Что такое сказочный запрет

Презентация на тему: Запреты в русских народных сказках и их нарушение

Запреты в русских народных сказках и их нарушение Сенько Ирина Дмитриевна, ученица 5А класса МОУ “ СОШ № 5 с углублённым изучением математики ”

Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью запретов в воспитании ребенка, основывающемся на восприятии детских сказок.Проблема исследования: многообразие запретов в сказках русского народа.Объект: русские народные сказкиПредмет исследования: запреты и их нарушения в сказках “ Гуси – лебеди ”, “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ”, “ Жар-птица и Василиса-царевна ”, “ Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке”, “ Крошечка-Хаврошечка ”. Выбор данных русских народных сказок обусловлен тем, что они являются самыми популярными сказками, с которыми дети впервые знакомятся в раннем возрасте. Цель исследования: анализ запретов в сказках, выполнения или нарушения этих запретов и выявление их последствий

Задачи:1. Изучение литературы по данной теме.2. Подбор сказок для исследования.3. Анализ запретов в выбранных сказках и последствий при их нарушении.4. Обобщение полученных результатов.Проведение диагностики (рисунки, анкетирование).Гипотеза: возможно, что нарушение запрета в сказках совершается во благо и всегда имеет позитивные последствия.СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: В первой главе нами представлено теоретическое обоснование темы и определение запрета как лексической категории. Во второй главе мы более подробно остановились на каждой сказке, проанализировав формы запретов и их реализацию (выполнение).

Словарь синонимов русского языка» З.Е.Александрова трактует запрет как «запрещение, вето, табу(книж.), воспрещение (офиц.)».В словаре синонимов Н.Абрамова, «запрет отражает категорическое указание на непозволительность выполнения каких-либо действий и слов».

«Гуси-лебеди» Родители, уходя на работу, покидают родной дом и оставляют детей одних. “ Дочка, дочка!- говорила мать.- Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора. Дочке по силам справиться с новыми для неё обязанностями, за выполнение которых обещаны подарки.

Сестра, преодолевая большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев свое упрямство.

“ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. “- Не пей, братец, а то будешь козлёночком. Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком.”Не хватило младшенькому терпения, послушания, ожидания, покорности.Старшая сестра не кричит, не ругает братца за непослушание, не укоряет, не раздражается, а только горько – горько плачет. Не смогла она отыскать нужных слов, не смогла придумать более убедительное предостережение.

“ Жар – птица и Василиса – царевна ” Нарушает запрет- предостережение богатырского коня и стрелец – молодец в сказке «Жар-птица и Василиса-царевна»: “ Не бери золотого пера: возьмёшь – горе узнаешь”.

“Крошечка – Хаврошечка” В сказке “Крошечка – Хаврошечка” запрет от коровушки – матушки, навсегда оставляющей заботливую хозяюшку: “А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою поливай.”Трепетно и радостно покладистая кроткая труженица выполняла поручение умершей кормилицы и вырастила яблоньку. Крошечка – Хаврошечка ничего не нарушает.

Свои яблочки яблонька отдала только послушной сиротке и устроила её судьбу. Хаврошечка вышла замуж, стала «в добре поживать».

Запреты в сказках и строгие предостережения

Сводная таблица запретов в сказках

Какие запреты в сказках вам знакомы?

Часто ли Вам запрещали что-либо в детстве?

Нарушали ли вы запреты?

В какой форме Вы хотели бы слышать запрет?

Таким образом, выдвинув в начале своего исследования гипотезу: возможно, что нарушение запрета в сказках ведет к дальнейшему благополучию в жизни героев, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев нарушение запрета ведет к положительному исходу, счастливому концу. Однако при следовании запрету, как это сделала Крошечка-Хаврошечка, можно быстрее достичь счастья, приложив минимум усилий и избежав неприятных испытаний.

Источник

Что такое сказочный запрет

Владимир Пропп выделяет в сказках устойчивые элементы, которые он называет функциями.

Здесь я приведу описание каждой функции сказки своими словами, сопровождая их примерами и собственными комментариями.

Многие сказки начинаются с того, что один из персонажей временно (а порой навсегда) удаляется, оставив героя на произвол судьбы. Родители уходят, оставив девочку с маленьким братцем (впоследствии унесенным гусями). Мать Золушки умирает, оставляя дочь на произвол новой жены отца. Праотец наш Адам, если помните, как раз отлучился, чем дал змею шанс поговорить с Евой.

III. и его нарушение.

IV. Выведование антагонистом

Эти семь функций можно рассматривать как подготовительную часть сказки, а со следующей начинается завязка.

VIII-a. или недостача

Здесь важно сказать несколько слов о герое, и о том, каким он вообще бывает. Для надежности процитирую первоисточник.

(В.Пропп «Морфология волшебной сказки»)

IX. Герой узнает о беде


X. Герой-искатель соглашается или решается на противодействие

XI. Герой покидает дом

«Прыгнул Колобок с окошка и покатился по дорожке», «Вдруг Алиса очутилась на каминной полке и прошла сквозь зеракало», «И изгнал Он человека» (Берейшит, 3:24) и так далее.

Эти функции: вредительство, извещение героя, согласие героя и его отправка составляют завязку сказки. Дальше развивается сам ход действия.

XII. Герой испытывается, чтобы получить волшебное средство

Для выполнения задания, добывания желаемого или избавления от беды герою обязательно нужно что-то особенное, что поможет ему в этом. Для заполучения этого «особенного» нужно приложить специальные усилия, иногда большие, иногда не очень, но обязательно что-то сделать. Отпустить щуку обратно в прорубь (проявить доброту), выкрасть у старухи волшебные туфли-скороходы, проработать у бабы-яги три дня, прослужить мужичку-с-ноготок три года и так далее. Иногда нужно и подраться, победить кого-то, прежде чем он станет служить герою или сделает ценный подарок, или эту ценность получится у него отобрать. Испытания могут быть самыми разными, суть одна: в результате правильного поведения герою в руки попадает волшебное средство, без которого ему задания не выполнить.

Существо-даритель архетип достаточно распространенный и любимый. Обычно на эту роль помещают Мудрого Старца или Добрую Фею. Предполагается, что помощь будет бескорыстной и даваться охотно, хотя по сказкам мы видим, что это не обязательно так.

XIII. Герой реагирует на действия будущего дарителя

Реакция бывает в большинстве случаев положительной или отрицательной, герой или выдерживает испытание или нет. Он отвечает или не отвечает на приветствие, оказывает или не оказывает услугу и т.д. Герой, отреагировавший на испытание дарителя отрицательно, дальше попросту не проходит. Он оказывается съеденным, околдованным или просто возвращается домой ни с чем. Герой, правильно прошедший испытание, получает волшебное средство.

XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство

Заметим, что и здесь повторяется архетип запрет-нарушение: волшебный помощник частенько предостерегает героя не делать то или другое, и эти запреты герой исправно нарушает.

XVI. Бой с антагонистом

Это самая высшая точка сюжета, пик и кульминация. Бой героя с врагом может происходить как в виде реальной драки «в чистом поле», так и в виде карточной игры, загадывания загадок или любого другого состязания. Важно здесь одно: в результате этой битвы в руки героя попадает не волшебное средство для достижения цели, как было описано раньше, а сама цель, сам объект поисков. Собственно судьба антагониста не слишком важна. Он может быть убит, изгнан, покалечен или просто признать себя проигравшим. Герой проявляет себя героем не тогда, когда побеждает врага, а когда в результате победы над врагом достигает своей цели.

Во время решающего боя, либо непосредственно перед или после него, герой может получить особую метку. Это может быть след на теле (ранка, ожог, след от поцелуя), предмет (перстень, который дарит в награду король или платок, которым принцесса перевязывает рану) или что-нибудь еще. Кроме того, меткой может быть и предмет, потерянный героем или героиней (как туфелька Золушки). Внимание: меткой не может быть изначальное свойство героя, даже если по этому свойству его все знают, и не может быть приобретенное волшебное средство, даже если все знают, что оно у героя есть. Приведу пример. В сказке «Ослиная Шкура» собственно шкура является приобретенным уникальным свойством героини. По этой шкуре ее все ЗНАЮТ, но реальной меткой является кольцо, которое она теряет, и по которому принц ее УЗНАЕТ. Именно узнавание является истинной целью, ради которого вообще нужна метка. Это некий специфический знак, по которому героя можно опознать в ситуации инкогнито, которая будет описана позже.


XIX. Ликвидация беды или недостачи

Объект поисков оказывается в руках героя тем или иным путем, убитый оживляется, пленный освобождается, бедность мгновенно изживается и так далее. Это делает либо сам герой, применив волшебное средство, либо волшебный помощник. Многие сказки, собственно, на этом и заканчиваются.

XX. Герой возвращается

Бывает так, что уйти «оттуда» добром герою не удается, тем более с ценной добычей. За ним отправляется в погоню либо сам антагонист, либо его родня, либо его слуги. Гуси-лебеди преследуют девочку и ее братца, змей догоняет Ивана и Марью-Царевну. Нередко оказывается, что для спасения от преследования герою нужно приложить больше сил, чем для того, чтобы заполучить свой объект поисков. Например, молодильные яблоки можно украсть темной ночью, но утром за вором кинутся в погоню, и чтобы спастись, придется попотеть. То есть, достичь цели может оказаться недостаточно, как недостаточно было победить. Теперь нужно сохранить добытое и унести домой, иначе сказка не сможет закончиться и придется начинать сначала.

XXII. Герой спасается от преследования

Герой, спасаясь бегством, часто применяет все имеющиеся у него средства, которые должны защитить от данного конкретного преследователя. Он прячется, как спрятались девочка с братцем от гусей-лебедей, он бросает за собой гребенку, полотенце, зеркальце (они превращаются в непроходимые горы, леса, озера), он быстро превращается в разных животных, прыгает с дерева на дерево и так далее.

На спасении от преследования очень многие сказки кончаются. Герой прибывает домой, затем, если была добыта девушка, женится и т. д.

Но это бывает далеко не всегда.

Герой должен теперь начинать пусть сначала, встречая дарителя, проходя испытание, получая волшебное средство, ища путь вернуться в свой мир или свое царство. После этого сказка идет по новому пути.

XXIII. Неузнанное прибытие героя

После такого незапланированного похода герой возвращается обычно инкогнито. Он не идет прямо домой, а устраивается на какую-нибудь незаметную должность, часто приобретая заодно неприятный или слишком простой облик.

XXIV. Необоснованные притязания ложного героя

В это время ложный герой предъявляет необоснованные притязания на победу и добычу: царевну, яблоки и так далее, а также полагающуюся награду.

XXV. Трудная задача

Часто герою нужно проучаствовать в сложном испытании и выдержать его. Такие задания могут быть любой степени разнообразности. Часто они необходимы именно для того, чтобы доказать свое право на победу. Например, только победитель змея может поднять срубленные змеиные головы.

XXVII. Узнавание героя

Помните отметку или предмет, которую получил когда-то герой? По ней он будет узнан и распознан.

XXVIII. Изобличение ложного героя или антагониста

Иногда важный свидетель рассказывает, как все было. Иногда правду выдают случайно. Так или иначе, в результате всем становится очевидна лживость или злобность отрицательного героя.

XXIX. Герою дается новый облик

Часто, пока раскрывается правда и изобличается злодей, герой получает новый облик или новое имущество (что сравнимо с обликом). Так, искупавшийся в молоке и трех водах Иван превращается в красавца, а Ослиная Шкура предстает сбрасывает свой маскировочный наряд и предстает перед всеми в прекрасном платье.

XXX. Наказание врага

XXXI. Свадьба, воцарение, долгая и счастливая жизнь

Источник

Запреты в русских народных сказках и их нарушение

Что такое сказочный запрет. Смотреть фото Что такое сказочный запрет. Смотреть картинку Что такое сказочный запрет. Картинка про Что такое сказочный запрет. Фото Что такое сказочный запрет

Управление образования Администрации Северодвинска

Городской конкурс учебно-исследовательских работ

школьников “ Учёные будущего ”

Запреты в русских народных сказках

МОУ “ СОШ № 5 с углублённым

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

Глава1. Запрет как элемент построения сказки. 3

1.1. Понятие запрета, его история. 3

Глава 2. Запреты в русских народных сказках. 5

2.1. Анализ запрета в сказке “Гуси – лебеди”. 5

2.2. Анализ запрета в сказке “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. 5

2.3. Анализ запрета в сказке “ Жар – птица и Василиса – царевна ”. 5

2.4. Анализ запрета в сказке “Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке”. 6

2.5.Анализ запрета в сказке “Крошечка – Хаврошечка”. 6

2.6. Анализ результатов диагностики взрослых и детей. 6

ВВЕДЕНИЕ

Бери чужое, близко смотри телевизор, долго разговаривай по телефону – такого

Запретов очень много и в реальной жизни, и в сказках. Сказочные события уносят нас на острова фантазии, где неизбежна встреча с добром и злом, бедностью и богатством, любовью и ненавистью, жизнью и смертью. А еще в фантастических произведениях часто встречаются и запрет, и его нарушение. Нас это очень заинтересовало. Мы прочитали главу « Карты Проппа» из книги Д. Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания Историй» и решили провести исследование. [6; 76-84].

Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью запретов в воспитании ребенка, основывающейся на восприятии детских сказок.

Проблема исследования: многообразие запретов в сказках русского народа.

Объект: русские народные сказки

Предмет исследования: запреты и их нарушения в сказках “ Гуси – лебеди ”, “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка ”, “ Жар-птица и Василиса-царевна ”, “ Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке”, “ Крошечка-Хаврошечка ”.

Выбор данных русских народных сказок обусловлен тем, что они являются самыми популярными сказками, с которыми дети впервые знакомятся в раннем возрасте. (Приложение 10)

Срок реализации исследования: учебный год.

Цель исследования: анализ запретов в сказках, выполнение или нарушение этих запретов и выявление их последствий

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Подбор сказок для исследования.

3. Анализ запретов в выбранных сказках и последствий при их нарушении.

4. Обобщение полученных результатов.

5. Проведение диагностики (рисунки, анкетирование).

Гипотеза: возможно, что нарушение запрета в сказках совершается во благо и всегда имеет положительные последствия.

В своей работе мы использовали такие методы исследования как анализ, сравнение, синтез.

В первой главе нами представлено теоретическое обоснование темы и определение запрета как лексической категории. Во второй главе мы более подробно остановимся на каждой сказке, проанализируем формы запретов и их реализацию (выполнение).

Глава1. Запрет как элемент построения сказки

1.1. Понятие запрета, его история

Сказки создавались с глубокой древности. До сих пор они хранятся в народной памяти и передаются из уст в уста. Впервые сказки были записаны лет 200-300 назад. Как же построена любая сказка? Каким планом пользовались составители и сказители? Только ли счастливая развязка объединяет многие сказки?

Другой исследователь, Д. Родари, произвольно свел сказочные элементы к двадцати составляющим. (Приложение 3).

Конечно, не во всех сказках присутствуют все выше обозначенные части, последовательность функций может тоже меняться. Возможны какие-то добавления – все зависит от воли автора. Для себя мы выделили 9 частей. ( Приложение 4)

Нас заинтересовали два сказочных элемента: запрет (запрещение чего-либо) и его нарушение. Мы выбрали для своего исследования пять русских народных сказок.

Так, что же обозначает слово запрет и как его трактуют разные словари и справочники?

В разные времена существовали самые различные формы запретов. К самым древним запретам можно отнести запреты, связанные с уходом, отлучкой кого-либо из членов семьи. Дети или жена остаются одни, без защиты. Сам воздух вокруг них становится насыщенным неведомыми опасностями, страхами и бедами. В средние века запрещалось нарушение церковных законов, ослушание родителей, невыполнение воли имеющего власть. В наши дни запреты касаются самых разных сфер человеческой жизни. Эти запреты корнями уходят в устное народное творчество, берут оттуда свое начало. Что же запрещалось героям сказок и почему? На эти вопросы мы постараемся ответить в своем исследовании.

Глава 2. Запреты в русских народных сказках

2.1. Анализ запрета в сказке “Гуси – лебеди”

В начале народной сказки «Гуси-лебеди» идёт запрет или запрещение. Родители, уходя на работу, покидают родной дом и оставляют детей одних. “ Дочка, дочка!- говорила мать.- Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.[2, 69] В её словах звучит материнская любовь и забота, тревога и волнение, надежда на благополучный исход. Дочке по силам справиться с новыми для неё обязанностями, за выполнение которых обещаны подарки.

Сестричке доверили жизнь брата. Но… после запрета идёт его нарушение. “ Старшие

ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама

побежала на улицу, заигралась, загулялась”. [2, 69] Приказ-просьба девочкой нарушена. Жизнь брата оказалась в опасности.

Далее события развиваются молниеносно. Девочка отправляется на поиски брата и благополучно возвращается с ним домой.

Сказка составлена мудрым народом так, что кроме забывчивости легкомыслия,

обнаруживаются и другие отрицательные черты «нарушителя»: высокомерие и заносчивость. Нами исследована система построения сказки (Приложение5).

Если бы не было запрета и его нарушения, не раскрылись бы дурные качества характера девочки и острейшая необходимость их искоренить. Сестра, преодолевая большие препятствия, прилагая большие волевые усилия, отыскала и вернула брата до прихода старших. Она, сама усложнила себе задачу, выполнила её, преодолев упрямство.

Возможно, впредь она будет очень заботливой сестрой, послушной и покладистой

2.2. Анализ запрета в сказке “ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

В сказке “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” запрет мы слышим из уст любящей сестры пять раз. Четыре раза младший братец послушно выполнял указания сестры, а на пятый ослушался.

“- Не пей, братец, а то будешь козлёночком. Он не вытерпел и не послушался сестры, напился и стал козлёночком.”[8; 226] Не хватило младшенькому терпения, послушания, ожидания, покорности. Старшая сестра не кричит, не ругает братца за непослушание, не укоряет, не раздражается, а только горько – горько плачет. Не смогла она отыскать нужных слов, не смогла придумать более убедительное предостережение.(Приложение 7)

Алёнушка и Иванушка – царские дети, выросшие в атмосфере взаимопомощи и взаимопонимания. Они были окружены особой заботой и любовью. Старшие всегда оберегали младших от опасности. Благородство и беззаветная верность угадываются в поступках героев. А также царь и царица научили своих детей принимать любую жизненную ситуацию спокойно и всегда помнить о любви друг к другу.

Таким образом, нарушив запрет, Иванушка так и остался козлёночком, а сестрица

Алёнушка всё также горячо его любила.

2.3. Анализ запрета в сказке “ Жар – птица и Василиса – царевна ”

Горестные трудные испытания не замедлили появиться: после получения пера нужно саму добыть жар-птицу, потом доставить невесту, затем подвенечное платье для неё и, наконец, самое настоящее горе – купание в горячей воде. Часто мы видим горькие слёзы раскаяния героя и обращение за помощью к верному помощнику-коню.

Несмотря на то, что стрельцом руководило желание быть отмеченным царём, желание выделиться, преодолев все преграды, он всё-таки сделался красавцем, стал царём и женился на Василисе-царевне.

2.4. Анализ запрета в сказке “Сказка об Иване – царевиче, жар – птице и о сером волке”.

Два запрета-предостережения даёт серый волк Ивану-царевичу в “Сказке об Иване-царевиче жар-птице и о сером волке”: “ Не трогать золотую клетку и не брать золотую узду, а если возьмёшь, то тебе оттуда не уйти будет: тебя тотчас поймают!”[9;120,121]. Но Иван-царевич нарушил запрет. Только сразу “пришёл к серому волку и рассказал всё, что с ним случилось” [9; 122]

Иван-царевич, нарушив запрет серого волка, не оправдывается перед ним, не перекладывает свою вину на другого. Он полностью доверяет серому другу и подчиняется ему. Спокойно он нарушает и второй запрет, зная, что верный волк его выручит.

Итак, нарушив один запрет, герой должен преодолеть другие, более трудные испытания. После нарушения второго запрета задача ещё более усложняется. Со всеми трудностями помогает царевичу справляться добрый помощник, серый волк. Иван-царевич добыл златогривого коня, жар-птицу и женился на прекрасной королевне Елене.

2.5.Анализ запрета в сказке “Крошечка – Хаврошечка”

В сказке “Крошечка – Хаврошечка” запрет от коровушки – матушки, навсегда оставляющей заботливую хозяюшку: “А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою поливай.”[5; 52]

Трепетно и радостно покладистая кроткая труженица выполняла поручение умершей кормилицы и вырастила яблоньку. Крошечка – Хаврошечка ничего не нарушает. Свои яблочки яблонька отдала только послушной Хаврошечке и устроила её судьбу. Хаврошечка вышла замуж, стала в добре поживать.

2.6. Анализ результатов диагностики взрослых и детей.

В целях выявления отношения взрослых и детей к запретам нами была разработана анкета для взрослых и анкета для детей. (Приложение 8) В опросе приняло участие 27 взрослых и 119 детей разных возрастных групп (3-8класс). Ответы опрашиваемых целесообразно представить в виде сравнительной таблицы (см. таблицу1), показывающей результаты анализа полученных данных.

Результаты диагностики показали, что всегда для детей существовали практически одинаковые запреты, только формы табу были самые различные, и у современных детей они касаются ограничения «современных, вредных факторов» (компьютер, наркотики, «взрослые фильмы»).

Источник

Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава II. Завязка

I. Дети в темнице

1. Отлучка.

создаться, если отлучаются не старшие, а наоборот, младшие. Они уходят в лес за ягодами, девушка уходит в поле, чтобы принести братьям завтрак, царевна уходит погулять в сад и т. д.

2. Запреты, связанные с отлучкой.

«Перепугался отец, не велел свой любимой дочери даже на крыльцо выходить». В этих случаях, как указано, непослушание ведет к несчастью: «Так нет вот не послушалась, вышла! А козел в это время подхватил ее на высокие рога и унес за крутые берега» (277). Здесь можно было бы думать об обычной родительской заботе о своих детях. Ведь и сейчас родители, уходя из дому, запрещают детям уходить на улицу. Однако это не совсем так. Здесь кроется еще что-то другое. Когда отец уговаривает дочь «даже на крыльцо не выходить», «не покидать высока терема» и пр., то здесь сквозит не простое опасение, а какой-то более глубокий страх. Страх этот так велик, что родители иногда не только запрещают детям выходить, но даже запирают их. Запирают они их тоже не совсем обыкновенным образом. Они сажают их в высокие башни, «в столп», заключают их в подземелье, а подземелье это тщательно уравнивают с землей. «Выкопали преглубокую яму, убрали ее, разукрасили словно палаты, навезли туда всяких запасов, чтобы было что и пить и есть; после посадили в ту яму своих детей, и поверх сделали потолок, закидали землей и заравняли гладко-нагладко» (Аф. 201).

Сказка здесь сохранила память о мероприятиях, которые когда-то действительно применялись к царским детям, причем сохранила их с поразительной полнотой и точностью.

3. Фразер об изоляции царей.

4. Изоляция царских детей в сказке

Простейшие случаи дают одну только изоляцию: «Велел он построить высокий столб, посадил на него Ивана-царевича и Елену Прекрасную и провизии им поклал туда на пять лет» (Аф. 202, сходно 201). «Она его очень сберегала, из комнаты не выпускала» (Худ. 53). Другой пример: «Король берег их пуще глаза своего, устроил подземные палаты и посадил их туда, словно птичек в клетку, чтобы ни буйные ветры на них не повеяли, ни красно солнышко лучом не опалило» (Аф. 140). Здесь уже сквозит запрет солнечного света. Что здесь не просто имеется естественное стремление

уберечься от солнца, что страх здесь носит иной характер, видно из параллелей. Царские дети содержатся в полной темноте. «Испостроили ей темничу» (Онч. 4). «Только папаша с мамашей не велели (своим двум сыновьям) показывать никакого свету семь лет» (Ж. ст. 367). «И приказал царь в земле выстроить комнаты, чтоб она там жила, день и ночь все с огнем, и чтоб мужского пола не видала» (Худ. 110). Запрет света здесь совершенно ясен. В грузинских и мегрельских сказках царевна именуется mzeфunaqav. Этот термин может носить два значения:

«солнцем не виденная» и «солнца не видевшая» (Тихая-Церетели). Запрет солнечного света имеется и в немецкой сказке, но свет солнца здесь переосмыслен в свет свечи. Девушка здесь стала женой льва, счастлива с ним, но она просит его навестить с ней ее родителей. «Но лев сказал, что это слишком опасно для него, так как, если там его коснется луч света, то он превратится в голубя и должен будет семь лет летать с голубями». Он все-таки отправляется, но девушка «приказала сложить зало с такими толстыми и крепкими стенами, чтобы ни один луч не проник, и в нем он должен был сидеть» (Гримм No 88).

Приведем еще один яркий пример из русской сказки, где мы имеем сразу несколько видов запретов. Герой попадает в иное царство, и между ним и встречным завязывается следующий разговор:

— Ах, друг мой, в этой башни застата царская дочь. Она, говорит, как принесена, родилась, да и не показывают ей никакого свету. Как кухарка ли, нянька принесет ей кушанье, тольки сунут ей там, и не заходят внутрь. Так она там и живет, ничего

вовсе не знат, какой такой народ есь.

— Неужели, господин хозяин, люди не знают, кака она, хороша ли, чиста ли, нечиста?

— А господь ее знает, хороша ли, нехороша ли, чиста ли, нечиста ли. Кака она есь, не знают люди и она не знает, каки есть люди. Никогда не выходит, не показывается на люди» (См. 10).

Этот любопытный пример включает еще одну деталь: способ, каким подается пиша. «Только сунут ей там, и не заходят внутрь». Уже выше мы видели, что царским детям ставят провизии сразу на пять лет (Аф. 202). Это, конечно, фантастическая деформация. Сказки сохранили и более точные данные о том, как подавалась пища. «Приказал ему отец склась каменный столб; только бы ему была, значит, кровать-лежанка и окошко, решотки штобы были крепкие: форточку оставить небольшую, штобы пишшу только совать» (ЗП 18). То же о девушке: «Ее велели в каменный столб закласть. Оставили окошечко, штоб ей подавать по стаканчику водицы да по кусочку сухарика из суток в сутки» (Худ. 21).

Абхазская сказка очень хорошо сохранила еще два запрета: запрет касаться земли и запрет на обычную пищу. Царских детей кормят пищей, способствующей их волшебным качествам:

«Свою сестру держали в высокой башне. Воспитывали ее так, что ее нога не касалась земли, мягкой травы. Кормили ее только мозгами зверей» (Абхазские сказки).

В русских сказках запрет не касаться земли прямо не высказывается, хотя он вытекает из сиденья на башне.

Таким образом мы видим, что сказка сохранила все виды запретов, некогда окружавших царскую семью: запрет света, взгляда, пищи, соприкосновения с землей, общения с людьми. Совпадение между сказкой и историческим прошлым настолько полное, что мы вправе утверждать, что сказка здесь отражает историческую действительность.

5. Заключение девушки..

Однако этот вывод не вполне нас может удовлетворить. До сих пор мы рассматривали только формы заключения и относящиеся сюда запреты, безотносительно к тому, кто подвергается заключению. Если сравнить материалы, собранные у Фрэзера, с теми материалами, которые дает сказка, можно видеть, что Фрэзер говорит о царях, вождях, сказка иногда говорит о царских детях. Но надо сказать, что и в сказке иногда сам царь вместе с детьми находится в подземелье. «царь выстроил себе огромный подвал и спрятался в нем и завалили его там» (Сад. 11), а во-вторых, и в исторической действительности запреты были обязательны не только для царей, но и для наследников. У Фрэзера находим: «Индейцы Гранады в Южной Америке до семилетнего возраста содержат будущих вождей и их жен в заточении. условия заточения были суровы-

Запрет стричь волосы не упоминается и в описаниях заключения царей, царских детей и жрецов, хотя он вполне возможен. Зато запрет стричь волосы известен в совершенно иной связи, а именно в обычае изоляции менструирующих девушек. Что менструирующих девушек подвергали заточению, это достаточно известно. Фрэзер указывал также, что таким девушкам запрещалось стричь и расчесывать волосы.

Между обычаем изолировать царей и царских детей и обычаем изолировать девушек имеется несомненная связь. Оба обычая основаны на одинаковых представлениях, на одинаковых страхах. Сказка отражает как ту, так и другую форму изоляции. Образ девушки, подвергавшейся заключению в сказке, уже сопоставлен с изоляцией девушек, производившейся когда-то во время

месячных очищений. Для подтверждения этой мысли Фрэзер приводит миф о Данае (Фрэзер 563). Эту же мысль высказывает фон-дер-Лейен в своей книге о сказке, и она же повторена в издании афанасьевских сказок под редакцией Азадовского, Андреева и Соколова. Действительно, Рапунцель подвергается заключению при исполнении ей 12 лет, т. е. при наступлении половой зрелости; она заключена в лесу. Именно в лес уводились девушки. При этом они иногда носили шлемы и скрывали свое лицо. Здесь вспоминается царевна, носящая маску. Есть еще одно соображение в пользу этого сопоставления:

6. Мотивировка заключения.

Наше рассмотрение было бы неполным, если бы мы не остановились еще на одной детали, а именно на вопросе о том, чем это заключение вызывается, как оно мотивируется. Заключение царей в исторической действительности мотивировалось тем, что «царь или жрец наделен сверхъестественными способностями или является воплощением божества, и в соответствии с этим верованием предполагается,

что ход природных явлений в большей или меньшей мере находится под его контролем. На него возлагают ответственность за плохую погоду, плохой урожай и другие стихийные бедствия» (165). Именно это приводило к особой заботливости о нем, приводило к обереганию его от опасности. Фрэзер принимает этот факт, но не пытается объяснить, почему влияние света или глаза или соприкосновение с землей гибельны.

Этот религиозный страх в преломлении сказки создает заботу о царских детях и выливается в художественную мотивировку беды, наступающей за нарушением запрета. Достаточно царевне выйти из своего заключения погулять в сад, подышать свежим воздухом, чтобы «откуда ни возьмись» появился змей и унес ее. Короче, детей оберегают от похищения. Такая мотивировка появляется уже довольно рано: так, в зулусской сказке мы читаем:

нянькам, чтобы они царевну берегли, на улицу не отпускали, чтобы не унес Ворон Вороневич» (См. 323).

7. Итоги.

Все изложенные здесь материалы дают нам право на следующее заключение: древнейшим религиозным субстратом нашего мотива является страх перед невидимыми силами, окружающими человека. Причины этого явления еще недостаточно разработаны историками-этнографами и не входят в компетенцию фольклориста. Этот страх приводит к тому, что менструирующих девушек подвергают заключению, чтобы оградить их от этих опасностей. В сказке это явление отражено в образе девушки, заключенной в лесу, причем у нее вырастают длинные волосы. С появлением власти вождя-царя или жреца эти заботы в тех же формах появляются в отношении царя и всей его семьи. Подробности заключения царей и сопровождающие это заключение запреты в точности соответствуют подробностям, имеющимся в сказке. В частности, сказка отразила запрет света, запреты, связанные с едой и пищей, запрет показывать лицо, запрет прикасаться к земле. Сказка содержит только единичные следы представления, что благо заключенного царя связано с благом народа. В сказке имеется стремление к личной безопасности царских детей. Сказка пользуется мотивом заключения и нарушения его в качестве художественной подготовки и мотивировки

II. Беда и противодействие

8. Беда.

Мы можем следить дальше за развитием событий в сказке.

Анализ серединных элементов позволит осветить и вопрос, почему сказка так часто начинается именно с беды, и что это за беда. Обычно к концу сказки беда обращается в благо. Похищенная царевна благополучно возвращается с женихом, изгнанная падчерица возвращается с богатыми дарами и часто также вслед за тем вступает в брак. Исследование форм этого брака покажет, каков жених и с чего брак начинается.

Таким образом, мы в нашем исследовании вынуждены перескочить через один момент хода действия и начать наше рассмотрение с середины.

9. Снаряжение героя в путь.

В предыдущем разделе мы рассмотрели некоторые виды сказочных начал. Они объединены одной общей чертой: происходит какая-нибудь беда. Ход действия требует, чтобы герой как-нибудь узнал об этой беде. Действительно, этот момент в сказке имеется в очень разнообразных формах: тут и всенародный клич царя, и рассказ матери или случайных встречных и т. д. На этом моменте мы останавливаться не будем. Как герой узнает о беде, это для нас несущественно. Достаточно установить, что он об этой беде узнал и что он отправляется в путь.

Отправка в путь на первый взгляд не содержит в себе ничего сколько-нибудь интересного. «Пошел стрелок в путь-дорогу», «Сын сел на коня, отправился в далекие царства», «Стрелец-

Второе наблюдение: сказка перескакивает через момент движения. Движение никогда не обрисовано подробно, оно всегда упоминается только двумя-тремя словами. Первый этап пути от родного дома до лесной избушки выражается такими словами:

Для нас нет никакого сомнения, что, например, Одиссея более позднее явление, чем сказка. Там путь и пространство разработаны эпически. Отсюда вывод, что статистические, остановочные элементы сказки древнее, чем ее пространственная композиция. Пространство вторглось во что-то, что существовало уже раньше. Основные элементы создались до появления пространственных представлений. Мы увидим это более детально ниже. Все элементы остановок существовали уже как обряд. Пространственные представления разделяют на далекие расстояния то, что в обряде было фазисами.

Куда же отправляется герой? Присмотревшись ближе, мы ви-

Можно установить, что обувь, посох и хлеб были те предметы, которыми некогда снабжали умерших для странствий по пути в иной мир. Железными они стали позже, символизируя долготу пути.

Харузин говорит: «В зависимости от представления о пути в загробный мир. находятся и предметы, опускаемые в могилу или сожигаемые с умершим. Вполне естественно, что если мертвецу придется переплывать водное пространство для достижения мира теней, ему положат в могилу ладью. Если ему предстоит далекий путь пешком, ему наденут более крепкую обувь» (Харузин 1905, 260).

Этих материалов достаточно, чтобы установить, что сто пар башмаков, две пары, глиняная обувь, особая обувь, фигурирующие в наших материалах, равно как и особый посох, в сказке превратились в железную обувь и железный костыль, а при непонимании значения этого мотива посох превращается в палицу-оружие.

Данные материалы (их особенно много собрано у Замтера) позволяют утверждать, что железная обувь есть признак отправления героя в иной мир.

Таким образом, разрешение одного вопроса влечет за собой появление других вопросов. Их разрешения мы ждем от рассмотрения следующих, серединных моментов сказки. Прежде всего мы должны узнать, куда герой попадает на своем пути.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *