Что такое скорость чтения

Скорочтение: работает или нет? Часть 1

Можно ли прочесть «программу на лето» за неделю и изучить рекомендованную литературу к экзамену за одну ночь? Разбираемся в вопросе, который всегда был актуален для студентов.

Фантастические возможности «быстрого чтения»

Каждый из нас в среднем успевает прочесть 200-400 слов в минуту, тогда как «скорочтецы», по их признаниям, могут увеличить этот показатель в 3-4 раза (до 1 000 или даже 1 700 слов в минуту соответственно). Пожалуй, один из самых известных скорочтецов – президент США Джон Ф. Кеннеди. По собственным словам, он не только владел этим навыком и (по некоторым оценкам) читал со скоростью 1 200 слов в минуту, но и стремился к тому, чтобы члены его команды также учились скорочтению и посещали курсы Эвелин Вуд (Эвелин Вуд в конце 1950-х гг. разработала основы обучения скорочтению, которые стали базой для ее учебника и школы «динамического чтения»).

Однако успехи Кеннеди меркнут на фоне других «звезд скорочтения» – Ким Пик (Kim Peek), прототип героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя», мог читать со скоростью 10 000 слов в минуту (8-10 секунд на стандартный книжный разворот). При этом он мог «распараллеливать процессы» – читать две страницы книги одновременно. Такая удивительная способность, правда, была достигнута не только (и не столько) упражнениями: Пик родился с врожденным пороком, который характеризуется отсутствием в мозге мозолистого тела (это сплетение нервных волокон обеспечивает связь между полушариями мозга), и потому (по некоторым предположениям) его полушария могли обрабатывать информацию независимо друг от друга.

Тем не менее, и рекорд в 10 000 слов в минуту оказался побит. Материалы американского исследования 1963 года сообщали о скорочтеце, который умудрялся прочитать более 17 000 слов в минуту. Самым быстрым чтецом в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса (издание за 1990 год), оказался Говард Берг (Howard Berg), который утверждал, что читает книги со скоростью 25 000 слов в минуту (в среднем это более 80 стандартных страниц текста за 60 секунд). Чтение книги в таком режиме выглядит просто как быстрое перелистывание страниц!

Результаты, которых добиваются скорочтецы, действительно поражают. Тем не менее, далеко не все из них стоит принимать за чистую монету – об этом мы расскажем чуть позже, а пока стоит разобраться, чем скорочтение отличается от «обычного чтения», и что по этому поводу думают исследователи.

Чтение и скорочтение: в чем разница

Несмотря на то, что чтение кажется нам непрерывным и плавным процессом, это не совсем так. При чтении наш взгляд фиксируется на слове или группе слов (это занимает примерно четверть секунды). Затем мы переводим взгляд к следующей группе. Такие скачкообразные движения взгляда по странице называется «саккадами» и сами по себе отнимают у нас примерно одну десятую секунды.

После нескольких скачков мы снова останавливаемся, чтобы «переварить» прочитанную фразу или предложение. На это обычно тратится еще 0,3–0,5 секунды. Поэтому Кит Рейнер (Keith Rayner), психолингвист из Массачусетского университета в Амхерсте признавал, что большинство людей, владеющих навыком чтения на уровне школьника старших классов или студента, и читающих «для удовольствия», делают это примерно с одинаковой скоростью – порядка 300 слов в минуту.

Как выглядит скорочтение

Разумеется, при скорочтении мы (чаще всего) точно так же движемся взглядом по странице, на некоторое время задерживаясь на группах слов или символов. Тем не менее, методики, которые обычно применяются в скорочтении, отличаются от того, как «обычно» читают текст. Одни из наиболее популярных методик скорочтения: поверхностное чтение, слежение за текстом, быстрое последовательное визуальное предъявление и некоторые другие.

Слежение за текстом – одна из наиболее старых техник, ускоряющих процесс чтения. В самом простом виде это – использование указателя (пальца, линейки), который необходимо водить по строчкам (чем-то напоминает то, как учатся читать дети). Более сложные вариации на тему слежения за текстом предполагают еще и поиск специфических ключевых слов, что (по словам адептов этой методики) помогает дополнительно ускорить процесс.

Быстрое последовательное визуальное предъявление (Rapid Serial Visual Presentation) – метод, который чаще других используется в современных программах по обучению скорочтению. Он состоит в том, что текст выводится на экран устройства пословно. По мере обучения растет и скорость смены слов на экране (один из наиболее известных примеров проектов, обучающих этой технике скорочтения, – Spritz) [о приложениях, проектах и методиках, помогающих читать если не быстрее, то качественнее, мы подробно расскажем во второй части материала].

Поверхностное чтение – это, по сути «просматривание» текста, помогающее найти наиболее важные его части (ключевые слова, тезисы) и отсеять лишнее, «достроить» весь текст по его части. Пожалуй, эта техника скорочтения вызывает больше всего дебатов.

Поверхностное чтение направлено в первую очередь на «просеивание» текста на предмет ненужной или неважной информации и не подразумевает прочитывание текста как таковое. Поэтому, по мнению некоторых авторов, к скорочтению оно не относится, поскольку не влияет на скорость чтения и не позволяет оценить всю представленную в тексте информацию (согласно исследованиям, наша способность воспринимать информацию при поверхностном чтении заметно ниже, чем при чтении в обычном режиме).

Другие авторы, наоборот, считают, что практически все методики скорочтения так или иначе связаны с поверхностным чтением и отсеиванием «лишнего»:

Просматривание – это не чтение. Если вы ранее не читали текст, который просматриваете, вы упустите массу информации. А курсы скорочтения учат именно просматриванию, а не чтению, хотя (в большинстве своем) и не признают этого

– Тимоти Ноа (Timothy Noah), писатель, редактор Politico, ведущий автор в Slate (2000–2011гг.)

Журналист Тимоти Ноа в своих предположениях оказывается не одинок – с ним соглашался в том числе и уже знакомый нам Кит Рейнер. Его исследования, а также работы некоторых других ученых можно свести к следующему заключению:

Скорочтение – это не чтение [что бы это ни значило]

Выводы Рейнера оказываются не беспочвенны: научную работу, в которой они опубликованы, автор назвал «Движения глаз при чтении и обработке информации: результаты 20 лет исследований» (Eye movements in reading and information processing: 20 years of research). В этой работе Рейнер подтвеждает, что доля людей, читающих «на уровне студента колледжа» (в данном случае имеется в виду, что испытуемый имеет базовое образование и умеет читать не «по слогам»), попадающих по скорости чтения в интервал от 200 до 400 слов в минуту, составляет 95% (средняя скорость чтения, повторимся, равна примерно 300 словам в минуту).

Читать быстрее без существенной потери понимания смысла прочитанного могут буквально единицы. А следовательно, методики скорочтения, обещающие научить практически любого человека читать в несколько раз быстрее, имеют один, но очень весомый минус – они не позволяют в полной мере понять смысл написанного:

Я окончил курсы скорочтения – нас заставляли водить пальцем вдоль страниц, – и прочел «Войну и мир» за двадцать минут. Там что-то про Россию

Рональд Карвер (Ronald Carver), автор книги «Причины высоких и низких достижений в чтении» («The Causes of High and Low Reading Achievement») (издана в 1990 году) и профессор в сфере педагогики и психологии Университета Миссури в Канзас-Сити, также активно занимался вопросами изучения скорости чтения. Он тщательно изучил различные техники «ускорения» чтения и провел ряд собственных исследований. В частности, для тестирования он отобрал группу из 16 «суперзвезд» скорочтения. В нее входили как победители конкурсов по скорочтению, так и профессионалы, в чьи рабочие обязанности входило чтение большого объема текстов (среди них – колумнист «Нью-Йоркера» Фред Шапиро и редактор медицинского журнала).

Карвер предложил участникам теста прочесть отрывки из изданий «Ридерз дайджест». Выяснилось, что ни один из испытуемых не смог читать материалы со скоростью выше, чем 600 слов с минуту, сохраняя достаточное (75% и выше) понимание содержания текста. Разумеется, это в два раза быстрее, чем стандартная скорость чтения, но до десятков тысяч слов в минуту скорочтецам оказалось далеко.

Но, может быть, Карвер собрал слишком маленькую группу добровольцев? Или они были недостаточно квалифицированы в скрочтении – в конце концов, не каждый скорочтец может поставить мировой рекорд. Такие возражения вполне обоснованны, однако это исследование дало повод усомниться в «сверх-достижениях» индустрии, которая к моменту проведения тестирования существовала уже несколько десятков лет.

Что стоит за впечатляющими результатами скорочтецов

К сожалению, выдающиеся результаты многих скорочтецов (за исключением Кима Пика) обусловлены их эго, а не реальными возможностями. Все тот же Карвер отмечает, что достижения Кеннеди в реальности могли быть более скромными – скорее всего, он мог читать со скоростью 500-600 слов в минуту, а бегло просматривать текст – со скоростью порядка 1000 слов в минуту (хотя это все равно в два раза быстрее «обычного» чтения).

Как же тогда появилась цифра в 1200 слов в минуту? Биограф Кеннеди Ричард Ривз (Richard Reeves) считает, что она фактически была «взята с потолка» – так предположил один из репортеров Time magazine, работавших в Белом доме. Репортер связывался со школой Эвелин Вуд, в которой обучался скорочтению Кеннеди, но не получил результатов его итогового тестирования – оно не проводилось, так как Кеннеди не завершил курс.

Что касается других выдающихся результатов, то исследование 1963 года (кейс скорочтеца, читающего по 17 040 слов в минуту) относится к разряду неподтвержденных данных. В то время для фиксации достижений не применялись специализированные тесты, и результаты были основаны на самооценке испытуемого – которая вряд ли была точной.

То же самое относится и к достижениям Говарда Берга. По словам Марка Пеннингтона (Mark Pennington), специалиста по вопросам чтения, «Представители Книги рекордов Гиннеса в то время не отличались любовью к перепроверке рекордов, которые они публиковали, и этот рекорд не был зафиксирован ими лично. Они поверили Бергу на слово, а он, вероятно, просто выдумал свой рекорд».

Кстати, в 1998 году Берга привлекла к ответственности Федеральная Торговая Комиссия США за «неверные» и «вводящие в заблуждение» маркетинговые приемы, связанные с продажей его продуктов по повышению скорости чтения. В итоге Бергу было запрещено рекламировать свой продукт как «систему, позволяющую любому – ребенку, взрослому, человеку с инвалидностью – научиться читать со скоростью в 800 слов в минуту и выше».

Итак, вкратце:

Мы читаем дискретно – переводим взгляд от одной группы слов к другой. Такие скачки, или саккады, а также необходимость осмыслить и проговорить про себя прочитанное, отнимают у нас ценное время.

Скорочтение – это совокупность различных механик, позволяющих сэкономить время на изучение текстового материала (за счет сокращения количества движений глазами по строке, умения составить мнемоническую схему материала и ряда других техник).

Скорочтение отличается от обычного чтения – не только по «механике работы», но и потому, что увеличение скорости чтения невозможно без потери понимания текста.

Супер-результаты скорочтецов – как правило, результат саморекламы. Если вы захотите обучиться какой-либо методике скорочтения, стоит рассчитывать на то, что вы сможете читать со скоростью 500-600 слов в минуту без существенной потери понимания текста. Результат в несколько тысяч (или десятков тысяч) слов в минуту едва ли достижим. Но даже 600 слов в минуту – это в два раза быстрее средней скорости чтения практически у всех, кто окончил школу или вуз.

Во второй части материала мы остановимся на том, какие методы скорочтения помогают сэкономить время, а какие не имеют ничего общего с физиологией и реальными возможностями человека. А также расскажем, какие еще методы и лайфхаки помогают узнавать из книг и статей больше за меньшее время.

Источник

Скорочтение: бесплатные упражнения и суперрезультаты

Что такое скорость чтения. Смотреть фото Что такое скорость чтения. Смотреть картинку Что такое скорость чтения. Картинка про Что такое скорость чтения. Фото Что такое скорость чтения

Сегодня сложно сказать, кто в масштабах человечества первым заметил, что люди читают с неодинаковой скоростью. Возможен и такой вариант, что навык чтения всегда воспринимался аналогично любому другому. И для всех всегда было вполне естественно, что если кто-то бегает быстрее, а кто-то медленнее, то и с чтением может быть такая же закономерность.

Бегать и читать быстро – навык полезный. Для желающих научиться бегать быстро у нас есть отдельная статья, а сегодня мы поговорим про скорочтение. Заодно скажем, что нами разработан краткий бесплатный курс «Скорочтение» и развернутая программа «Быстрое чтение», как раз и нужные для того, чтобы прокачать данный навык.

Правильно спланировать силы и время на самостоятельное обучение вам поможет наша программа «Лучшие техники самообразования», а пока мы предлагаем небольшую статью про скорочтение и упражнения (бесплатно), которые позволят уже спустя короткое время оценить изменения к лучшему. Начнем, как обычно, с небольшого экскурса в историю.

Исторический экскурс

Да, сегодня уже невозможно найти того, кто первым заметил, что люди читают с неодинаковой скоростью. Зато доподлинно известно, кто первым понял, почему люди читают по-разному и почти всегда гораздо медленнее, чем могли бы.

«Пальма первенства» принадлежит французскому офтальмологу Эмилю Жавалю (1839-1907). Именно он заметил, что при чтении глаза человека совершают короткие скачкообразные движения по тексту. Чем меньшее количество слов и строчек может «захватить» взглядом человек, тем больше скачкообразных движений совершают его глаза. Чем больше таких скачков, тем медленнее читает человек.

Данное открытие Эмиль Жаваль совершил в 1878 году. Свои наблюдения он описал в работе Die Physiologie des Lesens und Schreibens («Физиология чтения и письма») [É. Javal, 1907]. Правда, практическое применение это открытие нашло гораздо позже. Статьи о скорочтении появились в 90-е годы 19 столетия, а возникший общественный интерес к теме побудил исследователей к разработке комплекса практических мер по увеличению скорости чтения.

Первый курс по скорочтению официально стартовал в 1925 году в Сиракузском университете в США. В 40-е годы предпринимались попытки внедрения аппаратных методов обучения скорочтению. Например, задействовался тахистоскоп – устройство, позволявшее демонстрировать изображение в течение заданного промежутка времени.

Сейчас это назвали бы слайд-шоу, но в 40-е годы прошлого века персональных компьютеров еще не было. Тем не менее роль скорости обработки изображений в развитии скорости чтения исследуется и в наступившем 21 столетии, о чем можно прочитать в статье The role of visual processing speed in reading speed development [M. Lobier et al., 2013].

Большой вклад в разработку методики обучения скорочтению, пригодной для детей, внесла школьная учительница и психолог из пригорода Солт-Лейк-Сити Эвелин Вуд. Разработанную ею систему динамического чтения она изложила в своей книге Reading Dynamics Course Guide, впервые вышедшей в 1958 году [Е. Wood, 2007]. Невзирая на то, что за прошедшие более чем полвека появилось превеликое множество методичек по скорочтению, эта книга переиздается до сих пор.

В чем секрет успеха и востребованности разработок по скорочтению? Как минимум, в том, что научиться читать быстро и даже очень быстро, при этом понимая и запоминая написанное, действительно, можно. И это сегодня для скорочтения упражнения скачать бесплатно не проблема, а когда-то книги были практически единственным заслуживающим доверия источником знаний.

И тогда, и сейчас желающих научиться читать быстро немало, потому что это облегчает работу с потоком информации, документации, освоение учебного материала в школе и вузе. Да и просто позволяет быть в курсе всех интересующих книжных новинок, не тратя на это слишком много времени.

А еще можно попробовать «бросить вызов» рекордсменам по скорости чтения. Почему бы и нет?! Ведь время от времени появляется очередной претендент на звание самого быстрого «чтеца» мира, и, возможно, ваши тренировки по скорочтению дадут тот самый непревзойденный результат.

Кто читает быстрее всех?

В контексте сегодняшней темы было бы весьма логично выяснить, кто же в мире читает быстрее всех? А вот тут все совсем неоднозначно. Притом, что единица измерения скорости чтения вполне очевидна, и любой текст можно измерить в количестве слов или знаков без пробелов, степень сложности различных текстов существенно отличается.

Понятно, что даже самый быстро читающий человек одолеет текст на знакомую ему тему быстрее, чем на неизвестную. Кроме того, скорочтение предполагает скорость без ущерба качеству понимания текста, а понять текст из чужой для вас области знания задача не из легких. Именно поэтому оказалось достаточно сложно прописать четкую процедуру фиксации рекорда.

Так, «Книга рекордов Гиннеса», в конце концов, отказалась от идеи фиксировать рекорды скорочтения, хотя и успела объявить в 2013 году рекордсменом Говарда Стивена Берга из США, показавшего скорость чтения 25 тысяч слов в минуту. Желающие могут посмотреть интервью с победителем:

Тем не менее поиск стандартов скорочтения продолжился. В 2015 году Всемирная федерация психического спорта « Мемориад» установила правила для «Стандартов мировых рекордов по скорочтению», чтобы предотвратить разногласия и неоднозначные трактовки результатов подобных попыток [Мemoriad, 2015].

В частности, правилами установлено, что желающие «пойти на рекорд» должны читать «неопубликованный длинный новый текст, книгу или буклет, нигде ранее не встречавшийся». Текст для чтения выдается в печатном формате. По окончании чтения участник испытания должен ответить на вопросы по тексту, дабы выяснить, насколько он его понял.

Участники, чей уровень понимания прочитанного ниже 60%, дисквалифицируются, а оценка за такое «скорочтение» равна нулю. Результаты испытаний регулярно публикуются на официальном сайте Всемирной федерации психического спорта [Мemoriad, 2021].

Кроме того, интернет-издания регулярно делают тематические подборки, посвященные рекордам скорочтения, установленным в самых разных странах, местах и обстоятельствах [Evgenpol, 2020]. Так, Ирина Иваченко из Киева в свои 16 лет прочитала 163 333 слова за 1 минуту в присутствии группы журналистов. Предварительно она прошла подготовку по скорочтению в специализированном исследовательском центре.

В этом же центре был установлен неофициальный рекорд: Евгения Алексеенко, которой тоже было 16 лет, в присутствии двух десятков слушателей курсов прочитала 416 250 слов за минуту. Обе девушки смогли пересказать прочитанное достаточно подробно. Эти результаты были показаны в конце 80-х годов 20 века.

В России самой быстро читающей считается Светлана Архипова, школьница из Москвы. Она тоже проходила специальную подготовку по скорочтению, и ее результат составил 60 тысяч слов в минуту. В 1994 году этот результат был внесен в российскую Книгу рекордов Гиннеса. Как мы уже знаем, впоследствии «Книга рекордов Гиннеса» отказалась от идеи фиксировать рекорды скорочтения.

Не менее интересно и скорочтение под музыку. Наиболее ярким примером такого чтения можно считать рэп. Так, известный американский рэпер Эминем в 2020 году установил своеобразный рекорд скорочтения под музыку, прочитав за 30 секунд 229 слов [Eminem.Pro, 2020]. Этот результат был достигнут во время исполнения им известной композиции Godzilla.

Хотите попытаться приблизиться к этим результатам? Тогда дерзайте! Точнее, приступайте к тренировкам и работе над таким важным soft skill как скорочтение.

Скорочтение: упражнения – самостоятельно, бесплатно, с нуля

Если вы беретесь обучаться скорочтению с нуля самостоятельно, самым главным для вас будет принцип постепенности и движение от простого к сложному. Такой подход будет эффективен для развития любого навыка, и на этом мы делаем акцент в нашей программе «Лучшие техники самообразования», которую мы рекомендовали в начале статьи. А теперь приступим к упражнениям.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте являются «классикой жанра» для тренировки скорочтения. Посредством этих таблиц вы тренируетесь удерживать внимание по центру текста и расширяете поле зрения, чтобы впоследствии делать минимум движений глазами, «охватывая» за один раз все больший фрагмент текста. Сами таблицы представляют собой квадрат на 25 либо 49 клеток с цифрами:

Что такое скорость чтения. Смотреть фото Что такое скорость чтения. Смотреть картинку Что такое скорость чтения. Картинка про Что такое скорость чтения. Фото Что такое скорость чтения

Ваша задача состоит в том, чтобы концентрировать взгляд на центральной клетке, а «боковым» зрением найти все цифры от 1 до 25 или от 1 до 49.

Клиновидные таблицы

Клиновидные таблицы – это еще один способ расширить поле зрения и читать все слова в строчке, просто «скользя» взглядом сверху вниз. Каждая строка таблицы содержит цифры в центре и по бокам. Ваша задача – удерживать взгляд по центру и при этом видеть и воспринимать цифры, написанные по бокам:

Что такое скорость чтения. Смотреть фото Что такое скорость чтения. Смотреть картинку Что такое скорость чтения. Картинка про Что такое скорость чтения. Фото Что такое скорость чтения

Боковые цифры расходятся «клином» и в каждой строчке пишутся все дальше от центра. В усложненном варианте цифры справа и слева отличаются и могут быть написаны под углом 90 градусов.

Угол зрения

Сегодня можно найти в помощь желающим освоить скорочтение упражнения онлайн бесплатно. Тренировка угла зрения происходит по вышеописанным принципам. Вы должны «держать» взгляд строго посередине и видеть боковые цифры, а онлайн-сервис генерирует все новые наборы чисел [Мagicspeedreading.com, 2019]:

Что такое скорость чтения. Смотреть фото Что такое скорость чтения. Смотреть картинку Что такое скорость чтения. Картинка про Что такое скорость чтения. Фото Что такое скорость чтения

Задача состоит в том, чтобы найти совпадающие числа в центре и по бокам. Для проверки правильности ответа пользуйтесь «Подсказкой».

«Правильный» цвет

Тут нужно упражняться с текстом, сплошь состоящим из слов, обозначающих различные цвета: синий, красный, зеленый, прочие. Слова написаны цветными буквами, однако цвет текста и тот цвет, который обозначен словом, не совпадают. Например, слово «красный» написано синим цветом, а слово «зеленый» красным:

Что такое скорость чтения. Смотреть фото Что такое скорость чтения. Смотреть картинку Что такое скорость чтения. Картинка про Что такое скорость чтения. Фото Что такое скорость чтения

Ваша задача – правильно назвать цвет, которым написаны буквы.

«Правый – левый»

Суть упражнения в том, чтобы читать текст попеременно, то правым глазом, то левым. Допустим, один абзац читаете, закрыв левый глаз, второй абзац – закрыв правый глаз, следующий – закрыв левый глаз, и так до тех пор, пока не закончится текст. Для выполнения упражнения предпочтительно брать текст на знакомую тему. Такое «попеременное» чтение активизирует работу и взаимодействие полушарий головного мозга, что важно для развития навыков скорочтения.

«Самое главное»

При чтении текста выделяйте одну или две главные мысли на каждой странице. В печатном тексте делайте пометки на полях простым карандашом, если только книга не из библиотеки. В электронном виде можно воспользоваться функцией выделения фрагмента текста каким-либо цветом.

«Сбор урожая»

Упражнение «Сбор урожая» сходно по смыслу с предыдущим. Дочитав до конца абзац или страницу, нужно обязательно делать паузу и пытаться сформулировать суть того, что вы только что прочитали. Возможно, это будет главная идея всего текста, возможно, имя и описание нового персонажа художественного произведения, возможно, новая формула в учебнике по физике.

Делая такие остановки, вы будете лучше запоминать прочитанное, следовательно, скорость чтения, которая, как вы уже знаете, должна быть не в ущерб пониманию, повысится. Название «Сбор урожая» придумал автор книги «Скорочтение на практике. Как читать быстро и хорошо запоминать прочитанное», проведя некоторые аналогии с сельским хозяйством [П. Палагин, 2015].

Поиск слова

Тут нужно упражняться в поиске слов примерно так, как ранее в предыдущих упражнениях мы упражнялись в поиске цифр. «Загадываете» любое слово из текста и ищите его на странице. Это могут быть предлоги «в», «и», «на» и другие, которые попадаются в тексте постоянно.

Или это может быть какое-то слово из заголовка статьи, например, «эпистемологический», которое употребляется чуть реже, чем предлоги. Это не имеет значения, потому что значение имеет быстрый поиск слова без чтения всего текста, что невозможно без навыка «скольжения» по центру текста, который таким образом и отрабатывается.

Поиск слов на букву

Упражнение сходно по сути с предыдущим, но тут мы ищем все слова в тексте на определенную букву. Например, сначала ищем все слова, которые начинаются на «а», потом – на «б», затем – на «в» и далее по алфавиту. Полезно разнообразить упражнение текстами на иностранных языках и поискать слова на буквы латинского алфавита.

«Указка»

Берете ручку, карандаш или любой другой предмет, который может выполнить роль указки, и ведете им по тексту, который читаете. Лучше, если движение «указки» будет равномерное, без рывков и остановок. Это упражнение отучает вас от регрессии или возвратных движений глаз к уже прочитанному тексту. А по мере увеличения скорости движения «указки» повышается и скорость чтения, и скорость восприятия текста.

Кстати, так вы можете не только тренироваться сами, но и тренировать ребенка. Вы будете задавать скорость, а задача вашего наследника успевать за вами. Разумеется, скорость следует наращивать постепенно.

«Шторка»

Тут вам понадобится линейка или длинная полоска бумаги, которой можно будет закрывать строчку сразу, как вы ее прочитали, будто «шторкой». Это упражнение аналогичным образом направлено на избавление от регрессии, потому что вашему взгляду просто некуда возвращаться – текст закрыт! Если вы все же не успели что-то запомнить, а текст очень важен, например, для экзамена, обязательно вернитесь к этому тексту еще раз, но уже когда закончите тренировку на скорочтение.

«Половина строки»

Это замечательное упражнение выполняет сразу две задачи. Во-первых, отучает вас от возвратных движений глаз к уже прочитанному тексту. Во-вторых, расширяет поле зрения, поневоле подталкивая к тому, чтобы «видеть» следующую строчку, а не только ту, которую вы сейчас читаете.

Суть упражнения в том, чтобы закрыть верхнюю половинку букв строчки и читать, догадываясь о написанном по начертаниям нижней части букв. В таких жестких условиях вы поневоле будете заранее «захватывать» взглядом нижнюю строчку до того, как закроете ее наполовину для чтения. Восприятие смысла в условиях неполной информации в принципе полезно для развития когнитивных способностей.

«Решетка»

Практически все вышеперечисленные задачи решает и упражнение «Решетка», только часть текста зарывается не по горизонтали, а по вертикали. Вы точно так же не будете видеть часть букв, а то и некоторые буквы целиком, но должны понять текст полностью:

Что такое скорость чтения. Смотреть фото Что такое скорость чтения. Смотреть картинку Что такое скорость чтения. Картинка про Что такое скорость чтения. Фото Что такое скорость чтения

К слову, это упражнение очень рекомендуется детям, поэтому и тексты под «Решетку» обычно подбираются из сказок.

Анаграммы

И еще одно упражнение, которое предназначено скорее для детей, чем для взрослых, хотя и взрослые тоже вполне могут потренироваться. Анаграммы – это слова, зашифрованные методом перестановки букв. Например, по буквам «лвьица» нужно прочитать слово «львица», по буквам «хоширой дург» понять словосочетание «хороший друг. Больше примеров можно найти в статье «Игры и тексты на русском языке – скорочтение с помощью анаграмм» [Е. Калачикова, 2017].

«Карандаш в зубах»

На самом деле, для этого упражнения подходит любой предмет, который можно зажать в зубах. Главное, чтобы он был чистым. Цель упражнения заключается в подавлении артикуляции, которая невольно возникает, когда мы читаем и как бы проговариваем текст про себя. Это снижает скорость чтения, и избавившись от этой привычки, вы уже начнете читать быстрее.

«Читай и пой»

Еще одно упражнение на подавление артикуляции и субвокализации или мысленного проговаривания текста «про себя» заключается в параллельном чтении и пении. Когда читаете что-либо, пробуйте напевать какой-нибудь мотив, можно самый простой вроде «ля-ля-ля». Если полагаете свои вокальные данные недостаточными даже для такой простой задачи, изучите наш курс «Развитие голоса», где один из уроков посвящен пению, а пока просто считайте вслух.

«Барабанная дробь»

Как вариант, отвлечься от попыток субвокализации и артикуляции можно, выстукивая барабанную дробь, когда читаете текст. Как и в предыдущем упражнении, важно не потерять концентрацию внимания на содержании текста. Если не знаете, что выстукивать, вам в помощь нотная запись специального ритма для подавления субвокализации:

Что такое скорость чтения. Смотреть фото Что такое скорость чтения. Смотреть картинку Что такое скорость чтения. Картинка про Что такое скорость чтения. Фото Что такое скорость чтения

Или же можно попытаться «снять» этот ритм на слух по аудиозаписи:

Чтение под музыку

Вы любите джаз? Тогда самое время вспомнить любимые композиции, поставив их в качестве «фоновой» музыки, когда читаете. Сложный ритм и рисунок мелодии отвлекут вас от проговаривания «про себя» не хуже, чем карандаш в зубах и устный счет, вместе взятые.

«Штурм»

Тут вам предстоит практически в прямом смысле слова «штурмовать» текст. Засекаете 30 секунд и за это время пытаетесь понять суть заметки, занимающей одну страницу текста формата А4. Понятно, что прочитать такой текст полностью «с чувством, с толком, с расстановкой» за полминуты нереально, поэтому вашему взгляду нужно приспособиться, чтобы охватить как можно больше текста с минимальным количеством скачков, а вашему мозгу исхитриться, чтобы «выловить» суть написанного «в общем и целом».

Чтение «под углом»

И, наконец, если все вышеперечисленное кажется вам утомительным, вы можете сделать первый шаг совсем легко, просто повернув книгу под углом 45 градусов и пытаясь читать, как обычно. Главное, не наклоняйте голову. Если получилось, пробуйте читать под углом 90 градусов и больше, пока не дойдете до 180.

Когда научитесь читать текст «вверх ногами», в обычном положении вы начнете читать и воспринимать написанное гораздо быстрее. Запаситесь для этого упражнения печатными текстами, потому что телефоны и планшеты имеют функцию «компас» и автоматически поворачивают текст на экране так, чтобы облегчить вам чтение.

Отдельно хотелось бы остановиться на такой теме как обучение скорочтению детей. Большинство методических рекомендаций сводится к тому, что обучать детей скорочтению по методикам для взрослых стоит с 14 лет или даже позже [Advance, 2018]. Когда мы видим что-то наподобие «скорочтение для дошкольников – упражнения скачать бесплатно» или «упражнения для скорочтения (2 класс) скачать бесплатно», тут подразумеваются тренировки чтения на скорость, а не скорочтение как таковое.

Мы все знаем, что для каждого класса существуют свои нормативы на скорость чтения, в которые желательно «укладываться» просто для того, чтобы ребенок успевал осваивать школьную программу без ущерба другим сторонам жизни: спорту, отдыху, прогулкам и играм с друзьями. В частности, во 2 классе в первом полугодии дети должны читать 40-50 слов в минуту, во втором полугодии – уже 50-60 слов в минуту [Рedsovet, 2017].

Наиболее важным во всех отношениях является первый класс. Здесь закладываются основы будущих знаний и навыков на все последующие годы учебы. Кроме того, в течение первого класса необходимо научить читать тех детей, кто почему-либо не научился читать до того, как пошел в школу. В этом плане весьма интересен тренажер по чтению для первоклассников, разработанный на основе метода Льва Толстого [Т. Воробьева, 2019]. Все эти упражнения для скорочтения для 1 класса можно скачать бесплатно.

Дополнительно мы рекомендуем книгу для детей «77 упражнений для увеличения скорости чтения» [О. Крупенчук, 2009]. А закрепить навыки быстрого чтения на практике вашим детям поможет сборник «200 текстов для обучения скорочтению. Тренажер для автоматизации навыка» [Г. Абдулова, 2019].

И мы не устаем напоминать, что в чтении важна не только скорость, но и понимание смысла прочитанного. Попытайтесь потренировать своих детей на скорость и точность восприятия, предложив почитать загадки-обманки. Там так и хочется читать и давать ответ быстро, потому что рифма «напрашивается» сама собой, но она… неправильная [ЛогикЛайк, 2019]. Например, вот как не закончить строчку «Вышел зайчик погулять» словами «Лап у зайца ровно пять»? Тем не менее нужно учить малышей вникать в смысл написанного, а не просто бездумно читать на скорость.

Напоминаем, что мы ждем вас и ваших детей от 14 лет и старше на нашем кратком курсе «Скорочтение» и полной программе «Быстрое чтение». Желаем, чтобы вы всегда успевали прочесть все, что вам нужно и хочется. И просим ответить на вопрос по теме статьи:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *