Что такое скороговорка определение 2 класс литературное чтение
Что такое скороговорка определение 2 класс литературное чтение
Автор: Давыдова Анна Андреевна
Организация: МБОУ «Гатчинский лицей № 3»
Населенный пункт: Ленинградская область, г. Гатчина
Класс: 2
Учитель: Давыдова Анна Андреевна
Тема: Скороговорки.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Место урока по теме: первый урок по теме «Скороговорки»
Цель: познакомить учащихся с жанром и жанровыми особенностями скороговорок, научить чтению скороговорок.
Задачи, направленные на формирование:
Предметных знаний, умений и способов деятельности:
Технологии:
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах
Материально-техническое обеспечение урока:
Ссылки на использованный материал
Технические средства обучения:
Этапы урока
Содержание
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
— Здравствуйте, дорогие ребята!
Я с волнением ждала нашей встречи, готовилась к ней и очень хочу, чтобы наш урок был наполнен творчеством, озарением, проникновением в глубочайшие тайны литературы.
Так оно и будет, если мы приложим свои старания, веру в себя и в свои возможности.
— Готовы? Тогда начнём!
Ребята показывают готовность к уроку. Настраиваются на урок.
2 слайд
1. ВЕРЮ, НЕ ВЕРЮ
-Ребята, скажите, пожалуйста, а число 600 это много? Верите ли вы в то, что человек может сказать за 1 минуту 600 слов?
-Поднимите руку, кто считает, что это правда? Кто думает, что это ложь?
— Спасибо за ваши предположения. В конце урока мы вернёмся к этому вопросу, а пока разгадайте, пожалуйста, ребус.
2. РЕБУС
— Кто из вас знает, что это?
— Как вы думаете, о каком жанре литературного чтения сегодня на уроке пойдет речь?
— Верно, вы изучаете жанры фольклора, и сегодня мы остановимся на скороговорках.
— Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы в конце урока с уверенность сказать, что познакомились с этим жанром? Что должны узнать о скороговорке?
3. ПЛАН УРОКА
1. Нам предстоит поразмышлять над названием жанра и его назначением.
2. Мы будем наблюдать за строением скороговорок, и находить признаки этого жанра.
3. В середине урока мы непременно устроим минутку отдыха.
4. Если мне удастся заинтересовать вас этим жанром, и вы захотите продолжить работу с ним, я предложу вам интересное творческое задание.
Все знания, полученные на уроке, мы будем складывать в этот весёлый чемодан. Я очень надеюсь, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний и умений!
Скороговорки. Литературное чтение. 2 класс. Ульянова Т.В.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Скороговорки Ульянова Т.В. МАОУ «Гимназия №1 г. Орска»
Мороз мост мостил, Мостил- не вымостил.
Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.
Мамами любимы мы- Самыми любимыми!
Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Про это сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала!»
Кот молоко лакал, А Боря булку в молоко макал.
Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!
Отвори, варвара, ворота, У двора на траве коли дрова.
Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рёва гром Притаился за бугром.
Как на утренней на зорьке Два Петра и три Федорки Соревнуются с Егоркой Говорить скороговоркой.
Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
Дал Макар Роману карамель, А Роман Макару карандаш.
Дворник дверь два дня держал- Деревянный дом дрожал. Ветер дёргал эту дверь. Дворник думал это зверь.
Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь строчат. Сорок сорочек просторочены в срок- Сразу поссорились сорок сорок.
Смотри как просто устроена рама: прямые углы и квадратные грани.
Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.
Орёл на горе, перо на орле, Гора над орлом, орёл под пером.
Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, шишки прошлогодние на траве лежат.
Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши- и во ржи не души.
На дрожжах поставим тесто, Потеплей поищем место.
Приготовила Лариса Для Бориса суп из риса, А Борис Ларису угостил ирисом.
Снежинки ловит Тая, Они слетают, тая.
Села Алеся, с печи ноги свеся, Не смейся, Алеся,а на печи грейся.
Сидел воробей на сосне, Заснул и свалился во сне. Если бы он не свалился во сне, До сих пор бы сидел на сосне.
Белый снег, белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не бела.
В ночной тиши у камыша Чуть слышен шорох камыша.
Парус наш на совесть сшит, Нас и шторм не устрашит.
Мышки сушек насушили, Мышки мышек пригласили. Мышки сушки кушать стали Зубы сразу же сломали.
У Маши на кармашке маки и ромашки.
Шелест шелестит листвой. Шёпот шепчется с травой. Тишь затихла в тишине. «Тише, тише…»,- слышно мне.
Саша шустро сушит сушки. Сушек высушил штук шестью И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.
Наши мыши ваших тише: Не шуршат по погребам. К вам не ходят наши мыши- Не пускайте ваших к нам.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-316245
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Скороговорки»
Конспект урока чтения во 2 классе
Цель: знакомство с жанровыми особенностями скороговорок, обучение чтению скороговорок.
познакомить с особенностями жанра скороговорок, совершенствовать беглость, правильность, выразительность чтения;
создать условия для развития произвольного внимания, памяти, речи, творческих способностей детей;
создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
создать условия для формирования УУД:
личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
коммуникативных: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
Мотивация к работе, правильной посадке. (2 мин)
-Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения. Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умете. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь за парты.
-Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!
Повторение знаний о жанрах устного народного творчества. Работа в группах. (10 мин)
-Первый этап нашей работы я обозначу вот этим символом. Объясните его значение. (работа в паре или группе).
-Верно. Каждая группа получит текст. Ваша задача: прочитав его,
определить жанр, выбрать жанровые особенности и вспомнить с какой
целью был создан этот жанр.
ПОМНИТЕ О ПРАВИЛАХ РАБОТЫ В ГРУППЕ.
Докажите свою точку зрения.
Оцените свою работу в группе.
+ я внес большой вклад в работу группы;
– у меня не получилось сотрудничество.
-Что объединяет все произведения, которые мы услышали? (это жанры фольклора, устное народное творчество)
-Сегодня на уроке нам предстоит поработать над ещё одним жанром фольклора. Как называется этот жанр вы узнаете из записи на экране.
« ВСЕХ СКОРОГОВОРОК
НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ
И НЕ ПЕРЕВЫГОВОРИШЬ »
-Итак, о каком жанре пойдет речь? (скороговорка)
Слайд 11 (вопросы выходят по щелчку)
-Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы с уверенностью сказать, что я всё знаю об этом жанре? (что такое скороговорка, её цель, для чего она нужна в жизни, её признаки, отличия от других жанров)
Нам предстоит поразмышлять над названием жанра и его назначением.
Мы будем наблюдать за строением скороговорок и находить признаки этого жанра.
Помогать нам будет наш учебник.
В середине урока мы непременно устроим минутку отдыха.
Я предложу вам интересное творческое задание.
И я уверена, что в конце урока каждый из вас будет обладателем багажа новых знаний!
Выяснение значения слова скороговорка. (5 мин)
-Что же такое скороговорка? (Высказывания детей.)
-Это были ваши предположения. А как и где мы можем узнать научное определение этого жанра? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре, поискать в Интернете)
-Попробуем это сделать. 1,2,3 группы ищут значение слова в словарях;
4,5,6 – в Интернете (открыть 1, 4 и 7 вкладки. )
Итак, что нам говорят словари?
СКОРОГОВОРКА 1. Быстрая речь.
2. Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.
СКОРОГОВОРКА 1. Быстрая, торопливая речь.
2. Шуточный жанр народного творчества – фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
Попробуем сравнить значения слов, найденные в различных источниках. Найдите сходства.
А какую информацию вы нашли с помощью сети интернет?
Скороговорки – это фразы со специально подобранными труднопроизносимыми звукосочетаниями или быстро произнесенные поговорки, прибаутки.
Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
Оцените свою работу:
√ Я не совсем разобрался со значением слова;
– Я пока не могу сказать что такое скороговорка.
2. Выяснение цели жанра. (5 мин)
-Уже в самом названии жанра скрыта одна его особенность. Какая? (быстро говорить)
-Откройте содержание учебника и найдите название раздела в котором могут содержаться скороговорки. (Читаем быстро)
-На какой странице учебника авторы предлагают нам работу со скороговорками? (с. 143)
-Откройте с.143, прочитайте сведения, подготовленные для вас авторами учебника. (Для того чтобы научиться говорить быстро и чётко, люди придумали много скороговорок. Читай их так. )
-Для чего же люди начали сочинять скороговорки? (чтобы говорить быстро и чётко)
-А для чего людям нужно говорить быстро и четко? (чтобы речь была понятной и красивой)
-Какова же главная цель скороговорки? (развитие красивой, правильной речи).
3. Чтение скороговорок. (5 мин)
-Переходим к чтению скороговорок.
Слайд 16 (способ чтения выходит по щелчку)
-Сколько раз авторы предлагают нам читать скороговорки? (3 раза)
-Как читаем первый раз?
-Как читать второй раз?
-Каким должно быть третье чтение?
-Попробуем прочитать первую скороговорку по этому алгоритму. 1 и 2 раз читаем хором, а 3 раз – у каждого свой. (троекратное чтение)
ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ
-Что значит тараторить?
-Кого называют тараторкой?
—Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?
-Прочитайте три следующих скороговорки самостоятельно, соблюдая план. Работать будем рядами. 1 ряд – 2 скороговорка (с.143)
2 ряд – 3 скороговорка (с.143)
3 ряд – 1 скороговорка (с.144)
-Произнесите скороговорку своему соседу.
-У кого получилось произнести без ошибок?
-Кто готов произнести свою скороговорку вслух?
4. Работа в группах. (5 мин)
-Сейчас вам снова предстоит работа в группах. Найдите следующую скороговорку в учебнике. Прочитайте её по правилу 3 раза самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.
-Договоритесь, кто будет читать первым.
-Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух.
Оцените свои умения произносить скороговорку.
– я пока не смог проговорить скороговорку.
5. Выявление особенностей скороговорки. (5 мин)
-Многие наши одноклассники научились произносить скороговорки. Переходим к выявлению признаков скороговорки.
-Из скольких предложений чаще всего состоит скороговорка? (1-2)
-Как вы думаете, почему? (трудно запомнить и произнести)
Мы определили первую особенность жанра: Краткость (1, 2 предложения)
-Легко ли произносить скороговорки?
-Почему? (путаются звуки, не слушается язык)
И это второй признак: Трудность произношения
-В чём трудность? (Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова)
-И это третий признак жанра: Сочетание звуков, которые трудно произносить
-Какие сочетания разных звуков в скороговорках вам было трудно произносить?
-Итак, назовите все признаки скороговорки.
Оцените свою работу по выявлению признаков жанра:
+ я сумел увидеть все признаки скороговорки;
√ у меня возникали небольшие затруднения;
– я пока не смог найти признаки скороговорки.
А теперь настало время интересного творческого задания. Совестными усилиями вам нужно будет создать свою скороговорку и красиво оформить её.
Помните о соблюдении признаков жанра.
Решите в группе, кто внёс больший вклад в составление скороговорки.
-Обратимся к нашему плану.
-Какие виды работ мы планировали?
-Поднимите руки те, кто считает, что нам удалось выполнить все задания.
-Какая работа показалась самой интересной?
-Что вызвало затруднения?
-Что вы теперь знаете о скороговорках?
-Посмотрите на свои оценочные листы. Кто может сказать, что количество + больше, чем других знаков?
Это значит, что вы успешные ученики.
-Какую ещё работу со скороговорками можем делать в дальнейшем? (Продолжить работу дома, читать книги со скороговорками, учиться их правильно произносить, использовать в речевых разминках на уроке)
-Для чего это нужно?
-Завтра в начале урока я предлагаю устроить конкурс скороговорок.
Запишите домашнее задание: с. 145-146 учебника, поработать над скороговорками; по желанию читать книги со скороговорками и подобрать самую интересную скороговорку на конкурс к завтрашнему уроку; поработайте в сети интернет и расскажите, какую информацию удалось найти.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 180095091808
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературного чтения. Структура жанра «Скороговорка»
Ход урока
1.Ситуация успеха.
Игра “ Угадай-ка”.
Определи и запиши жанр произведений и данных отрывков. Работа в парах.
2. Разрыв между знаниями и незнаниями.
Дети доказывают свои гипотезы.
Вспомним как строятся эти жанры. (Есть задача, картина жизни, построение картины жизни)
Какова же задача жанра “скороговорка”?
Высказывания детей (Быстро говорить, используют для детей, которые не выговаривают отдельные звуки, рассмешить детей, взрослые люди тоже тренируют речь, например дикторы телевидения, артисты).
Обсуждение детьми вопроса.
Итог обсуждения: весело учить чисто произносить звуки и тренироваться в правильном их произношении.
Работа со схемой. (Заполнение схемы учителем на доске, учащимися на листах).
Хотя скороговорка является прикладным жанром, но строится по законам словесного искусства. Поэтому вы можете выделить все известные уровни.
Какие? (Картина жизни, построение картины жизни, звуковой рисунок, ритмический рисунок).
Итак, задача жанра является самым верхним уровнем. (Запись задачи жанра в таблицу).
Подумайте, а какая картина жизни может быть в скороговорках?
Чтение скороговорок по учебнику. (с. 32, №8,3).
Итог обсуждения: задача жанра учить произносить звуки, поэтому ведущим уровнем является звуковой рисунок.
Давайте рассмотрим скороговорку (слайд, карточка у детей) Работа в парах.
Проверка выполнения задания.
Вернемся к заданию, которое было в начале урока. Найдите и прочитайте скороговорку.
— Что о ней можете сказать? (Для произношения она не очень трудная и может использоваться для детей маленьких, повторяется звук [р], который требует тренировки).
Скороговорка растет вместе с малышом. Например, существует продолжение скороговорки про Осипа и Архипа.
Осип орет, Архип не отстает:
Осип охрип, Архип осип.
Вывод: звуковой рисунок играет главную роль в решении задачи жанра.
В других жанрах для чего используется звуковой рисунок? (подчеркнуть выразительность картины жанра)
Как же построена картина жизни?
Чтение скороговорок по учебнику.
Обсуждение ответов на поставленный вопрос.
Вывод: скороговорку трудно разделить на маленькие картинки, потому что она сама маленькая.
Скороговорка состоит из одного предложения, поэтому уровня “построения картины жизни” в ней нет.
Докажи пользуясь словами скороговорки (Колпак переколпаковать, колокол перевы колоковать).
Схема ритмического рисунка. Прохлопать ритм. Нарисовать ритмический рисунок (Заполнение схемы).
Вывод: ритмический рисунок- чаще всего стихотворный. Запись в таблицу. И последний уровень – это рифма. Чтение скороговорок и определение рифма.
Вывод: рифма может быть, а может и не быть. Запись в таблицу.
Домашнее задание: по выбору сочинить скороговорку, найти скороговорки. (Приложение 5).