Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют

Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов

Нормативный правовой акт – правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы. Все нормативные правовые акты упорядочены в единую систему.

Определение систематизации нормативно-правовых актов

Систематизация нормативно-правовых актов – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Необходимость данной процедуры заключается:

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Виды систематизации

Выделяют четыре вида систематизации нормативных правовых актов:

Цель учета состоит в сборе, хранении и поддержании в рабочем состоянии нормативно-правовых актов, необходимых для работы юридического лица (фирмы, организации и пр.) или государственного органа. Задача данного вида систематизации нормативно-правовых актов состоит в предоставлении быстрого и беспрепятственного доступа к необходимой правовой информации.

Вся совокупность взятых на учет нормативных актов составляет информационный фонд. Учет ведется как вручную (картотека), так и с помощью автоматизированных систем, которые, безусловно, отличаются большими преимуществами: скорость, большой информационный фонд, прогрессивные способы обработки данных.

Инкорпорация

Инкорпорация – форма систематизации нормативно-правовых актов путем их объединения без изменения содержания в сборник, в котором каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Инкорпорация представляет собой подготовку и издание сборников, собраний нормативно-правовых актов, целевой аудиторией которых является широкий круг субъектов, а не конкретные учреждения.

Прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, он проходит внешнюю «редакцию» – из текста удаляют нормы или их части, утратившие силу, исключаются статьи и части, не имеющие нормативного характера и т.д., однако содержание самого правового акта остается неизменным.

В этом заключается отличительная черта инкорпорации от других видов систематизации нормативно-правовых актов. Стоит также отметить, что инкорпорация не имеет правотворческой природы.

В зависимости от того, кто подготовил сборник, инкорпорация подразделяется на три вида:

официальная инкорпорация. Официальным сборник или собрание признается в двух случаях: во-первых, если он подготовлен издан самим правотворческим органом, во-вторых, если он утвержден или иным образом одобрен правотворческим органом.

К числу официальных инкорпораций относится Свод законов, на который можно ссылаться при разрешении юридических споров и вопросов;

официозная инкорпорация (полуофициальная) – собрания и сборники, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения. Примером официозной инкорпорации является Собрание действующего законодательства СССР.

Данное собрание подготавливалось Министерством юстиции СССР по поручению Президиума Верховного Совета СССР и Совета министров СССР. Однако, некоторые тома не были утверждены официальными органами;

неофициальная инкорпорация представляет собой собрания или сборники, подготовленные научными учреждениями, научными коллективами, издательствами, отдельными учеными. Данный вид инкорпорации не является официальным источником и на него нельзя ссылаться при разрешении юридических вопросов.

Консолидация

Консолидация – форма систематизации путем объединения нормативных правовых актов без изменения их содержания в единый акт, при этом каждый из актов теряет свою самостоятельность. Таким образом, при консолидации:

Зачастую консолидация представляет собой промежуточный вариант между инкорпорацией и кодификацией.

Кодификация

Кодификация – форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. Таким образом, при кодификации происходит коренная переработка путем подготовки и принятия нового кодифицированного акта. В юридической науке выделяют три вида кодификации:

Вывод

Динамика развития общественных отношений, большой объем источников права, разнообразие правотворческих органов приводит к тому, что в государстве единовременно действует множество нормативных правовых актов.

Для того чтобы ориентироваться в таком массиве актов необходима их структуризация, упорядочение, т.е. систематизация. Роль систематизации сложно переоценить, так как именно благодаря ей вся совокупность действующих законов и подзаконных актов приобретает четкую структуру, упорядоченность, что не только облегчает работу, но и помогает выявить устаревшие акты, устранить правовые коллизии и пробелы в законодательстве.

Источник

Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды

Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Смотреть фото Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Смотреть картинку Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Картинка про Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Фото Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Смотреть фото Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Смотреть картинку Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Картинка про Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Фото Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Смотреть фото Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Смотреть картинку Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Картинка про Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Фото Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Смотреть фото Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Смотреть картинку Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Картинка про Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Фото Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют

Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Смотреть фото Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Смотреть картинку Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Картинка про Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Фото Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют

Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Смотреть фото Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Смотреть картинку Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Картинка про Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Фото Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют

Систематизацияпредставляет собой упорядочение действующего нормативного материала, приведение его в единую систему с целью удобства пользования.

По степени вмешательства в содержание акта в юридической науке выделяют такие формы систематизации как:

• учет нормативно-правовых актов.

Важнейшей формой систематизации является кодификация.

Кодификация (в отличие от инкорпорации) связана с системой права, хотя полностью с ней и не совпадает. Система права в целом, отрасли и институты права носят объективный характер, не зависят от воли законодателя (кодификатора), определяются, в конечном счете, предметом правового регулирования. Кодификация же проводится на основе субъективно избранного законодателем (кодификатором) критерия. На практике часто возникает необходимость создания т.н. «комплексных» кодификационных сборников, которые объединяют правовые нормы нескольких отраслей или институтов права, регулирующих один и тот же круг общественных отношений (например, морское или воздушное право). Система законодательства поэтому не может полностью совпадать с системой права. Но при этом система права является основанием для кодификации, для классификации, для логической обработки и размещения законодательного материала в определенном порядке, необходимом практике.

Кодификация подразделяется на два вида:

• Отраслевая— кодификационная обработка нормативного материала в соответствии с отраслями права (например, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ являются результатами отраслевой кодификации);

• Межотраслевая— кодификационная обработка нормативного материала путем объединения в единые сборники норм права, принадлежащих к различным отраслям права, но регулирующим однотипные общественные отношения (например, Таможенный кодекс РФ).

Инкорпорация— это форма систематизации, представляющая собой внешнюю обработку нормативного материала путем его объединения в сборники в определенном порядке без изменения содержания.

Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Смотреть фото Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Смотреть картинку Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Картинка про Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют. Фото Что такое систематизация нормативно правовых актов какие виды систематизации существуют

В отличие от кодификации инкорпорация предполагает только внешнюю обработку нормативного материала, например, исправление типографских опечаток, грамматических или синтаксических ошибок в тексте нормативного акта, исключение правовых актов или их частей, официально отмененных последующим законодательством, опущение подписей под нормативными актами и т.п. Результатом инкорпорации являются сборники, объединяющие нормативный материал по каким-либо критериям в целях удобства пользования. Основными критериями инкорпорации являются хронологический и тематический, что предопределяет ее деление на два вида:

• Хронологическая инкорпорацияпредполагает объединение нормативного материала в единые сборники в зависимости от даты издания и вступления нормативно-правовых актов в силу (например, «Собрание законодательства РФ»);

• Систематическая инкорпорация(отраслевая, тематическая) предполагает объединение нормативного материала в сборники по социально-экономическим отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, социальное обеспечение и т. д.), по отдельным видам общественных отношений, урегулированных данными актами[24].

В зависимости от субъектов, занимающихся инкорпорацией, ее можно подразделить на:

Официальную,которая проводится компетентными государственными органами и содержит официальные тексты документов (например, «Собрание законодательства РФ», которое является источником официального опубликования нормативно-правовых актов, представляет собой акт официальной хронологической инкорпорации);

Консолидация— это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Новый укрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается компетентным государственным органом и имеет собственные реквизиты: наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица.

Классическим примером консолидации, приводимом в учебной литературе, является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1.10.80 «О праздничных и памятных днях», который заменил собой 48 нормативных актов. Каждым из этих актов в свое время вводился праздничный или памятный день, а принятый Указ, не меняя сути нормативного регулирования, упорядочил нормативный материал, объединив его в один документ.

Во-вторых, они отличаются по кругу применяющих субъектов. Инкорпорация проводится не только и не столько правотворческими органами, сколько иными государственными органами, научными учреждениями, юридическими издательствами, тогда как консолидация может быть использована только правотворческими органами и лишь в отношении актов, ими же принятых.

В-третьих, инкорпорация и консолидация отличаются конечными результатами. Инкорпорация сводится к подготовке сборника нормативных актов, вошедшие в него нормативные акты не утрачивают самостоятельного значения. При консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный акт.

Учет законодательствапредставляет собой деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативных актов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов.

Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации (либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией других субъектов).

Существуют следующие виды учета действующего нормативно-правового материала:

• Журнальный учет. Ведется путем регистрации в журнале нормативно-правовых актов по алфавитному, хронологическому или предметному признаку. Это наиболее простой вид учета законодательства.

• Картотечный учет. Ведется посредством заполнения специальных карточек по тематическому признаку в алфавитном порядке. В таком порядке при картотечном учете нормативно-правовых актов в карточках записываются наименование акта и органа, его принявшего, вид, номер акта, а иногда помещается и текст самого акта.

• Компьютерный учет. Осуществляется посредством внесения в банк данных сведений о поступающих нормативно-правовых актах практически в неограниченных количествах и по любому из нужных признаков. Является наиболее оперативным и эффективным видом учета законодательства.

На сегодняшний день существуют различные способы учета. Особое значение на сегодняшний день имеют справочные компьютерные программы. Используемые в настоящее время информационные системы (Консультант Плюс, Гарант, ЮрИнформ, Кодекс, ЮСИАС и т.п.) содержат несколько тысяч нормативно-правовых актов и позволяют вести поиск по различным параметрам (вид акта, название, орган, принявший акт, номер, дата принятия, номер государственной регистрации, дата государственной регистрации).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *