Что такое системная проблема
РЕШЕНИЕ СИСТЕМНЫХ ПРОБЛЕМ
Теория решений представляет процедуру оптимизации в условиях детального описания векторного критерия и особенностей установления его экстремального значения. Так, для постановки задачи характерен критерий, состоящий из нескольких составляющих, т.е. задача многокритериальная. В теории решений такой подход появляется, когда:
Решение проблемы определяется как деятельность, которая сохраняет или улучшает характеристики функционирования логистической системы. Сохранение или улучшение логистических систем осуществляется путем введения изменений, повышающих эффективность использования ресурсов. Этими ресурсами являются люди, материалы, оборудование, устройства, капитал, время. Изменение эффективности использования ресурсов измеряется:
Принимать правильные решения есть высшая мудрость жизни, потому что ошибаться свойственно не только молодости, но и зрелости. Однако существует свод правил, законов, объединенных в единую концепцию, которые хоть и не дают прямых ответов, но позволяют правильно сформулировать задачу, а это уже 50% вероятности успеха ее решения. Суть указанного подхода основывается на необходимости глубоко вникнуть в ситуацию, познать явление, относительно которого требуется принять решение. Это имеет большую практическую значимость в виду, подведенного под нее теоретического фундамента.
Процесс принятия решений должен начинаться с выявления конечных целей, которые хотят достичь.
При подготовке решения необходимо выявление возможных альтернатив, т.е. разных путей к достижению целей, разных методов решения каждой задачи, анализ преимуществ и недостатков каждого из них, с тем, чтобы можно было выбрать оптимальный.
Набор основных альтернатив должен быть представлен высшему руководству для принятия окончательных решений, так как оно свободно от ведомственных соображений и имеет более широкий взгляд на совокупность всех существенных в данном случае факторов.
Решения определяют конечный исход. Решения, определяющие конечный исход, описывают конечные результаты безотносительно к промежуточным исходам и альтернативам. Противоположностью решения, определяющего конечный исход, является решение, определяющее процесс. Определение логистического процесса требует, чтобы проблема была разделена на составляющие, последовательно соединенные части. Такое разбиение проблемы на части обеспечивает формальную перестройку ее структуры, что и позволяет найти решение.
Решения, определяющие процесс, нуждаются в изучении с помощью формального аппарата, стоят дорого и требуют больше времени, чем решения, определяющие конечный исход. Они наиболее ценны в приложении к крупномасштабным, сложным проблемам, где риск велик, и где руководство согласно вкладывать средства только после получения тщательно обоснованного заключения.
Решения составляются из нескольких частей, предшествующих друг другу в порядке их приоритета. Решение проблемы представляется как совокупность детальных процессов, связанных в логической последовательности.
Системный подход позволяет построить объективный стандарт, позволяющий организовать проблемы для их решения. Объективный стандарт есть средство, позволяющее определить в терминах установленного критерия, включающего конкретные правила или принципы, какие отношения должны быть.
Методология решения проблем должна:
1. Предписывать систему, которая функционально организует общий процесс решения проблемы.
2. Обусловливать параметры системы, которые дают структуру, необходимую для решения проблемы.
3. Описывать модели системы и ее возможности, что позволяет осуществлять итерацию альтернатив выходов процесса решения проблемы.
Качественные проблемы разрешаются с помощью суждений. Суждение определяется как операция, выполняемая человеком, включающая сравнение и различение. Суждение является средством, с помощью которого формулируется знание, оценки и отношения.
Процесс нахождения решения концентрируется вокруг итеративно выполняемых операций идентификации условия, цели и возможностей для решения проблемы. Результатом идентификации является описание условия, цели и возможностей в терминах системных объектов (входа, процесса, выхода, обратной связи и ограничения), свойств и связей, т.е. в терминах структур и входящих в них элементов. Если структуры и элементы условия, цели и возможности данной проблемы известны, то идентификация носит характер определения количественных отношений, а проблема называется количественной. Если структура и элементы условия, цели и возможностей известны частично, то идентификация носит качественный характер, а проблема называется качественной или слабоструктурированной. Как методология решения проблем системный анализ указывает необходимую последовательность взаимосвязанных операций, которая состоит из выявления проблемы, разработку решения проблемы и реализации этого решения. Процесс решения представляет собой конструирование, оценку и отбор альтернатив систем по критериям стоимости, времени, эффективности и риска с учетом отношений между предельными значениями приращений этих величин. Выбор границ этого процесса определяется условием, целью и возможностями его реализации.
На практике применение системного анализа может происходить в двух ситуациях: когда исходным пунктом является появление новой проблемы и когда исходным пунктом является новая возможность, найденная вне непосредственной связи с данным кругом проблем. Решение проблемы в ситуации новой проблемы осуществляется по следующим основным этапам:
1. Обнаружение проблемы и оценка ее актуальности.
2. Определение цели и принуждающих связей.
3. Определение критериев.
4. Вскрытие структуры существующей системы.
5. Определение сбойных элементов существующей системы, ограничивающих получение заданного выхода.
6. Оценка веса их влияния на определяемые критериями выходы системы.
7. Определение структуры для построения набора альтернатив, построение набора альтернатив.
8. Оценка альтернатив.
9. Выбор альтернатив для реализации.
10. Определение процесса реализации.
11. Согласование найденного решения.
12. Реализация решения.
13. Оценка результатов реализации решения.
Характерной чертой развития логистической системы является выбор наиболее подходящего варианта системы, т.е. мы имеем дело с отбором. Выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных.
Для решения логистических проблем по этапам необходимо определение процесса решения, а не конечного исхода. Определение процесса дает возможность установить промежуточные исходы и альтернативы. При этом решение «вырастает» из проблемы, проходя через этапы понимания функционирования и недостатков подсистемы. Как только найдены альтернативы каждой подсистемы, можно получить их оценки и частные решения. После определения альтернатив последовательно связанных действий специалист по логистике старается сохранить единообразный уровень анализа.
В данной операции одновременно может быть более чем один критерий и одна модель выхода. Механизм сравнения относительной ценности альтернатив исходов может быть последовательно действующим. В практических ситуациях выход последовательно сравнивается с критериями. Неспособность последовательно оценивать альтернативы может привести к нежелательным результатам.
Системы разрабатываются для того, чтобы решать проблемы путем получения входа и производства выхода. Возможности, заложенные в логистическую систему при ее разработке, обеспечивают средство для итерации альтернативных решений проблемы и их последующей оценки.
Решение устанавливает, каким образом будет заполнен промежуток между существующим и планируемым состоянием. Решение, таким образом, есть заполнение между существующим и планируемым состоянием, выполняющее преобразование одного состояния в другое. Решение описывает различие, существующее между двумя состояниями, в терминах объектов, свойств и связей. Оно определяет способ, которым должно быть введено заполнение, чтобы получить планируемое состояние.
Стимул, который возбуждает существующую логистическую систему, есть вход. Подсистема обратной связи содержит модель планируемого состояния. Эта модель порождает воздействие, заполняющее промежуток и, тем самым, сохраняющее функционирование логистической системы в предписанных пределах. Управление с помощью обратной связи является средством, при применении которого существующее состояние выхода преобразуется в планируемое состояние выхода. Этот процесс, показанный на рис. 2, есть процесс решения проблемы.
Рис. 2. Процесс решения проблемы
Общими элементами управления с помощью обратной связи, выраженными в терминах процесса решения проблемы, являются:
Системное мышление
Но именно такие понятия как «система», «системный подход» и «системное мышление», мне кажется, объясняют слишком сложно. Я хочу объяснить системное мышление, объединив определения философов и технарей и структурировав их с примерами.
Я буду, как дилетант, делить весь свой рассказ на «гуманитарное» и «техническое». У меня нет цели кого-то задеть или принизить. Просто так мне проще.
Гуманитарии слишком философски объясняют, а технари – слишком технично и не знают, как техническое глубокое понимание применить в жизни для системного мышления, не видят, что они уже все это знают. Если вы почитаете книги про системное мышление, например, такую, как «Пятая дисциплина» Питера Сенге, то, друзья-технари, увидите одну сплошную близкую нашему сердцу ТАУ.
Посмотрела я лекции на ютубе, почитала пару книжных отрывков, послушала преподавателей в своем бизнес-университете… Все для меня долго, абстрактно и слишком гуманитарно. Да простят меня родные и любимые гуманитарии.
Итак, у меня 10 минут.
Я постараюсь показать, что и технари, и философы объясняют этот вид мышления одинаково, только с разных сторон. Давайте по порядку и сначала.
Элементами системы могут быть другие системы, которые в таком случае называют подсистемами.
Причем все относительно. Где-то человека удобно рассмотреть как систему (например, систему органов при мед. обследовании), а где-то – как подсистему, т.е. элемент большей системы (например, группы людей).
И гуманитарное определение:
Как видите, оба определения логичны и верны.
Система может быть саморегулирующейся. Об этом виде мы будем говорить больше всего. Это то, чем можно описать все компании, коллективы, автомобили, ракеты и т.д.
В технике это называется системой автоматического управления. У нее есть обратная связь, которая определенным образом воздействует на ключевой элемент – объект управления.
Смысл в том, что, воздействуя на объект, обратная связь меняет его выходные характеристики, чтобы сделать их такими, какие нужны нам.
Система простая и изображена на картинке. Попробуем разобрать ее, объяснить принципы основные, а потом адаптируем под жизнь, управленческие решения, системное мышление и проблематику.
Представьте, есть комната – она будет нашим объектом управления. Управлять мы хотим температурой воздуха в комнате (управляемая величина). И менять температуру мы можем с помощью обогревателя, который стоит в углу, он будет управляющим элементом.
Таким образом у комнаты как у системы есть вход и выход. В качестве входа мы можем переключателем (ручкой) задать мощность, с которой греет воздух обогреватель. В данный момент, пока в комнате никого нет, обогреватель не работает, его переключатель стоит в положении «0». Поэтому на вход системы будет подаваться только холодный воздух с улицы (если окно открыто). Выходом будем считать температуру в комнате, она может быть любая, и от обогревателя не зависит, ПОКА он выключен.
Но вдруг у нас возникает обратная связь в виде некой тети Лены.
Но не забывайте, что тетя Лена жару переносит еще хуже, чем холод! А значит, она должна постоянно следить за температурой, чтобы в нужный момент обогреватель отключить. Как только после отключения комната подостынет, тетя Лена снова его на время включит.
Таким образом, она с помощью обогревателя регулирует температуру в комнате, чтобы поддерживать ее на комфортном уровне. И если рассмотреть комнату с тетей Леной как единую систему, то назвать ее можно не иначе как саморегулирующейся.
А тетю Лену назовем «отрицательной» обратной связью. Не в том смысле, что она плохо влияет на комнату, а чисто в математическом смысле – как бы температура в комнате не отклонялась от комфортной, тетя Лена все эти расхождения быстренько «вычтет» своим обогревателем.
Вы узнали, что кто-то подворовывает ваш товар на складе (количество товара на выходе стало неудовлетворительным). Вы нашли по видеозаписи сотрудника-вора (провели измерение), посовещались о его судьбе (провели обработку, приняли решение) и уволили негодяя (входное воздействие на склад).
Теперь ваш системообразующий элемент (склад) на выходе стал давать нужные показатели – товар в нужном количестве.
Потом товара опять стало не хватать. Анализ показал, что не хватает рабочих рук, и вы приняли другое решение – нанять еще работников, и снова ситуация выправилась.
Математическая обработка результатов измерения может быть сколь угодно сложной и неочевидной и даже при одних и тех же выходных данных может формировать абсолютно противоположные управленческие решения в зависимости от ситуации. Главное, должна сохраняться отрицательная обратная связь, которая всегда стремится вернуть систему к нормальному состоянию.
Признаки системных проблем
Системный анализ как научный способ изучения актуальных проблем современности
Если публицист, действительно, хочет глубоко проникать в суть происходящих вокруг него процессов, а именно этого ждет от него аудитория, то ему необходимо научиться осуществлять системный анализ явлений на основе общенаучного метода системного подхода.
Таким образом, системный подход есть метод, с помощью которого производится системный анализ, цель которого – поиск решения любых проблем. Уместно привести определение В.И. Новосельцева, которое позволяет глубже понять смысл и взаимосвязь данных понятий: «системный анализ представляет собой научную дисциплину, направленную на разрешение системных проблем, возникающих в различных сферах человеческой деятельности, путем интегрирования разрозненных научных знаний и методов в единый технологический процесс комплексного исследования на базе системной идеологии. Тем самым реализуется на практике основной принцип системного подхода к изучению явлений: разрешить практическую системную проблему можно только в том случае, если противопоставить ей адекватный по сложности управляемый и координируемый комплекс научных методов и знаний, охватывающий своими познавательными возможностями наиболее существенные стороны явлений, обусловивших возникновение и развитие данной проблемы как таковой».[1]
Конечно, можно возразить, что журналист не ученый, и в силу оперативного характера своего труда он просто не сможет заниматься системным анализом процессов. Однако он – мыслитель, и, значит, никогда не прекращает процесс осмысливания происходящего, что позволяет ему, кроме оперативных жанров, периодически выступать с аналитическими статьями. А вот здесь уже не обойтись без навыков системного анализа. Они необходимы даже в том случае, когда этот анализ журналист проводит не самостоятельно, а прибегает к услугам экспертов. Ведь хороший анализ нужно уметь отличить от поверхностного. Его для начала нужно просто понять, а потом и аргументировано представить аудитории. Регулярная журналистская практика с годами закрепляет этот навык, и наиболее глубокие журналисты-аналитики, как правило, становятся известными и уважаемыми писателями, книги которых живут и после них. Так фундаментальные знания становятся основой фундаментальных произведений.
Предметом системного анализа выступают утилитарные проблемы различного иерархического уровня (от государственного до личного), связанные с созданием новых и совершенствованием существующих систем». У этих проблем есть целый ряд признаков, по которым можно изначально определить, что мы имеем дело именно с системной проблемой. Обозначив эти признаки, можно приступать к системному анализу.
Признаки системных проблем
Неопределенность. «…проявленная часть системной проблемы несет в себе не более 5-10 % от общего объема информации, необходимой для ее разрешения, а остальная часть скрыта от исследователя и начинает проявляться только в процессе самого исследования. Кроме того, для системных проблем характерен широкий диапазон неочевидных способов и приемов их разрешения, но полный набор возможных вариантов не может быть определен заранее. Разрешение системной проблемы часто связано с пересмотром устоявшихся взглядов на природу вещей, с поиском принципиально новых линий поведения, выходящих за рамки традиционного понимания физических, биологических и социальных процессов». (С.14)
Неоднозначность. «Системная проблема чаще всего имеет несколько вариантов своего разрешения, которые затруднительно ранжировать по их предпочтительности. В системной проблематике существует особая область толерантности (нечувствительности), доступная интуитивному восприятию, но в которую нельзя проникнуть научными методами. Поэтому интуиция, (подкрепленная знаниями) и научное творчество играют в системном анализе существенную, а порой решающую роль, выступая источником зарождения новых идей и способов разрешения системных противоречий.
Наличие риска. «Разрешение системных проблем требует определенных ресурсных вложений… и всегда содержит элемент риска, обусловленный противодействием со стороны как внешних, так и внутренних сил. Природа противодействия объективна и связана с тем, что любой вариант решения системной проблемы отвечает интересам одних субъектов и ущемляет интересы других». (С. 15)
Многоаспектность. «Попытки упростить проблему путем исключения так называемых «несущественных» аспектов приводят к ошибкам, которые жестоко мстят за себя. В то же время стремление к полному учету всех сторон приводит к тому, что проблема становится необозримой и практически неразрешимой. В пространстве параметров любой системной проблемы существует область aurea mediocritas («золотая середина»), поиск которой составляет одну из важнейших прагматических задач системного анализа». (С. 15).
Саморазрешимость. «Это необычное свойство системных проблем заключается в их способности разрешаться естественным образом, то есть без приложения научных метод и знаний. Вопрос заключается в том, какими могут быть последствия такого саморазрешения – негативными или позитивными, конструктивными или деструктивными. Главная прагматическая направленность анализа систем состоит в изыскании конструктивных способов и технологий разрешения возникающих проблем, исключающих негативные варианты развития событий в данной проблемной области» (С. 16)
Эволюционность. Любая системная проблема есть продолжение какой-то проблемы и источник новой. «Центральная задача анализа систем заключается в поиске таких вариантов разрешения проблемы, которые: а) исключают возникновение новых, еще более трудноразрешимых проблем; б) не содержат в себе потенциала разрушения того позитивного, что было уже ранее создано природой или обществом; в) не нарушают, а поддерживают преемственность в развитии научных направлений так, чтобы каждое новое исследование не начиналось ab ovo («от яйца»)». (С. 16)
Особенностью общественного бытия является то, что «в человеческой деятельности не существует оптимальных (абсолютно верных) решений – так же, как не бывает неразрешимых проблем (абсолютно тупиковых ситуаций)». (С. 26) «Итак, теория системного анализа исходит из отсутствия оптимального, абсолютно лучшего варианта решения проблем любой природы. При этом вместо практически бесплодных попыток найти некий глобальный оптимум предлагается интеративный поиск реально достижимого (компромиссного) варианта разрешения проблемы, когда желаемым можно поступиться в угоду возможному, а границы возможного могут быть существенно расширены за счет стремления достичь желаемого. Тем самым предполагается использование ситуативных критериев предпочтительности, то есть критериев, которые не являются исходными установками, а вырабатываются в ходе проведения исследования». (С. 27)
На смену господствующему до последнего времени принципу экстремальности приходит компромиссный принцип разрешения системных проблем, когда оптимальность рассматривается в ее широком, диалектическом смысле – как никогда не прекращающийся процесс поиска компромисса между потребностями, возникающими в результате развития индивида и общества, и возможностями их удовлетворения на базе формирования новых гуманитарных, промышленных, экономико-финансовых и других технологий. (С. 35)
Признаки системных проблем
Одним из центральных в современной теории системного анализа выступает понятие системной проблемы. Точно определить это понятие в виде какой-либо исчерпывающей формулировки невозможно. Вместе с тем, обобщая опыт научных исследований, можно выделить девять признаков, позволяющих в совокупности идентифицировать проблемы этого класса (рис. 1.1).
Слабая структурированность. Еще на заре развития системного анализа известный американский специалист в области операционных исследований Г. Саймон предложил классификацию, согласно которой все проблемы, попадающие в сферу научных изысканий, подразделяются на три класса:
1. Хорошо структурированные или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо и полно, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих в конце концов количественные оценки. Эти проблемы составляют предмет теории исследования операций и ее многочисленных математических разделов – теории массового обслуживания, теории марковских процессов, теории игр, математического программирования и других.
|
2. Неструктурированные, или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь словесные описания важнейших аспектов изучаемого объекта, его признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми неизвестны. Эти проблемы входят в круг интересов гуманитарных наук – социологии, психологии, экономики, политологии, юриспруденции и других.
3. Слабо структурированные проблемы, содержащие как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные, неопределенные стороны имеют тенденцию доминировать. Эти проблемы составляют основной предмет системного анализа.
Предложенная Саймоном классификация отражает весьма важную сторону системных проблем – не полностью формализуемый, преимущественно качественный характер, но не вскрывает их внутреннего содержания. Поэтому имеет смысл указать другие, не менее важные особенности проблем этого класса.
Конфликтность. Системные проблемы формируются противоречиями между имманентным стремлением природы и общества к своему развитию и всегда ограниченными возможностями практической реализации этого устремления. Противоречия проявляются в виде явных или скрытых конфликтов различного масштаба и значимости, угрожающих перерасти в кризисы. Иначе – проблемы такого класса конфликтны по своей природе. По этой причине отличительной чертой системных проблем оказывается компромиссный характер их разрешения, связанный с многофакторностью и множественностью критериев качества. Фактически они разрешимы только путем урегулирования противоречий в динамике их развития и нахождения компромисса между желанием достичь определенных целей и существующими для этого возможностями. Так, например, при разработке и модернизации технических систем конфликтность выражается в желании заказчика добиться максимального эффекта при минимуме затрат, в то время как возможности конструктора ограничены имеющейся технической и технологической базой, а его финансовые запросы не всегда соответствуют расчетам заказчика. Аналогичная ситуация наблюдается во взаимоотношениях между производителями и потребителями на рынке товаров и услуг. Очевидной и ярко выраженной конфликтностью обладают системные проблемы военно-технического, политического, экономического и социального характера.
