Что такое системное недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – причины, симптомы, диагностика, лечение и коррекция.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это расстройство, при котором не формируются звуковые и смысловые компоненты речи при нормальном слухе и развитии.
ОНР — нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической).
Существует три уровня ОНР.
Первый уровень — самый тяжёлый. У ребенка отсутствует общеупотребительная речь, словарь крайне ограничен, нарушено звукопроизношение и слоговая структура слова.
Второй уровень — фразовая речь грубо аграмматична, звукопроизношение 10-15 звуков с дефектом, навыки словообразования отсутствуют.
Третий уровень — развернутая фразовая речь с пробелами в лексико-грамматической и фонетико-фонематическом развитии, ошибки в употреблении падежных конструкций, согласовании слов, в произношении основных групп звуков, нарушение слоговой структуры в трудных словах.
ОНР 4 уровня – речь ребенка практически не отличается от сверстников, но наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.
Диагностика общего недоразвития речи
Обследование ОНР выявляет логопед, общаясь с ребенком. Для выявления степени недуга проводится тестирование устной речи с оценкой лексики, звукопроизношения и грамматики. Специалист просит ребенка составить рассказ по картинке, пересказать услышанное, составить собственный рассказ.
Игнорирование признаков ОНР может привести к полному отсутствию речи и замкнутости ребенка из-за невозможности наладить общение со сверстниками и взрослыми. Как следствие, возможны трудности с обучением и социализацией.
Лечение и коррекция ОНР у дошкольников в логопедическом центре в Москве
Терапия выстраивается под каждого ребенка индивидуально, и зависит, прежде всего, от тяжести общего недоразвития речи, насколько ребенок открыт, идет на контакт и поддается терапии. Большую роль в преодолении общего недоразвития речи играют родители, ведь занятия по ОНР с логопедом должны дополняться выполнением домашних заданий.
Кроме навыков построения связной речи, на логопедических занятиях по ОНР работают над повышением внимания и организации мыслительного процесса. Ведь ребенок не научится правильно строить предложения, если не понимает, о чем идет речь.
Наши специалисты помогут устранить ошибки в речи ребенка, расширить словарный запас, научат произносить сложные слова. Также ребенок приобретет навыки в составлении рассказа по картинке и серии картинок, научится пересказывать простые тексты.
Системное недоразвитие речи. Причины, диагностика, лечение.
Системное недоразвитие речи (СНР) — комплекс нарушений речевого поведения, при котором наблюдается дисфункция языковых слагаемых: фонематического и грамматического развития, лексической области.
Диагноз “Системное недоразвитие речи” ставится ребенку после 5 лет.
Причины системного недоразвития речи
Целый ряд причин может привести к развитию системного недоразвития речи у детей. Они делятся на внутренние и внешние. К внутренним относят гипоксию плода, тяжелый токсикоз, беременность в слишком юном или наоборот позднем возрасте, различные болезни матери, в том числе и гинекологические, аборты, ну и конечно употребление токсинов, наркотиков, алкоголя, курение. Также системное недоразвитие речи наблюдается у детей, получивших травмы во время родового процесса. Внешние причины — ряд болезней и травм, полученных ребенком в первые годы жизни. К ним относятся тяжело перенесенные случаи ОРВИ, астения, различные патологии центральной нервной системы, церебральный паралич, рахит. Окружающая малыша обстановка также может внести свой “вклад” в развитие СНР: неправильно выбранная методика воспитания, постоянный стресс внутри семьи, излишнее давление на ребенка или пренебрежение к его требованиям, недостаток общения. Ребенок может подражать сюсюкающей манере общения по отношению к себе. Отсюда неправильное произношение отдельных звуков и слов.
Задержка речевого развития может быть следствием неправильного функционирования других систем организма. Это нарушение работы органов слуха, аутизм или умственная отсталость. Первые признаки нарушения речевого развития наблюдаются еще во младенчестве: малыш плохо реагирует на обращения взрослых, не стремиться подражать им, не издает никаких звуков, не может показать пальчиком на интересующий его предмет.
Симптомы системного недоразвития речи
При СНР речь ребенка сбивчива, нелогична, со множеством звуковых ошибок. Ребенок начинает говорить гораздо позже сверстников, в 4-5 лет. Именно в этом возрасте малыш произносит свое первое осмысленное слово. Но в большинстве своем, речь ребенка остается малопонятной даже родителям. Невнятная речь сохраняется вплоть до 5-6 летнего возраста. Суть слов и фраз ребенок понимает, но не может дать ответ или высказать свою точку зрения.
Формы системного недоразвития речи
Легкая степень системного недоразвития речи характеризуется незначительными нарушениями звукопроизношения. Ребенок начинает запинаться только тогда, когда пытается сказать сложную фразу. Он теряет вторичные смысловые линии в попытках донести главную мысль. Малыш не может апеллировать предлогами, “теряет” союзы, не всегда правильно строит цепочку “существительное-прилагательное”, путается в количественных характеристиках. Словарный запас меньше, чем у сверстников.
При средней степени системного недоразвития речи ребенок “плавает” в падежах, родах, не согласует их между собой. Что касается речи, то нарушение фиксируется только при попытке произнести звуки одной группы. Сложные бытовые слова остаются для малыша непокоренной вершиной. Слова, объединенные одной смысловой линией, ребенок обозначает одним словом. Например, диван, шкаф, телевизор, ковер — это все “дом”.
Тяжелая форма системного недоразвития речи.
Ребенок не может составить из слов фразу, отсюда — несвязная речь. Один звук может обозначать и “мама”, и “кушать”. Проблема в произношении сразу нескольких звуковых групп: звонкие, глухие, шипящие, звонкие — все произносятся неправильно. Ребенок заторможено воспринимает речь. В речи присутствуют неверное употребление падежей, чисел.
Системное недоразвитие речи на фоне задержки психического развития дополняется повышенной физической активностью, невозможностью сосредоточиться, а также слабой памятью.
Почему родители выбирают Центр АКМЕ
Центр “Акме” более 10 лет помогает маленьким пациентам избавиться от диагноза “системное недоразвитие речи”, оказывая полный спектр услуг для скорейшего выздоровления.
Любая работа начинается с диагноза. К его постановке подключаются все необходимые специалисты. В Центре “Акме” работают высококвалифицированные логопеды, неврологи, психологи, дефектологи и другие смежные специалисты с огромным опытом работы. После того, как диагноз подтвержден, начинается кропотливая работа по разработке программы реабилитации и восстановления: план по выздоровлению составляться индивидуально для каждого пациента на основе возрастных показателей. Также учитываются индивидуальные психологические черты пациента.
Лечение начинается с первых минут нахождения ребенка в Центре. Переступив порог, малыш окружается теплом и заботой. Никаких белых халатов и больничных коридоров. Мама всегда рядом. Ребенок не испытывает страх перед доктором, ведь наши специалисты никогда не оказывают давление на пациентов. Занятия проводятся в игровой форме и в первое время всегда направлены на налаживание доверительных отношений с пациентом.
Центр “Акме” работает по собственной авторской методике, которая не предусматривает использование медикаментов. Лекарственные препараты могут быть назначены врачом только в исключительных случаях и в качестве незаменимого для выздоровления элемента.
Лечебный процесс в Центре “Акме” это не только работа врача и пациента, но и активное участие родителей и близких ребенка. “Домашняя работа” также важна как и лечебных процесс в стенах Центра, поэтому наши специалисты всегда поддерживают желание и рвение родителей прийти на помощь своему ребенку.
Более тысячи пациентов стали полноправными членами общества, избавились от страха общения и закомплексованности. Малыши, прошедшие курс лечения в Центре “Акме”, живут полноценной жизнью здорового ребенка.
Если Вашему малышу необходима помощь и поддержка, позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.
Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!
Что такое системное недоразвитие речи
Это нарушение проявляется не только в звукопроизношении, но и отражается на сформированности словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи, фонематического восприятия.
Бесплатные занятия с логопедом
В статье ‘ОНР как системное нарушение’ раскрываются особенности протекания данного речевого нарушения, какое оно оказывает влияние на все стороны речи. Это нарушение проявляется не только в звукопроизношении, но и отражается на сформированности словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи, фонематического восприятия.
Общее недоразвитие речи как вид системного речевого нарушения
Характеризуя данную категорию детей, можно отметить типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности, которые отмечают все авторы.
Первые слова появляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Экспрессивная речь отстает от импрессивной. Снижена речевая активность, которая с возрастом без специального обучения резко падает. Дети в большинстве случаев достаточно критичны к своему дефекту.
В устной речи детей выявляются аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление слов. В самостоятельных высказываниях очень часто нарушается связь слов в предложениях, особенно выражающих временные и пространственные отношения.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Спирова Л.Ф. отмечают отклонения от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса. Особенности лексики проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания.
Фонематическое восприятие у детей проявляется в недостаточной сформированности процессов дифференциации звуков как более контрастных, так и отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Им бывает сложно овладевать звуковым анализом и синтезом, трудно выделить первый и последний звуки в слове, они затрудняются в подборе предметных картинок, игрушек, слов, в названии которых есть заданный звук. Дети затрудняются в образовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Большие трудности возникают при подборе однокоренных слов. Отмечаются множественные недочеты при преобразовании прилагательных.
Логопаты в речи мало используют антонимы и синонимы. В словаре отмечается недостаточное количество обобщающих понятий. Ошибки в употреблении звуков, грамматических категорий и лексики наиболее ярко проявляются в монологической речи детей (пересказ, составление рассказа по серии картин).
Составление рассказа-описания является наиболее трудным заданием, обычно они ограничиваются перечислением предметов и их частей. Активная речь может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянного побуждения в виде вопросов, подсказок, поощрительных высказываний.
Дошкольники не могут обозначить словом свои эмоциональные состояния, внутренние переживания. У них возникают трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а также героев стихов, сказок, рассказов, характерны проявления гипомимии – бедности выражения эмоций мимическими средствами, что традиционно объясняется особенностями моторики.
ОНР может проявляться в разной степени. В связи с этим Р.Е. Левиной и сотрудниками ее лаборатории в 1969 году были выделены три уровня, которые охарактеризовали проявления общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
I уровень ОНР
I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи («безречевые дети»).
Для общения дети пользуются лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок заменяет мимикой и жестами.
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий, может происходить замена названий-действий названиями-предметов и наоборот («адас» — карандаш, рисовать). Пассивный словарь шире активного.
Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1 — 2-сложные слова. При более сложной слоговой структуре количество слогов сокращается до 2 — 3. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Задания по звуковому анализу слов непонятны.
II уровень ОНР
Переход к II уровню ОНР («начатки общеупотребительной речи») характеризуется возросшей речевой активностью. Появляются общеупотребительные слова. Высказывания бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня, при этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко.
Словоизменение носит случайный характер, допускается много ошибок. Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения низкий. Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета, посуду, транспортные средства, детенышей животных и др.
При обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм: замены падежных окончаний; ошибки в употреблении форм числа и рода; при изменении существительных по числам; отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными, недостаточность фонематического слуха, неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза.
Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: в речи часто предлоги опускаются, существительное употребляется в исходной форме, союзы и частицы в речи употребляются редко, наблюдаются нарушения в звукопроизношении всех групп звуков, сокращение количества слогов. При воспроизведении слов нарушается звуконаполняемость: перестановки слогов, звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении.
III уровень ОНР
III уровень ОНР – характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Свободное общение затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Отмечается недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров).
Дети пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Улучшаются произносительные возможности ребенка, воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ.
В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но при тщательном изучении всех сторон речи выявляется выраженная картина недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Грамматические ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться правильно и неправильно. В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий. Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений. При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.
Среди лексических ошибок выделяются следующие:
а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат — «часы»);
б) подмена названий профессий названиями действия (балерина — «тетя танцует»);
в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»);
г) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный — «большой», короткий — «маленький»).
Среди грамматических ошибок выделяются следующие:
а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
б) неправильное согласование числительных с существительными
в) ошибки в использовании предлогов — пропуски, замены, недоговаривание
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа
В фонетическом оформлении речи наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения). Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.
Многолетнее изучение речи 6-7-летних дошкольников позволило установить, что выделяется еще одна категория детей, которая может быть определена как четвертый уровень речевого развития (Т. Б. Филичева) или — нерезко выраженное недоразвитие речи(НВНР) – является более легкой формой общего недоразвития речи.
При НВНР имеются незначительные нарушения всех компонентов языка. Отмечается лишь недостаточная дифференциация звуков. Характерным своеобразием нарушения слоговой структуры является то, что ребенок не удерживает в памяти фонематический образ и, как следствие, наблюдается искажение звуконаполняемости в разных вариантах: перестановки звуков и слогов, парафазии. В редких случаях — опускание слогов, добавление звуков и слогов.
Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звукослоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Встречаются также и отдельные нарушения смысловой стороны речи.
Образование слов с помощью суффиксов также вызывает значительные затруднения. Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в согласовании существительных в роде, числе и падеже.
Отмечается своеобразие связной речи: проявляются нарушения логической последовательности, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов; остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
ОНР может наблюдаться при таких формах речевой патологии, как алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, дислалия, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя, фонетико-фонематического развития. Следовательно, данные нарушения в строе речи ребенка могут служить серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Поэтому необходимо переводить уровень речевого развития ребенка на более высокий, учитывая его особенности, возможности.
Три клинические группы ОНР
Специальные исследования детей с ОНР показали, что у детей с данной патологией существует также и клиническое разнообразие проявлений, в связи с этим выделяются три клинические группы ОНР:
Первая группа — имеются признаки общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. В развитии проявляются черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.
Отмечаются малые неврологические дисфункции в виде нарушений регуляции мышечного тонуса, недостаточности тонких дифференцированных движений пальцев рук.
Дети этой группы нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем – в особых условиях обучения.
Вторая группа — осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Часто у детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка, обусловливающие проявления стертой дизартрии. Автоматизированное выполнение двигательных заданий и воспроизведение даже простых ритмов оказываются невозможными.
Отмечаются нарушения познавательной деятельности, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью, незрелостью эмоционально-волевой сферы, лабильностью, повышенной аффективной возбудимостью или, напротив, повышенная тормозимость, неуверенность. Исследования выявляют локальную недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса. Деятельность носит непродуктивный характер.
Третья группа — наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие — моторная алалия. У детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брока. Имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения.
Характерными признаками являются: выраженное недоразвитие всех сторон речи, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи, несформированность слоговой структуры слов, трудность актуализации даже хорошо знакомых слов, характерна крайне низкая речевая активность. Чем выше интеллект ребенка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вторичные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов.
Что такое системное недоразвитие речи
Термин «общее недоразвитие речи» обозначает совокупность различных сложных речевых нарушений, которые препятствуют формированию всех сторон системы речи детей, относящихся к ее фонетической и семантической сфере, при нормальном слухе и интеллекте.
В определении ОНР утверждается, что функция речи не является полноценной полностью. При общем недоразвитии речи оказываются несформированными все системы языка – фонетика, лексика (активный и пассивных словарь), грамматика (правила образования слов и изменения). Также ОНР включает в себя другие специфические нарушения. Для детей с ОНР характерно неверное произношение и звукоразличение на слух, также достаточно тяжело протекает изучение системы морфем и, что следует из этого, усложненное изучение словоизменения и словообразования. Лексический запас дошкольников с ОНР отличается от запаса дошкольников с ННР, как качественно, так и количественно и, следовательно, отстает в развитии связная речь.
В своих исследованиях Р. Е. Левина определила три уровня развития речи у детей с недоразвитием:
Первый уровень речевого развития описывается Р.Е. Левиной, как «отсутствие общеупотребительной речи».
Дети первого уровня общаются с помощью перечня вербальных средств, дети используют большое количество единичных звуков, а также их комплексов, звукоподражания, обрывков лепетных слов.
Отмечается обширное применение указательных жестов и мимики. Дети используют один и тот же комплекс с целью указания на предметы, действия и свойства, отмечая различие значений жестами и интонацией.
Данный уровень, выделенный Р.Е. Левиной, имеет специфические черты, например, употребление различных средств языка с несколькими целями: звукоподражания и отрывки лепетных слов могут значить как названия указанных предметов, также и некоторые их характерные признаки, а также действия, которые можно совершить с ними. Детям данной категории свойственно употребление слов в различных значениях. Маленький словарный запас может отражать воспринимаемые действия или предметы. Для передачи грамматических отношений детьми не используются морфологические элементы. Речь детей наполнена словами, состоящими только из корней без различных словоизменений. Фраза таких детей обычно состоит из элементов лепета, а также невербальных средств. Все слова, которые ребенок использует в такой фразе, не могут пониматься буквально без контекста, так как любое из слов имеет множество значений.
Пассивный словарь этих детей преобладает над активным. Отмечается, что не сформировано или существует лишь в зачаточном состоянии понимание значений изменений грамматики слова. Дети оказываются неспособны различать единственное и множественное число у существительных, а также времена глаголов, формы родов.
Звукопроизношение характеризует фонетическая неопределенность. Звукопроизношение характеризуется непостоянностью, наблюдается неустойчивая артикуляция, а также несформированное различение звуков на слух. Количество неверно произносимых звуков преобладает над правильно произносимыми.
Характерной особенностью речевого формирования этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Отталкиваясь от этого, у ребенка отмечается обедненность словарного запаса, дошкольник использует интонации и паралингвистические средства такие, как жесты, мимика.
Для второго уровня развития речи характерно наименование «зачатки общеупотребительной речи».
На этом уровне дошкольнику свойственна повышенная по сравнению с предыдущим уровнем речевая активность. Ребёнок выстраивает коммуникации с помощью постоянного, но все же ограниченного и искаженного словарного запаса.
Отмечаются также ограниченное употребление слов из предметного словаря, а также словаря действий и свойств. Дошкольники не способны назвать цвета указанного предмета, его объем, его свойства, меняют незнакомое слово приближенным по смыслу.
Дошкольники испытывают сложности при построении словесных конструкций с употреблением предлогов, они могут не использоваться вовсе, а имена существительные при этом используется в инфинитиве, также предлоги могут использоваться ошибочно. Частицы и союзы редко используются.
На втором уровне заметен значительный рост восприятия обращённой речи, это происходит из-за приобретённого навыка понимания различия между грамматическими формами, на первом уровне этого навыка у дошкольников нет. Дошкольники способны ориентироваться с помощью морфологических элементов, эти элементы имеют для них смыслоразличительное значение.
Для фонетической составляющей речи свойственно наличие большого количества искажений многих звуков, их неправильное использование, смещение и замена. Заметны трудности при попытке верно произносить различные звуки.
Свойственными также являются сложности в изучении и укоренении звуко-слоговой структуры слов. Часто при правильном внешне произношении слов можно заметить ошибки в постановке и замене и звуков, и слогов.
У дошкольников обнаружено неполное фонематическое восприятие, они не готовы к изучению и освоению звукового синтеза и анализа.
Особенностями второго уровня можно назвать возникновение в речи ребенка фразы, состоящей из двух или трех слов, также возможна фраза из четырех слов. Дошкольники способны к правильному использованию согласования и управления, при составлении фразы или словосочетания, но иногда возникают ошибки.
Для третьего уровня развития речи характерно расширение объема употребляемых слов в речевой деятельности, и речь зачастую кажется непонятной из-за грубого расстройства произношения звуков и слоговой структуры слов.
Третий уровень отличается развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
У детей с третьим уровнем речевого развития звуковая сторона речи характеризуется заменами, пропусканием и искажениями звукопроизношения, недостаточно стойким употреблением звуков в период речи. Свойственным для детей данной категории считается недостаточно дифференцированное звукопроизношение. Один звук может замещать сразу несколько схожей фонетической категории. Также в звукопроизношении отмечаются непостоянные замены звуков, определенный звук во различных словах может произноситься многообразно. Может присутствовать слияние нескольких звуков, тогда дошкольник способен верно произнести конкретные звуки отдельно, но в свободной речи он их заменяет. Множество неточно прослеживается при передаче наполненности звуков: наблюдаются перемещение и замещение звуков и слогов, сокращения при стечении согласных.
На фоне довольно развернутой речи прослеживается некорректное использование большого количества лексических обозначений. В активном словаре доминируют существительные и глаголы. Недостаточно слов, означающих качества, признаки, состояния предметов и действий.
Также, помимо этого, у ребенка наблюдается недостаточное развитие умения словообразования: прилагательные никак не различаются с существительными, используется уменьшительно-ласкательное оформление слов. По этой причине возникает неверное понимание и применение большинства слов. В речи превалируют существительные и глаголы, детьми не употребляются слова, которые обозначают качественные, свойственные и действенные характеристики слов. Отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи, которая проявляется в неверном употреблении предложно-падежных конструкций.
В свободной речи детьми не используются усложненные предложные конструкции, в основном употребляются простые распространенные предложения. В речи изобилуют аграмматизмы: неверное согласованное употребление числительных и существительных, прилагательных и существительных в падежах, родах и числах. Также отмечается множество неточностей в употреблении предлогов, как простых, так и сложных. У детей наблюдается недостаточно сформированное понимание словоизменения, которое выражается приставочно или суффиксально, а также отмечаются сложности в дифференциации элементов морфологии, которые выражают род или число, сложности в понимании логических структур, которые выражают причинно-следственные связи, а также значения времени и пространства.
Отмечается, что сформировывается понимание обращенной речи и становиться ближе к норме детьми данной категории.
Для детей с третьим уровнем развития речи характерно нарушение различения звуков на слух. У дошкольников наблюдаются недостатки в слуховом анализе и синтезе, в слоговой структуре слов. Дошкольники зачастую выбрасывают предлоги, просто не используют их.
Речевые формулировки детей данной группы отличаются недостаточной четкостью, последовательностью повествования, а, кроме того, никак не учитываются их существенные признаки и причинно-следственные взаимосвязи.
Третий уровень общего недоразвития речи имеет следующие характерные особенности:
Отставание в развитии фонематических способностей выражаются в ошибках при произнесении слов со сложной слоговой структурой, в наличии сложностей при анализе и синтезе.
Общее недоразвитие речи может отмечаться при иных патологиях речи, к примеру, различных форм алалии, дизартрии и детской афазии.
При ОНР у детей не происходит достаточное формирование слухового восприятия, зрительного, пространственного, и поэтому дефицитарность базисного слухового восприятия негативно воздействует на развитие фонематического слуха и, следовательно, фонематического восприятия. Расстройство зрительного восприятия можно обнаружить в скудности и в отсутствии умения распознавать зрительные представления, в недостаточной стойкости зрительных следов, и, кроме того, в отсутствии связи фразы со зрительным образом объекта. Изучение специфики формирования ориентировки в пространстве дает сведения о том, что для дошкольников составляет сложность различение таких положений, как «справа» и «слева», которые означают местоположение объектов; также отмечается проблемы в определении своего тела (при усложнении заданий).
У старших дошкольников с ОНР наблюдается низкая устойчивость внимания, его быстрая истощаемость, что приводит к понижению работоспособности детей в ходе деятельности.
У дошкольников с общим недоразвитием речи, помимо речевых дефектов, вторично возникают патологии, связанные с психо-эмоциональной средой. По причине ОНР дети постоянно находятся в тяжелых условиях нехватки социальных контактов, что в свою очередь приводит к тому, что ребёнку становится сложно осваивать новые коммуникативные умения и оттачивать старые, помимо этого, своеобразным способом происходит и освоение эмоционального словаря. И. Ю. Кондратенко отмечает, что у дошкольников с ОНР построение эмоциональной лексики протекает с патологиями и запаздываниями в развитии. Таким образом ребёнок не имеет возможности и навыков находить различия между схожими эмоциями, у него возникают трудности в выражении своих эмоций, а также в правильном восприятии эмоций другого человека, что часто можно заметить при прочтении художественных книг, когда у ребёнка возникает необходимость осмысления и правильной трактовки эмоций персонажей. У подавляющего числа дошкольников с общим недоразвитием речи негативные эмоции преобладают над позитивными.
Можно сделать вывод, что у детей с ОНР встречается неполноценная упорядоченность процедур изучения окружающего мира: восприятия, слуховой памяти и т.д., что делает сложным или невозможным:
Можно сделать вывод о том, что у детей с ОНР III уровня намного хуже, чем у их ровесников, развиваются различные психические процессы. Дети с ОНР также отстают в развитии двигательной сферы. У большинства детей подобная двигательная несформированность выражена в недостаточной координации различных сложных движений, недостаточной уверенности в выполнении определенных двигательных действий, в низкой скорости и качестве выполнения движений. Самые большие трудности для детей данной категории представляют воспроизведение двигательных упражнений по словесной инструкции, а также воспроизведение серии движений. Дети с общим недоразвитием речи отстают от детей с нормальным речевым развитием не только в качественном и точном выполнении двигательного задания, но и меняют местами последовательность выполнения, пропускают части движений.
Психолого-педагогическая литература содержит данные о наличии системных нарушений речи у детей с ОНР. У дошкольников с ОНР характерной чертой является запоздалое развитие речи: первые слова фразы обнаруживаются только к трём-четырём, а иногда и к пяти годам. У дошкольников с ОНР речь полна аграмматизмов и непонятна окружающим их людям, экспрессивная речь тоже отстаёт в развитии даже в случае, если ребёнок дошкольного возраста довольно хорошо воспринимает речь, обращённую к нему; недостаточно развиты навыки коммуникации, ребёнок старшего дошкольного возраста нечасто является участником социального взаимодействия.