Что такое систематизация и классификация

Классификация и систематизация

Классификация. Классификацией называется подведение отдельных предметов или явлений — на основании присущих им общих признаков — под более общие понятия, обозначающие определенные классы тех или иных предметов или явлений. Отнесение предмета к определенному классу уточняет наши познания об отдельных предметах, позволяет раскрыть не только особенности данного предмета, но и внутренние связи между группами, классами явлений. То, что при классификации химических элементов мы относим серу в группу металлоидов, а цинк — в класс металлов, углубляет наше-понятие об этих химических элементах. Без отнесения в родственные классы на основании сходных признаков понятия о предметах были бы ограниченными, неполными.

Систематизация. Систематизацией называется расположение классов предметов или явлений в определенном порядке, в соответствии с существующими между этими классами взаимосвязями. Благодаря систематизации явления объективного мира отражаются в сознании не разобщенно, а в определенной системе, что позволяет глубже понять их взаимосвязь и правильнее использовать эти знания в практической деятельности.

Примером плодотворной научной систематизации явлений может служить открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов. Д. И. Менделеев не ограничился уточненным распределением химических элементов на классы по их существенным признакам. Сами классы химических элементов он стремился понять не как случайные явления, а как определенную систему, вытекающую из общих законов природы. Это удалось ему сделать тогда, когда он открыл зависимость качественных особенностей химических элементов от их атомного веса.

Огромное значение систематизации для познания мира видно из того, что она помогает открытию новых явлений и уточненному пониманию связей между ними. Без периодической системы Менделеева открытие новых элементов осталось бы по-прежнему стихийным, каким оно было на стадии только классификации этих явлений. Лишь правильная систематизация позволила предвидеть качественные особенности еще неизвестных элементов и направить научную мысль на их открытие.

Источник

Классификация (систематизация)

Подлинно научная К. должна выражать систему законов, присущих отображенному в ней фрагменту действительности, которые обусловливают зафиксированные в К. свойства и отношения объектов. Их систематизация призвана учитывать тот факт, что в природе нет строгих разграничений и переходы от одного класса к другому ‒ неотъемлемое свойство действительности. Это требование к К. находит отражение в специальных приёмах: использование, например в библиотечных К., отсылок («смотри», «смотри также») и размещение одного и того же понятия в различных местах К.

К. содействует движению науки или отрасли техники со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза, системного подхода. Такой переход возможен лишь при условии теоретического осмысления многообразия фактов. Практическая необходимость К. стимулирует развитие теоретических аспектов науки или техники, а создание К. является качественным скачком в развитии знания. К., базирующаяся на глубоких научных основах, не только представляет собой в развернутом виде картину состояния науки (техники) или ее фрагмента, но и позволяет делать обоснованные прогнозы относительно неизвестных еще фактов или закономерностей. Примером могут служить предсказания свойств ещё не найденных элементов по системе Менделеева.

Когда К. представляет собой систему соподчинённых понятий, её структура иногда может быть изображена в виде перевёрнутого «дерева»; узлу, являющемуся «корнем», соответствует наиболее общее понятие, «листьям» ‒ самые частные, а узлам разветвлений ‒ остальные названия классов; отрезки, соединяющие все эти точки, выражают отношение подчинения, в котором находятся более общие и менее общие понятия. Маршруты, идущие от «корня» к «листьям», называются вертикальными рядами К., а узлы, одинаково отстоящие от общего подчиняющего понятия, образуют горизонтальный ряд. Так, в «Универсальной десятичной классификации» произведений печати «корню» соответствует понятие обо всей совокупности произведений печати, которое делится затем на 10 главных классов, и т.д.

Имеются два пути разработки таблиц К. ‒ дедуктивный и индуктивный. Первый подход состоит в задании исходных общих понятий и основании подразделения; выявление подчиненных понятий происходит в процессе подразделения подчиняющего; единство оснований подразделения и стабильность К. обеспечиваются самим способом ее построения. При втором подходе основываются на понятиях об отдельных предметах или их совокупностях, объединяя их в классы; обеспечение логического единства и устойчивости К. становится более трудным, чем при первом способе. Обычно К. строятся с применением обоих подходов: высшие классы, как правило, образуются дедуктивно, низшие ‒ индуктивно; дедукции отдают предпочтение в систематизации областей знания, индукции ‒ при обработке фактического материала и оформлении его в виде схем и таблиц.

По степени существенности оснований подразделения различаются естественные и искусственные К. Если в качестве основания берутся существенные признаки, из которых вытекает максимум производных, так что К. может служить источником знания классифицируемых объектов, то такая К. называется естественной (например, периодическая система химических элементов). Если же в К. используются несущественные признаки, то К. считается искусственной; к искусственным К. относятся так называемые вспомогательные К. (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках). В зависимости от широты К. могут быть энциклопедическими (универсальными), специальными (отраслевыми) и К. узкого круга однородных явлений.

Иногда термином «К.» обозначают процесс разнесения объектов по классам. Здесь правильнее употреблять слово «классифицирование». Основным принципом этого процесса является сравнение рассматриваемых объектов с заданными образцами, эталонными представителями классов. Этот принцип используется, например, в биологических систематиках, а также лежит в основе алгоритмов автоматического классифицирования документов или фигур (распознавания образов).

Особенно остро проблема построения и использования К. встала в период современной научно-технической революции, приведшей к так называемому информационному взрыву. Обилие и плохая упорядоченность новых понятий и терминов, печатных и неопубликованных материалов затрудняют поиск и использование нужных данных, что вызывает информационный дефицит, тормозящий общественный прогресс. Разработка оптимальной К. становится поэтому не только научной, но и экономически важной задачей.

Источник

Систематизация и классификация

Для обработки и обобщения фактов в научном исследовании широко применяются систематизация как приведение в единую систему и классификация как разбиение на классы, группы, типы и т.п.

Различаются следующие понятия:

˗ классификация – это разбиение любого множества на подмножества по любым признакам;

˗ систематика – упорядоченность объектов, имеющая статус привилегированной системы классификации, выделенной самой природой (естественная классификация);

Классификационные методы позволяют решать ряд познавательных за-

˗ свести многообразие материала к сравнительно небольшому числу образований (классов, типов, форм, видов, групп и т.д.);

˗ выявить исходные единицы анализа и разработать систему соответствующих понятий и терминов;

˗ обнаружить регулярности, устойчивые признаки и отношения, в конечном счете – эмпирические закономерности;

˗ подвести итоги предшествующих исследований и предсказать существование ранее неизвестных объектов или их свойств,

Классификация – это отношение разбиения, поэтому составление классификаций должно подчиняться следующим логическим требованиям:

в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание;

объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса (соразмерность деления);

члены классификации должны взаимно исключать друг друга

В ситуации постнеклассической науки возникают методологические проблемы классификаций: знание которых необходимо современному исследователю и систематизатору:

˗ несовпадение формальных условий и правил построения классификаций и реальной научной практики;

˗ требование дискретности признаков порождает в ряде случаев искусственные приемы разбиения целого на дискретные значения признаков;

˗ не всегда возможно вынести категорическое суждение о принадлежности объекту признака,

˗ при многоструктурности признаков ограничиваются указанием на частоту встречаемости и т.д.

˗ трудность сочетания в одной классификации двух разных целей: расположения материала, удобного для учета и разыскания; выявления в материале внутренних системных отношений – функциональных, генетических и других (исследовательская группировка).

Все это хорошо видно при организации материала на ресурсах Интернет.

Источник

Естествознание. 10 класс

Конспект урока

Естествознание, 10 класс

Урок 7. Учимся классифицировать и систематизировать

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Классификация – это разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным признаком;

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Открытые электронные ресурсы по теме урока :

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже знаем, что классификация и систематизация относятся к теоретическим методам научного познания и являются важнейшими функциями любой науки. Рассмотрим подробнее роль этих методов для естествознания.

Все возрастающее число вновь открытых компонентов и видов организмов в природных системах настойчиво требовало упорядочивания (классификации и систематизации). Первые системы живого зачастую носили случайный характер — организмы могли, например, объединять по пользе, которую они приносят человеку, или по первой букве названия. На смену случайным системам приходят искусственные системы, построенные исходя из одного или немногих последовательно прослеживаемых признаков.

Классификация – это разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным признаком. Часто используется во многих разделах биологии, геологии, географии и других описательных науках.

К основным принципам классификации можно отнести следующие положения: 1. Все члены деления в совокупности должны составлять исходное понятие; 2. Разбиение на группы (классы) проводят по одному или небольшому числу признаков (основанию классификации), которое имеет существенное значение; 3. Члены деления не должны пересекаться, т.е. взаимно исключать друг друга; 4. Распределение на классы должно быть непрерывным, без скачков

Примеры классификаций: планеты Солнечной системы можно распределит на три группы: планеты земной группы, планеты гиганты и Плутон; все химические элементы делят на металлы и неметаллы; формы познания можно разбить на классы: чувственные, рациональные и иррациональные, а методы научного познания классифицируются на эмпирические и теоретические и т.д.

Наука дает не просто знание, но систематизированное знание о мире.

Систематизация предполагает распределение предметов или явлений по группам на основании нескольких существенных признаков деления. Для этого мы сравниваем предметы или явления, анализируем целое, синтезируем выводы, проводим классификацию материала.

Например, Д. И. Менделеев систематизировал все химические элементы. Для отображения периодического закона Д.И. Менделеев предложил периодическую систему химических элементов, которая отражает взаимосвязь всех химических элементов. Она является воплощением идеи системности: качественно отличные друг от друга химические элементы в своей совокупности представляют упорядоченное множество, подчиненное внутренней взаимосвязи всех элементов. Именно порядковый номер (показывающий заря ядра атома) непосредственно определяет положение химического элемента в периодической системе и является важнейшей характеристикой, с которой связаны как его свойства, так и свойства образуемых им соединений. В данном случае не имеет значения то, что внутренняя сущность химических элементов в то время не была ясной (электронное строение). Важно то, что суждение о внутренней связи химических элементов являлось в данной ситуации почти неизбежным следствием.

Систематизация упорядочивает знания, т.е. приводит в систему результаты наблюдения и экспериментальные факты. Систематизация, по сравнению с классификацией, это более глубокое обобщение, которое отражает внутреннюю сущность объектов исследования. Это позволяет не только описывать и объяснять какие-то системные свойства объектов, но и часто позволяет делать предсказания. Например, для Периодической системы – свойства еще не открытых химических элементов, а это уже прогностическая черта научной теории. Прогностическая функция заключается в объяснении возможных явлений и предметов, которые раскрываются как тенденции в дальнейшем развитии данных явлений. Это дает возможность предугадать возникновение новых, ранее неизвестных явлений, что, в свою очередь, имеет большое значение как для деятельности людей, так и для самого научного познания.

Ярким примером научной биологической систематики является труд шведского врача и естествоиспытателя Карла Линнея (1707—1778) по упорядочению и обобщению знаний всего предыдущего периода развития биологической науки. Классификации животного и растительного мира была искусственной, так как не устанавливала родственных связей между организмами и не учитывала всю совокупность признаков рода, она была направлена на поиск сходства между организмами. Попытка систематизации природы К. Линнеем в целом стала базисом для современной научной классификации живых организмов. Введённую им для точного описания различных частей растений терминологию в подавляющем большинстве используют и в настоящее время (а это около одной тысячи терминов).

Еще одним примером может служить систематика беспозвоночных Ж.-Б. Ламарка (1744-1829).Он также разработал основные принципы систематизации растений и животных в виде родословного древа от простейших до человека.

Классификация как теоретический метод познания направлена на структурирование имеющихся знаний путем разбиение на классы по существенному признаку;

Систематизация, по сравнению с классификацией, это более глубокое обобщение, которое отражает внутреннюю сущность объектов исследования. Систематизация помимо обобщающей и объяснительной функции часто выполняет и прогностическую.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание 1. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

1) систематизация научных фактов

2) проведение наблюдений

3) описание экспериментальных данных

4) классификация изучаемых объектов

Ответ: 1) систематизация научных фактов; 4) классификация изучаемых объектов

Задание 2. Распределите животных по соответствующим группам: беспозвоночные и позвоночные.

Источник

Методический раздел

Классификация и систематизация

По семантике термина любая классификационная схема предметной множественности может быть заменена неограниченным количеством схем, если неограниченно много раз будут меняться основания деления. При классификации выбор «основания деления», объем и последовательность подразделений произвольны и зависят от целей классификации, наблюдательности и комбинационных способностей классификаторов.

В природе существует колоссальное количество чрезвычайно разнообразных животных и растений. Наблюдая животных и растения, можно подметить, что одни из них очень похожи друг на друга, Другие, хотя и схожи, но несколько отличаются один от другого, а третьи совершенно различны. Для того чтобы разобраться в огромном разнообразии животных и растений, необходимо распределить их на группы, т. е. классифицировать. Каждой группе надо дать название и указать, по каким признакам организмы объединяются в эти группы и по каким могут быть разъединены. При этом создаются группы разного объема, выделенные на основании различных признаков. Количество таких групп может быть предельно велико, а главное они не могут быть стабильными, так как при принятии за основу распределения на группы других признаков могут меться их объем и количество групп. Как видно, классификация организмов субъективна и не имеет принципиальных отличий от классификации любых предметов. Это начальная стадия познания органического мира.

В отличие от классификации сериация (термин предложен Жаном Пиаже в 1963 г.) обозначает логическую операцию, при которой элементы подразделения распределены в упорядоченные ряды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *