Что такое сказки с оркестром
Музыкальные сказки
Оперы и балеты Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и других великих композиторов веков, написанные по мотивам детских сказок
Балет «Щелкунчик» (1892)
Иллюстрация к сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». 1840 год Staatsbibliothek Bamberg / Wikimedia Commons
Одна из самых знаменитых русских музыкальных сказок — балет Петра Чайковского «Щелкунчик», последний балет композитора. Либретто на сюжет сказки Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» создал знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. История о том, как Клара (или Мари) вместе с Щелкунчиком побеждают Мышиного короля и Щелкунчик преображается в Принца, стала рождественской классикой.
В «Щелкунчике» взаимодействуют два мира: реальный, персонажами которого является семья Клары-Мари, и фантастический, где среди героев появляется Щелкунчик, игрушки, кукла, король мышей, фея Драже и другие. Реальный мир обрисован композитором простыми в музыкальном отношении средствами: здесь преобладает прозрачная оркестровка с привычными тембрами и классические танцы — мазурка, вальс, галоп, полька. Фантастический же мир рисуется совсем иначе, и именно в его создании проявилось новаторство Чайковского.
Исполнение: Берлинский филармонический оркестр, дирижер Семен Бычков
Опера «Сказка о царе Салтане» (1900)
Иван Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». 1905 год Wikimedia Commons
«Сказка о царе Салтане», написанная Римским-Корсаковым к столетию со дня рождения Пушкина, одна из самых богатых по разнообразию оркестровых красок опер. Действие происходит в Тмутаракани и в городе Леденец на острове Буян. Рассказ о городе сопровождается торжественной колокольной темой. Три чуда из пушкинского текста показаны во вступлении перед последней картиной оперы. Белка с золотыми орешками представлена в оркестре темой народной песни «Во саду ли, в огороде» в исполнении флейты-пикколо. Морские богатыри с дядькой Черномором маршируют: в басу повторяется один и тот же мотив с нарастающей громкостью. И главное чудо — Царевна Лебедь. Чарующая прихотливая мелодия постепенно выливается в певучую тему, иллюстрируя волшебное превращение лебедя в прекрасную Царевну. Царевна Лебедь помогает во всем царевичу Гвидону: к примеру, обращает его в шмеля, чтобы он мог отправиться в Тмутаракань и увидеть своего отца. Именно здесь в опере звучит известная виртуозная мелодия полета шмеля.
Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Василий Небольсин, солисты Иван Петров, Евгения Смоленская
Опера «Золотой петушок» (1907)
Наталия Гончарова. Эскиз декораций к опере «Золотой петушок». 1914 год © Fine Art Images / DIOMEDIA
Опера «Золотой петушок» тоже написана на сюжет сказки Пушкина. Открывает сказку Звездочет, который дарит царю Додону Здесь и далее варианты написания Николая Римского-Корсакова. золотого петушка. Партию петушка исполняет высокий женский голос — сопрано. Шемаханская царица — источник всех бед жадного Додона — поет о чудесных землях, где она родилась, под аккомпанемент арфы и деревянных духовых инструментов. Тема царицы звучит изысканно, с остановкой на высоких нотах; в целом ее ария передает восточный колорит. Только сказка эта не простая. И царство Додона не настоящее. Композитор смеется над неудачливым правителем. Так, на заседании царской думы звучат скоморошьи темы, а объяснение в любви к Шемаханской царице Додон поет на мотив народной песни «Чижик-пыжик».
Исполнение: Академический симфонический оркестр Московской филармонии, дирижер Дмитрий Китаенко, Академический Большой хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, солисты Евгений Нестеренко, Борис Тархов, Елена Устинова
Опера «Соловей»
Мэри Ньюэлл. Иллюстрация к сказке Ханса Кристиана Андерсена «Соловей». 1898 год Wikimedia Commons
Исполнение: Оркестр и хор Вашингтонской оперы, дирижер Игорь Стравинский, солисты Лоран Дрисколь, Рери Грист, Дональд Грамм
Опера «Елка» (1900)
Артур Рэкем. Девочка со спичками. 1932 год George G. Harrap & Co.
В основе сюжета рождественской оперы Владимира Ребикова «Елка» сразу две сказки о бедных детях, лишенных тепла в праздничный вечер. Это «Девочка со спичками» Андерсена и рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Оперу предваряет указание композитора на то, что действие может происходить «в настоящее время, в том городе, где ставится опера». Опера камерная, здесь мало действующих лиц, поют только главная героиня (бедная Девочка) и призрак ее матери. Интонационно мелодии, написанные для Девочки, напоминают обычную речь, а краткие жалобные интонации звучат как ее мольба о подаянии. Обилие диссонансов во вступлении очень осовременивает звучание.
В опере несколько лейтмотивов. Самый нежный и трепетный — вальс, который олицетворяет недостижимое счастье, идеальный мир, где тепло и хорошо. Впервые вальс исполняют на пианино во время праздника в доме, где стоит богато украшенная елка. В вальс вторгаются короткие музыкальные фразы, исполняемые Девочкой, заглядывающей в окна дома. Второй раз вальс звучит по-другому: это мираж, сон Девочки, в котором она оказалась в роскошном дворце. Вокруг много других детей, а Принц ведет Девочку к трону — в исполнении второго вальса участвуют флейты, скрипки с тонкими подголосками альтов и фаготов, аккомпанементом челесты, колокольчиков и арфы.
Исполнение: Виктор Рябчиков.
К сожалению, полной записи оперы нет на стриминговых сервисах, но мы надеемся, что вы найдете возможность услышать ее живьем
Балет «Золушка» (1944)
Артур Рэкем. Иллюстрация к сказке «Золушка». 1919 год New York Public Library
Исполнение: Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Духовой оркестр Большого театра, дирижер Геннадий Рождественский, солисты Аркадий Футер и Михаил Черняховский
Балет «Конек-Горбунок» (1955)
Эскиз декораций к балету «Конек-Горбунок». 1939 год © Heritage Images / Fine Art Images / DIOMEDIA
Первый балет композитора Родиона Щедрина написан на сюжет сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». С начальных тактов в музыке царит атмосфера народного праздника. Трубы и валторны по очереди проводят быструю тему-заставку всего действия, которая передает нескончаемый гомон толпы. Звучит мелодия танца с типичным русским притопом. В сказке-балете широко представлен жанр частушки: здесь и энергичные мелодии в сцене Ивана с братьями, и сочиненные Щедриным припевки в «Девичьем хороводе». В состав оркестра композитор включил большое число ударных инструментов: колокольчики, колокола, бубенчики, треугольник, барабаны, литавры, а также трещотки.
Три картины первого действия знакомят нас с главными действующими лицами балета. Под «балалаечный» аккомпанемент у фаготов и низких струнных инструментов появляется лейтмотив братьев Ивана. Тема у братьев одна, так как Данила и Гаврила похожи во всем друга на друга. Это тяжеловесная угловатая тема с чеканным ритмом, акцентами и повторениями: братья упрямы и заносчивы.
Маленький Конек не столько волшебный, сколько смекалистый, себе на уме. Тема Конька звучит у флейты-пикколо и бубенчиков. Она схожа с лейтмотивом самого Ивана, которому Конек во всем помогает. Царь-девица охарактеризована несколькими темами. Ее первый лейтмотив — тема-зов с невероятно красочной оркестровкой, эта мелодия роднит героиню с фантастическим миром этого балета. А второй лейтмотив Царь-девицы появляется уже после встречи с Иваном. Она становится русской героиней — звучит колыбельная песня, заимствованная композитором из сборника Лядова «Песни русского народа».
Балет заканчивается веселым праздником с перезвоном колоколов. Величают молодых — Ивана с Царь-девицей. Молодежь водит хороводы: плавный русский танец невесты сменяет молодецкая пляска жениха. Сопровождает всеобщее веселье тема Конька-Горбунка.
Исполнение: Оркестр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, дирижер Георгий Жемчужин
Опера-балет «Дитя и волшебство»
Иллюстрация с обложки либретто «Дитя и волшебство». 1925 год © De Agostini / Getty Images
Либретто «Дитя и волшебства» Мориса Равеля написано по мотивам сразу нескольких литературных произведений: сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена и Метерлинка. По сюжету расшалившегося мальчика перевоспитывают животные и ожившие предметы: Кушетка, Китайская Чашка, Огонь, Кошка, Кресло, Летучая Мышь — вот лишь некоторые из них. Это опера-балет, поэтому все персонажи не только поют мелодичные арии, но и танцуют фокстрот, вальс-бостон, менуэт, галоп, канкан и другие танцы.
Атмосферу волшебства создает необычный оркестр. В его составе наряду с традиционными симфоническими инструментами есть особенные фантастические тембры: ветряная машина (эолифон), лютеал (модификация фортепиано), джазовая флейта с кулисой и даже сырная терка! Музыка часто строится на звукоподражании: оркестр и исполнители имитируют кошачье мяуканье и лягушачье кваканье, бой часов и звон разбивающейся чашки. Учитель арифметики, вылезающий из разорванной книжки, поет то звонким фальцетом, то нарочито гнусавым голосом, зажав нос. Так в этой шутливой сцене возникает вихревое бессвязное движение, от которого у мальчика начинает кружиться голова. В другой сцене вокальная партия Огня передает свободное движение языков пламени: ее вьющаяся виртуозная мелодия, достигающая предельно высоких нот, скорее инструментальная, нежели вокальная.
Исполнение: Национальный оркестр Французского радио, дирижер Лорин Маазель, солисты Франсуаз Ожеа, Мишель Сенешаль
Симфоническая сказка «Петя и Волк» (1936)
Обложка партитуры сказки «Петя и Волк». 1959 год © «Музгиз»
Сергей Прокофьев написал музыкальную симфоническую сказку специально для Московского детского театра. Главный герой сказки — десятилетний Петя, отважный пионер — победитель Волка, одолевший его до появления Охотников. Обычно сказка исполняется так: рассказчик читает текст, а оркестр озвучивает все, что в нем происходит.
Тему каждого героя играет один инструмент или группа сходных по тембру инструментов симфонического оркестра. Например, Дедушку, недовольного тем, что внук ушел за калитку без разрешения, изображает низкий деревянный духовой инструмент — фагот; бесстрашного Петю — струнный квартет (две партии скрипок, альты и виолончели), а его друга и помощника Птичку — флейта, которая лучше всего передает трепет маленьких крыльев и звонкие трели.
Характер главного Петиного врага — Волка — передают медные инструменты, самые мощные, громкие в оркестре. В низком регистре три валторны играют тяжелые аккорды в миноре. У Птички тоже есть недоброжелатели: Кошка, чью крадущуюся походку передает кларнет, и заносчивая и высокомерная Утка. В момент спора Утки и Птички о том, кто настоящая птица, в оркестре звучат две темы одновременно: свистящие пассажи флейты изображают пение Птички, а кряканье Утки передает другой деревянный духовой инструмент — гобой. Утка хоть и хвасталась, но бежала слишком медленно, и быстрый Волк проглотил ее на ходу. Но от Пети Волк не смог убежать: мальчик его поймал и с помощью Охотников отправил в Зоологический музей. Завершается сказка торжественным шествием победителей, в котором темы всех героев звучат по очереди.
Исполнение: Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов, текст читает Наталия Сац
Опера «Снегурочка» (1881)
Дмитрий Стеллецкий. Эскиз занавеса для оперы «Снегурочка». 1910-е годы © Fine Art Images / DIOMEDIA
Либретто оперы написал сам Римский-Корсаков на основе пьесы Островского «Снегурочка». Снегурочка приходит в волшебное царство берендеев, чтобы обрести теплое чувство любви, но, добившись этого, трагически тает. Слушатели оперы не должны печалиться, ведь только благодаря появлению и гибели Снегурочки в царстве Берендея снова наступает теплое лето, дарованное лучами бога Ярилы.
Римский-Корсаков делил многочисленных персонажей оперы на три группы: мифологические (Дед Мороз, Весна-Красна, Леший), полумифологические (Снегурочка, Лель, царь Берендей) и реальные (Купава, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха, Бермята, бирючи). У каждой группы своя музыкальная характеристика, у каждого персонажа — свой лейтмотив. Например, появление Весны сопровождается теплым тембром валторн, а появление Мороза — застывшей «холодной» музыкой в низком регистре. Образ народного певца Леля складывается из трех песен — протяжной, хороводной, плясовой, а образ Снегурочки сочетает строгую партию флейты с лирическими мелодиями в вокальной партии. Появление «реального» человека Мизгиря сопровождается густым тембром бас-кларнета. Большую роль в опере играют хоры: так, в сюжете участвует народ берендеев, например в сцене «Проводы Масленицы» и в финале: звучание хора нарастает — как яркость солнца, которое снова светит над Берендеевым царством.
Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Евгений Светланов, солисты Иван Козловский, Вера Фирсова, Алексей Кривченя
Балет «Жар-птица»
Лев Бакст. Иван-царевич и Жар-птица. 1915 год Wikimedia Commons
Игорь Стравинский написал «Жар-птицу» по заказу Сергея Дягилева для Русских сезонов. В основе либретто, созданного выдающимся хореографом Михаилом Фокиным, сюжеты нескольких народных сказок (об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке, о Кощее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе) и одной авторской — «Ночных плясок» Сологуба. В погоне за Жар-птицей Иван-царевич попадает в чудесный сад. Там он видит богатырей, которых Кощей Бессмертный обратил в камень за то, что они пытались спасти украденных им невест. Теперь невесты-царевны живут в замке Кощея и выходят в сад играть. С ними — Ненаглядная Краса, в которую влюбляется Иван-царевич. Разъяренные слуги Кощея хватают Ивана, побежавшего за царевнами, но ему удается спастись благодаря ослепительному свету от пера Жар-птицы. Так чары злого царства рушатся, и на его месте возникает христианский город. Заколдованные богатыри оживают и находят своих невест, а Иван-царевич — теперь уже правитель нового города — женится на Ненаглядной Красе.
В балете сосуществуют три сказочных мира: темное царство Кощея, чудесный сад с золотыми яблоками и христианский город с куполами. Кощеево войско пускается в «Поганый пляс» с характерными ритмическими перебоями и яркими свистами флейты-пикколо; появление Жар-птицы сопровождают нежные мелодии колыбельной в исполнении деревянных духовых и струнных инструментов. В хороводе царевен Стравинский использует цитату из русской народной песни «Как по садику, садику», а в радостном финале — из песни «Не сосна у ворот раскачалася».
Исполнение: Columbia Symphony Orchestra, дирижер Игорь Стравинский
Балет «Спящая красавица» (1889)
Лев Бакст. Эскиз костюма к балету «Спящая красавица». 1921 год © Fine Art Images / DIOMEDIA
В балете «Спящая красавица» Чайковского, написанном по сказке Шарля Перро, как это обычно и бывает в сказках, сталкиваются два мира: мир добра, за который отвечает фея Сирень, и мир зла, олицетворением которого является фея Карабос. У каждой феи свой лейтмотив: у феи Сирени это нежный лирический вальс, а у феи Карабос — неустойчивая и резкая, постоянно меняющаяся музыка.
Темы сталкиваются уже в прологе, и там побеждает добро. А вот в тот момент, когда главная героиня балета — Аврора — укалывается веретеном, полученным от Карабос, всепобеждающе звучит тема злой феи. Лейтмотив сна Авроры в начале мелодически перекликается с лейтмотивом феи Карабос, но уже во втором акте балета он близок теме добра. Полная победа добра происходит в третьем акте, наполненном ликующими мелодиями. Большую роль в финале играют многочисленные звукоподражательные приемы. Под звуки полонеза на свадьбе принца Дезире и принцессы Авроры появляются гости — персонажи из других сказок Шарля Перро: Золушка и принц Фортюне, Красавица и Чудовище, Синяя Борода и его жена и другие. Каждая пара героев представлена индивидуально как музыкально, так и хореографически. Так, например, па-де-де принцессы Флорины и Синей Птицы благодаря порхающим взмахам рук, легким прыжкам и кружениям напоминает свободный и легкий полет птиц. Музыкально этот образ передается с помощью вьющихся мелодий, исполняемых флейтами и кларнетами, которые подражают пению фантастических птиц. В эпизоде «Кот в сапогах и белая кошечка» звучание гобоев и фаготов подражает кошачьему мяуканью, а эпизод «Красная Шапочка и волк» ритмически передает мелкие торопливые шаги девочки.
Исполнение: Лондонский симфонический оркестр, дирижер Андре Превин
Балет «Чиполлино» (1974)
Кадр из мультфильма «Чиполлино». 1961 год © Союзмультфильм
За сюжетную основу балета взята знаменитая сказка Джанни Родари «Приключения Чиполлино» о храбром мальчике-луковичке, борющемся с правителями-богатеями — Лимоном и Помидором, а за музыкальную — замечательный мультфильм «Чиполлино» 1961 года. В балете есть музыка и из других мультфильмов, где композитором был Хачатурян: «Когда зажигаются елки» (1950), «Лесные путешественники» (1951), «Сладкая сказка» (1970), «Необыкновенный матч» (1955), «Старые знакомые» (1956).
Исполнение: Симфонический оркестр Большого театра, дирижер Александр Копылов
Сказки с оркестром
Проект создан для того, чтобы привлечь ребят к чтению и познакомить с классической музыкой, достоянием классической литературы, народного творчества. Эмоциональная составляющая — одна из важнейших на занятиях. Мы воспитываем чувства, учимся сопереживать, не быть равнодушными.
«Сказки с оркестром» — очень эффективная форма познания мира, обеспечивающая формирование нравственности личности.
Каждый месяц слушаем новую сказку. Сказки открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление и воображение, обогащают эмоции, насыщая их звуками музыки. Сказки дают прекрасные образцы литературного языка, подтверждают, что в этике существуют две нравственные категории – «Добро» и «Зло».
Занятия пользуются большой популярностью среди детей и взрослых.
Большой выбор литературы, отзывчивый персонал, современный подход к организации работы библиотек
Настоящим я, далее – «Субъект Персональных Данных», во исполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) свободно, своей волей и в своем интересе даю свое согласие на обработку своих персональных данных сайту, на котором нахожусь сейчас, далее «Сайту», указанных при регистрации путем заполнения веб-формы на данном сайте.
Под персональными данными я понимаю любую информацию, относящуюся ко мне как к Субъекту Персональных Данных, в том числе мои фамилию, имя, отчество, адрес, образование, профессию, контактные данные (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес), фотографии, иную другую информацию. Под обработкой персональных данных я понимаю сбор, систематизацию, накопление, уточнение, обновление, изменение, использование, распространение, передачу, в том числе трансграничную, обезличивание, блокирование, уничтожение, бессрочное хранение), и любые другие действия (операции) с персональными данными.
Обработка персональных данных Субъекта Персональных Данных осуществляется исключительно в целях регистрации Субъекта Персональных Данных в базе данных Сайта с последующим направлением Субъекту Персональных Данных почтовых сообщений и смс-уведомлений, в том числе рекламного содержания, от Сайта, его аффилированных лиц и/или субподрядчиков, информационных и новостных рассылок, приглашений на мероприятия Сайтаи другой информации рекламно-новостного содержания, а также с целью подтверждения личности Субъекта Персональных Данных при посещении мероприятий Сайта.
Датой выдачи согласия на обработку персональных данных Субъекта Персональных Данных является дата отправки регистрационной веб-формы с Сайта.
Обработка персональных данных Субъекта Персональных Данных может осуществляться с помощью средств автоматизации и/или без использования средств автоматизации в соответствии с действующим законодательством РФ и внутренними положениями Сайта.
Школа принимает необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивает их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных, а также принимает на себя обязательство сохранения конфиденциальности персональных данных Субъекта Персональных Данных. Школа вправе привлекать для обработки персональных данных Субъекта Персональных Данных субподрядчиков, а также вправе передавать персональные данные для обработки своим аффилированным лицам, обеспечивая при этом принятие такими субподрядчиками и аффилированными лицами соответствующих обязательств в части конфиденциальности персональных данных.
Сказки с намеком в Московской филармонии
Уже три года в Московской филармонии с огромным аншлагом идут необычные концерты для детей — « Сказки с оркестром ». Ведущие российские актеры читают сказки под аккомпанемент симфонического оркестра. Чтобы попасть на эти представления билеты нужно покупать за несколько месяцев.
Чем удивить школьника младшего возраста, который гуляет по интернету с трех лет, смотрит «Аватара» в 3D, а в зимние каникулы загорает в Африке? Каждый приличный родитель знает: если выгуливать его каждые субботу–воскресенье, выбор культурного досуга получается не богаче меню в пионерлагере имени товарища Дынина. В театрах все давно пересмотрено до дыр. Смешно сказать, «Аленький цветочек» в Пушкинском идет буквально со времен прабабушки – с 1949 года! И вот горе-то: режиссеры большей частью детским репертуаром брезгуют.
Три сезона назад Московская филармония в борьбе за своего будущего слушателя сделала решительный ход конем: завела цикл «Сказки с оркестром». На эти дневные «детские» концерты в Зале Чайковского и взрослые-то давятся, как на Баскова с Хворостовским.
Все дело в том, что в них под оркестр каждый раз выступает какой- нибудь очень знаменитый актер. Довольны и дети, и родители, и сами исполнители. Какой же драматический артист, даже первого положения в театре, откажется сыграть под симфонический оркестр свой собственный, во многом стихийный и даже немного авантюрный спектакль от души, безо всякого тирана-режиссера?
Вот дирижер – совсем другое дело: ловит каждый его звук, будто аккомпанирует самому Паганини, а классные музыканты готовы вмиг подхватить интонацию смычками или, наоборот, уйти в паузу, чтобы вознеслось в тишине звонкое веское слово.
Артист видит со сцены, как малыши вцепляются в мамину руку: казнят солдата или огромные волшебные собаки спасут его? Не обидит ли привидение добрую девочку.
А между тем рассказ сопровождает музыка Моцарта и Яначека, Вагнера и Прокофьева, Россини и Денисова. Только она одна способна перенести эфемерное пространство сказки в реальность или, наоборот – увести тебя с головой в волшебное измерение.
Всего на один раз составляют специальную партитуру, пазл из фрагментов разных опусов. Одному богу известно, как уж там ксерят, пилят, режут и выклеивают для оркестра ноты – роскошное симфоническое сопровождение артиста. Но артист достоин этих усилий, он и в профессиональном смысле – герой. Ведь мелодекламация, или рассказ под живую музыку, – древний, сложный жанр, который у нас совсем уж было сник, вдруг возродился в «Сказках с оркестром».
В этих концертах играет настоящий филармонический оркестр под управлением Юрия Симонова. При этом главный дирижер обычно уступает место за пультом молодым коллегам. А сам садится в зал, сам как из сказки – красивый, наряженный, в элегантной жилетке какого-то австро-венгерского шелка. Слушает по-хозяйски, что там, на сцене, и приглядывается к будущей филармонической публике.
Увы, спектакли и концерты для детей обречены на невнимание критиков. Между тем «Сказки с оркестром» оказались явлением высшего порядка, настоящими поступками актеров, которым давно ничего не нужно для славы. По мастерству, вкусу, художественной и моральной значимости у каждой «Сказки» просто банально нет соперников. Разве что другая «Сказка».
Сергей Безруков уже представил «Маленького принца» Экзюпери (с музыкой Дебюсси, Равеля и Сен-Санса) – в зале проснулись и замерли даже папаши, брошенные в выходные на выпас ребенка. Авангард Леонтьев играл «Кентервильское привидение» Уайльда (с музыкой Бёрда, Дворжака и Гершвина) смешно и тонко, иронично и нежно – выдающееся исполнение! С потрохами увлек юных зрителей андерсеновскими сказками «Огниво» и «Свинопас» (с музыкой Бизе, Стравинского, Берлиоза) многодетный отец Михаил Ефремов…
Именно на «Сказках» опробована давно принятая в мире система раздачи автографов. Артист сам объявляет в конце, где будет ждать маленьких зрителей – и надо видеть в фойе эту длиннющую, щебечущую, как вувузелы, счастливую очередь с мятыми от волнения программками. Но все перекрыл успех Чулпан Хаматовой в «Спящей красавице» Перро с музыкой Чайковского.
В общем, порешили так: в новом сезоне кое-что просто сыграют на бис. Самая симпатичная, хрупкая, самая добрая и благородная артистка на свете, мама троих дочек, Чулпан повторит «Спящую красавицу» 18 сентября. 11 декабря Павел Любимцев еще раз исполнит с оркестром «Золушку», а Валерий Гаркалин 16 апреля следующего уже года – «Волшебную лампу Аладдина».
Но есть и кое-что новенькое. Держите шляпы, господа, а то сдует! Юрий Стоянов выбрал для себя «Алису в Стране чудес» (6 ноября), Ольга Будина – «Снежную королеву» (22 января), Евгений Князев – «Гарри Поттера» (19 февраля), Мария Аронова – «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (19 марта).
Это, конечно, лишь малая часть детской программы филармонии. Хорошо известно: не приучишь малыша тихонько внимать артистам, уноситься с музы- кой в другие края и эпохи, познавать с ней новые сильные чувства – время будет упущено, дверка захлопнется.
А если посчастливится попасть на «Сказки с оркестром», обратите внимание, как необычно звучат здесь бурные овации. Дети еще только учатся аплодировать, и это очень похоже на шелест листвы в сильный ветер.