Что такое сказка цепочка 3 класс
СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «ТЕРЕМОК». С. МАРШАК «БАГАЖ»
Тема: СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок». С. Маршак «Багаж»
Цель: создание условий для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, о понятии «сказка-цепочка», для развития речи, пополнения словарного запаса;
Задачи: способствовать привитию любви к устному народному творчеству, отрабатывать навык беглого выразительного чтения; формировать тип правильной читательской деятельности.
личностные УУД: проявляют интерес к чтению; имеют первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах;
метапредметные УУД: регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – выделяют в тексте основные части; коммуникативные – уважают мнение собеседников;
предметные УУД: научатся глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное, различать фольклорные произведения и авторские; получат возможность научиться определять сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказка-цепочка).
Оборудование: шаблон лэпбука, листы с наклейками, маски животных, смайлики, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
1. Общая готовность детей к уроку.
Урок литературного чтения
С книгою в космосе ты побываешь,
И в сказку поверишь,
Книга с нами всегда. (Н.Я.Синяева)
— Вам нравится читать книги? А что вам больше всего нравится читать? Вы готовы сегодня узнать из книг что-то новое?
1. Самоконтроль готовности.
– знаю, что буду делать;
– понимаю, хочу делать или нет;
– думаю, что могу сделать
Этап I. Работа с текстом до чтения
знаний, появление темы, проблемы урока.
Сказки всегда были интересны детям. В них интересные истории, они легко запоминаются, герои кочуют из сказки в сказку и хорошо знакомы. Давайте попробуем их узнать. СЛАЙД 2- (1-17). Игра «Узнай героя сказки»
кумушка, сестричка (лиса) ;
цокотуха, горюха (муха) ;
попрыгуха, поскакуха (блоха) ;
бирюк, из-за кустов хватыш, «зубами щелк» (волк) ;
толстопятый, косолапый, «давай реветь», всем пригнетыш (медведь) ;
поплутайка, побегайка, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц) ;
— Из какой сказки эти герои? Правильно, это сказка «Теремок». СЛАЙД 3. Давайте послушаем и посмотрим её. СЛАЙД 3-1
-Ребята, а что интересного вы заметили в сказке?
— Как называются такие сказки? ( сказки – цепочки).
— Возьмите конверт с красным кругом. Достаньте табличку с надписью и приклейте ее слева вверху.
— Как мы обозначим героев сказки? (с помощью геометрических фигур разного размера).
— Почему размеры фигур разные и в каком порядке будем наклеивать? ( от маленького к большому или наоборот).
— А какие сказки- цепочки вы знаете? Выберите из списка и сложите в кармашек.
— Ребята, а кто автор этих сказок? ( они народные)
— А бывают авторские сказки- цепочки?
— Какую цель поставим перед собой? (Узнать есть ли авторские сказки-цепочки и доказать, что это – цепочки).
Сформулируйте тему нашего урока: авторские сказки цепочки.
Дети читают характеристики героев, называют их, распределяют роли для инсценировки.
3.-Эпизоды сказки похожи. Прежде чем очередной персонаж присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются еще раз в заданном порядке.
4. Дети в парах заполняют левый разворот лепбука
Дети фиксируют затруднение и формулируют цель своей работы, а затем тему.
— Откройте хрестоматию на стр. 76.
Какому автору посвящена эта страница?
Как называется книга?
Какие в ней произведения?
А что мы будем сегодня читать? СЛАЙД 4
Рассмотрите иллюстрации. Что на них изображено?
Скажите, нам знакомо имя автора? Какие его произведение мы читали в Азбуке?
С.Маршак пишет прозаические или стихотворные произведения? Для кого и о чём они?
направленности текста, выделение его героев (самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам,
предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт.
3. Появление целей урока
Итак, предположите, о чем будет это произведение.
Как проверим наши предположение? (Надо прочитать)
Итак, какие виды заданий для этого текста вы можете предложить?
Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста
Этап II. Работа с текстом во время чтения
1.Первичное чтение текста.
— Прочитайте самостоятельно это стихотворение и подумайте совпали ли наши предположения с содержанием текста.
— Подтвердились ли наши предположения?
— Какое настроение было у Маршака, когда он писал это стихотворение? А вам было весело?
— А кто главный герой этого произведения?
— Мнения разделились: дама или собачка? А для того, чтобы в этом разобраться. Надо еще раз прочитать это стихотворение более вдумчиво.
1. Самостоятельное чтение
2. Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия.
текста (в случае необходимости).
Чтение учителем произведения + диалог с автором.
— и маленькую собачонку: А почему она сдала в багаж собачонку? ( потому что есть определенные правила перевозки маленьких животных в перевозке и со справкой, а если нет, то в специальном отделении; а возможно, показал рассеянную даму, которая по ошибке вписала собачку в багаж ).
— потеряно место одно: какое место потерялось?
— огромный взъерошенный пёс : почему на него обратили внимание?
Уроды …Почему так обзывала барыня?
Не той породы.. Заметила подмену
Отдайте мою собачонку – вот ответ! Почему требовала собачонку?
Могла подрасти! – на самом деле?
— А теперь вернемся к вопросу: кто же главный герой? Как бы сейчас на него ответили?
2) деление текста на смысловые части.
На сколько больших частей можно разделить текст?
1 часть – в ней говорится о том, что сдавала дама в багаж и куда его сложили.
Прочитайте эту часть. ( до слов …Но только раздался звонок…)
2 часть – поиски щенка и замена на большую собаку.
Прочитаем эту часть. (До слов …Собака – то как зарычит…)
3 часть – возмущение дамы и объяснение работников железной дороги.
Прочитайте эту часть с выражением.
Включение в диалог с автором и с учителем, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать
Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.
3. Беседа по содержанию в целом
— В какой город отправлялась дама?
— Что она сдала в багаж?
— На какой станции работники не досчитались одного места багажа?
— Почему они были напуганы?
— Они заслужили то, чтобы на них ругались?
Умение отвечать развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительного чтения.
Этап III. Работа с текстом после чтения
Концептуальная беседа по
— А теперь подумайте, о чем это стихотворение? Какова его тема?
— А главная мысль? Что хотел сказать автор? (Каждый должен выполнять свою работу хорошо, ответственно относится к своему делу).
— Скажите, что вы заметили в построении стихотворения?
(Строки стихотворения организованы следующим образом: первые две-четыре строки содержат от трех до пяти-шести слов. Это длинные строки, за которыми следует несколько строк по одному слову. Это один из приемов литературы, эпифора, который помогает укладывать слова в созвучные лесенки, чтобы детям было легче их воспринять и запомнить. А эти строчки повторялись детьми как считалка.).
— Как вы думаете, легко ли запомнить это стихотворение и почему? (повторы, рифма). Приведите примеры.
— А что такое саквояж? Картонка? СЛАЙД 5 – 1,2
-Это произведение похоже на докучную сказку или на сказку-цепочку? СЛАЙД 6. Докажите это.
Сейчас вы заполните 2 страницу лепбука. Возьмите конверт с жёлтым кругом. Достаньте наклейку – название и поместите в рамочку.
Участие в обсуждении.
Выяснение значения непонятных слов.
Создание второй страницы лепбука
2. Знакомство с писателем.
Давайте познакомимся поближе с замечательным писателем, который создал это произведение. СЛАЙД 7.
Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887—1964) — русский советский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг. Своё детство он провел под Воронежем, учился в гимназии и очень полюбил поэзию, а его учитель словесности поощрял первые литературные опыты будущего поэта и считал его вундеркиндом.
Когда Маршак закончил учебу, то много путешествовал как корреспондент одной из газет. Маршак поехал в Англию и учился сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете, а во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославивших его.
С.Маршак очень много внимания уделял детской литературе в нашей стране: организовал детский журнал «Воробей», где работали такие писатели как Б.Житков, В.Бианки…
Во время войны работал корреспондентом фронтовой газеты.
Практически во всё время своей литературной деятельности (более 50 лет) продолжает писать и стихотворные фельетоны, и серьёзную, «взрослую» лирику.
— Сейчас мы заполним третью страницу лепбука, которая будет посвящена автору стихотворения «Багаж» С.Я. Маршаку.
Открываем конверт с зеленым кругом: приклеиваем фото в рамку. Выбираем из предложенных вариантов те виды деятельности, которыми занимался Самуил Яковлевич.
В кармашек сложите карточки с названиями произведений. Найдите их названия на странице 76 в хрестоматии.
Работа с дополнительными источниками информации (аппарат учебника, учебная тетрадь, словарь и пр.).
Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко
(Методика рассмотрения и анализа народной кумулятивной сказки в начальной
Самым простым, доступным и наглядным материалом для знакомства
первоклассников с последовательностью событий (сюжетом) является кумулятивная
сказка. По отношению к окружающей ребенка действительности эта сказка
представляет собой чистый вымысел, словесную игру в нанизывание,
нагромождение событий и персонажей в соответствии с избранной словесной
формулой (формульные сказки) («Нет козы с орехами», «Кочеток и курочка» и др.) или первоначальной причиной (эпические сказки). («Лисичка со скалочкой», «Мена»
и др.) Предметом целенаправленной учебной деятельности первоклассников при рассмотрении сказок-цепочек становится выявление связей между персонажем, местом действия и событием при устной, игровой форме учебной работы, и наблюдения за описанием событий и построением словесных формул на этапе чтения текстов. Проделанная работа, как мы предполагаем, будет способствовать зарождению первых шагов начинающего читателя к адекватному пониманию художественного произведения.
Учебный материал В качестве учебного материала нами отобраны сказки-цепочки (кумулятивные), многие из которых хорошо известны первоклассникам. Расположены сказки последовательно от самых простых («Репка», «Теремок», «Колобок») к довольно сложным, таким как «Мена» и «Как старуха нашла лапоть». Учебный материал представлен тремя видами — текстами народных сказок, иллюстрациями к отдельным эпизодам сказок и схемами сюжетов-цепочек, заданиями к иллюстрациям и текстам.
Этот учебный материал организован таким образом, чтобы само его расположение (выбор, последовательность текстов, разделение на части) имело обучающий характер, т.е. стимулировало и провоцировало наблюдение, узнавание, сравнение, обобщение объективно присутствующих в текстах народных сказок художественных фактов.
Отобранные сказки распределены по восьми разделам. Каждый из разделов имеет название в соответствии с основным предметом, на который направлена учебная работа первоклассника.
Первые четыре раздела: «Узнай историю по одному из событий», «Что после чего случается?», «Кто за кем появляется?» и «Как нарастают события в цепочке»
содержат иллюстрации к фрагментам сказок, рисунки-таблицы и рисунки-схемы. Они предполагают и планируют устную форму воспроизведения текста сказки с элементами игры, инсценировки, чтения по ролям.
Следующие три раздела: «Связь слов в цепочке событий», «С чего все началось и чем закончилось?», «История за историей» предлагают вниманию учеников тексты народных сказок-цепочек. В этом случае предметом непосредственного наблюдения и размышления становятся словесные формулы сказки, способы построения этих формул и правила их соединения.
Заключает главу восьмой раздел: «Кто виноват или Тип персонажа в сказке», в котором обобщаются полученные учениками наблюдения. Предполагается, что проделанная работа позволит первоклассникам сделать в достаточной степени самостоятельные выводы о строении сказки-цепочки и смысле ее сюжета.
Учебное задание Задание (или типовая задача) состоит из нескольких вопросов, направляющих внимание ученика на предмет наблюдений. Каждый раздел представляет новый тип задания. При этом способ выполнения задания, усвоенный из предыдущего раздела, включается в решение задания следующего раздела. Таким образом, в последнем разделе реализуются все действия, усвоенные при выполнении заданий предшествующих разделов.
Виды учебных действий, запланированные в содержании заданий первых четырех разделов:
1. Наблюдение за простейшим сюжетом эпической кумулятивной сказки.
Определение последовательности появления персонажей. Изображение цепочки персонажей и последовательности событий с помощью схемы.
2. Изображение персонажей с помощью иллюстраций, а также закрепление последовательности их появления в сказке и состава словесной формулы с помощью рисунков-схем.
3. Сравнение способов словесного оформления событий. Уяснение роли стилистических формул в сказке-цепочке.
Виды учебных действий, запланированные в пятом, шестом и седьмом разделах:
1. На основе сравнения нескольких сказок различение видов цепочек и типов персонажей.
2. Определение главного персонажа сказки, его роли в событиях. Выявление моментов, в которых действие переходит от одного персонажа к другому.
3. Сравнение начальных событий сказки-цепочки и ее финала. Выяснение причин, по которым события присоединяются друг к другу от начала и до конца истории.
4. Первоначальное представление об устойчивости и повторяемости схемыцепочки и смысле традиционного линейного сюжета.
5. Сочинение-подражание по заданному типу сюжетной схемы.
Предполагаемый результат
Ученик-первоклассник научается внимательно относиться к художественному тексту, усваивает простейшие мыслительные действия, позволяющие развивать способность к выявлению, запоминанию, узнаванию, сравнению и обобщению однотипных фактов и обозначению их соответствующими терминами (персонаж, действие, последовательность действий, событие, тип персонажа и т.д.) Он узнает правила, по которым складывается сказка-цепочка, и, возможно, приобретает интерес к сочинению похожих историй.
Узнай историю ПО ОДНОМУ ИЗ СОБЫТИЙ Учитель последовательно показывает детям иллюстрации к нескольким знакомым сказкам. Ученикам предлагается, рассматривая каждую из них, вспомнить содержание сказки и не ошибиться в ответах.
На иллюстрации дед, бабка и внучка тянут репку
1. Как называется сказка?
Глядя на иллюстрацию, нужно узнать персонажей, то есть соотнести изображение с виденными ранее иллюстрациями, и вспомнить название сказки. Если дети читали или рассматривали раньше книжку с иллюстрациями, то они легко отвечают на этот вопрос. Учителю следует обратить внимание на тех детей, кто не смог узнать сказку или назвал ее неправильно, для того, чтобы при выполнении следующих заданий прозвучал полный текст этой сказки.
2. Какой момент изображен?
Ответом на этот вопрос служит пересказ эпизода, изображенного на иллюстрации, по памяти своими словами.
3. Назовите персонажей сказки, которых нарисовал художник.
Это задание продолжает работу по называнию уже узнанных на иллюстрации персонажей. Его цель в правильном их наименовании в соответствии с текстом сказки.
4. Какие еще действующие лица есть в этой истории?
Понятно, что общими усилиями детей в классе называются все персонажи сказки, опять-таки в полном соответствии с текстом (не девочка, а внучка, не собака, а Жучка и пр.) и желательно в той последовательности, в какой они появляются в сказке На иллюстрации теремок, в нем мышка и лягушка. Перед теремком – заяц.
1. Как называется сказка? (повторение действий узнавания)
2. Назовите персонажей сказки. Вспомните, кто еще появляется в этой истории? (повторение действий узнавания и называния)
3. Попробуйте рассказать сказку от начала и до конца и не ошибиться. Если история не получается, прочитайте сказку по книжке.
Выполнение задание предполагает не пересказ сказки, а точное воспроизведение ее текста по памяти или по книге с тем, чтобы ученики обратили внимание на повторение словесных формул. При этом учитель может предложить рассказывать сказку по цепочке, то есть от ученика к ученику, чтобы дети почувствовали удовольствие (своего рода азарт) от запоминания формул и правильного их воспроизведения.
На иллюстрации колобок на пеньке, напротив него – медведь.
1. Объясните, из какой сказки это событие (повторение действий узнавания и называния)
2. Найдите в тексте сказки слова, соответствующие иллюстрации.
Задание переключает внимание ученика с иллюстрации эпизода на его словесное описание. Такая работа позволяет ему найти (по памяти) соответствующий фрагмент текста, соотнести его с рисунком и сделать первоначальное, еще неосознанное сравнение двух разных способов изображения одного и того же предмета. В свою очередь, такое сравнение позволяет сделать первый шаг в восприятии народной сказки-цепочки как словесной игры, в которой появление каждого персонажа сопровождается повторением словесной формулы.
3. Назовите все предметы, о которых не говорится в сказке, которые художник сам придумал и нарисовал.
Это задание (повторенное несколько раз на разных сказках) закрепляет представление (впечатление) ученика о формульности текста сказки. В тексте сказки только называются действия, персонажи и места, где они появляются. На иллюстрации – подробности изображения каждого персонажа и места действия.
На рисунке – последний эпизод из сказки «Заюшкина избушка». Заяц и Петух за столом пьют чай.
1.Как называется сказка? (Здесь и далее до конца задания повторение действий узнавания, называния, наблюдения, сравнения)
2.Какой момент действия изображен? Найдите в тексте слова, соответствующие иллюстрации. Попробуйте рассказать эпизод со всеми подробностями, которые вы видите на рисунке. Что у вас получилось? Можно ли так рассказывать сказку?
3. Попробуйте вспомнить и рассказать эту сказку от начала и до конца.
(Воспроизведение формулы сказки и последовательности появления персонажей)
4.Какие эпизоды вы забыли, а что придумали от себя?
Это задание предполагает первоначальную попытку первоклассников размышлять над собственными действиями. Такие размышления становятся основой для преобразования игровой ситуации (то есть запоминания и воспроизведения словесных формул) в учебную (то есть различение структурных элементов сказки).
Основное правило предлагаемых заданий – стремление к дословному воспроизведению текста, к подробному и равноправному для всех участников обсуждению наблюдаемых фактов. Критерием правильного ответа на вопрос всегда служит текст.
Что после чего случается?
Выполняя предыдущие задания, ученики не могли не заметить, что по ходу истории в сказках «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» появляются все новые персонажи. Теперь им предлагается присмотреться к персонажам более пристально. Для этого учитель снова обращается к иллюстрациям, которые уже рассматривались, и помещает последовательно каждую из них в центр схемы из трех частей (колонок).
Получится следующая картина.
/Дед, Бабка/ ВНУЧКА /Дед, Бабка, Внучка, Жучка/
Такая форма задания – иллюстрация в центре и две пустые колонки по бокам – наглядный способ обратить внимание детей на некоторые «правила», закономерности, по которым присоединяются события в народной кумулятивной сказке. Записывая в левой и правой колонках имена персонажей, ученики воспроизводят правильный порядок следования событий: «Позвал дед бабку… Позвала бабка внучку. Позвала внучка Жучку…». Учитель предлагает комментировать событие каждого эпизода – сначала два персонажа, потом три, потом четыре.
2. А теперь попробуйте рассказать эти же события в обратном порядке:
справа налево. Что у вас получилось?
Следует попробовать пересказать полученный результат перестановки персонажей: дед, бабка и внучка тянут репку, потом только дед и бабка, потом только дед.
3.Можно ли так рассказывать сказку?
Скорее всего, дети придут к выводу, что в обратном порядке эта сказка не рассказывается. Такое упражнение представляет собой первоначальный шаг в сопоставлении двух вариантов события – «правильного» и деформированного, то есть простейшее наблюдение за появлением персонажей и установление причины (правила) такого порядка (например, цепочка).
4.Если так сказку рассказывать нельзя, попробуйте объяснить, почему история не складывается.
В этом задании реализуется попытка словесно выразить свои наблюдения за построением сказки. Очень важно, чтобы дети подробно проговорили те факты, сопоставление которых позволило им сразу сказать – нельзя так рассказывать.
Примерное рассуждение учеников (возможно, вместе с учителем): в сказке сначала один дед тянет репку, потом он зовет бабку, потом бабка зовет внучку. Если рассказывать наоборот, то тогда бабка прогоняет внучку, а дед прогоняет бабку и тянет репку один. Это не так, как в этой сказке, но смешно.
2.Теперь попробуйте рассказать об этих же событиях в измененном порядке, начиная с персонажа, изображенного справа. Что у вас получилось?
Задание предполагает обязательное воспроизведение формулы сказки при перемене последовательности персонажей. Если рассказывать, следуя за формулой сказки: («Терем-теремок, кто в тереме живет? Я – мышка-норушка, я – лягушкаквакушка, а ты кто? Я – зайчик-побегайчик. Ступай к нам жить». Стали они жить втроем) – то в теремке должны поселиться три персонажа, а не два, как нарисовано в средней колонке. Далее, если за зайцем появляется лягушка и просится в теремок, то в теремке уже находится такой персонаж, и формула не складывается.
3.Можно ли так рассказывать эту сказку?
Проведенные наблюдения позволяют заключить, что справа налево сказку рассказывать нельзя. Зато сказку можно рассказывать, меняя последовательность появления персонажей. Например, вместо лягушки появляется заяц, потом волк, потом лиса и т. д. Такая игра-деформация позволяет детям выполнить несколько учебных действий: запомнить словесную формулу (вопрос-ответ с перечислением персонажей) и «рисунок» сюжета (накопление персонажей в одном месте).
4.Если это задание вам понятно, повторите его самостоятельно на сказках «Колобок» и «Заюшкина избушка».
Задание рассчитано на воспроизведение словесной формулы каждой сказки и ее запоминание. Такие учебные действия способствуют накоплению в памяти учеников разных словесных формул для дальнейшего их сравнения.
5.Попробуйте найти такой эпизод сказки, когда перестановка событий невозможна.
Задание предполагает перебор событий, позволяющий запоминать персонажей и моменты их появления. Научаясь практически делить сюжет на события и переставлять их, дети приходят к выводу, что перестановка событий окажется невозможной, если в центр поместить первый или последний эпизоды сказки.
6.Объясните, почему это происходит?
Для учителя представляет интерес, как ученики словесно оформят свои наблюдения за построение простейшей цепочки персонажей. Это задание предполагает зарождение первоначальных представлений о начале и конце истории.
На практике такое заключение (то есть осознание того, что каждая история имеет свое начало и свой конец) достаточно сложно для читателя-первоклассника и обозначает некий «прорыв» к представлению о строении словесного произведения.
7.Выбирайте такие эпизоды, чтобы перемена персонажей не мешала ходу действия.
Предлагаемая игра-деформация содействует запоминанию словесной формулы каждой сказки, набора персонажей и «рисунка» сюжета (последовательность встреч, накопление в одном месте, насылка или отсылка).
8.Подумайте, что в этом случае меняется в сказке.
Рассуждения о том, не все ли равно, в какой очередности появляются персонажи в истории, могут подвести первоклассников к мысли (представлению, догадке), что появление персонажей в сказке-цепочке подчиняется какому-то правилу.
9.Какая сказка вам больше нравится, народная или переделанная? Почему?
Задание предполагает обмен читательскими впечатлениями, которые напрямую зависят от строения текста. Появляется объективно наличествующий для всех читателей-учеников предмет обсуждения. Происходит сравнение вариантов деформированных текстов и попытка словесно выразить результаты своих наблюдений и предпочтений.
Кто за кем появляется?
ДЕД БАБКА ВНУЧКА ЖУЧКА КОШКА мышка
2. Таким же образом изображаются персонажи сказки «Колобок»:
КОЛОБОК ЗАЯЦ ВОЛК МЕДВЕДЬ ЛИСА
Если также изобразить персонажей сказки «Теремок», то получится такая картина:
МЫШКА ЛЯГУШКА ЗАЯЦ ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
Мы надеемся, что внимательно рассматривая и сравнивая получившиеся рисунки-схемы ученики могут самостоятельно сделать вывод о том, что в народной сказке-цепочке персонажи располагаются от меньшего к большему (по нарастанию) или от большего к меньшему (по убыванию).
3. Теперь следует проверить полученное предположение на других сказках, таких как «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Бычок – смоляной бочок» и др.
Это задание можно выполнять, размещая на доске сделанные детьми рисункисхемы каждой сказки. Ученики сравнивают рисунки по их соответствию тексту сказки по таким показателям:
— последовательность появления персонажей друг за другом;
— правильное наименование персонажей;
— следование принятым правилам изображения персонажей.
Сравнение рисунков и определение тех, которые соответствуют тексту сказки, способствует зарождению первоначальных представлений о правилах построения сказки-цепочки.
Как нарастают события в цепочке Продолжим наши наблюдения за появлением персонажей в сказке и тем, как они связаны между собой.
1. Попробуйте нарисовать схему событий сказки «Репка», используя условные знаки. Покажите стрелочками, как дед, бабка и другие персонажи тянут репку. Что у вас получилось? Довольны ли вы вашим рисунком? Можно ли по нему рассказать «Репку» и не ошибиться?
При выполнении этого задания учителю следует учесть, что в изображении детей появится много вариантов схемы «Репки». Так, одни ученики рисуют схему по эпизодам: сначала Репку, Деда и Бабку; затем Репку, Деда, Бабку и Внучку и т. д.
Другие могут нарисовать сразу цепочку персонажей от Репки до Мышки, показав стрелочкой связь от одного к другому. Предметом обсуждения в этом случае становится количество схем для одной сказки и отличие иллюстраций к эпизодам сказки от схемы событий.
2.Теперь сравните свой рисунок и схемы, которые нарисовали для этой сказки ваши одноклассники.
На доске прикрепляются рисунки-схемы, выполненные учениками (по желанию их авторов, каждый из которых «защищает» свою схему).
Какая схема, по вашему, соответствует тексту: первая, вторая или третья?
Учитель помогает детям комментировать схемы, сверяя по тексту, как располагаются персонажи: большой, поменьше и т. д., или маленький, побольше и т.
д., в какую сторону направлены стрелки, сколько схем нарисовано для одной сказки.
3. Попробуйте рассказать сказку, следуя за схемами поочередно. Какая история получилась самой смешной?
Это задание объединяет два вида наблюдений за событиями сказки:
— очередность появление персонажей и связь между ними (последовательность событий);
— способ словесного оформления каждого действия (словесная формула).
Учитель может обратить внимание детей на то, что словесный «узор» сказки не совпадает со схемой действия персонажей, и попросить желающих попытаться изобразить с помощью цветных линий, как нарастают словесные формулы и как они присоединяются друг к другу.
4. Повторите это задание для сказки «Теремок». Сначала нарисуйте всех персонажей в той последовательности, в которой они появляются в сказке.
5. Посмотрите, как изобразили ваши одноклассники события в сказке «Теремок». Сравните вашу схему с рисунками на классной доске. Согласны ли вы с таким изображением? В каких схемах, по-вашему, есть ошибки?
Попробуйте рассказать сказку по этим схемам. Можно ли так рассказывать?
Что у вас получилось? (Здесь и в следующем задании повторение действий наблюдения, узнавания, сравнения, перестановки персонажей и воспроизведения словесной формулы).
6. Повторите это задание для сказки «Колобок».
7. Теперь сравните схемы сказок «Репка», «Колобок», «Теремок». Вы увидите, что расположение стрелок, связывающих персонажей, в каждой сказке отличаются друг от друга.
Желательно, чтобы дети попробовали словесно описать изображенную стрелками связь между персонажами. Допустим, в сказке «Репка персонажи цепляются друг за друга; в сказке «Колобок» персонаж встречается сначала с одним, потом с другим, потом с третьим и т. д. и каждому встречному поет песенку; в сказке «Теремок» персонажи спрашивают, отвечают и все собираются в одном месте.
8. Внимательно рассмотрите схему еще одной знакомой вам сказки.
Попробуйте кратко определить, что в ней происходит.
На рисунке-схеме персонажи сказки «Петушок и бобовое зернышко» и стрелки, показывающие ход событий. Учитель может напомнить начальное событие сказки.
Петушок курочка корова хозяйка хозяин косари кузнец
Расскажите историю от начала и до конца, не пропуская ни одного события.
Возможно, ученики сами увидят, что «рисунок» схемы действий (как связаны между собой персонажи) в этой сказке совсем не такой, как на схемах «Репки», «Теремка» и «Колобка». Каждый персонаж отсылает курочку, и она бежит от одного к другому по цепочке, пока, наконец, кузнец не выполняет ее просьбу. Тогда курочка по той же цепочке бежит в обратном направлении и спасает петушка. Игровой момент этой обучающей ситуации – вспомнить словесную формулу сказки и воспроизвести ее с соответствующими схеме повторами и изменениями.
Желательно, чтобы дети, сравнивая рисунки-схемы, попытались высказать первоначальное предположение о том, что определяет последовательность событий в сказке-цепочке. Проверить правильность сделанных предположений позволит следующий этап работы непосредственно над текстами народных сказок.
Связь слов в цепочке событий
Мы надеемся, что устный, игровой этап ознакомления со сказками-цепочками позволил первоклассникам приобрести некоторый опыт рассмотрения строения (состава) народной сказки. Теперь им предстоит применить полученный опыт к новой учебной ситуации – читая текст, увидеть в нем не только очередность появления персонажей, но и повторяющуюся словесную формулу. Новым в учебной работе учеников-читателей станет определение правил присоединения персонажей и способов построения словесной формулы по мере продвижения действия от начала к концу истории.
Повторяются и развиваются те же учебные действия наблюдения, называния, узнавания, сравнения, обобщения, но качество этих действий (то есть уровень различения структурных элементов текста) становится иным.
1. Читая сказку, постарайтесь отмечать в тексте, как (благодаря чему) появляются все новые и новые персонажи.
ВОЙНА ГРИБОВ
В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.
— Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
— Мы – столбовые дворянки! Не пойдем на войну!
— Приходите вы, рыжики, ко мне на войну!
Отказались рыжики:
— Приходите вы, волнушки, ко мне на войну!
Отказалися волнушки:
— Мы, волнушки, старушки! Не пойдем на войну!
— Приходите вы, опенки, ко мне на войну!
Отказалися опенки:
— У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну!
— Приходите грузди ко мне на войну!
— Мы, грузди, ребятушки дружны! Пойдем на войну!
2. Что повторяется в этой сказке? Что меняется, а что остается неизменным?
Ответить на первый вопрос легко, просто рассматривая текст. Приказ Гриба боровика «Приходите. ко мне на войну» повторяется пять раз. Четыре раза повторяется отказ: «Отказалися. Не пойдем на войну». Труднее заметить, что меняется. В этих целях можно прочитать (или рассказать) эту сказку по ролям. Тогда обнаружится, что «по цепочке» появляются все новые и новые персонажи-грибы.
3. Можете ли вы догадаться, как связаны между собой приказ и отказ?
Попробуйте поменять ответы грибов местами. Например:
— Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
— Мы – богаты мужики! Не пойдем на войну!
Перестановка отказов персонажей на приказ Гриба позволяет увидеть, что дело в созвучии слов, в рифме. Ученикам следует найти и перечислить рифмы: белянки – дворянки, рыжики – мужики, волнушки – старушки.
4. Может быть, вы придумаете несколько новых приказов и отказов?
В случае затруднения учитель подсказывает названия грибов: чернушки, сморчки, лисички, мухоморы и т. п., после чего подобрать слова-рифмы и повторить словесную формулу (приказ – отказ) для детей не составит труда. Выполнение этого задания в игровой форме позволяет ученикам «на практике» почувствовать, понять, ощутить одно из правил, по которым складывается словесная формула.
Изображение конкретных «грибов» и связей между ними с помощью знаков соответствует выявленному правилу и закрепляет его.
Нет козы с орехами Попробуйте «досказать» пропущенные в тексте сказки строчки. Они у вас перед глазами. Нужно только сообразить, в какой последовательности их читать.
Пошел козел лыки драть, а коза орехи рвать.
Пришел козел с лыками – нет козы с орехами.
Нет козы с орехами, нет козы с калеными!
— Ну, добро же, коза! Пошлю на тебя волка.
Волк нейдет козу гнать.
Нет козы с орехами, нет козы с калеными!
— Добро же, волк! Нашлю на тебя медведя.
Дубье нейдет людей бить,————————Добро же, дубьё! Пошлю на тебя топор.
Пришла коза с орехами, пришла коза с калеными.
Это задание может выполняться в двух вариантах. Первый вариант – игровое воспроизведение текста. Учитель читает начальное событие, интонацией выделяя первое словесное звено: «Добро же, коза, нашлю на тебя волка. Волк нейдет козу гнать…». Детям предлагается сообразить, какова следующая фраза в звене и досказать ее: «Нет козы с орехами, нет козы с калеными». Далее учитель интонирует следующее обращение: Добро же, волк, нашлю на тебя медведя», а ученики пытаются выстроить второе словесное звено. И т. д. до конца истории.
Такой вариант предполагает определение словесной формулы на слух, что достаточно сложно. Но при коллективном игровом исполнении (а также подсказках учителя) уже с четвертого звена ученики угадывают правило наращивания словесной формулы и воспроизводят ее с удовольствием.
Второй вариант выполнения задания предполагает пристальное рассматривание текста с целью увидеть, как складывается словесная формула и как появляются все новые персонажи. В содержании вопросов к тексту сказки последовательно подсказываются повторяющиеся элементы словесной формулы и способ их соединения. Такие учебные действия, возможно, более наглядны и результативны, но и в них заложено достаточное интеллектуальное напряжение.
1. Посчитайте, сколько раз повторяется в сказке обращение: «Добро же…».
Из какого количества звеньев состоит каждое обращение?
Обращение: «Добро же…» повторяется девять раз и служит для присоединения нового персонажа от начала цепочки – «Добро же коза. волк. медведь. и т.д.
Словесная формула строится по нарастанию, включая в свой состав все новые звенья: «Волк нейдет козу гнать, нет козы с орехами, нет козы с калеными», «Медведь нейдет волка драть, волк нейдет козу гнать, нет козы с орехами…» и т. д.
2. Найдите в сказке тот момент, когда фраза-цепочка начинает двигаться в обратном направлении. Из какого количества звеньев она составлена?
Последняя фраза-цепочка составлена из девяти звеньев, то есть соответствует количеству персонажей, участвующих в событии, и перечисляет их в обратном порядке.
3. Попробуйте нарисовать схему действия сказки «Нет козы с орехами». Для начала нарисуйте цепочку действующих лиц:
Козел коза волк медведь люди дубье топор камень огонь вода ветер Теперь попробуйте изобразить каждое звено сказки. Как бы закончить схему так, чтобы все звенья соединились в одну цепочку?
Изобразить с помощью стрелок связь между персонажами (обращение – невыполнение) достаточно легко, так же как и последнюю цепочку обратного движения от одного персонажа к другому. А вот как изобразить словесную формулу, состоящую из разного количества звеньев – это замысловатая задача. Возможно, ученики предложат коллективное обсуждение одной общей схемы или нескольких схем.
4. Чем похожа сказка «Нет козы с орехами» на сказки «Война грибов» и «Петушок и бобовое зернышко»? А чем от них отличается?
Сходство и различие в строении сказок детям заметить не сложно. Труднее описать, в чем оно проявляется. Поэтому учитель может ограничиться указанием и называнием в ответах учеников повторяющихся элементов словесных формул. Если же читатели-ученики попытаются, пусть в первом приближении, самостоятельно составить словесное описание формулы, это в значительной степени облегчит им в дальнейшем сравнение структуры сказок.
В сказке «Нет козы с орехами» повторяется обращение к персонажу и отказ выполнить пожелание, а в сказке «Война грибов» повторяется приказ и отказ. В этом их сходство. Различие в составе словесной формулы. В сказке «Нет козы с орехами»
каждое неповиновение нового персонажа присоединяется к предшествующему словесному звену. Появляется цепочка звеньев, которая нарастает к концу сказки. В «Войне грибов» такого присоединения предшествующих звеньев нет.
В сказке «Петушок и бобовое зернышко» похож способ появления нового персонажа – просьба и отказ, но словесная цепочка не нарастает, а каждому событию соответствует одно звено. Зато в конце сказки действие движется в обратном направлении, захватывая всех персонажей, как в сказке «Нет козы с орехами».
Дом, который построил Джек (перевод с английского С. Маршака) Доскажите недостающие строчки по примеру предыдущей сказки.
Вот дом, Который построил Джек.
А это пшеница, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
А это веселая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу,
Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота,
А это корова безрогая, Лягнувшая старого пса без хвоста,
А это старушка седая и строгая, Которая доит корову безрогую,
А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с коровницей строгою,
Вот два петуха, Которые будят того пастуха,
1. Чем эта английская сказка похожа на сказку «Нет козы с орехами» и чем от нее отличается?
Сходство очевидно – сказки похожи нарастанием звеньев в фразе-цепочке по правилу присоединения словесных звеньев от конца к началу перечисления персонажей. С этим наблюдением дети справляются легко. А вот определить отличия сказок сразу не получается. Нужно догадаться, что способом связи персонажей в английской сказке служит не обращение – невыполнение, а называние персонажей по постоянному месту их взаимодействия возле дома, который построил Джек. Прояснить эту ситуацию поможет выполнение следующего задания.
2. Попробуйте нарисовать дом, который построил Джек, и разместить на рисунке всех персонажей, перечисленных в сказке. Что у вас получилось – иллюстрация или схема? Почему?
4.Вспомните и просмотрите еще раз сказки этого раздела. Почему он называется «Связь слов в цепочке событий»? Может быть, вы придумаете для него другое подходящее название?
С чего все началось и чем закончилось?
У страха глаза велики Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка норушка.
Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки – трех! плёх! У курочки – трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки – трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх1 Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп – и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печкой схоронилась. Бабка охает:
— Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
1. Представьте себе, как все произошло. Перечислите всех персонажей сказки. Кто их так напугал? Как на этот вопрос отвечает каждый персонаж сказки?
Задание носит несколько провокационный характер, поскольку не предполагает прямых ответов. В данном случае важен выход читателей-учеников на самостоятельные наблюдения за фактами текста. Мы надеемся, что уже при первом чтении ученики заметят знакомые им элементы кумулятивного сюжета и приемы словесной игры: цепочку персонажей от большего к меньшему; такую же цепочку предметов (ведер и источников воды); рифму и звукоподражание.
2.Нарисуйте иллюстрации к рассказам персонажей.
Желательно, чтобы иллюстрации были нарисованы к рассказам всех персонажей.
Тогда из отдельных листов можно будет сложить диафильм, изображающий последнее событие сказки. При обсуждении соответствия рисунков тексту сказки следует учесть, что чудовище было воображаемым, а не реальным. Как это изобразить?
3.Попробуйте объяснить, почему у каждого из них свой ответ. Может ли так быть, чтобы бабушка испугалась кошки, внучка – зайца, а мышка – медведя?
Объяснение подсказано в содержании вопроса. Каждый пугается того, кого действительно боится.
Яичко Жили себе дед да баба, у них была курочка ряба; снесла под полом яичко – пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала, да хвостиком и раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!
Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:
— Как нам не плакать! – отвечают дед и баба. – Есть у нас курочка ряба; снесла под полом яичко – пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала, да хвостиком и раздавила.
Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми ведрами.
— Ах, матушка! – говорят они попадье. – Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь.
А на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка ряба; снесла под полом яичко – пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала, да хвостиком и раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!
На ту пору попадья квашню месила. Как услышала она, что дед плачет, баба плачет, а курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.
Пришел поп с книгою.
— Ах, батюшка! – сказывает ему попадья. – Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка ряба;
снесла под полом яичко – пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил – не разбил, баба била – не разбила, а мышка прибежала, да хвостиком и раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!
Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.
1. Какая часть истории, рассказанной в сказке «Яичко», похожа на известную сказку «Курочка Ряба»? Определите, пожалуйста, каково различие между ними.
Прежде всего, очевидно, нужно выделить эпизод, который полностью совпадает со сказкой «Курочка Ряба». Дети всегда точно определяют его границы: от начала истории до слов «а курочка кудкудачет». Определить различие тоже не сложно.
Достаточно, если ученики укажут на участие в истории новых персонажей и наличие словесных повторов.
2. Что в сказке «Яичко» изменяется, а что остается неизменным от начала к концу истории?
Этот вопрос более сложный и предполагает узнавание учениками в сказке «Яичко» сказки-цепочки. При повторном чтении текста следует обратить внимание на словесную формулу и определить, из каких звеньев она составлена, что в ней сохраняется, что изменяется, сколько раз она повторяется и можно ли продолжить историю. Теперь самое важное наблюдение и догадка – что остается неизменным?
Если дети сумели продолжить историю и правильно изобразили реакцию на событие все новых персонажей, возможно, кто-то из них догадается, в чем тут дело. В любом случае, поможет разобраться в ситуации следующее задание.
3. Сравните начало сказки и ее конец. Можно ли, узнав о первом событии (мышка раздавила хвостиком яичко), догадаться, к каким последствиям оно приведет?
Сравнение первого и последнего эпизодов истории про разбитое яичко ясно показывает, что заключительное событие никак не связано с первым. Но если сопоставить последние действия персонажей в каждом эпизоде, то становится очевидным, что неизменной остается реакция персонажей на пустяковое событие.
Дед плачет, баба плачет, поповы дочери «со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми ведрами». Попадья «с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу». Наконец, «поп затужилзагоревал, свою книгу в клочья изорвал».
Сама сказка первая преувеличивает событие, доводя его до грандиозных размеров: «ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!» Наверное, можно сказать, что в сказке изображена веселая, игровая ситуация насмешки над персонажами, которые горюют и убиваются по пустякам.
Курочка, мышка и тетерев
В далекие времена жили-были курочка, мышка и тетерев. Однажды нашла курочка ячменное зерно и от радости даже раскудахталась:
— Нашла зерно, зерно нашла. Надо его смолоть! А кто понесет на мельницу?
Нечего делать, взяла курочка зерно и понесла. Пришла на мельницу, смолола зерно.
— Кто домой муку снесет? – спросила.
Нечего делать, взяла курочка муку и принесла домой.
— Кто хлеб замесит? – спросила курочка.
Замесила курочка тесто, и печку затопила, и хлеб сама посадила в печь. Вышел каравай на славу: пышный да румяный. Курочка на стол его поставила и спрашивает:
— А кто есть его будет?
И оба уселись за стол.
1. С какого события все началось? Каким событием все закончилось?
Посчитайте, сколько разговоров персонажей помещается между началом сказки и ее концом. Зачем нужен каждый разговор? Попробуйте продолжить количество разговоров до того места в сказке, где ход действия изменяется.
2. Расскажите эту историю так, как будто курочка жила одна. Получилась ли сказка-цепочка?
Задание к этой сказке представляется нам простым, повторяющим все известные детям способы действий и рассуждений.
Жили-были старик да старуха. Не было у них детей. Старуха и говорит:
— Старик, вылепи из глины паренька, будто и сын будет.
Старик вылепил из глины паренька. Положил его на печку сушить. Высох парень и стал просить есть:
— Дай бабка молока кадушечку да хлеба мякушечку.
Принесла ему бабка это, а он съел все и опять просит:
— Есть хочу! Есть хочу!
И съел он у старика со старухой весь хлеб, выпил все молоко и опять кричит:
— Есть хочу! Есть хочу!
Нечего ему больше дать. Глиняный парень соскочил с печки и съел бабку с прялкой, дедку с клюшкой и пошел на улицу.
Идет, навстречу бык.
— Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой – и тебя, бык, съем!
Идет дальше. Навстречу дроворубы с топорами. Глиняный парень и говорит:
— Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами – и вас всех съем!
И съел дроворубов с топорами.
Идет дальше. Навстречу ему бабы с косами и мужики с граблями. Глиняный парень и говорит:
— Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дроворубов с топорами – и вас всех съем!
Съел мужиков с косами да баб с граблями и дальше пошел. Встретил глиняный парень козла и говорит:
— Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дроворубов с топорами, мужиков с косами да баб с граблями – и тебя, козел, съем!
А козел ему говорит:
— Да ты не трудись, стань под горку, а я стану на горку, разбегусь да тебе в рот и прыгну.
Стал глиняный парень под горку, а козел разбежался с горы да рогами в брюхо как ударит! Тут и рассыпался глиняный парень.
И вышли из брюха бабка с прялкой, дедка с клюшкой, бык с рогами, дроворубы с топорами, мужики с косами да бабы с граблями.
Всех козел избавил.
1. Как вы думаете, почему главное действующее лицо сказки не живой парень, а глиняный?
Смысл этого задания заключается в доказательном обосновании предложенных учениками версий. Предполагается, что дети будут мотивировать свои гипотезы, опираясь на приобретенный уже читательский опыт, то есть на жанровые признаки сказки-цепочки. Однако на практике такое развитие учебной ситуации происходит редко. Поэтому учитель просит запомнить (записать) гипотезы, и дети переходят к обсуждению следующих вопросов.
2. Сколько встреч происходит в этой сказке? Есть ли в ней другие события?
«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет» ШЕСТЫЕ БАЙКАЛЬСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЧТЕНИЯ В трех томах Том Материалы УДК 009(063) ББК 94л0 Ш5 Печатается в соответствии с планом научно-исследовательских работ ИГУ Редакционная коллегия: А. И. Смирнов (гл. ред.), Ю. А. Зуляр (науч. ред.), И. П. Белоус, Н. С. Коноплёв, Н. С. »
«Федеральная таможенная служба России Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Ростовский филиал ОДОБРЕНЫ Ученым советом Ростовского филиала Российской таможенной академии (протокол № 5 от 24 декабря 2013 года) НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСТОВСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ (ОТЧЕТЫ ЗА 2013 ГОД) СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Ростовского филиала по научной работе Н.А. Ныркова декабря 2013 г. Начальник НИО. »
«Fhilip Kotler A FRAMEWORK FOR MARKETING MANAGEMENT Second Edition Prentice Hall Upper Saddle River, New Jersey, 07458 Котлер ФИЛИП Маркетинг менеджмент Экспресс-курс* 2-е издание Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара • Новосибирск Киев • Харьков • Минск Филип Котлер Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс 2-е издание Серия «Деловой бестселлер» Перевела с английского Д. Раевская Заведующий редакцией С. Жильцов Руководитель проекта Т. Середова. »
«ОБСЕ Бюро по демократическим институтам и правам человека Миссия по наблюдению за выборами Республика Казахстан Досрочные президентские выборы, 26 апреля 2015 г. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ 26 марта – 14 апреля 2015 года 16 апреля 2015 г. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ I. 25 февраля Президент Республики Казахстан объявил о проведении 26 апреля досрочных • выборов. Для победы на выборах кандидат должен получить не менее 50 процентов голосов избирателей; в случае необходимости, в течение двух месяцев проводится. »
«www.success.am Дейл Карнеги Как перестать беспокоиться и начать жить Сканирование – Faiber, апрель 2006 «Как перестать беспокоиться и начать жить»: Прогресс; 1989 Оригинал: Dale Carnegie, “How to Stop Worrying and Start Living” Перевод: З. П. Вольской Аннотация Невероятно бурное, сложное, проблематичное начало XXI века!. Как выжить в нем, оставаясь Человеком? Как помочь близким и дорогим людям разобраться в себе? Как найти себя? Как перестать беспокоиться и начать жить? На эти и многие другие. »
«SOS Детская деревня Темиртау. Сборник по обмену опытом №7. 1 СОДЕРЖАНИЕ Вступительное слово национального директора КФ «SOS Детские деревни Казахстана» Б. ДЖЕНАЛАЕВА. 2 А. ДЮЗЕНОВА. Дом, открытый для всех.. 3 Л. СТРАШКО. Мой путь в детской деревне.. 5 Е. СИНЕЛЬНИКОВА. Забота о зрении детей.. 9 С. МУСАЛИМОВА. Актуальные вопросы раннего развития детей.12 В. ДУБРОВСКИЙ. Немонетарная мотивация сотрудников..15 Н. БЕЛОВА. Воспитание без ошибок.. 20 Н. ЗВЕРЕВА. «Мамина гостиная» как одна из. »
«ISSN 2224-5294 АЗАСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ЛТТЫ ЫЛЫМ АКАДЕМИЯСЫНЫ ХАБАРЛАРЫ ИЗВЕСТИЯ NEWS НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ НАУК OF THE NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ОАМДЫ ЖНЕ ГУМАНИТАРЛЫ ЫЛЫМДАР СЕРИЯСЫ СЕРИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК SERIES OF SOCIAL AND HUMAN SCIENCES 6 (304) АРАША – ЖЕЛТОСАН 2015 ж. НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ 2015 г. NOVEMBER – DECEMBER 2015 1962 ЖЫЛДЫ АТАР АЙЫНАН ШЫА БАСТААН ИЗДАЕТСЯ С ЯНВАРЯ 1962 ГОДА PUBLISHED SINCE JANUARY 1962 ЖЫЛЫНА 6 РЕТ. »
«Vdecko vydavatelsk centrum «Sociosfra-CZ» State University named after Shakarim Semey City Penza State Technological University SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT AND QUALITY OF LIFE: HISTORY AND MODERN TIMES Materials of the V international scientific conference on March 15–16, 2015 Prague Social and economic development and quality of life: history and modern times: materials of the V international scientific conference on March 15–16, 2015. – Prague : Vdecko vydavatelsk centrum «Sociosfra-CZ». »
«С. И. КОРМИЛОВ ШАПИР О ГАСПАРОВЕ В своем выступлении на вечере памяти М. Л. Гаспарова декабря г. М. И. Шапир сказал: «Еще при жизни Гаспарова началась его мифологизация, ставшая особенно заметной сейчас. Это, судя по всему, неизбежно и отражает человеческую потребность в кумирах» [Шапир : ]. Мифологизация действительно есть, но не только положительная. Михаил Леонович в значительной степени сам создал свой образ. Прежде всего, разные специализации, в рамках которых он работал, он представлял. »
«Готовность беларусского высшего образования к вступлению в ЕПВО Альтернативный доклад 2014 год Оглавление I. Обзор национальной системы высшего образования II. Структурные реформы 1. Система академических степеней. Рамки квалификаций. Возможности трудоустройства 2. Обеспечение качества 3. Признание квалификаций III. Другие ключевые области 1. Академическая мобильность 2. Социальное измерение высшего образования IV. Ценности и фундаментальные принципы 1. Академическая свобода и институциональная. »
«КОМИТЕТ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ Аналитический доклад № 3 по долгосрочному наблюдению выборов 13.09.201 Основные тенденции выдвижения кандидатов и партийных списков Данный доклад № 3 подготовлен в рамках мониторинга избирательной кампании по региональным и местным выборам, назначенным на 13 сентября 2015 года, экспертами Комитета гражданских инициатив (КГИ) и посвящен аналитическому обзору основных тенденций данной избирательной кампании по итогам этапа выдвижения кандидатов и партийных списков. »
«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» Руководство по качеству ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема» УТВЕРЖДАЮ И.о. ректора университета _ Н.Г. Баженова _ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема» РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема» РК-2014 Версия 3.0 Биробиджан, 2014 Руководство по качеству ФГБОУ ВПО «ПГУ им. »
«ПРОЕКТ Одобрена I Всероссийским съездом оценщиков 14марта 2013 г. КОНЦЕПЦИЯ Развития оценочной деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2013 – 2017 г.г. Москва 2013 г. Оглавление Оглавление ВВЕДЕНИЕ 1. КРАТКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД 1993 – 2013 Г.Г..6 2. АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. »
«Годовой отчет Сердце Санкт-Петербурга и Ленинградской области В непрерывном ритме смены напряжения и расслабления сердце дает нам энергию на протяжении всей жизни. Благодаря уникальным свойствам своих клеток, оно служит для человека генератором, бесперебойно посылающим энергию во все органы и клетки тела. В каждой клетке тела – а их примерно 75 миллиардов – энергия сердца. Энергия – это ключевое слово современного мира. Как человек не может жить без энергии сердца, так и мегаполисы, города. »
«ДАЙДЖЕСТ ВЕЧЕРНИХ НОВОСТЕЙ 19.06.2015 НОВОСТИ КАЗАХСТАНА Назарбаев посетит Национальный день Казахстана на EXPO-2015 в Милане. 3 Мажилис рассмотрит проект нововведений по вопросам пенсионного обеспечения Министерство здравоохранения и соцразвития РК вручило медикам ведомственные награды МИР РК: Судоходство Казахстана соответствует международным стандартам. 4 В Казахстане дефицит квалифицированных юристов – МОН РК КТЖ и Сбербанк РФ подписали меморандум о сотрудничестве в сфере финансирования. »
«УДК 339.13(075.8) ББК 65.42я73 Д Перевод с английского В.Н. Егорова Рецензенты; д-р экон. наук, проф. М.М. Макетное; д-р экон. наук, проф. Г.А, Васильев; д-р экон. наук, проф. М.А. Комаров Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвшш Джоббер Д., Ланкастер Дж. Д42 Продажи и управление продажами: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 622 с. ISBN 0-273-64210-3 (англ.) ISBN 5-238-00465-6 (русск.) Этот популярный английский учебник содержит пять частей В первой части («Продажи»). »
«Информационные технологии в Оренбургском государственном университете: проспект/ под ред. В.В. Быковского, Е.В. Дырдиной; Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. – 48с. Дизайн: И.В. Возяков Фото: А.И. Матюшко, А.М. Зубарев Выпущено по заказу Оренбургского государственного университета © Оренбургский государственный университет, 2009 Оренбургский государственный университет – крупнейший вуз Оренбургской области, учебный, научно-исследовательский и культурный центр, последовательно реализующий в Оренбуржье. »
«ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сборник докладов о событиях 2012 года Москва 2013 УДК 342.7(470+571)(042.3)«2012» ББК 67.400.7(2Рос) П68 Составители: Вадим Карастелев, Николай Костенко (отв. редактор), Даниил Мещеряков Права человека в Российской Федерации : докл. о событиях 2012 г. П68 / [сост. В. Карастелев]. — М. : Моск. Хельсинк. группа, 2013. — 264 с. — ISBN 978-5-98440-071-8. I. Карастелев, Вадим, сост. В сборник вошли тематические доклады, подготовленные известными в своих областях. »
«В ПОМОЩЬ ЭКСПОРТЕРУ: ВЫБОР И ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ Комитет торговли АО “Корпорация по развитию Министерства индустрии и торговли и продвижению экспорта Республики Казахстан “KAZNEX” ВЫБОР И ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКОВ В преддверье вступления Казахстана в ВТО, а также в условиях международной глобализации бизнеса казахстанским предприятиям необходимо найти свое место на мировом рынке. Предприниматели рано или поздно сталкиваются с необходимостью диверсифицировать производство или экспортировать свои. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.