Что такое скифия в представлении геродота
4. ГЕРОДОТ О СКИФАХ
4. ГЕРОДОТ О СКИФАХ
Геродот — греческий историк и географ V в. до н. э. Описание Скифии вошло в 4-ю книгу его «Истории греко-персидских войн». Отрывки из книги Геродота взяты здесь в переводе Ф. Г. Мищенко: Геродот, История в 9 книгах, перев. с греческого Ф. Г. Мищенко, с его предисловием и указателем, изд. 2-е, М. 1888.
НАРОДЫ, НАСЕЛЯЮЩИЕ СКИФИЮ
21. По ту сторону Танаиса нет более Скифии; первая из тамошних областей принадлежит савроматам, которые занимают пространство в пятнадцать дней пути, начиная от угла Меотидского озера по направлению к северу. Вся страна лишена диких и садовых деревьев. Над ними живут будины, занимающие второй участок земли, весь покрытый густым разнородным лесом.
64. Военные обычаи их таковы: скиф пьет кровь первого убитого им врага, а головы всех врагов, убитых в сражении, относятся к царю, потому что только под условием доставления головы неприятеля скиф получает долю добычи, в противном случае не получает ничего. С головы он снимает кожу следующим образом: кругом головы около ушей делает надрез, потом берет голову в руки и вытряхивает ее из кожи, затем соскабливает с нее бычачьим ребром мясо и выделывает кожу в руках, делая ее, таким образом, мягкою, затем употребляет как утиральник, привешивает ее к уздечке той лошади на которой ездит сам, и гордится этим. Скиф, располагающий наибольшим числом таких утиральников из кож неприятелей, почитается доблестнейшим человеком. Многие скифы приготовляют себе из содранных кож плащи, в которые и одеваются; для этого кожи сшиваются вместе, как козьи шкурки. С другой стороны, многие из них снимают кожу до самых ногтей с правых рук убитых врагов и приготовляют из этих кож футляры для колчанов. Человеческая кожа, действительно, толста и блестяща, блеском и белизною превосходит почти все другие кожи. Наконец, многие скифы снимают кожу со всего трупа, напяливают ее на палки и возят с собою на лошадях. Таковы у них военные обычаи.
Читайте также
Геродот (484–406 гг. до н. э.)
Геродот (484–406 гг. до н. э.) Когда на играх Олимпийских, В надежде радостных похвал, Отец истории читал, Как грек разил вождей азийских И силы гордых сокрушал, — Народ, любитель шумной славы, Забыв ристанья и забавы, Стоял и весь вниманья был. В. Жуковский. Творцу «Истории
40. Геродот — летописец Орды
40. Геродот — летописец Орды Двигаясь по фундаментальной «Истории» Геродота, мы обнаружили важные отождествления, показанные на рис. 61, рис. 62, рис. 63. Кстати, название «История Геродота» означало, вероятно, «История Орды (Horda)» [ЗА], гл. 1. Рис. 61. Первая группе соответствий
ГЕРОДОТ (484–425 до н. э.)
ГЕРОДОТ (484–425 до н. э.) Человек с древнейших времен стремился познать окружающий мир — не только по необходимости, но и из любознательности. Однако подобные сведения оставались разрозненными, не приведенными в определенную систему. Первым это сделал греческий
Российский Геродот
Российский Геродот Среди интереснейших людей аннинского времени выделялся Василий Никитич Татищев. Его шестидесятипятилетняя жизнь была переполнена событиями и происшествиями, которых вполне бы хватило на двух-трех человек. Участник взятия Нарвы и Полтавского
О ЧЕМ ПИШЕТ ГЕРОДОТ
О ЧЕМ ПИШЕТ ГЕРОДОТ Кто придумал земледелие? Охота и собирательство диких плодов, при всех своих минусах, повсеместно были более продуктивны, чем возделывание почв. Они давали пищу сейчас же, сразу, без ожидания между возделыванием почв, посевом, сбором урожая. Плюсы
Глава 3 Геродот и его преемники
Глава 3 Геродот и его преемники Во второй половине XX в., когда Ганс Моргентау работал преподавателем кафедры политологии в Чикагском университете, два других профессора делали успешные шаги на академическом поприще кафедры истории того же учебного заведения — Уильям
Приложение 2 ГЕРОДОТ О БУДИНАХ
Приложение 2 ГЕРОДОТ О БУДИНАХ «Будины — большое и многочисленное племя; у всех них светло-голубые глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная.
Приложение 8 ПРИСК ПАННИЙСКИЙ О СКИФАХ
Приложение 8 ПРИСК ПАННИЙСКИЙ О СКИФАХ «Переехав чрез некоторые реки, мы прибыли в одно огромное селение, в котором был дворец Аттилы. Он был, как уверяли нас, великолепнее всех дворцов, какие имел Аттила в других местах. Он был построен из бревен и досок, искусно
ГЕРОДОТ И АРХЕОЛОГИЯ
ГЕРОДОТ И АРХЕОЛОГИЯ Наши представления о происхождении скифов, об их выходе на историческую арену, об их жизни и политическом могуществе, о влиянии на соседей стали намного яснее в результате современного размаха археологических исследований в Советском Союзе. Ян
Кто рассказал потомкам о скифах
Кто рассказал потомкам о скифах Наиболее полную информацию о жизни, обычаях и истории скифов мы получили от двух античных авторов — Геродота из Галикарнаса (484–425 до н. э.) и Марка Юниана Юстина (III в. н. э.). Город Галикарнас (Бодрум), основанный дорийцами в Малой Азии, был
Глава 5. Помпей Трог о скифах
Глава 5. Помпей Трог о скифах По рассказам скифов, народ их – моложе всех. Геродот Племя скифов всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго происходил спор о древности происхождения. Помпей Трог Рассмотрев последовательно все известные
2.6.3. Отец истории Геродот
2.6.3. Отец истории Геродот Отцом истории считается Геродот. Он родился около 484 г. до н. э. в городе Галикарнас на юго-западном побережье Малой Азии. Галикарнас был основан греческими колонистами в VIII в. до н. э. и являлся центром области Кария. Галикарнас стал известен после
«Арабский Геродот»
«Арабский Геродот» Уроженец Багдада, историк, географ и путешественник Абу аль-Хасан Али аль-Масуди провел в дальних странствиях большую часть своей жизни. Еще в юношеском возрасте (ок. 915 г.), он, влекомый любознательностью и страстью к приключениям, предпринял ряд
Что такое скифия в представлении геродота
Величайший учёный античного времени, «отец истории» Геродот оставил нам свои впечатления о Северном Причерноморье 5 века до н.э. Геродот совершил своё морское путешествие в греческие колонии Северного Причерноморья в 455-445 гг. до н.э.
В его путевые заметки вошли многочисленные рассказы Причерноморских эллинов, купцов и мореходов, хорошо знакомых со скифскими обычаями, языком скифов и их бытом. Из его описаний мы узнаём о взаимоотношениях народов, населяющих древнюю Скифию до нашей эры. «Страна скифов представляет собой богатую травой и хорошо орошаемую равнину. По этой-то равнине протекает почти столько же рек, сколько каналов в Египте»- пишет Геродот (кн. IV, 47).
Отец истории Геродот ( 5 в. н.э.) в своей «Истории», книге четвертой – «Мельпомена», определяет место «исконной Скифии» от устья Истра, к югу « до города, называемого Каркинитидой». Керкинитиди — город скифский.
На IV — III веках до н.э. – происходит экологический стресс – это время затопления городов в низинах Боспора Киммерийского ( в Керченском проливе) и Нижней Ольвии. Это время расцвета Херсонеса Таврического, время появления его новых колоний на западе и северо-западе Крыма, это время основания Танаиса.
В описаниях Геродота мы видим не только описание природы Северного Причерноморья, но и как жило население, черты особого образа жизни, взаимоотношения и границы племён, населяющих Северное Причерноморье в VIII — III веках до н.э.
По свидетельству Геродота, «греки, живущие около Понта, рассказывают», что скифы произошли от Геракла и мифической женщины, наполовину девы, наполовину ехидны, которая родила трёх сыновей и назвала их — Агафирс, Гелон и Скиф.
Агафирс – легендарный сын Геракла и змееногой девы – дочери реки Борисфен. По скифской легенде от него произошли агафирсы. (Геродот IV 9, 10.)
Агафирсы – название народа, родственного скифам. «Северные части Скифии вверх по Истру (р. Дунай) граничат с агафирсами«. (Геродот IV 100, 104.) Древнеримский историк Аммиан Марцеллин (330-395гг) отмечал сходство обычаев агафирсов с фракийцами. Агафирсы живут на болотистом восточном побережье Меотиды (Азовское море), за азиатскими владениями Боспорского царства.
Гелон – сын легендарного Геракла и змееногой девы из страны Гилея – дочери реки Борисфен (р. Днепр). Гелон – старший брат Агафирса и Скифа, от него происходит племя гелонов.( Геродот IV 9, 10.)
Гелон – деревянный город гелонов сожжён персами во время похода персидского царя Дария в Скифию. Остатки города Гелона обнаружены у села Бельск.( Геродот IV 108; Скифский мир, Киев, 1975, стр. 128.)
Гелоны – народ, проживающий во времена Геродота в земле будинов. Гелоны «занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб». «Гелоны изревле были эллинами, говорят они частью на скифском языке, частью на эллинском«.( Геродот IV 108, 109, 120;
Царём стал Скиф –младший из братьев и возникла новая легенда, по которой Скиф — сын не Геракла, а самого бога Зевса (у Диодора), сыновья Скифа – Пал и Нап, разделили Скифию. Плиний Старший рассказывая о народах Средней Азии, пишет: «Там напеи, как говорят, были уничтожены палеями». Напы – земледельцы. Войны Палы — поляне.
Города Скифов и их соседей, существовавшие до новой эры (по Кольцову И.Е.)
1 – скифы приднепровские; 2 – невры; 3 – агафирсы; 4 – андрофаги; 5 – меланхлены; 6 – гелоны; 7 – будины; 8 – сарматы; 9 – тавры; 10 – тиссагеты; 11 – иирки; 12 – скифы отколовшиеся; 13 – аргиппеи; 14 – исседоны; 15 – аримаспы; 16 – гипербореи; 17 – предки калмыков; 18 – массагеты; 19 – скифы царские; 20 – скифы енисейские; 21 – скифы индигирские; 22 – скифы заволжские; 23 – скифы волго-донские.
Племeна скифов-кочевников мирно кочуют по левому берегу Борисфена, а племена, называвшие себя «царскими скифами» — обитали между Герросом, местом захоронения скифских царей, и Меотидой (Азовское море), в самой сухой части степей. Греко-скифский мир Северного Причерноморья контролировал все торговые дороги, ведущие к морю, в гавани, в портовые города, они контролировали дороги, ведущие к зимними переправами и бродам через реки. Этот цельный экономико-географический и военный союз греко-скифских племён, существовал на протяжении 1000 лет. Сухопутные пути скифских племён пересекались с морскими торговыми путями эллинов на озере Борисфен, в гаванях Керкинитиды, в Кремнах (в районе нынешнего Никополя – Каменское городище), в независимой Ольвии и Пантикапее.
Геродот отметил, что военное могущество скифов заключается в их хорошей военной организации и высокой мобильности.
Геродот пишет о скифах: » захватить их невозможно: (3) ведь они не основывают ни городов, ни укреплений, но все они, будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, получая пропитание не от плуга, а от разведения домашнего скота; жилища у них на повозках. Как же им не быть непобедимыми и недоступными для нападения?» («История» IV, 46. (2). Столица царских скифов перемещалась вместе с войсками, а не располагалась на одном месте. На р. Борисфен и других гаванях, скифские племена владели богатыми домами и имели возможность останавливаться в своих подворьях.
Геродот в V веке до н.э. пишет о жителях понтийских степей (« народы степи« ), что они льют воду, настроенную на травах, на раскалённые камни и парятся в шатрах. Обычай «лить воду» характерен именно для славян, обряд омовения явно имел и религиозный древний смысл.
Геродот в «Истории» (IV, 99.) пишет: » Перед скифской землей лежит Фракия, выступающая в море. От залива, образуемого этой землей, начинается Скифия, и здесь в нее втекает Истр, поворачивая устье навстречу юго-восточному ветру.
(2) Начиная от Истра, я буду описывать приморскую часть самой скифской страны с целью измерения. От Истра идет уже древняя Скифия, лежащая к югу в направлении южного ветра до города, называемого Каркинитидой.
(3) Далее — от этого города обращенную к этому же морю страну, гористую и выступающую к Понту, населяет племя тавров до полуострова, называемого Скалистым ; этот полуостров выдается в море, обращенное в сторону восточного ветра.»
Военные союзы скифских племён не только успешно отбивал набеги соседних племён, но и сами совершали военные походы и набеги в другие государства, они воевали с государствами Древнего Востока – Урарту, Ассирией, Палестиной, совершали набеги и на запад через Карпаты, и в степи Дуная. Известны имена скифских царей возглавлявших эти походы.
Ишпакай (Išpakai) – предводитель скифов во время походов в Азию. Известен из ассирийских источников. Сестра Ишпакая – Шпако стала женой киммерийского царя Теушпы (Теиспа). Имена Ишпакай и Шпако происходит от скифского слова špaka – собака, Фасмер видит в имени Ишпакай авестийский корень «aspa» – лошадь. ( Геродот I 110; Konig F.W. Alteste Geschichte der Meder und Perser.- der Alter Orient, Leipzig, 1934, Bd. 33, H. 314, S. 31. )
Партатуа – царь скифов, известен по ассирийским источникам. Пришел к власти после смерти Ишпакая в 673 г. до н. э. В 663 г. вступил в союз с Ассирией и взял в жены ассирийскую царевну. Отец Мадия (Мадиеса), который после смерти Партатуа в 653 году стал скифским царем. ( Геродот I 103; Ф.Х. Гутнов. Скифские портреты // журнал «Дарьял», №3, 1999.)
Царь скифов Мадий, Мадиес — Μαδυης или Μαδυς – сын Партатуа ( Прототия). Мадий получил власть после смерти Партатуа в 653 г. до н. э., его царствование обычно связывают с «28 летним господством скифов над Азией«.( Геродот I 103; Ф.Х. Гутнов. Скифские портреты // журнал «Дарьял», №3, 1999.)
По свидетельству Геродота ( I, 106) « В течение двадцати восьми лет скифы властвовали над Верхней Азией. Преследуя киммерийцев, они вторглись в Азию, лишив власти мидийцев. « В ответ на это вторжение, персидский царь Дарий с многочисленными войсками предпринял поход против скифов в 513 г. до н.э.
Военно-политическое единство союза скифских племён и хорошо развитая торговля и дороги – связывали скифский мир с античным эллинским миром. Это была сложная экономически связанная структура отношений.
Любор Hидерле, историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор одиннадцатитомной энциклопедии «Славянские древности«, утверждал, что «невры, скифы именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами».
В лесах среднего течения реки Борисфен, по сведениям Геродота, живут Андрофаги-людоеды. Геродот сообщает ( IV, 106. ) : «У андрофагов самые жестокие нравы из всех людей; они не почитают справедливости и не имеют никакого закона. Они кочевники, одежду носят похожую на скифскую, язык же у них свой собственный. Из этих [племен] только они одни питаются человеческим мясом.» В населённые ими леса не отваживаются заходить ни купцы, ни скифы. Леса Средне-Русской возвышенности, по Геродоту, заселены Тиссарегами.
Кочевники Сарматы( савроматы) ж или на заливных лугах Меотиды до конца 4 в. до н.э. и говорили на родственном с царскими скифами языке, «на неправильном скифском языке». Сарматы не входили в союз племён, но в борьбе с персидским царем Дарием (521 – 485г.г. до н.э.), который пошёл войной на Скифию в 513 г. до н.э., сарматы были союзниками скифов.
Геродот пишет, что отделение сарматов от скифов произошло из-за союза мужчин-сарматов с амазонками. Амазонки участвовали в военных походах и управлении племени – это считается пережитком матриархата. Найдено захоронение богатой вооружённой женщины, возможно, царицы-амазонки.
Орпата, Эорпата- Οιορπατα – так скифы называли амазонок (Геродот IV 110.)
Сагилл \Сагилло (Sagylo)– имя скифского царя, к которому, обратились за помощью царица амазонок Орифия, во время войны с греками в Аттике. В помощь амазонкам Сагилл отправил конное войско, во главе со своим сыном Панасагором (Панаса-Гор) ( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, по изданию в ВДИ, 1954, №2.)
Панасагор (Panasagorus) – сын царя скифов, Сагилла. Был послан отцом с конным войском на помощь амазонкам, когда те воевали с афинским царём Тесеем. ( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, по изданию в ВДИ, 1954, №2.)
Соседи сарматов синды – оседлые жители лесостепи Прикубанья были близкими по языку с жителями лесостепи Керченского полуострова. Считается, что Боспорское царство было образовано греками-колонистами, но синды и сарматы занимали важное место в экономике, политике, жизни и, возможно, Боспорская царская династия Спартокидов имеет местное происхождение.
Геродот сообщает, что самыми многочисленным скифским племенем были Будины – народ, родственный скифам. Будины жили в лесной области нижнего течения реки Танаис (Дон) и Северном Причерноморье («История» IV, 108.) » Будины — племя большое и многочисленное; все они очень светлоглазые и рыжие. В их области выстроен деревянный город; название этого города — Гелон. Длина стены с каждой стороны — 30 стадиев; она высокая и целиком из дерева; и дома у них деревянные, и храмы. (2) Там есть храмы эллинских богов, украшенные по-эллински деревянными статуями, алтарями и наосами. И каждые три года они устраивают празднества в честь Диониса и впадают в вакхическое исступление. Ведь гелоны в древности — это эллины, которые покинули гавани и поселились у будинов. И говорят они на языке отчасти скифском, отчасти эллинском.» (IV, 109.) «Будины же говорят не на том языке, что гелоны, и образ жизни у них не один и тот же… гелоны — земледельцы, питаются хлебом и имеют сады…»
Гелон – сын легендарного Геракла и змееногой девы из страны Гилея – дочери реки Борисфен (р. Днепр). Гелон – старший брат Агафирса и Скифа, от него происходит племя гелонов.( Геродот IV 9, 10.)
Гелон – деревянный город гелонов сожжён персами во время похода персидского царя Дария в Скифию. Остатки города Гелона обнаружены у села Бельск.( Геродот IV 108; Скифский мир, Киев, 1975, стр. 128.)
Рыжеволосые и голубоглазые гелоны – это эллино-скифы, потомки первых мореплавателей из Эгейского моря и поселившиеся среди варваров-скифов, за это на родине в Ольвии их перестали считать настоящими эллинами. Гелоны поселились в верхнем течении Северного Донца (р. Сиргис), приток Дона. Их образ жизни, ведение хозяйства и религия оставались греческими.
Очевидна тесная родственная связь скифских племён, говорящих между собой на родственных языках, с существовавшей здесь ранее Древне-Ямной культурно-исторической общностью. Для этой археологической культуры эпохи позднего медного века – раннего бронзового века (3600—2300 до н.э.) характерны обычаи захоронения умерших в ямах, где умерших посыпали охрой и клали на спину с согнутыми коленями. Множественные захоронения найдены под высокими насыпными курганами, что характерно для прото-индоевропейцев.
Согласно последним научным открытиям американских генетиков стали известны генетические коды (гаплогруппы) народов, по которым можно проследить исторический путь народа.
Генетичекий код русского народа – гаплогруппа R1а и гаплогруппа R1а1 – именно они основали Ямную культуру (3300-2500гг. до н.э) и родственные ей археологические культуры — фатьяновскую археологическую культуру и Культуру боевых топоров (3200 – 2300гг. до н. э.
Более 200 лет археологи изучают скифскую культуру, которая распространилась на огромных территориях от Северного Причерноморья до Урала и Западной Сибири, создавая причудливую этническую мозаику. Археологические памятники скифской эпохи тесно связаны непрерывной цепью сменяющих друг друга культур с древнейшей культурой Руси. Эта связь проявляется в нашей мифологии, обрядах, а также в художественных изделиях, в предметах быта, найденных археологами во время раскопок.
Скржинская М.В.: Скифия глазами эллинов
Глава IV. Скифский рассказ Геродота.
4. История Скифии в народных преданиях
История Скифии в народных преданиях
Знакомясь с разными народами, греки всегда проявляли интерес к их происхождению и времени появления в стране, которую они населяют. Ответ на эти вопросы можно было отыскать лишь в народных преданиях. Выясняя, как скифы оказались в Северном Причерноморье, историк услышал три различных объяснения. И хотя они противоречили друг другу, он записал все три, следуя своему принципу: «На протяжении всего повествования мне приходится ограничиваться лишь передачей того, что я слышал».61 Это примечание Геродот сделал к вызвавшему у него недоверие рассказу египтян о том, что царь Рампсинит живым спустился в подземное царство, играл там в кости с богиней Деметрой и, получив от нее в подарок золотое полотенце, вернулся на землю.
Благодаря этому принципу Геродота, нам предоставляется возможность познакомиться с версией эллинов, поселившихся в Скифии, с версией скифов и с историческим преданием, справедливость которого признавали и те и другие. В контексте мифов о Геракле мы уже подробно рассмотрели греческую версию мифа о происхождении скифов от местной змееногой богини и эллинского героя.
По сравнению с греческим скифский миф стилистически записан гораздо менее красочно. В нем чувствуется сжатый пересказ по-гречески скифского оригинала. Его содержание показалось историку неправдоподобным, и он привел его с оговоркой: «На мой взгляд, их рассказ недостоверен, но они все же так именно говорят». Особая ценность этих слов заключается в редкой прямой ссылке на скифских информаторов.
Вероятно, в античной литературе Геродот первый привлек скифский фольклор как исторический источник о происхождении скифов. Хотя в настоящее время никто не выводит скифов от их легендарного предка Таргитая, все же из мифа извлекается историческая информация о делении скифского общества на три сословно-кастовые группы.83
Наряду с рассмотренными мифами в среде эллинов и скифов сохранилось воспоминание о передвижении кочевых скифов из Азии в Северное Причерноморье. Рассказ об этом Геродот считает более достоверным, чем эллинский и скифский мифы.85 Современные исследователи видят здесь фиксацию исторического факта миграции скифских племен с востока на запад. Геродот описал это следующим образом: массагеты потеснили кочевых скифов из Азии, которые, перейдя реку Араке (по-видимому, Волгу), пришли на северные берега Понта, населенные киммерийцами. А те, устрашенные военной мощью скифов, покинули свою родину и переселились в Малую Азию. Только киммерийские цари не пожелали расставаться с отечеством; они разделились на две группы и решили сражаться друг с другом и так окончить жизнь. Киммерийцы похоронили их у Ти-раса, и их могилу показывали еще во времена Геродота.
Для иллюстрации неприятия скифами чужих верований Геродот включил в свое сочинение две исторические новеллы, услышанные им в Ольвии.
Жанр новеллы, родившийся в Ионии в VIII-VII вв., широко распространился по всей Элладе и стал у греков излюбленной формой фольклора. Все удивительные события в новеллах происходили в обстановке повседневной жизни, без вмешательства сверхъестественных сил, но при этом допускалось наличие привидений, оборотней, знамений и т. п. В элегии, написанной на рубеже VI и V вв., ионийский поэт и философ Ксенофан отразил отношение к новеллам многих своих современников:
Тот лишь достоин хвалы, кто за бокалом вина
То, что запомнил, расскажет, стремясь к благородному в сердце,
Будто боролись с богами Титаны, Гиганты, Кентавры.
Устные рассказы о современных событиях рождались ежедневно; они постоянно обновлялись, и большинство их, теряя актуальность, быстро забывалось и не получало какой-либо законченной формы. Если же устный рассказ об исторических событиях не умирал вместе с поколением его создателей, он превращался в легенду или историческую новеллу с закрепленным сюжетом. Так, веками в устной передаче сохранялась память народа об отдельных исторических личностях и событиях, правда, нередко художественный вымысел преобладал над реальными фактами.
Стиль новеллы отличается внешними чертами, присущими и другим жанрам фольклора. Рассказчик концентрирует внимание на главном герое, действующие лица характеризуются только поступками, кульминация приближена к концу рассказа. Исполнитель оживляет повествование прямой речью, стремится к наглядности, избегает всего абстрактного и, в отличие от автора литературного произведения, никогда не выступает на первый план. В новеллах часто фигурируют вещие сны, предзнаменования, употребляются излюбленные фольклорные числа 3, 7, 40 и т. д.
Эти фольклорные особенности лучше всех сумел передать Геродот, излагая мифы и новеллы. Последние были для него одним из главных источников исторической информации. Благодаря исключительному интересу историка к устным преданиям, только в его сочинении сохранились две исторические новеллы, созданные колонистами в Северном Причерноморье в VI-V вв. Они посвящены выдающимся скифам царского рода Анахарсису и Скилу. Из множества других местных новелл Геродот записал именно эти, потому что стремился узнать как можно больше только о скифах, а история греческих полисов в Скифии его не интересовала.
Имя Анахарсиса стало широко известно в Греции до путешествия Геродота в Скифию, и потому, первый раз упоминая о нем, историк ничего не разъяснил, считая скифа лицом, хорошо знакомым своим читателям. По кратким заметкам других авторов можно заключить, что греки помнили, как Анахарсис, посланный для обучения в Элладу скифским царем, посетил Афины, Спарту и Малую Азию. Собеседник афинского законодателя Солона и лидийского царя Креза, он прославился своими мудрыми ответами и изречениями. Подобные рассказы Геродот слышал от жителей Пелопоннеса.67 Поэтому неудивительно, что на родине Анахарсиса историк захотел узнать, из какого рода происходил удивительный скиф и как он окончил свои дни. К изумлению Геродота, скифы могли перечислить родственников Анахарсиса в нескольких коленах, но ничего другого о нем не знали. Ольвиополиты же рассказали новеллу, передававшуюся из уст в уста около ста лет.
узнал, что Савлий был братом Анахарсиса и отцом победителя персов Идантирса. Таким образом, Анахарсис погиб, вероятно, в середине VI в., так как в последней четверти VI в. Савлия уже не было, а племянник Анахарсиса Идантирс стал царем и воевал с Дарием.
По мнению Геродота, скифы сознательно вычеркнули Анахарсиса из своей памяти за святотатство. На наш взгляд, причина неосведомленности скифов о жизни их соотечественника заключается в том, что на уровне их социального развития у них еще не мог существовать жанр исторической новеллы: у всех народов она появляется при сложении государственности. Таким образом, любые, даже самые яркие эпизоды жизни и смерти отдельных людей забывались с уходом каждого поколения. Поэтому скифы ничего не могли рассказать о гибели Анахарсиса.
Развитием скифского общества объясняется возможность установить родословную давно умершего человека. Многочисленные этнографические исследования бесписьменных народов показывают, что каждому предписывалось знать свою родословную на много колен. Поэтому при воспитании детей обязательно заботились о том, чтобы они запоминали родословное древо. Потребность в этом обусловливалась стремлением к жесткому соблюдению экзогамии (запрету браков между членами одного рода). Поэтому представители скифского царского рода, по просьбе Тимна, легко восстановили родословную Анахарсиса: он был сыном Гнура, внуком Лика и правнуком Спаргапифа; Савлий приходился ему братом, а Идантирс племянником.
Как и любая другая, историческая новелла об Анахарсисе сложилась вскоре после описываемых событий, то есть во второй половине VI в. Она сформировалась в среде греческих колонистов, живших в Нижнем Побужье. На это указывает место действия новеллы в Гилее. Невдалеке от нее на правом берегу Гипаниса находились архаические греческие поселения, куда, вероятно, раньше всего дошли известия о драматической гибели Анахарсиса.
Наблюдения фольклористов показывают, что в устных рассказах для убеждения аудитории в их достоверности нередко называются конкретные географические пункты, хорошо известные слушателям. В Северном Причерноморье Гилея была лучше всего знакома ольвиополитам, и именно для них ее упоминание имело живой смысл.
Таким образом, хотя Геродот не упомянул, с чьих слов он записал новеллу, понятно, что она родилась и бытовала в среде ольвиополитов. Недавно археологи обнаружили косвенное доказательство реальности одного факта, изложенного в новелле. В Ольвии найдено письмо, написанное во второй половине VI в., на стенке амфоры. На ней младший современник Анахарсиса процарапал острым предметом слова своего послания, где упоминаются алтари Матери богов в Гилее.68 Значит, Анахарсис не случайно выбрал Гилею для исполнения своего обета.
Для поездки в Элладу скифу пришлось прибегнуть к помощи греков, так как его соотечественники не обладали флотом. Направляясь в Понт, корабли обычно делали остановку в Кизике. В этой милетской колонии действительно процветал малоазийский культ Матери богов, что еще раз подтверждает достоверность многих деталей новеллы, записанной в «Истории» Геродота.
Вместе с падением роли скифов в истории эллинских городов Средиземноморья из греческого фольклора и литературы исчезали устные рассказы об этом народе. Только новеллы об Анахарсисе не забывались, а обрастали все новыми и новыми, заново вымышленными подробностями. Имя Анахарсиса встречается в античной литературе до конца ее существования. О нем упоминают около 70 античных авторов. Образ мудрого скифа стал хрестоматийным: на папирусном фрагменте середины II в. сохранилось начало школьного упражнения с изложением в стихах истории об Анахарсисе.
Центральное место для греков в жизнеописании скифа занимало его путешествие в Грецию для обучения и приобщения к эллинской культуре. С этой целью он будто бы посетил в Афинах Солона, изучал греческие законы и научился говорить на аттическом диалекте.70 За ум и остроумие скифа называли одним из семи самых мудрых людей. Вместе с ними он якобы присутствовал на пиру у сказочно богатого царя Креза и блистал там своими краткими речами.
Шведский ученый Я. Киндстранд извлек из произведений античных авторов 50 сентенций Анахарсиса.71 Приведем несколько примеров, записанных в сочинении Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».
Анахарсис у дома Солона велел его рабу передать, что он пришел к хозяину, чтобы увидеть его и стать его другом. Солон через раба ответил, что друзей обычно заводят у себя на родине, но Анахарсис нашелся и сказал, что как раз Солон у себя на родине, так почему бы ему не завести друга. Пораженный его находчивостью Солон впустил скифа и подружился с ним.
На вопрос, что в человеке одновременно хорошо и дурно, Анахарсис ответил: «Язык». Когда его спросили, какие корабли безопаснее, он ответил: «Вытащенные на берег». Он говорил, что лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения.
разным персонажам. Это не случайно, потому что такие изречения представляют собой кратко выраженную народную мудрость. В таком виде она закрепляется в фольклоре большинства народов.
Моральное учение, приписывавшееся Анахарсису, в основном построено на отрицании существующих норм жизни. Его варварское происхождение давало возможность критиковать греческие обычаи с кажущейся объективностью, хотя большинство его взглядов имеет прямые параллели с высказываниями греческих философов. В формировании литературного образа Анахарсиса решающую роль сыграли софисты и киники IV-III вв.72 Последние идеализировали варварские народы, живущие якобы в согласии с природой. Приписав Анахарсису свои взгляды, киники первые включили скифа в число семи мудрецов. Более ранние авторы, такие, как Геродот и Платон, отдававшие дань устной традиции о мудрости Анахарсиса, не знали преданий об его участии в пире мудрецов.
Первые записи об Анахарсисе принадлежат не современникам, а более поздним авторам, слышавшим устные рассказы, существовавшие уже не одно десятилетие. В них факты биографии скифа прошли через фильтр фольклорного сознания и, как обычно бывает при оформлении предания, мотивировка действий героя подведена под одну из традиционных схем. Фольклористы отмечают, что такие схемы чаще всего не отвечали действительности.
На протяжении многовековых тесных связей скифов с греками в Северном Причерноморье не известны случаи их целенаправленного обучения греческой философии и культуре. Это естественно для кочевого общества с принципиально иным мировоззрением и укладом жизни. Геродот, специально исследовавший быт и нравы скифов, отмечал в целом отрицательное их отношение к эллинскому образу жизни, религии и обычаям. Так было во времена Геродота, когда хорошо наладился торгово-экономический обмен между скифскими племенами и греческими колониями. А столетием раньше при жизни Анахарсиса даже предметы греческого импорта редко попадали в скифские погребения.
На фоне наших знаний о скифах объяснение эллинами цели путешествия Анахарсиса выглядит мало убедительно. Однако в рамках греческого мировоззрения оно казалось естественным. В VI- V вв. многие выдающиеся греческие мыслители предпринимали длительные путешествия в разные страны для совершенствования своих знаний. Десять лет провел в странствиях афинский законодатель и поэт Солон. Много земель объехали философы Пифагор, Платон и Демокрит, почти во всех областях известной тогда грекам ойкумены побывал Геродот и, наверное, Гекатей Милетский. Неудивительно, что эллины приписали скифу характерное для греческих ученых и философов стремление как можно больше узнать, воспользовавшись знаниями не только своих соотечественников.
своих взглядов, в которых отражалась незнакомая грекам народная мудрость племен с совершенно иным укладом жизни и иными критериями оценки материальных и духовных ценностей. Некоторые высказывания Анахарсиса получили широкую известность среди греков и положили начало формированию образа мудрого скифа, которому прописали множество других всевозможных изречений.
На наш взгляд, возможно также иное предположение: Анахарсис отправился в Грецию для выяснения позиции эллинов и лидийцев в отношении Персии. Ведь мысль о новом завоевательном походе в Азию не покидала скифов в течение всего VI в. Война Дария со Скифией, столь далекой от границ Персии, скорее всего объясняется желанием нейтрализовать скифов, воспоминание о нашествии которых и, возможно, сведения об их новых планах заставляли предпринимать решительные меры.
Может быть, память о дипломатической миссии Анахарсиса проявилась в новеллистических описаниях его встреч с государственными деятелями. Но ими не могли быть одновременно Солон и Крез. Царствование Креза (560-545 гг.) началось на четверть века позже путешествия афинского законодателя в Египет и Малую Азию. Исходя из того, что Анахарсис погиб в середине VI в., вскоре после возвращения из Греции, надо считать его современником Креза. Рассказы же о встрече скифа с Солоном основывались на возникших значительно позже новеллах о пире семи мудрецов у лидийского царя. В их число неизменно включали афинского законодателя, не задумываясь о том, мог ли он дожить до времен царствования Креза.
сюжеты скифского фольклора, а афинские художники с последней четверти VI в. рисовали на вазах скифов в их национальных костюмах. Древние авторы писали о скифах главным образом как о народе в целом, изредка называя имена их вождей. Анахарсис оказался первым и, пожалуй, единственным скифом, о биографии которого имеются разнообразные сведения, включенные в общеэллинский фольклор и литературу.
Генеалогические изыскания Геродота содержат неоценимую информацию, о которой даже не думал историк, записывая родословную героев новелл. Это один из ярких примеров того, сколь много смыслов можно извлечь из «Истории». Сведения Геродота позволяют восстановить нигде больше не зафиксированную генеалогию скифских царей и некоторые их обычаи.
Так как новелла о Скиле представляет уникальную запись фольклора северопричерноморских эллинов, приведем ее полностью:
величайшее знамение. Был у него в городе борисфенитов дом обширных размеров и богато устроенный, о котором я незадолго перед этим упоминал. Вокруг него стояли сфинксы и грифы из белого камня. В этот дом бог метнул молнию. И дом полностью сгорел. Скил же, несмотря на это, совершил обряд посвящения.
В народном рассказе отразились реальные факты биографии скифского царя. Истолкование же его действий несет печать восприятия событий коллективным сознанием ольвиополитов. Между мировоззрением греков и скифов всегда существовало огромное различие, и это следует помнить, когда мы узнаем о скифской истории через посредство древнегреческих источников.
Поступки Скила и Кандавла, Априя и Ксеркса приводят их к смерти, но они совершаются после того, как рассказчик заявил, Что герою суждено погибнуть. Несчастья, таким образом, представляются не следствием этих действий, но оказываются проявлением воли неотвратимого рока.
Остановимся на других моментах повествования Геродота, где отразились черты устного рассказа ольвиополитов. Как и в новелле об Анахарсисе, все действие, весь интерес рассказчиков концентрируется на главном действующем лице. Описание предзнаменований, весьма характерное для фольклорных рассказов, присутствует также в новелле о Скиле. Бедам скифского царя предшествует грозное знамение: молния сжигает его дом в Ольвии. Но Скил, которому суждено погибнуть, не внимает предупреждению божества и принимает посвящение в таинства Диониса.
В новелле ярко проявляется конкретность, свойственная народному повествованию. Сообщается, как тщательно запирались ворота города и ставилась стража, чтобы скифы, оставленные царем в предместье, не могли наблюдать его эллинский образ жизни. Сюда же следует отнести описание ольвийского дома Скила: он был большой и роскошный, украшенный белокаменными грифонами и сфинксами. Геродот не мог его видеть, но тщательно передал описание здания, наверное, одного из наиболее богатых и красивых в Ольвии и потому так запомнившегося ольвиополитам.
речь грека, обращенная к скифам, затем призыв Ситалка обменяться заложниками. С той же целью для оживления повествования в фольклоре часто употребляется настоящее время в рассказе о прошлом. Оно встречается и в новелле о Скиле. Узнав о возмущении скифов, он убегает во Фракию, а Октамасад, выслушав вестника Ситалка, соглашается на его предложение.
Новелла о Скиле показывает, как ширилась и укреплялась с течением времени эллинизация правящей верхушки скифского общества. Несмотря на утверждение Геродота, что причина гибели Скила заключается в неприятии скифами чужой религии, приобщение скифского царя к культу Диониса скорее всего оказалось лишь поводом для расправы с царем его противниками.
Почему же Скил не нашел спасения за стенами Ольвии, а бежал в далекую Фракию? Геродот пишет, что Скил узнал о возмущении своих соотечественников не в Ольвии, а возвратившись в Скифию. Во Фракии, он, возможно, искал там не просто убежище, а хотел собрать силы для возвращения себе царской власти. В это время уже назрел военный конфликт между фракийцами и скифами: в случае поражения Октамасада Скил мог рассчитывать на возвращение на родину. Но события развернулись неожиданно для Скила, когда предводители войск нашли путь к примирению. Они обменялись знатными заложниками, каждый из которых имел притязания на власть; расправившись с ними, как скифский, так и фракийский цари избавлялись от опасных конкурентов.
За последнее время наиболее подробно с исторической точки зрения новеллу о Скиле проанализировал В. Г. Виноградов, сопоставив ее сведения с данными археологии. По его мнению, экономика Ольвии и других греческих городов Северо-Западного Причерноморья находилась в V в. под контролем скифов. Ариапиф и Скил, не вторгаясь в сферу внутренней и внешней политики, имели возможность существенно влиять на экономику греческих государств, и те вынуждены были переориентировать ее с земледелия и скотоводства на ремесло и транзитную торговлю скифскими поставками.77
Таков один из возможных исторических выводов из новеллы. Однако она дает историку большой простор для разнообразных догадок. Построение новеллы по законам фольклора допускало отход от реалий повседневной жизни. Поэтому имеющиеся там, с точки зрения нашей логики, ошибки не надо приписывать Геродоту.78 Например, даже если за Скилом запирались ворота города, то в течение месяца, пока там жил Скил, в Ольвию существовал доступ жителям ее округи и лежавшего у ее стен предместья. Так что скифы от них могли узнать о том, как проводит время их царь в городе. Но фольклорный рассказ, строящийся по принципу контрастных противопоставлений, предпочитает полностью изолировать Скила от его подданных и затем описать потрясшую их сцену приобщения царя к чужой религии.
черт: если содержание предания интересно аудитории, исполнителя станут слушать, даже если он не наделен особым даром рассказчика. Поэтому рассказчиков новелл было гораздо больше, чем исполнителей других жанров повествовательного фольклора, которые требуют высокого мастерства. Сказки, например, передавались ограниченным кругом лиц, овладевших исполнительской традицией. Неумело рассказанный анекдот теряет комический эффект, и поэтому не каждый может его передать.
Записи Геродота принципиально отличаются от записей современных исследователей народного творчества. Последние стремятся максимально точно отразить на бумаге услышанное, включая, например, особенности произношения рассказчика. Оценка же произведения и отношение к нему записавшего исследователя даются в специальных работах.