Что такое сканирование пленки
Сканирование фотопленки при помощи DSLR
Предисловие
В интернете я находил много статей на тему сканирования пленки при помощи DSLR. В них предлагались очень простые или очень громоздкие способы, но нектоторым вопросам не уделялось должного внимания. В этой статье я бы хотел рассказать о своих соображениях в деле сканирования пленки, чуть глубже погрузится в теорию, и рассмотреть самодельную установку для сканирования. На мой взгляд мне удалось сделать достаточно простую и недорогую установку, при использовании которой, можно получить максимум информации из пленки и минимизировать пост-обработку.
Зачем нужно?
Установка
Я использовал Canon 5d markII в качестве камеры, хотя можно использовать любую DSLR со сменной оптикой, снимающую в RAW. Еще мне понадобились макрокольца общей длиной порядка 9 см, объектив Индустар 61 Л/З-МС, переходник M42-EOS, светофильтр 49мм (подойдет любой), части фотоувеличителя ФЭД (можно попробовать и другой) и изолента.
Сначала извлечем нужные части из фотоувеличителя, В моем случае я использовал фотоувеличитель ФЭД. Нам понадобится только устройство протяжки пленки. Далее одеваем макрокольца и переходник на объектив. Затем из светофильтра выкручиваем сам фильтр-стекло, используем только корпус. Накручиваем его на объектив. Вставляем в корпус светофильтра макрокольца (резьбой вперед) и крепим изолентой. Затем стыкуем свободный конец макроколец с устройствоим протяжки пленки от фотоувеличителя. Я использовал изоленту для уплотнения, намотав ее в 2 слоя на место стыка. Длина макроколец подбирается опытным путем. Для камер с кроп фактором 1,6 понадобится меньше колец между камерой и объективом, и больше макроколец между объективом и пленкой. В итоге получилась установка, которая одевается на камеру просто как объектив. В моем случае все очень крепко держится, ничего не болтается, это например влияет на то будем ли мы использовать пульт ДУ в дальнейшем, или можно будет обойтись без него.
Источник света
Нам понадобится источник света. Он должен иметь высокую цветовую температуру, и должен обладать ровным спектром излучения. Почему именно так? Чем выше будет цветовая температура источника света тем больше информации мы сможем извлечь из пленки в дальнейшем и тем проще будет ее обработка. Причем есть интересная особенность, — для снимков на пленке сделанных при искуственном «теплом» освещении не требуется очень высокая цветовая температура света и при оцифровке. Высокая же цветовая температура источника света при оцифровке, понадобится для снимков с более холодным балансом белого, например сделанных при солнечном свете днем. Это связано с балансом белого самих снимков на пленке. Итак, что бы добиться нужного баланса белого при обработке полученных снимков, нам понадобится источник света с максимально высокой цветовой температурой. Поэтому лампы накаливания (2200-2800К) нам не подходят, нужен более холодный цвет. Можно попробовать обратится к люминесцентным лампам, есть лампы цветовой температуры до 6500К, но тут есть другая проблема — у них очень не ровный спектр с большими провалами. Это не заметно глазу, в глазу есть колбочки ответственные за восприятие красного, зеленого, и синего. Но воспринимают они суммарную интенсивность каждого из 3 цветов, без учета неравномерности спектра. У люминесцентной лампы есть всего несколько острых пиков в спектре, которые наш несовершенный глаз воспринимает как белый свет. Тот же процесс происходит в цифровой камере — тоже воспринимается интенсивность 3 цветов, и если интенсивность их одинакова, то мы получаем белый цвет. Но когда свет отражается или проходит через что-то, то часть спектра поглощается, а оставшийся не поглощенный свет — это и есть цвет. Например синяя краска поглощает свет в синем спектре меньше чем в других, поэтому она и синяя. Спектры поглощения тоже очень не ровные. Зачастую одни и те же краски при солнечном свете и свете люминесцентной лампы имеют разные оттенки.
пример красок освещенных солнечным светом и люминесцентной лампой
элементы картины в солнечном свете и свете люминесцентной лампы
Теоретически даже возможен парадокс что при белом свете белая краска — будет абсолютно черной, если их спектры не совпадут, или например зеленой если совпадут только в зеленой части спетра. Вот почему очень важно использовать источник света с ровным спектром. Ксеноновая лампа вспышка имеет тоже не очень ровный спектр, но не имеет таких сильных провалов как люминесцентная, и имеет температуру порядка 5500К. В качестве простейшего спектроскопа можно использовать компакт-диск, его зеркальная сторона не только отражает, но и под определенным углом раскладывает свет на спектральные составляющие.
В итоге в ходе долгих поисков идеальным для нашего случая было определено безоблачное дневное небо, оно имеет цветовую температуру порядка 12000К и обладает достаточно ровным спектром.
спектр неба
Еще один плюс — не требуется рассеивающий фильтр. Еще очень хороший и очевидный вариант — непосредственно солнце, но тут нужен матовый фильтр для рассеивания, и по цветовой температуре оно значительно уступает небу.
спектр солнца
Но к сожалению за окном не всегда ясная погода, и даже не всегда день. Хотя пленочная фотография это дело не для тех кто любит спешить. Однако есть еще один вариант — настроить свой монитор на определенную цветовую температуру. например добиться тех же 10000К на мониторе вполне реально, но есть у монитора и вполне очевидные минусы — относительно низкая яркость, и неравномерность спектра, неравномерность спектра монитора можно увидеть опять же воспользовавшись компакт-диском. Для своего монитора я нашел спектр в интернете.
Как видно, он не равномерный, но и не имеет сильных прерываний.
Как настроить баланс белого на мониторе? Если есть, включаем режим цветовой температуры на мониторе и выставляем самую высокую, например 10000К.
В фотошопе создаем белый фон. Далее нам понадобится цифровая камера. У меня установлена альтернативная прошивка Magic Lantern, это значительно упрощает дело. Выставляем такую же цветовую температуру как и на мониторе в ручном режиме настройки баланса белого. Направляем камеру на монитор, так что бы белый фон полностью закрывал поле кадра на камере. У меня сразу видны гистограммы каналов.
Можно также использовать Vectorscope. Сразу видно, что интенсивность красного цвета выше, что бы это исправить заходим в Curves в фотошопе и немного опускаем кривую красного.
Теперь видно что интенсивность всех каналов при 10000К одинаковая.
Делаем снимок смотрим еще раз на гистограммы — все каналы одинаковые.
Теперь монитор соответствует источнику 10000К. Но все же самый лучший источник света — дневное безоблачное небо.
Съемка
Обработка
Для обработки лучше всего исполльзовать Lightroom, хотя тоже самое можно сделать и в adobe camera raw.
Для начала кадрируем.
Потом во вкладке camera calibration выбираем camera standart.
Во вкладке Tone Curve инвертируем кривую RGB(можно сделать пресет).
Добавляем немного контраста там же в кривых RGB.
Убираем немного красного из теней и добавляем немного красного в светах.
И далее делаем финальную настройку изображения.
Хайрез 4388 x 2925
ipic.su/img/img7/fs/IMG_8802.1404320686.jpg
А вот например тот же снимок с пониженной экспозицией
как видно в пересветах сохраняется вся информация
Вот еще примеры фото отсканированных таким методом.
Сравнение сканирования пленки на любительских и профессиональных сканерах
В данной статье мы приводим примеры сканирования фотопленок на домашних (любительских) сканерах, оснащенных слайдмодулями и на профессиональных пленочных фильмсканерах.Так же вы поймете, почему не рекомендуется сканировать свои пленки в неизвестных фотоцентрах, а лучше отнести их профессионалам, работающим на высококачественном оборудовании.
Если в магазине вам предлагают купить планшетный сканер или МФУ и обещают, что вы сможете сканировать фотопленки и слайды с потрясающим качеством – ВЕРОЯТНО, ВАС ОБМАНЫВАЮТ! Почему? Читайте этот обзор.
Любительские пленочные сканеры
На этой странице представлены образцы сканирования цветной негативной фотопленки (оцифровки цветного негатива) на разных типах пленочных сканеров, как любительских, так и профессиональных систем Nikon, Pakon, Noritsu, которыми оснащена наша лаборатория. Для примера был взят отрезок обычной любительской цветной негативной фотопленки. Цветной негатив был отснят и проявлен в конце ноября 1998 года. Съемка велась обычной бюджетной “мыльницей”, а проявка была сделана в обычной фотолаборатории. В общем, типичная ситуация для тех лет.
На первом образце – вы можете видеть скан, сделанный на домашнем планшетном сканере. Такой результат ожидает владельцев планшетных сканеров среднего ценового диапазона 10000 – 40000 рублей, оснащенных слайдмодулями.
Такие сканеры не оснащены дорогостоящей системой удаления пыли и царапин Digital ICE. В результате чего мы наблюдаем на скане присутствие следов царапин и пятна. Сильное искажение цветов является результатом использования недорогих светодиодных модулей, предназначенных, в первую очередь, для сканирования документов на отражение, где не требуется точная цветопередача. Время сканирования для формата печати 10х15 см – порядка 2-х минут/ кадр.
Второй образец – скан, сделанный на планшетном сканере, имеющем функции удаления царапин и восстановления цветов. Такой результат ожидает владельцев планшетных сканеров PRO-класса среди домашних: Epson V850, ценового диапазона 60000 – 90000 рублей. Данные модели сканеров хорошо справляются со сканированием корректно отснятых и качественно проявленных фотопленок, вариант с более проблемной любительской пленкой приведен ниже.
Так же у этих сканеров есть еще один недостаток – все они сканируют через стекло, которое рассеивает свет и резко снижает четкость изображения. У фильмсканеров (пленочных сканеров) этот недостаток отсутствует, так как, стекол, в большинстве своем, там нет, а если и присутствуют в некоторых холдерах (держателях сканируемого материала), то они имеют антиньютоновское покрытие и просветленные линзы, а так же имеют специальный химический состав, исключающий рассеивание (астрономическое стекло).
Таким образом, заплатив за EPSON V850 1000 долларов, самостоятельное сканирование одной пленки на 36 кадров займет минимум 3 часа. Давайте посчитаем, сколько пленок, при цене от 200р за штуку, можно было бы отсканировать в лаборатории!
Простая арифметика – за стоимость любительского сканера, в лаборатории вам отсканируют более 300 фотопленок на профессиональном оборудовании, что сэкономит вам 930 часов сканирования или 38 дней жизни! Впечатляет, не правда ли?
Третий образец – это стоящий особняком девайс, очень широко рекламируемый в интернете сканер QPIX FS-170, он же VuPoint, он же AVE, он же Hama, он же ITNS, он же Nippon, он же Plustek, он же Pandigital PANSCAN, он же Jay-tech, он же ION, он же TOMTOP, он же Wolverine F2D, он же Bower Digital Film Converter и еще очень много разных его названий – жалкая пародия на пленочный сканер.
Выглядеть может подобным образом:
Тестовое сканирование велось в двух режимах:
Базовые настройки: на примере сканирования в базовом режиме видно, что сканер не только не справился с цветопередачей, но и вытащил абсолютно все повреждения с поверхности фотопленки. Честно говоря, такого отвратительного результата мы не ожидали увидеть, ведь даже у простых планшетных сканеров со слайдмодулями, не оснащенных функцией удаления дефектов качество сканирования намного выше!
Режим автокоррекции: при сканировании в режиме автокоррекции результат еще хуже: слишком завышен контраст, увеличена зернистость, и еще больше проявились разного рода царапины и дефекты. Время сканирования одного кадра для последующей печати 10х15, с учетом предварительного просмотра около 3 минут.
Не попадитесь на рекламный трюк – результат сканирования вы видите.
Профессиональные пленочные фильмсканеры
Четвертый образец сделан на профессиональном сканере Noritsu S4 – HS1800 (Япония) в автоматическом режиме. Мы не редактировали изображение, не применяли Photoshop. Как вы видите, царапины и пыль были прекрасно удалены при помощи сканирования в инфракрасном спектре с помощью запатентованной Kodak технологии Digital ICE. Хотя, на наш взгляд, цвета несколько холодноваты, но и скан выполнялся в полностью автоматическом режиме сканирования. Однако, нам удалось избавиться от максимума дефектов на изображении, а цвета легко поправить в момент сканирования или потом в фоторедакторе (напоминаем, что для чистоты эксперимента сканирование велось в полностью автоматическом режиме). Время сканирования всех 36 кадров фотопленки для формата печати 10х15 см – 1 минута 20 секунд. Неспроста его стоимость на данный момент составляет более миллиона рублей! Скан выполненный на фильмсканере Noritsu при ручной коррекции, был бы более “теплым”, но технология сканирования, по сути, очень схожа. Также Noritsu обладает более высоким разрешением, что позволяет получить с стандартной 35-мм фотопленки скан размером в 30 Мегапикселей! В связи с тем, что Noritsu S4 сканер мультиформатный, в отличие от Pakon и с бОльшим оптическим разрешением в 5000 Dpi, позволяющий сканировать различные типы фотопленок, в зависимости от вставленной рамы, стоимость его выше – на данный момент цена его составляет более 10 000 долларов.
Пятый образец – сделан на одном из лучших флагманских пленочных сканеров – Nikon Supercoolscan 9000 тоже в автоматическом режиме. На этом скане наиболее точное воспроизведение цветов, передача полутонов, практически полное удаление дефектов, сглажена зернистость фотопленки.
Nikon позволяет получить максимально точную и плавную передачу полутонов, за счет применения 48 битной структуры выдаваемого изображения, а так же возможного использования многопроходного сканирование (до 8 проходов). Но за качество приходится платить – время сканирования фотопленки в 36 кадров превышает 1час 20 минут! Время сканирования у Nikon переменное, во многом зависит от экспозиции (плотности) кадра и состояния фотопленки. Для формата печати 10х15 см изображение сканируется от 2 минут до нескольких часов (наш рекорд: 18 часов 7 минут 38 секунд). Скорость сканирования зависит и от режимов сканирования и количества проходов. Именно поэтому, не смотря на то, что наша лаборатория оборудована 9-ю подобными фильсканерами, мы не можем точно указать срок сканирования на Nikon. Ориентировочная стоимость сканера NIKON SUPER COOLSCAN 9000ED составляет сейчас более 350 000 рублей.
Вместо Выводов
Если вы хотите действительно качественно оцифровать ваш домашний архив, или избранные фотопленки, мы настоятельно рекомендуем уточнять в выбранной вами лаборатории, на каком оборудовании будет выполнен ваш заказ. Будьте готовы к тому, что во многих фотоцентрах, на вопрос о модели сканера, вы услышите только расплывчатую характеристику: “профессиональный”. Мы советуем обходить стороной подобные места, так как чаще всего их владельцев не желают приобретать дорогостоящие системы стоимостью до миллиона, а так же тратить время на обучения персонала для работы на них. Какую модель сканера выбрать для заказа – решать вам.
Nikon Supercoolscan при стоимости сканирования от 400р за пленку, даст более качественную картинку по передачи полутонов при выводе в Tiff 48 bit и многопроходном сканирование с функцией Super Fine Scan, но расплатой за это будет значительно большее время выполнения сканирования, а в следствии и ее стоимость. Многие фотолаборатории в Москве, качественно работающие на Nikon Coolscan обрабатывают заказы от 2-х недель до месяца. Nikon можно сравнить с ручным, мануальным режимом в фотоаппарате – в руках опытных лаборантов он выдаст максимум, на что способна фотопленка. Однако будьте готовы к тому, что результат придется дорабатывать в фоторедакторе под ваши нужды: так Tiff 48 bit невозможно напечатать или просмотреть на планшетах без предварительной конвертации.
При сканировании от 250р за пленку на Noritsu S4- HS1800, вы значительно быстрее и дешевле получите итоговый материал, без необходимости проводить дополнительную обработку в фоторедакторе. Но этот материал будет несколько более поверхностным, но более чем достаточным для последующей печати до 40х60см или архивного хранения. В любом случае, какой бы вы не выбрали для себя вариант – Nikon или Noritsu – вы получите превосходное качество в сравнении с любительскими системами!
volklarson
То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим
Пиратский рундучок
(Фотографии кликабельны, второй клик увеличивает до полноразмера)
Однажды, решив оцифровать свой фото архив, я принялся искать способы это сделать, и к своему удивлению, пришел к выводу, что не так тут всё и просто. Будучи жадным к подобным знаниям, не на шутку разошелся и много чего узнал по этой теме, не всё конечно, но чуть есть.
Ну и теперь в виду своей склонности что-то объяснять и рассказывать, неизменно с умным видом))))), берусь поведать вам об этом мистическом деле – о сканировании фотоплёнок.
Наверно следует начать с того, зачем всё это вообще нужно.
Но не все кадры распечатаны, а те что распечатаны тоже есть не все, какую «фотку» подарили, какая порвалась, какая потёрлась и потеряла вид, а самая-присамая выгорела в рамке на стене. Да и не все плёнки принимают в печать, ссылаются на потёртость, несоответствие формату (будь то слайд или черно-белая плёнка), не всегда на отпечатке получается то, что хочешь увидеть – «радуют глаз» царапины, пыль, искаженные цвета, «пальчики» и прочее.
Время идёт и пленки стареют, слипаются, выцветают, рвутся, теряются, царапаются.
На них бедных обрушиваются все несчастья этого мира :). Да, звучит конечно печально, но зачастую, по закону падающего бутерброда, самые лучшие кадры находятся на самом затёрто-зацарапаном месте плёнки.
К счастью современные технологии позволяют дать новую молодость старым кадрам.
С помощью современных плёночных сканеров и программного обеспечения можно перевести изображение с плёнки в цифровой вид, что открывает очень широкие возможности по его обработке, ретушированию и допечатной подготовке. С помощью программ обработки изображений можно вернуть выцветшим изображениям былую насыщенность, убрать царапины, пыль, отпечатки пальцев, убрать посторонние оттенки, избавится от дефектов на лице, будь то шрам, морщинки, бородавки или подлый прыщик на носу. Следует заметить, что очень часто полученные таким образом фотографии могут составить серьёзную конкуренцию снимкам, сделанным современными, профессиональными цифровыми камерами, как по качеству, так и по передаче натуральных цветов и оттенков, даже если плёнке уже лет и лет.
Наверно многие замечали, что старые фотографии, сделанные с помощью пленочных технологий, имеют необычайно натуральные цвета и обладают непревзойдённой пластикой тонов, в них нет той «пластмассовости» которая присуща цифровым снимкам.
Это конечно не аксиома и многие любители цифрового творчества накинутся на меня: посему спешу заявить, что цифровая фотография даёт слишком много преимуществ, чтобы в чем-нибудь её упрекать :). И вообще, не стоит рвать на себе рубаху, доказывая преимущества цифры или плёнки, потому что это уже квадратилион раз обсуждалось и все для себя всё давно решили ).
Ну, в общем-то, в 99,9% случаев большего разрешения и не надо.
Разобравшись зачем сканировать, можно прейти к вопросу – а зачем сканировать плёнку, если можно отсканировать сам фотоотпечаток?
А так выглядят кольца Ньютона:
Разобрав в чём преимущества в сканировании пленки неизменно возникнет вопрос – какими сканерами можно сканировать плёнку?
Начнём с «нехороших» сканеров для этого дела, с планшетных сканеров.
Если подытожить, то такие сканеры годны для сканирования и размещения фотографий в сети Интернет и для создания превьюшек, а вот для серьёзной постобработки и последующей качественной печати они не годятся.
Обычно эта опция в «фотолабах» работает таким образом: Вы сдаете плёнку и чистый СD диск в лабораторию. Там оператор одной рукой ест бутерброд, а другой запихивает Вашу плёнку в «минилаб», «минилаб» её затягивает, сам там что-то решает, что с ней делать, распознаёт границы кадра и сканирует, автоматом вычитая оранжевую маску. На всё 2 минуты, потом оператор вставляет диск, записывает 36 прекрасных JPEGов с качеством сжатия 6 из 12, разрешением 2000х3000пикселей (6 мегапикселей) и бросает диск в конвертик с плёнкой. Всё. И Вы топаете домой, радоваться «непревзойдённому качеству». Эти, простите, идиоты заявляют, что после этого все плёнки можно выкинуть за «не надобностью». И даже если оператор контролировал процесс сам, сохранил JPEGи с качеством 12, то это может и улучшит ситуацию, но информации станет не намного больше, потому что максимальная оптическая плотность таких сканеров мало чем отличается от планшетных сканеров и разрешение в 6 мегапикселей, извините не много, да и сам формат JPEG порадует Вас своими фирменными «артефактами».
Говоря кратко, скажу, что эти сканеры годны для того, для чего годны «планшетники», не больше.
Остались два (с натяжкой три) вида сканеров, это специализированные пленочные сканеры и барабанные сканеры.
Начнём с специализированных пленочных сканеров или слайд-сканеров.
Они позволяют задавать разрядность сканирования, управлять экспозицией, фокусировкой, использовать многопроходное сканирование, чтобы минимизировать тепловые шумы матрицы.
И наконец короли пленочных технологий – барабанные сканеры.
Работа барабанных сканеров базируется на использовании высокочувствительных фотоэлементов, которые позволяют регистрировать световой поток разделением его на три основные составляющие RGB-цвета. В качестве источников излучения в барабанных сканерах используются ксеноновые или галогенные лампы, излучение которых, с помощью волоконной оптики и линзового конденсора фокусируется на малом участке оригинала.
Только оригиналы, изготовленные на гибкой основе, могут закрепляться на прозрачном барабане.. Оригиналы освещаются с внутренней стороны барабана. Световой поток, пропущенный через очень маленький участок оригинала, попадает на светочувствительный приемник, который перемещается вдоль быстровращающегося барабана. Свет направляется в систему цветоделения, откуда попадает на фотоэлектронные умножители, где в свою очередь преобразуется в цифровой сигнал.
Вот такая сложная система обеспечивает наилучшие цветовые, яркостные и резкостные характеристики сканирования. Монтаж оригиналов на барабан производится по «мокрому», что усложняет процесс и делает его очень трудоёмким. Сами сканеры имеют титанические размеры и вес, потому на компьютерный стол его не поставишь. Кроме того они баснословно дороги, тяжелы в обслуживании, требуют высокопрофессиональных кадров и энергозатратны.
Теперь коротко о видах плёнки и особенностях их сканирования.
Также могут именоваться как обращаемые или позитивные плёнки.
На таких плёнках изображение передаётся в позитивном виде, то есть так, как мы видим окружающий мир.
Преимущества этих плёнок заключается в чрезвычайно мелком зерне, что ведет к увеличению разрешающей способности, потрясающим по насыщенности цветам. Их вполне обоснованно считают эталонами цветопередачи, даже сейчас, в эпоху цифровых технологий. Высокий контраст изображения, возможности оценить качество съемки не прибегая к техническим средствам обращения. А отсутствие оранжевой маски заметно упрощает процесс сканирования.
Для печати со слайда аналоговым способом, сперва требуется сделать контратип (что тоже дело не простое). Контратип – это негативная копия позитивного изображения, и только с контратипа можно печатать, как с обычного негатива. Жаль, но при этом Вы потеряете все преимущества слайда.
Либо же отсканировать слайд, а потом напечатать с полученного цифрового файла, этот способ самый эффективный, потому что максимально сохранит качество и передаст качественные особенности слайда.
Эти плёнки зачастую являются «дедушками» в фотоархивах, хотя сейчас черно-белая плёнка производится и пользуется устойчивым спросом, ибо обладает качествами, ценимыми и почитаемыми очень многими фотографами.
Технологии, облегчившие жизнь.
Разобравшись, что к чему, пришло время показать несколько примеров сканирования, и работы некоторых технологий.
Так выглядит первичный скан негатива после 7 лет хранения в плохих условиях, то есть в пластиковой баночке от фотоплёнки с периодическим извлечением негатива:
Так выглядит фотография после использования технологии Digital ICE:
Обращаясь к черно белым плёнкам, на которых технология Digital ICE не работает, привожу пример первичного скана:
После ручной ретуши, тот же кадр выглядит так:
Так же на этапе пост обработки можно исправить огрехи экспозиции, неправильной проявки, кадрировать для улучшения композиции, убрать «завал» горизонта и многое другое.
Итак, первичный скан:
То что получилось после удаления пыли, пятен и царапин, с последующей корректировкой неравномерной экспозиции:
В итоге эта, может и художественно не выразительная, но важная фотография для людей, изображенных на снимке, висит на стене и дарит радость от приятных воспоминаний и о проведенном времени.
ЗЫ: В статье могут быть небольшие неточности, на истину не претендую и цель такую не ставлю. Буду рад ответить на все возникшие вопросы. Еще больше обрадуюсь здоровой критике.