Что такое сказочные образы в музыке

Сказочные и фантастические образы

Фантастической образности преисполнены сочинения Мусоргского «Картинки с выставки» («Баба Яга»), «Ночь на Лысой горе» и «Сорочинская ярмарка». В творчество русских композиторов проникла и литературная фантастика: оперы «Пиковая дама» П. Чайковского, «Русалка» и «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Демон» А. Рубинштейна. Фантастической образностью наполнена симфония № 3 «Божественная поэма» А. Скрябина. Приемы фантастики использовали в своих музыкальных произведениях Д. Шостакович и Д. Кабалевский.

Расцвет фантастических образов приходится на 70-е годы 20 века с развитием компьютерной техники и появлением кинофильмов «Космическая одиссея 2001 года» и «Солярис» А.Тарковского (который в этом фильме вместе с композитором Э. Артемьевым, одним из первых в российском кино применил фантастический звуковой «фон», соединив таинственные космические звуки с музыкой И. С. Баха).

Комические образы

В основе комического образа лежит столкновение реального и идеального, при этом смех возникает при условии, если ситуация не вызывает страданий для окружающих и не опасна для героя. В эстетическом фундаменте музыкально-комедийных средств всегда лежит эффект неожиданности.

Комедийные образы способны создавать все виды искусства, в том числе и музыка, но судьба комического в музыке сложилась драматично, потому что возможности создания комического образа в музыке минимальны, так как чисто музыкальные средства для создания комических образов ограничены. Любая шутка строится на забавных нелепостях, смешных несоответствиях. Это же присутствует и в комической музыке. К наиболее известным комическим жанрам в музыке относится скерцо и комические марши (марши-шутки).

Назовем примеры комического в музыке: финал первой части симфонии № 2 Чайковского (на тему юмористической украинской песни Журавель»); забавный, полный юмора «Балет невылупившихся птенцов» (цикл пьес для фортепиано М. Мусоргского «Картинки с выставки»); остро сатиричная опера «Золотой петушок» Римского-Корсакова, многие произведения Д. Шостаковича.

В музыке комизм как противоречие раскрывается через, специально организованные художественные алгоритмы и несоответствия, которые содержат в себе интонации и ритмы мелодии, являющиеся музыкально-комедийным средством. На этом принципе построена ария Додона (опера «Золотой петушок» Н. А. Римского Корсакова), в которой слышны интонации песенки «Чижик-Пыжик».

Говоря о комическом образе в музыке, нельзя обойти стороной оперу В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро», где уже в увертюре, слышны нотки смеха июмора.

Часто в своих произведениях композиторы показывают не какой-либо один музыкальный образ, а несколько музыкальных образов, которые либо взаимодействуют друг с другом, либо противостоят друг другу. Такое сочетание различных музыкальных образов наиболее характерно для музыкально-театральных жанров. Особенно для оперы или балета.

В опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» присутствуют несколько очень ярких музыкальных образов: и лирических, и героических, и эпических, и комических и гротесковых.

Например, к героическим образам можно отнести образ Руслана.

Но несмотря на множество действующих лиц в опере «Руслан и Людмила» представлены далеко не все образы, существующие в музыкальной культуре. В частности, в ней нет яркого драматического персонажа, такого, как Князь Игорь в одноименной опере А. П. Бородина. Характер Игоря, плененного половцами, раскрывается в его Арии, полной драматических переживаний о своей участи, о судьбе Руси и оставленной на Родине жене Ярославне.

В других операх также присутствуют самые разнообразные музыкальные образы.

Источник

Сказочные образы в музыке

СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ

1. А.С.Пушкин отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зеленый. «)

2. «Былина о Садко и Морском царе» из учебника 1 класса.

3. Презентация и набор картинок по творчеству Пушкина.

1. Вторая песнь Баяна из оперы «Руслан и Людмила» Глинки (№28 из 3 класса).

2. «Заиграйте, мои гусельки» песня Садко(№18 из 1 класса) и «Колыбельная Волховы» (№19 из1 класса),.

3. «Как под яблонькой» и «Былинные наигрыши» (из 1 класса № 17 и 25).

Введение в тему. (Видео «Приходи сказка»)

— Скажите, пожалуйста, что вы сейчас увидели? (Мультфильм)

— А в основе этого м/фчто лежит? (Сказка)

— Кащей, баба Яга, лягушка, царевич – это все кто…? (Сказочные герои)

Итак, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? (СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ) Слайд 1

— Вспомните, как можно начать сказку? (Жили-были. Давным-давно. В некотором царстве. В незапамятные времена. )

Молодцы! Сегодня я приглашаю всех вас в сказку. Только сказка эта будет не простая, потому что от вас будет зависеть, интересной ли она получится и чем она закончится. Давайте вспомним, что говорят о труде народные пословицы? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда; что посеешь, то и пожнешь; под лежачий камень вода не течет.)

— Правильно, значит пора и нам начинать сказку.

II. Рассказ «Гусли: о чем «поют», как звучат».

— Давным-давно жили-были на Руси скоморохи. А кто это? Картинка СКОМОРОХИ и чтение стихотворения

Верно. Конечно, ни одно представление не обходилось без песен и прибауток, которые исполнялись в сопровождении всевозможных рожков и гудков. Но самым главным и незаменимым инструментом были. (Гусли.)

Картинка ГУСЛИ Слайд 2

— Обычно представления разыгрывались на всем известные сюжеты. Давайте и мы попробуем свои силы в инсценировке известного отрывка.

Вспомните, кому принадлежат эти строки? Слайд 3-9

(Поэма Пушкина «Руслан и Людмила»)

(Инсценировка отрывка поэмы, читает Анкутдинова Наташа).

— Гусли сопровождали не только шутливые представления. Под мягкий рокот струн рассказывались былины. А что такое былина? Слайд 10

(Народная песня-сказание, где рассказывается о богатыряхзащитниках Родины)

— Вот как написано о киевском сказителе во вступительных строках «Слово о полку Игореве»:

У Бояна вещего, бывало,

Если петь он начинал о ком,

Мысль, как серый волк в степи, бежала,

Поднималась в облака орлом…

Но не десять соколов взлетали,

А Боян персты на струны клал.

И живые струны рокотали

Славу тем, кто не искал похвал…

Как называли киевского сказителя? (Баян)

— В операх русских композиторов тоже есть такой персонаж. Послушайте «Песнь Баяна»Слайд 11 из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»Слайд 12 и опишите основные черты прозвучавшей музыки. (Эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку).

-О ком пел Баян? (О Руслане и злом колдуне Черноморе).

— А кто такой Черномор? (Сказочный персонаж)

. У вас на столах есть карточки с вопросами и заданиями (подписать инструменты) Слайд 14

— Одним из самых известных гусляров был новгородский купец Садко. Напомните, пожалуйста, содержание сказания о Садко.

— Посмотрите на иллюстрациюи определите, к какому фрагменту она относится. (Это фрагмент, когда Садко попал к морскому царю).

— Верно. Начал Садко играть плясовую, не удержался морской царь и пустился в пляс. Расшумелось-расходилось сине море, поднялись волны, стали тонут корабли. А морской царь не унимается, велит играть еще и еще. Слайд 15 Узнал Садко, что тонут корабли, и решил остановить царя. Как он это сделал?(Порвал струны, а царю сказал, что запасные остались на берегу).

— И так тронула музыка Садко морского царя, что отпустил он гусляра на берег, но сначала дал ему в жены свою дочь. Что пела морская царевна Волхова? («Колыбельную»)

В этой песне слышны переборы гуслей? (Скорее всего, мнения разделятся. Нужно обратить внимание учащихся на то, что звучали не сами гусли, а их оркестровая имитация.)

-Конечно, такое яркое сказание не могло остаться без внимания русских композиторов. Как вы думаете, кто обратился к этому сюжету и написал к нему музыку? (Н.А.Римский-Корсаков). Слайд 16

— Правильно. А почему? (Этого композитора можно назвать великим сказочником. Многие его произведения – это оперы на сказочные сюжеты.)

— Кто может назвать эти оперы? («Сказка о царе Салтане», «Садко», «Снегурочка») Слайд 17

— Подумайте, на тексты какого русского поэта написана почти половина опер Римского-Корсакова? (На стихи Пушкина). Слайд 18- 19

НаступилXX век – появились новые инструменты, новые направления в музыке. Казалось бы, гусли остались там, в прошлом. А вот и нет. Оказывается, и в наше время нашлась работа для такого самобытного инструмента. Гусли входят в состав народных оркестров.

Да и сольные концерты гусляров – не редкость. На этом инструменте сейчас исполняются народные мелодии, а их разнообразию нет предела.

(Звучит «Как под яблонькой»).

III. Итог урока. (Можно вернуться на слайд 1)

— Итак, с какими героями вы сегодня познакомились? (Это сказочные образы Черномора, Морского царя и царевны Волховы). Да, начали мы с вами со сказки и закончить урок хочется песней о сказке. (Исполнение песни Спор Маши и Вити»).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Слушание музыки «Сказочные образы в музыке»

Презентация к уроку

Цель урока: закрепление знаний о сказочных героях в музыке (на примере детских песен); формирование знаний о сказочных образах в музыке (на примере произведения П.И. Чайковского “Щелкунчик”).

а) закрепить знания о сказочных героях на примере детских песен; формировать знания о сказочных образах на примере произведения П. И. Чайковского “Щелкунчик”;
б) развивать вокально-хоровые навыки выразительного пения, корригировать слуховое восприятие;
в) воспитывать эстетические чувства.

– вокально-хоровые упражнения: “Котенок”, “Вновь солнышко смеется”, “Заяц Егорка”;

– “Неприятность эту мы переживем” – муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта;

– “Песня друзей” – из м/ф “Бременские музыканты”, муз. Г. Гладкова, сл.Ю. Энтина;

– “В гостях у сказки” – муз. Е.Птичкина;

– видеосюжет балета “Щелкунчик”.

– портрет П. И. Чайковского;

– наглядные пособия (изображения сказочных героев);

– дидактический материал для игры.

Ход урока

Организационный этап урока (слайд 1).

Вход под музыку “Марш деревянных солдатиков” (приложение 1).

Уч.– Здравствуйте, ребята, рада видеть вас!

Об.– Здравствуйте, учитель, добрый день, наш класс!

Исполняются вокально-хоровые упражнения:

а) “Котенок” – на напевное протяжное звучание (слайд 2, рисунок 1);

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

б) “Вновь солнышко смеется” – на пение слигованных звуков, на легкость звучания (слайд 3, рисунок 2);

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Рисунок 2. “Вновь солнышко смеется”

в) “Заяц Егорка”– на развитие четкости дикции (слайд 4, рисунок 3).

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Рисунок 3. “Заяц Егорка”

Уч. – Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в гости к сказочным персонажам. Ведь вы любите сказки? (ответы обучающихся)

Уч. – Назовите своих любимых сказочных героев. (ответы обучающихся)

Уч. – Но на музыкальных занятиях сказки необычны, так как их герои говорят на музыкальном языке – они поют или играют на музыкальных инструментах.

Включается инструментальная фонограмма “В гостях у сказки” (приложение 2).

Уч. (на фоне музыки): Вспомните, как называется эта сказка: давным-давно на белом свете жили глупые короли и прекрасные принцессы, страшные лесные разбойники и веселые бродячие артисты – Трубадуры. Трубадуры бродили по дорогам, пели песни и устраивали представления, которые народ очень любил. Однажды утром на дороге, ведущей в королевский замок, появился осел, запряженный в ярко окрашенную повозку. В повозке сидел веселый Трубадур, вместе с ним ехали его верные друзья: пес, кот и петух. Все они – и пес, и кот, и петух и даже осел были бродячими артистами.

– вы узнали эту сказку? (ответы обучающихся)

Уч. – Давайте и мы с вами споем эту песню

Словесная оценка исполнения.

Уч. – Как мы видим, героями музыкальных сказок бывают и люди, и животные. А какую песню исполнял этот сказочный герой?

Показывается изображение кота Леопольда (слайд 5)

Обучающиеся называют песни: “Если добрый ты”, “Неприятность эту мы переживем”

Уч. – Давайте исполним песню “Неприятность эту мы переживем”, а солистами будут (выбираются из наиболее чисто поющих воспитанников (приложение 5)

Словесная оценка исполнения

Уч. – Но музыка может рассказывать сказки и без слов – только звуками. И на прошлом уроке мы познакомились с таким произведением. Это “Баба-Яга” композитора П. И. Чайковского. Вспомните, какую Бабу-Ягу изобразил композитор? (ответы обучающихся)

– А как рассказывает музыка о Бабе-Яге? (ответы обучающихся с помощью учителя)

Словесная оценка наиболее правильно ответивших воспитанников.

Уч. – И, прежде чем мы будем дальше знакомиться со сказочными героями в музыке П. И. Чайковского, мы с вами немного отдохнем.

Физминутка. Ритмическая разминка (музыкальное сопровождение “Марш деревянных солдатиков” (приложение 1.)

– хлопки на счет: 1-2-3-4, 1-2-3-4

– повороты головы: на 1-2– направо,

на 3-4 – прямо,
на 1-2– налево,
на 3-4– прямо

– маршевый шаг: на 1-2-3-4, 1-2-3-4

– прыжки (руки на пояс): на 1-2-3-4, 1-2-3-4

Этап изучения нового

Уч. – П. И. Чайковский написал много произведений для детей. И сегодня мы познакомимся еще с одним его таким произведением – балетом “Щелкунчик”, в основе которого лежит сказка немецкого писателя Э. Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. Послушайте загадку и постарайтесь отгадать, о ком идет речь?

“Сначала жил я в сказке, что Гофман написал.
Затем стал музыкальным – уже в балет попал.
Среди других игрушек я был не слишком мил:
Уродлив, непригляден, огромный рот, мундир…
И для забавы ради колол орехи я.
Врагами были мыши – солдатики друзья”.

Уч. – А как это все показано в балете? Балет начинается новогоднего праздника в доме, где живет девочка Маша. К ней на праздник пришло много друзей и все они веселятся возле елки.

Уч. – А сейчас мы с вами проведем игру – соревнование. Разделимся на две команды: команда “Бабы-Яги” и команда “Щелкунчика”. Каждой команде нужно выбрать из предложенных вариантов те, которые относятся к названию вашего произведения.

Каждая команда выбирает варианты ответов (приложение 7).

Побеждает команда, которая первой выбрала все свои карточки с подходящими вариантами ответов.

Уч. – Итак, подведем итоги игры. Проверим правильность выбранных вариантов.

Поздравление победившей команде

– сегодня мы с вами говорили о сказочных сюжетах в музыке. Назовите музыкальные сказки, которые вы запомнили (ответы)

– Всегда ли музыкальные сказки бывают со словами? (ответы)

Словесная оценка обучающихся

– В конце нашего урока я хочу вам сказать, что любовь к музыке превращает нас в прекрасных принцев и принцесс, которые слышат и любят сказочную красоту окружающих нас звуков. Наш урок закончен, всем спасибо, до свидания.

Выход под музыку “Песня друзей” (инструментальная фонограмма (приложение 4).

Источник

Презентация по музыке на тему «Сказочные образы в музыке»

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Описание презентации по отдельным слайдам:

СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ Без музыки я, пожалуй, не написал бы многих своих картин, особенно «Аленушки» и «Богатырей». Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки.

ОПЕРА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

А под ёлкою высокой, Видит, белочка при всех Золотой грызёт орех, Изумрудец вынимает, А скорлупки собирает, Кучки равные кладёт И с присвисточкой поёт При честном при всём народе: «Во саду ли, в огороде».

Там ещё другое диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор.

Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть, Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает будто пава, Сладку речь-то говорит, Будто реченька журчит.

Тут он очень уменьшился Шмелем князь оборотился Полетел и зажужжал Судно на море догнал

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Номер материала: ДБ-521567

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Пик использования смартфонов приходится на 16 лет

Время чтения: 1 минута

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Портреты сказочных героев в музыке

В современных условиях дети часто сталкиваются с техническими «чудесами», которые прочно обосновались в нашей жизни и стали слишком привычными. Обидно, что из сознания детей уходит такое понятие, как «чудо» – нечто невозможное, таинственное, загадочное. Современные дети (в основной своей массе) хорошо знакомы с персонажами американских мультфильмов-комиксов и всевозможными монстрами из компьютерных игр, но очень плохо знакомы с персонажами народных сказок, мифов и легенд.

В современных условиях дети часто сталкиваются с техническими «чудесами», которые прочно обосновались в нашей жизни и стали слишком привычными. Обидно, что из сознания детей уходит такое понятие, как «чудо» – нечто невозможное, таинственное, загадочное. Современные дети (в основной своей массе) хорошо знакомы с персонажами американских мультфильмов-комиксов и всевозможными монстрами из компьютерных игр, но очень плохо знакомы с персонажами народных сказок, мифов и легенд.

Неприятным открытием для меня было, когда дети не могли ответить, что такое «былина», кто такая Кикимора, как передвигается Баба-Яга (эти вопросы я задавала детям на занятиях лектория «Музыкальная гостиная»).

Урок, помогающий детям познакомиться с разными мифическими персонажами, изображенными средствами музыки, мне показался нелишним. Ниже приведен сценарий этого занятия, из которого дети узнали много нового о сказочных существах Руси и Европы. Весь материал, который я использую на этих уроках, доступен для скачивания в интернете. Я даю на него ссылки (QR-код и текстовые гиперссылки, которые открываются щелчком мыши с одновременным нажатием клавиши CTRL).

Начинается урок с видеоклипа на песню В. Дашкевича и Ю. Кима «Приходи, сказка!» (Рис. 1) (время звучания – 3 минуты).

Пока идет клип, дети заходят в класс, рассаживаются и начинают вспоминать сказки, персонажей которых они видят на экране. В этот момент вовсе не нужна мертвая тишина в классе, я как раз ловлю их реплики: интересно, какие сказки дети знают, а какие никогда не видели.

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Сегодня наш урок начался с заставки телепередачи «В гостях у сказки», которая много лет подряд не сходила с экранов телевизоров в нашей стране. Каждое воскресенье нам показывали лучшие фильмы-сказки, рассказывали об их создателях, о разных интересных событиях на съемочных площадках.

А что такое сказка? Какие сказки вы знаете? Какие сказочные персонажи вам знакомы? (Ответы детей.)

Сегодня я приглашаю вас в сказку, но в сказку не простую, а музыкальную. Музыка умеет рассказывать сказки и изображать сказочных героев. Нам предстоит сегодня познакомиться с музыкальными портретами разных сказочных персонажей.

Но сначала скажите, как рассказывается сказка? (Медленно, неторопливо, загадочно, таинственно.) В давние времена дети часто вечерами собирались в одной комнате, в кресле сидела няня и рассказывала волшебные сказки. Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Нянина сказка» ((Рис. 3) (время звучания – 1 минута)) и попробуйте представить, о чем рассказывает детям няня. Лучше, конечно, если учитель играет сам (Рис. 2), но не всегда есть такая возможность – можно послушать в записи. Дети слушают пьесу, а потом немного пофантазируют, сочиняя небольшие истории.

Попытаемся выяснить, какая это сказка: веселая или грустная, страшная или смешная? Какие герои в ней появлялись?

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

– В сказках встречаются самые разные персонажи – злые и добрые, смелые и трусливые, красивые и смешные. С помощью музыки можно изобразить разные характеры и даже внешность героев. Давайте попробуем «увидеть» в музыке различных сказочных персонажей.

Показываю изображение кикиморы (Рис. 4) (RubrumLepus – псевдоним художника).

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

– Кто изображен на этой картине?

Этого сказочного персонажа дети почти совсем не знают. Урок проводился в семи группах детей начальной школы (1–3 классы). И только один человек узнал кикимору болотную. Для рассказа о кикиморе используем фрагмент, взятый А.К. Лядовым в качестве программы своей симфонической картины.

– Из книги Сахарова (собирателя народных преданий): «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со напёрсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Вот такой представил себе кикимору русский композитор Анатолий Константинович Лядов и написал про нее симфоническую картину (Рис. 5). Если вы будете внимательно слушать, то услышите и почти увидите мрачные каменные горы, как качается «хрустальчатая колыбелька», как звучит неспешная колыбельная для кикимора, а потом кикимора вырастет и покажет свой характер.

Слушаем произведение целиком (время звучания – 8 минут; по возможности – зависит от подготовленности детей и настроя класса) с обязательными комментариями.

– Вот – каменные горы, вот кот поет, а это – звенит хрустальчатая колыбелька, а вот кикимора раскапризничалась – не хочет лежать спокойно. И все с нетерпением ждем, когда, наконец, кикимора вырастет и начнет проказничать (я прошу поднять руку в этот момент).

После прослушивания обсуждаем характер кикиморы – вредная, суетливая, злобная. Будьте готовы к тому, что детей очень заинтересует этот персонаж, мы выходили с некоторыми на философские рассуждения о врожденном зле. Также будут вопросы о том, кто ее родители и чем она питается, тут учителю придется немного пофантазировать и отвечать односложно, потому что иначе весь урок будет посвящен кикиморе.

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

– Кикимора – персонаж из русской народной мифологии, представляет так называемую «нечистую силу». В этой компании есть персонаж, который, надеюсь, вам хорошо знаком. (Ответы – «Баба-Яга».) Что вы знаете о Бабе-Яге? («Живет в избушке на курьих ножках, крадет детей, иногда помогает героям сказок».) К сожалению, это все, что могут сказать о Бабе-Яге дети. Они даже не помнят, что летает она в ступе, а помелом погоняет – прочно засел в головах современных ребят образ европейской ведьмы и думают они, что Баба-Яга, как Гермиона Грейнджер, летает на метле. Выясняем, что она умеет колдовать и варить разные зелья, что нос у нее крючком, что есть у нее горб и, самое главное, – костяная нога (значит, она должна прихрамывать).

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

– Давайте послушаем, как удалось русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому изобразить вот такую Бабу-Ягу с помощью музыки. Вы услышите в начале, как, прихрамывая, подходит она к своей ступе, как постепенно разгоняется и взлетает, мчится, раздвигая ветки, в ступе по лесу. А в середине произведения музыка как будто немного застывает: то ли Баба-Яга высоко-высоко взлетела и осматривает свои владения, то ли это чары, колдовство изображены в музыке – решать вам, на то это и музыка – можно всегда что-то представить свое. Потом снова возвращается первая сильная и решительная тема.

Слушаем целиком (время звучания – 3,5 минуты). Учитель комментирует отдельные моменты (особенно в средней части). Во время слушания изображение Бабы-Яги не убираем.

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

– А теперь я предлагаю вам немного попутешествовать и отправиться в Норвегию, где тоже живет много сказочных существ. А еще там жил замечательный композитор Эдвард Григ. Он очень любил свою страну и любил сказочные истории своего народа, поэтому в его музыке много сказочных персонажей. О некоторых вы наверняка слышали.

Кто такие эльфы? (Ответы.) Наверное, лучше всего об эльфах вы знаете по сказке Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка». Помните, когда Ласточка спасла девочку от Крота и унесла ее в теплые края, они встретили там маленьких человечков – эльфов? Принцу эльфов очень понравилась красивая изящная Дюймовочка, ей подарили крылышки, и девочка смогла порхать вместе со всеми с цветка на цветок. Вот таких беззаботных маленьких эльфов изобразил Эдвард Григ в своей фортепианной пьесе «Танец эльфов» (Рис. 8) (время звучания – 1 минута). Эльфы живут в своем замкнутом мире, любят танцевать, петь, ценят все красивое, они не злые, но отзывчивыми их тоже не назовешь: слишком они заняты своими делами.

Послушайте пьесу Э.Грига (Рис. 9) и скажите, как удалось композитору передать внешность, характер и занятия эльфов, с помощью каких музыкальных приемов? (Ниже приведены ссылки на ноты для самостоятельного исполнения и на музыкальный файл для прослушивания в записи).

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

После прослушивания выясняем, что с помощью подвижного темпа и отрывистого звучания удалось создать образ почти невесомых подвижных существ и даже передать в музыке, как они порхают в воздухе, перелетая с цветка на цветок.

– Есть еще в Норвегии мифические существа, о которых вы точно слышали. Это гномы. Какие они? («Маленькие, любят золото и драгоценности, трудолюбивые».) Злые они или добрые? Выясняем, что они не добрые. Но и зла специально никому не делают. Не любят, когда их тревожат, а если кто-то найдет их клад и заберет себе – будут мстить. Гномы – жадные. Живут гномы, чаще всего, в горах. А еще по норвежским преданиям гномы, а также другие обитатели гор, служат Горному королю. Его никто никогда не видел, потому что всякого, кто доберется до самого сердца горы, где сидит горный король, подземные жители закружат в безумном танце и будут кружить до тех пор, пока незваный гость не упадет замертво. Про это снят мультфильм (Рис. 10), в котором нет слов, а есть только музыка Эдварда Грига: три пьесы «Утро», «Шествие гномов» и «В пещере горного короля» рассказывают нам историю одного мальчика – пастушка, который однажды повстречал гномов и из любопытства отправился за ними. А что из этого вышло, мы сейчас увидим (ролик длится 7 минут).

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

– Попадаются нам какие-то все какие-то не слишком приятные персонажи сказок. Давайте вспомним героиню сказки, которую вы все хорошо знаете. Это милая, трудолюбивая, очень добрая и очень скромная девушка («Золушка!» – кто-то обязательно догадается). Удивительный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал балет «Золушка». (Напомните мне, что такое балет.) Мы посмотрим с вами фрагмент балета (Рис. 11). Золушка попадает на бал и танцует с принцем, но музыка звучит и нежно, и тревожно одновременно: вы же помните, что ровно в 12 часов Золушке нужно покинуть дворец, вот она и переживает, и не может только радоваться, – она знает, что скоро ее счастье закончится. Начинают бить большие часы, время расставания пришло, цифры-часики в балете изображают уже знакомые нам гномы, которые очень любят порядок. На балу танцуют разные персонажи, но, надеюсь, Золушку вы сразу узнаете (ролик длится 6 минут).

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

– У нас в стране очень многие композиторы сочиняли музыку на сказочные сюжеты. Один из самых ярких композиторов-сказочников – Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он сочинял оперы-сказки. (Что такое «опера», напомните?) Очень красочную оперу сочинил он по «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина. (Читали эту сказку? Помните все три чуда, с которыми встретился князь Гвидон на своем острове в этой сказке?). Мы сейчас с вами послушаем оркестровое вступление к этой опере, в котором изображены и белочка, и витязи, и прекрасная царевна Лебедь). Чтобы вам было понятней, где кто в музыке изображен, я почитаю вам под музыку фрагменты сказки А.С.Пушкина (Рис. 13). (Запускается видео-композиция, (Рис. 12), составленная из иллюстраций к сказке, во время проигрывания читаем текст, стараясь уложить на музыку каждого персонажа (ролик – 4,5 минуты)).

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

– На этом мы закончим сегодняшнюю сказочную нашу встречу, и закончим ее снова песенкой «Приходи, сказка!» (Рис. 14).

До новых встреч со сказкой! (Звучит аудиоверсия песни, с которой начинался урок, под эту музыку дети выходят из класса.)

Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть фото Что такое сказочные образы в музыке. Смотреть картинку Что такое сказочные образы в музыке. Картинка про Что такое сказочные образы в музыке. Фото Что такое сказочные образы в музыке

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *