Что такое скороговорка загадка
Загадки и скороговорки
Загадывать и отгадывать загадки любят дети любого возраста. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Очень велико воспитательное и познавательное значение загадок.
Они расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.
Кто хочет на загадки отгадки находить
Загадывать и отгадывать загадки любят дети любого возраста. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Очень велико воспитательное и познавательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.
Особенно интересны народные загадки. Так же, как и народные пословицы и поговорки, они всегда образны, поэтичны, скреплены рифмами или созвучиями. Для них характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идет речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжется (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3–4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придет беда — потечет вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова.
В некоторых загадках ориентиром для отгадывания служат признаки, вскрывающие происхождение предмета, например: «От воды родится, воды боится» (соль), или его функции: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (дерево). Многие загадки построены на аллегориях. К ним относятся загадки, где действие или признак предмета сравниваются с таким же действием или признаком другого предмета или живого существа, например: «Живут пять братьев, один другого меньше, и все одного имени» (пальцы) или «Белых овец полон хлевец» (зубы).
Знание всех этих особенностей и разновидностей загадок необходимо и для их подбора и для их отгадывания. Надо постараться в доступной форме объяснить это детям, разобрать с ними подробно ту или иную загадку — тогда процесс отгадывания будет более осмысленным. Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если загадку никто не может отгадать, надо пояснить ее, задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь в поисках решения.
У воспитателя должно быть в запасе много загадок. Они могут быть темой самостоятельных занятий, могут быть использованы в перерыве между занятиями, во время отдыха, прогулки и тогда, когда по непредвиденным обстоятельствам ранее намеченное занятие пришлось отменить. Загадки всегда интересны детям.
Надо подбирать загадки по темам. Прогулке в лес можно посвятить целую серию загадок о растениях, о явлениях природы. Гуляя по городу, дети наблюдают за транспортом, за работой различных машин, на селе знакомятся с машинами сельскохозяйственными. Их наблюдения очень желательно подкрепить подбором соответствующих загадок на эту тему.
Ниже приводятся загадки на многие темы — народные и советских авторов. Они расположены в определенной системе (явления природы, человек, животный и растительный мир, техника, учение, книга, школа, жилище и домашний быт, а также загадки-шутки и загадки с коллективным ответом).
Хорошо, если наиболее понравившиеся загадки дети запомнят и будут загадывать другим.
Природа и ее явления
Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают.
Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки
Дети очень любят увлекательные загадки, мудрые пословицы и поговорки и шутливые скороговорки.
Загадки
Загадка — это замысловатый вопрос, который требует ответа.
Содержание загадок всегда отражает жизнь человека, его деятельность. Загадки развивают у детей любознательность, сообразительность, наблюдательность и логику. Загадки воспитывают пытливый ум.
За домом у дорожки
Висит пол-лепешки.
Без рук, без ног, зато с рогами,
А ходит он под небесами.
(Месяц)
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Созвездие Большой Медведицы)
Плавает туда-сюда
Целый остров изо льда.
Над водою — ухо,
Под водою — брюхо.
(Айсберг)
С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает.
(Водопад)
Носит бабка
Снежную шапку,
Каменные бока
Закутаны в облака.
Лето,а она в смешной
Белой шапке ледяной.
(Горы)
От дождей,текучих вод
Он растет из года в год,
Он полей равнинных враг
Как зовут его? …
(Овраг)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зеленая.
(Озеро)
Весной — в цветном сарафане лежит,
Зимой — в белой рубашке спит.
(Поле)
Все ломало,
Все срывало,
И пощады не давало.
(Вихрь)
Без рук,без ног,
В избу зимой лезет.
(Холод)
Чёрненько, горяченько,
А все любят.
(Чай)
Концами над водой висит,
Середкой на плече сидит.
(Коромысло)
Пословицы и поговорки
Пословицы — это выразительное, образное, краткое народное изречение с назидательным смыслом.
Пословица всегда несет в себе наставление, поучение, мораль. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети учатся ясно и кратко выражать свои мысли, творчески использовать слово.
Нельзя взяться за ум, если его нет.
Храбрым счастье помогает.
Умный рассудит, а глупый осудит.
Огромный вырос, да ума не вынес.
Досуг — благо, безделье — напасть.
Ел, да устал, спал, да намаялся.
У безделья и то дело.
В деньгах родства нет.
Того не берут, чего в руки не дают.
Хлебу — мера, деньгам — счет.
Без капусты щи пусты.
Без языка и колокол нем.
В многословии не без пустословия.
Много говорить — голова заболит.
Яйца курицу не учат.
Скороговорки
Скороговорки — это несложный и ритмичный текст, часто шуточный, построенный на сочетании звуков, которые затруднят быстрое произношение слов.
Купила бабуся бусы Марусе.
Бобры для бобрят добры.
Бобры храбры идут в боры.
Варежки у Вари пропали на бульваре.
Рукава великану великоваты.
Ева ленива, Вера ревнива.
Ну и ворона вратарь.
Не живут ежи, где живут ужи.
рододендроны из дендрария.
Дарья дарит Дине дыни.
Оса боса и без пояса.
Волки рыщут, пищу ищут.
Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки позволяют детям разобраться в сложнейших языковых явлениях, помогают развить особенное «чувство языка».
Skorogovor.com
Скороговорки для развития речи и не только
В Мега-фильтре можно выбирать скороговорки сразу из множества категорий на одну или несколько букв одновременно.
Что такое скороговорка?
Скороговорка (определение для детей) — это шуточное народное творчество, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
Скороговорка (определение из толкового словаря) — это специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.
В чём разница между скороговоркой и чистоговоркой?
Скоро-говорка — скоро, быстро говорить.
Чисто-говорка — говорить чисто, без ошибок.
Однако, не так давно появился новый жанр — логопедические чистоговорки. Врачам логопедам понадобились упражнения с множеством различных сочетаний трудных звуков, а полноценных слов, и тем более осмысленных фраз с такими сочетаниями, не нашлось (т.к. они не знали про этот сайт «шутка»). Поэтому логопеды начали использовать в работе просто наборы букв. Например: «птки, пткэ, птка, птко, птку, пткы, птке, пткя, пткё, пткю». Логопедические чистоговорки отлично помогают развивать речь, но совсем имеют смысла.
Как развивать речь с помощью скороговорок?
Это весь секрет развития речи с помощью скороговорок, а вы уж совершенствуйте метод. Тренируйтесь вместе со своими друзьями. Можете дать им ссылку на эту статью — пусть в вашей компании все говорят четко и ясно.
загадки, считалки, скороговорки
малый жанр фольклора,
«зашифрованное» образное описание предмета,
явления или ситуации.
1. Зимой и летом одним цветом. (Ель)
2. Стоит Антошка на одной ножке.
3. Наш лиловый господин Среди овощей один. Он французский граф Де Жан
4. На ноге стоит одной,
крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
реки, горы, океаны (глобус).
5. У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).
7. Стоят в один ряд острые пальчики
8. На одной ноге кружится, беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица, музыкальная … (юла).
9. На длинной ножке, застыв до поры,
отдыхает палочка после игры (единица).
1. Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)
2. Два братца пошли в реку купаться (вёдра).
3. Два домика – теплушки
подарены Танюшке (варежки).
4. Есть у каждого лица
два красивых озерца.
5. Между ними есть гора.
6. Назови их, детвора. (глаза).
8. Два глядят, да двое слушают (глаза и уши).
9. Два близнеца, два братца
на нас верхом садятся (очки и нос).
10. Два соболя лежат хвостами друг к другу (брови).
11. Две сестрицы друг за другом
пробегают круг за кругом:
коротышка только раз,
12. Бежит-гудит, в два глаза глядит,
13. У него два колеса и седло на раме,
две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).
14. Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня,
а вода тверда, словно каменная! (коньки).
15. Две полоски на снегу оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи).
16. Два братца через мать, друг на друга глядят (берега).
17. Не мотылек, не птичка,
а держит две косички (бант).
18. Двое в небе ходят кругом,
но не видятся друг с другом (солнце и луна).
19. Сговорились две ноги
делать дуги и круги (циркуль).
20. Шея длинная такая, хвост крючком…
И не секрет: любит всех она лентяев,
1. Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходят и три.
Сам всегда стоит, а всем сидеть велит (стул).
2. Я стою на трех ногах, ноги в черных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (рояль).
3. Входишь в одну дверь, а выходишь из трех. Думаешь, что вышел, а на самом деле – вошел (рубашка).
5. Возле леса на опушке
трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).
6. Трое одним лугом пашут (пальцы пишут).
7. У него глаза цветные, не глаза, а три огня,
он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор).
1. Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)
2. Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
3. Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).
4. Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились сотни раз (стулья).
5. На четыре ногах стою,
Ходить я вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать (стул).
6. На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать,
стали обувь надувать (шины).
7. Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).
8. Четыре крыла, а не птица; крыльями машет, а не с места (мельница).
9. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце (поросенок).
10. Живет между камнями
голова с четырьмя ногами (черепаха).
11. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
12. В году у дедушки четыре имени (зима, весна, лето, осень).
13. Ежегодно приходят к нам в гости:
один седой, другой молодой, третий скачет, а четвертый плачет (времена года).
15. Четыре ноги, да не зверь. Есть перья, да не птица (кровать с подушкой).
16. Два брюшка, четыре рожка (подушка).
17. Вспушит она свои бока,
свои четыре уголка.
И тебя, как ночь настанет,
все равно к себе притянет (подушка).
18. Четыре уха, а перьев не сосчитать (подушка).
1. У двух матерей по пяти сыновей,
одно имя всем (пальцы).
2. Пятерка братьев неразлучна,
им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
пилою, ложкой, топором (пальцы).
3. Пять братцев в одном домике живут. (варежка.)
5. Чтоб не мерзнуть, пять ребят
в печке вязаной сидят (пальцы в варежке).
6. Пять мальчиков, пять чуланчиков,
разошлись мальчики в темные чуланчики. (пальцы в перчатке.)
8. Есть, друзья, такая птица:
если сядет на страницу,
очень рад бываю я,
а со мною вся семья (пятерка).
1. И жужжит, и летит,
Есть шесть ног,
Но без копыт. (жук)
3. На дворе переполох,
с неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
у нее теперь ангина (град).
4. шесть ног, две головы, один хвост. Кто это? (всадник на коне).
5. Пять щенят, да мама-лайка.
Ты попробуй, сосчитай-ка! (шесть)
6. Если на голову встанет,
ровно на три больше станет
(шесть).
1. Ежедневно в семь утра,
я трещу: вставать порррррра! (будильник).
2. Есть семь братьев: годами равные, именами разные (дни недели).
5. Приказало солнце: » Стой,
семицветный мост дугой!» (радуга)
6. Нас отара, семь баранов,
защищаем от буранов (шуба).
7. Один семерых полонил (паук).
1. Отгадайте-ка, ребятки,
что за цифра акробатка?
Если на голову встанет,
ровно на три меньше станет
18. Что за мягкие КВАДРАТЫ
Дарят сказки всем ребятам?
На кровати, как подружки,
Пухлощёкие…
(Подушки.)
19. ОВАЛЬНАЯ лягушка,
Но вовсе не зверушка,
А овощ-молодец –
Зелёный …
(Огурец.)
20. В огороде он растёт –
Плод ОКРУГЛЫЙ, плоский плод,
Что сородич с кабачком:
Он с хвостом и с пятачком.
Носит белый сюртучок,
Но волнист его бочок –
У него другой фасон.
– Что за овощ?…
(Патиссон.)
21. Изысканы, пригожи,
На розы похожи.
Как ШАРЫ бутоны –
Это же …
(Пионы.)
22. Ушки – ТРЕУГОЛЬНИКИ,
С пушистой бахромою.
Я – лесная киска,
Опасна я, не скрою:
Не рискуй дружить со мной –
Обходи-ка стороной!
Не спеши мне крикнуть: «Брысь!»,
Я не киска, я же…
(Рысь.)
23. Небо, будто синий дом,
Есть одно оконце в нём:
Словно КРУГЛОЕ оконце
В небесах сверкает …
(Солнце.)
ритмично произносимый стишок,
в результате которого определяются
места участников в детских играх.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять —
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!
Жили-были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать —
Начинай считать опять.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон —
Убежали мышки вон.
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука давай попросим:
«Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Машенька, води!
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать —
Раз, два, три, четыре, пять.
Вот грибочки на лужочке
В красных шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? —
Пять.
Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек:
«Прилетайте все на чай!»
Сколько чаек, отвечай!
Чайки жили у причала,
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять —
Помоги их сосчитать!
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Это долька – для ежа,
Это долька – для стрижа,
Это долька – для утят,
Это долька – для котят,
Это долька – для бобра,
А для волка – кожура…
Он сердит на нас – беда.
Разбегайтесь, кто куда!
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Вслед за мною говори:
В понедельник, вторник, среду
В гости к бабушке поеду,
А в четверг и в пятницу
Санки к дому катятся.
За субботой – воскресенье,
В этот день пекут печенье.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!
Всю считалку повтори!
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
«На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Завтра с неба прилетит
Если веришь – стой и жди,
А не веришь – выходи!»
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Я для вас, друзья-подружки,
Затеваю печь ватрушки,
Быстро нужно их испечь.
Ты пойдешь, истопишь печь!
Раз, два – шли утята,
Три, четыре – шли домой.
Вслед за ними плелся пятый,
Впереди бежал шестой,
А седьмой от всех отстал,
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо солнышку вставать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Солнце спит, на небе месяц.
Разбегайся кто куда,
Сидели два медведя
Оба шлепнулись в муку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки нет.
Раз, два,
Три, четыре.
Посчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера!
шуточный жанр народного творчества,
фраза, построенная на сочетании звуков,
которые затрудняют быстрое произнесение слов.
Я бродил один у горки, собирал скороговорки.
В один клин, Клим, колоти.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – ещё позавчера.
На дворе трава, на траве – дрова: раз – дрова, два дрова, три дрова.
Три миллиона лимонов для миллиона хамелеонов.
Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Полчетверта четверика гороху, без червоточинки.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Шесть мышат в камыше шуршат.
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И спешат к нему старушки сушек
Сашиных поесть.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Шестнадцать шли мышей,
нашли по сорок грошей,
две мыши поплоше
нашли по две гроши.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все с творогом.
Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Загадки, считалки и скороговорки
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Загадки, считалки и скороговорки
Выполнила ученица 1 класса «Б»
ТОГАОУ Мичуринский лицей
Жукова Дарья
2015-2016г.
Описание слайда:
Описание слайда:
Что такое загадка
Загадка – это фольклорный жанр, представляющий иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, ориентированный на испытание сообразительности отгадывающего.
Загадка заставляет видеть неожиданную и поэтическую сторону в самых неожиданных вещах, проявлять смекалку и учит логически мыслить.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Скороговорка
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из однокоренных или созвучных труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух. Скороговорки используются для тренировки произношения и дикции.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.
Описание слайда:
Описание слайда:
При создании этого проекта я сделала для себя выводы:
Считалка учит детей придерживаться правил игры, ведь она выбирает водящего справедливо, без обмана. Она помогает выработке таких качеств, как честность и чувство товарищества.
Загадка учит думать и анализировать.
Скороговорки нужны для тренировки речи.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «В мире шахмат» 2 класс
Презентация по обществознанию на тему «Экономика и её участники» (7 класс)
Конспект интегрированного ОУД во 2 младшей группе «Дерево чудес»
Конспект интегрированного ОУД в средней группе
Презентация к интегрированному ОУД во 2 младшей группе «Дерево чудес»
Конспект ОУД по ознакомлению с окружающим во 2 младшей группе «Изучаем свое тело»
ОУД во 2 мл группе на тему «Театрализация по сказке колобок»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5414796 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.