Что такое систематизировать знания детей
Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников
Юля Маслова
Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников
Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста
Введение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижению детьми определенных целевых ориентиров.
• развивать психические функции (внимание, память, мышление);
• стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
• развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
• развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
• формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развивать воображение и творческую активность;
• формировать преемственность между детским садом и школой;
• развивать мелкую моторику рук;
• формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
• развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
• способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
• наглядность (в интеллект— карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
• запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
• творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
• возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Методика составления карты
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
1.Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями,которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
1 этап. Подготовительный
В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками».
Варианты создания интеллект карты:
Ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
Педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
Дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.
Консультация для воспитателей «Использование метода моделирования при систематизации знаний старших дошкольников»
Антонина Кузовкина
Консультация для воспитателей «Использование метода моделирования при систематизации знаний старших дошкольников»
Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стало очень острой, и приняла огромные масштабы. И поэтому каждый человек должен иметь определённый уровень экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру. Научится быть любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность мы развиваем и познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Мы учим детей анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии-всё это позволяет нам готовить их к дальнейшему успешному обучению. И в этом помогает метод моделирования.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. В основе метода моделированиялежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. (Слайд)
Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.
Цель метода моделирования: Обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. (Слайд)
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольноговозраста позволяет решить следующие задачи:
— развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
— учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать обьекты, выделять противоречивые свойства объекта;
— наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;
— способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников в работе по экологическому воспитанию детей, используем разные виды моделей:
Предметная модель-представлена в виде предмета, конструкций предмета или нескольких предметов, закономерно связанных между собой. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. (Слайд аквариум);
Предметно-схематическая – в ней все существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предмета макета, предмета заместителя. Модель – макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявления одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него два цветных изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры последняя становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение окраски покровов животных.Например: схема роста растения. По ней дети могут рассказать этапы роста, схемы «Состояния воды», делать выводы о свойствах воды. Наблюдая за природой на прогулке сравнивать явления и предметы природы. Задания на сравнение положительно влияют на развитие речи детей, и прежде всего на расширение их лексики за счёт введения сравнительных прилагательных: «Летом день длинный, а осенью короткий», «Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее».(Слайд);
Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.Например: при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Придумывая разнообразные модели вместе с детьми,необходимо придерживаться следующих требований:(Слайд)
Должна чётко отражать основные свойства и отношения быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
Простой для восприятия и доступной для действий с ней.
Ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые могут быть освоены именно с её помощью.
Облегчать познание.
Этапы обучения моделированию дошкольников:
Детям предлагается описать новые объекты с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
Организуется сравнение двух объектов между собой, в процессе которого выделяются признаки и сходства;
Постепенное увеличение количества сравниваемых объектов (до3-4);
Обучение детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков;
Создание элементарных моделей воспитателем и детьми (рыбы, птицы, звери, растения и т. д.)
Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Проект «Растения — зеленый цвет Земли» Пояснительная записка Тип проекта: коллективный, творческий, познавательный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Образовательная.
Экологическое воспитание дошкольников Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она была всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и.
Урок систематизации знаний в рамках ФГОС: примерная структура урока, приемы и методы проведения, формы урока
Систематизация и обобщение знаний — один важнейших векторов развития самообразования. В рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки, посвященные систематизации и обобщению новых знаний по теме. Часто преподаватели проводят такие уроки, используя старые приемы и технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике».
В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.
Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы
По требования ФГОС указывают два вида целей:
Рекомендуемые методы работы: частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.
Выбор дидактического и наглядного материала для уроков обобщения и систематизации знаний
Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала. Для уроков данного тира лучше всего подходят графики, сводные таблицы, алгоритмы, инфографические материалы, дающие наиболее общее и детализированное представление обо всей теме. Работа по таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или схему, важно обращать внимание учеников на взаимосвязь отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать ученикам сравнивать, сопоставлять те или иные факты.
На этапах актуализации знаний или первичного закрепления рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы. Это может быть учебный фильм, серия диафильмов, фрагменты художественного кино или документального фильма. После просмотра ученики должны не просто пересказать и обсудить сюжет увиденного, но и обязательно связать его с материалом учебника, со своими знаниями.
Примерный план проведения урока систематизации и обобщения знаний
Уроки общеметодологической направленности должны строиться по следующей схеме: восприятие и осмысление отдельных фактов — обобщение этих фактов — формирование понятия категории и системы знания — усвоение более сложных систем знаний, основных идей изучаемой науки.
Вот примерная структура построения такого урока:
1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. Рассчитан данный этап на 1-2 минуты.
У каждого учителя в арсенале есть немало способов побудить мотивацию учеников. Можно использовать любые приемы, которые эффективны именно для этого класса: словесное приветствие, аутотренинг, ритмическое начало урока, музыкальное, эпиграф к уроку, цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы и пр.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела. Предлагаются несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают использование всех полученных знаний по теме.
Задания не должны быть большими по объему, так как весь этап рассчитан на 5-7 минут.
Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний:
Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.
3. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации. Эти этапы универсальны для всех уроков по ФГОС. Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.
Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану:
В идеале работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым учеником. Но, например, в начальной школе для этого этапа можно предусмотреть работу в парах или мини-группах.
Приемы для данного этапа: различные виды деловых игр на уроке, «дерево познаний», пресс-конференция, проблемный ряд.
4. Реализация построенной стратегии, проекта. Проводится в зависимости от выбранной формы урока и использованных ранее на уроке приемов. То есть, ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.
Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.
Вариант работы на уроке обобщения:. 3-ий и 4-ый этапы урока можно объединить и предложить ученикам работу с учебником. При этом используются самые разные методы работы с текстом: составление тезисов, таблицы «ЗХУ», чтение с остановками, составление опорных конспектов, составление вопросов, сочетание работы над текстом с составлением графиков, схем и таблиц. Но все конкретные задания по учебнику в итоге должны работать на общую идею — подвести учеников к обобщению, систематизации знаний и умений.
Очень важно выбрать правильный текст — он должен не только обобщать пройденный материал, но и демонстрировать использование новых знаний на практике. Для точных наук удобнее использовать тексты, которые затрагивают межпредметные и метапредметные связи. Например, вы изучали по математике теорему Пифагора. Можно предложить текст, демонстрирующий, как с помощью данной теоремы решаются практические задания.
5. Закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.
Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.
Например, если вы изучали тему «Стили речи», то можно, к примеру, попросить учащихся расшифровать язык СМС или интернет-сообщений и попробовать определить стиль речи.
На уроках математики, например, предложить задачу, для решения которой нужно несколько изменить изученное правило, Например, решить «от обратного».
На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.
6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.
На данном этапе можно использовать следующие приемы:
Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.
После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону. Если же вы на данном этапе составляли алгоритм — значит, по разработанному алгоритму.
7. Самоконтроль и самооценка. В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.
Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.
8. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку. Приемы рефлексии — инсерт, кластер, графики, «светофор», различные таблицы и прочие. На данном этапе урока можно завершить работу с теми приемами, которые использовались в начале занятия, но предполагали завершение в конце урока. Это такие методические техники, как «Отсроченная отгадка», «Дерево предсказаний», «Шесть шляп» — то есть, ученики подводят итоги своей работы, анализируя, что им удалось, а что осталось для самостоятельной проработки.
На практике уроки общеметодологической направленности могут отличаться по структуре, форме проведения в зависимости от психологических особенностей учеников, их возраста, от сложности темы. Поэтому предложенную структуру можно рассматривать лишь как пример. А каждый учитель адаптирует эту схему для себя, ориентируясь на свой предмет и поставленные задачи.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Исследовательская работа «Систематизация представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Систематизация представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста».
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Понимание дошкольниками многообразия живой природы: формы жизни, строения, размеры, условия жизни и обитания, имеет колоссальное значение для их развития, так как животные окружают ребёнка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.
Обобщающие понятия, обозначаются словами-терминами, которые ребенок часто слышит в окружающей его действительности. Доказано, что использование в обыденной речи биологически неверных или искаженных житейских понятий формирует у дошкольников неправильные обобщения. Так, самыми типичными ошибками являются такие, как сужение понятия «животное», которое идентифицируется с понятиями «млекопитающие», «звери».
У детей же есть неточные и неполные знания о животных, которые затрудняют классификацию. Часто дошкольники путаются в понятиях «травоядные», «млекопитающее», «хищники», «звери», «дикие животные».
Стойкое смешение понятий наблюдается и у многих взрослых, в том числе и у родителей, и у воспитателей, что пагубно отражается на представлениях дошкольников, складывающихся в стихийном опыте.
Проблему систематизации представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста подробно исследовала С.Н. Николаева. Она показывает различные способы обобщения конкретных знаний о животных с опорой на наглядные характерные признаки и выделяет такие основания, которые доступны пониманию детей. При этом она отходит от общепринятой зоологической систематики, как это практикуется в школе (птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие и т.д.).
Данные способы группировки животных позволяют конкретные знания детей о многообразии животного мира упорядочить и систематизировать.
Психолого-педагогической основой формирования системных знаний о животных являются принципы отбора и систематизации знаний, выявленные и доказанные известными педагогами и психологами (Л.А. Венгером, Н.Ф. Виноградовой, Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой, и др.), а также общая стратегия познавательной деятельности старших дошкольников, сформулированная в исследованиях А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова и др.
Отмечается, что, проводя группировку и объединение животных на основе их морфологического сходства, дети опираются и на существенные признаки зоологических понятий (А.М. Гаврилова, А.М. Федотова, Л.И. Цеханская).
Таким образом, все выше перечисленные особенности систематизации и усвоения знаний о мире животных и обуславливают актуальность рассматриваемой темы исследования работы «Систематизация представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования – экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика систематизации представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – заключается в разработке методики и практической реализации работы, направленной на систематизацию представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза : заключается в том, что систематизация представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ произойдет успешно, если реализовывать специально разработанную методическую систему педагогической работы, включающую:
Нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень системности представлений о животных по основным отличительным признакам (окрас, внешний вид, способ питания, место обитания, способ передвижения и т.д.) у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать методику систематизации представлений о животных у детей.
4. Проверить эффективность разработанной методики.
В дошкольных учреждениях систематизация представлений о многообразии мира животных у дошкольников регулируется целенаправленной педагогической работой, определённой программой.
Более подробно о том, как систематизировать представления о мире животных, находим в книге «Знакомим дошкольников с миром животных» Е.И. Золотовой под редакцией Н. Ф. Виноградовой.
Информация о животном мире делится на три группы:
1. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения).
2. Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.
3. Приносимая польза.
В своей педагогической работе, для решения задач по систематизации представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста, мы используем следующие методы и формы работы
Цель констатирующего этапа: выявить уровни сформированности систематизации представлений о животных у старших дошкольников.
Для этого мы использовали диагностические задания из программы разработанной нашим ДОУ с опорой на примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Мозаика» В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкиной, И.А. Кильдешевой и программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и др.
Мы провели диагностическую работу в подготовительной к школе группе. В диагностике принимали участие 28 детей в возрасте от шести до семи лет.
Диагностическая работа состояла из следующих заданий и вопросов:
Методика: «В мире животных».
Цель: выяснить, осведомлённость детей о многообразии животного мира, умение распределять их по основным классам, выявлять особенности строения и образа жизни.
Игровое задание «Дикие и домашние животные».
Цель: выявить уровень знаний детей о домашних и диких животных, умение классифицировать их на основе основных признаков.
Игровое задание «Зоологическое лото».
Цель: обобщать представления детей о различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных признаков.
Вывод: таким образом, с помощью педагогической диагностики (констатирующего этапа) нами установлено, что в у старших дошкольников преобладает средний уровень знаний систематизации представлений о животных. Знания детей о в целом, неполные, фрагментарные, необобщенные и неосознанные, вследствие этого дети затрудняются их применять в новой ситуации, использовать эти знания в различных видах деятельности.
Анализ состояния педагогической работы в старших группах детского сада показал, что воспитатели недостаточно владеют теоретическими сведениями и методикой ознакомления старших дошкольников с животными.
Следовательно, содержание, формы, методы и приемы, направленные на формирование умения систематизировать представлений о животных у старших
Этому будет способствовать построение и реализации системы работы по формированию знаний и умений по систематизации представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста. Недостатки, выявленные на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, были учтены нами при построении дальнейшей системы работы.
Задачи системы работы
1. Расширить полноту (объем) знаний старших дошкольников о животных их среде обитания в соответствии с эталоном – программными требованиями.
2. Формировать у детей обобщенные знания о животных, проявляющиеся в способности выявлять основные отличительные особенности и систематизировать представления о животных.
3. Развивать у детей гибкость, подвижность знаний через формирование умения оперировать собственными знаниями о животных в новых условиях – в различных видах детской деятельности (игровой, художественно-изобразительной, проектной, познавательно-исследовательской, трудовой).
4. Повысить уровень профессиональной компетенции воспитателей детского сада по проблеме формирования системы знаний о животных и умение их классифицировать у детей старшего дошкольного возраста.
5. Организовать взаимодействие с родителями воспитанников для формирования у них положительного отношения и стремления способствовать успешному формированию системы знаний о животных.
Работа велась по 4 направлениям.
( с детьми, с родителями, с педагогами ДОО,предметно- пространстенная среда группы)
В системной педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста нами выделены три этапа формирования знаний о животных и систематизации представлений о них у детей.
На 1-ом этапе работы с детьми решается задача по расширению полноты (объем) знаний старших дошкольников о животных и их отличительных особенностях в соответствии программными требованиями.
Вся работа с детьми по формированию у них знаний о животных и умению систематизировать представление о них велась по темам «Мир животных», «Какие звери живут в лесу?», «Животные родного края», «Птицы», «Земноводные» и с интеграцией содержания всех пяти образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
В работе с ДЕТЬМИ мы использовали следующие МЕТОДЫ.
1. Чтение и обсуждение художественной литературы
2. Рассказы воспитателя о животных, птицах и земноводных, беседы них, которые проводились на основе прочитанных книг и рассказа воспитателя
3. Экскурсии в краеведческий музей и музей природы на выставки «Животные родного края», «Экзотические животные», «Насекомые», «Передвижной зоопарк», которые помогают детям больше узнать о животных, проживающих в их регионе и других странах.
4. Отгадывание и сочинение загадок про животных развивает мышление и воображение детей, тренирует их память.
5. Развивающие игры – лото, домино, Пазлы
7. Интегрированная совместная деятельность и викторины с детьми старшего дошкольного возраста и воспитателя по разнообразным темам.
Заучивали и читали стихи
На этом этапе были привлечены и родители воспитанников. Было проведено анкетировани е среди родителей, цель которого : оценка знаний и умений родителей о животном мире, их отношения к проблеме формирования знаний по систематизации представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста. В анкетировании приняли участие 30 родителей.
Из таблицы мы узнали, что только 15 родителей считают, что у их детей достаточно знаний о классификации животных по основным признакам, что составляет 50% от всех опрашиваемых, также 15 человек считают, что им достаточно знаний о том, как пополнять знания ребёнка о животных и их основных классах. Столько же человек самостоятельно пополняют знания своих детей о животных, 29 человек считают, что воспитатели должны формировать у детей умения и знания классифицировать животных. Помощь воспитателям в формировании знаний готовы оказать 28 человек, что составляет 93% от опрошенных.
После анкетирования было проведено родительское собрание, на котором воспитатель рассказывала о работе с детьми по ознакомлению с животными, попросила принять участие в экологическом КВН (приложение 11).
После собрания было проведено несколько познавательных совместных встреч, на которых семьи воспитанников поделились полезной информацией и были подготовлены альбомы и презентации.
Мама Ани работает экскурсоводом в краеведческом музее, на встрече с детьми она рассказала о том, какие животные проживают на территории Тюменской области, сопровождая свой рассказ показом презентации. Алина и её мама подготовили и показали развивающий и познавательный проект «Животные наши друзья» и т.д
На следующем этапе работы с детьми воспитателями решается задача по формированию обобщенных знаний о животных – развитию способности обобщать и систематизировать представления о животных.
Методы работы с детьми: экскурсии и наблюдения за животными, беседы о животных; использование предметно-схематических моделей в развивающих играх
Экскурсии в краеведческий музей, музей природы,в «Эколого-биологический центр» на «Станцию юных туристов», наблюдения за животными и беседы с детьми.
В соответствии с планом работы с детьми старшего дошкольного возраста были проведены следующие экскурсии:
1. «Животные родного края».
2. Животные, занесённые в «Красную книгу».
3. «Насекомые и их знакомые».
4. Выставка «Экзотических животных».
5. «Птицы родного края ».
Большое внимание уделялось разработке содержания и процессуальной стороны экскурсий.
Проведение экскурсий осуществлялось с целью акцентирования внимания детей на внешнем виде животных, местах их обитания, умению приспосабливаться и выживать в окружающей среде, их значимости в жизни человека.
Дети восхищаются внешним видом животных, особенно экзотических, умению многих животных маскироваться, но самый большой восторг вызывает то, что всех животных можно потрогать и т. д.
После проведения каждой экскурсии для закрепления и обобщения, полученных детьми знаний проводилась беседа.
Следующий метод – предметно-схематические модели. Такие модели используются в развивающих играх.
Модель помогает ребенку осознать, что при пропуске хотя бы одного компонента нарушается весь процесс, и результат не может быть достигнут. Такая модель изображается в виде «лесенки».
На 3-ем этапе работы с детьми усилия воспитателей направлены на развитие у детей гибкости, подвижности знаний через формирование умения оперировать собственными знаниями о животных в различных видах детской деятельности.
В игровой деятельности:
В продуктивных видах деятельности
В проектной деятельности
Методы работы с детьми : организация и проведение сюжетно-ролевых игр, конкурсы рисунков и поделок, детские проекты и создание альбомов на разнообразные темы.
Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста были разнообразными каждая из них представляла животных определённого места обитания. Основными целями и задачами этих игр были: пополнение, обобщение и закрепление знаний о животных, учить детей отражать в игре знания о них, самостоятельно распределять роли в игре, действовать в соответствии с ней, закреплять умение создавать игровую обстановку, воспитывать культуру поведения, развивать воображение, речь.
На этом этапе работы мы использовали дидактические игры и развивающие речевые игры «Доскажи словечко», «Вопрос – ответ»…
Проектная деятельность детей – познавательно-исследовательская деятельность была организована как совместная работа дошкольников и их родителей по таким темам: « Животные и их знакомые », «Домашние животные», «Кто живёт в пруду?». И совместная работа воспитателя и детей «Животные Африки».
Методы и формы работы с родителями :
Работа с родителями воспитанников имеет цель – организовать взаимодействие с родителями воспитанников для формирования у них положительного отношения и стремления способствовать успешному формированию системы знаний о животных и животном мире у детей
Работа по организации развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада проводилось воспитателями совместно с родителями и детьми.
Таким образом, разработанная нами система педагогической работы охватывает всех субъектов образовательного процесса (детей, их родителей, воспитателей) и предметно-пространственную среду, поэтому она будет способствовать успешному формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о животных и животном мире, умения систематизировать представления о животных по отдельным отличительным признакам.
Для определения результативности разработанной нами и реализованной в группе детей системы работы по формированию знаний о животных и умения систематизировать представления о них по основным отличительным признакам у детей старшего дошкольного возраста был проведен КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ.
Цель этого этапа: определить результативность системы работы по формированию знаний о животных и умений систематизировать представления о животных у детей старшего дошкольного возраста.
1. Провести повторную диагностику уровня сформированности знаний о животных и умения систематизировать представления о них у испытуемых детей старшего дошкольного возраста по трем критериям.
2. Сравнить результаты исходной и итоговой диагностики старших дошкольников.
3. Сделать выводы о результативности построенной и реализованной нами на практике системы работы по формированию знаний о животных и умений систематизировать представления о животных у детей старшего дошкольного возраста.
Повторное диагностическое обследование детей старшей группы проводилось с помощью тех же методов и диагностических заданий, что и на констатирующем этапе. Данные, полученные на контрольном этапе, отражены в протоколе таблицы 3
Сравнительные результаты исходного и итогового уровня по критерию «гибкость знаний о систематизации представлений о животных» у старших дошкольников представлены на рисунке 1.
Данные рисунка 1 показывают положительную динамику в формировании знаний о животных и умений систематизации представлений о них у детей старшего дошкольного возраста на начало и конец учебного года по критерию «гибкость знаний».
После реализации системы работы видно, что работа по систематизации представлений о животных у старших дошкольников дала неплохие результаты.
Количество детей с высоким уровнем знания возрастало с 8% до 33%,количество со средним уровнем с 53% до 57%. Количество детей с низким уровнем знаний уменьшилось с 39% до10%
Исходя из полученного опыта по формированию знаний о систематизации представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста, нами определены наиболее эффективные формы и методы этой работы с детьми старшего дошкольного возраста:
Таким образом, в целом контрольный этап показал, что у детей произошло развитие полноты (объема), обобщенности и гибкости знаний о представителях животного мира. Большинство детей стали называть и вычленять основные отличительные признаки животных, систематизировать представления о них. Дети научились выявлять связь животных со средой обитания и приносимую ими пользу, зависимость некоторых животных от людей
На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц, животных и насекомых
Методическая работа с воспитателями детского сада, информационно-просветительская работа с родителями и их взаимодействие с детским садом, организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада способствовали повышению уровня знаний о животных и умению систематизировать представления о них по основным отличительным признакам у детей старшего дошкольного возраста.
Эта положительная динамика стала возможной благодаря целенаправленному воздействию разработанной нами системы работы с детьми старшего дошкольного возраста и совместной и плодотворного взаимодействия с родителями и педагогами ДОО.
Изучение нами литературы по теме показало, что проблемой экологического образования в дошкольном детстве и систематизацией представлений о природе и её объектах, в частности о животных, занимались известные учёные и психологи, начиная с древних времён и по наше время.
Нами были разработаны разнообразные методики и рекомендации для правильного воспитания и ознакомления дошкольников с природой и её объектами в соответствии с их возрастными особенностями.
Для дальнейшей работы нами была разработана методика систематизации представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя системность работы по формированию у детей дошкольного возраста, умение систематизировать представления о животных проявляется в единстве целей, задач, направлений, этапов, форм, методов и средств.
Работа велась по 4 направлениям.
1. Работа с детьми старшего дошкольного возраста.
Основная задача – формирование полных, обобщенных и гибких (действенных) знаний о животных и умения классифицировать животных по определённым признакам.
2. Работа с педагогами детского сада.
Основная задача – совершенствование компетенции педагогов в работе по формированию знаний о животных и умений систематизировать представления о них у детей старшего дошкольного возраста.
3. Работа с родителями воспитанников.
Основная задача – формирование положительного отношения родителей воспитанников к проблеме формирования знаний о систематизации представлений о животных у детей и умения классифицировать их по основным отличительным признакам;
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада.
Основная задача – пополнение и оптимизация развивающей среды старших групп детского сада с целью успешного формирования знаний о животных у воспитанников детского сада.
Для обеспечения системности в работе с детьми по формированию у них знаний и представлений о животных и систематизации представлений о них был составлен перспективный план работы на год, в котором по месяцам перечислены формы работы с детьми (интегрированная совместная деятельность детей и воспитателя, беседы, экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, досуговые вечера, викторины и т.д.) и их цели.
После проведённой работы нами была проверена эффективность разработанной методики и реализации системы работы видно, что работа по систематизации представлений о животных у старших дошкольников дала неплохие результаты.
Мы видим, что целенаправленная и разнообразно насыщенная работа педагога, родителей и детей, направленная на получение новых знаний, умений и навыков о многообразии и развитии живого организма способствует становлению у детей диалектического мышления, т.е. форм познания, обеспечивающих уже в детстве гибкое восприятие и отражение окружающего мира.
Это дает нам основание для вывода о том , что гипотеза исследования подтвердилась: систематизация представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ произойдет успешно, если реализовывать специально разработанную методическую систему педагогической работы, включающую:
– работу по направлениям: с детьми, работу с педагогами ДОУ, работу с родителями воспитанников и организацию развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада;
– учет исходного уровня сформированности у детей системных пр едставлений о животных;
– разработку и реализацию игровых, наглядных, практических, экспериментальных методов и приемов работы с дошкольниками;
– использование принципа интеграции содержания образовательных областей и разных видов детской деятельности (игровую, познавательную, художественно-изобразительную, проективную).
Цель работы достигнута, задачи исследования полностью решены.