Что такое скоростной барьер

2. «Скоростной барьер»: причины возникновении и способы его устранения

После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий.

Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями, вследствие применения одних и тех же методов, методических приемов, средств и условий занятий. В результате возникают условия к образованию двигательного динамического стереотипа, т.е. стойкой системности нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Это приводит к стабилизации скоростных параметров движений.

Для предупреждения «скоростного барьера» на занятиях с начинающими не следует спешить с узкой специализацией и использовать средства и методы при их широкой вариативности, проводить всестороннюю предварительную физическую подготовку на протяжении многих лет.

Основная задача подготовки начинающих состоит в том, чтобы не специализируя спортсмена в каком-либо одном упражнении, а применяя иные средства и широко их варьируя, добиваться относительно высоких результатов.

В тренировке квалифицированных спортсменов: на определенных этапах уменьшается объем работы в избранном виде скоростных упражнений и увеличивается удельный вес скоростно-силовых и других обще-подготовительных и специально-подготовительных упражнений.

Для преодоления скоростного барьера в занятия необходимо включать упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы.

1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.

Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений:

а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях);

б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.);

в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.);

г) применяют дозированно внешние силы, действующие в направлении перемещения (например, механическую тягу в беге).

2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.

Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.).

Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.

Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.

3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений.

Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.). Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик, даже у специализирующихся в видах деятельности скоростного характера.

во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений;

во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений.

Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.

В ряде случаев целесообразным оказывается прекращение на некоторое время занятий в избранном виде спорта и переключение на иные виды физических упражнений, с помощью которых можно повысить уровень скоростных способностей.

Если стабилизация скорости все же наступает применяются специальные приемы «ломки» скоростного барьера и приемы ослабления его.

В основе приема «ломки» скоростного барьера лежит создание таких дополнительных условий, которые способствовали бы превышению предельной скорости. Например:

бег вниз по наклонной дорожке,

бег с использованием механической силы,

метания облегченных снарядов,

метания облегченных снарядов поочередно с утяжеленными.

При этом не следует излишне облегчать условия. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы спортсмен мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.

Приемы ослабления скоростного барьера основаны на том, что с прекращением упражнения время угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различно. В частности, пространственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основные упражнения, скоростной барьер может исчезнуть, пространственные же черты техники движения сохранятся.

Источник

Как развить скорость в беге на длинные дистанции

Существует множество способов развить скоростные качества в беге на средних и длинных дистанциях. О секретах скоростного бега рассказывает восьмикратная чемпионка ультрамарафона Comrades Marathon и четырёхкратная победительница Two Oceans Marathon Елена Нургалиева.

Что такое скорость, и от чего она зависит

Быстрота или скорость – способность человека выполнять двигательные действия за минимальное время. Скоростные реакции делятся на две группы: простые и сложные.

К простым относится реакция спортсмена в момент стартового выстрела или свистка арбитра. К сложным – реакция на внезапные действия соперника в единоборствах или моментальную смену ситуации в горнолыжном спорте.

Бегунам на длинные дистанции помогает победить более сложная форма – скорость выполнения целостных двигательных действий. Именно о ней и пойдёт речь.

С точки зрения физиологии на быстроту влияет то, как часто поступают нервно-мышечные импульсы, как быстро мышцы переходят из фазы напряжения в фазу расслабления и обратно, а также способны ли мышечные волокна быстро включиться в работу и насколько синхронно они это сделают.

Лучше всего скорость развивается в возрасте от 7 до 11 лет. Причём не обязательно от занятий лёгкой атлетикой. Любой вид спорта окажет положительное влияние на развитие скорости. В дальнейшем это даст преимущество спортсмену, и его результаты будут улучшаться в более зрелом возрасте.

Если в школе хорошо поработать над развитием скорости, то с возрастом будет проще выбрать род деятельности, – отмечает Елена. – Либо ты пойдёшь в спринт, либо в средние или марафонские дистанции. В школе я не понимала, почему среди одноклассниц постоянно приходила третья, четвёртая или пятая, хотя старалась изо всех сил. Уже потом я поняла, что есть прирождённые спринтеры, а есть стайеры.

Если честно, я не верю, когда люди занимают призовые места и говорят, что ничем не занимались в детстве. У нас с сестрой была серьёзная лыжная база и физический труд. Без физической подготовки в школе будет очень сложно. Либо должен быть огромный талант, – подчёркивает спортсменка.

Как тренировать скорость бегунам на средние и длинные дистанции

Скорость довольно трудно развивать. Кроме того, это двигательное качество с возрастом ухудшается в первую очередь. Чтобы бежать быстро, нужно не только работать над скоростными качествами, но и совершенствовать силовые, скоростно-силовые способности, скоростную выносливость, технику движений и многое другое.

Основных методов развития скорости три:

Метод строго регламентированного упражнения заключается в том, что все действия выполняются с максимальной скоростью. Это круговые тренировки по общей физической подготовке и прыжковые работы. Также в этом методе используют упражнения, где чередуются движения с высокой и небольшой интенсивностью.

Что такое скоростной барьер. Смотреть фото Что такое скоростной барьер. Смотреть картинку Что такое скоростной барьер. Картинка про Что такое скоростной барьер. Фото Что такое скоростной барьер

Тренировки на развитие скорости на средних и длинных дистанциях

Интервалы

Тренировки на развитие скорости для марафонцев и бегунов на средние дистанции примерно одинаковые. И те, и другие используют в своей подготовке интервальные работы, где нужно ускоряться как на коротких, так и на длинных отрезках.

Я использую интервалы, чтобы «пробить» скорость. Например, если буду просто бегать кроссы, то не смогу пробежать километр по 3:20. А при помощи ускорений можно сдвинуть себя к этому рубежу.

Интервальные тренировки имеют разные варианты:

Например: ускорение один километр в темпе 3:45, между повторениями отдых пять минут. У каждого тренера свои секреты и особенности.

Для новичков я даю тестовые работы. Например, нужно пробежать 200 м за определённое время. И уже от этих цифр отталкиваюсь. Если он справляется, на следующей тренировке даю уже более длинные отрезки с той же скоростью!

Для тех, кому скучно бегать интервалы, есть альтернатива – горочки. Нет, это не бег в гору, хотя так скорость тоже неплохо развивается. Горочка – это когда бежишь сначала ускорение 1 км, потом через отдых 2 км и затем 3 км. Всё это за одну серию, а их может быть несколько. Вариаций по длине отрезков и по времени отдыха множество. Требование одно: каждую следующую серию нужно бежать на пару секунд быстрее предыдущей.

Когда справляешься со своими отрезками, со своими планами, появляется азарт. Перед каждой тренировкой жду, что меня ожидает, и смогу ли я её выполнить. По результатам занятия становится понятно: набираешь ли ты форму, и всё ли идёт по плану.

Темповые

Следующий вид тренировок на развитие скоростной выносливости – темповые. Они проводятся в соревновательном темпе или чуть выше его. Например, если вы готовитесь пробежать 10 км в темпе 4:15, то на тренировке нужно пробежать 5 км в темпе 4:00. То есть более короткие дистанции пробегаются на тренировке с более высокой скоростью.

Фартлек

Ещё один вариант интервальной тренировки – фартлек или игра скоростей. Например: один километр нужно бежать на пульсе 140-145, следующий на пульсе 160-165, или так: минута – ускорение, следующая минута – медленная трусца, или сначала темп 4:00, затем 4:30. Вариантов масса!

Бег в гору

Бег в гору не только делает спортсмена быстрее и сильнее. Он также улучшает технику бега и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Один из вариантов такой тренировки: шесть ускорений вверх по склону. Здесь важно не останавливаться, когда бежишь вверх, а возвращаться вниз лёгкой трусцой, чтобы успеть восстановиться.

Прыжковые упражнения

Ещё один комплекс, который поможет бежать быстрее, – прыжковые упражнения. Это всевозможные прыжки на скакалке, прыжки через барьеры, выпрыгивания из приседа, специальные беговые упражнения в горку, прыжки по лестнице и так далее. Они тренируют взрывную силу, которая поможет сделать стартовый и финишный рывок.

Общая физическая подготовка (ОФП)

И последний, но не менее важный способ развития скорости – ОФП.

– Перед тем, как пробежать марафон во Франкфурте за 2:29, у меня после спортзала руки и ноги тряслись от усталости. Я даже ходить не могла. Мы делали круговые тренировки по несколько серий: качали пресс, отжимались, прыгали, и всё это на скорости. Это очень тяжело, но эффект был хороший.

Если вы хотите развить скорость при помощи ОФП, нужно делать упражнения в быстром темпе и качественно. Для стайеров вовсе не обязательно использовать штанги и гантели. Собственного веса будет достаточно.

Что такое скоростной барьер. Смотреть фото Что такое скоростной барьер. Смотреть картинку Что такое скоростной барьер. Картинка про Что такое скоростной барьер. Фото Что такое скоростной барьер

Что такое «скоростной барьер», и как его преодолеть

Может случиться так, что при систематических тренировках результат не будет улучшаться. Это и есть «скоростной барьер». Он возникает из-за многократных повторений одних и тех же упражнений. Чтобы его преодолеть, нужно немного разнообразить тренировки:

Также из стагнации помогает выйти чередование методов развития скорости. Принимайте участие в спортивных играх, устраивайте контрольные тренировки, соревнуйтесь с друзьями. Так результат будет проще сдвинуть с мёртвой точки.

Факторы, влияющие на скорость бега

Скорость бега во многом зависит от показателя МПК (максимального потребления кислорода). Улучшить его помогают тренировки в условиях гипоксии. Это могут быть работы в горах, когда спортсмен работает на недовосстановлении и недостатке кислорода. После трёх недель таких тренировок на равнине бежится намного легче и быстрее. Такой вот естественный допинг.

Для тех, у кого нет возможности уехать в горы, спортивные медицинские центры предлагают тренировки с искусственной гипоксией. Аппарат создаёт условия гипоксии и помогает спортсмену увеличить показатель МПК.

Также существуют специальные палатки, где искусственно нагнетается воздух, и можно создать условия среднегорья и даже высокогорья. Спортсмены в таких палатках могут отдыхать днём между тренировками и даже ночевать.

Но есть ещё и третий вариант – похудение. МПК – количество кислорода, которое распределяется на всю массу тела. Соответственно, чем меньше вес, тем выше МПК. Да и условия гравитации никто не отменял: телу с большим весом нужно больше сил, чтобы передвигаться.

– Перед Франкфуртом я похудела на четыре килограмма. Тогда я как раз попала в свой беговой вес и смогла хорошо пробежать. Существуют даже приблизительные таблицы, как сильно ты улучшишь результат на марафоне, скинув несколько килограммов.

Но не стоит увлекаться похудением, ведь есть такое понятие, как беговой вес. Если масса тела меньше этого веса, то в организме начинается распад собственных мышц. В таком случае о новых рекордах речи быть не может.

Также не стоит забывать, что марафон – это метаболически зависимая гонка. Результат в нём зависит не только от высокого МПК и маленького веса. Прежде всего, победа в забеге – показатель того, как организм экономит и рационально использует свои запасы.

6 советов для тех, кто хочет бегать быстрее

1. Составляйте тренировки планомерно: от маленьких скоростей и объёмов к высоким. На высоких скоростях мышцы закисляются, в них образовываются новые миофибриллы и митохондрии, которые помогают бежать быстрее и дольше. Если тренировки выстроены неправильно, они, наоборот, сжигаются, и прогресса нет.

2. Чередуйте интенсивные тренировки с отдыхом. На истощении невозможно сделать скоростную работу и добиться результатов. Восстановление крайне необходимо в тренировочном процессе.

3. Сокращайте отдых между интервалами по мере набора формы. Но не забывайте, что перерывы в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить следующее упражнение с такой же скоростью, как предыдущее.

4. Тренируйтесь регулярно, иначе наработанная скорость уйдёт.

5. Выполняйте упражнения на развитие скорости при пульсе не менее 90-95% от вашей максимальной частоты сердечных сокращений.

6. Адекватно оценивайте свои физические способности. Сразу вы не сможете пробежать четыре раза по 5 км. Это будет возможно только после подготовительных работ.

Первые сдвиги начнутся через месяц после начала тренировок, и каждую неделю скорость будет увеличиваться.

Источник

Тренировка с целью преодоления скоростного барьера.

АВТОР. Юрген Шиффер.
Кандидат наук, заместитель директора Центральной библиотеки Университета Кельна и редактор Отдела документации Вестника ИААФ.

Введение.

Аксиома, что спринтерами рождаются, а не становятся, все еще популярна среди многих тренеров. Однако замечания относительно скоростных качеств, которые являются унаследованными способностями и которые невозможно существенно повысить, не являются достоверными. Нет сомнений, что природные качества, унаследованные от предков, имеют существенное значение, однако спринтерские достижения могут быть улучшены при использовании современных методов тренировки. Тем не менее, применение методов развития скоростных возможностей представляет существенные сложности. Такие методы включают бег с максимальной скоростью, тренировку скоростной выносливости, развитие силы и мощности и специальную психологическую подготовку.
Одной из главных трудностей, стоящих перед тренерами и спортсменами, является преодоление так называемого «скоростного барьера», который невозможно ликвидировать лишь с помощью увеличения объема тренировочных средств. Задачей данной статьи является обзор средств тренировки, используемых в спринте, что может положить началу общей дискуссии на страницах нашего журнала. Мы представляем описание характеристик «скоростного барьера», а также разнообразных тренировочных средств, направленных на его преодоление.

Скоростной барьер.

При использовании специальной скоростной программы необходимо подбирать специальные методы и упражнения специфичные для данного вида легкой атлетики, особенно при возрастании спортивного результата и общего объема используемых средств. Программа должна рассчитываться таким образом, чтобы постепенно использовать средства общей подготовки с последующим переходом к специальной тренировке. Для спринтеров такими специальными средствами будут являться скоростные пробежки на коротких (20-80 м) и длинных (150-300 м) отрезках при этом, чтобы достигать эффекта количество повторений должно быть значительным (Tabachnik, 1992). Бег с максимальной скоростью является основным методом подготовки в спринтерском беге и его необходимо применять во всех фазах тренировочного процесса (Dare & Kearney, 1988).
Однако значительное повторение тренировочных упражнений создает динамический стереотип в центральной нервной системе. Основой этого феномена, который именуется «скоростным барьером», является монотонное повторение тренировочных отрезков, вызывающих физическое и психологическое утомление. Таким образом, происходит стабилизация скоростных возможностей, что не способствует их дальнейшему совершенствованию (Tabachnik, 1992).
Типичными характеристиками «скоростного барьера» являются стабильные показатели пространственных, временных и частотных характеристик движения. Это означает, что спортсмен не может улучшить свои скоростные качества, несмотря на совершенствование силы, гибкости и даже времени реакции (Kurz, 2001). Определенная ритмовая структура бегового шага формируется на основе постоянно используемых тренировочных средств (Borzov, 1983). Наиболее неприятное проявление «скоростного барьера» происходит у молодых спортсменов, которые начинают специфическую подготовку слишком рано, не достигнув определенного уровня общефизического развития (Kurz, 2001).
Таким образом, тренеры сталкиваются с определенным парадоксом: для того чтобы развить максимальную спринтерскую скорость, необходимо повторять пробежки с максимальной скоростью бега, но постоянное применение этого метода, как правило, ведет к стабилизации скоростных возможностей. Теория тренировки определяет, что избежать образования «скоростного барьера» можно при использовании специальных вспомогательных средств, а также применяя разнообразные и контрастные средства подготовки.

Разнообразие и контрасты.
Описание.
Другим методом преодоления «скоростного барьера» является использование разнообразных и контрастных методов тренировки. Такой подход основывается на том положении, что центральная нервная система забывает различные характеристики динамического стереотипа. Пространственные характеристики (или форма движения) запоминаются дольше, чем временные параметры (скорость и время движения). Если скоростные упражнения выполняются не в соответствующее время, память временных характеристик связей бегового движения при определенной скорости бега могут нарушиться. Необходимо 10-14 дней после прекращения скоростной тренировки, чтобы скорость спортсмена заметно упала. Если спортсмен не выполняет скоростных упражнений в это время, отдыхая, или выполняя другую работу, скорость может падать (Kurz, 2001).
Согласно исследованиям Jakarski (2000), комбинация позитивной и негативной помощи тренировки в беге с последующим пробеганием отрезка с максимальной скоростью является хорошим средством создания нервно-мышечной модели. Используя этот метод, можно совершенствовать специальные сило10 вые качества. Упражнения для создания усложненных условий следующие:
• Бег в гору;
• Бег по песку или в воде;
• Бег с отяжеленным поясом;
• Бег с санками, с грузом или парашютом.
Рациональное использование затрудненных условий помогает спортсмену превосходить обычные усилия для продвижения вперед, что помогает развивать силу мышц с целью увеличения длины шагов.
Такие упражнения позволяют включать большее количество мышечных волокон и увеличивать нервную активацию. Впоследствии такое положение позволяет использовать произведенные изменения для увеличения скорости бега (Cissik, 2005).
Необходимо помнить, что малое повторение контрастного метода не может привести к немедленному результату. Спринтеры должны использовать контрастную тренировку два раза в неделю в течение периода в шесть-восемь недель. Необходимо использовать при этом значительные интервалы восстановления, поскольку нервная система восстанавливается дольше, чем сердечно-сосудистая. Для нормального восстановления после контрастной тренировки требуется обычно 72 часа.
Опасность.
Как сообщает Letzelter (1995): «Соревновательное упражнение с дополнительной нагрузкой является наиболее специфичным среди специфичных упражнений. В спринте это бег с тягой сзади. Определенных рекомендаций по длине отрезков и величине тяги пока недостаточно. Также пока нет достаточно определенных исследований по характеру кинематических и динамических характеристик таких упражнений и их влияние на совершенствование скоростных качеств».
В исследовании Lockie, Murphy & Spinks (2003) изучалось отягощение в спринтерских пробежках на 15 метров с тягой сзади в 12.6% и 32.2% от веса тела. При тяге сзади в 32.2% скорость бега снижалась почти на 23%, длина шага уменьшалась на 24%, наклон тела увеличивался на 15%, а время контакта с поверхностью дорожки на 20%. Эти данные подтверждаются исследованиями (Letzelter, Sauerwein & Burger, 1995), которые определили, что нагрузка в 2.5, 5 и 10 кг у женщин спринтеров не только замедляет скорость бега, но изменяет длину и частоту шагов. Авторы также отмечают, что время отталкивания увеличивается, а также изменяется наклон туловища вперед.
Данные исследования показывают, что бег с сопротивлением ведет к нарушению биомеханических характеристик спринтерского бега. Cissik (2005) рекомендует использовать такие упражнения нерегулярно и с небольшим отягощением, соблюдая следующие рекомендации:
1) Вес отягощения не должен снижать скорость бега более чем на 10%, в противном случае механика бега нарушается;
2) Бег с отягощением проводится на отрезке 15-20 метров с последующим продолжением бега него на 2025 м;
3) Соблюдение правильной техники бега должно находиться под постоянным наблюдением тренера.
При тренировке начинающих спринтеров использование тяги сзади не рекомендуется, это упражнение только для спортсменов, имеющих высокую квалификацию. Есть два теоретических обоснования этого положения. Во-первых, как показывают исследования, сопротивление влияет на параметры шага у молодых спортсменов, пока не сформировалась определенная модель. У опытных спринтеров не может быть стойких изменений в кинематике и динамике техники бега после кратковременных воздействий. Во-вторых, не логично применять специальные упражнения для тех спортсменов, которые не оптимизируют усилия без предварительной специальной силовой подготовки. Некоторые тренеры сообщают о кратковременном улучшении результатов у квалифицированных спортсменов, но общий потенциал, должен все же развиваться на основе общефизической и специальной подготовке (Sheppard, 2004; Made, 2007).
Тренировка с использованием тяги и на тредбане.
Все вспомогательные методы используются при применении специальных тяговых устройств, а также на тредбане. Далее представляются некоторые такие методы.
История использования тяговых устройств.
Первые упоминания об использовании тяговых устройств относятся к 1920м годам в эпоху Пааво Нурми. Первым тренером, активно использующим такой метод подготовки, был австралиец Хенслей, который в 1950-х годах работал со спринтерами и средневиками, он постоянно искал новые способы развития скоростных качеств. В частности, он применил метод лидирования спортсмена за автомобилем.
Как тренер и физиолог Хенслей знал, что одним из способов развития скорости бега является улучшение соотношения частоты и длины беговых шагов. Хенслей считал, что бег с тягой будет способствовать развитию специфических импульсов из коры головного мозга, что поможет сформировать оптимальную модель бегового шага. Тренировка с использованием тяги позволила австралийскому тренеру подготовить спортсменов высокого класса. Начиная с 1956 года, во многих странах стал использоваться этот метод совершенствования скоростных качеств (Miller, 1984). Как сообщают Dintiman et al (1998), использование тяги позволяет улучшить соотношение частоты и длины беговых шагов и повысить достижение в беге на 40 ярдов до 0.6 сек.
Однако, несмотря на теоретические рассуждения относительно положительного влияния применения метода положительной тяги, некоторые тренеры категорически отказываются от использования вспомогательных методов тренировки. Например, Francis (1997) считает, что бег со сверхмаксимальной скоростью «опасен из-за перенапряжения мышц, и он не уверен в том, что этот метод приносит позитивные сдвиги в соотношении длины и частоты шагов». Единственный способ, который применяет этот автор – это бег с помощью ветра.
Резиновые тяги.
Резиновая тяга позволяет выполнять спринтеру более длинные и быстрые шаги на отрезке в 40 м, достигая скорости спортсменов мирового класса. Резиновый жгут длиной 6-7.5 м прикрепляется к поясу спринтера. Противоположный конец тянет другой человек или он прикрепляется к дереву или штанге футбольных ворот, что позволяет спортсмену тренироваться в одиночку. Жгут предварительно растягивается и спринтер совершает пробежку с повышенной скоростью (Dintiman et al., 1998).
Упражнения с резиновым жгутом:
1) Один конец укрепляется к штанге футбольных ворот, другой на поясе спринтера. Спортсмен растягивает жгут, отходя назад на 20 метров. Затем он выполняет 3-4 пробежки со скоростью в 3/4 от максимальной, после этого он отходит еще на 4-7 метров и пробегает отрезок с максимальной скоростью.
2) Последнюю часть отрезка можно выполнять, обращая внимание на высокое положение бедра. Тренировка с целью преодоления скоростного барьера.
3) Спортсмен выполняет 4-5 пробежек с интервалом отдыха в 3 минуты. При этом скорость пробежек должна быть быстрее на 0.5 сек на отрезке в 40 метров. Для этого требуется незначительное натяжение резинового жгута.
4) Спортсмен выполняет пробежки с тягой вместе с партнером более высокой квалификации.
5) Спортсмен выполняет специальные упражнения через расположенные на дорожке предметы на расстоянии между ними на 60-90 см короче, чем его оптимальная длина шага. Спринтер выполняет пробежки также с максимальной частотой шагов.
6) Резиновый жгут фиксируется на поясе одного спринтера, а другой конец укрепляется сзади другого. Второй спринтер начинает бег с сопротивлением, а затем останавливается, при этом первый атлет выполняет бег с облегчением. Таким образом, спортсмены выполняют 23 смены. Это упражнение выполняется не при полном восстановлении и должно производиться в конце тренировочного занятия (Dintiman et al., 1998).
Предосторожности при выполнении упражнений с резиновой тягой:
1) Необходимо проверить целостность резинового жгута. Если будут замечены трещины или иные повреждения, то жгут необходимо заменить.
2) Состояние пояса спортсменов должно быть надежным.
3) Крепление жгута к поясу спортсмена должно быть надежным.
4) Ожидание начала бега при растянутом жгуте должно быть кратковременным.
5) Разница в весе двух спортсменов при выполнении совместных упражнений должна быть минимальной.
6) При развязывании креплений или порыва жгута существует значительная опасность поучения травмы.
7) Начинать работать с использованием резинового жгута необходимо без шипов, их можно применять только в том случае, когда спортсмены полностью приспособились к этой работе.
8) Применять бег с использованием резиновых жгутов можно только на мягкой травяной поверхности (Dintiman et al., 1998). Приспособление для бега со сверхмаксимальной скоростью.
Такое приспособление применяется с использованием системы рычагов. Шкив фиксируется на каком-либо предмете в зале или на стадионе. Один конец жгута фиксируется на поясе спортсмена, а другой через шкив крепится сзади другого. Таким образом, второй спортсмен дает ускорение партнеру, передвигаясь вперед. При использовании этого метода необходимо проявлять осторожность из-за возможно слишком большого тянущего усилия, что как определялось раньше, не приносит желаемых сдвигов из-за нарушения техники (Dintiman et al., 1998).
Спринт на тредбане.
Как считают Dintiman et al., (1998), бег на тредбане является прекрасным средством совершенствования скоростных возможностей бегунов на короткие дистанции. При такой тренировке необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1) Спортсмены должны проводить специальную разминку, перед тем как использовать тредбан.
2) Необходимо использовать специальную подвеску, но так, чтобы она не мешала движениям рук. Помощники должны страховать спортсмена с двух сторон тредбана.
3) Необходима одна неделя предварительной подготовки в беге на тредбане.
4) Перед спринтерской работой необходимо выполнить 6-8 пробежек с целью разминки и приспособления к специальным условиям. Максимальная скорость достигается в течение 2 секунд разгона ленты тредбана.
Такая тренировка должна проводиться после ряда экспериментов и выяснения эффективных параметров нагрузки.
Dintiman et al., (1998) считают, что тренировка на тредбане может вызвать некоторые проблемы. В момент нахождения на опоре возможно замедление движения ленты тредбана, такой эффект особенно заметен, если вес спортсмена превышает 90 кг. Специальная работа на тредбане должна выполняться только после определенного периода адаптации. В этот период спортсмен привыкает к эффекту торможения движения ленты в период опоры. После многочисленных попыток спортсмены могут выполнять бег с максимальной скоростью и не испытывать неудобств в тренировке. В настоящее время проводятся специальные исследования по эффективности тренировки на тредбане с целью развития специальных спринтерских качеств.
Все методы тренировки и специальные приспособления описаны в работах Dintiman, Ward & Telles (1998) и Faccioni (1994). Более детальные исследования проведены Koszewski (2000) и Letzelter (2001). В заключение необходимо отметить, что эффективная подготовка с использованием вспомогательного оборудования должна проводиться только с высококвалифицированными спортсменами. Это означает, что координационные возможности спринтеров должны быть на очень высоком уровне (Mouchbahan, Gollhofer & Dickhuth, 2004).

По материалам Легкоатлетического вестника IAAF. 1-2.2011. 14.11.2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *