Что такое сказки о животных 5 класс
Сказки в литературе
Определения
В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.
Особенности волшебной сказки
В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.
Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).
Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).
Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.
Филолог-фольклорист В. Я. Пропп отметил, что в каждой волшебной сказке ограниченное количество типов героев:
Бытовые сказки
В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны.
Сказки о животных
Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.
Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.
Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.
Литература. 5 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.
Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.
Троичность – художественный приём, характерный для повествования в фольклорных произведениях и заключающийся в трехкратном повторении действия.
Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.
1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304
2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254
2. Гороховская Л.Н. Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
3. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
5. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
6. Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
8. Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Такой жанр фольклора, как сказка о животных – один из древнейших. В русской сказочной культуре он составляет немалую часть.
В сказочном мире удивительным образом переплелись и древние, языческие верования, когда многие звери считались тотемными покровителями семьи, рода, и народная хитрость, когда животным, чтобы никого не обидеть, приписывались человеческие свойства.
Ее антагонистом становится волк. В сказках он часто выглядит глупым, простофилей, и хотя он сильнее многих героев, и той же лисы, но всегда оказывается проигравшим. Ему не помогают добиться успеха ни его сила, ни злобный вид. Его обманывают и лиса, и заяц, и семеро козлят.
А вот другой персонаж не так однозначен. Медведь, как правило, олицетворяет силу, власть, справедливый суд. Он старается быть честным и справедливым, может защитить зайца от волка, или вывести на чистую воду хитрую лису. Хотя, конечно, не все лисьи уловки ему удаётся разгадать. Для кумушки Лисы он всё-таки простоват. А вот в паре Медведь – Человек, Михайло Потапыч явно проигрывает. Даже маленькая девочка его может обмануть, как в сказке «Маша и медведь».
Заяц, лягушка, мышь, как правило, второстепенные персонажи, они слабы, и их роль зависит от обстоятельств.
И только кот и петух всегда положительные персонажи. Они верны дружбе, они честны, справедливы, хотя и не самые сильные звери. И опять же только лисе удаётся их провести.
Звери, птицы в сказках ведут себя как люди.
Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла лиса вон из заячьей избушки, иначе быть ей зарубленной («Заячья избушка»).
Как и люди, персонажи в сказках о животных, несмотря на свою яркую характеристику, не являются однозначно либо положительными, либо отрицательными героями.
Рассмотрим систему персонажей на примере сказки «Журавль и цапля». Здесь оба героя также не относятся ни к положительным, ни к отрицательным. Сюжет сказки прост: журавль посватался к цапле («Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться…»), она ему отказала.
Потом цапля передумала, но уже журавль ей отказал. «Цапля заплакала со стыда и воротилась домой».
Не правда ли, это очень человеческая ситуация?
Композиция сказок о животных несложна, часто основана на повторении одной и той же ситуации: журавль и цапля ходят другу к другу, ведут диалог, а потом расходятся.
Остановимся на своеобразии языка сказок о животных
Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, так как в сказке много диалогов.
Приходит и говорит:
— Выдь за меня замуж!
— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!».
Как мы видим, в тексте много просторечий, устойчивых образных выражений, характерных для народной речи. Например, «семь вёрст болото месил». Это создает своеобразную атмосферу.
Несмотря на небольшой объем, сказка «Журавль и цапля» имеет все необходимые элементы сказочного повествования.
Это присказка, а сказка вот какая».
Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки.
Интересен вопрос о кульминации сюжета сказки. Главные герои не имеют разделения на положительных и отрицательных, как в волшебной сказке. Значит, и противостояния, которое должно закончиться победой добра в кульминации, в этом сюжете нет.
«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».
Юмор этой сказки основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи: журавль и цапля ходят другу к другу свататься, но договориться не могут.
Теоретический материал для углубленного изучения.
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» (А. Н. Толстой)
Какая же история раскрывается перед нами в сказке «Журавль и цапля»? Это вполне жизненная ситуация, когда люди не могут договориться, найти общий язык, забыть обиду и пойти навстречу другому. Смысл сказки в том, что чрезмерное самомнение и обиды может помешать дружбе, семейному счастью и так далее. Мораль сказки в том, что иногда надо прислушиваться не только к своим сиюминутным чувствам, но и делать шаги навстречу другому. Как писал исследователь русского языка Владимир Даль, который и записал для нас эту сказку: «Не может русский человек быть счастлив в одиночку, ему нужно участие окружающих, а без этого он не будет счастлив».
Примеры заданий из Тренировочного модуля:
Из предложенных вариантов выберите лишний:
Волк в сказках о животных предстает как:
Установление соответствий между элементами двух множеств
К словам из левого столбика найти соответствующие слова из правого
Раздумался Не пойду
Выдь за меня Выйди за меня
Задание основывается на материале, пройденном на уроке и на тексте сказки «Журавль и цапля». Просторечные формы глаголов обучающийся должен соотнести с глаголами, отвечающими нормам современного литературного языка. Поскольку в предложенных словах сохраняется корень слова, то он делает вывод о том, что правильный вариант соответствия форм выглядит следующим образом:
Литература. 5 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.
Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.
Троичность – художественный приём, характерный для повествования в фольклорных произведениях и заключающийся в трехкратном повторении действия.
Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.
1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304
2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254
2. Гороховская Л.Н. Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
3. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
5. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
6. Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
8. Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Такой жанр фольклора, как сказка о животных – один из древнейших. В русской сказочной культуре он составляет немалую часть.
В сказочном мире удивительным образом переплелись и древние, языческие верования, когда многие звери считались тотемными покровителями семьи, рода, и народная хитрость, когда животным, чтобы никого не обидеть, приписывались человеческие свойства.
Ее антагонистом становится волк. В сказках он часто выглядит глупым, простофилей, и хотя он сильнее многих героев, и той же лисы, но всегда оказывается проигравшим. Ему не помогают добиться успеха ни его сила, ни злобный вид. Его обманывают и лиса, и заяц, и семеро козлят.
А вот другой персонаж не так однозначен. Медведь, как правило, олицетворяет силу, власть, справедливый суд. Он старается быть честным и справедливым, может защитить зайца от волка, или вывести на чистую воду хитрую лису. Хотя, конечно, не все лисьи уловки ему удаётся разгадать. Для кумушки Лисы он всё-таки простоват. А вот в паре Медведь – Человек, Михайло Потапыч явно проигрывает. Даже маленькая девочка его может обмануть, как в сказке «Маша и медведь».
Заяц, лягушка, мышь, как правило, второстепенные персонажи, они слабы, и их роль зависит от обстоятельств.
И только кот и петух всегда положительные персонажи. Они верны дружбе, они честны, справедливы, хотя и не самые сильные звери. И опять же только лисе удаётся их провести.
Звери, птицы в сказках ведут себя как люди.
Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла лиса вон из заячьей избушки, иначе быть ей зарубленной («Заячья избушка»).
Как и люди, персонажи в сказках о животных, несмотря на свою яркую характеристику, не являются однозначно либо положительными, либо отрицательными героями.
Рассмотрим систему персонажей на примере сказки «Журавль и цапля». Здесь оба героя также не относятся ни к положительным, ни к отрицательным. Сюжет сказки прост: журавль посватался к цапле («Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться…»), она ему отказала.
Потом цапля передумала, но уже журавль ей отказал. «Цапля заплакала со стыда и воротилась домой».
Не правда ли, это очень человеческая ситуация?
Композиция сказок о животных несложна, часто основана на повторении одной и той же ситуации: журавль и цапля ходят другу к другу, ведут диалог, а потом расходятся.
Остановимся на своеобразии языка сказок о животных
Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, так как в сказке много диалогов.
Приходит и говорит:
— Выдь за меня замуж!
— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!».
Как мы видим, в тексте много просторечий, устойчивых образных выражений, характерных для народной речи. Например, «семь вёрст болото месил». Это создает своеобразную атмосферу.
Несмотря на небольшой объем, сказка «Журавль и цапля» имеет все необходимые элементы сказочного повествования.
Это присказка, а сказка вот какая».
Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки.
Интересен вопрос о кульминации сюжета сказки. Главные герои не имеют разделения на положительных и отрицательных, как в волшебной сказке. Значит, и противостояния, которое должно закончиться победой добра в кульминации, в этом сюжете нет.
«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».
Юмор этой сказки основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи: журавль и цапля ходят другу к другу свататься, но договориться не могут.
Теоретический материал для углубленного изучения.
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» (А. Н. Толстой)
Какая же история раскрывается перед нами в сказке «Журавль и цапля»? Это вполне жизненная ситуация, когда люди не могут договориться, найти общий язык, забыть обиду и пойти навстречу другому. Смысл сказки в том, что чрезмерное самомнение и обиды может помешать дружбе, семейному счастью и так далее. Мораль сказки в том, что иногда надо прислушиваться не только к своим сиюминутным чувствам, но и делать шаги навстречу другому. Как писал исследователь русского языка Владимир Даль, который и записал для нас эту сказку: «Не может русский человек быть счастлив в одиночку, ему нужно участие окружающих, а без этого он не будет счастлив».
Примеры заданий из Тренировочного модуля:
Из предложенных вариантов выберите лишний:
Волк в сказках о животных предстает как:
Установление соответствий между элементами двух множеств
К словам из левого столбика найти соответствующие слова из правого
Раздумался Не пойду
Выдь за меня Выйди за меня
Задание основывается на материале, пройденном на уроке и на тексте сказки «Журавль и цапля». Просторечные формы глаголов обучающийся должен соотнести с глаголами, отвечающими нормам современного литературного языка. Поскольку в предложенных словах сохраняется корень слова, то он делает вывод о том, что правильный вариант соответствия форм выглядит следующим образом:
Сказки о животных
Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.
Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста («Лиса и волк»).
Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют «всем пригнетыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем («Мужик и медведь»).
Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у «крупных» животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.
В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности.
Юмор основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в прорубь и верит, что он поймает рыбу).
Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов («Лиса и Тетерев», «Бобовое зернышко»). В них диалоги преобладают над повествованием. В текст включаются небольшие песенки («Колобок», «Коза-дереза»).
Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно («Бобовое зернышко», «Звери в яме»). Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны.
► Читайте также другие статьи раздела «Сказки»:
Что такое сказки о животных 5 класс
Автор: Партыка Оксана Николаевна
Организация: ГОУ ЛНР «Зоринская школа №10»
Цель: познакомить обучающихся с понятием малого жанра фольклора сказкой; развивать умение определять вид сказки, ее структуру; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: иллюстрации к сказкам, выставка литературы
Ход урока
Слово учителя
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение сопровождает вас весь урок.
ІІ Мотивация учебной деятельности
Какие цели мы ставим перед собой в начале урока? Достигли ли мы этого мы узнаем в конце урока.
Что такое сказка? Какие сказки вы читали? Какая из них ваша любимая?
ІІІ Восприятие учащимися нового материала
1 группа
Фантастические сказки
Герои фантастических сказок имеют надприродную силу, ум, смекалку, у них есть волшебные предметы( меч-кладенец, сапоги-скороходы, волшебные яблоки, живая и мертвая вода). Это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.
2 группа
Сказки про животных
Это вид сказок, которые пришли к нам первыми, потому что наши предки верили в силу духов. Главными героями сказок выступают животные: лисичка-сестричка, котик-братик.
3 группа
Бытовые
Бытовые сказки показывают нам жизнь обыкновенных людей, высмеивают их жадность, глупость, лень, зависть.
3.Слово учителя
А теперь, ребята, давайте все вместе заполним таблицу, которая лежит у вас на партах.