Что такое сказочный язык
Язык сказки
Глубокое содержание, национальное своеобразие и богатство языка как основная ценность и прелесть народных сказок. Анализ связи между фольклорной и авторской сказкой. Обоснование необходимости изучения сказок на уроках литературы и внеклассного чтения.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 30.10.2017 |
Размер файла | 17,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
СТАТЬЯ «ЯЗЫК СКАЗКИ»
учитель начальных классов
ГОУ СОШ № 47 имени Д. С. Лихачева
Петроградского района Санкт-Петербурга
Виктория Владимировна Ахпателова
Нужны ли детям сказки?
Какая же связь может быть между фольклорной и авторской сказкой? И зачем автор использует фольклорный материал? И что именно привлекает из фольклора?
Связи фольклорной и авторской сказок лежат, прежде всего, в истории, и если в давние времена сюжеты сказочники черпали из народного творчества, то в дальнейшем авторская сказка стала развиваться как жанр самостоятельный. Однако в памяти жанра сохранились основные черты:
— стремление к всеобъемлющему содержанию.
Фольклорная сказка рвется объять необъятное; рассказать и о царстве жизни, и о царстве смерти; о том, где лежит верный путь для человека, какова расплата за ошибки, в чем счастье и несчастье, и многое другое.
Архаичность, наивность изобразительных средств давно умертвили бы народную сказку, если бы она не обладала удивительным свойством давать в емкой форме картину мира, причем между зачином и концовкой умещается так много, что впору и роману.
В отличие от народных литературные сказки поражают великим разнообразием, с трудом, вмещающимся в рамки какой-то классификации. Каких только сказок мы не знаем! Сказки-притчи, сказки-рассказы, сказки-были, сказки-истории, сказки-пьесы, циклические сказки, и, наконец, сказки-романы.
Сказка в литературе утрачивает свою самодостаточность и требует непременного синтеза с другими жанрами собственно литературной природы. Кроме того, непременным условием такого «перевода» становится самопародирование, вносящее в повествование иронический тон.
Сказка в литературе получает способность проникать, растворяться, окрашивать в свойственные ей тона совершенно несказочные произведения. В этом смысле литературная сказка подобна сатире: помимо «чистого жанра», существует еще множество жанровых и стилевых модификаций. С самого начала своей литературной истории сказка не существовала как независимый от других жанр.
Известно, что фольклорных царевичей и царевен из народных сказок никакое чудо смутить не способно, может быть, потому, что сами они не слишком-то реальны. В литературе же герой, попадая в необычную, чудесную ситуацию, восхищается, радуется, хочет поскорее узнать, как устроена сказочная страна. Сюжет подобных сказок представляет собой чаще всего путешествие, в котором герой не только переживает приключения, но и удовлетворяет свою любознательность. Весь эффект таких сказок в переплетении реального и нереального, субъективного и объективного.
Какие же черты романтизма и реализма наиболее характерны для сказочников-романтиков и сказочников-реалистов?
2. Арзамасцева И. Метаморфозы жизни (Размышления о сказке) // Детская литература, 1991 год № 9-10
3. Сафонова Н. Воспитание сказкой // Детская литература, 1989 год № 8
5. Чернявская И. О сказках и сказочниках // Москва, издательство «Правда», 1987 год
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общие сведенья о сказках. Круг сказок для чтения в начальной школе. Методика работы над сказками. Рекомендации для урока чтения сказки. Обучение первоклассников умению читать сказки. Методика работы над сказкой (из опыта учителя школы).
курсовая работа [36,1 K], добавлен 06.10.2006
Анализ научной литературы, посвященной методологии проведения внеклассного чтения. Подготовка и проведение внеклассного чтения на уроках литературы. Составление плана урока внеклассного чтения по поэме Б. Ахмадулиной «Сказка о Дожде» для учащихся 7-8 кл.
курсовая работа [44,8 K], добавлен 18.09.2010
Значение русских народных сказок. Особенности технологии программы «Развитие». Этапы, цели и задачи работы. Направления работы со сказкой. Опытно-методическое описание работы с детьми старшей группы по месяцам.
методичка [50,3 K], добавлен 24.08.2007
Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников. Психологические возможности изучения сказок. Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала русских народных сказок. Анализ структуры и содержания народных сказок.
курсовая работа [44,1 K], добавлен 05.12.2013
Методика работы со сказкой в начальной школе. Филологическое толкование сказок. Исследование воспитательного влияния русской народной сказки в контексте созданной системы уроков, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников.
дипломная работа [506,8 K], добавлен 08.06.2014
Зашифрованный язык русских сказок. Тайны волшебного клубочка, прялки, печки. Как сказкой открывать дорогу познания самих себя.
Для того, чтобы уметь интерпретировать символы русских сказок, необходимо понимать значение предметного мира древних славян, обрядов и традиций.
(Фото «Подоить тучку» из книги «Символизм сказок и мифов народов мира».)
Как писал Сергей Есенин, исследуя символику орнамента, русский человек, встав рано утром и умывшись водой, прикладывал к лицу полотенце с вышитым на нем древом жизни, напоминая себе, что в конце этого дня он, подобно этому мировому древу, должен принести плоды своих рук и шишки своих дум.
Орнамент костюма и утвари любого древнего народа несет в себе космогонию, целый рассказ об окружающем мире и способе гармоничного бытия в нем.
Однажды на семинаре, посвященном символизму сказок и мифов, я рассказала про обряд перепекания младенцев в русской традиции. И одна женщина поделилась своей историей:
Все предметы быта несли в себе рассказ о мире: вышитые полотенца и коромысла, сундуки, валики для стирки белья, прялки, костюм, постельное белье, занавески, дорожки тканых ковров.
Старому не плакать.
Как же мне, старому, не рыдать:
Потерял я книгу золотую
Уронил я ключ от церкви
Отвечает старцу господь бог:
«Ты не плачь, старец, не вздыхай,
Книгу новую я вытку звездами,
Золотой ключ волной выплесну».
В сознании древнего человека любая созданная им вещь несла в себе смысл, миф о сотворении мира, о цели и смысле жизни его самого в этой безграничной вселенной. Круги, кресты, ромбы, зигзаги, покрывающие глиняные горшки или деревянные изделия отражали космос – солнце и круговращательное движение, стороны света, смену времен года, мифологическое отделение света от тьмы и т.д. Предметный мир, миф и сказка были неотделимы друг от друга, являясь наставлениями, духовной грамотой о способе гармоничного и счастливого бытия в этом мире. Линии орнамента, вышивка костюма, занавесок, полотенец, резьба покрывающая утварь и стены дома, архитектурные элементы избы, устное творчество – фольклор, сказка, миф – все это древняя молитва, письмена мудрости, напоминание о праведной и плодотворной жизни.
Сундуки, наличники на окнах, валики для стирки белья и т.д. – все украшалось символами солнца, воды и земли, напоминая, как человек должен жить – по законам солнца, т.е. добра, истины, привнося в жизнь чистоту ума и души, отраженные в символах воды, и в конце каждого дня приносить прекрасные плоды своих рук. Таким образом, любая вещь была не просто произведением декоративно-прикладного искусства, но и несла в себе целую философию.
Изделия декоративно-прикладного искусства Древнего мира можно назвать молитвой и мудростью, запечатленными в трехмерной форме, несущей прикладное назначение.
«Вся наша жизнь есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками». ( Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Гл. Быт и искусство. М., 1991).
После прочтения сказки или мифа, задайте детям вопросы о том, где живет добро, а где зло, кто такой главный герой, прекрасная царевна и дракон – и вы увидите, как многолико выскальзывают из подсознания, разбуженные этими вопросами древние архетипы, извечные символы, присущие каждому человеку.
Сказки говорят о нас самих и о нашей жизни. Но символы сказочно-мифологических миров в них зашифрованы – «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит, там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей…»
Это леший наших заблуждений на неизведанных дорожках поиска смысла в лесу познания, это русалка наших чувств, манящая погрузиться на дно души-психеи за жемчугами любви и перламутром одежд радости и боли, это избушка нашего сознания, мечтающего взлететь над обыденным…
В сказках пульсирующим ритмом бьются сценарии нашей жизни, где высшее начало – Жар-птица, царь – разум, Кощей – пелена заблуждений, Василиса Прекрасная – душа…
Особенности языка сказок.
Введение
Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем
лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.
Наше первое знакомство со сказкой произошло ещё в самом раннем возрасте. Нам их читали мамы и папы, бабушки и дедушки. Но тогда нам просто было интересно слушать. Сейчас нам всем от 7 до 8 лет, и мы их читаем сам. Читая сказки, мы учимся доброму, учимся думать и совершать хорошие поступки.
А задумывались ли Вы над тем, когда появилась сказка? Чему учит волшебная сказка? Сколько ей лет? Какие бывают сказки? Кто их главные герои? А больше всего нам стало интересно, где родились волшебные существа. Именно на эти вопросы мы постараемся ответить в своей работе.
Актуальность данного проекта заключается в том, чтобы привить любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь высказывать свое отношение к нему. Кроме того, изучение русских сказок с помощью политической карты России позволяет отрабатывать различные навыки общения, умения географического ориентирования, а также познание моральных установок через сказочный сюжет.
Проблема: зная сказочных героев, мы нечего не знаем об их «месте жительстве», прописан какой-нибудь волшебный герой в нашей Самарской области.
Цель: узнать, где живут герои русских сказок.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Познакомиться со Сказочной картой России.
2. Найти информацию о том, где живут сказочные герои.
3. Создать свою сказку.
Объект исследования: главные герои сказок.
Предмет исследования: сказочная карта России.
Метод исследования: размышление, моделирование, чтение книг.
Всю информацию, можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, а также на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Глава I. Основная часть.
Что такое сказка?
Русская народная сказка – явление уникальное, она помогает постигать культуру своего народа. Сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения волшебных героев. В древности они назывались «баснями», «байками». Рассказчики сказок до сих пор называются в народе «баянами», «баюнами», «баутчиками» и «бахарями.». В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил.
Классификация сказок.
Различают основные виды сказок:
— волшебные (со следами мифологии) – В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Особенностью таких сказок является троекратное повторение.
Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:
«Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».
Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.
Особенности языка сказок.
Все сказки состоят из определенной композиции:
1.Каждая сказка почти неизменно начинается с интригующего зачина: «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве»…
2. В основной части мы уносимся воображением в далекие королевства, попадаем в дремучие леса, переплываем через огненные реки, видим, как гибнет Кощей, знакомимся с великими богатырями и их подвигами.
3. Концовка даёт нам возможность понять где правда, а где ложь, где добро и зло (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
На вопрос, насколько давно появились народные сказки, нет не дают точного ответа, тем не менее удается по ряду признаков приблизительно определить время возникновения некоторых сказочных героев, а также найти место рождения мифического существа.
«Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка»
Цель нашей экспедиции — сочинить самим не менее трех сказок. Адрес экспедиции — сказка — дает возможность использовать некоторые атрибуты этого вида устного народного творчества: троекратные повторы (три этапа экспедиции), загадки, которые предлагают героям Баба-Яга, Дед-Всевед, объявления (указы) о начале экспедиции, о ее результатах и т. п.
Работа проходит как игра-соревнование между рядами. Судьями выступают Дед-Всёвед (учитель) и Главный Сказочник.
Задолго до начала лингвистической экспедиции вывешивается сказочный указ.
Указ тридесятого царства, небывалого государства
Если в тебе горит огонь сказочного путешественника-исследователя и живет желание узнать, понять и разгадать сказочные тайны, если ты мечтаешь открыть неизведанные сказочные вершины и разгадать белые пятна на карте страны Сказочного Языка,— приглашаю тебя принять участие в “Лингвистической экспедиции по стране Сказочного Языка” (указывается место, дата, час).
Его Величество Сказочный Язык.
К началу лингвистической экспедиции в классе может быть выпущена специальная газета “Загадки страны Сказочного Языка”, оформлена выставка детских рисунков, творческих работ, альбомов с собранными материалами, наглядных пособий, изготовленных детьми, и т. д.
Первый этап лингвистической экспедиции “В гостях у сказочного Деда-Всеведа”
Задания первого этапа рассчитаны на индивидуальное выполнение в присутствии Деда-Всеведа. Он передает содержание заданий (заранее пишет на доске, оформляет на особой грамоте, достает из златокованого ларца — здесь проявляется фантазия организаторов экспедиции) и после выполнения учениками проверяет работы, определяет ряд-победитель. Ответы учащихся на специальном занятии анализируются, отмечаются лучшие работы, подводятся итоги.
Главный Сказочник. Дорогие сказочники! Сегодня мы начинаем путешествие в удивительную страну Сказочного Языка. Много интересных приключений произойдет с нами. Немало препятствий устроили нам на пути сказочные герои, но смекалка, находчивость, любовь к сказочному языку, я надеюсь, помогут нам.
Все сказочники готовы к путешествию. Узнав об этом, к нам на занятие кружка прибыл Его Величество Сказочный Язык.
Глубоко уважаемый Сказочный Язык, разрешите приветствовать Вас от имени всех Ваших истинных ценителей, а у нас их немало. Прошу Вас разрешить отправиться в экспедицию всем желающим проникнуть в прекрасный сказочный мир.
Сказочный Язык. Юные сказочники! Впервые в сказочной истории так много любителей сказочного языка одновременно собираются прибыть в мою страну. От всей души я приветствую вас, пытливых, находчивых, остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и далекие уголки страны Сказочного Языка. Я не только разрешаю посетить мою великую страну, но и с нетерпением ожидаю вас у себя. Жители сказочных городов Синонимов и Антонимов приготовили для вас много сюрпризов. Не менее увлекательным будет путешествие на мыс Загадок. Кажется, вы собираетесь подняться и на сказочное Суффиксальное плоскогорье?
Главный Сказочник. Да, Ваше Величество. Намерены мы проникнуть и в сказочную пещеру Архаизмов. Нам очень хочется узнать смысл старых сказочных слов, которые хранятся в глубине этой пещеры. Мы думаем, что самыми увлекательными будут самостоятельные путешествия. Каждый сказочник может выбрать самый дальний уголок страны и со своими друзьями отправиться туда.
Его Величество Сказочный Язык. О, в моей стране много неисследованных уголков: архипелаг Эпитетов; долина Сказочных Выражений, остров Сказочного Времени, озеро Пословиц и Поговорок ждут юных сказочников. Их замётки, сказочные дневники будут интересным и важным материалом для потомков.
Главный Сказочник. Дорогие сказочники! Вы знаете, какой магической, силой обладает в сказке число 3, поэтому наша лингвистическая экспедиция в мир удивительной страны Сказочного Языка будет проходить в три этапа. А теперь я предоставляю слово главному сказочному глашатаю.
Главный сказочный глашатай читает оформленный как грамота указ о начале первого этапа лингвистической экспедиции.
Сказочный Дед-Всевед приглашает всех истинных ценителей сказочного языка посетить Академию Сказочных Наук, отдел загадок страны Сказочного Языка, где вас ждет много удивительных открытий и сюрпризов.
Дед-Всевед. Добро пожаловать, юные сказочники, в Академию Сказочных Наук! Жители сказочных городов Синонимов и Антонимов, архипелага Эпитетов, долины Сказочных Выражений приготовили для вас немало языковых загадок, над которыми давно бьются сказочные маги и волшебники. Они попросили меня прочитать вам эти загадки. Может быть, вы раскроете какие-то сказочные тайны, узнаете смысл старых сказочных слов, которые хранятся в глубине пещеры Архаизмов. Вы разобьетесь на три группы. Посмотрим, какая группа быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой группе больше знающих, находчивых и остроумных юных сказочников. Группу-победительницу ждет награда. Кроме того, мы проведем конкурс на самого знающего, находчивого и остроумного юного сказочника. Дерзайте, юные любители сказочного языка!
Дед-Всевед передает содержание заданий (заранее пишет на доске, оформляет на особой грамоте, достает из златокованого ларца).
Задания для первого этапа лингвистической экспедиции
В приведенных ниже примерах выделите слова и предложения, которые обычно употребляются в сказках. Объясните значение каждого из них.
Привели Ивана-царевича; начал он со всеми прощаться, в землю кланяться; бросили его в чан: он раз нырнул, другой нырнул, выскочил вон — и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать.
Ехали по долам, по горам, по зеленым лугам и приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, когда надо — повертывается.
В сказках вы не раз встречали слова, которые теперь или не употребляются, или употребляются очень редко. Объясните, как вы понимаете такие слова: ведать, посулить, дол (по горам, по долам), грош (коза-дереза поет, что она за три гроша куплена), промеж (промеж себя).
Слово красный в древнерусском языке имело значение “красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый”. Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры.
Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
В русских народных сказках некоторые прилагательные как бы навсегда прикрепляются к существительным, становятся постоянными определениями (эпитетами): молодец всегда добрый, девица — красная, поле — чистое. Какие определения употребляются при словах ночь, небо, трава, вода, леса, реки, горы, пески, конь?
Найдите постоянные эпитеты к существительным в следующих предложениях.
— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.
Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые.
Махнула левым’ рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди.
Вышел он (Иван-царевич) к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит-издыхает щука-рыба.
5. — Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец?
В сказках часто встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь-дорога, хитрей-мудрей, бить-колотить, ждать-пождать. Выделите подобные сочетания в приведенных ниже предложениях и определите, какой частью речи они выражены.
1. Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть.
2. Снарядили они (старик со старухой) всех троих Сыновей в путь-дорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.
3. Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут.
4. Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем его жжет-палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет.
5. Поутру рано Иван встал, начал одеваться-обуваться.
6. Захотят братья полежать-отдохнуть — тут-то их и спалит огнем.
К выделенным словам найдите синонимы в предложениях правого столбца. Какой частью речи они являются?
1.— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка,— что ты так запечалился? Или услышал от своего отца |
слово неласковое?
3.— Как мне не печалиться? — ответил Иван-царевич.— Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай мягкого белого хлеба.
ночь соткать ему ковер узорчатый.
4.Взяла она. замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрашен каравай разными узорами мудреными.
. обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой
раз — хитрые узоры идут.
Долго ли шел, коротко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается,— две пары железных сапог, протер, два железных хлеба сглодал.
Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор.
Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.
Вот пришли все три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил.
Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы), выделите среди них антонимы разнокоренные (день — ночь, добро — зло) и образованные от одного корня при помощи отрицательной частицы
не (добрый — недобрый, счастье — несчастье).
В сказках часто неодушевленные предметы наделяются признаками живого существа. Найдите в сказке “Пузырь, соломинка и лапоть” неодушевленные имена существительные, которые выступали бы как одушевленные.
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, не знают, как через реку перейти?
Соломинка перетянулась. Лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!
Второй этап лингвистической экспедиции “Загадки старой Бабушки-Яги”
Задания второго этапа являются более сложными, они требуют работы с текстом, наблюдения над которым позволяют подобрать достаточное количество примеров и сделать выводы. Эти задания предлагаются для домашнего выполнения; отчитывается не каждый в отдельности, а вся группа в целом, то есть на основе индивидуальных ответов составляется один общий, который вырабатывается предварительно на сборе группы. Ученики могут выполнять некоторые задания небольшими группами, совместно. Оформленные ответы (внешне и по содержанию они, например, могут быть представлены в виде письма Бабушке-Яге, от имени которой будут даны задания) проверяются, оцениваются, публично анализируются.
Главный Сказочник. Дорогие сказочники! Первый этап лингвистической экспедиции закончился. Сказочное жюри в составе сказочного Деда-Всеведа, Бабушки-Яги, царевны Несмеяны с Василисой Премудрой и Шабарши проверили ваши работы, отметили лучшие среди них. А теперь я предоставлю слово сказочному Деду-Всеведу, который ознакомит нас с результатами первого этапа лингвистической экспедиции.
Главный Сказочник. А теперь я предоставляю слово главному сказочному глашатаю.
Главный сказочный глашатай читает указ (оформленный как грамота) о начале второго этапа лингвистической экспедиции.
Указ тридесятого царства, небывалого государства
Старая Бабушка-Яга приглашает всех истинных ценителей сказочного языка посетить диковинную избушку на курьих ножках, что стоит в дремучем лесу, где вас ждет много интересных сказочных загадок.
Главный Сказочник. Интересное и увлекательное путешествие предстоит совершить нам, дорогие сказочники. Большой чести удостоила нас с вами Бабушка-Яга. Ведь даже не все сказочные герои побывали в ее диковинной избушке. Придется нам с вами быть очень внимательными и осторожными. А теперь, как говорится, в путь-дорогу. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но вот мы, наконец, и оказались в дремучем лесу около избушки на курьих ножках. Но как же войти в эту избушку? Наверное, нужно знать какие-то волшебные слова? Может, кто-нибудь из вас знает их?
У ч е н и к. По чудесному заклятию “Стань к лесу задом, а ко мне передом” избушка повернется к нам, и мы сможем войти в нее.
Г л а в н ы й С к а з о ч н и к. Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом. Вот видите, избушка повернулась, и мы можем в нее войти.
Бабушка-Яга. Фу, фу, фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано. Нынче русский дух сам ко мне пожаловал. Заходите, заходите, юные сказочники. Много мне о вас рассказывали и Его Величество Сказочный Язык, и Дед-Всевед, и всякие звери и птицы, что находятся у меня в услужении. Хочу и я вас испытать. Много у меня накопилось сказочных загадок, которые нужно разгадать. Все загадки мудрые, придется вам над ними как следует подумать, заглянуть в волшебные сказочные книги. Слышала я, что вы разделились на три группы и соревнуетесь, кто лучше и быстрее разгадает загадки. Поэтому дам я вам три грамотки с одинаковыми заданиями, и посмотрим, кто’ быстрее на них ответит. Прилететь к вам я не смогу, да и в избушке меня не будет, поскольку хочу я еще раз облететь белый свет, так что ответы свои пришлите мне в письме на имя Бабушки-Яги, чтобы я смогла их проверить и дать вам ответ. А вот вам и три грамотки с заданиями.
Представителям от каждой группы вручаются грамотки с заданиями. Задания могут быть следующими.
Вы знаете, что буква ф встречается в основном в заимствованных словах. Попытайтесь найти слова с этой буквой в русских народных сказках. Удалось ли вам это? Нет ли в сказках других заимствованных слов? Почему?
В сказках очень часто встречаются гиперболы (преувеличе-ния).Приведите при меры гиперболического ускорения или удлинения времени.
( Иван-царевич в сказке “Марья Моревна” от последней своей сестры добирается до Кощея пешком за неполных три дня. А когда едет назад, то путь его, видимо, длится неопределенно долго. Во всяком случае конь Кощея дает своему хозяину много времени на отдых, прежде чем пуститься в погоню за Иваном-царевичем (можно поле пшеницей засеять, дождаться, когда созреет, убрать, перемолотить, хлебов напечь). В сказке “Иван Быкович” герои росли не по дням, а по часам.)
Приведите примеры гиперболически трудных сказочных заданий.
(В сказке “Мудрая жена” царь дает дураку следующие задания:
— Ну, коли ты сумел за одну ночь дворец поставить, ты построй к завтрему от своего дворца до моих палат мост — одна мостина серебряная, а другая — золотая.
— Теперь сделай за единую ночь, чтоб по обе стороны моста росли яблочки, пели бы птицы райские да мяукали котики морские.
— Ну, братец, коли ты так хитер, то сходи на тот свет к моему отцу-покойнику и спроси, где его деньги запрятаны.)
Назовите сказочные персонажи, целиком построенные на гипер-боле.
(Объедало, Опивало, Мороз-Трескун.)
1. Назовите сказочные выражения, имеющие целью пробудить интерес слушателей, их внимание.
(“Это не сказка, а присказка; сказка будет впереди. ”; “Это что за служба! Это — службишка,, служба будет впереди. ”; “Не плачь, не тужи; это еще не беда, беда впереди!”)
2. Приведите примеры сказочных выражений, определяющих образ сказочных персонажей или описывающих принадлежащие им предметы.
(“На поляне горит, в огне девица сидит, да такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать”; “Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом”.)
3. Назовите сказочное выражение, посредством которого сказочник указывает на быстроту бега коня.
(“Выше леса стоячего, ниже облака ходячего”)
4. Назовите сказочные выражения, обозначающие длительность и неопределенность времени пути.
(“Долго ли, коротко ли”; “близко ли, далеко ли”; “низко ли, высоко ли”; “далеким далеко, высоким высоко”; “скоро ли, долго ли”; “ни много ни мало”; “скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.)
Найдите в сказках слова с уменьшительно-ласкательными, увели-чительными и пренебрежительными суффиксами. Для чего используются такие слова?
Грамматическая основа предложения — это подлежащее и сказуемое.
Обычно подлежащее стоит перед сказуемым. Такой порядок слов называют прямым. Но может быть и другой порядок слов, когда подлежащее идет после сказуемого. Проверьте, какой порядок слов — прямой или обратный — чаще используется в сказках. Почему?
В сказках часто настоящее время глагола употребляется вместо прошедшего. Почему? Подберите из. сказок примеры на употребление времен.
Василиса Премудрая. Здравствуйте, Бабушка-Яга и вы, дорогие сказочники! Много трудных сказочных заданий приготовила я для вас, попробуйте справиться с ними. (Во время викторины продолжается соревнование трех групп). См. Приложение 1
Третий этап лингвистической экспедиции “Попробуй сочини”
Главный Сказочник. Дорогие сказочники! Второй этап лингвистической экспедиций закончился. Мы совершили с вами увлекательное путешествие в дремучий лес, где находится диковинная избушка Бабушки-Яги. Бабушка-Яга ознакомилась с вашими ответами на вопросы и определила победителя.
Находчивый батрак Шабарша просит продолжить сказку, рассказывающую о его невероятных приключениях, а заканчивается она так: “С той поры, с того времени зажил батрак на славу”. Продолжить можно так: “Мало ли, много ли времени прошло, но вот. ” А дальше вы должны предложить свой вариант. Это и будет ваше третье задание. Выполняя его, вы разбиваетесь на более мелкие группы, и каждая пишет свою сказку. На следующем занятии мы проведем конкурс на лучшую веселую сказку для царевны Несмеяны, сказку-загадку для Василисы Премудрой и продолжение сказки “Шабарша”.
Третий этап лингвистической экспедиции по стране Сказочного Языка начался.
В оставшееся время учащиеся отвечают на вопросы сказочной газеты “Загадки страны Сказочного Языка”.
Заключительный этап лингвистической экспедиции по стране сказочного языка “До скорой встречи, страна Сказочного Языка!”
На этом занятии юные сказочники знакомят весь класс и жюри со своими сказками. Здесь могут быть использованы элементы драматизации: в специальное сказочное жюри входят и царевна Несмеяна с Василисой Премудрой и Шабаршой, которые потом объявляют победителей в соревновании и вручают призы от Золотого, Серебряного и Медного царств.
Заключительное слово Главного Сказочника.
Друзья мои! Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного Языка закончилась, но я не думаю, что огонь путешественников-исследователей угаснет в вас. Еще не открыты многие сказочные вершины, не разгаданы белые пятна на карте страны Сказочного Языка. Она ждет вас всегда, мои друзья. На вашу любовь она ответит своей и раскроет перед вами двери в прекрасный город, который называется Сказка. Только тогда вы будете достойными жителями этого города, когда в вас постоянно будет жить желание узнать, понять, разгадать сказочные тайны.
Я не прощаюсь с вами, я жду вас. До свидания!