Что такое сказочный элемент

Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.

Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:

Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.

Зачин, присказка и концовка в сказке

Пример присказки: « Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? »

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

Зачин в литературе

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.

М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Зачин в сказке «Царевна-лягушка»

Завершается сказка концовкой : « И стали они жить дружно, в любви и согласии ».

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин

Зачин в сказке «Сивка-Бурка»

Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: « Жил-был старик, у него было три сына ».

Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год

Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»

В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:

Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина

Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.

Зачин в сказке «Конек-горбунок»

Концовка также стилизована под народную сказку:

Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский

Источник

Памятка по литературному чтению «Структура сказки»

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент Структура народной сказки

начало сказочного действия, обязательный элемент.

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент «В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д.

короткое вступление к сказке, прибаутка

(встречается не во всех сказках).

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент «Это пока не сказка, а присказка»; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент« Не пей, братец, теленочком (жеребёночком, козлёночком) станешь!»

обязательная заключительная часть народных сказок

« «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить-поживать, да добра наживать; «

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент Структура народной сказки

начало сказочного действия, обязательный элемент.

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент «В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д.

короткое вступление к сказке, прибаутка

(встречается не во всех сказках).

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент «Это пока не сказка, а присказка»; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент« Не пей, братец, теленочком (жеребёночком, козлёночком) станешь!»

обязательная заключительная часть народных сказок

« «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить-поживать, да добра наживать; «

Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Конспект урока по литературному чтению на тему «И вспомнил Олег коня своего» (4 класс)

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК Школа России

Ктп по литературному чтению

Презентация по литературному чтению 3 класс Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»

Рабочая программа учителя по литературному чтению для 1 класса

Конспект урока по литературному чтению на тему «Ученый Петя » А.Введенский

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс «Школа России»

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе по теме: «Знакомство с буквой Ф»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5414265 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи

Время чтения: 1 минута

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии

Время чтения: 1 минута

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Исследовательская работа на тему «Сказочные элементы и действительность в «Сказках для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина»

Выбранный для просмотра документ Skazochnye_elementy_i_deystvitelnost.ppt

Что такое сказочный элемент. Смотреть фото Что такое сказочный элемент. Смотреть картинку Что такое сказочный элемент. Картинка про Что такое сказочный элемент. Фото Что такое сказочный элемент

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сказочные элементы и действительность в «Сказках для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Введение Актуальность работы состоит в том, что в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина и сейчас злободневно звучат вопросы, связанные с антинародным характером власти, тяжелым положением народа, его покорности, осуждением стремления интеллигенции приспособиться к любым формам тоталитарной власти, вопросы нравственности современного нам общества. Цель исследовательской работы: изучение и анализ щедринских сказок на наличие в них элементов народной сказки и фактов действительности.

Сказка – это эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение авантюрного, волшебного или бытового характера с установкой на вымысел. Композиция сказки Зачин Основная часть Концовка

Особенности русских народных сказок Присутствуют повторяющиеся эпитеты и обороты речи: добрый конь, красная девица, долго ли коротко ли… Определения ставятся после определяемого слова, что создает особую напевность (сыновья мои милые, красавица писаная), используются краткие и усеченные формы прилагательных и глаголов (красно солнце, «подь» вместо «поди») Употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (братец, солнышко) В сказках присутствует магия чисел: 3, 7, 9, 12 Наличие волшебных предметов и помощников

Виды народных сказок Сказки о животных Бытовые сказки Волшебные сказки

Сказки Салтыкова-Щедрина В сказках сплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое. Писатель использует гротеск, гиперболу, эзопов язык.

Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных

Богатырь Реальный элемент: Илья Муромец лежал, а затем встал и стал совершать великие дела; Богатырь лежал, да так и не встал Сказочный элемент: Сходство Богатыря Салтыкова- Щедрина и Ильи Муромца

Коняга Сказка «Коняга» представляет собой монолог. Первая философская часть – тревожные раздумья о будущем народа Заключительная часть – гневная сатира на идеологов социального неравенства.

Дикий помещик Сказка направлена против общественного строя, основанного на эксплуатации Образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. Сказка – это призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения

Медведь на воеводстве В сказке показано, что причина народных бедствий заключается не в злоупотреблении принципами власти, а в самом принципе самодержавной системы.

Творчество Салтыкова-Щедрина – это доказательство того, что литературной сказке обеспечена долгая жизнь в искусстве.

Выбранный для просмотра документ Skazochnye_elementy_i_deystvitelnost_v_Skazkakh_dlya_detey_izryadnogo_vozrasta_M_E_Saltykova-Schedrina.docx

Открытая международная исследовательская конференция старшеклассников и студентов «Образование. наука. профессия»

«Сказочные элементы и действительность в «Сказках для детей изрядного возраста» М.Е. Салтыкова-Щедрина»

ученица 10 «А» класса.

общеобразовательной школы №8

Гринина Марина Витальевна,

учитель русского языка и литературы

на материалы, представленные на открытую Международную научно-исследовательскую конференцию старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия» Рытовой Оксаной, ученицей 10 «А» класса МОУ СОШ № 8 городского округа Отрадный Самарской области.

Юный исследователь, обратившись к ранее изученной теме, анализирует и систематизирует сказки писателя на присутствие в них сказочных элементов и исторических реалий, тем самым вновь обращается к непреходящим вопросам общества.

Ученица всесторонне рассматривает данную тему, представив в своей работе взгляды известных литературоведов в изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, а также собственное исследование сказок писателя (в работе представлены материалы лингвистического анализа текста). Это позволяет ей сделать объективные выводы по изучаемой теме.

I квалификационной категории МОУ СОШ № 8

г.о. Отрадный Гринина М.В.

Сказочные элементы и реальные факты в сказках

Сказка как жанр устного народного творчества.

сказочное и реальное:

Список использованной литературы 21

Сказки Салтыкова – Щедрина, состоящие из 32 произведений, представляют собой самостоятельный сатирический цикл. Они были написаны с 1869 по 1886 г. Однако к этому жанру Щедрин проявлял интерес и ранее, включая сказочные эпизоды в другие сатирические произведения.

С народной сказкой произведения Щедрина объединяет сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей. Поэтому в ней используется много реальных деталей.

Тема моей исследовательской работы звучит так: «Сказочные элементы и действительность в «Сказках для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина».

Актуальность темы моей работы очевидна, так как в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина и сейчас злободневно звучат вопросы, связанные с антинародным характером власти, с тяжелым положением народа, его покорности, с осуждением стремления интеллигенции приспособиться к любым формам тоталитарной власти, вопросы, касающиеся нравственности и духовности современного нам общества.

Объектом исследования стали сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Богатырь», « Коняга», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве».

Предметом исследования являются сказочные элементы, встречающиеся в рассматриваемых произведениях и действительные факты, связанные со временем, в котором жил и творил Салтыков-Щедрин.

Цель исследовательской работы: изучение и анализ щедринских сказок на присутствие в них элементов народной сказки и фактов действительности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Описать наиболее традиционные сказочные приемы.

Изучить конкретный промежуток времени, когда были созданы сказки Салтыковым – Щедриным.

Выявить наличие в сказках Салтыкова – Щедрина фольклорных приемов и реальных исторических событий.

Тема моего исследования не нова, к ней обращались многие ученые, занимающиеся творчеством М. Е. Салтыкова – Щедрина.

Но практическая ценность моей работы заключается в том, что я обобщила и систематизировала материал, связанный с изучением творчества М. Е. Салтыкова – Щедрина, именно с точки зрения использования фольклорных традиций и исторических реалий. Проанализированные мною сказки могут стать дополнительным материалом при изучении в школьном курсе творчества М. Е. Салтыкова – Щедрина.

Метод исследования основан на лингвистическом анализе сказок М. Е. Салтыкова – Щедрина и на сопоставлении исторических фактов, касающихся эпохи, в которой жил писатель.

II . Сказочные элементы и реальные факты в сказках М. Е.

1. Сказка как жанр устного народного творчества. Характерные признаки народной сказки.

Сказками называют разнообразные виды устной художественной прозы (это могут быть нравоучительные и поучительные рассказы о животных (звери, птицы, рептилии и т.п.), волшебные сказки, бытовые и авантюрные повести, сатирические анекдоты), из этого следуют различия и определенные сложности в определении ее специфических жанровых особенностей. Сказка очень близка следующим видам устной прозы: саге, преданию, легенде, сказу, от которых она отличается тем, что сказочник подает (рассказывает) ее, а слушатели воспринимают рассказ сказочника, прежде всего как поэтический вымысел, как игру фантазии, иллюзорное и приукрашенное отражение действительности не имеющее место в реальной жизни, т.е. является плодом воображения сказочника.

Сказка отражает мировоззрение народа, его помыслы и желания на разных этапах его развития. Живя в вечных веках и передаваясь из уст в уста, сказка меняется вместе с изменением порождающей ее действительности, приспосабливаясь к ней и отражая ее (действительность) в себе (сказке). Во многих сказках находят отражение ранние общественные отношения, первобытные представления о стихиях природы и их происхождении, тотемизм, анимизм, обычаи инициации и других еще менее понятных интерпретаций. Для сказок, сложившихся при феодализме, характерны такие образы, как царь, рыцарь, король, царевич, королева, царевны и прислужницы двора (придворные охотники, конюхи, наемные солдаты, кухарки…). В эпоху капитализма в сказках увеличивается интерес к теме денег, техническим новинкам, торговли, капитала и в сказках фигурирует в качестве героя купец (торговец). В такой сказке резко изображается контраст богатства и бедности, могущества и беспомощности, все сильнее звучат в таких сказках побуждающие мотивы к классовой борьбе (Без денег и разума нет).

В сказках народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями жизни разных народов. Вместе с тем сказки имеют и свой особый, неповторимый национальный характер, отражают уклад жизни того или иного народа, географические условия, труд в этих условиях, бытовые особенности среды, в которой сказки бытуют. Сказочники привносят в исполняемые ими сказки свои индивидуальные черты, поэтому каждая сказка известна обычно во многих вариантах, различных пересказах и обработках. Народные русские сказки многообразны по своему характеру; национальная специфика проявляется в образе героя, в языке, бытовых подробностях, в характере пейзажа, в изображении социальных отношений и уклада русской, преимущественно небогатой крестьянской жизни.

1. В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения (постоянные эпитеты): добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

2. Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

3.Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

4. Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк – ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о.…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка… (Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

5. В сказках присутствует магия чисел: 3, 7, 9, 12.

6. Наличие волшебных предметов и помощников.

Народные сказки делятся на три группы:

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

2. М. Е. Салтыков-Щедрин и время, в которое создавались «Сказки для детей изрядного возраста».

Три сказки – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «Пропала совесть» – были написаны в 1869 г. Двадцать девять написаны им в последнее десятилетие жизни, а полное собрание сказок включает в себя тридцать две сказки. Сказки создавались в эпоху реакции (1881 г. – убийство царя Александра II).

В сказках сплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое. Писатель широко использует в своих произведениях гротеск, гиперболу, проявляется удивительное искусство эзопова языка.

Салтыков-Щедрин охотно пользовался традиционными приемами народного творчества. Сказки у него зачастую начинаются как и народные, словами “жили да были”, “в некотором царстве, в некотором государстве”. Он употреблял числительные с нечисловым значением («тридевятое царство», «из-за тридевять земель»), типичные присказки («ни пером описать, ни в сказке сказать», «долго ли коротко ли»), постоянные эпитеты и обычные фольклорные инверсии («пшено ярое», «звери лютые»), заимствованные из фольклора собственные имена (Иванушка-дурачок), синонимические сочетания («путем-дорогою»), пословицы и поговорки (“Конь бежит — земля дрожит”, “Двум смертям не бывать, одной не миновать”). Очень сближает сказки Щедрина с народными традиционный прием повторения. Автор сознательно подчеркивает в каждом персонаже какую-то одну черту, что также характерно для фольклора. Но сказки Щедрина связаны с фольклором не только наличием в них определенных устно-поэтических деталей. Зависимость от фольклорного опыта не всегда буквальна. В щедринских сказках есть и нечто более важное, сближающее их с народной поэзией: есть истинно народное миропонимание. Оно выражается в самом пафосе сказок для народа, в авторских представлениях о добре и зле, о нищете и богатстве, о неминуемом торжестве разума и справедливости.

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, интеллигенции.

Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.

Анализ сказок М. Е. Салтыкова – Щедрина: сказочное и реальное

В сказке «Богатырь» Салтыкова-Щедрина есть совпадения с Ильей Муромцем. Однако здесь можно говорить об одной из тех культурных формул, которые витают в «воздухе» той или той культуры и являются как бы общекультурным достоянием. Речь идёт не только о самом сюжете былины «Исцеление Ильи Муромца », но и о соотнесении этой сюжетной схемы с ожидаемым расцветом России.

Илья Муромец лежал, а затем встал и начал совершать великие дела; Богатырь лежал, да так и не встал. Этой короткой фразой можно выразить основное различие и противоречие между решением проблемы в былине и у Салтыкова-Щедрина. Фольклорная формула как бы «выворачивается наизнанку» и переосмысляется. С помощью этого разоблачаются слабые стороны психологической схемы, лежащей в основе образа.

Вследствие таких метаморфоз сказка Щедрина неожиданно приобретает сходство с рядом других фольклорных сюжетов. Это уже упоминавшиеся легенды о возвращающихся героях и «царевичах-избавителях»… Но главная параллель, связанная с объектом сатиры Щедрина, – это характерные для различных эпох и народов ожидания «чудесного избавления» от социальных проблем. Классический вариант народных ожиданий в этом случае – упование на воцарение доброго монарха. Против проявлений этой психологии и направлена сказка Щедрина. Писатель разоблачает пассивное упование народа на какую-то силу, которая должна вдруг неизвестно каким образом прийти и осчастливить страдающие народные массы. Весьма примечательно, что в случае с щедринским Богатырём внезапное проявление богатырства оказывается ложно построенным с точки зрения фольклорных законов. Эффект подобных приёмов в фольклоре строится на внезапности, неожиданности проявления положительных качеств. Первоначально сила должна быть сокрыта, и никаких признаков того, что она в будущем проявится, не должно быть. В «Богатыре» же пробуждение главного героя становится предметом длительных ожиданий, обсуждений и предвосхищений, чем фактически сводится на нет сам принцип контрастного проявления силы. Богатырь изначально является могучим великаном, и здесь уже срабатывает прямо противоположный фольклорный принцип: посрамление силы дерзкой, прямо и громко о себе заявляющей.

Таким образом, Щедрин спорит с фольклорной традицией на её же языке: внешне разрушая былинную схему, на уровне поэтики следует художественным законам устного народного поэтического творчества.

Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60—80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.

Основная проблема сказок Щедрина — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию.

Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается так: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик. ” [I, 1 стр. 14], что сразу настраивает на привычный сказочный лад. Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету «Весть»”[I, 1 стр. 14]. “Весть” — газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”[I, 1 стр. 20]. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами. а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки. ” [I, 1 стр. 20]. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца — “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”[I, 1 стр. 20]. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”.

Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?” [I, 1 стр. 16]) генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик!”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик!”[I, 1 стр. 18]. Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он, в самом деле, дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?”[I, 1 стр. 18] Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с “Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в “Диком помещике” возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат, как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *