Что такое система воспитания
Что такое система воспитания
Понятие, структура и развитие воспитательной системы.
Понятие воспитательной системы
Воспитательная система является сложным социальным и психолого-педагогическим образованием. Она охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей. Воспитательные системы могут создаваться в школах разного типа, в учреждениях культуры, дополнительного образования, в процессе организации отдыха и оздоровления детей, в детско-юношеских общественных организациях и объединениях и т.д. Они могут включать не только воспитанников и педагогических работников, но и родителей, представителей общественности, охватывать взаимодействие школы и социума. Воспитательная система может функционировать в одном классе, а может охватывать всю школу или даже весь микрорайон.
Воспитательная система тесно связана со средой: с ближайшим социальным окружением (село, город, микрорайон) и обществом в целом.
Воспитательная система создаётся на основе некоторой концепции, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция служит «образом» будущей воспитательной системы, на который ориентируется педагогический коллектив.
Структура воспитательной системы
В структуре воспитательной системы выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: управление, содержание, организация, общение (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).
— диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников;
— обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов);
— организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса;
— организация сотрудничества школы, семьи и общественности;
— гуманизация отношений между взрослыми и детьми.
Содержание воспитательной системы включает два аспекта:
— совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и др. компонентов, входящих в содержание воспитания;
— различная деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности.
Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости, для оптимизации её функционирования и развития. Именно благодаря организации формируются все структуры воспитательной системы: структура управления, структура педагогических действий, структура отношений в коллективе и т.д.
Упорядочение воспитательной системы может происходить при воздействии на систему извне или изнутри. Кроме того, сама воспитательная система способна к самоорганизации. Иначе говоря, при определённых обстоятельствах система может порождать новые структуры и структурные элементы (например, на основе личных интересов и симпатий, без каких-либо руководящих указаний может сформироваться активная и работоспособная творческая группа, которая возьмёт на себя важную для всей системы функцию). Способность к самоорганизации воспитательная система приобретает благодаря принятию включёнными в неё людьми некоторых общих ценностей, а также совместной деятельности по реализации этих ценностей.
Общение как обязательный компонент воспитательной системы представляет собой единство трёх элементов: информационного (обмен информацией), перцептивного (адекватное восприятие друг друга, взаимопонимание) и интерактивного (взаимодействие людей, включённых в воспитательную систему, их взаимное влияние друг на друга).
Развитие воспитательной системы
Воспитательная система не является статичным, раз и навсегда сложившимся образованием. Она постоянно изменяется, развивается. Необходимость её развития обусловлена тем, что одной из её глобальных целей является всестороннее развитие личности воспитанников. В развитии разных воспитательных систем может быть различное количество этапов, однако три первых этапа выделяются достаточно чётко в любой воспитательной системе.
Третий этап по отношению к двум предыдущим можно рассматривать как этап наивысшего развития системы. Однако он не может продолжаться бесконечно, поскольку в системе происходят изменения, обусловленные тем, что периодически обновляется контингент воспитанников, накапливается усталость от старых, отработанных форм и видов деятельности, прекращается развитие отношений в коллективе и т.д. Эти изменения могут привести систему к кризису, который обычно проявляется в прекращении развития системы и дезинреграции её элементов. (Напомним: ещё А.С. Макаренко указывал, что коллектив должен постоянно развиваться, остановка в развитии означает «смерть коллектива»).
Поэтому на последующих этапах возможна перестройка воспитательной системы. Выходом из кризисного состояния может быть обновление системы: изменение структуры самоуправления, освоение новой деятельности, введение в систему новых форм и способов взаимодействия, новых отношений, расширение или, наоборот, локализация системы, смена лидеров и т.д.
Система воспитания
Смотреть что такое «Система воспитания» в других словарях:
система воспитания Т. Арнольда — T. Arnoldo auklėjimo sistema statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis T. Arnoldo (1795–1842), dabartinės fizinio auklėjimo sistemos Anglijoje pradininko, XIX a. pirmojoje pusėje sukurta jaunimo auklėjimo sistema, kurios esmė tokia:… … Sporto terminų žodynas
Фольклорная система воспитания — система воспитания, основанная на глубоком изучении фольклора, его проживании и возрождении как устойчивого и естественного компонента образа жизни современного человека. Фольклор является основой всякой культуры, национальной тем более. Фольклор … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
СИСТЕМА — (греч., целое, состоящее из многих частей). Собрание принципов, верно или ложно связанных вместе так, что образуют нечто целое: известное учение, известную школу. Расположение частей целого, ход чего либо в последовательном, связном порядке.… … Словарь иностранных слов русского языка
Система Фребеля — система воспитания, основанная выдающимся немецким педагогом и теоретиком дошкольного воспитания Фридрихом Фребелем ( 1782 1852). Фребель является основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов, заключалась в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СИСТЕМА — системы, ж. [греч. systema, букв. целое из составных частей]. 1. Порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи. Привести в систему свои наблюдения. Строгая система в работе. Расположить книги на полках… … Толковый словарь Ушакова
система — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? системы, чему? системе, (вижу) что? систему, чем? системой, о чём? о системе; мн. что? системы, (нет) чего? систем, чему? системам, (вижу) что? системы, чем? системами, о чём? о системах план,… … Толковый словарь Дмитриева
система — ы, ж. 1) Определенный порядок в расположении, связи и действии составляющих что л. частей. Система в работе. Привести в систему свои записи. Никакой системы и последовательности в моем чтении, конечно, не было, все совершалось случайно (Горький) … Популярный словарь русского языка
СИСТЕМА МОНТЕССОРИ — (англ. Montessori s system) система обучения и воспитания детей, разработанная выдающимся итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870 1952). Добившись успеха в разработке метода развития органов чувств у умственно отсталых детей,… … Большая психологическая энциклопедия
Система Монтессори — система обучения и воспитания детей, разработанная итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870 1952). С. М. основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка, М. Монтессори пришла к отрицанию… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СИСТЕМА МОНТЕССОРИ — СИСТЕМА МОНТЕССОРИ. Система обучения и воспитания детей, разработанная выдающимся итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870– 1952). С. М. основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Воспитательная система
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика воспитательной системы
Понятие «воспитательная система» занимает особое место в ряду терминов педагогической науки. По своему существу оно весьма обширно и включает в себя несколько компонентов.
Прежде всего, конечно воспитательная система тесно связана с самим процессом воспитания, под которым традиционно понимается целенаправленное воздействие на личность, а также передача общественного опыта подрастающему поколению.
Под системой воспитательной работы, как правило, признают систему взаимосвязанных воспитательных событий, приводящих к поставленной цели. В педагогике также существует понятие «дидактическая система», включающая в себя цели образования, его содержание, сам процесс, способы и формы его организации. В этом случае данное понятие рассматривается как подсистема воспитательной системы.
В научной литературе существует несколько определений, при помощи которых исследователи пытаются отразить сущность воспитательной системы. Так, Н. Л.Селиванова, В.А.Караковский предлагают следующую трактовку:
«Воспитательная система есть целостный общественный организм, образующийся в ходе взаимодействия ключевых компонентов воспитания (цели, субъекты, их работа, общение, дела, материальная база) и владеющий этими интегративными данными, как стиль жизни коллектива, его психологический климат».
Готовые работы на аналогичную тему
Однозначно все исследователи признают некоторые черты, отличающие специфику воспитательной системы как социально-педагогического явления:
Структура воспитательной системы
Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают различные точки зрения по поводу составляющих ее компонентов. Это можно объяснить сложностью и полиструктурностью системы. Кроме того, актуальным остается вопрос о том, какие компоненты надлежит считать главными, более весомыми, а какие второстепенными.
Академик Л. И. Новикова и ее коллеги относят к количеству наиболее значимых компонентов следующие:
Этапы становления воспитательной системы
Каждая воспитательная система в своем развитии проходит четыре определенных этапа: становление системы, отработка, конечное оформление, перестройка воспитательной системы.
На этапе становления воспитательной системы создается инициативная группа, осознающая необходимость в совершенствовании и обновлении воспитательного процесса, владеющая возможностью к продуцированию, претворению в жизнь новых педагогических мыслей, умеющая системно думать и работать. Используя простые приемы и способы диагностики, организаторы выявляют главные трудности и дефекты в работе педагогического коллектива. На разных заседаниях и совещаниях педагогического, ученического и родительского обществ дискуссируются трудности, значимые вопросы, предлагаются пути, приемы обновления и улучшения школьной жизни. Исследуется доктрина и практика воспитательных систем, теоретические и методические базы проектирования вида выпускника учебного заведения.
Рисунок 1. Этапы становления воспитательной системы
На базе анализа и обобщения информации разрабатываются концептуальные положения о построении воспитательной системы (ключевые характеристики образовательного учреждения, его воспитательный потенциал, достижения и проблемы, теоретико-методологические базы системы, ценностные ориентиры).
Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Утверждаются приоритетные направления работы, усложняется работа подростков в области самоуправления, развивается инициатива и самодеятельность, коллективное творчество. Следует ясно воплощенный процесс группового воспитания через коллектив.
На третьем этапе система бесповоротно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные взаимосвязи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система действует. Школьный коллектив выступает как единое целое, связанное общей целью, совместной работой, отношениями содружества, ответственностью. Чтобы в воспитательной системе не появлялось торможения, предпринимаются ее периодические обновления с учетом современных условий и требований.
Что такое система воспитания
Воспитательные системы.
Воспитательная система имеет тесную связь с непосредственным процессом воспитания, который определяется как целенаправленное воздействие на личность и передача опыта подрастающему поколению.
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга целенаправленностью и идеологией, видом, местонахождением, временем существования.
Каждая воспитательная система имеет свою теоретическую модель, которая базисом для которой являются целенаправленность и определенная идеология.
Воспитательные системы. Краткий исторический обзор.
История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.
Самые ранние воспитательные системы, описание которых дошло до нас в виде отдельных идей и направлений, были созданы в древнегреческих городах-государствах Спарте и Афинах.
Спартанская система воспитания.
Спартанская система воспитаниябыла ориентирована на подготовку воина, крепкого телом и духом.
Воспитанием таких воинов занималось государство, а в процессе воспитания существовало три этапа.
Первый этап. На первом этапе дети, в возрасте от 7 до 15 лет, приобретали навыки чтения и письма, приобщались к физическому воспитанию и закаливанию (например, ходили босиком, спали на тонкой соломенной подстилке, проходили жесткие физические испытания), суровому контролю и дисциплине.
Второй этап. На втором этапе молодые люди, в возрасте от 15 до 20 лет, помимо грамоты осваивали пение и музыку, приучались стойко переносить голод и физическую боль, самостоятельно добывать пищу. Так же они принимали участие в расправах над рабами и физических наказаниях повинившихся товарищей, отрабатывали навыки самоконтроля и самодисциплины. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.
Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV веков до нашей эры культивировала в основном физические упражнения и испытания. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи, особенно в системах закрытых военных учебных заведений.
Афинская система воспитания.
Афинская система воспитания явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности.
Главным принципом афинской системы воспитания была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.
Система афинского воспитания так же реализовывалась поэтапно.
До 7 лет мальчиков воспитывали дома.
На первом этапе, мальчики, в возрасте от 7 до 16 лет, посещали одновременно мусическую (музыкальную) и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание.
На втором этапе юноши (16-18 лет) совершенствовали свое образование и развивали себя в гимназиях.
Афинская система воспитания была ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.
Системы воспитания Древнего Рима и Римской империи.
В Риме система воспитания предполагала два вида воспитания: семейное и школьное. Семейное воспитание зависело во многом от благосостояния семьи и ее положения в обществе. Детей знатных родителей учили греческому языку, литературе, игре на музыкальных инструментах и т.д. Воспитанием и обучением занимался специально нанятые педагоги. До 4-5 лет дети находились под присмотром матери и нянек, именно они закладывали основу воспитания.
После 5 лет воспитанием мальчиков занимались нанятые педагоги и отец, девочки оставались под опекой матери (их обучали ведению хозяйства, прядению, готовке, ткачеству и т.д.).
Системы воспитания Средневековья.
Религиозное воспитание. Религиозная традиция воспитания.
В период VI-XV веков большое влияние имела религиозная традиция воспитания человека. Основная задача такого воспитания определялась как приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (католической, православной, иудейской, мусульманской, буддистской).
Система рыцарского воспитания.
Параллельно с религиозным воспитанием в эпоху Средневековья существовала система рыцарского воспитания, которая включала в себя жертвенность, религиозное воспитание в сочетание с личной свободой, служение Прекрасной Даме, соблюдение кодекса чести.
В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте.
Система рыцарского воспитания реализовывалась поэтапно, следующим образом.
Мальчик до 7 лет получал домашнее воспитание.
С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, умений и опыт придворной жизни.
С 14 лет до 21 года юноша переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны и религии».
В 21 год молодого человека посвящали в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах.
Традиция рыцарского воспитания сохранилась и поныне, прежде всего в соблюдении юношами «кодекса чести» как идеи эстетического и физического развития человека, высоко ценящего чувство собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.
Системы воспитания эпохи Возрождения.
Системы воспитания эпохи Возрождения были основаны на гуманизме. Педагогами отвергалась система, существовавшая в средние века, которая предусматривала угнетение личности ребенка. Гуманисты провозглашали личность ребенка основой всей системы обучения и воспитания. К ребенку, его правам и свободам начали относиться с уважением и любовью.
Джентльменское воспитание.
Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и главными составляющими его системы были:
— физическое воспитание, выработка характера, развитие воли, и нравственное воспитание и обучение хорошим манерам;
— развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.
В качестве главных воспитательных средств использовались пример, труд, среда и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личности, становление человека как индивидуальности.
Системы воспитания 17-20 веков.
17 век.
В этот период, педагогика выделяется из философии в самостоятельную науку. Основной целью воспитания является формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа».
Процессом воспитания и его модернизацией занимаются педагоги, которые пишут труды, являющиеся актуальными и на сегодняшний день. Среди них можно выделить Я.А. Коменского, который разработал классно-урочную систему обучения, выделил и описал основные принципы воспитания детей. Его труды оказали огромное влияние на педагогическую мысль и школьную практику во всех странах мира.
18 век (Век Просвещения).
Целью воспитания становится: формирование всесторонне развитого, гармоничного человек. Большой вклад в развитие концепций воспитания внесли ученые просветители, такие как Ж.Ж. Руссо (теория естественного воспитания), И.Г. Песталоции (теория саморазвития).
19 век.
Цель воспитания: гармоничное развитие физических, интеллектуальных и духовных сил личности.
Вклад в развитие системы воспитания внесли такие педагоги как Ф.А. Дистервенг (выступал против сословного воспитания), К.Д. Ушинский (разработал принцип народности воспитания, воспитание игрой).
20 век.
Современные воспитательные системы.
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделями, путями внедрения.
Воспитательные системы вальдорфских школ.
Первая школа появилась в 1919 году в Германии, в Штутгарте.
В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.
Воспитательная система Макаренко.
Воспитательная система Макаренко была разработана в 1920годы в СССР.
А. С. Макаренко на основе обычаев и приёмов народной педагогики (в том числе «общего дела», то есть воспитания и обучения через привлечение к посильному труду для достижения понятных и обозримых целей к общей пользе), разработанной им теории создания и укрепления воспитательного коллектива, а также глубокой веры в человека (в том числе из философии произведений М. Горького) и ряда других подходов, предложил и успешно опробовал в Колонии им. М. Горького воспитательно-педагогическую систему, получившую впоследствии его имя.
Ее главными особенностями были разновозрастные группы детей, система сменных командиров, поручений, отношения взаимной ответственности, совет командиров, общее собрание и многое другое.
В своих трудах Макаренко утверждал, что применяемая им в уголовно-исправительных заведениях система изначально предназначалась для всех сколько-нибудь здоровых школьников и всех учебных заведений.
Воспитательная система школ глобального образования.
Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р.Хенви и М.Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Они сочетают общечеловеческий и локальный аспекты, философское осмысление и конкретную реализацию.
Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом.
К приоритетам средней школы У. Книп в первую очередь относит формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени.
Воспитательная система «справедливое сообщество».
Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960 годы. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития.
Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням.
Воспитательная система общей заботы.
Идея общей заботы была предложена ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 1950 годов.
В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.
В организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов:
— предварительная работа воспитателей;
— коллективная подготовка;- проведение;
— коллективное подведение итогов;
Воспитательная система школы диалога культур.
Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов.
Основные положения нового типа образования в школе диалога культур были сформулированы В. С. Библером:
— переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры».
— строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало.
Гуманистическая воспитательная система.
Определяющую роль в комплексе идей гуманистической воспитательной системы играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство «мы» по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.
Воспитательная система школы-комплекса.
Таким образом, создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.
Системы воспитания. Воспитательные системы в истории педагогик и.