Что такое сказки и былины и чем они отличаются
Чем сказка отличается от былины?
Ответ или решение 2
Сказка является волшебной историей, которая учит читателя только положительному. Сказки чаще всего написаны в прозе. Героями сказки часто становятся необычные герои, на пути которых появляются волшебные злые силы. В сказках добро всегда побеждает зло.
Чем отличается былина от сказки
Былина — это эпическая древнерусская песня народа, которая повествует о реальных событиях в истории относящихся к XI–XVI векам. Главной целью былины является рассказать читателю о богатырях и героях Древней Руси.
Примеры былин
Слово о полку Игореве.
Калин-царь и Илья Муромец.
Сказка — это вымышленная история с фантастическим, героическим или бытовым характером. Сюжет сказки как правило никогда не происходил в реальности. Главной целью сказки является поучение молодого поколения и привитие нравственных и моральных норм через вымышленную историю.
Примеры сказок
Сказка о попе и работнике Балде.
Отличие сказки от былины
Стиль повествования в былине стихотворный, обычно читается под струнный аккомпанемент торжественным речитативом. Слова и части стиха идут в строгой последовательности.
« Сел на бел-горюч камень
И играет в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озерце водица всколыбалася,
Показался, вышел царь морской»
Сказка написана и повествуется обычно в разговорной манере и имеет свободный стиль изложения.
«Мал, мала моя избушка, — говорит зайчик. — Одному прыгнуть некуда. Как тебя пущу-то лисоньку? Не пустил зайка лисоньку в дом. Явилась лиса другой раз и ходить начала. Заладила каждый день к заиньке ходить.»
В былине часто используются такие приемы как троекратные повторения, гиперболы, слова-синонимы, частые эпитеты.
За те за дела твои за великие, За твою-то игру-то за нежную-то, нежнейшую.
В сказках как правило используются традиционные тропы. Шаблонные начала. (Жили-были. В некотором царстве. Баба-Яга костяная нога. Тянут потянут.)
Былина чаще всего написана в жанре народной эпической песни.
Сказка обычно является повествовательным эпическим жанром.
В былине как правило персонаж и событие действительно были списаны с ранее живших героев. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
Сказка всегда описывает вымышленную историю, событие или персонажа. Часто сказка имеет абсолютно фантастический характер. (Царевна-лягушка, Летучий корабль, Конек-горбунок.
В чем отличие между былиной, рассказом и народной сказкой
Содержание статьи
Формальные отличия:
Былина и сказка являются жанрами фольклорными, в отличие от рассказа, являющегося жанром собственно литературным. Это значит, что ни былина, ни сказка не имеют автора как такового. Автором в этом случае считается народное сознание; это некий обобщенный образ автора. Рассказу же неизменно сопутствует автор. Например, рассказ Чехова «Архиерей» или рассказ Эдгара По «Маска красной смерти».
Рассказ и сказка это жанры эпические. Былина же, несмотря на эпический сюжет, все же не теряет связи с лирикой, так как представлена в стихотворной форме.
Время, изображаемое в былине, всегда прошлое. Рассказ допускает помещение сюжета в любое время. Пространство сказки вневременно, универсально.
Герой былины богатырь. Но это образ собирательный, в нем запечатлен облик всего народа. Герои сказки это также образы собирательные. Об этом может свидетельствовать отсутствие какого-либо точного указания на время и место (хронотоп) действия, которое описано в сказке. Кроме того, имена героев «кочуют» из сказки в сказку, именам героев сказок о животных сопутствуют постоянные эпитеты. То есть герои сказки просто переносятся народным сознанием из одного сюжетного пространства в другое. Герой рассказа уникален (преимущественно), эпизод именно из его конкретной жизни становится сюжетообразующим.
Содержательные отличия:
Содержанием былины неизменно является прославление героизма народа. Содержанием рассказа может стать любой эпизод из жизни героя или нескольких героев. Содержанием сказки могут быть сугубо бытовые сюжеты, в других сказках возможны элементы фантастики, волшебства (так называемые «волшебные сказки»).
В былине находят отражение те или иные исторические события и даже герои (в основном это фигура князя), но с преобладающей долей вымысла, потому что, несмотря на историческую с виду подоплеку, эта составляющая реальной истории народа переосмысляется. Здесь былина частично пересекается с рассказом, в котором также могут найти отражение реальные факты (как современные, так и отдаленные во времени), знакомые автору. В остальном же рассказ, будучи жанром литературы как особого вида искусства, это вымысел, иная реальность, пересекающаяся, конечно, с действительностью, но достаточно слабо (иначе суть искусства как вида деятельности исчезает). В этом к нему примыкает сказка, которая представляет собой ирреальность в чистом виде и которая противостоит былине, допускающей в себя «реальность».
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Cловарь терминов русского фольклора
Составитель курса Никита Петров о том, что такое былина, существовал ли Илья Муромец на самом деле и как героем эпоса стал Сталин / Курс №14 «Русский эпос»
Чем сказка отличается от былины, кто такой сказитель и что такое инвариант? Словарь терминов, без которого русский фольклор невозможно понять. © Ещё в курсе №14: продолжение следует.
Славный сильный и храбрый витязь Еруслан Лазаревич едет на чудо великом змее о трех главах, а прекрасная царевна Анастасия Вохрамеевна встречает его. Лубок. Литография В. Васильева. Москва, 1887 год
Никита Петров — фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. Компаративным исследованием эпоса заинтересовался в университете после лекций исследователя былин Ю. А. Новикова, продолжил занятия эпосоведением в Институте высших гуманитарных исследований РГГУ (теперь ИВГИ им. Е. М. Мелетинского), затем в Центре типологии и семиотики фольклора защитил диссертацию под руководством С. Ю. Неклюдова. Сфера научных интересов сегодня — фольклор и мифология, антропология города, эпосоведение, сюжетно‑мотивные указатели, нарратология, антропология памяти.
Автор монографии «Богатыри на Русском Севере» (М., 2008), один из составителей сборников текстов фольклорной прозы «Каргополье: фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни и присловья» (М., 2009), «Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на Русском Севере» (М., 2013), автор статей в энциклопедии «Мифы народов мира» (ОЛМА; СПб., М., 2014).
Богатырские сказки — архаический героический эпос, предшествовавший былинам. В основе сюжета — коллизии «богатырской биографии» (чудесное рождение, героическое детство, героическое сватовство, потеря и повторное обретение невесты/жены и так далее). Владимир Яковлевич Пропп называл такую сказку «догосударственным эпосом».
Былины — «поющиеся голосом», обычно стихотворные произведения (иногда могли рассказываться прозой). В былинах события происходят вокруг богатыря, или эпического владыки, или города (Киева, Новгорода). Былины опираются на противопоставление «свои — чужие» и на мифическое или квазиисторическое прошлое. В некоторых былинах богатыри необычайной физической силы побеждают этнических или исторических врагов («Илья Муромец и Калин-царь», «Алеша и Тугарин»). Такие былины называются героическими. В сказочных былинах герои никого не побеждают, а, как герои сказки, спускаются в подземное или подводное царство («Михайло Потык», «Садко»). Иная разновидность былин — тексты балладного характера («Алеша и братья Петровичи», «Чурило Плёнкович», «Ставр Годинович»). В них богатыри совершают обыденные (часто неблаговидные) поступки или же героями оказываются их жены, хитростью выручающие мужей из беды.
Термин «былина» начали использовать первые исследователи в 1840-е годы. По всей видимости, термин — результат неверного прочтения «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся тъи пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню» («былинамь» здесь — это то, что на самом деле было). Исполнители былин называли эти произведения «старинами» или «старинками», в рукописных сборниках XVII — начала XIX века тексты типа былин именовались «гисториями» или «повестями» о богатырях, «древними российскими стихотворениями»; критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде».
Былины бытовали в устной среде вплоть до второй половины XX века. Большая часть былин (порядка 3000 текстов) была записана в XIX–XX веках на Русском Севере (Архангельская область, Карелия), в Сибири, на Урале и Волге.
Запев былины — начало текста, напрямую не связанное с сюжетом, но раскрывающее внутреннюю логику повествования.
Зачин былины — фрагмент текста, который вводит слушателя в обстановку действия и круг персонажей.
Инвариант былины — текст, в котором воедино собраны все общие элементы для одного былинного сюжета. Это не реально бытующий текст, а умозрительный конструкт, созданный фольклористами. Конкретное исполнение (или запись) былины на этот сюжет называется вариантом.
Новины — псевдофольклорные, а на самом деле авторские произведения, подражание былинам. Авторы новин — не сказители-традиционалисты, поющие канонические былины, а сказители-импровизаторы. Новины создавались в 1930–1960-е либо сказителями самостоятельно, после чтения новостей о «героическом настоящем» советского времени, либо в результате совместной работы сказителей и фольклористов, приезжавших в деревни и привозивших биографию Чапаева, газетные вырезки о съездах КПСС и так далее. На месте богатырей в новинах появлялись Ленин, Сталин, Ворошилов, Папанин, Чкалов и другие советские персонажи. В отличие от былин, новины непродуктивны: их не повторяли другие сказители. По всей вероятности, термин «новина» придумала беломорская сказительница Марфа Крюкова, которая могла пропеть в форме былины и учебник истории. Всего известно более 600 текстов новин.
Персонажи былин. Сюжетные роли: эпический герой и его окружение, враг (антагонист); эпический владыка; вестник и помощник/спаситель; слуга/оруженосец; посланец, передающий сообщение/предсказание/предупреждение; невеста. Главные герои классического эпоса — богатыри, обычно не пользующиеся магией и волшебством, но побеждающие необычайной силой и отчаянной смелостью, обладающие сверхактивным, своевольным, «неистовым» характером, порой даже переоценивающие свои силы. Но существуют и «богатыри», которые в ряде случаев под эти характеристики не подпадают: Волх Всеславьевич, Чурило Плёнкович, Садко и другие. Это связано с тем, что былина не создает «чистых» персонажных схем и каждому персонажу может быть присвоена любая, даже эпизодическая роль. Так, есть богатырь, который появляется для одного действия — пересчитать силу неверную:
Сказители — профессиональные и непрофессиональные исполнители русского эпоса, те, кто исполняет текст в своеобразной манере — сказывает, используя 24 напева речитативного характера. Термин стал использоваться в фольклористике начиная с середины XIX века после упоминания его в работах первых собирателей русского эпоса Рыбникова и Гильфердинга. Сами сказители называли себя «старинщики», «сказатели». Старинщиками были в основном крестьяне, часто старообрядцы, как мужчины, так и женщины. Мужчины предпочитали петь героические былины («Илья и Идолище», «Алеша и Тугарин», «Илья Муромец и Калин-царь» и другие), а женщины — «бабьи старины» («Чурило и Катерина», «Добрыня и Алеша»). Фольклористы заметили, что часть сказителей стремится к предельно точному воспроизведению усвоенного — это «передатчики». Другие — «интерпретаторы» — создают свои редакции и версии сюжета. А «импровизаторы» каждый раз по-новому излагают былину.
Сказка (и ее отличие от былины). Герой волшебной сказки действует в личных интересах или в интересах своей семьи; победив соперника, он всегда получает какое-то вознаграждение: женится на царевне, добывает материальные блага. Герой эпической песни защищает общенародные и государственные интересы. Если же богатырь спасает брата или сестру, то происходит это случайно, родственники узнают друг друга после победы над врагом («Козарин», «Братья Дородовичи»), тогда как сказочный герой с самого начала ставит перед собой именно такую цель. Герой волшебной сказки побеждает при помощи волшебной силы, в отличие от эпоса, где подвиг осуществляется благодаря богатырскому напряжению сил. При этом некоторые былинные сюжеты («Исцеление Ильи Муромца», «Садко у морского царя», «Потык», «Добрыня и Алеша») построены на схожих со сказочными коллизиях.
Мнения исследователей о том, сколько всего существует основных былинных сюжетов, расходятся: одни называют цифру в 100–130 сюжетов (так, в частности, полагал Пропп), другие, в том числе и составители Свода былин в 25 томах, полагают, что их около шестидесяти.
Устность в эпосе — система правил, которыми пользуется сказитель, чтобы спеть былину. Понятие устности сложилось при изучении Гомера: согласно выводам некоторых ученых, «Илиада» и «Одиссея» имеют фольклорное происхождение, а их тексты сложились в результате многократного исполнения сказителями. Сказитель, ориентируясь на сюжет, известные ему образцы стиля и поэтической лексики, складывал эпическую песню посредством подстановки формул в определенную метрическую позицию и комбинирования тем. Формулы и темы образовывали так называемые эпическое знание и эпическую память, суть которых сводилась не только к способности заучивать наизусть тысячи стихов.
Циклизация эпическая — сюжеты, группирующиеся вокруг фигуры главного героя: былины из одного цикла могут отражать разные эпизоды его жизни. Существует также циклизация событий и персонажей вокруг определенного эпического центра (Киева) и эпического государя (князя киевского).
Народные жанры сказка и былина: сходства и различия
К числу популярных жанров фольклора относятся сказки и былины. Несмотря на то что они очень похожи, эти жанры имеют каждый свою специфику и были написаны с различными целями. Рассмотрим, в чем сходство и различие сказки и былины.
Краткое знакомство с жанром сказка
К числу популярных жанров русского фольклора следует отнести сказки. Сначала появились сказки о животных, потом – волшебные и социально-бытовые. В чем специфические особенности жанра?
Чаще всего сказки передавались «из уст в уста», вот почему конкретных авторов не имеют. Каждый рассказчик мог что-то подзабыть или, наоборот, добавить, поэтому тексты имели множество вариантов.
Описание былины как жанра
Еще один интересный народный жанр – былина, эпическая песня, главными героями были богатыри, князья и прочие защитники простого народа. Противники их нередко наделялись могучей силой. Так, Змей Горыныч – трехголовое чудовище, изрыгающее огонь из своих ненасытных пастей, брал в плен целые деревни русичей.
Выделим коротко ключевые черты жанра:
В целом жанр этот был любим русским народом, ведь в текстах добро всегда одолевало зло.
Общие черты
Рассмотрим сходства и различия сказки и былины. Прежде всего выделим общие черты, присущие обоим жанрам:
Таковы основные сходства сказки и былины. Различия будут описаны ниже. Также отметим, что оба жанра использовали образы фантастических персонажей, которые чаще всего воплощали собой зло (Змей Горыныч в былинах, Баба-яга и Кощей – в сказках).
Различия
Рассматривая, какие сходства и различия сказки и былины выделяют, отметим, что они были созданы с различными целями:
Далее, говоря о сходствах и отличиях былины и сказки, следует отметить, что в них действовали различные персонажи. На первый взгляд и те, и другие – объекты вымысла. Однако в сказках герои изначально воспринимались как придуманные. В былинах они нередко имели реальную историческую основу и воплощали в себе идеальные качества народных защитников.
Следующее сходство и различие сказки и былины – в сюжете текста. В былине воспевались подвиги, какие-то исторические события, важные для всего народа, чего не было в сказочных текстах. Последние нередко посвящались конкретному персонажу и его судьбе.
Пример сравнения
Чтобы еще лучше понять, в чем сходство и различия сказки и былины, сравним два текста – «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» и «Марья Моревна». Оба произведения очень интересны и имеют увлекательный сюжет, знакомство с которым будет полезно и детям, и взрослым.
В глаза бросается первый признак, отличающий тексты: сказка изложена прозой, былина – особым стихом.
Особенности изложения
Рассматривая сходство и различия былины и сказки как жанров русского фольклора, следует отметить, что обе они использовали устойчивые обороты, переходящие из текста в текст:
Их применение не только создавало особую поэтику, но и помогало запомнить довольно объемные произведения.
Также часто применялись постоянные эпитеты: «добрый молодец», «силушка богатырская», «дорожка прямоезжая».
Сходства и различия сказок и былин говорят о том, что это различные фольклорные жанры, но имеющие много общих черт.
Чем отличаютя былины от сказок?
Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчётливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям всех других народов.
Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается ещё вследствие того, что имеется по несколько вариантов, более или менее различных, одной и той же былины. Все былины, кроме единства описываемого предмета, характеризуются ещё единством изложения: они проникнуты элементом чудесного, чувством свободы и (по мнению Ореста Миллера) духом общины. Миллер не сомневается в том, что независимый дух былевого русского эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохранённой вольными казаками и свободными олонецкими крестьянами, не захваченными крепостным правом. По взгляду этого же учёного, дух общины, воплощённый в былинах, является внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа.
Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
Бывают разные типы сказок.
Персонажи сказок Чуковского на российской почтовых марках 1993Содержание [убрать]
1 Фольклорная сказка
2 Классификация фольклорной сказки
3 Жанровые разновидности сказки
3.1 Сказка о животных
3.2 Волшебная сказка
3.3 Новеллистическая сказка
3.4 Анекдотическая сказка
3.5 Небылица
4 Собирание сказок
5 Происхождение (генезис) и развитие сказок
5.1 Мифологическая сказка
5.2 Классическая сказка
6 Примечания
7 Литература
7.1 Сказка о животных
7.2 Кумулятивная сказка
7.3 Волшебная сказка
7.4 Бытовые сказки
7.5 Детская сказка
8 Указатели сюжетов сказок
9 См. также
10 Тексты сказок