Левая сторона счета – дебет (от латинского «должен»), правая сторона – кредит (от латинского «верит»). Таким образом, на бухгалтерских счетах отражаются:
Дебетовый оборот. Он является суммой всех операций, которые отражаются в соответствующей части счета без начального сальдо.
Кредитовый оборот. Он представляет, соответственно, сумму операций, отраженных в кредите счета без начального остатка.
Сальдо на начало и конец периода. При этом сальдо на конец периода определяется по информации об исходном остатке и кредитовом и дебетовом оборотах.
Отметим, что для одних бухгалтерских счетов дебет означает увеличение, кредит – уменьшение. Для других бухгалтерских счетов наоборот, дебет – уменьшение, а кредит – увеличение.
Счета бухгалтерского учета и действующее законодательство
План счетов бухгалтерского учета, применяемых в РФ, утвержден Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н и обязателен к применению всеми организациями, кроме кредитных и бюджетных учреждений. Он используется в компаниях любой формы собственности, использующих метод двойной записи.
План счетов разработан в соответствии с экономической классификацией счетов. В нем приводятся названия и коды статей первого и второго порядка.
План счетов бухгалтерского учета содержит 8 разделов:
Отдельным разделом выделяют забалансовые счета.
Отметим, что указанным Приказом Минфина утверждены как сам План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, так и Инструкция по его применению. Это означает, что в Приказе Минфина от 31.10.2000 № 94н можно найти перечень самих бухгалтерских счетов, расшифровку к ним и список корреспондирующих счетов. На основе утвержденного Минфином Плана счетов организация разрабатывает свой рабочий План счетов, являющийся частью Учетной политики организации в целях бухгалтерского учета. При этом в рабочем Плане счетов организация может уточнять содержание приведенных в Приказе Минфина субсчетов бухучета, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Классификация бухгалтерских счетов
Бухгалтерские счета классифицируют:
По экономическому содержанию;
Классификация бухгалтерских счетов по строению
Бухгалтерские счета по строению подразделяются на:
Активные бухгалтерские счета
Пассивные бухгалтерские счета
Для учета пассивов организации (капитала, резервов и обязательств) предусмотрены пассивные счета. Увеличение обязательств на пассивном счете отражается по кредиту счета, а уменьшение показывается по дебету счета. Например, создание резервного капитала отражается по кредиту пассивного счета 82 «Резервный капитал», а уменьшение уставного капитала показывается по дебету пассивного счета 80 «Уставный капитал». Сальдо в этом случае только кредитовое.
Активно-пассивные бухгалтерские счета
Необходимо иметь в виду, что ряд бухгалтерских счетов не относится однозначно ни к активным, ни к пассивным. На активно-пассивных бухгалтерских счетах показывают расчеты с подрядчиками и поставщиками, заказчиками и покупателями, подотчетными лицами и другими кредиторами и дебиторами. Это, например, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По дебету этого счета может отражаться как уменьшение кредиторской задолженности (пассива), так и увеличение дебиторской задолженности (актива).
А если организация перечислила аванс поставщику (в учете организации данная операция отражается бухгалтерской записью: Дебет счета 60 – Кредит счета 51), то до момента поставки товарно-материальных ценностей по дебету счета 60 будет отражаться дебиторская задолженность.
В первом случае счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» выступает как пассивный, а во втором случае счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» является активным счетом.
Учитывая, что характер счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» зависит от конкретных хозяйственных условий, данный счет является активно-пассивным счетом.
При этом сальдо по активно-пассивным бухгалтерским счетам может являться как кредитовым, так и дебетовым, либо одновременно и тем, и другим.
Классификация бухгалтерских счетов по экономическому содержанию
Различают счета имущества и источников его образования.
Классификация бухгалтерских счетов по назначению
К таким счетам относятся:
Расчетные счета. Такие счета предназначены для учета всех видов расчетов с кредиторами и дебиторами предприятия. Учет ведется в денежном выражении. Счета практически все активно-пассивные;
Денежные счета. Такие счета предназначены для учета денежных средств. Счета всегда активные. Учет ведется только в денежном выражении;
Инвентарные счета. Такие счета предназначены для учета имущества организации. Счета всегда активные. Учет ведется в денежных и натуральных измерителях;
Собирательно-распределительные счета. Такие счета предназначены для учета косвенных затрат, требующих предварительного распределения. Счета всегда активные;
Регулирующие счета. Такие счета уточняют оценку отдельных видов имущества. По ним уточняется стоимостная характеристика объектов, которые отражаются на базовых статьях. Они не обладают самостоятельным значением, а несут дополняющую функцию. Учет ведется в денежном выражении. Счета всегда пассивные;
Операционные счета. Эти статьи используются для отражения расходов, которые касаются выполнения операций в ходе заготовления, выпуска и продажи продукции, изделий, услуг, работ;
Калькуляционные счета. Такие счета предназначены для учета и контроля затрат и для определения себестоимости;
Отчетно-распределительные счета. Такие счета предназначены для распределения затрат между отчетными периодами;
Фондовые счета. Такие счета предназначены для учета и контроля за капиталом предприятия. Счета всегда пассивные;
Финансово-результативные счета. Такие счета предназначены для учета накопления и потерь как финансового результата. Счета активно-пассивные.
Балансовые и Забалансовые бухгалтерские счета
Бухгалтерские счета также можно разделить на две группы:
Балансовые счета
Забалансовые счета
Бухгалтерские счета и Оборотно-сальдовая ведомость
Оборотно-сальдовая ведомость представлена в качестве сводки остатков по счетам бухучета за конкретный временной промежуток.
В бланк оборотно-сальдовой ведомости переносятся:
Кредитовые и дебетовые обороты за определенный (отчетный) период
После подсчета по всем графам получается три пары равенства:
Начальное сальдо по Дебету всех счетов должно соответствовать этому же показателю по Кредиту всех счетов.
Итог оборота по Дебету всех счетов равняется этой же величине по Кредиту всех счетов.
Конечное сальдо по Дебету всех счетов соответствует этому же показателю по Кредиту всех счетов.
Баланс и бухгалтерские счета
Баланс представляет собой метод экономической группировки и обобщения сведений об имуществе компании по размещению и составу. В нем также отражается информация по источникам формирования ценностей в денежном выражении на конкретную дату. В баланс включены активная и пассивная части. Их итоги равны. В активе отражается конкретное имущество, которое находится в собственности компании. Пассивная часть показывает источники его формирования.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Система национальных счетов (СНС): история, показатели, стандарты
На сегодняшний день все страны осуществляют в большей или меньшей степени государственное регулирование экономической деятельности. Различаются методы, но цель и результат такого вмешательства одинаковы – успешное развитие национального хозяйства. А для реализации регулирования необходима статистическая информация, которая бы позволила объективно рассмотреть ситуацию и ее изменение. Страны стали создавать свой собственный статистический инструментарий, а со временем появилась так называемая система национальных счетов, позволившая государствам сравнивать экономические успехи и перенимать опыт.
История возникновения концепции
Система национальных счетов (СНС) начала зарождаться в 1930 годы. После Великой депрессии и Второй мировой войны многие страны стремились укрепить свое национальное хозяйство за счет государственного управления. А для разработки макроэкономической политики, мер и программ нужна была статистическая информация.
В 1940-1950 годы подавляющее большинство ведущих капиталистических стран начинают разрабатывать свои собственные концепции СНС. Национальные хозяйства нуждались в перестройке на гражданский лад. Вскоре понятие системы национальных счетов проникает в отчеты ведущих международных организаций. Огромный вклад в разработку концепции внесла ООН. Данная организация подготовила первый международный стандарт СНС, опубликованный в 1953 году. Уже тогда было осуществлено привычное деление производства по отраслям, а также подробная разбивка финансовых потоков. С тех пор он пересматривался три раза: в 1968-м, 1993-м и 2008-м. Однако принцип расчета показателей СНС остался прежним. На сегодняшний день существует множество местных адаптаций методологии, существенный вклад в развитие концепции вносит ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Статистическое бюро Европейских сообществ.
Сущность
СНС – это свод экономических таблиц, отражающих расходы и доходы хозяйственной деятельности в рамках государства. Основные показатели системы национальных счетов характеризуют:
Система национальных счетов позволяет упорядочить всю имеющуюся информацию о хозяйственной деятельности. Она учитывает все сферы производства. Тем не менее СНС не включает выпуск товаров и услуг домашними хозяйствами, использование промежуточного продукта и нелегальную экономику. В системе национальных счетов отображаются все стадии воспроизводственного процесса. На выходе получаются балансовые таблицы, характеризующие изменение национального богатства страны в течение определенного периода времени, зачастую года.
Структурные категории
Основные счета системы национальных счетов, разработанной ООН, включают:
Данные счета включают многочисленные приложения и субкатегории, которые нужны для того, чтобы объективно рассмотреть транзакции между различными секторами. Однако нужно понимать, что не все страны ООН собирают данные показатели в полном объеме. Например, счет активов и пассивов до сих пор находится в разработке. Также ООН пытается создать методологию для категории стратегических запасов и природных ресурсов.
Классификация показателей
Структура СНС отражает деятельность четырех экономических агентов и циркуляцию факторов и денег между ними. Это домохозяйства, фирмы, государства и так называемый иностранный сектор или «остальной мир». Основными показателями СНС являются: ВНД, ВНП чистый национальный продукт, личный и национальный доход. Система национальных счетов, таким образом, характеризует отдельные стороны национального богатства.
Методы измерения
Если рассматривается система национальных счетов, ВВП всегда на первом плане. Он представляет собой общую рыночную стоимость всех благ, произведенных на территории страны за год. В отличие от ВНП, данный показатель не учитывает, кому принадлежат использованные в процессе факторы.
Существует несколько методов его расчета. Первый – по расходам. Все денежные затраты потребителей, фирм и государства, а также чистый экспорт суммируются. Таким образом, инвестиция в системе национальных счетов учитывается в том числе и в виде вложений коммерческого сектора.
Второй метод расчета ВВП – по доходам. Для исключения двойного счета в данном случае используется показатель добавленной стоимости. Оба метода расчета ВВП должны давать одинаковый результат. Однако на практике цифры могут незначительно отличаться. ВНП представляет собой разность ВВП и чистого экспорта. Расчет данного показателя аналогичен уже рассмотренному.
Чистый экспорт – это соотношение конечной стоимости проданных за границу товаров и купленных в других странах. Обычно разница между ВВП и ВНП является небольшой и составляет около 0,5-1,5%. При помощи этих двух показателей система национальных счетов дополняется еще целым рядом индикаторов. Среди них:
Назначение СНС
На сегодняшний день система национальных счетов разрабатывается многими международными организациями, а не только ООН. Основной целью использования СНС является обеспечение интегрированной полной системы счетов, позволяющей сравнивать экономические успехи различных стран мира. Отдельные государства могут использовать стандарт для создания собственных вариаций. Системы некоторых стран, например, Франции, США и Китая значительно отличаются от версии СНС, принятой ООН. Однако это не является проблемой. Они предоставляют достаточный объем данных для того, чтобы переработать их в соответствии со стандартом ООН.
Публикация данных
Показатели становятся основой ежегодных (ежеквартальных) отчетов о ВВП, инвестициях, операциях с капиталом, государственных расходах и внешней торговли. В них отражается все национальная экономика. Система национальных счетов характеризует ее отдельные стороны, а потом позволяет построить на их основе грамотную макроэкономическую политику.
Данные часто пересматриваются, поскольку они собираются из огромного количества источников с использованием различных методов оценки, что приводит к тому, что цифры в отчетах могут незначительно отличаться. И это нужно принимать в расчет при их использовании в исследованиях.
Система национальных счетов России
Во времена СССР в стране существовали альтернативные концепции измерения успешности экономической деятельности. Для анализа общественного производства использовался баланс народного хозяйства (БНХ). В его основе лежали взгляды Карла Маркса и Адама Смита. Самым главным показателем БНХ был совокупный общественный продукт, а также реальные доходы. В 1988 году в баланс был включен ВВП. Это углубило анализ экономики и приблизило его к западным стандартам. После распада СССР данную концепцию признали устаревшей, был осуществлен переход на СНС. С применением в РФ системы национальных счетов связано три проблемы. Рассмотрим каждую из них.
Проблема идентификации товаров и услуг. Она связана с тем, что иногда трудно отличить производство от потребления. Особенно ярко эта проблема в национальных масштабах проявляется в сфере услуг. Считается, что она произрастает из несовершенства экономики, а не из слабости ее научного анализа. Чем менее эффективной является институциональная структура хозяйства, тем больший объем произведенных товаров и услуг не являются экономическими благами.
Еще одна трудность – это проблема двойного счета. Она связана с тем, что большинство продуктов являются промежуточными. На первый взгляд данную проблему легко решить, учитывая только конечные товары. Однако не все так просто. В производстве распространены замкнутые циклы, которые усложняют поиск конечного продукта. Своеобразным выходом является учет товаров и услуг не по рыночным ценам, а по добавленной стоимости, однако он не совершенен.
Огромной проблемой для России и других развивающихся стран является огромный охват теневого сектора. Он полностью не учитывается в ВВП, а по размеру иногда может даже превышать его.
Качество и охват
Как уже было сказано выше, во многих странах существуют собственные модификации СНС. Поэтому качество и охват систем национальных счетов может значительно различаться в зависимости от государства. И на это есть несколько причин:
Критика понятия ВВП
Несмотря на то что СНС широко применяется, существуют ученые, которые относятся к ее показателям весьма скептически. Однако зачастую критикуют не сам ВВП, а его использование. Например, известный экономист Джозеф Стиглиц отмечает, что данный показатель ни в коем случает не является тождественным благосостоянию нации. На этой идее базируются три самых распространенных подхода к критике ВВП.
Феминистический подход
Представители данного подхода, в частности Мелелин Уоринг и Мария Мис, считают, что основная проблема СНС заключается в том, что она никак не учитывает неоплачиваемую работу, например, домохозяек. Это приводит к искажению реальности. Во многих странах ОЭСР к возражениям феминисток подошли вполне серьезно и начали оценивать домашнюю работу в отчетах по использованию времени. Иногда также рассматривается статистика относительно того, сколько бы женщина могла заработать, если бы ей платили. По оценкам, домашняя работа могла бы составлять около половины ВВП.
Отношение марксистов
Изначально представители данного направления пытались создать собственную альтернативную концепцию. Они считают, что доход в СНС отображается неправильно и сильно переоценен. Существующая система, по мнению марксистов, не дает точный ответ на вопрос, сколько же все-таки получают люди.
Еще одна проблема СНС – это различия в методологии расчета в различных странах. Например, Джохен Хартвиг считает, что разница в росте ВВП между США и ЕС после 1997 года связана не с реальной ситуацией, а с изменением в способе их оценки. Статистические расчеты являются достаточно дорогими, ими легко манипулировать, поэтому они далеко не всегда правдиво отражают действительность.
Занятие 4. Система счетов и двойная запись
В балансе организации приводятся обобщенные данные об объектах бухгалтерского учета на определенную дату. Оперативное управление организацией с целью принятия соответствующих управленческих решений вызывает необходимость иметь непрерывную информацию о состоянии и движении активов и источников их образования. С этой целью в бухгалтерском учете применяется система счетов и двойная запись.
Система счетов — это способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за активами организации и хозяйственными операциями.
Каждый счет предназначен для отражения конкретных объектов бухгалтерского учета. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям. Счет представляет собой таблицу двусторонней формы, например счет «Материалы».
Таблица счета имеет две противоположные стороны, обозначенные терминами «Дебет» (Д-т) и «Кредит» (К-т). В рассмотренном примере по дебету счета отражается поступление материалов, а по кредиту — их расходование.
В учебных целях можно пользоваться упрощенной таблицей строения счета.
Счет может иметь остаток (сальдо). Сальдо показывает наличие имущества, прав или источников их образования на начало или конец периода. На счетах для учета имущества и прав (счета для учета активов) сальдо отражается по дебету. На счетах для учета источников образования активов сальдо показывается по кредиту. В нашем случае сальдо начальное (Сн) по счету «Материалы» — 1 000 000 руб., а сальдо конечное (Ск) — 7 500 000 руб. Сумма по операциям за отчетный период называется оборотом по счету. Счет может иметь два оборота — дебетовый оборот (Обд) и кредитовый (Обк). В нашем примере Обд = 8 000 000 руб., а Обк = 1 500 000 руб.
Рассмотрим еще один пример строения счета. Организация имеет задолженность перед банком по краткосрочному кредиту на 01.01.2004 г. в сумме 50 000 руб. 15 января текущего года получен от банка краткосрочный кредит в сумме 200 000 руб.; а 25 января погашена задолженность перед банком в сумме 100 000 руб.
Для отражения операций по получению и возврату кредитов банку откроем счет «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Открыть счет означает указать его название и стороны (дебет и кредит), отразить начальное сальдо. На счете «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» сальдо должно быть отражено по кредиту: данный счет показывает состояние и движение источников образования активов. Получение кредита следует отразить по кредиту указанного счета (200 000 руб.), а погашение задолженности в сумме 100 000 руб. — по дебету.
Для правильного отражения операций на счетах бухгалтерского учета следует усвоить их классификацию по отношению к балансу.
Активные счета предназначены для учета отдельных видов имущества и прав. Они имеют следующее строение: остаток по счету может быть только дебетовым, оборот по дебету означает поступление активов, а оборот по кредиту — их использование (выбытие).
На активном счете сальдо конечное (Ск) меньше нуля быть не может, так как нельзя потратить активов больше, чем их было на момент совершения хозяйственных операций.
Строение активного счета
К активным относятся счета «Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетные счета», «Нематериальные активы» и др.
Все счета источников образования активов — пассивные. Они имеют следующее строение: начальный остаток всегда показывается по кредиту (кредитовое сальдо), на этой же стороне счета отражается и увеличение источника, уменьшение источника — по дебету. При записи операций по пассивному счету может возникнуть два случая.
На пассивном счете сальдо конечное (Ск) меньше нуля быть не может, так как нельзя израсходовать источников больше, чем их было на момент совершения хозяйственной операции.
К пассивным относятся счета «Уставный капитал», «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.
Между счетами и балансом существует тесная взаимосвязь:
• каждой статье баланса, как правило, соответствует счет, кроме случаев, когда отдельные статьи отражают данные нескольких счетов (например, статья «Сырье и материалы» содержит остатки по счетам «Материалы», «Заготовление и приобретение материальных ценностей», «Отклонения в стоимости материальных ценностей»); статья «Денежные средства» обобщает остатки по счетам «Касса», «Расчетные счета», «Валютные счета», «Специальные счета в банках»;
• счета подразделяются на активные и пассивные аналогично статьям баланса;
• остатки активов и источников их формирования показываются на счетах на той же стороне, что и в балансе;
• суммы остатков по всем активным счетам равны итогу актива (валюте) баланса, а по всем пассивным счетам — итогу пассива (валюте) баланса;
• баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета, а счета открываются по данным баланса.
Все хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи.
Двойная запись — это способ отражения каждой хозяйственной операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Применение двойной записи имеет объективный характер и связано с двойственным характером отражения хозяйственных операций. Необходимость двойной записи выражается в четырех типах балансовых изменений.
Двойная запись в процессе совершения хозяйственных операций отражает двойственные изменения в составе активов хозяйства или источников их образования или одновременно в составе имущества, прав и источников в дебете одних и кредите других взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме.
Пример. Отпущены со склада и израсходованы в основном производстве материалы на сумму 100 000 руб.
Данная операция означает уменьшение материалов на складе и увеличение затрат в основном производстве на эту же сумму. Операция приводит к двойственным изменениям в составе имущества хозяйства и затрагивает два счета — «Материалы» и «Основное производство». Оба эти счета активные, увеличение имущества отражается в дебете, а его уменьшение — в кредите.
Отразим операции на счетах способом двойной записи:
Д-т сч. «Основное производство» 100 000 руб.
К-т сч. «Материалы» 100 000 руб.
Эту же операцию можно записать следующим образом:
Сч. «Материалы» Сч. «Основное
Д-т К-т ^ производство»
Пример. Поступило топливо от поставщиков на сумму 300 000 руб. Деньги за топливо еще не уплачены. Это означает, что топлива на предприятии стало больше на 300 000 руб., одновременно возрос и долг поставщику на эту же сумму.
Счет «Материалы» — активный, увеличение в активном счете отражается по дебету, а счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — пассивный, увеличение задолженности перед поставщиками отражается по кредиту счета:
Д-т сч. «Материалы» 300 000 руб.
К-т сч. «Расчеты с поставщиками 300 000 руб.
Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему. Двойная запись имеет большое информационное значение, так как позволяет получить данные о движении активов хозяйства и источников их образования.
Двойная запись способствует также контролю за движением имущества и прав, источников их образования, показывает, откуда они поступили и на какие цели были направлены. Она позволяет проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления, начиная от отдельной операции и заканчивая отражением в балансе. Двойная запись обеспечивает выявление ошибок в счетных записях. Каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту всех счетов. Нарушение этого равенства свидетельствует о допущении ошибок в записях, которые должны быть выявлены и исправлены.
Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи в дебете одного и кредите другого счета, т. е. между счетами возникает взаимосвязь.
Обозначение корреспонденции счетов, т. е. наименование дебетуемых и кредитуемых счетов с указанием суммы по данной операции, называется бухгалтерской записью (проводкой ).
Бухгалтерские записи (проводки) по количеству затрагиваемых ими счетов подразделяют на простые и сложные.
Простыми принято называть такие бухгалтерские записи (проводки), в которых корреспондируют только два счета — один по дебету, а другой по кредиту.
Пример. Остаток невыданной заработной платы возвращен из кассы на расчетный счет в сумме 80 000 руб. Бухгалтерская запись будет следующей:
Сложными называются бухгалтерские записи, в которых один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту или наоборот.
Пример. Начислена заработная плата рабочим за изготовление продукции — 20 000 руб., административному персоналу цеха — 15 000 руб.
Отразим данную хозяйственную операцию следующей бухгалтерской записью:
На счетах эта операция будет отражена следующим образом:
При составлении сложных записей следует иметь в виду, что правильной является только такая проводка, в которой корреспонденция счетов выражена ясно. Поэтому нельзя составлять такие бухгалтерские записи, где одновременно затрагивается несколько дебетуемых и кредитуемых счетов.
Бухгалтерские записи осуществляются только на основании документов, в которых зафиксировано содержание хозяйственных операций.
Хронологические и систематические записи могут осуществляться раздельно и вместе. В первом случае записи о хозяйственных операциях производят вначале в регистрационном журнале в хронологической последовательности их осуществления, а затем в систематическом порядке на счетах бухгалтерского учета. Во втором случае записи производятся одновременно в одном комбинированном учетном регистре. При этом сокращаются и упрощаются учетные записи, особенно при использовании средств современной вычислительной техники.