Неопределенность. Содержательную сторону динамики системных проблем можно описать лишь возможными сценариями (вариантами) развития событий, в которых нет исчерпывающих данных относительно обстоятельств, сопровождающих данную проблему, ее связей с другими проблемами и ресурсов, потребных для ее разрешения. Учесть заранее все ситуации, с которыми придется столкнуться при разрешении системной проблемы, невозможно. Как показывает опыт научно-исследовательских работ, априори (от лат. a priori – изначально) проявленная часть системной проблемы несет в себе не более 5-10 % от общего объема информации, необходимой для ее разрешения, а остальная часть скрыта от исследователя и начинает появляться только в процессе самого исследования. Кроме того, для системных проблем характерен широкий диапазон неочевидных способов и приемов их разрешения, но полный набор возможных вариантов не может быть определен заранее. Разрешение системной проблемы часто связано с пересмотром устоявшихся взглядов на природу вещей, с поиском принципиально новых линий поведения, выходящих за рамки традиционного понимания физических, биологических и социальных процессов.
Неоднозначность. Системная проблема чаще всего имеет несколько вариантов своего разрешения, которые затруднительно ранжировать по их предпочтительности. В системной проблематике существует особая область толерантности (нечувствительности), доступная интуитивному восприятию, но в которую нельзя проникнуть научными (логическими) методами. Поэтому интуиция (подкрепленная знаниями) и научное творчество играют в системном анализе существенную, а порой решающую роль, выступая источником зарождения новых идей и способов разрешения системных противоречий.
Наличие риска. Для разрешения любой системной проблемы требуются определенные ресурсы (финансовые, материальные, информационные и другие), вложение которых непременно сопровождается элементами риска, обусловленными противодействием со стороны как внешних, так и внутренних сил. Природа противодействия объективна и связана с тем, что любой вариант разрешения системной проблемы отвечает интересам одних субъектов и ущемляет интересы других. Взаимосвязь интересов возникает в результате корреляции данной проблемы с другими проблемами из-за общности используемых ресурсов, потребных для их совместного разрешения. Никакие дополнительные ресурсные вложения не могут гарантировать бесконфликтного разрешения данной системной проблемы (дополнительные ресурсы порождают новые проблемы), а любой вариант ее разрешения не является наилучшим, так как неизвестно, каким образом разрешаются другие связанные с ней проблемы.
Многоаспектность. Системные проблемы затрагивают множество разнородных сторон той субстанции, в которой они возникают и развиваются, а между этими сторонами существуют связи взаимного влияния. Так, например, если речь идет о социальных проблемах развития общества, то в сферу анализа втягиваются гуманитарные, экономические, политические, этнические и другие взаимосвязанные вопросы. Разрешение технических проблем всегда связано с вопросами экономического, финансового, производственного, технологического, эстетического, экологического и другого характера. Попытки упростить проблему путем исключения так называемых «несущественных» аспектов приводят к ошибкам, которые жестоко мстят за себя. В то же время стремление к полному учету всех сторон приводит к тому, что проблема становится необозримой и практически неразрешимой. В пространстве параметров любой системной проблемы существует область aurea mediocritas («золотая середина»), поиск которой составляет одну из важнейших прагматических задач системного анализа.
Саморазрешимость. Это необычное свойство системных проблем заключается в их способности разрешаться естественным образом, то есть без приложения научных методов и знаний. Вопрос заключается в том, какими могут быть последствия такого саморазрешения – негативными или позитивными, конструктивными или деструктивными. Главная прагматическая направленность анализа систем состоит в изыскании конструктивных способов и технологий разрешения возникающих проблем, исключающих негативные варианты развития событий в данной проблемной области.
Эволюционность. Любая системная проблема есть продолжение какой-либо проблемы прошлого, и сама является источником новой проблемы. Цикл, в котором одна проблема переходит в другую, не только никогда не прерывается, но имеет тенденцию к разветвлению (одна проблема порождает множество других). Центральная задача анализа систем заключается в поиске таких вариантов разрешения проблемы, которые: исключают возникновение новых, еще более трудноразрешимых проблем; не содержат в себе потенциала разрушения того позитивного, что было уже ранее создано природой или обществом; не нарушают, а поддерживают преемственность в развитии научных направлений так, чтобы каждое новое исследование не начиналось ab ovo («от яйца»).
Дата добавления: 2015-01-12 ; просмотров: 32 | Нарушение авторских прав