Что такое сказочные числа
Значение чисел в сказках и других произведениях
Числа окружают человека повсюду, но какое значение они имеют в сказках? В былинах, баснях, сказаниях часто встречаются одни и те же цифры, которые несут определенный посыл слушателю или читателю.
Человек знакомиться со сказочным миром еще в раннем детстве, но осознанно начинает воспринимать числа в сказках для 1 класса. Через них он не только учится счету, но и понимает разницу между добром и злом, любовью и ненавистью. Педагог и родители стараются объяснить ребенку мораль сказаний, но не все уделяют внимание знакам, которые хранят народную мудрость. Цифры в сказках — это зашифрованное послание будущим поколениям. Зная их значение, человек начинает воспринимать все рассказы более глубоко.
Тридевятое царство
«Тридевятое царство» — это где-то очень далеко. Так воспринимает читатель или слушатель это выражение. Но мало кто задумывается о его значении. На красочной картинке часто изображено красивое королевство. Дело в том, что в древности не было десятизначной системы счета, люди использовали троичную систему. «Тридевятое» — это 3 умноженное на 9, в результате чего получается 27. Оно означает страсть к путешествиям, обаяние, интуицию и хорошую коммуникабельность. Главные герои обладают именно такими качествами.
Если рассматривать это выражение в формате царства, где живут некоторые герои, то можно узнать, что там, также обитает много волшебных существ. В некоторых старинных источниках, среди которых проводилась исследовательская работа, описание потустороннего мира и его обитателей очень похоже на описание тридевятого царства. Стоит отметить, что выражение «тридесятое государство» появилось значительно позже в качестве ритмичного слога сказания.
Число 3 в сказках
Цифра 3 в сказках встречается чаще обычного. Три богатыря, три девицы под окном, три дня и три ночи, трижды поклонился, три брата и т.д. Если опираться на нумерологию, то значение тройки имеет две черты — отрицательную и положительную. Положительные качества такие:
Негативные черты тройки — это:
Действительно, если сопоставить значение с сюжетом, можно увидеть схожесть в характерах героев. Не очень образованный герой с хорошей интуицией совершает необдуманное действие, после чего ему приходится отправиться за какой-то вещью, человеком или волшебным существом. Целеустремленно преодолевая преграды, он открыто общается, рассказывая всем о своем намерении. Он доверчив и обаятелен, ему готовы помогать другие персонажи.
Магические числа — обязательная примета волшебной сказки. Время, поклоны или другие обрядовые знаки, в которых присутствует тройка, означают гармонию и получение энергии необходимой для реализации задуманного.
Число 4 в сказках
Число 4 в сказках встречается реже и не так сильно выделено. Обычно столько персонажей встречается на пути главного героя. Положительные или отрицательные, они испытывают его на стойкость характера, проверяю его веру в задуманное, тестируют загадками и расставляют преграды, чтобы убедиться в том, что герою действительно необходимо то, чего он хочет добиться.
Расшифровывая волшебные числа в сказках, можно прийти к выводу, что четверка — это время, испытывающее намерение человека. Если наблюдать за ней в обычной жизни, то можно заметить — все, что касается времени, имеет четыре части:
Разгадывать числа в сказках — очень увлекательное занятие, чем больше информации получено о той или иной цифре, тем больше меняется сказание. Оно становиться глубоким, открывает свои тайны.
Число 12 в сказках
Самая популярная история — «Двенадцать месяцев». Каждый месяц играет определенную роль в жизни девочки. Братья-месяцы волшебники и помогают главной героине. Число 12 в сказках встречается во всем своем волшебном проявлении. Оно являет магию и чудо. В 12 ночи Золушка лишается всего, а крепкие 12 цепей разрываются Иваном-Царевичем. Некоторые исследователи русского фольклора предполагают, что 12 нужно рассматривать, как сложение единицы и двойки, в результате чего в сумме получается тройка. Тройку в этом случае расценивают не с позиции характера персонажа, а как сакральную мудрость:
Сказочная нумерология не останавливается только на представленных в этой статье числах. Пронизанные цифрами, былины и сказания, повести и рассказы, стихи и басни — обширная ниша для изучения и расшифровки. Александр Сергеевич Пушкин, видимо, знал многое на эту тему, так как практически все его труды содержат в себе числа.
Число 7 – самое популярное
Семерка, пожалуй, самое известное число из всех. Оно встречается не только в старинных писаниях, но и в поговорках:
Пословиц, включающих в себя семерку, невероятное количество и каждая из них имеет мудрость предков. Стоит помнить и о семерке в священных книгах. Являясь божественной, она имеет глубокое значение в мироздании и бытие, в сознании и подсознании. Семеро козлят, семь богатырей, семь гномов — все эти персонажи стараются напомнить человеку о вселенских заповедях, не соблюдая которые человек будет «съеденным волком», как в сказке «Волк и семеро козлят». Соблюдая законы, человека ждет благоприятный исход в любой ситуации, как в сказках «Мертвая царевна и семь богатырей» или «Белоснежка и семь гномов».
Цифры в сказках несут людям зашифрованные послания. Разгадывая их можно получить не только удовольствие, но и глубокие знания о жизни наших предков, их устоях или обрядах. Многие считают, что в старинных писаниях зашифрованы ритуалы, позволяющие сохранить крепкое здоровье, молодость и красоту на долгие годы.
Автор статьи:
Жанна Колованова. Выпускница Школы Таро и Нумерологии Роза Ветров, практикующий таролог и нумеролог.
E-mail для связи с автором: kolovanova@taynoeznanie.com
Магическое значение чисел в сказках
Известно ли вам магическое значение чисел в сказках? В устном народном творчестве и авторских произведениях часто встречаются цифры 1, 3, 7, но несут ли эти они какую-то смысловую нагрузку или не наполнены никаким символическим смыслом?
Значение чисел в сказках — число 1
Цифры окружают каждого человека ежедневно. Мы их видим в номерах телефонов, автобусов, домов, квартир, банковских карт и так далее. С давних пор люди наделяли цифры особым магическим значением.
Но что думали об определенных числах наши предки и каким сакральным значением их наполняли? Если мы вернемся к устному народному творчеству, то увидим, что все сказки, былины и предания были пронизаны числовой символикой. Число 1 встречается в сказках очень часто. Например, один-одинешенек Кузьма скоробогатый, одна сиротинушка маленькая Крошечка-Хаврошечка.
Зачастую цифра 1 символизирует одного человека, главного героя, которому придется бороться с обстоятельствами, своими страхами, вымышленными, либо реальными злодеями. Подобная фигура весьма целостная, самодостаточная. Это становится понятно, если мы обратимся к нумерологическому значению числа 1 и увидим, что оно отождествляется с единством, сосредоточением силы в одном источнике.
Символическое значение числа 2
Как часто в сказках встречается цифра 2? Например, в сказке «Гуси-лебеди» были дочка да сынок (двое детей), в «Морозко» падчерица и родная дочка, в сказке «Про ленивую и радивую» главные героини — две дочери. Практически всегда эта цифра является символом парности, показывает читателю двух абсолютно противоположных персонажей.
Что означает число 3 в сказках?
Рассуждая о символизме чисел в народных сказках, невозможно обойти стороной цифру 3. Обратившись к нумерологии, мы увидим, что число 3 действительно особенное. Оно ассоциируется с треугольником — наиболее устойчивой геометрической фигурой, которая нам известна.
Как известно, у наших пращуров было три мира на которых держалось все бытие: Явь, Навь и Правь. Вернувшись к сказкам, мы обнаружим, что все всего в народном эпосе было три самых главных богатыря, которые защищали свою землю. Этими богатырями были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Нередко в качестве главных персонажей появляются три сына, три царевны. Часто один из героев обладает выдающимся талантом или умом, второй — обычный человек, а третий глуп либо недостаточно способный.
Магию числа 3 подчеркивает тот факт, что эта цифра встречалась в описании разнообразных обрядов. Например, для получения желаемого испытание проходят трижды, в сказке «Царевна змея» главная героиня трижды падала оземь, столько же раз обвивалась вокруг шеи и трижды оборачивалась змеей. В сказке «Сивка-бурка» три ночи братья охраняли пшеницу, и лишь на третий день Иванушка-дурачок сумел допрыгнуть до окна царевны.
Магическая цифра 33
30 лет и 3 года, 33 богатыря — эта цифра встречается во многих сказка, фразеологизмах и скороговорках. Символизировать это число может много. Например, если мы обратимся к сказке Пушкина «Золотая рыбка», то увидим, что фраза «жили старик со старухой 30 лет и 3 года» указывает на то, что проживали люди вместе очень долго.
То есть число 33 может указывает на долгую продолжительность какого-либо события — «заснул богатырским сном и спал 30 лет и 3 года».
Во многих духовных традициях это число священно. Например, Веды насчитывают 33 основных полубогов.
Кроме этого, такой возраст считался особенным. Люди верили, что если человек правильно развивается как личность, то именно в 33 года раскрываются его духовные возможности и весь потенциал.
Число 4
Четыре времени года
Еще одна цифра, нередко часто встречающаяся в сказках, — это 4. Число ассоциируется с устойчивостью, мировым порядком. Встречается оно часто, например: столько существует сторон света, 4 мировые стихии, 4 времени года. Всего существует четыре периода человеческой жизни: детство, юность, зрелость, старость.
Цифру 4 читатель встречает в сказке «Колобок», так как всего столько персонажей встретило главного героя на его пути. Четверо зверей было в яме в одноименной сказке. В произведении «Лиса, заяц и петух» ровно 4 раза зверя пытались спасти зайца.
Сорок сороков — магия чисел
Нередко мы встречаем такую фразу, как «сорок сороков». Однако, что же он означает? На самом деле все предельно просто. В тот момент, когда данный термин начал появляться в сказках, он означал огромное количество чего-либо. В принципе само слово «сорок» может употребляться для обозначения множества.
Сказка про сороконожку
Например, у сороконожки нет 40 ног, а намного больше, но ее называют именно так, потому что 40 означает не просто «четыре десятка», а «большое количестве чего-либо».
Позже это устойчивое выражение стало обозначать совокупность московских храмов, многочисленность церквей в Старой Москве.
Число 7
Сказки «Волк и семеро козлят» и «Дочь семилетка», семь цветов радуги, столько же чудес света, 7 дней недели — повсюду нас сопровождает таинственная и магическая цифра 7.
Волк и семеро козлят
Если мы обратимся к нумерологии то обнаружим, что подобное число в сказках могло символизировать святость, разум, крепкое здоровье. Данная цифра означала победу мудрости над злом.
Цифра 12
Цифра 12 весьма важна в нумерологии. Упоминается эта цифра в античной мифологии, в ветхом и новом завете, в различных религиях. Среди наиболее распространенных сказок, в которых упоминается это число, «Двенадцать месяцев».
Наши пращуры люди верили, что это число высшего совершенства. Упоминается данное цифра также в сказках о Елене премудрой, Кощее бессмертном. Считалось, что это цифра позволяет заглянуть в глаза правде, позволяет человеку своими глазами, понять, что происходит и принять единственно правильное решение.
В сказках нередко используются разнообразные магические числа. Делается это для того, чтобы наполнить произведения большим символизмом, указать какие-то скрытые аспекты, продемонстрировать глубинную серьёзность происходящих событий.
Если вы будете обращать внимание на числа, которые используются в сказках и приметесь за их расшифровку, то, возможно, прочитаете «между строк» важную и интересную информацию.
Обобщение знаний по математике с помощью «сказочных цифр»
В данной статье занимательность материала обеспечивается, тем, что учащиеся попадают в сказочную школу, в которой все правила математики такие же, как в обычной школе, но только иначе пишутся цифры.
Эти цифры представляют собой любые несложные по начертанию знаки. Например, такие:
Ввести «сказочные числа» можно следующим образом.
Учащимся объявляется, что они отправляются в сказочную школу. В этой школе на уроке математики они видят такую запись:
Учитель предлагает детям догадаться, какое из трех записанных чисел самое большое. Ответ легко дают первоклассники. Учитель радостно подчеркивает, что, хотя числа и неизвестны, дети все же сумели о них кое-что сказать, и для закрепления успеха дает аналогичное задание относительно вычитания.
Итак, условные числа введены. В дальнейшем они часто будут использовать вперемежку с нашими арабскими числами, об этом учитель и сообщает детям. За выполнением задания должно следовать обсуждение решений. Чтобы побудить учащихся давать развернутые объяснения, можно ввести сказочные персонажи (например, ослика Иа или Пятачка), которые часто ошибаются и которым надо растолковывать, а чем состоит их ошибка.
Среди предлагаемых заданий будут встречаться нерешаемые, но которые особенно важны для формирования способности к анализу. В этих случаях оказывает хорошую помощь еще один литературный персонаж – озорник и хитрец Буратино, ставящий ребятам ловушки, которые нужно обнаружить, чтобы не попасться в них. Ко всему этому можно добавить элемент чисто внешней привлекательности.
Так участники занятий получают сказочные дневники (красочные открытки), в которые они наклеивают сказочные отметки – разные геометрические фигуры, вырезанные из красивой, например, бархатной бумаги разных оттенков оранжевого, красного и вишневого цвета. В конце занятий учитель раздает их, поясняя: «Тебе поставлен знак трудолюбия, тебе знак догадливости, тебе знак аккуратности». Важно, чтобы каждый ученик, и особенно тот, который на уроках получает мало похвал, мог украсить свой дневник двумя – тремя яркими знаками.
Отбор конкретных заданий для компоновки конкретного занятия учитель должен сам, учитывая уровень знаний и развития личности своих учащихся.
Затем, сказочные числа я заменяю буквами.
Однако услышать такое объяснение от первоклассника почти невозможно. Одна из причин этого заключается в том, что он уже хорошо знает конкретные результаты соответствующих случаев вычислений, и поэтому обращение к числовому ряду, которое требует учитель, у него носит формальный характер.
Предлагаемые задания помогут учащимся осознать смысл обращения к числовому ряду и его важнейшие свойства. Учащиеся говорят, а учитель записывает на доске часть числового ряда от 4 до 8 и от 3 до 9. Это подготовка к работе с частью сказочного числового ряда. Далее учитель записывает 6 знаков, например, В, С, Б, Т, Н, и предупреждает, что эти числа написаны по порядку, так же как только, что были записаны наши числа, причем самое первое число – это не 1, т.к. часть числового ряда взята не с самого начала.
Зная это, требуется определить:
Продолжается работа с тем же отрезком числового ряда. Предлагаю решить примеры, составленные Буратиной. Напоминаю, что Буратино ставит для детей хитрые ловушки, т.е. дает такие задания, ответ к которым не всегда можно найти, и предлагает догадаться, какие же примеры составил Буратино:
В последних примерах ответа дать нельзя, т.к. в ряду отсутствуют нужные числа.
Вставь пропущенные числа:
С+*=Р
Б-*=Р
Т-*=Р
Вставь пропущенные знаки и числа:
Р**=В
Р**=Б
Дано одно число и оставлены места для других чисел части нового отрезка числового ряда. нужно, рассмотрев примеры, вписать в ряд встречающие в них сказочные числа:
Итак, условные обозначения чисел могут использоваться как средство повышения интереса на уроке, как средство обобщения и контроля за качеством знаний, за осознанностью их условий.
Поиск
Сказочные числа
solveyg | Дата: Пятница, 01 Май 2015, 23:00 | Сообщение # 1 |
Репутация: 22 | Числа в русских народных сказках Многие люди относятся к сказкам очень несерьезно. Говоря языком иностранцев, это такой себе энтертеймент. Но у них сказки действительно обычное развлечение. Чего не скажешь о сказках России. В наших сказках детям рассказывают доступным языком о том, что хорошо, а что плохо. Учат, как правильно нужно жить, как относиться к людям. Так и должно быть. Третий сын в семье – всегда дурак. Если посмотреть, как развивается каждая такая сказка, то получается, что именно этот дурак находит свое счастье и становится счастливым. «Умные» люди всегда считали дураками тех, кто честен, справедлив и открыт для всех. Конечно, они не станут хитрить для того, чтобы принести в дом богатство. И на преступление тоже не пойдут. Такие люди не станут просить ни у кого ничего для себя, только если их просьба поможет кому-то другому. Прагматичные люди всегда стараются только для себя, и такая щедрость души им не понятна. Однако за все всегда приходится платить. А тот, кто не пытается добыть себе богатство, а искренне помогает людям, того Высшие силы и награждают и счастьем, и богатством. Число 3 – обладает волшебными свойствами. Число 3 и в правду слишком часто мелькает во всех сказках. Три сына, три царевны, три богатыря, можно загадать только три желания, или нужно пройти три испытания для того, чтобы получить то, что хочешь. Все дело в том, что тройка – это очень мощное число, которое очень сильно влияет на нашу жизнь. Не будем сейчас вдаваться ни в астрологические, ни в христианские подробности. Данная примета существует для детей, которые должны уяснить себе одну маленькую истину. Не стоит опускать руки, если что-либо не получается с первого раза. Следует подумать и попробовать еще раз. Не зря говорят, что Бог Троицу любит. Тому, кто пытается «пробить стену головой» не всегда суждено ходить после этого с повязкой на голове. Данная примета является ссылкой на другую – «вода и камень точит». То есть, не получилось один раз, значит, обязательно получится в другой. А если не во второй, то в третий раз. Числа четыре и шесть самые несчастливые. Раньше это считалось правдой, но не сейчас. Примета эта пришла к нам еще с тех времен, когда Новый год отмечался не 1-го января, а 1-го сентября. Декабрь и февраль считались, соответственно, 4-м и 6-м месяцами. Именно на эти месяца приходятся самые большие церковные посты. В те давние времена пост соблюдался очень строго. Считалось, что даже младенцев нельзя кормить грудью. В такое время умирало очень много и детей, и взрослых. Сегодня эта примета уже не актуальна. Но, тем не менее, в сказках с этими цифрами связаны не очень хорошие события. Если мужику в сказке загадывали 4 загадки и ответ нужно дать в течение четырех дней – это к беде. То же самое касается и шестерки. Многие принцы, которые пытались спасти свою невесту от злых сил, погибали именно на шестом препятствии. Число 7 – это спасение. Семерка всегда считалась очень счастливым числом. Вот и в русских народных сказках, спасти ситуацию может именно семилетняя девочка. Вспомните, хотя бы, цветик-семицветик. Девочка загадывала все что хотела, и только последний лепесток оказался правильным. Вернее, даже не так. Девочка только с седьмого раза смогла загадать действительно правильное желание, благодаря которому мальчик получил исцеление. В русских народных сказках, семерка символизирует познание истины, учит такой пословице, как «семь раз отмерь, и только один раз отрежь». Будь добр со злом хотя бы один раз – к тебе добром вернется. Эта примета учит тому, что каждый человек имеет право на выбор, а в зависимости от этого выбора и на прощение. В сказках часто описываются такие ситуации, когда в дом приходит злой человек и приносит неприятности. В сказках, обычно, у героев появляется после такого визита масса неприятностей. Но всегда все заканчивается хорошо. Эта примета годится далеко не для всех. Мало того, ее значение весьма двузначно. С одной стороны, вы даете возможность преступнику просто уйти, если он одумался. А с другой стороны, вы можете нажить очень много проблем. Но быть таким добрым можно только один раз, больше шансов давать нельзя. Зато данная примета очень хорошо объясняется психологами. Если даже человеку угрожает опасность, то пока он ведет себя дружелюбно с врагом, то враг начинает сомневаться в своих намерениях причинить вам вред. А время, которое вы оттягиваете, может помочь вашему спасению. За тридевять земель, в тридесятом царстве… Именно такими словами чаще всего начинаются все сказки, да и в течение сказки не раз повторяются. В большинстве сказок, особенно более позднего периода, эти слова использовались как обычная и привычная присказка. Но далеко не каждый знает, что это, своего рода, определение расстояния до того места, где происходили события. А если быть точнее, какое количество времени понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель – это ни что иное, как число 27. Именно такое количество дней, по древнему календарю, длился лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько дней. А вот тридесятое государство – это выражение пошло от крестьян. Они не умели считать больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять – это значит то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто нереально. Для наших предков именно эти места считались недосягаемыми. Вот и получается, что для наших далеких предков числа 27 и 30 были тем пределом, за которым творились чудеса. А в чудеса люди верили всегда. Число 33 – роковое число в сказках. Не стоит относиться к этому числу легкомысленно. Две тройки – это огромная сила и в то же время противодействие сил. Одна сила начинает мешать другой. Вот и получается противодействие. Так, в сказке Александра Сергеевича Пушкина, старуха прожила с дедом 33 года, а после этого начала требовать всевозможные блага. Помните сказку о золотой рыбке? Чем все закончилось? А как насчет тридцати трех богатырей? Огромная сила, против которой не устоит ни один враг. Размышляя о роковом значении числа 33, не стоит забывать, что Иисус Христос был распят именно в 33 года. Научная работа по русскому языку «Сказочные числа»Описание разработкиВведение Настоящая работа выполнена в русле литературы и математики. Актуальность работы заключается в исследовании частоты употребления чисел в литературных произведениях и крылатых выражениях. Цель: изучить особенности употребления чисел в народных и авторских сказках, идиомах, исследовать их символику. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1) собрать сведения о символике чисел, анализируя литературные источники; 2) найти примеры употребления чисел в русских народных сказках; 3) проанализировать частотность употребления чисел в данных произведениях 4) провести анкетирование среди учащихся начальной школы и среднего звена, результаты зафиксировать. В качестве предмета данной работы выступают произведения устного народного творчества, авторские сказки, идиомы, а объектом – процесс исследования символики чисел в них. Новизна исследовательской работы состоит в том, что классифицированы в алфавитном порядке фразеологизмы, сказки, загадки, пословицы и поговорки с именами числительными, создан электронный иллюстрированный гипертекстовый модуль, составлено пособие. Данный материал позволяет расширить представление о символике чисел. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы на уроках литературы и математики. Они найдут применение в практике преподавания факультативных занятий и кружковой работы. Гипотеза исследования заключается в том, что если бы числа в народных произведениях, фразеологизмах, пословицах и поговорках были использованы бессмысленно, бессодержательно или бездумно, то мы бы не употребляли столь часто в повседневном обиходе устойчивые выражения с числами. Использование чисел связано с историческими и бытовыми представлениями народа. Источниками исследования служат материалы энциклопедий, справочников, Интернет. В соответствии с целью и задачами были применены следующие методы исследования: практический, исследовательский, доказательства путём сравнения подобий в предметах с опорой на наглядность, описания с использованием приёмов классификации и сопоставления, анализ и синтез полученной информации. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе приведены сведения из истории, рассматривается значение чисел, наиболее часто встречающихся в идиомах. Во второй главе представлены материалы исследований народных и авторских сказок, загадок, пословиц и поговорок, а также фразеологизмов. В третьей главе уделено внимание статистическим данным, анализу произведений. В заключении обобщаются основные результаты исследования. Глава I 1. Из истории чисел. Символика чисел характерна для ранней стадии развития человечества, начиная с родового общества. Людям свойственно верить символам. Числа, как и символы, всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Пифагор говорил, что все вещи можно представить в виде чисел. Для разных народов и даже разных людей значение чисел может не совпадать и даже быть противоположным (например, в Индии число 6 считается священным, а в Африке – это число смерти). По одной из древних легенд тот самый Прометей, который украл на Олимпе огонь и отдал его людям, заодно познакомил их с числами и научил грамотно управляться с их значениями. За это он был наказан. Но наказание наказанием, а дело было сделано: в руках людей появился замечательный инструментарий: огонь – для поддержания жизни и числа – для решения самых запутанных интеллектуальных задач, прочтения собственной судьбы. Позже люди обратили внимание, что весь мир подчинен законам чисел и стали вдумываться и искать ключи к их пониманию. Так на заре самосознания человечества родилась одна из наиболее древних наук – нумерология. Нумерология занимается толкованием разнообразных числовых закономерностей, то есть каждое число обладает особыми свойствами, присущими только ему. У истоков нумерологии стояли Пифагор и Платон, ею занимались Леонардо да Винчи, Нострадамус, Менделеев, Королев и еще многие и многие инженерные и технические гении человечества. [15] 2. Значение цифр. С появлением чисел получили распространение символика и нумерология. Числа как символы всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Символика чисел известна нам с давних пор. Ее можно встретить в Библии и другой религиозной литературе: 7 даров святого духа, триединство Бога. [19] Число 0 – передает понятие ничтожества (и действительно, в математике это число, от прибавления которого никакое число не меняется). Число 2 обозначает мгновенность, быстроту, близость в расстоянии, малое количество, разделение. Часто символизирует парность, четность, удвоение. Воплощает в себе нечто преходящее, неустойчивое, делимое. В некоторых источниках трактуется как «нерешительное, пассивное, подчиненное, мягкое, пластичное, женственное». В Древней Руси число 2 означало женское начало, и от него произошел весь мир чисел. Число 7 – неисчислимое множество. Оно из ряда священных чисел (3, 7, 12, 60) . «Это число поистине вездесущее, коренное среди чисел предвечных. Оно символизирует тайну, а также изучение и знание, как путь исследования неизвестного и невидимого». В традициях Древней Руси число 7 применялось в колдовстве и заклинаниях. Число 40 является необычным для десятичной системы. Является исконно русским словом. Раньше «сорок» называли мешок, в который помещалось ровно 40 беличьих или соболиных шкурок. Это являлось денежной единицей (платили оброк, ясак). В Древней Руси оно воспринималось как «4 помноженное на 10». Отсюда происходят и сорокадневный пост, и счет мехов, шкур на «сорока», и поминки на сороковой день. В этом числе также соединились языческие и христианские традиции. [11] 100 появилось после того, как возникла потребность людей в больших числах, когда 40 и 60 престали казаться слишком большими. Русский народ использовал число 100 для обозначения понятия «очень много». 1000 – «тьма», больше, чем 100. [16] Глава II 1. Числа в сказках. Числа широко употребляются в сказках, как русских, так и зарубежных, авторских и народных. Часто встречаются троекратные повторы, семь братьев – герои различных сказок. В своей работе мы попытались проследить использование чисел и их символику в народных сказках. Было установлено, что в сказках встречаются следующие числа: 1, 2, 3, 6, 7, 11, 12, 40, 41, 100. 1. 1. Народные сказки. Двое детей было у старика и старухи, Алёнушка просила помощи у двух предметов. Два яичка снесла курочка, два раза пытались дед и баба разбить золотое яичко. Две избушки строили звери. Герой сказки прежде чем начать действовать: 3 раза обошёл вокруг царя, все оглядывая. Было три друга, три раза пыталась лиса украсть петушка. Было три брата, три подарка обещал царь Емеле. Три раза пил Иванушка из лужицы. Жили три медведя, было три стула, три кровати, три миски с кашей. В яму попалось четверо зверей. Четыре раза пел Колобок свою песенку. Шестеро тянули репку. Шестеро зверей жили в теремке. Ковёр мужик продал не за сто рублей, а за доброе слово. 1. 2. Авторские сказки. Девочка Дюймовочка была ростом 1 дюйм. Было 2 подружки Беляночка и Розочка. Было две дорожки, два лесника. Именно вторая сестра – Двуглазка была главной героиней в сказке. Было двое друзей: Кай и Герда, две розы посадили дети после приключений. Троекратный повтор, 3 сестры. 3 раза Балда в море «верёвку крутил»; 3 щелчка давал Балда попу. «3 сестрицы под окном…». 3 века спала царевна. В сказке было 3 маленьких человечка – лесовичка. 3 пряхи помогли лентяйке выйти замуж. 8. «Щелкунчик» Э. Т. А. Гофман Четверо зверей и четверо разбойников. Белоснежка набрела на домик, в котором жили 7 гномиков. У лесника было 7 сыновей, а у Людоеда 7 дочерей. В подземном царстве было 7 подземных королей. У Синей бороды было 7 жён. Царевна забрела на домик, в котором жили 7 богатырей. У девочки было 11 братьев, которые превратились в 11 лебедей. «Золушка» Ш. Перро. [14] 2. Числа в пословицах и поговорках. У русского народа существует огромное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времён они начали ходить среди народа, кто их сочинил. Но появилась народная мудрость ещё в то время, когда не было письменности. [17] Обобщив информацию по числам, мы нашли пословицы и поговорки с числами. Представленные в человеческой речи числа возникли не случайно. Их возникновение связано с существованием и деятельностью человека. Процесс счёта окружающих предметов с течением времени приобретал характер естественности, так как без чисел и, собственно, счисления, человечество не могло существовать и развивать экономические отношения. В древности некоторые числа были связаны с представлениями об окружающих предметах, таких как Луна, Солнце, руки, пальцы, ноги и т. д. Даже в настоящее время существуют племена, использующие в своей речи только несколько чисел. Индейцы Пираху считают так: один, два, много. Естественно, у них не появилось особых причин для отражения собственной системы счисления в пословицах и поговорках (поговорок и пословиц у них нет. [3] Но в процессе эволюции у развитых цивилизаций, обладающей собственной системой счисления, появилась потребность в облегчении представлений о числе, облачая их сущность и значение в общепринятых, передаваемых из поколения в поколение пословицах и поговорках. Наиболее развиты в отношении пословиц и поговорок оказались представители славного русского народа, т. к. только русским языком можно выразить то, что неподвластно деловому языку западных народов. [9] Весь материал – смотрите документ. Содержимое разработкиТема: Сказочные числа. Настоящая работа выполнена в русле литературы и математики. Актуальность работы заключается в исследовании частоты употребления чисел в литературных произведениях и крылатых выражениях. Цель: изучить особенности употребления чисел в народных и авторских сказках, идиомах, исследовать их символику. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 1) собрать сведения о символике чисел, анализируя литературные источники; 2) найти примеры употребления чисел в русских народных сказках; 3) проанализировать частотность употребления чисел в данных произведениях 4) провести анкетирование среди учащихся начальной школы и среднего звена, результаты зафиксировать. В качестве предмета данной работы выступают произведения устного народного творчества, авторские сказки, идиомы, а объектом – процесс исследования символики чисел в них. Новизна исследовательской работы состоит в том, что классифицированы в алфавитном порядке фразеологизмы, сказки, загадки, пословицы и поговорки с именами числительными, создан электронный иллюстрированный гипертекстовый модуль, составлено пособие. Данный материал позволяет расширить представление о символике чисел. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы на уроках литературы и математики. Они найдут применение в практике преподавания факультативных занятий и кружковой работы. Гипотеза исследования заключается в том, что если бы числа в народных произведениях, фразеологизмах, пословицах и поговорках были использованы бессмысленно, бессодержательно или бездумно, то мы бы не употребляли столь часто в повседневном обиходе устойчивые выражения с числами. Использование чисел связано с историческими и бытовыми представлениями народа. Источниками исследования служат материалы энциклопедий, справочников, Интернет. В соответствии с целью и задачами были применены следующие методы исследования: практический, исследовательский, доказательства путём сравнения подобий в предметах с опорой на наглядность, описания с использованием приёмов классификации и сопоставления, анализ и синтез полученной информации. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе приведены сведения из истории, рассматривается значение чисел, наиболее часто встречающихся в идиомах. Во второй главе представлены материалы исследований народных и авторских сказок, загадок, пословиц и поговорок, а также фразеологизмов. В третьей главе уделено внимание статистическим данным, анализу произведений. В заключении обобщаются основные результаты исследования. Символика чисел характерна для ранней стадии развития человечества, начиная с родового общества. Людям свойственно верить символам. Числа, как и символы, всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Пифагор говорил, что все вещи можно представить в виде чисел. Для разных народов и даже разных людей значение чисел может не совпадать и даже быть противоположным (например, в Индии число 6 считается священным, а в Африке – это число смерти). Изучая литературу по теме, мы узнали, что давным-давно, много тысяч лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая пищу. Иногда ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из колоса с зернами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, а затем четыре, пять и т.д. [19] По одной из древних легенд тот самый Прометей, который украл на Олимпе огонь и отдал его людям, заодно познакомил их с числами и научил грамотно управляться с их значениями. За это он был наказан. Но наказание наказанием, а дело было сделано: в руках людей появился замечательный инструментарий: огонь – для поддержания жизни и числа – для решения самых запутанных интеллектуальных задач, прочтения собственной судьбы. Позже люди обратили внимание, что весь мир подчинен законам чисел и стали вдумываться и искать ключи к их пониманию. Так на заре самосознания человечества родилась одна из наиболее древних наук – нумерология. Нумерология занимается толкованием разнообразных числовых закономерностей, то есть каждое число обладает особыми свойствами, присущими только ему. У истоков нумерологии стояли Пифагор и Платон, ею занимались Леонардо да Винчи, Нострадамус, Менделеев, Королев и еще многие и многие инженерные и технические гении человечества. [15] С появлением чисел получили распространение символика и нумерология. Числа как символы всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Символика чисел известна нам с давних пор. Ее можно встретить в Библии и другой религиозной литературе: 7 даров святого духа, триединство Бога. [19] Число 0 – передает понятие ничтожества (и действительно, в математике это число, от прибавления которого никакое число не меняется). Число 1, как правило, обозначает одиночество, незначительность, беспомощность, одинаковость, похожесть, единство. Также обозначает начало, что-то единственное, нечто очень малое, но в то же время очень существенное. Его характерными чертами являются сила, энергичность, воля, активность, инициатива. Число 2 обозначает мгновенность, быстроту, близость в расстоянии, малое количество, разделение. Часто символизирует парность, четность, удвоение. Воплощает в себе нечто преходящее, неустойчивое, делимое. В некоторых источниках трактуется как «нерешительное, пассивное, подчиненное, мягкое, пластичное, женственное». В Древней Руси число 2 означало женское начало, и от него произошел весь мир чисел. Священное, счастливое число 3. Несет значение высокого качества или высокой степени экспрессивности действия. Показывает, в основном, положительные качества: священность совершенного поступка, храбрость и огромную силу, как физическую, так и духовную, важность чего-либо. Кроме этого число 3 символизирует «завершенность и полноту некоторой последовательности, имеющей начало, середину и конец». «Число 3 символизирует собой целостность, тройственную природу Мира, его разносторонность, триединство созидающих, разрушающих и сохраняющих сил Природы – примиряющее и уравновешивающие их начало, счастливую Гармонию, творческое совершенство и удачу». Число 5 – вызывает ассоциации с чем-то лишним. Число 7 – неисчислимое множество. Оно из ряда священных чисел (3, 7, 12, 60). «Это число поистине вездесущее, коренное среди чисел предвечных. Оно символизирует тайну, а также изучение и знание, как путь исследования неизвестного и невидимого». В традициях Древней Руси число 7 применялось в колдовстве и заклинаниях. Число 12 – число высшего совершенства, так считается во всем мире. Дюжина составлена из умножения двух совершенных чисел 3 и 4, следовательно, она и есть верх совершенства. На большинстве языков дюжина означает дюжее, т.е. крепкое, здоровое. Отсюда шло стремление ряда народов основывать разные системы счета, веса, денежного деления музыкального измерения на 12-кратном исчислении. Число 40 является необычным для десятичной системы. Является исконно русским словом. Раньше «сорок» называли мешок, в который помещалось ровно 40 беличьих или соболиных шкурок. Это являлось денежной единицей (платили оброк, ясак). В Древней Руси оно воспринималось как «4 помноженное на 10». Отсюда происходят и сорокадневный пост, и счет мехов, шкур на «сорока», и поминки на сороковой день. В этом числе также соединились языческие и христианские традиции. [11] 100 появилось после того, как возникла потребность людей в больших числах, когда 40 и 60 престали казаться слишком большими. Русский народ использовал число 100 для обозначения понятия «очень много». 1000 – «тьма», больше, чем 100. [16] Числа широко употребляются в сказках, как русских, так и зарубежных, авторских и народных. Часто встречаются троекратные повторы, семь братьев – герои различных сказок. В своей работе мы попытались проследить использование чисел и их символику в народных сказках. Было установлено, что в сказках встречаются следующие числа: 1, 2, 3, 6, 7, 11, 12, 40, 41, 100. 1.1. Народные сказки. Иван успел выдернуть перо из хвоста Жар-птицы.
|