Для руководства хозяйственной деятельностью необходимо иметь информацию об объектах бухгалтерского учета различной степени детализации. Поэтому для получения различных по степени обобщения данных в бухгалтерском учете используются две группы счетов: синтетические и аналитические.
Синтетические счета служат для укрупненной группировки и учета однородных объектов, а аналитические счета — для подробной их характеристики.
Синтетический учет ведется в денежном выражении. В аналитическом учете используются три группы измерителей. В аналитических счетах, отражающих движение товарно-материальных ценностей, учет ведется в денежном и натуральных измерителях, т. е. в количественно-суммовом выражении.
На начало месяца на синтетическом счете «Материалы» учитывались:
100 000 кг по 8 руб. за 1 кг на сумму 800 000 руб.
б) проволока стальная
50 000 кг по 2 руб. за 1 кг на сумму 100 000 руб.
Итого остаток материалов на начало месяца 900 000 руб.
Первая операция. Получено материалов от поставщиков:
20 000 кг по 8 руб. за 1 кг 160 000 руб.
б) проволоки стальной
30 000 кг по 2 руб. за 1 кг _ 60 000 руб. _
Итого поступили материалы на сумму 220 000 руб.
Вторая операция. Отпущено в производство:
40 000 кг по 8 руб. за 1 кг 320 000 руб.
б) проволоки стальной
60 000 кг по 2 руб. за 1 кг _ 120 000 руб.
Итого расход материалов 440 000 руб.
Отразим данную операцию на синтетическом счете «Материалы».
На счетах аналитического учета данная операция будет отражена следующим образом:
Данные об остатках и оборотах по синтетическому счету «Материалы» и открытым к нему аналитическим счетам представлены в следующей таблице:
В аналитических счетах, отражающих источники образования имущества и прав, а также расчеты (кроме расчетов с рабочими и служащими), учет ведется только в денежном выражении. Поэтому схемы таких счетов более просты. Например, счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется только в денежном выражении и показывает расчеты в целом со всеми поставщиками (синтетический учет), а также с каждым поставщиком в отдельности (аналитический учет). Таким образом, синтетические и аналитические счета тесно взаимосвязаны. Основой взаимосвязи является параллельность записей на счетах.
Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами выражается в следующем:
• аналитические счета ведутся для детализации синтетических счетов;
• операция, записанная по синтетическому счету, должна быть обязательно отражена и на соответствующих аналитических счетах, открытых к данному синтетическому счету;
• на синтетическом счете операция записывается общей суммой, а на аналитических счетах — частными суммами, дающими в итоге ту же общую сумму;
• запись в аналитическом счете производится на ту же сторону, что и в синтетическом счете, т. е. их строение одинаково.
Поэтому начальный и конечный остатки, а также обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны общим суммам соответствующих остатков и оборотов аналитических счетов, открытых в его развитие.
При подведении итогов за отчетный период данные синтетического и аналитического счетов должны сверяться, их совпадение свидетельствует о правильности ведения учета.
Следует отметить, что часть счетов синтетического учета, отражающая имущество или источник его образования, не требует дальнейшей детализации. Такие синтетические счета не имеют аналитических счетов. К ним относятся счета «Касса», «Расчетные счета», «Уставный капитал».
Промежуточное место между синтетическими и аналитическими счетами занимают субсчета. Примером служит счет «Материалы», к которому открывается девять субсчетов (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Взаимосвязь счетов (упрощенно)
Субсчет — способ группировки данных аналитического учета. Количество синтетических счетов и субсчетов определяется потребностями составления отчетности. Количество и состав аналитических счетов обусловлены целями и задачами управления хозяйствующим субъектом.
Рассмотрим состав счетов и порядок отражения на них операций, связанных с обеспечением организации предметами труда (занятие 2, с. 21). Бухгалтер в ходе отражения операций по заготовлению предметов труда должен определить все затраты (расходы) по их приобретению, исчислить фактическую себестоимость и выявить результат снабженческой деятельности. Приобретая материалы, топливо, полуфабрикаты и другие материальные ценности, организация уплачивает поставщику их стоимость по оптовым ценам. Оптовые цены — цены на продукцию, которую одна организация продает другой или государству. Покупатели несут также расходы, связанные с транспортировкой и погрузочно-разгрузочными работами (транспортно-заготовительные расходы — ТЗР).
Оптовые цены на производственные запасы вместе с транспортно-заготовительными расходами составляют их фактическую заготовительную себестоимость.
Структура себестоимости заготовленных предметов труда зависит от порядка ценообразования.
Цены на предметы труда могут устанавливаться с учетом затрат на доставку продукции до станции отправления (места погрузки в вагоны, на пароходы, баржи и т. д.). В этом случае цена на товары будет называться «цена франкостанция отправления».
В бухгалтерском учете предметы труда учитываются на синтетических счетах: «Материалы», «Заготовление и приобретение материальных ценностей», «Отклонение в стоимости материальных ценностей». К счету «Материалы» открываются субсчета: 1. «Сырье и материалы», 2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали», 3. «Топливо», 4. «Тара и тарные материалы», 5. «Запасные части», 6. «Прочие материалы» и т. д.
Аналитический учет предметов труда ведется в соответствии с их номенклатурой. Номенклатура — это перечень отдельных их видов, наименований и сортов, используемых в организации.
Каждому отдельному наименованию, размеру, профилю, например материалов, присваивается постоянный номер (код). Этот код называется номенклатурным номером и во всех документах по их движению указывается вместо словесного названия ценностей.
Номенклатура потребляемых в процессе производства предметов труда очень разнообразна и достигает огромного числа наименований.
Определять (калькулировать) фактическую себестоимость каждого номенклатурного номера предмета труда практически не представляется возможным. Во избежание трудоемкой работы текущий бухгалтерский учет заготовленных ценностей ведется по твердым учетным ценам. В качестве такой цены могут выступать:
свободные (договорные) цены, государственные регулируемые цены, устанавливаемые при заключении договоров на поставку предметов труда. На их основе ведутся расчеты с поставщиками. Они указываются в первичных документах;
учетные цены, содержащиеся в номенклатуре-ценнике. В качестве таких цен могут быть плановая себестоимость, среднепокупные цены. При их расчете в основу положена договорная цена и планируемая величина транспортнозаготовительных расходов.
К бухгалтерскому учету производственные запасы принимаются по фактической себестоимости.
Учет процесса заготовления предметовтруда можетосуществлятьсянесколь-кими способами. Рассмотрим способ, предусматривающий использование счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (схема 4.1).
В этом случае на счете «Заготовление и приобретение материальных ценностей» собираются все затраты по приобретению предметов труда, а на счете «Материалы» отражается их твердая оценка. Разница между фактической себестоимостью приобретенных ценностей и их твердой оценкой собирается на счете «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
В дебете счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей» собираются фактические расходы по приобретению предметов труда (оп. 1, 2). С кредита счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в дебет счета «Материалы» списывается стоимость поступивших на склад организации материалов в твердой оценке (оп. 3). Разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету «Заготовление и приобретение материальных ценностей» показывает отклонение фактической себестоимости материалов от их учетной оценки, которое списывается на счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей» двумя способами.
При превышении фактической себестоимости над учетной оценкой делается запись по дебету счета «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и кредиту счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (оп. 4). При превышении учетной (твердой) оценки над фактической заготовительной себестоимостью по счетам делается такая же запись, но способом «красное сторно». (Сумма превышения твердой оценки вычитается.)
В течение месяца отпуск материалов для изготовления продукции, работ и услуг отражается записью по дебету счетов затрат и кредиту счета «Материалы» (оп. 5).
В конце отчетного периода на счета затрат списывается и сумма отклонений, относящихся к потребленным (использованным) ценностям (оп. 6). Для этого вначале рассчитывается процент отклонений:
Сумма отклонении (руб.) =——-
Сн сч. «Отклонение в стоимости материальных ценностей» + Обд «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
Процент отклонений =-х 100.
Сн сч. «Материалы» + Обд сч. «Материалы»
Сумма отклонений рассчитывается по формуле
Оплата счетов поставщиков (оп. 7) отражается записью по дебету счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета «Расчетные счета».
Система счетов и двойная запись
Рассмотрим на цифровом примере порядок отражения на счетах операций по приобретению предметов труда.
1. Остатки по счетам на 1 января 200_г.
2. Хозяйственные операции за отчетный период:
Первая хозяйственная операция означает согласие покупателя принять и оплатить поставщику за материалы 20 000 руб. Операция приводит к двойственным изменениям в составе имущества и обязательств и затрагивает два счета: «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Первый из счетов является активным, поскольку на нем собираются затраты по приобретению имущества. Второй счет является пассивным и отражает обязательства покупателей перед поставщиками (кредиторская задолженность).
Увеличение затрат, связанных с приобретением материалов, должно быть отражено по дебету активного счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Увеличение долга покупателя перед поставщиком материалов будет отражено по кредиту счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:
1. Д-т сч. «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 20 000 руб.
К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 20 000 руб.
Вторая хозяйственная операция показывает увеличение долга покупателя перед транспортной организацией за доставленные на предприятие материалы на сумму 6000 руб.
Операция также приводит к двойственному изменению в составе имущества и обязательств. Она затрагивает те же синтетические счета. По дебету счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей» отражаются расходы по доставке материалов на предприятие, а по кредиту счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — увеличение задолженности перед транспортной организацией, осуществившей доставку груза:
2. Д-т сч. «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 6000 руб.
К-т сч. «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 6000 руб.
Третья хозяйственная операция означает поступление материалов на склад. Оприходованные на склад материалы оценены по учетным ценам (23 000 руб.). Операция приводит к двойственным изменениям в составе имущества хозяйствующего субъекта и затрагивает два активных счета: «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и «Материалы». Поступление материалов на склад будет отражено по дебету счета «Материалы» и кредиту счета «Заготовление и приобретение материальных ценностей»:
3. Д-т сч. «Материалы» 23 000 руб.
К-т сч. «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 23 000 руб.
Четвертая хозяйственная операция означает, что между фактическими затратами на приобретение материалов и их оценкой по учетным ценам имеются расхождения (отклонения).
Для выявления отклонений откроем счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и отразим на нем первые три хозяйственные операции:
Как видно из приведенных записей, фактические затраты по приобретению материалов составили 26 000 руб., а учетная оценка — 23 000 руб. Перерасход по заготовлению материалов составил 3000 руб. (26 000 — 23 000). При данном способе учета приобретения предметов труда все возникшие отклонения учитываются на активно-пассивном счете «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Списание возникших отклонений (перерасход) отражается записью
4. Д-т сч. «Отклонение в стоимости материальных ценностей» 3000 руб.
К-т сч. «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 3000 руб.
Если в ходе процесса заготовления возникла экономия (фактические затраты ниже учетной оценки), то сумма отклонений будет отражена способом «красное сторно». Это означает, что корреспонденция счетов будет сохранена (Д-т сч. «Отклонение в стоимости материальных ценностей» — К-т «Заготовление и приобретение материальных ценностей»), а сумма экономии будет отражена отрицательным числом (красным цветом).
Пятая хозяйственная операция показывает, что в течение отчетного периода материалы отпускаются на различные цели по учетным ценам. Происходят двойственные изменения в составе имущества организации, что отражается на двух активных взаимосвязанных счетах: «Основное производство» и «Материалы». Увеличение затрат, связанных с использованием в производстве материалов, отражается по дебету счетов «Основное производство» (18 000 руб.), «Общепроизводственные расходы» (12 000 руб.), «Общехозяйственные расходы» (8000 руб.) и кредиту счета «Материалы» на сумму 38 000 руб. (18 000 + + 12 000 + 8000):
Данная хозяйственная операция была отражена сложной бухгалтерской записью (проводкой). Эту операцию можно отразить в виде серии простых
5а. Д-т сч. «Основное производство» 18 000 руб.
К-т сч. «Материалы» 18 000 руб.
5б. Д-т сч. «Общепроизводственные расходы» 12 000 руб.
К-т сч. «Материалы» 12 000 руб.
5в. Д-т сч. «Общехозяйственные расходы» 8000 руб.
К-т сч. «Материалы» 8000 руб.
Шестая хозяйственная операция показывает, что отклонения в стоимости материалов, выявленные в ходе процесса их заготовления, включаются в фактическую себестоимость израсходованных ценностей (материалов). Для определения суммы отклонений, подлежащих включению в стоимость израсходованных материалов, произведем соответствующие расчеты.
1. Определим процент отклонений, используя формулу, приведенную на с. 68:
35 000 руб. + 23 000руб.
Найденный процент умножаем на стоимость материалов, отпущенных:
Рассчитанные суммы отклонений отражаем по дебету счетов затрат и кредиту счета «Отклонение в стоимости материальных ценностей»:
6. Д-т сч. «Основное производство» 1782 руб.
Д-т сч. «Общепроизводственные расходы» 1188 руб.
Д-т сч. «Общехозяйственные расходы» 792 руб.
К-т сч. «Отклонение в стоимости материальных ценностей» 3762 руб.
Седьмая и восьмая хозяйственные операции отражают погашение задолженности перед поставщиком (транспортной организацией) за приобретенные материалы. Операции приводят к двойственным изменениям в составе имущества и обязательств и затрагивают счета: «Расчетные счета» и «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет «Расчетные счета» — активный, и поэтому списание с него денежных средств в оплату счетов поставщиков отражается по кредиту. Уменьшение долга перед поставщиками (транспортной организацией) в пассивном счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» будет зафиксировано по дебету:
Отразим рассмотренные хозяйственные операции на счетах общепринятой формы, подсчитаем обороты и остатки.
Себестоимость продукции, работ и услуг — важнейший показатель деятельности любого хозяйствующего субъекта.
Она складывается в ходе осуществления процесса производства. На счетах для учета процесса производства определяют объем производства, фактические затраты на изготовление продукции, работ и услуг. В ходе учета процесса производства калькулируется их себестоимость и выявляются резервы ее снижения.
Учет процесса производства предполагает:
— раздельный учет затрат по видам производств;
— деление всех затрат на прямые и косвенные.
Различают производства основное и вспомогательные. К основному производству относят цехи, выпускающие продукцию по профилю организации. Под вспомогательными понимают цехи, занятые обслуживанием основных цехов с целью создания благоприятных условий для их работы. Поэтому затраты на производство учитываются на счетах «Основное производство» и «Вспомогательные производства».
В аналитическом учете затраты, собираемые на указанных счетах, подразделяются по цехам, стадиям обработки, заказам.
Затраты на производство группируются по нескольким признакам. По способу включения в себестоимость продукции работ и услуг они подразделяются на прямые и косвенные. Прямые расходы связаны с изготовлением конкретных видов изделий, а косвенные — двух и более видов продукции, работ и услуг.
По отношению к объему производства затраты делятся на переменные и условно-постоянные. Переменные расходы связаны с объемом производства продукции. Условно-постоянные прямой связи с объемом производства не имеют. Расходы, состоящие из экономически однородных затрат, принято называть одноэлементными. Расходы, объединяющие экономически разнородные группы затрат, называются комплексными.
В течение отчетного периода на счетах «Основное производство» и «Вспомогательные производства» собираются прямые затраты.
Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, являются комплексными и в течение отчетного периода учитываются на собирательно-распределительных счетах «Общепроизводственные расходы» и «Общехозяйственные расходы».
Собирательно-распределительные счета — активные. По дебету этих счетов собираются затраты для последующего распределения по объектам учета. Остатков они, как правило, не имеют, т. е. собранные в течение отчетного периода расходы должны быть распределены и списаны на себестоимость продукции, работ и услуг.
В дебете счета «Общепроизводственные расходы» собираются затраты на содержание, амортизацию и текущий ремонт производственного оборудования, цехового транспорта, рабочих мест, износ и затраты на восстановление инструментов и приспособлений (схема 4.2). На этом же счете отражаются расходы, связанные с управлением цехом, затраты по содержанию цехового персонала, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизация и расходы по содержанию и текущему ремонту зданий, сооружений, инвентаря цехового назначения, расходы по испытаниям, оплате труда и т. д. (оп. 1—5).
В состав данных расходов включаются также расходы непроизводительного характера (оплата простоев).
Собранные в течение отчетного периода косвенные расходы по счету «Общепроизводственные расходы» после распределения по объектам учета списываются в дебет счетов «Основное производство», «Вспомогательные производства» (оп. 6).
Счет «Общехозяйственные расходы» служит для текущего учета и контроля за исполнением сметы этих расходов. Обычно к таким расходам относятся расходы: по содержанию общезаводского персонала, зданий, сооружений, помещений и инвентаря общехозяйственного назначения, военизированной, пожарной и сторожевой охраны, расходы по производственной практике, подготовке кадров, конторские, типографские, на содержание медицинских учреждений и т. д. (схема 4.3).
Таким образом, собранные в течение отчетного периода косвенные расходы по счету «Общехозяйственные расходы» и «Общепроизводственные расходы» (оп. 1—5) после распределения по объектам учета списываются в дебет счетов «Основное производство», «Вспомогательные производства» (оп. 6). Общехозяйственные расходы могут списываться и на счет «Продажи» (оп. 7).
Прямые затраты в течение отчетного периода учитываются непосредственно на калькуляционных счетах «Основное производство» и «Вспомогательные производства». Калькуляционные счета — активные. Они используются для учета затрат и исчисления себестоимости продукции, работ и услуг. Калькуляционные счета имеют особое строение (c. 78).
Сальдо начальное по калькуляционному счету «Основное производство» («Вспомогательные производства») показывает величину затрат, осуществленных в предыдущем отчетном периоде и не включенных в себестоимость выпущенной продукции, работ и услуг.
Дебетовый оборот включает все прямые и косвенные расходы текущего отчетного периода, связанные с изготовлением продукции, работ и оказанием услуг.
Кредитовый оборот показывает только суммы затрат, включенных в производственную себестоимость выпущенной готовой продукции, работ и услуг отчетного периода.
Сальдо конечное по данному счету отражает величину затрат, осуществленных в данном отчетном периоде и не включенных в производственную себестоимость готовой продукции, произведенной в этом периоде.
Себестоимость выпущенной из производства готовой продукции рассчитывается по формуле
Себестоимость готовой продукции (Обк) = Сн + Обд — Ск.
Затраты на производство отражаются на счете «Основное производство» в определенном порядке (схема 4.4).
Прямые затраты на производство продукции, работ и услуг отражаются по дебету счета «Основное производство» по мере их осуществления с кредита счетов «Материалы», «Отклонение в стоимости материальных ценностей», «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др. (оп. 1—5).
Косвенные расходы списываются на калькуляционные счета в конце отчетного периода с кредита счетов «Общепроизводственные расходы» и «Общехозяйственные расходы» (оп. 6, 7).
Таким образом, на калькуляционных счетах в конце месяца будут учтены все прямые и косвенные затраты на производство продукции, работ и услуг.
Выпущенная из производства продукция (работы и услуги) сдается на склад; в бухгалтерском учете отражается записью по дебету счета «Готовая продукция» и кредиту счета «Основное производство».
В течение отчетного периода эта запись осуществляется в твердой оценке, поскольку фактическая себестоимость готовой продукции исчисляется в конце отчетного периода. Учетная оценка может отличаться от фактической себестоимости. Поэтому в конце отчетного периода ее следует довести до уровня фактической. Здесь возможны следующие варианты.
Вариант 1. Фактическая производственная себестоимость выше учетной. В этом случае в конце месяца на сумму разницы делается дополнительная за-
пись. Например, в течение месяца из производства выпущена готовая продукция, оцененная в 100 000 руб. Фактическая производственная себестоимость этой же продукции, исчисленная по окончании отчетного периода, составила 115 000 руб. На разницу в оценке продукции 15 000 руб. (115 000 — 100 000) делается дополнительная запись по счетам бухгалтерского учета:
Д-т сч. «Готовая продукция» 15 000 руб.
К-т сч. «Основное производство» 15 000 руб.
В результате этой дополнительной проводки готовая продукция будет отражена на счетах по фактической производственной себестоимости (115 000 руб.).
Вариант 2. Фактическая производственная себестоимость ниже учетной. В конце месяца делается такая же запись по счетам, а сумма отражается «красным сторно».
Пример. В течение месяца выпущенная из производства готовая продукция была оценена в сумме 120 000 руб. (оп. 1). Фактическая производственная себестоимость этой продукции — 108 000 руб. На разницу в оценке готовой продукции — 12 000 руб. (108 000 — 120 000) — делается сторнировочная запись по счетам бухгалтерского учета (оп. 1а).
Суммы в рамке означают вычитание из ранее отраженных, а на счетах «Основное производство» и «Готовая продукция» будет сформирована фактическая производственная себестоимость выпущенной готовой продукции.
Рассмотрим на цифровом примере порядок отражения на счетах операций по учету затрат основного производства и определим фактическую производственную себестоимость выпущенной готовой продукции.
1. Остатки по счетам на 1 октября 200_г.
2. Операции по изготовлению продукции за октябрь 200_г.
Первая хозяйственная операция означает поступление материалов на склад по учетным ценам (15 000 руб.). Операция приводит к двойственным изменениям в составе имущества организации и затрагивает два активных счета: «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и «Материалы». Однако между фактическими затратами на приобретение материалов и их оценкой по учетным ценам имеются отклонения (2000 руб.). Возникшие отклонения отражаются на дебете счета «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
1. Д-т сч. «Материалы» 15 000 руб.
Д-т сч. «Отклонение в стоимости материальных ценностей» 2000 руб.
К-т сч. «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 17 000 руб.
Вторая хозяйственная операция показывает, что в течение месяца отпуск материалов на различные цели осуществлялся по учетным ценам. Происходят двойственные изменения в составе имущества организации, что находит отражение на счетах затрат и счете «Материалы».
2. Д-т сч. «Основное производство» 10 000 руб.
Д-т сч. «Общепроизводственные расходы» 2500 руб.
Д-т сч. «Общехозяйственные расходы» 500 руб.
Д-т сч. «Вспомогательные производства» 1000 руб.
К-т сч. «Материалы» 14 000 руб.
Третья хозяйственная операция показывает, что отклонения в стоимости материалов, выявленные в ходе их заготовления, включаются в фактическую себестоимость израсходованных в производстве материалов. Для определения суммы отклонений осуществим расчет по формуле, приведенной на с. 71.
20 000 руб. + 15 000 руб.
Найденный процент умножаем на стоимость материалов, отпущенных:
Рассчитанные суммы отклонений списываются на себестоимость израсходованных в производстве материалов следующей записью:
3. Д-т сч. «Основное производство» 1286 руб.
Д-т сч. «Общепроизводственные расходы» 322 руб.
Д-т сч. «Общехозяйственные расходы» 64 руб.
Д-т сч. «Вспомогательные производства» 128 руб.
К-т сч. «Отклонение в стоимости материальных ценностей» 1800 руб.
Четвертая хозяйственная операция означает увеличение активов хозяйствующего субъекта. С одной стороны, возрастают затраты в незавершенном производстве, поскольку работники организации заняты выполнением своих обязанностей: изготавливают продукцию, выполняют функции по организации производства и управлению и т. д. Прямые расходы по оплате труда работников организации (рабочие, занятые изготовлением продукции) относят в дебет счета «Основное производство» — 5000 руб. Косвенные расходы по оплате труда (общецеховый и общезаводской персонал) отражаются по дебету счетов «Общепроизводственные расходы» — 2250 руб. и «Общехозяйственные расходы» — 1400 руб. Заработная плата работников цехов вспомогательных производств будет отражена по дебету счета «Вспомогательные производства» — 750 руб.
Одновременно увеличивается задолженность организации перед ее работниками по начисленной, но не выплаченной заработной плате, что отражается по кредиту счета «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 9400 руб.:
4. Д-т сч. «Основное производство» 5000 руб.
Д-т сч. «Общепроизводственные расходы» 2250 руб.
Д-т сч. «Общехозяйственные расходы» 1400 руб.
Д-т сч. «Вспомогательные производства» 750 руб.
К-т сч. «Расчеты с персоналом по оплате труда» 9400 руб.
Пятая хозяйственная операция также означает увеличение активов организации. Работодатели единый социальный налог, подлежащий взносу в бюджет и органы социального страхования, включают в затраты на производство. Поэтому при начислении единого социального налога делается запись на увеличение затрат организации (дебет счетов затрат) и обязательств перед органа-
ми социального страхования и обеспечения — 2820 руб.:
5. Д-т сч. «Основное производство» 1500 руб.
Д-т сч. «Общепроизводственные расходы» 675 руб.
Д-т сч. «Общехозяйственные расходы» 420 руб.
Д-т сч. «Вспомогательные производства» 225 руб.
К-т сч. «Расчеты с органами социального страхования и обеспечения» 2820 руб.
Шестая хозяйственная операция. Использование основных средств в производственном процессе связано с их постепенным износом. Однократное списание стоимости объектов основных средств в момент их приобретения вызовет резкое увеличение затрат. Поэтому принято правило, которое позволяет списывать стоимость объектов частями в течение всего срока их полезного использования в виде амортизационных отчислений. Рассматриваемая операция отражает одновременное увеличение и затрат на производство, и суммы начисленной в данном периоде амортизации:
6. Д-т сч. «Основное производство» 1000 руб.
Д-т сч. «Общепроизводственные расходы» 250 руб.
Д-т сч. «Общехозяйственные расходы» 250 руб.
Д-т сч. «Вспомогательные производства» 300 руб.
К-т сч. «Амортизация основных средств» 1800 руб.
Седьмая хозяйственная операция означает передачу изготовленной продукции из цеха на склад, что приводит к двойственным изменениям в составе имущества организации и затрагивает два активных счета: «Готовая продукция» и «Основное производство». Выпущенная из производства в течение месяца готовая продукция отражается на счетах в учетной оценке:
7. Д-т сч. «Готовая продукция» 38 000 руб.
К-т сч. «Основное производство» 38 000 руб.
Восьмая хозяйственная операция отражает списание в конце отчетного периода косвенных расходов:
8. Д-т сч. «Основное производство» 1750 руб.
К-т сч. «Вспомогательные производства» 1750 руб.
Девятая хозяйственная операция также отражает списание косвенных расходов, связанных с организацией производства и управлением. Для определения суммы расходов, подлежащих включению в затраты отчетного периода, следует рассчитать дебетовые обороты по счетам «Общепроизводственные расходы» и «Общехозяйственные расходы»:
Рассчитанные дебетовые обороты списываются с кредита данных счетов в дебет счета «Основное производство»:
9. Д-т сч. «Основное производство» 8631 руб.
К-т сч. «Общепроизводственные расходы» 5997 руб.
К-т сч. «Общехозяйственные расходы» 2634 руб.
Десятая хозяйственная операция. По окончании отчетного периода после списания всех затрат на счет «Основное производство» исчисляется фактическая производственная себестоимость выпущенной в течение месяца готовой продукции (40 000 руб.). Сравнив фактическую и учетную оценку выпущенной готовой продукции, определяют отклонения (экономия, перерасход). В рассмотренном примере перерасход составил 2000 руб. (40 000 — 38 000). С целью доведения учетной оценки выпущенной готовой продукции до уровня фактических затрат следует сделать запись:
10. Д-т сч. «Готовая продукция» 2000 руб.
К-т сч. «Основное производство» 2000 руб.
После этой записи на указанных счетах будет сформирована фактическая производственная себестоимость готовой продукции.
Отразим рассмотренные хозяйственные операции на счетах общепринятой формы, подсчитаем обороты и остатки.
Изучив состав счетов для учета процесса производства, приступим к рассмотрению счетов, используемых для отражения операций по учету процесса продажи (реализация продукции, работ и услуг).
В процессе продажи происходит превращение продуктов труда в денежные средства. При этом реализуется созданный в процессе производства прибавочный продукт. В ходе осуществления процесса продажи определяется полный объем продаж в количественном и стоимостном выражении, выявляется фактический результат от продажи продукции.
Разница между продажной ценой продукции и ее полной фактической себестоимостью есть результат продажи продукции, работ и услуг.
• расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции;
• расходы на транспортировку продукции;
• комиссионные сборы — отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям (посредникам) в соответствии с установленными нормами и договорами;
• прочие расходы по сбыту.
При этом кредитуются счета «Расчетные счета», «Касса» и т. д. на сумму произведенных расходов. Остаток по счету «Расходы на продажу» — сумма расходов по отправке продукции, не оплаченной покупателем до конца отчетного периода.
Порядок учета расходов по продаже продукции можно представить следующим образом (схема 4.5).
В течение отчетного периода по дебету счета «Расходы на продажу» собираются расходы по отгрузке продукции (оп. 1—4). С кредита счета «Расходы на продажу» списываются затраты, относящиеся к проданной продукции (оп. 5).
Дебетовое сальдо по счету «Расходы на продажу» показывает сумму затрат на упаковку и транспортировку продукции отгруженной, но не оплаченной в данном месяце.
Другим счетом, используемым для учета процесса реализации, является активный синтетический счет «Готовая продукция». Дебетовое сальдо по счету отражает полную фактическую себестоимость готовой продукции, находящейся на складе предприятия. Оборот по дебету данного счета означает поступление выпущенной из производства готовой продукции на склад. Оборот по кредиту — отгрузку (отпуск) продукции покупателю.
В первом случае продукция считается реализованной только после поступления денег от покупателя. Поэтому для учета продукции, отправленной, но не оплаченной покупателем, используется активный синтетический счет «Товары отгруженные» (схема 4.6).
По дебету счета «Товары отгруженные» отражается фактическая производственная себестоимость товаров, отгруженных покупателям. При этом кредитуется счет «Готовая продукция» (оп. 1). С кредита счета «Товары отгруженные» списывается фактическая производственная себестоимость проданной продукции в корреспонденции с дебетом счета «Продажи» (оп. 4). Сальдо по дебету счета «Товары отгруженные» показывает фактическую себестоимость отгруженной покупателям продукции, платежи за которую еще не поступили.
К счету «Продажи» открывается ряд субсчетов. По кредиту субсчета 1 «Выручка» отражается сумма выручки, полученная за проданную продукцию (работы, услуги), в корреспонденции с дебетом счетов денежных средств и расчетов (оп. 3). Себестоимость проданной продукции (отгруженной) отражается по дебету субсчета 2 «Себестоимость продаж» в корреспонденции с кредитом счетов «Готовая продукция» или «Товары отгруженные». На этот же субсчет списываются и расходы, связанные с отгрузкой и продажей продукции (кредит счета «Расходы на продажу») (оп. 5). По дебету счета «Продажи», субсчета 3 «Налог на добавленную стоимость», 4 «Акцизы» и других отражается начисление налогов, причитающихся к уплате в бюджет (кредит счета «Расчеты по налогам и сборам») (оп. 7). В конце месяца кредитовый оборот по счету «Продажи», субсчет «Выручка» сравнивается с суммой оборотов счета «Продажи» по субсчетам «Себестоимость продаж», «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы» и др., и выявленная внесистемно разница (прибыль или убыток) списывается с субсчета «Прибыль (убыток) от продаж» на счет «Прибыли и убытки». В конце года все открытые к счету «Продажи» субсчета внутренними записями списываются на субсчет «Прибыль (убыток) от продажи». Таким образом, счет «Продажи» в конце отчетного года остатка иметь не должен.
Строение счета «Продажи» можно представить следующим образом.
Полная фактическая себестоимость проданной Выручка (поступление денег за продукцию по ценам продукции продажи)
По счету «Продажи» отражается один объект бухгалтерского учета (проданная продукция) в двух разных оценках:
по дебету — по полной фактической себестоимости; по кредиту — по ценам продажи.
Сопоставив кредитовый и дебетовый обороты, определяется результат по продаже продукции: прибыль или убыток.
Прибыль от продажи продукции возникает, если оборот по кредиту счета «Продажи» больше оборота по дебету этого же счета. Исчисленная прибыль списывается на счет «Прибыли и убытки» записью: дебет счета «Продажи» — кредит счета «Прибыли и убытки».
Убытки от продажи продукции возникают, если оборот по кредиту счета «Продажи» меньше оборота по дебету этого же счета.
Исчисленный убыток списывается на счет «Прибыли и убытки» записью: дебет счета «Прибыли и убытки» — кредит счета «Продажи».
1. Остатки по счетам по состоянию на 1 октября 200_г.
2. Хозяйственные операции за 1 октября 200__г.
Первая хозяйственная операция означает поступление на склад готовой продукции, выпущенной из производства (40 000 руб.). Операция приводит к двойственным изменениям в составе имущества организации и затрагивает два активных синтетических счета. Готовой продукции на складе стало больше, поэтому счет «Готовая продукция» дебетуется. Затраты в производстве уменьшились на фактическую производственную себестоимость выпущенной готовой продукции:
1. Д-т сч. «Готовая продукция» 40 000 руб.
К-т сч. «Основное производство» 40 000 руб.
Вторая хозяйственная операция показывает, что продукция, предназначенная для отгрузки покупателю, упакована в тару, стоимость которой 3000 руб. Операция вызывает двойственные изменения в составе имущества организации и затрагивает два активных синтетических счета: «Расходы на продажу» и «Материалы» (субсчет «Тара»):
2. Д-т сч. «Расходы на продажу» 3000 руб.
К-т сч. «Материалы», субсчет «Тара» 3000 руб.
Третья хозяйственная операция. При рассматриваемом варианте учета процесса продажи продукция считается реализованной только после ее оплаты. Продукция, отгруженная покупателям, но не оплаченная ими, отражается на активном синтетическом счете «Товары отгруженные». Данная операция вызывает двойственные изменения в составе имущества организации:
Четвертая хозяйственная операция означает, что организация воспользовалась услугами посреднической фирмы для ускорения продвижения продукции на рынок. В бухгалтерском учете долг за оказанные услуги перед посредником отражается по кредиту счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (4000 руб.). Одновременно возрастают и расходы на продажу:
4. Д-т сч. «Продажи» 4000 руб.
К-т сч. «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 4000 руб.
Пятая хозяйственная операция. Данная операция показывает, что покупатель заплатил поставщику за отгруженную ему продукцию. Поставщик получил деньги от покупателя на расчетный счет. Сумма выручки (59 000 руб.) включает и налог на добавленную стоимость (НДС), подлежащий уплате в бюджет (поставщик является налоговым агентом). Операция затрагивает два счета. На активном синтетическом счете «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств от покупателя, а на сопоставляющем счете «Продажи» — выручка за проданную продукцию:
5. Д-т сч. «Расчетные счета» 59 000 руб.
К-т сч. «Продажи» 59 000 руб.
Шестая хозяйственная операция означает, что после получения денег от покупателей отправленная продукция считается реализованной (проданной). Операция показывает уменьшение товаров отгруженных и увеличение проданной продукции по фактической производственной себестоимости:
6. Д-т сч. «Продажи» 38 000 руб.
К-т сч. «Товары отгруженные» 38 000 руб.
Седьмая хозяйственная операция. По дебету счета «Продажи» оплаченная продукция отражена по фактической производственной себестоимости. Для правильного исчисления результата по продаже продукции необходимо определить ее полную фактическую себестоимость. С этой целью часть расходов по продаже, относящихся к оплаченной продукции, списывают в дебет счета «Продажи»:
7. Д-т сч. «Продажи» 5900 руб.
К-т сч. «Расходы на продажу» 5900 руб.
Восьмая хозяйственная операция. Полученный в составе выручки от покупателя НДС в сумме 9000 руб. подлежит перечислению в бюджет. Данная операция показывает задолженность перед бюджетом по налогу за проданную продукцию, которая отражается по кредиту пассивного синтетического счета «Расчеты по налогам и сборам»:
8. Д-т сч. «Продажи» 9000 руб.
К-т сч. «Расчеты по налогам и сборам» 9000 руб.
Девятая хозяйственная операция. После получения денег от покупателей и исчисления полной фактической себестоимости готовой продукции исчисляется результат по продаже. Для этого хозяйственные операции (оп. 5—8) отразим на счете «Продажи».
Дебетовый оборот по счету «Продажи» означает, что на изготовление и реализацию продукции было израсходовано 52 900 руб. От покупателя за эту продукцию получено 59 000 руб. Выручка за проданную продукцию выше затрат на ее изготовление и продажу на 6100 руб. (59 000 — 52 900).
Сумма 6100 руб. — это прибыль от продажи продукции, подлежащая списанию в кредит активно-пассивного счета «Прибыли и убытки»:
9. Д-т сч. «Продажи» 6100 руб.
К-т сч. «Прибыли и убытки» 6100 руб.
Отразим рассмотренные хозяйственные операции на счетах общеприня-
Отразив хозяйственные операции, подсчитав обороты и остатки по счетам, сделаем следующий вывод.
по счету «Товары отгруженные» отражает фактическую производственную себестоимость товаров отгруженных, но не оплаченных до конца месяца (7000 руб.);
по счету «Расходы на продажу» (1100 руб.) показывает величину затрат по отправке продукции покупателю, не оплаченной до конца месяца.
В балансе товары отгруженные отражаются по полной фактической себестоимости, которая исчисляется внесистемно (без записей по счетам): Ск счета «Товары отгруженные» + Ск счета «Расходы на продажу». В балансе по статье «Товары отгруженные» эта часть имущества организации будет показана в сумме 8100 руб. (7000 + 1100).
Рассмотрев состав счетов, используемых для отражения хозяйственных процессов, покажем порядок обобщения информации, отраженной на них.
(Материалы приведены на основании: Гусева Т. М., Шеина Т. Н. Самоучитель по бухгалтерскому учету: учеб. пособие. — 2-е изд. — М. : Проспект, 2009)