Что такое ситец небес метафора
Метафора
Метафора –это разновидность полисемии (многозначности). Метафора – это перенос наименования по сходству.
Можно выделить следующие типы по сходству: форма (попасть в яблоко), расположение, размер, количество (хвост кометы), движение (поезд ползет), функции (дворник машины), перенос с одушевленного на неодушевленное и наоборот (каменное сердце).
Можно разделить метафоры на группы, перенос которых осуществляется по способу восприятия, зрительные образы (блеснул умом), слуховые образы (тихая обида), вкусовые (горький упрек), обонятельные (запах свободы).
Общеязыковые метафоры несут в себе образный характер, могут употребляться всеми и будут понятны всем. Заря (начало), туча (много). Авторские метафоры относятся к особенностям речи какого-либо писателя, поэта. Ситец неба. (С.Е.);
Подробное описание
Метафора – наиболее распространенная и продуктивная (часто используемая) разновидность полисемии (многозначности). Метафора – это перенос наименования по сходству.
Иначе говоря, метафора – перенос имени на основании сходства внешних или внутренних свойств предметов, признаков, процессов. Построение метафоры состоит из четырех компонентов: два объекта (основной и вспомогательный) и их свойства. Например, возьмем два объекта камень и сердце и их свойства: бездушный – камень, и вместилище жизни, души – сердце; объединим их и получится каменное сердце: человек с каменным сердцем – бездушный, бесчувственный.
Сходство может быть различным. Можно выделить следующие типы по сходству (форма, расположение, размер, количество, движение, функции, перенос с одушевленного на неодушевленное и наоборот).
Метафоры, которые строятся на основе сходства формы двух и более предметов: яблоко(плод), яблоко (глазное), яблочко (мишень); иголка (швейная), иголка (хвойного дерева); колокольчик (металлический), колокольчик цветок; кольцо (на пальце), кольцо (окружение).
Сходство по расположению двух и более предметов: нос (животного) – нос (самолета); хвост (животного) – хвост (кометы, самолета); макушка (человека) – макушка (дерева); шляпка (женская) – шляпка (гвоздя); рукав (пальто) – рукав (реки); цепь (стальная) – цепь (гор);
Сходство по размеру, количеству: море слёз, гора вещей; тьма народу
Сходство по движению: машина ползет, быстрый ум, велосипедист летит, виляет поезд
Сходство по функции: дворник (профессия) – дворник (машины); клапан (в механизме) – клапан (в музыкальном инструменте).
Сходство по плотности: стена дождя, железные мускулы, лавина войнов и др.
Перенос свойств человека на неодушевленные предметы, явления: злой (ветер), унылый (вечер), беспощадное (солнце), звезда (падает); мягкий (характер).
Перенос свойств неодушевленных предметов на мир живой природы: холодный (взгляд), теплый (прием), каменное (сердце), горы (мышц).
Но может быть и такое, что основное значение слова имеет несколько переносных значений – метафор, но тип сходства разный. Например, золотая осень, золотые волосы (сходство по цвету) и золотое время, золотые слова (сходство по оценке).
Можно разделить метафоры на группы, перенос которых осуществляется по способу восприятия: (Зрительные образы, слуховые образы, вкусовые, обонятельные).
Зрительные образы: блеснула молния — блеснула надежда; блестящий предмет — блестящий ум; темные краски — темные люди; проблеск света — проблеск мысли.
Слуховые образы: тихий звук — ти¬хая обида, тихое очарование; громкий звук – громкое преступление.
Вкусовые образы: горький мед- горький упрек; сладкий чай — сладкий голос; кислый лимон — кислая улыбка;
Обонятельные образы: аромат кофе — аромат новизны; запах цветов – запах свободы;
По стилистикой роли выделяют метафоры: простые, развернутые и лексические метафоры.
Простая метафора, то есть построенная на сближении предметов или явлений по одному, какому либо признаку ( заря жизни. говор волн, град пуль, закат пылает);
Развёрнутая метафора строиться на разных ассоциациях, по сходству. («Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады»).
Лексическая (стёртая или мёртвая) где слово, в котором первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается, т.е. образность уже не ощущается (стальное перо, лист бумаги, ручка двери).
По степени распространенности: авторские, общеязыковые метафоры.
Общеязыковые метафоры несут в себе образный характер, могут употребляться всеми и будут понятны всем. Заря (начало), туча (много), пожар (мятеж), весна (юность) и тд.
Авторские метафоры. Тоже образные метафоры, но они не стали фактом общенародного языка, а относятся к особенностям речи какого-либо писателя, поэта. Ситец неба, костер рябины красной, в сердце ландыши вспыхнувших сил. (С.Е.); лабиринт лиры, булки фонарей и пышки крыш (Пастернак).
Можно классифицировать метафоры по тематическим группам (животные, насекомые, рыбы, человек, бытовые предметы и др.). Например, группа слов, состоящая из названий минералов, тканей, металлов: железные мышцы, бархатная кожа, золотой характер. В группу «природа» можно отнести след. метафоры: дождь вопросов, лес рук, на заре юности, белоснежная скатерть и др.
Отличие метафоры от сравнения. В сравнении сопоставляются два предмета, при этом в предложении они названы оба. В метафоре же не называются тот предмет, признак, то действие, которое сравнивают). Поэтому в примере «дождь барабанит» барабанит — метафора, а в предложениях «дождь стучит, как барабан» или «дождь стучит, словно барабанщик (барабанит)» словa «барабанщик», «барабанит» — сравнения.
Языковая метафора носит социальный характер, употребляется системно; анонимна: зеленый юнец. Художественная метафора индивидуальна, невоспроизводима и имеет автора. Она выполняет образные эстетические функции: олицетворения (улыбнулись сонные березки), сравнения (золотые ладьи облаков) и т.д.
Метафора может вносить в слово элемент оценки. Холодная, теплая вода – нейтральная оценка; холодный прием – отрицательная оценка. Теплый прием, горячее участие – положительная оценка. Черные мысли – отрицательная оценка. Светлые мысли – положительная.
Словарь метафор
Составим небольшой словарь метафор, которые прочно вошли в нашу речь. Учтем, что многие фразеологизмы являются метафорами.
Словообразовательные метафоры
Белоручка, безмозглый, бесчеловечный, бесхребетный, бессердечный, быстротечный, бычиться, буквальный, взбеленить, взыграть, взгреть, веский, возродиться, волнолом, горлан, глубокомыслие, дармоед, дальновидный, двоедушный, душегрейка, жестокосердие, ежиться, захребетник, змеистый, змеевик, издержать, легковесный, мальчишество, маячить, миндальничать, мироед, меднолобый, молокосос, нахлебник, небоскреб, новоиспеченный, обездушить, окрыситься, охладеть, перешеек, предвкушать, приземистый, приструнить, проныра, пылкий, сатанеть, скотство, сердцевед, сердцеед, сладкогласный, сластолюбие, услаждать, цепенеть, цыганить, школить, юлить.
В лексике русского языка особое место занимают авторские (индивидуальные) метафоры, которые отличаются яркой образностью, необычностью, а также единичностью своего употребления. Такие метафоры создаются писателем в художественном произведении и не получают общеязыкового распространения.
Приведем примеры авторских метафор из произведений художественной литературы и поэзии.
Примеры метафор из художественной литературы
Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
* * *
Волны несутся гремя и сверкая. (Ф.И. Тютчев)
* * *
Умильная прелесть (Ф.И. Тютчев)
* * *
Замшевая походка. (В.В. Набоков)
* * *
Царапающий взгляд. (М. Горький)
* * *
Я хочу кинжальных слов. (К. Бальмонт)
* * *
Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. (Н.С. Тихонов)
* * *
Пустых небес прозрачное стекло. (A. Ахматова)
* * *
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева)
* * *
Мама и убитый немцами вечер. (В. Маяковский)
* * *
Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы. (Б. Л. Пастернак)
Метафоры из русского фольклора
Метафоры в произведениях С.А. Есенина
В саду горит костер рябины красной.
* * *
Руки милой — пара лебедей
В золото волос моих ныряют.
* * *
Ты — мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
* * *
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
* * *
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.
* * *
Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной.
* * *
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
* * *
Сердце гложет плакучая дума…
* * *
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.
* * *
Метафоры в произведениях А.С. Пушкина
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
* * *
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила…
* * *
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
* * *
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах;
Дул север. Плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.
* * *
У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Метафоры в произведениях А.А. Фета
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
* * *
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
***
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
***
«На стоге сена ночью южной»
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
Метафоры в произведениях А.А. Блока
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вюгах вкруг тебя.
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
***
В легком сердце — страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак.
Над бездонным провалом в вечность,
Задыхаясь летит рысак.
***
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
***
Словарь метафор русского языка
Составим небольшой словарь метафор, которые прочно вошли в нашу речь. Учтем, что многие фразеологизмы являются метафорами.
Словообразовательные метафоры
Белоручка, безмозглый, бесчеловечный, бесхребетный, бессердечный, быстротечный, бычиться, буквальный, взбеленить, взыграть, взгреть, веский, возродиться, волнолом, горлан, глубокомыслие, дармоед, дальновидный, двоедушный, душегрейка, жестокосердие, ежиться, захребетник, змеистый, змеевик, издержать, легковесный, мальчишество, маячить, миндальничать, мироед, меднолобый, молокосос, нахлебник, небоскреб, новоиспеченный, обездушить, окрыситься, охладеть, перешеек, предвкушать, приземистый, приструнить, проныра, пылкий, сатанеть, скотство, сердцевед, сердцеед, сладкогласный, сластолюбие, услаждать, цепенеть, цыганить, школить, юлить.
Смотрите «Словарь словообразовательных метафор русского языка». Составитель С.Б. Козинец
В лексике русского языка особое место занимают авторские (индивидуальные) метафоры, которые отличаются яркой образностью, необычностью, а также единичностью своего употребления. Такие метафоры создаются писателем в художественном произведении и не получают общеязыкового распространения.
Приведем примеры авторских метафор из произведений художественной литературы и поэзии.
Примеры метафор из художественной литературы
Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
* * *
Волны несутся гремя и сверкая. (Ф.И. Тютчев)
* * *
Умильная прелесть (Ф.И. Тютчев)
* * *
Замшевая походка. (В.В. Набоков)
* * *
Царапающий взгляд. (М. Горький)
* * *
Я хочу кинжальных слов. (К. Бальмонт)
* * *
Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. (Н.С. Тихонов)
* * *
Пустых небес прозрачное стекло. (A. Ахматова)
* * *
Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М. Цветаева)
* * *
Мама и убитый немцами вечер. (В. Маяковский)
* * *
Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы. (Б. Л. Пастернак)
Метафоры из русского фольклора
Метафоры в произведениях С.А. Есенина
В саду горит костер рябины красной.
* * *
Руки милой — пара лебедей
В золото волос моих ныряют.
* * *
Ты — мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
* * *
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
* * *
Туча кружево в роще связала,
Закурился пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.
* * *
Лес застыл без печали и шума,
Виснет темь, как платок, за сосной.
Сердце гложет плакучая дума…
Ой, не весел ты, край мой родной.
* * *
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
* * *
Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед,
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет.
* * *
Сердце гложет плакучая дума…
* * *
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
* * *
Теперь бы брызнуть в небо
Вишневым соком стих
За отческую щедрость
Наставников твоих.
* * *
Метафоры в произведениях А.С. Пушкина
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
* * *
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила…
* * *
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
* * *
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах;
Дул север. Плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.
* * *
У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Метафоры в произведениях А.А. Фета
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
* * *
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
***
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
***
«На стоге сена ночью южной»
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
Метафоры в произведениях А.А. Блока
И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх
Своей улыбкою невинной
В тяжелозмейных волосах.
Я опрокинут в темных струях
И вновь вдыхаю, не любя,
Забытый сон о поцелуях,
О снежных вюгах вкруг тебя.
И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой,
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
И как, глядясь в живые струи,
Не увидать себя в венце?
Твои не вспомнить поцелуи
На запрокинутом лице?
***
В легком сердце — страсть и беспечность,
Словно с моря мне подан знак.
Над бездонным провалом в вечность,
Задыхаясь летит рысак.
***
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
***
Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями» Есенина
Всего получено оценок: 35.
Всего получено оценок: 35.
Множество произведений С. Есенин посвятил малой родине. Одним из самых трогательных является «Низкий дом с голубыми ставнями». Стихотворение основано на воспоминаниях поэта о детстве в деревне Константиново. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Низкий дом с голубыми ставнями» по плану, который поможет подготовиться к уроку литературы в 5 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Низкий дом с голубыми ставнями.
История создания – стихотворение было написано в 1924 году, впервые его опубликовали в журнале «Русский современник в 1924 г.
Тема стихотворения – искренняя любовь к малой родине, вечная память о родительском доме.
Композиция – Анализируемое произведение делится на две части: воспоминание о доме, описание родных сердцу пейзажей. Произведение состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «отзвучавшие в сумрак года», «поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес», «навеки имею нежность грустную русской души», «под этим дешевеньким ситцем ты мила мне, родимая выть ».
Эпитеты – «северные, бедные небеса», «седые журавли», «тощие дали», «ракитник, кривой и безлистный», «разбойные свисты».
История создания
С. Есенин родился в селе Константиново, здесь же провел детство. Повзрослев, он оставил дорогой сердцу уголок. Но годы, проведенные в отчем доме, навсегда сохранились в памяти поэта. Сергей Александрович предавался им с наслаждением и грустью, ведь понимал, что только в Константиново чувствовал себя беззаботно и счастливо.
Воспоминания о малой родине вдохновили поэта на создание стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями». Оно появилось в 1924 г., а спустя год С. Есенин покинул этот мир. Впервые стихотворение опубликовали в том же 1924 г. на страницах журнала «Русский современник». Сегодня это хрестоматийное произведение отечественной литературы.
В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему любви к малой родине. В контексте нее развивается и идея, что память об отчем доме неподвластна времени. Произведение написано от первого лица. Этот приём намекает на автобиографическую основу стихов, максимально сближает лирического героя и автора.
Композиция
Анализируемое произведение делится на две части: воспоминание о доме, описание родных сердцу пейзажей. Оно состоит из семи катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. В первом и последнем четверостишиях главный образ – «низкий дом с голубыми ставнями».
Стихотворный размер – трехстопный анапест. С. Есенин использовал перекрестную рифмовку АВАВ.
Жанр произведения – элегия, так как стихотворение представляет собой грустные размышления о любви к родине, оно наполнено пейзажными зарисовками и чувствами лирического героя.
Средства выразительности
Средства выразительности – инструмент для создания панорамной картины родного края и выражения чувств лирического героя.