Что такое скерцо в симфонии
Значение слова «скерцо»
СКЕ́РЦО, нескл., ср. Муз. Небольшое музыкальное произведение в живом, быстром темпе. Скерцо Мендельсона. || Часть большого музыкального произведения (симфонии, сонаты) в таком темпе.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Первоначально — небольшая инструментальная пьеса, скерцо с начала XIX века заняло прочное место в симфонии и сонате, вытеснив оттуда менуэт, но вместе с тем стало развиваться и как самостоятельный жанр. С этого времени присутствует в большинстве традиционных симфоний как одна из средних частей (не начало и не финал).
Бесчисленные скерцо демонстрируют всевозможные оттенки музыкального юмора. Сложился целый комплекс приёмов, способный передавать такого рода замыслы: шутливые переклички мотивов, перебрасываемых из регистра в регистр или от одного инструмента к другому, всякого рода неожиданности — «сюрпризы», подача каких-либо простых явлений в необычном, кажущемся странным освещении или же их излом, смещение и т. д.
Скерцо плодотворно развивалось и вне сонатно-симфонического цикла. К высшим достижениям относятся четыре скерцо Шопена, содержание которых шире и серьёзнее обычно скерцозного.
Впоследствии скерцо приобрело минорную окраску.
СКЕ’РЦО, нескл., ср. [ит. scherzo — шутка] (муз.). Небольшое музыкальное произведение в оживленном, быстром темпе. С. часто входит в состав симфонии как вторая или третья ее часть.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ске́рцо
1. муз. небольшая музыкальная пьеса или часть большого музыкального произведения в живом, стремительном темпе
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова оборочка (существительное):
Скерцо
Приключения музыкальных жанров бывают не менее увлекательными, чем человеческие приключения. В ходе своего развития они могут так измениться, что иной раз трудно понять – а что же было в начале? Мы расскажем о скерцо, которое начиналось с шуток, но сделало совсем не шуточную музыкальную «карьеру».
Почему мы утверждаем, что история скерцо началась с шуток? Да потому, что само это слово в переводе с итальянского языка означает «шутка». В конце XVI-начале XVII столетий в Италии так именовали трехголосные или одноголосные канцонетты (небольшие вокальные произведения) определенного характера – их писали на игривые, юмористические стихи. Подобные «Музыкальные шутки» («Музыкальные скерцо») мы встречаем, например, в творчестве Клаудио Монтеверди. Но уже в начале XVII века появляются инструментальные скерцо – небольшие пьесы, близкие к каприччо (очевидно, их относительно свободная форма сама по себе воспринималась как «шутка»), и ко второй половине XVII столетия уже можно с уверенностью говорить о скерцо как о жанре инструментальной музыки. Например, немецко-голландский композитор Йоханнес Шенк создавал «Музыкальные скерцо» для виолы да гамба с басом. В ту же эпоху скерцо вошло в инструментальные сюиты, в таком качестве мы встретим его в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Самое известное баховское сочинение такого рода – это, конечно, Скерцо из оркестровой Сюиты № 2 си-минор с солирующей флейтой. Его часто исполняют отдельно – особенно любят это делать флейтисты, демонстрируя изящество своей техники. Примечательно, что название пьесы нередко переводят, называя ее «Шуткой» – и действительно, нечто шутливое, «смеющееся» можно услышать в пассажах и изгибах мелодии, несмотря на минорный лад… Впрочем, шутки бывают разными – и грустными, и даже жестокими (и мы в этом убедимся, проследив за дальнейшими «приключениями» скерцо).
Придя в XVII веке в сюиту, во второй половине следующего столетия скерцо становится частью сонатно-симфонического цикла. Изредка скерцо в таком качестве встречается еще у Йозефа Гайдна – в своих «Русских квартетах», созданных в 1781 г., композитор применил такое обозначение отдельных частей цикла, но говорить о скерцо в сонате и симфонии всерьез можно применительно к творчеству Людвига ван Бетховена. Рассматривая последовательно его сонаты, можно проследить, как нечто скерциозное появляется в традиционной части цикла – в менуэте, но постепенно менуэт окончательно «сдается», уступая место скерцо.
Нельзя сказать, что менуэт в сонатно-симфоническом цикле после Бетховена не использовался вообще (он встречается, например, у Франца Шуберта), но в целом первенство осталось за скерцо. Заняв место менуэта в сонатах и симфониях, скерцо приобрело черту, которой у него изначально не было. Вспомним баховскую флейтовую «Шутку», о которой мы говорили – она написана в размере две четверти, есть у Баха и другие двухдольные скерцо, в XVIII же столетии скерцо становится трехдольным – и это становится характерной чертой жанра в дальнейшем.
Скерцо в описываемую эпоху претерпевает еще более интересные трансформации. Оно приобретает классическую форму – трехчастную, в которой собственно скерцо (быстрое движение в трехдольном размере) присутствует в крайних частях, им противопоставляется спокойный, лирический средний раздел – трио (такая форма – еще одно «наследие» менуэта, чье место в сонатно-симфоническом цикле заняло скерцо). Бывают и скерцо с двумя трио – форма в этом случает приобретает черты рондо. Но главное – расширяется образный диапазон скерцо: это уже далеко не всегда «шутка». Новое образное содержание влечет за собой новую форму, которая иной раз приобретает грандиозный размах. Весьма интересный случай – скерцо из Девятой симфонии Бетховена: оно имеет сложную трехчастную форму с трио, но при этом крайние части написаны… в сонатной форме!
В последующие века скерцо продолжает жить в сонатно-симфоническом цикле – в таком качестве мы встретим его и у Феликса Мендельсона-Бартольди, и у Петра Ильича Чайковского, и у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, и у многих других композиторов, создававших сонаты и симфонии. Но в то же время с XIX столетия скерцо существует как самостоятельная пьеса – прежде всего, фортепианная. Сохраняя главные черты – стремительное движение и трехдольность – скерцо становится удивительно многообразным: оно может быть легким, воздушным, фантастическим, драматическим и даже страшным, но оно всегда требует от исполнителя блестящей техники. И здесь, конечно, нельзя не вспомнить фортепианные Скерцо Фридерика Шопена – эти содержательные, многоплановые произведения, в которых есть и драматизм, и лирика, и трагедийность… Но иногда композиторы «вспоминают» об изначальном значении слова скерцо – можно вспомнить, например, «Ученика чародея». В этом оркестровом скерцо французский композитор Поль Дюка «рассказал» забавную историю о незадачливом ученике чародея, вздумавшем самостоятельно творить заклинания.
Скерцо
Ске́рцо (итал. scherzo — буквально «шутка») — часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса [1] в живом, стремительном темпе, с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами, в трёхдольном размере.
Первоначально — небольшая инструментальная пьеса, скерцо с начала XIX века заняло прочное место в симфонии и сонате, вытеснив оттуда менуэт, но вместе с тем стало развиваться и как самостоятельный жанр. С этого времени присутствует в большинстве традиционных симфоний как одна из средних частей (не начало и не финал).
Бесчисленные скерцо демонстрируют всевозможные оттенки музыкального юмора. Сложился целый комплекс приёмов, способный передавать такого рода замыслы: шутливые переклички мотивов, перебрасываемых из регистра в регистр или от одного инструмента к другому, всякого рода неожиданности — «сюрпризы», подача каких-либо простых явлений в необычном, кажущемся странным освещении или же их излом, смещение и т. д.
Скерцо плодотворно развивалось и вне сонатно-симфонического цикла. К высшим достижениям относятся четыре скерцо Шопена, содержание которых шире и серьёзнее обычно скерцозного.
Впоследствии скерцо приобрело минорную окраску.
Известные скерцо
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Скерцо» в других словарях:
СКЕРЦО — СКЕРЦО, нескл., ср. (итал. scherzo шутка) (муз.). Небольшое музыкальное произведение в оживленном, быстром темпе. Скерцо часто входит в состав симфонии как вторая или третья ее часть. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СКЕРЦО — (итальянское scherzo, буквально шутка) (музыкальное), инструментальная пьеса в быстром темпе, 3 дольная, часто с юмористическим оттенком. С конца 18 в. 3 я часть симфонии (Л. Бетховен, П.И. Чайковский). В 19 20 вв. также и самостоятельная,… … Современная энциклопедия
СКЕРЦО — (итал. scherzo букв. шутка),1) в 16 17 вв. обозначение вокально инструментального произведения на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес (у К. Монтеверди и др.).2) Часть сюиты (напр., у И. С. Баха).3) Часть сонатно… … Большой Энциклопедический словарь
СКЕРЦО — СКЕРЦО, нескл., ср. Небольшое музыкальное произведение в оживлённом темпе. | прил. скерцозный, ая, ое (спец.) и скерциозный, ая, ое (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
скерцо — сущ., кол во синонимов: 2 • произведение (51) • скерцино (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Скерцо — (scherzo) пьеса игривого, шутливого, а иногда причудливогохарактера, в скором темпе; пишется в форме песни с трио. У позднейшихкомпозиторов, напр. у Шумана, С. заключает в себе два трио. Когда в С.одно трио, последнее пишется в тональности по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Скерцо — (итальянское scherzo, буквально – шутка) (музыкальное), инструментальная пьеса в быстром темпе, 3–дольная, часто с юмористическим оттенком. С конца 18 в. 3–я часть симфонии (Л. Бетховен, П.И. Чайковский). В 19 – 20 вв. также и самостоятельная,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Скерцо — (итал. scherzo, букв. шутка). 1) В 16 17 вв. распространённое обозначение трёхголосных канцонетт, а также одноголосных вок. пьес на тексты игривого, шуточного характера. Образцы у К. Монтеверди ( Музыкальные скерцо ( шутки )… … Музыкальная энциклопедия
скерцо — неизм.; ср. [итал. scherzo шутка] Муз. 1. Часть музыкального произведения (симфонии, сонаты, квартета) в живом, стремительном темпе с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами, обычно в трёхдольном размере. Играть бойкое, огненное … Энциклопедический словарь
скерцо — нескл., с. Небольшая музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, отличающаяся свободной сменой музыкальных мыслей. Скерцо для фортепьяно Шопена. Этимология: Итальянское scherzo ‘шутка’. Энциклопедический комментарий: Скерцо родственно… … Популярный словарь русского языка
Скерцо как часть цикла в русской симфонии XIX века
Скерцо как часть цикла в русской симфонии XIX века
ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ЦИКЛЕ
Трио в характере вальса по аналогии с первой симфонией Чайковского.
ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВКИ СКЕРЦО РАЗНЫМИ КОМПОЗИТОРАМИ
СКЕРЦО И СКЕРЦОЗНОСТЬ В ДРУГИХ ЧАСТЯХ ЦИКЛА
Энергетика скерцо находит отражение в главной партии первой части и, более мощное, в финале симфонии.
Во второй симфонии две темы главной партии контрастны, могучая и шутливый наигрыш духовых. Скоморошьи переклички струнных во вступлении к финалу и игривый задорный напор главной партии национальным колоритом оттеняют крайние разделы скерцо, но по духу сближаются с ним, усиливая ощущение безграничного пространства, где царит веселье, искрометность и задор.
В четвертой симфонии Глазунова, близкой бородинским эпическим интонационным и образным колоритом финала, во второй теме вступления и в вырастающей из нее главной партии энергичный стремительный удалой настрой позволяет говорить о скерцозности.
В пятой симфонии в связи с более светлым колоритом можно говорить об отдаленных образных отголосках скерцозности в крайних частях, но торжественность и их некоторая тяжеловесность делает само скерцо особенно непринужденным и воздушным. В последней симфонии скерцозность как таковая отсутствует, так как она неуместна в концепции цикла.
О скерцозности в ранних циклах Чайковского говорить сложно, так как они не обладают в полной мере внутренней цельностью. В четвертой симфонии скерцозность выражена отчетливо. Медленная часть жанровой шутливой темой перекликается с трио скерцо.
Мотив у гобоя из финала и тема побочной партии также отмечены чертами скерцозности в связи с классицистской просветленностью финала. Эти темы в духе народного наигрыша несут в себе и жанровый колорит, подобно темам из финала Гайдна.
Таким образом, скерцозность проявляет себя в зависимости от вида драматургии цикла, иногда дополняя образный колорит скерцо новыми штрихами и даже слегка контрастируя с ним.
Скерцо
Литература : Becking G., Studien zu Beethovens Personalstil. Das Scherzothema, Lpz., 1921 (Abhandlungen des Sдchsischen Staatlichen Forschungsinstituts fьr Musikwissenschaft, H. 2); Adrio A., Menuett und Scherzo, «Der Musikerzieher», 1940, Jahrg. 36, S. 115 ff.
Полезное
Смотреть что такое «Скерцо» в других словарях:
СКЕРЦО — СКЕРЦО, нескл., ср. (итал. scherzo шутка) (муз.). Небольшое музыкальное произведение в оживленном, быстром темпе. Скерцо часто входит в состав симфонии как вторая или третья ее часть. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СКЕРЦО — (итальянское scherzo, буквально шутка) (музыкальное), инструментальная пьеса в быстром темпе, 3 дольная, часто с юмористическим оттенком. С конца 18 в. 3 я часть симфонии (Л. Бетховен, П.И. Чайковский). В 19 20 вв. также и самостоятельная,… … Современная энциклопедия
СКЕРЦО — (итал. scherzo букв. шутка),1) в 16 17 вв. обозначение вокально инструментального произведения на шутливые тексты, а также различных инструментальных пьес (у К. Монтеверди и др.).2) Часть сюиты (напр., у И. С. Баха).3) Часть сонатно… … Большой Энциклопедический словарь
СКЕРЦО — СКЕРЦО, нескл., ср. Небольшое музыкальное произведение в оживлённом темпе. | прил. скерцозный, ая, ое (спец.) и скерциозный, ая, ое (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
скерцо — сущ., кол во синонимов: 2 • произведение (51) • скерцино (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Скерцо — (scherzo) пьеса игривого, шутливого, а иногда причудливогохарактера, в скором темпе; пишется в форме песни с трио. У позднейшихкомпозиторов, напр. у Шумана, С. заключает в себе два трио. Когда в С.одно трио, последнее пишется в тональности по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Скерцо — (итальянское scherzo, буквально – шутка) (музыкальное), инструментальная пьеса в быстром темпе, 3–дольная, часто с юмористическим оттенком. С конца 18 в. 3–я часть симфонии (Л. Бетховен, П.И. Чайковский). В 19 – 20 вв. также и самостоятельная,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Скерцо — (итал. scherzo буквально «шутка») часть симфонии, сонаты, квартета или самостоятельная музыкальная пьеса[1] в живом, стремительном темпе, с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами, в трёхдольном размере.… … Википедия
скерцо — неизм.; ср. [итал. scherzo шутка] Муз. 1. Часть музыкального произведения (симфонии, сонаты, квартета) в живом, стремительном темпе с острохарактерными ритмическими и гармоническими оборотами, обычно в трёхдольном размере. Играть бойкое, огненное … Энциклопедический словарь
скерцо — нескл., с. Небольшая музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, отличающаяся свободной сменой музыкальных мыслей. Скерцо для фортепьяно Шопена. Этимология: Итальянское scherzo ‘шутка’. Энциклопедический комментарий: Скерцо родственно… … Популярный словарь русского языка