Что такое сказка как объяснить ребенку

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы. «Что такое сказка?»

Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое сказка как объяснить ребенку. Картинка про Что такое сказка как объяснить ребенку. Фото Что такое сказка как объяснить ребенку Фанура Аскарова
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы. «Что такое сказка?»

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы. Тема: Что такое сказка?

Программное содержание: Формировать понятие о жанре «сказка». учить определять вид сказки (волшебные, бытовые,о животных); закрепить понятие «народная сказка»; знакомить детей с героями русских народных сказок; развивать мышление, воображение; воспитывать интерес к русскому фольклору.

Методы и приемы: сюрпризный момент; беседа о русских народных сказках, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: посиделки

Ход занятия:

Сюрпризный момент: дети заходят в зал, оформленный под русскую избу. Воспитатель, одетый сказочницей, встречает детей с поклоном.

Воспитатель. Добро пожаловать, дорогие ребята, в нашу избу. Я вас пригласила сегодня на посиделки. Что такое посиделки, кто знает? (ответы детей). Правильно, люди в старые времена коротали время таким образом: собирались вместе, веселились, шутили, пели песни и сочиняли сказки. Вот сегодня я хочу поговорить с вами о сказках. Кто мне скажет, что такое сказка?

Сказка, ребята, занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть. Кто помнит, как начинаются многие русские сказки? Давным- давно, в некотором царстве, в некотором государстве, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве….

А какие бывают сказки?

• Бытовые сказки (закрепление)

Вот как-то раз собрались все сказки и начали спорить: кто из них самая –самая…. Как вы думаете, ребята, какими они себя считали? Как можно сказать о сказке- какая она? (ответы детей) Правильно, дети. Вот сказки и спорили. Спорили долго. Хотите послушать, как они спорили?

(Заходит девочка – в сказочном костюме волшебной сказки)

В. С. Я- самая прекрасная сказка! Меня любят больше всех! Меня читают больше всех!

Воспитатель. В. С., скажи, пожалуйста, почему ты считаешь, что ты лучше всех?

В. С. Потому что только в моих сказках живут отважные герои, которые побеждают всех злодеев!

Воспитатель. Подожди, о каких злодеях ты говоришь? Ребята, может вы знаете сказочных злодеев? (Баба Яга, Кощей Бессмертный)

В. С. Во всех моих сказках есть волшебные предметы.

Воспитатель. А ребята мои знают какие – нибудь волшебные предметы из волшебных сказок? (волшебная палочка, ковер – самолет, живая и мертвая вода).

В. С. Вот вы сами увидели, что я – лучше всех! (Кланяется, дети хлопают).

Воспитатель. Подожди, пожалуйста. У нас есть еще одна гостья, (Приглашает еще одну девочку в костюме сказки)

Воспитатель. Здравствуй, моя помощница!

С. Ж. Здравствуйте! Узнали вы меня? Да, правильно, я сказка о животных. Мои сказки – самые интересные! Ведь в моих сказках животные ведут себя, как люди: общаются, веселятся,переживают…

В. С. А у тебя есть волшебные помощники?

С. Ж. Нет, они мне просто не нужны. Мои герои, как все люди, побеждают зло без волшебства, своими силами. Ведь в моих сказках говорится только о животных, а на самом деле люди рассказывают о себе, о своей жизни!

Воспитатель. К нам пожаловала еще одна гостья!

Воспитатель. Давайте мы с вами еще раз повторим, какие бывают сказки?

Дети. Волшебные, сказки о животных и бытовые.

Воспитатель. А почему они так называются?

Дети. В волшебных сказках всегда есть волшебство, присутствуют волшебные помощники. В сказках о животных главными героями являются животные, они ведут себя, как люди. А в бытовых сказках рассказывается о жизни народа.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все правильно поняли. А чтобы еще лучше все запомнить, предлагаю поиграть! Наши гостьи пришли к нам не с пустыми руками, а принесли вот такую папку с картинками. Но пока спорили, кто из них самая – самая…. все картинки перепутали. Может, поможем им, где чья картинка? (Дети рассматривают картинки из сказок, определяют, к какой сказке принадлежит, отдают одной из сказок. Воспитатель, при необходимости, помогает, подсказывает)

Воспитатель. Вот какие молодцы вы, ребята! Только я так и не поняла, какая сказка – лучше всех? (Ответы детей.)

Воспитатель (подводя итог). Конечно, ребята, все сказки хороши! Из бытовых сказок мы узнаем, как раньше жили люди, какие вопросы их волновали, как они боролись со злом… Сказки о животных нам рассказывают о том, какие бывают взаимоотношения между людьми, как поступить в трудную минуту, как победить зло. А волшебные сказки нас учат не отчаиваться, бороться до конца, до победы. А бороться учат они нас со злом. Вот видите, ребята, все сказки интересны по своему. Но все таки у них есть одно общее – они борются со злом и побеждают его! Так что, милые мои помощницы, никогда больше не спорьте, идите по жизни вот так, дружно, взявшись за руки! Мы вас всех очень любим и каждый день слушаем с удовольствием!

Воспитатель. Дорогие наши сказки! Мы с детьми подготовили для вас сюрприз! Вы сейчас увидите, как мы любим сказки и хорошо их знаем. Ребята, перед вами лежат атрибуты из сказок. Вы должны догадаться, что это за сказка и инсценировать небольшой отрывок. (Берется любая сказка, предпочтительнее, сказка о животных, проводится игра «Инсценируем «)

Воспитатель. Следующая игра, в которую я предлагаю нам всем поиграть, называется «Измени конец сказки». Есть сказки с печальным концом. (Дети вспоминают такие сказки). Мне всегда жаль Снегурочку, которая растаяла. Я предлагаю вам изменить конец этой печальной сказки. (Дети предлагают свои варианты. Воспитатель подводит итог игры в зависимости от предложенных вариантов).

Воспитатель. Мы сегодня познакомились с вами с русскими народными сказками; с тем, какие бывают сказки. Давайте еще раз вспомним виды сказок. Почему сказки называются народными? Вот и подошли к концу наши посиделки. Предлагаю всем разойтись по домам, дружно взявшись за руки! До новых встреч в сказке! (Уходят, махая руками).

Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое сказка как объяснить ребенку. Картинка про Что такое сказка как объяснить ребенку. Фото Что такое сказка как объяснить ребенку«Красная Шапочка» С раннего детства мы начинаем нашим деткам читать сказки. Любая сказка,особенно народная,несет в себе глубокий смысл. Вспомните как вы сами.

Вечер развлечений в старшей группе. «В мире много сказок…» Цель: знать и называть знакомые сказки, узнавать героев, характеризовать их; раскрыть удивительный мир сказок. Оборудование: костюмы: сказочницы.

Источник

Занятие «Что такое сказка»

Составила Гребенщикова Н. Ю.

Музыкальный руководитель МБДОУ «ДС№39»

Проходит в игровой форме (помогая героям, дети используют знания)

«Путешествие в сказку»

Цель: Способствовать развитию речи, активизируя мыслительную деятельность. Через использование дидактических игр.

Побуждать детей принимать активное участие Закреплять представление…

Способствовать воспитанию выразительности речи. Продолжать учить детей подпевать знакомые песни, сопровождать их движениями. Обогащать словарный запас детей названиями животных и их детенышей (кошка- котенок, собака – щенок, лошадь-жеребенок, корова-теленок, коза-козленок, слова косточка, сено, молоко, сахар)

Развивающие: Способствовать развитию умения соблюдать в ходе игры элементарные правила. Продолжать развивать у детей интерес к сказкам. Способствовать развитию детского творчества в продуктивной деятельности. Расширять знания об окружающем мире.

Воспитательные: Приобщать детей к культуре взаимоотношений (умению здороваться, прощаться). Воспитывать сочувствие, желание делать добрые дела. Создавать положительную атмосферу на протяжение все образовательной деятельности. Обеспечит оптимальную активность детей при проведении НОД.

Оборудование: ковер – самолет, заплатки – геометрические фигуры, фигурки героев сказки, карточки «Дорисуй картинку», фломастеры, дидактические игры «Покорми животных», «Найди детеныша».

Предварительная работа: Свободное общение по сказке «Репка», обыгрывание сказки «Репка», рассматривание иллюстраций, картинок животных и их детенышей, разучивание потешек, песенок о животных, рисование и лепка животных, подвижная игра «Лохматый пес», «Мышеловка», «Ровным кругом».

Ход игры –путешествия:

Посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем есть вы и я!

Ребята, вы любите сказки? Вы хотите отправиться в путешествие в сказку? Есть у меня волшебный ковер – самолет на нем мы и отправимся (воспитатель разворачивает ковер- самолет, а там дырки в виде геометрических фигур)

Ковер у нас оказался в дырках. Кто же это сделал?

Маленький рост, серая шубка

Длинный хвост, острые зубки (мышь)

Правильно ребята, это мышка прогрызла в наш ковер – самолет. Как вы думаете сможем ли мы на нем отправиться в путешествие. Давайте его отремонтируем. Дети накладывают заплатки на ковер, показывая геометрические фигурки).

Д/игра «Найди заплатку»

Умнички ребята, справились с этим заданием. Становитесь на ковер – самолет и повторяйте волшебные слова.

Наш ковер по небу мчится

Что же с нами приключится?

Попадем на нем мы в сказку?

А в какую нужно отгадать.

Круглый бок, зеленый бок

Сидит в грядке колобок

Врос он в землю крепко

Молодцы отгадали загадку, вот мы и попали в сказку (подходят к фланелеграфу).

Давайте вспомним начало сказки.

«Посадил Дед репку, выросла репка большая пребольшая. Стал Дед репку…

Стал звать Бабку. Как Дед звал Бабку (Помоги мне Бабка вытянуть репку)

Бабка говорит; «Выполните мое задание, тогда помогу. У меня на дворе живет очень много животных (мамы и их детеныши) Вот маленькие убегают от мам и все перепутались. Далеко убежали детки, соскучились по своим мамам. Помогите деткам найти свою маму. А котенок самый маленький, он жалобно мяукал. Услышала его кошка и тоже замяукала. Как? Даня помоги кошке найти своего сыночка. Дети находят животных и их детенышей. Всех мам нашли. Какие хорошие детки. Помогла Бабка Деду. Тянут – потянут, не могут вытащить репку. Стала Бабка Внучку звать.

Как Бабка Внучку звала? (внучка помоги нам вытащить репку).

Внучка: Выполните мое задание, тогда помогу. Я часто помогаю Бабушке кормить животных. Помогите мне.

Д/игра «Накорми животных»

Какие же трудолюбивые дети, всех животных накормили.

Внучка помогла Бабке с Дедом. Тянут- по тянут, не могут вытащить репку. Стала Внучка Жучку звать на помощь. Позовите как Внучка звала Жучку? (Жучка, Жучка помоги нам репку тащить).

Но Жучка хочет, чтобы вы научили ее играть. Очень любит Бабушку, а игры про нее не знает. Давайте научим ее играть.

Воспитатель читает стихотворение и сопровождает его движениями под музыку.

Ладушки, ладушки. Где были?

У Бабушки (хлопают в ладоши)

А у Бабушки ладони

Все в морщинах собраны (показать ладонями вверх)

А у Бабушки ладони

Добрые предобрые (поглаживают ладони друг о друга)

Все работали ладони

Долгими годами (постукивают кулачком по ладони)

Пахнут добрые ладони

Щами, пирогами (принюхиваются)

По кудрям тебя погладят, добрые ладони (поглаживают)

И с любой печалью сладят

Теплые ладони (дуют на ладони)

Ладушки. Ладушки! Где были? У Бабушки (Хлопают)

Какие вы молодцы, интересную игру про бабушку знаете. Стала Жучка помогать тянуть репку.

Тянут – потянут, а вытянуть не могут. Стала Жучка Кошку звать.

Скажите ребята, как Жучка звала Кошку? (Кошка помоги репку тянуть).

Спойте про меня песенку, тогда помогу.

Дети поют песню с движениями.

Помогла Кошка тянуть репку. (Тянут – потянут, а вытянуть не могут)

Стала Кошка Мышку звать.

А мышка и говорит: «Дорисуйте моим друзьям, мышатам длинные хвосты и короткие усы, тогда помогу».

Стала Мышка помогать репку тянуть. Тяну – потянут. Вытащили репку. Вот ребята, герои сказки были дружными и вытащили репку. Мы тоже дружные ребята и справились со всеми заданиями. Понравилась вам в сказке? Но пора домой возвращаться, в детский сад. Вставайте на ковер – самолет.

Наш ковер по небу мчится

Нам домой пора возвратиться.

Как мы весело поиграли, а нас ребята ждут. Пойдемте им расскажем, где мы были. А еще я дарю вам вот эту книжку. Мы будем ее читать. Давайте скажем гостям до свидания и пойдем к друзьям.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Комплексное занятие в подготовительной группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо?» Комплексное занятие в подготовительной группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Закрепить понятия о добре и зле,.

Конспект коррекционного занятия в старшей комбинированной группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: 1. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. 2. Закрепление навыков культурного поведения в детском.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо». Образовательные области:.

Конспект открытого мероприятия в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с.

Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» по программе «Безопасный интернет» Тема №1 «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних воспитанников путем привития.

Конспект занятия в младшей группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: содействие нравственному развитию детей.

Новогодний КВН для детей старшей-подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо» Новогодний КВН для детей старшей — подготовительной группы «Что такое хорошо, и что такое плохо». Татьяна Лысанская Новогодний КВН для.

Источник

Консультация «Русская народная сказка»

Сказка возникла в доисторические времена и играла важную роль в развитии творчества народа, на всех его этапах. Она отражала взгляды народа на данном этапе исторического пути, будь то мирные времена или какие-то военные действия. Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Через сказку ребенок знакомится с окружающим миром, получает представление о добре и зле. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

А действительно, почему?

Как появились русские народные сказки?

Особенности русских народных сказок

В русских сказкахчасто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец,а также сочетания слов: пир на весь мир; идти, куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли, палаты белокаменные.Встречаются также тавтологии: диво дивное, чудо чудное;сросшиеся синонимы: путь-дороженька, горе-несчастье.

С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал а сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.

Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Сказка – мечта в буквальном смысле слова.

В литературе существует большое разнообразие народных произведений,позже ученые объединили их в группы за общими признаками и дали этим группам названия: мифы, легенды, предания, сказки. Все эти группы имеют и разное происхождения.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Форма сказки идеальна. Сказка дает схему человеческих отношений. В ней чувствуется стремление народа восстановить справедливость.

Русские народные сказки – это словесно изображенные мечты людей. Кто мечтает в первую очередь? Конечно, человек, обделенный судьбой, человек, которому чего-то не хватает, а ему так этого хочется. Бедный мечтает о богатстве, дурак желает стать умный, слабый хочет быть героем, а несчастная, с детства обделенная любовью падчерица мечтает о любви и счастье. И в сказках все это сбывается!

Сказка в жизни ребёнка

Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Наряду с поговорками и пословицами народные сказки являются важнейшим средством нравственного воспитания детей.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Русская народная сказка «Теремок» Коммуникация. Художественная литература. Тема: чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: знакомить детей с устным народным творчеством.

Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое сказка как объяснить ребенку. Картинка про Что такое сказка как объяснить ребенку. Фото Что такое сказка как объяснить ребенкуКонспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.

Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое сказка как объяснить ребенку. Картинка про Что такое сказка как объяснить ребенку. Фото Что такое сказка как объяснить ребенкуФотоотчет о победе в конкурсе «Русская народная сказка «По щучьему велению» Уважаемые коллеги! В этом году мы с моей напарницей, приняли участие в Городском конкурсе «Мастерская сказки» в номинации «Сказка своими.

Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое сказка как объяснить ребенку. Картинка про Что такое сказка как объяснить ребенку. Фото Что такое сказка как объяснить ребенкуРусская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия Видео Доброе время суток, уважаемые коллеги! Не так давно прошли осенние утренники. В средней группе «Колобок» я осуществила постановку русской.

Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое сказка как объяснить ребенку. Картинка про Что такое сказка как объяснить ребенку. Фото Что такое сказка как объяснить ребенкуРусская народная сказка «Теремок» (фотоотчет) 24 октября 2017 года в нашей средней группе №1 Федерального Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения №53 г. Улан-Удэ.

Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое сказка как объяснить ребенку. Картинка про Что такое сказка как объяснить ребенку. Фото Что такое сказка как объяснить ребенкуСпектакль. Русская народная сказка «Курочка Ряба» (первая младшая группа) Спектакль. Русская народная сказка «Курочка Ряба» Цель: Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному участию.

Источник

Что такое сказка: особенности жанра

Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое сказка как объяснить ребенку. Картинка про Что такое сказка как объяснить ребенку. Фото Что такое сказка как объяснить ребенку

Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют.

Сказка как литературный жанр

Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.

Что такое сказка?

Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.

Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.

Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое сказка как объяснить ребенку. Картинка про Что такое сказка как объяснить ребенку. Фото Что такое сказка как объяснить ребенку

«Спящая царевна»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:

Как отмечает филолог Елизавета Намычкина, сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.

Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое сказка как объяснить ребенку. Картинка про Что такое сказка как объяснить ребенку. Фото Что такое сказка как объяснить ребенку

«Кащей Бессмертный»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Как появился жанр сказка?

Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.

В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.

Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.

Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.

Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое сказка как объяснить ребенку. Картинка про Что такое сказка как объяснить ребенку. Фото Что такое сказка как объяснить ребенку

Сказка как литературный жанр: Unsplash

Какие есть виды сказок в литературе?

Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.

Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:

В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.

Что такое волшебная сказка?

Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.

Как отмечает литературовед Елена Ковтун, в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета.

В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:

Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое сказка как объяснить ребенку. Картинка про Что такое сказка как объяснить ребенку. Фото Что такое сказка как объяснить ребенку

«Царевна-лягушка»: Wikipedia/В. М. Васнецов

У такой сказки есть и стилистические особенности:

В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.

Что такое сказка о животных?

В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.

В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д.

В русском эпосе сказки о животных представлены такими примерами:

Есть и казахские сказки:

Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть фото Что такое сказка как объяснить ребенку. Смотреть картинку Что такое сказка как объяснить ребенку. Картинка про Что такое сказка как объяснить ребенку. Фото Что такое сказка как объяснить ребенку

Сказка о животных: Unsplash

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.

В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.

Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.

В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.

Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *