Что такое сказки потешки скороговорки

Малые жанры фольклора

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Содержание

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка

Примеры

Вариант 1
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил? [1]

Вариант 2 (фигурирует в мультфильме «Песенка мышонка»):
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у.
Шуууу. (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели.

Прибаутка

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы

Дорога ложка к обеду.
Волка бояться в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь рыбу из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь, — соломки бы подстелил.
Мягко стелешь, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Скороговорка

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка

Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун.

Общая история

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

Ссылки

См. также

Примечания

Что такое сказки потешки скороговорки. Смотреть фото Что такое сказки потешки скороговорки. Смотреть картинку Что такое сказки потешки скороговорки. Картинка про Что такое сказки потешки скороговорки. Фото Что такое сказки потешки скороговорки

Что такое сказки потешки скороговорки. Смотреть фото Что такое сказки потешки скороговорки. Смотреть картинку Что такое сказки потешки скороговорки. Картинка про Что такое сказки потешки скороговорки. Фото Что такое сказки потешки скороговорки

Полезное

Смотреть что такое «Малые жанры фольклора» в других словарях:

Жанры поэзии Лермонтова — ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм. Ученич. лирика Л.… … Лермонтовская энциклопедия

Мелетинский, Елеазар Моисеевич — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Елеазар Мо … Википедия

Елеазар Моисеевич Мелетинский — (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1 Биография 2 Сочинения … Википедия

Елеазар Мелетинский — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский — Мелетинский, Елеазар Моисеевич Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической… … Википедия

Мелетинский, Елеазар — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский Е. — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский Е. М. — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Мелетинский Елеазар Моисеевич — Елеазар Моисеевич Мелетинский (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1… … Википедия

Фольклор — (англ. folklore «народная мудрость») народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных… … Википедия

Источник

Детский фольклор. Малые фольклорные формы

Что такое сказки потешки скороговорки. Смотреть фото Что такое сказки потешки скороговорки. Смотреть картинку Что такое сказки потешки скороговорки. Картинка про Что такое сказки потешки скороговорки. Фото Что такое сказки потешки скороговорки Родионова Вера Анатольевна
Детский фольклор. Малые фольклорные формы

Малые жанры фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери фольклорные произведения. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т. д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т. д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Колыбельные песни— песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели.

Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость, между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Птицы спят на веточках,

Зайцы спят на травушке,

Детки все по люлечкам.

Сон да дрему собирали

У вас желтые хвосты.

Уж ты, котинька-коток,

Приди, котя, ночевать,

Нашу Лидочку качать.

Дам кувшинчик молока

В няньки я к себе взяла

Ветра, солнце и орла.

Солнце скрылось под горой,

После ветер трех ночей

Вернулся к матушке своей.

Ветра спрашивала мать

Где изволил пропадать?

Волны на море гонял,

Золоты звезды считал?

Я на море волн не гонял,

Золотых звезд не считал

Малых деточек улюлюкивал!

Не нашли пути-дороги

Они сели на ворота

А ворота скрип-скрип

Не будите мою Ладу

Пестушка — происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

За зерно принялася,

Пролетали низко гуси,

Перья мягкие в подушечке,

Подарили гуси Дусеньке.

Под горою баня топится

Кошка моется, торопится.

Там стоят 19 котят,

Все помыться в баньке теплой хотят!

Уходи с дороги кот,

Ни за что не упадет.

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Потешка — это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой — физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу.Самые известные из них: Ладушки,Сорока.

Источник

Что такое фольклор и как использовать его формы?

Фольклор – это слово, которое переводится на русский, как мудрость народа. Обычно этим термином называют произведения устного народного творчества. Образован он от двух английский слов: folk и fore (переводятся на русский, как народ и мудрость соответственно).

Начало народного творчества корнями уходит в далекую древность. Люди с самых первых лет своего существования нуждались в том, чтобы осознавать мир окружающей природы, они хотели понять своей место в нем. Народная речь составляет суть содержания фольклорных произведений. Они вмещают в себя все богатство родного языка, его напевность.

Это один из самых ярких инструментов, способных оказывать мощное дидактическое воздействие на человека. Благодаря знакомству с народными произведениями, речь и чувства детей обогащаются, развивается правильное отношение к миру, большую роль это оказывает на всестороннее развитие детей.

Фольклор – это хороший способ гуманизировать процесс воспитания уже в первые годы жизни ребенка. В нем содержится много этапов педагогического воздействия на школьников, учитывая их возрастные возможности.

Детский фольклор

Детский фольклор – это яркий мир, который наполнен красотой и силой жизни. Он сосуществует с миром взрослых, но не может ему подчиниться. Он существуют по своим законам и в согласии со своим видением отношений между людьми и природой.

Дети с большим любопытством изучают жизнь окружающих их взрослых людей. Они легко перенимают опыт, но изменяют его и приспосабливают под свои возможности. Детские мысли связаны с определенными образами. Это и есть ключ к тайнам творческих способностей ребенка.

Детская психика обладает такими особенностями, которые нужно учитывать, выбирая произведения для работы с ними.

Произведения фольклора учат воспитанников отличать зло от добра, учит их бороться с плохим, защищать слабых, быть заботливым и великодушным по отношению к природе.

Благодаря песенкам и потешкам дети приобретают более сильные впечатления о положительном влиянии труда на человека. Небольшие фольклорные произведения, созданные специально для детей – это кладезь народной мудрости.

Дети любят слушать колыбельные, читать сказки, повторять потешки. Это один из хороших инструментов воспитания детской личности. Согласно Г.С. Виноградову народ обладал естественными представлениями и взглядами на общество, которые до сих пор обладают большой ценностью для выполнения задач обучения и воспитания. Эти инструменты передавались веками из поколения в поколение. Поэтому фольклор можно по праву назвать народной педагогикой.

Детский фольклор – это самостоятельный раздел фольклористики, предназначенный для детей раннего возраста. Специфика этого явления в том, что он объединяет в себе стихи, игровые приемы и песни, а также танцы и игры. Дети обязательно должны играть! И вот здесь нам приходит на подмогу фольклор.

Детские фольклорные произведения позволяют легко устанавливать эмоциональные контакты и общаться. У детей яркая фантазия, их привлекает богатое содержание и сильные художественные образы. Это позволяет им радоваться жизни и формироваться, как личности.

Простые и незатейливые, детские фольклорные произведения содержат в себе большие богатства.

Современные малыши нуждаются в подобных отношениях с окружающим миром, что и те, что жили в далекие годы. Они нуждаются в купании, в убаюкивании, в играх и т.п.

На протяжении веков с помощью фольклора взрослые учили детей, развивали в них высокую моральную культуру.

Благодаря тому, что дети знакомятся с фольклором, это формирует у них внимание и интерес к окружающей действительности, к народным обычаям, помогает приобретать художественный вкус. Это может многому научить. Детская речь развивается, формируются привычки нравственности, приобретаются знания о мире природы.

Заклички обычно имеют доступную для детского восприятия форму, дразнилки легко запоминать и можно активно использовать в играх. Детское фольклорное творчество – это особая область народного искусства, которая объединяет детский мир с миром взрослых, создает систему жанров.

Фольклор содержит в себе произведения творчества, знания и мудрости народа, собранных за многие века. В нем выражаются интересы, наклонности и вкусы народа. Он играет большую роль в жизни детей, пробуждает в них позитивные эмоции, развивают интерес. Согласно О.И. Каницы, у детского фольклора интересная особенность – хоть предназначен он для детей, но носителями его часто являются взрослые люди.

С помощью него можно оказывать очень мощное воспитательное воздействие на детей, так как они черпают из фольклора много знаний. Также и знакомство с поэзией для ребенка начинается именно с малого фольклора. Всего нескольких простых фольклорных строк содержат в себе огромные запасы жанрового богатства.

Малые формы фольклора

Небольшие фольклорные формы – это малые произведения. В определенных работах можно встретить определения детского фольклора, ведь эти произведения довольно рано входят в жизнь людей, еще до того, как те овладевают речью.

Впервые ребенок знакомится со словесным искусством уже в первые дни своей жизни, когда мама поет ему колыбельную. Эти песни действуют успокаивающе на детей, усыпляют их. Сопровождаясь с ласковыми прикосновениями, детские произведения оказывают мощное положительное влияние на психику ребенка.

С помощью пестушек можно удовлетворить детскую потребность в тактильных чувствах. Любой ребенок получает удовольствие от того, что его гладят по рукам и голове, по плечам. Ему нравится, когда его прижимают к себе родные люди.

Пестушки – это песенки, которые нужны для сопровождения процедур ухода за детьми.
Потешки – это игры с детьми, с их руками и пальцами.
Считалки – это небольшие стихи, которые помогают распределить роли в игре, в которой принимают участие несколько человек.
Заклички – это обращения к природным явлениям.
Скороговорки помогают обучать детей правильно произносить звуки.
Дразнилки – это высказывания, которые в забавном формате метко обозначают те или иные особенности поведения или внешности ребенка.

Обсудим, какими характеристиками обладают некоторые фольклорные формы.

Колыбельные песни обычно называют байками. Образовано это слово от древнего русского, которое обозначает заговаривать или шептать. Современные колыбельные часто упоминают персонажа кота, который пушистый и мягкий. Он ассоциируется со сом и покоем. Его кладут в колыбельную к детям и обещают в награду.

Пестушки – это слово образовано от древнего, обозначающего носить кого-то на руках и няньчиться с ним. Когда ребенок просыпается и начинает потягиваться, его гладят. Эти произведения часто содержат в себе образ малыша. Веселые и простые песенки делают ребенка радостным.

Потешки – это небольшие песенки, которые нужны для игр с руками, пальчиками и ножками ребенка. Часто в них содержатся уроки жизни, которые учат детей быть заботливыми, трудолюбивыми и добрыми.

Прибаутки – это песни, имеющие более сложное содержание. Они не связаны с играми. Они похожи на небольшие сказки в стихотворной форме. Обычно в них содержится определенный сюжет. Движение является основой содержания прибауток. В них картины меняются резко друг за другом. Ритмы прибауток обычно очень яркие и многообразные. Они обладают высокой воспитательной ценностью. Дети наблюдают, слушают, узнают что-то новое, с помощью сюжетов прибауток они познают окружающий мир, голоса животных и птиц, быт людей.

Прибаутки сосредоточивают детское внимание, стараясь отвлечь его от плохих мыслей и чувств, освободить от депрессивного состояния.

Большую роль в прибаутках играют так называемые перевертыши. Они предназначены для создания комических ситуаций, смешивая свойства и предметы. Если ребенок смеется, значит он правильно понимает, как на самом деле соотносятся явления и вещи в жизни. В основе любых небылиц всегда лежит парадокс. Мир как бы выворачивается наизнанку. Ласковый оттенок доставляет удовольствие как детям, так и взрослым.

Если знакомить воспитанников с произведениями русского народного творчества и внедрять фольклор в игры и свободные режимные моменты, это формирует их устную речь, их способности к фантазированию и воображению, оказывает позитивное влияние на их духовное развитие, помогает учить нравственным нормам. Дети получают возможность на ранних стадиях жизни приобщаться к народной поэзии.

Небольшие фольклорные формы решают почти все задачи формирования речи, поэтому вместе с основными средствами и приемами развития речи я стараюсь в обязательном порядке использовать и словесные народные произведения искусства. Я стремлюсь к тому, чтобы дошкольники полюбили культуру своего народа, почувствовали красоту русской речи. Ведь согласно М. Горькому именно в фольклоре закладывается начало речевого искусства.

Поэтому исследование это для меня очень близко своей тематикой. Я считаю важным доносить до детей всю красоту русских литературных произведений, развить у них уважение к традициям родного народа.

Если не уделять должного внимания ребенку с колыбели, то это может отразиться на всей его жизни. Поэтому уже с самого начала при поступлении ребенка в детский сад нужно знакомить его с русским фольклором.

Фольклор в разных видах деятельности

Можно выделить следующие типы работ с применением фольклора:

Во время работы с младшими дошкольниками нужно использовать следующие формы фольклора: колыбельные, пословицы, сказки, пестушки, загадки, заклички.

Сказка – это инструмент развития речи и воспитания дошкольников в разные возрасты. С ее помощью можно формировать фантазию детей и их воображение, побуждать их к сочинительству.

Загадки позволяют формировать память детей, их логическое мышление и умственную работу.

Пестушки – это такие песенки, которые предназначены для сопровождения ухода за детьми.
Потешки позволяют играть с ребенком, с его руками и пальчиками
Заклички – это обращения к природным явлениям.
Считалки – это небольшие стишки, которые необходимы для распределения ролей.

Чистоговорки и скороговорки могут незаметно обучать детей грамотной и чистой речи.

Игры привлекают мое внимание, ведь в них заключен большой потенциал для формирования личности детей. Фольклорный материал, который содержится в играх, позволяет эмоционально положительно воспринимать родную речь. Воспитанники с огромным увлеченно играют в подвижные игры. Игры с пальчиками не просто развивают речь, но и развивают работу пальцев и кистей, что позволяет подготовиться детскую руку к письму, помогает импровизировать, комбинировать слова и действия. И главное – это то, что степень развития детской речи напрямую зависит от степени развития мелкой моторики.

Дразнилки – это шутливые высказывания, которые весело и метко обозначают какие-либо забавные черты внешности или поведения ребенка.

Перевертыши, шутки или прибаутки – это веселые песенки, которые очень необычны и забавляют детей.

Колыбельные – это то, что сопровождает жизнь ребенка с его рождения. Обычно именно с колыбельных начинается знакомство человека с фольклором. Это неотъемлемый спутник жизни детей. В них включена могучая сила, которая позволяет формировать детскую речь и развивает их образное восприятие.

Проблема речевого развития дошкольников сегодня очень актуальна уже с раннего возраста. Практическая работа с использованием малых фольклорных форм показала, что они помогают проще решать эту задачу. Фольклор ценен тем, что взрослые могут легко установить с детьми эмоциональный контакт. Многие из произведений составлены так, что очень легко вставить имя ребенка, не меняя содержания.

Выбирая произведения для дошкольников, необходимо учитывать особенности развития психики в этом возрасте. Народное творчество должно быть подобрано так, чтобы затрагивать лишь доступный для детского восприятия мир вещей, предметов и отношений.

Запас слов у детей в раннем возрасте обычно очень ограничен. Они своеобразно воспринимают окружающий их мир. Поэтому потешки должны быть подобраны соответственно степени развития дошкольников. Интонация, которая присуща воспитателю, должна быть понятна для детей.

Дети очень чутко воспринимают окружающую действительность. Они нацелены искать информацию. Поэтому малые формы позволяют закреплять познания детей о птицах и животных. Необходимо развивать гуманное отношение к природе и людям, опираясь на эмоции ребенка.

Согласно О. Ушаковой и А.П. Усовой, малые фольклорный формы – это необыкновенно богатый источник информации для формирования речевой культуры. Когда я принимала детскую группу в июне этого года, была проведена диагностика сформированности речи. Оказалось, что большинство воспитанников не имеют речевых навыков.

Большое значение также имеет процесс фольклорной активности с детьми раннего возраста с использованием наглядности. Это значит, что нужно применять наглядные ресурсы, поддерживать развернутую картину деятельности и результата.

Нужно давать короткие и ясные объяснения, которые бы подкреплялись демонстрацией наглядных материалов. Демонстрация – это основной способ использовать принцип наглядности. Он может быть неполным (когда демонстрируются лишь ключевые точки), для этого используют наглядные средства. Можно работать как с объемными, так и с плоскостными наглядными пособиями.

Какие приемы можно использовать, чтобы исполнить правило наглядности?

Детский фольклор в развитии речи

Один из главных приемов – это способность инсценировать произведения, используя специальные подобранные средства. Например, сюда годятся игрушки, ширмы и иллюстрации. С помощью этого можно помочь ребенку максимально полно понять содержание.

Известно всем, что изначально дети обладают конкретным восприятием. Это значит, что они должны уметь видеть последовательную цепочку событий, которая описывается в тексте. В этом случае они воспринимают связи, стараются осознать причинно-следственные связи, которые вытекают из содержания произведения.

Инсценирование – это прием, который нужно синхронно сочетать с процессом чтения. Это позволяет объединить слуховые и зрительные стимулы во времени.

Действенное соучастие – это прием, который рассчитан на активное вовлечение детей в действие, которое разворачивается на их глазах. Например, пусть они попросят петушка попоить цыплят. Пусть они садят птичек на веточки. Действенное соучастие позволяет детям становится участниками событий, о которых они читают.

Еще один способ работы – это динамический акцент на отрывках произведения, сочетающихся с реальной демонстрацией игрушек, с ее перемещениями. Дети также могут приводить в движения части игрушек. К примеру. Если говорить, что у петушка масляна головкушка, то можно привести в движение именно голову игрушки. Читая о том, что петушок встает рано и поет, можно подвигать игрушкой целиком. Также можно сопроводить процесс кукареканием. Так дети лучше понимают смысл сказанного. Когда воспитатель читает потешку «Вот и люди спят», то сначала он должен разыграть первую строку. Он просит детей положить под щеку ладошки и закрыть на секунду глаза. Это имитация сна. От того, понимает ли ребенок первую строку, зависит, сможет ли он воспринять смысл следующих. Поэтому нужно добиться того, чтобы ребенок действительно все понял.

Еще один прием – это усиление зрительных эмоций. Он помогает сохранить ориентировочную активность с помощью наглядных средств. Например, можно добиться того, чтобы игрушка изменялась, менялось ее положение в пространстве, чтобы она неожиданно исчезала и где-нибудь появлялась в измененном виде.

Обычно песенки и потешки обладают высокой степенью динамичности. В каждой строке есть некоторый смысл, фраза показывает полную картину. И если что-то из детей не понимает первую фразу, он не сможет понять и вторую. Таким образом, нить сюжета исчезает из поля восприятия ребенком.

Поэтапность – это еще один принцип передачи сюжета. С его помощью можно реализовать обратную связь. Воспитатель будет делать остановку в любом месте текста столько раз, сколько необходимо для того, чтобы интенсивно изучить смысл текста. При этом отрывок текста нужно читать синхронно тому, как осуществляется инсценировка.

Отрабатывая какие-либо содержательные части текста, педагог переходит к следующим частям. Если дошкольники не откликаются на какой-то отрывок, то нужно проработать его еще раз, используя описанные выше приемы.

Неоднократно воспроизводя какой-либо период работы, можно добиться исполнения принципа цикличности. Это значит, что обучение становится поэтапным и прокручиваемым. Определенные части прокручиваются циклом, если вэ том возникает потребность. И эта потребность иногда может быть связана не только с тем, что нужно изучить содержание, но и помочь ребенку эмоционально правильно отреагировать на него.

Очень важно применять этот принцип. Особенно это важно делать на втором году жизни. К третьему году постепенно создается способность мгновенно включаться в работу, ребенок начинает осваивать новую информацию достаточно высоко, сохраняя активность уже в первые моменты работы.

Вариативность позволяет педагогу закреплять и повышать детские знания. Вариативность – это воспроизведение активности в измененных формах. Дети обычно не забывают главные пункты содержания текста. Поэтому нужно свернуть ознакомительную подготовительную часть, нужно усваивать, запоминать и повторять тексты.

Художественные фольклорные исполнения произведений, которые соблюдаются в методике, дают возможность воспитателю создавать у детей целостную картину. Чтение целостных текстов становится возможным после того, как была отдельно проработана каждая сточка потешки. И это очевидно, ведь дети уже откликнулись эмоционально, зрительно восприняли и обыграли сюжет. И сейчас педагог может не торопясь и выразительно непрерывно прочесть всю потешку целиком.

Цикличность побуждает педагога прочесть ее несколько раз. Но каждый раз при этом меняется характер исполнения произведения. К примеру, если сначала текст зачитывается в форме речетатива, то затем он напевается.

От того, как организована деятельность педагога, во многом зависит эффективность работы с детскими фольклорными произведениями.

Во-первых, педагог должен осознавать, что значит фольклорная деятельность для формирования речи детей младшего дошкольного возраста. Если педагог это понимает, значит, работа с этим жанром будет носить глубокий характер. Это поможет ему организовывать деятельность по потреблению фольклора систематически и последовательно, а не случайным образом.

Во-вторых, педагогу нужны условия для проведения мероприятий, ведь малые фольклорные жанры подразумевают обыгрывание сюжета, необходимо создать богатую предметно-игровую среду.

В-третьих, работая с фольклором, дети и воспитатель стараются активно пользоваться приемами и методами обучения. Воздействие педагога на выбор языкового средства и на игровые действия проявляется в том, что он старается поддержать интерес к этому жанру.

Сказка в развитии речи

Главный инструмент развития познавательных способностей для меня – это работа со сказками. Так как лишь сказку или игры в сказки могут быть противопоставлены игровой деятельности, как ведущей для дошкольного периода детства. Еще К.Д. Ушинский писал о том, насколько значима детская сказка при воздействии на ребенка. Он писал, что это блестящая народная педагогика, и ничто и никто не сможет полноценно состязаться с этим продуктом педагогического гения. Дети любят сказочных персонажей. Так они сами того не осознавая, решают различные задачи, с увлечением преодолевают сложности, когда приобретают новые знания. Сказка с большой щедростью может подарить ребенку счастье, веселье и радость.

При общении с героями сказки дети лучше воспринимают взаимоотношения, поведенческие нормы, начинают осознавать базовые причинно-следственные связи, переносят события из сказки в обычную повседневную жизнь. К примеру, сказки про колобка, про семерых козлят и другие учат детишек безопасности. Из сказки про заюшкину избу ребята знакомятся с тем, какими свойствами обладают дерево и лед. Из сказок про репку и теремок дети учатся вести себя в окружении других людей.

Чтобы расширить познавательные интересы детей, я провожу работу с их семьями. Для этого используются разные формы работы: организуются выставки и праздники, провожу конкурсы, вожу детей на экскурсии в мини-музей.

Также с родителями мы проводили разъяснительные беседы о том, что им нужно вместе с ребятами дома разглядывать картинки, читать книги и работать с фольклорными произведениями. Помогала родителям подбирать картинки и произведения специально для их детей. Большую помощь предоставили и сами родители. Они собрали познавательный и наглядный материал, который помог создать уголок народного творчества.

Детский фольклор, по моему мнению, это очень важный воспитательный инструмент, который обязательно нужно использовать при работе с подрастающим поколением. В нем удивительным образом сочетаются физическое развитие, моральные принципы и духовное богатство. Наблюдая за детьми в процессе деятельности по использованию фольклора, я увидела, что он на самом деле положительно воздействует на познавательные способности воспитанников.

Игры и потешки в развитии речи

Одно из условий эффективности – это стремиться к соответствию развивающей среды в группе определенным требованиям. Необходимо подобрать подходящие печатные и настольные игры, наглядные материалы, книги, которые бы позволяли ребята закреплять простые навыки речи и знания жанров народной литературы. Также это помогает детям самостоятельно пользоваться этими знаниями.

В книжных уголках размещаются книжки-игрушки, в которых красочные иллюстрации к потешкам. Много красивых книжек-малышек на тему разных сказок, потешек, колыбельных и других малых форм фольклора.

Важно при этом регулярно обновлять содержание книжного уголка, учитывая тему текущей недели и интересы самих ребят. Здесь же можно разместить маски разных животных: собачек, курочек, петушков.

Дидактические игры проводятся на тему фольклорных произведений, активно используется фланелеграф с картинками для потешек. Это вызывает у детей желание играть, внимательно слушать и участвовать в инсценировках. Большую роль фольклор играет на первых годах жизни детей, учащихся в дошкольном учреждении.

Ведь во время адаптации к новым условиям они очень скучают по родным и близким, по своему дому. Им не хочется общаться с малознакомыми взрослыми и детьми. Для решения этой проблемы мы подбирали игры и потешки, которые бы помогали устанавливать контакт с малышами, вызывали у них позитивные эмоции, симпатии к воспитателям. Ведь во многих потешках есть возможность подставлять разные имена, не меняя их содержание.

Большую роль играют музыкальные потешки-игры. Используются специальные аудиодиски с игровыми песенками, которые радуют детей и оказывают позитивное воздействие на их эмоциональное и сенсорное развитие. Выполняя разные действия подражательного характера под музыкальные произведения, дошкольники лучше осознают разные роли и ситуации, формируют моторику. А музыкальное сопровождение формирует у них память и слух.

Динамичные игры с песнями учат детей быстро ориентироваться во время принятия решений, добиваться успехов и сотрудничать с разными людьми. Позитивные эмоции можно вызывать у дошкольников с помощью пальчиковых игр. Также для формирования речевого общения используются логоритмические упражнения.

С помощью движений рук дети могут убирать напряжение и испытывать эмоциональный подъем. Например, игры с пальчиками и упражнения на логоритмику помогают детям приобретать простые, но очень важные в процессе жизнедеятельности навыки – дети учатся держать в руках столовые предметы, пить из чашки, умываться.

На третьем году жизни детям становится понятен юмор. Обычно смешным для ребенка кажется то, что выходит за рамки его повседневной жизни. Но для этого нужно, чтобы взрослый правильно объяснял им то, что дети видят, но не понимают.

Загадка как средство развития речи

Уже в два с половиной года дети способны отгадывать несложные загадки, если в тексте есть намек на содержание отгадки. Это связано с тем, что у детей уже сформировался определённый круг представлений, и они способны определенным образом общаться.

Большой ценностью в решении словарных задач является то, что дети отгадывают загадки. Во время подобных занятий они закрепляют знания о специфике разных предметов. У них формируется определенный словарных запас.

Чтобы развивать способность использовать образную речь, важно употреблять в загадках понятные детям метафорические образы.

К примеру, ребята олицетворяют что-либо, использую разные значения слов, работают со сравнениями и эпитетами.

Отгадывая загадки, дети незаметно для себя пополняют свой словарь. Ведь они учатся работать с многозначностью слов, начинают подмечать вторичные их значения. Так формируются представления о том, что слово может иметь и переносное значение. Дети сосредотачиваются на формах языка, анализируют их.

Загадка – это удивительная форма фольклорного жанра, которая дает возможность в образной и сжатой форме описать очень яркие свойства для разных явлений и предметов.

Процесс разгадывания загадок формирует способность обобщать и анализировать, самостоятельно делать те или иные выводы, строить собственную точку зрения, выделять наиболее общие признаки предметов и явлений, способность передавать образы разных предметов. Это формирует у дошкольников поэтический взгляд на реальность.

Согласно Ю.Г. Илларионовой, работа с загадками позволяет формировать у детей навыки речи. Дети учатся что-либо доказывать и описывать. Способность доказывать – это не только способность логически правильно мыслить, но и грамотно выражать свою точку зрения, облекать ее в новые словесные формы.

Доказательство же – это способность использовать определенные речевые обороты и работать с композицией. Как правило, малыши не используют эти приемы в своей повседневной речи. Но нужно создавать определенные условия, чтобы они могли их понимать и осваивать.

Чтобы развивать у детей интерес и учить их доказывать, Ю.Г. Илларионова советует ставить перед детьми определенные цели в процессе отгадывания. Дети должны не просто отгадывать, но доказывать, что они действительно правы.

Нужно знакомить ребят с тем, о чем затем будут загадываться загадки. Тогда дети смогут предоставлять наиболее полные доказательства.

Систематически развивая у дошкольников навыки речи, можно формировать способность оперировать интересными и разнообразными доводами, чтобы лучше обосновать отгадки.

Педагогические подходы использования фольклора

Чтобы достичь успеха в использовании фольклора, согласно методики Малиновой О.В., педагог должен:

Согласно Т. Пескишевой, фольклор можно внедрять в следующие виды деятельности;

Малые произведения фольклора пробуждают в детях высокие нравственные чувства – они наполняют их симпатией к животным и людям, развивают у них желание трудиться.

Чтобы постепенно и поэтапно усваивать малые фольклорные формы, необходимо выполнять следующие задачи:

Возрастные особенности развития речи

Овладеть речью – это важнейшая задача ребенка на ранней стадии развития. От этого навыка будет зависеть весь его прогресс в дальнейшем, что касается личности, интеллекта и поведения.

Что изменяется в речи от одного до трех лет:

Лексика – это термин, который подразумевает систему слов языка, которыми владеет человек.
Семантика – это комплекс правил, рассматривающих значения слов и их изменения в их значений.
Фонетика – это раздел языковедения, который изучает речевые звуки и строение языка.
Грамматика – это законы словообразования и использования слов в жизни.

Примерно в год ребенок уже может произносить некоторые слова. Некоторые вещи он называет словами. Для них слово обычно связывается с текущей окружающей обстановкой, а не с определенными представлениями. В этом возрасте дошкольники уже обладают некоторым опытом взаимодействия с внешним миром при помощи органов восприятия. У него уже есть определенные чувства к родителям, к окружающей обстановке, к игрушкам и пище.

Примерно от полутора до двух с половиной лет происходит следующий этап развития ребенка. В этот период малыш учится совмещать слова, объединять их в маленькие фразы. Дети начинают быть активными в общении с людьми, спрашивают, как называются предметы из его окружения, с помощью мимики и жестов указывает взрослому на то, что ему интересно. Примерно к 1,8 годам у детей формируется понимание речи окружающих, но его активный словарь практически не пополняется новыми словами.

До 40 слов знают дети в полтора года. Очень редко они понимают до 100 слов. Затем происходит сильный скачок в формировании речи. В конце второго года жизни дошкольники знают уже около 300 слов. А к концу трех лет – до 1500 слов. Фонематический слух практически полностью сформирован в два года, когда дети могут различать слова, которые отличаются друг от друга всего одной фонемой.

Ближе к трем годам ребенок начинает активно участвовать в самостоятельной речи. На этом этапе дети речью управляют собственным поведением и пытаются влиять на поведение окружающих людей. Резко растет интерес детей к окружающему миру. Дети все хотят видеть, трогать, слушать и узнавать. Они интересуются тем, как называются предметы, понимают, для чего эти предметы нужны, умеют пользоваться средствами гигиены.

В три года дети правильно пользуются падежами, могут составлять предложения, используя служебные слова, внутри которых грамматически верно согласуются все слова. Пассивный словарь практически такой же, что и активный. От двух до трех лет интенсивно развивается грамматическая структура. Некоторые слова превращаются в части речи, их окончания согласуются. Речь в трехлетнем возрасте включает в себя в основном простые предложения.

В раннем возрасте речь может развиваться под влиянием следующих факторов:

Работа педагога, позволяющая формировать детскую речь, подразумевает то, что взрослые должны быть вовлечены во взаимодействия с детьми в бытовой жизни. Но также нужно специально организовывать занятия и игры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *