Что такое скэт в вокале

Что такое скэт в вокале

Скэт (англ. scat ) — специфический способ джазовой вокальной импровизации, при котором голос используется для имитации музыкального инструмента, а пение не несёт лексической смысловой нагрузки.

Известные джазовые вокальные импровизаторы — Бобби Макферрин, Эл Джерро, Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Элла Фицджеральд, Глэдис Бентли, Кэб Кэллоуэй, Анита О’Дэй, Лео Уотсон, Скэтмен Джон

Содержание

История жанра

Некоторые [кто?] считают, что скэт берёт своё начало из музыки Западной Африки, где ударные звуки инструментов заменялись вокализацией, где определённые звуки заменяли нормальный ритм. Однако более вероятно, что скэт получил в своё время популярность среди джазовых певцов США, которые пытались имитировать голосом звуки джазовых инструментов. Это подтверждают ранние звукозаписи блюза и новоорлеанского джаза.

Первым записанным примером скэта часто называют композицию Heebie Jeebies, записанную Луи Армстронгом в 1926 году, хотя фактически есть и более ранние примеры применения скэта. [1] Существует легенда, что эта композиция появилась после того, как у Армстронга упал нотный лист со словами на пол или что он просто забыл слова. Его ранние скэтовые соло были фактически такими же нововведениями, как и его соло на трубе.

В 1940-х годах скэт значительно усложнил Кэб Кэллоуэй, предоставив ему новое значение — стиля бибоп. Другой известной исполнительницей скэт в 1940-е годы стала Элла Фицджеральд, которая была известна своим умением имитировать джазовые инструменты.

В 1960-х годах свинговый певец Ворд Свингл использовал скэт для аранжировок музыки Иоганна Себастьяна Баха, а впоследствии и других композиторов прошлого. Возглавляемый им группа Swingle singers после выпуска альбома «Jazz Sebastian Bach» получил мировую известность. В 1990-е годы в манере скэт пел Джон Ларкин, которого знают под псевдонимом Скэтмэн Джон. Голосовые приёмы, близкие к скэту использовались на альбомах популярного украинского дуэта «5’nizza».

Источник

Скэтовая техника, как «силлабическая импровизация» в джазовом вокале Skat’s technology as « syllabic improvisation» in jazz vocal

Что такое скэт в вокале. Смотреть фото Что такое скэт в вокале. Смотреть картинку Что такое скэт в вокале. Картинка про Что такое скэт в вокале. Фото Что такое скэт в вокале

Скэтовая техника, как «силлабическая импровизация» в джазовом вокале

Skat’s technology as « syllabic improvisation» in jazz vocal

ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный

университет культуры и искусств», г. Краснодар, преподаватель

«Krasnodar State University of Culture and Arts», Krasnodar, teacher

Аннотация: Джазовая импровизация – это музыкальный язык, посредством которого исполнитель способен общаться и выражать свои мысли непосредственно в момент исполнения музыки. В статье приводится ряд рекомендаций для освоения скэтовой техники, как одной из видов джазовой импровизации.

Ключевые слова: джаз, вокал, импровизация, скэтовая техника

Summary: Jazz improvisation is a musical language, by which the artist is able to communicate and express their thoughts at the time of playing music. The article lists a number of recommendations for the development of sketovoj technology, as one of the types of jazz improvisation.

Keywords: Jazz, vocal, improvisation, skиtovaв technology

Вряд ли кто решится объяснять, что такое джаз, поскольку этого не стал делать даже великий джазовый трубач Луи Армстронг, который сказал, что это просто нужно понимать и все. Дать общее определение джазу представляется весьма сложной задачей ввиду его чрезвычайного стилистического многообразия. Джаз определяется, главным образом, через эстетические критерии, музыкальное соответствие которых находится в непрерывном изменении. Джаз в своей основе – музыка инструментальная. Образность в джазе воплощает, прежде всего, инструмент, его тембр, атака, фразировка, импровизированное развитие. Игра джазовых музыкантов настолько выразительна, что мы воспринимаем её как некую песню без слов, как экспрессивную музыкальную речь. Но музыка бывает как инструментальной, так и вокальной, и исторически первым инструментом человека, несомненно, был его голос. В джазе существуют свои особенности пения, которые постепенно менялись параллельно с общей эволюцией джаза. Вначале участие человеческого голоса в джазе было несколько аномальным явлением, т. к. вместо свободной импровизации (как у инструменталиста) исполнитель имел лишь образец текста. Тем не менее, голос и музыка могут быть эквиваленты. В действительности и не существует строгой формулировки джазового вокала, но если назвать его наиболее отличительные характеристики, тогда будет понятно, о чем идет речь, что же находится в центре (но при этом, как и любую музыку, его, главным образом, надо слушать, что и делают джазовые певцы, учась друг у друга).

Джазовый вокал определяется индивидуальными качествами певца (как и музыканта), сюда относятся джазовая манера исполнения, характерные вокальные тембры, уникальные тональные качества и сверх того – джазовая фразировка, джазовая «атака». Одной из разновидностей импровизации в джазовом вокале является скетовая техника, так называемое «пение фонемами». Скэтовая техника у целого ряда авторов (Д. Холмс, Е. Барбан) терминологически описывается филологической категорией «силлабическая импровизация». Скэт – это вокализация звуков и слогов, которые не несут смысловой нагрузки. Но в результате хитросплетений отдельные слоги формируются во фразу, образуя свой собственный синтаксис. Это похоже на международный музыкальный язык, настолько универсальный, что общаться на нём могут не только признанные мэтры джаза, но и простые любители музыки и пения, вне зависимости от знания нот или текста песни. Существует легенда, по которой скэт изобрёл Луи Армстронг. Во время записи композиции «Heebie Jeebies» (1926 год) он выронил листок с текстом, но не растерялся и допел до конца, имитируя звуки собственной игры на трубе, используя вместо слов первые попавшиеся комбинации слогов. Какой-то остроумец назвал это Scat – возможно, сократив фразу: «Scat-a-lee-dat». Армстронг наверняка не был первым музыкантом, заменившим текст песни слогами, но он первым записал Scat в студии, привнеся в импровизационный джаз еще один несравненный инструмент – человеческий голос. Однако ещё до начала победного шествия джаза скэт-пение было популярно среди вокалистов стиля регтайм: среди них можно назвать Бена Харни, Тони Джексона, Джина Грина, которые ещё в первые два десятилетия XX в. активно пользовались скэтом.

Скэтом в джазе исполняется в первую очередь импровизация вокалиста. В ней мелодическая линия поется слогами, не несущими вербального смысла. Также скэтом может быть исполнена тема. Это бывает в тех случаях, когда тема для импровизации изначально написана для инструмента и не имеет текста. Тогда голос уже в проведении темы используется в качестве инструмента. Такое применение скэта характерно для современного джазового вокала, ярким представителем которого является, например, Бобби Макферрин.

Кстати, в джазовом пении существует прием, противоположный скэту. Так называемый скэт наоборот. Когда импровизация на тему поется с текстом, т. е. к этой импровизации подобраны или сочинены слова. Спетая таким образом импровизация называется вокализ. Вокализ в джазе не следует путать с тем, что называется вокализом в европейской академической музыке1.

Родоначальником вокализа в джазе был Джон Хендрикс из вокального трио «Lambert. Hendricks&Ross». Затем этот прием можно встретить в композициях из альбома вокальной группы «Манхэттен Трансфер». Данный альбом, выпущенный в 1985 году, так и называется – «VOCALESE». Тексты к нему были написаны также Хендриксом.

В джазе инструментальное начало тесно сплелось с вокальным, и такое взаимообогащение повлияло на стремительное развитие разнообразных приемов джазового звукоизвлечения. С первых шагов появления джаза трубачи и саксофонисты «запели» на своих инструментах подобно исполнителям блюзов и спиричуэлов. Их игра стала отличаться особой выразительностью. Певцы тоже подражали своим коллегам по цеху и переносили на голос их наиболее яркие приемы игры. Так появился скэт как один из способов имитировать голосом игру на музыкальных инструментах.

Работа над скэтом неотделима от работы над импровизацией. Как и композиция, интересная импровизация – это не набор случайных звуков. Это логически выстроенная музыкальная линия. В ней есть все компоненты

драматургического процесса: начало, развитие, кульминация и заключение. Для того чтобы овладеть вокальной импровизацией и техникой скэта, необходимо много слушать и анализировать не только импровизации вокалистов, но и инструментальные соло. В выборе и в произношении слогов опираться на фонетическую базу английского языка. В английском языке (он более «плоский») происходит минимальная работа артикуляционного аппарата. Губы практически не участвуют, а движение языка минимальное. Нет смягченных согласных (дед – дэт, тень – тэн). На звуках stops; p, b, d, k, t, g нужно применить редукцию (упрощение артикуляции без потери смысла), чаще использовать переднеязычные и губные согласные, чередуя их. Представить, с какой артикуляцией сыграл бы это соло инструменталист. Использовать открытые или закрытые слоги в зависимости от фразировки.

Скэт – это разговор со слушателем на невербальном языке. Поэтому скэт Эллы Фицджеральд отличен от скэта Сары Воан или ей. А скэт Бобби Макферрина – от скэта Мела Торме. Как в разговоре, так и в музыкальной речи язык складывается не только из слов (в скэте это слоги), но из многих других средств музыкальной и эмоциональной выразительности; тембра, способа звукоизвлечения, динамики и насыщенности звука, пауз, дыхания, фразировки и т. д.

При работе над скэтом в распоряжении музыканта находится огромное разнообразие слогов и их сочетаний, но начинать следует с отработки каких-либо конкретных артикуляционно-слоговых формул. Отработав одну из них, переходите к другой. Постепенно возникнет необходимость варьировать их, внося в них еле уловимые изменения, чередовать их друг с другом. За основу обучения скэтовой техники возьмите учебные пособия Боба Столоффа – профессора вокального отдела в колледже Berkley в Бостоне3. Суть метода Боба Столоффа заключается в том, что он предлагает пропеть голосом, подражая разным ударным инструментам: бочке, малому барабану, хай-хету и тарелкам, находя слоги, которые передают тембр инструмента. Поэтому учебные пособия представляют собой некий сплав двух важных музыкальных навыков: вокальной импровизации (скэт) интерпретации видов ритмической пульсации.

Профессиональные музыканты должны обратить внимание на оба навыка, поскольку они являются важными факторами в процессе обучения импровизации. Пение скэтом произошло из джаза, но оно может также быть выполнено в любом ином направлении. Для этого материал должен быть интерпретирован с артикулированным чувством ритмической пульсации долей в такте с «ровными» долями или долями «пульсирующими».Овладение этими навыками раскроет целую палитру современных музыкальных стилей вокальной импровизации.

Список используемой литературы:

1. жазовый вокал: Издательство «Планета музыки», Лань, 2011. – 48 с.

3. Коллиер Дж. Становление джаза. Популярный исторический очерк – М.: Радуга, 1984. – 389 с.

4. История джаза. Вып. 1. М.: Музыка, 1994.

1Вокализ в академической музыке – музыкальное произведение для голоса без текста. Существуют учебные и концертные вокализы. Учебные используются в работе над вокально-техническими навыками в процессе постановки голоса, и исполняется на гласные звуки. В концертных вокализах голос используется как инструмент в раскрытии художественного замысла композитора.

    2 Данный прием активно использовал В. Гаврилин в «Перезвонах» (По прочтении ), хоровой симфонии-действе для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца (1978—1982).

3«BluesScatitudes»Gerard & Sarzin Publishing Co, Brookline, New York.

«Scat! Vocal Improvisation Techniques»Gerard & Sarzin Publishing Co, Brookline, New York.

«Spontaneous Group Improvisation» Gerard & Sarzin Publishing Co, Brookline, New York.

Источник

Вокальные эффекты: скэт

Что такое скэт в вокале. Смотреть фото Что такое скэт в вокале. Смотреть картинку Что такое скэт в вокале. Картинка про Что такое скэт в вокале. Фото Что такое скэт в вокале

Послушаем великолепную Ella Fitzgerald (скэт с 1:40)

И вот ещё один блестящий пример скэта от Эллы. В этой песне он в самом начале:

Широкая публика знает скэт по двум песням: это знаменитое ду-би-ду-би-ду Фрэнка Синатры в окончании песни «Strangers in the Night«

И очаровательное с придыханием пум-пум-пи-ду Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) в песне «I wanna be loved by you» из фильма «В джазе только девушки«:

В 1990х годах американский артист Скэтмен Джон (Scatman John) дал скэту второе дыхание, перенеся скэт из дополнения в центр песни, и строя всю композицию на основе виртуозной слоговой игры:

Дети девяностых, признавайтесь, кто в младые годы пытался вот это всё повторить?

Что интересно, эту последовательность слогов (ski-bi-di) в наше время использовал Little Big для своей известнейшей песни Skibidi:

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Что такое скэт в вокале. Смотреть фото Что такое скэт в вокале. Смотреть картинку Что такое скэт в вокале. Картинка про Что такое скэт в вокале. Фото Что такое скэт в вокале

Что такое scat и пример эталонного исполнения, а так же использования этой вокальной техники

Что такое скэт в вокале. Смотреть фото Что такое скэт в вокале. Смотреть картинку Что такое скэт в вокале. Картинка про Что такое скэт в вокале. Фото Что такое скэт в вокалеИногда когда меня спрашивают что такое скэт, а рядовой человек не всегда знает что это, всегда хочется в тот же момент показать лучший пример этой техники в исполнении Эллы Фицджеральд. Конечно, можно полезть в поисковик и он расскажет, что скэт — это импровизация голосом с использованием бессмысленных ритмических слогов, слов, фраз и звукосочетаний, сочиняемых спонтанно, на ходу. Но человек, который никогда этого не слышал, все-равно не поймет что же это такое и определение из словаря покажется ему лишь набором слов. Да что уж говорить, Эллу и ее скэт, импровизационное мастерство надо показывать, слушать и впитывать даже тем, кто знает что такое скэт. Я не устаю пересматривать потрясающее выступление 1969-го года, где Элла творит что-то невообразимое, исполняя «One note Samba».

Ella Fitzgerald — One note Samba (Live — 1969)

Похожие записи

Шестая серия документального сериала «Джаз» называется «Свинг: безудержный праздник» (в английской версии Swing: The Velocity of Celebration) и повествует о периоде развития джаза в 1937-1941 годы. Несмотря на то, что Великая депрессия продолжается, джаз переживает свой расцвет. Самым.

Девятая серия документального сериала «Джаз» повествует о периоде развития джаза в период 1945-1949 годов. Казалось бы, только что закончилась вторая мировая война и тут же наступает эпоха «холодной войны». Чернокожие парни, только что проливавшие свою кровь на войне, защищая свою страну, по.

15 декабря 2012, 01:03 | 0 комментариев

Не часто на одной сцене собираются такие потрясающие и, можно сказать, легендарные вокалисты. Но почти всегда есть повод и в случае, о котором хочется чуть рассказать и показать, мотив довольно простой и понятный — посвящение Элле и ее награждение. Выступление 88-года в рамках 20-ой премии 20th.

Вторая серия повествует о периоде развития джаза в 1917-1924 годы. Серия в английской версии называется «The Gift» и у нас достаточно точно перевели ее название как «Божий дар». Это название родилось из-за того, что в ней рассказывается о двух величайших музыкантах, оказавших огромное влияние на.

Совсем недавно смотрел что-то на ютьюбе и увидел ролик, где кроме исполнителя меня привлекло еще место проведение концерта, а еще больше год. С одной стороны, что такого в 1965 году, в Хельсинки? Но с другой стороны =) Элла Фитцджеральд, Хельсинки и 1965 год! Это космос, самый настоящий космос.

Источник

Что такое скэт в вокале

Что такое скэт в вокале. Смотреть фото Что такое скэт в вокале. Смотреть картинку Что такое скэт в вокале. Картинка про Что такое скэт в вокале. Фото Что такое скэт в вокале

Что такое скэт в вокале. Смотреть фото Что такое скэт в вокале. Смотреть картинку Что такое скэт в вокале. Картинка про Что такое скэт в вокале. Фото Что такое скэт в вокале

Мила Войс | Сильный голос запись закреплена

В прошлом посте (https://vk.com/vocalscool_online?w=wall-142680881_1844) мы затронули тему скэта как техники джазового вокала.

Несомненно, скэт является отличительной чертой, по которой джазовый вокал распознает даже непосвященный.
Но говоря об особенностях джазового пения, было бы неверно не упомянуть еще об одной характерной «фишке», по которой также легко распознается джазовое пение – это свинг.

Что такое скэт в вокале. Смотреть фото Что такое скэт в вокале. Смотреть картинку Что такое скэт в вокале. Картинка про Что такое скэт в вокале. Фото Что такое скэт в вокалеЧто же такое свинг?

Это слово английское swing, означает «качание, колебание». Это выразительное средство в джазе, характерный тип метро-ритмической пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей основного ритма.

Таким образом, создается эффект эдакого «раскачивания» звуковой массы. Проще говоря, это некоторое как бы непроизвольное, но на самом деле искусно производимое рассогласование вокальной партии в данном случае и инструментальной. Ритмическая свобода и особенности фразировки, когда солист чуть-чуть отстаёт от бита, характерны для исполнителей в стиле свинг.

Ярким примером мастера свинга является всем известная Элла Фитцджеральд.

Имя другой королевы свинга Билли Холлидей – не так широко известно современной публике, особенно молодой.

Она не обладала мощным вокалом, но ее исполнительское мастерство просто-таки завораживало. Билли вкладывала в пение столько чувства, что казалось – она живет тем, что поет. Холлидей пела вместе с Луи Армстронгом, участвовала в выступлениях оркестров Каунта Бэйси, Арти Шоу и Бэнни Гудмена. Но наркотики, алкоголизм, неудавшаяся личная жизнь положили конец ее певческой карьере. Жизнь Билли Холлидей сложилась весьма трагично, но она навсегда останется одной из лучших исполнительниц джаза.

Послушайте ее исполнение. Как вам? Тоже хотите так?

Ваша Мила Войс.
. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *