Что такое скрипка соло
Тема: Скрипичное соло в оркестре
Опции темы
Поиск по теме
Уважаемые коллеги! Поделитесь, пожалуйста, своими познаниями в области оркестровых трудностей!
Какие скрипичные соли считаются одними из самых-самых?
Какие из них требуется озвучить на конкурсе на концертмейстера оркестра?
Мне вспоминаются такие, как соло из:
«Шахерезада» Римский-Корсаков
«Испанское каприччио» он же
«Жизнь Героя» Рихард Штраус
15 симфония Шостакович
«Лебединое озеро» Чайковский
2 концерт для фп с орк Чайковский
«Аполлон Мусагет» Стравинский
]Уважаемые коллеги! Поделитесь, пожалуйста, своими познаниями в области оркестровых трудностей!
Какие скрипичные соли считаются одними из самых-самых?
Какие из них требуется озвучить на конкурсе на концертмейстера оркестра?
Мне вспоминаются такие, как соло из:
«Шахерезада» Римский-Корсаков
«Испанское каприччио» он же
«Жизнь Героя» Рихард Штраус
15 симфония Шостакович
«Лебединое озеро» Чайковский
2 концерт для фп с орк Чайковский
«Аполлон Мусагет» Стравинский
Стравинский Музыка балетов «Орфей» и «Жар-Птица», Шостакович 9-я симфония и т.д.
Спасибо, будем искать. Еще что можно озвучить?
А что. будет конкурс.
Я думал, так. без конкурса. ))
Попробую поискать.. где-то валялся сборник английский, типа «Оркестровые трудности».
Не обещаю, что найду, но постараюсь.
Когда конкурс-то?
Будем болеть: ШАЙ-БУ, ШАЙ-БУ. ))
Ага, конкурс будет, и произойдет сие знаменательное событие 14 марта. Покорнейше прошу меня в этот день ругать на чем свет стоит
У Чайковского в «Спящей» образ Авроры связан с тембром солирующей скрипки. Как раз Чайковский написал проникновенно лиричное скрипичное соло перед 2-й картиной II акта (антракт). Партия скрипки виртуозна! Солирующая скрипка также появляется и в I и в III актах.
О музыкантах оркестра. Скрипка.
А теперь о струнной группе инструментов.
Для справки:-))) В составе классического симфонического оркестра четыре основные группы инструментов: струнные (струнники), деревянные духовые (дерево), медные духовые (медь), ударные (ударники или стукачи).
В предыдущих постах рассказал о группе деревянных духовых.
Состав группы: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Разрешите представить, его величество скрипка:
— Изя! Почему твоя скрипочка валяется под окном?
— Мама, Вы не поверите.. Я играл, играл гаммы, как вдруг порывом ветра скрипочку неожиданно унесло в форточку.
Наверно нет на свете человека, который не знает скрипку, с её изысканным и утонченным внешним видом, с чарующим певучим тембром, который очень похож на человеческий голос. Не зря так часто можно услышать, что скрипка «поёт» или «плачет». И поверьте, слушая скрипку, Вы можете неожиданно даже для себя заплакать, или ощутить прилив безудержного счастья. Одинаково быстро звуки скрипки поднимут Вам настроение, а через мгновенье заставят страдать и переживать, увлекая за собой, останавливая время и унося в другое измерение. Не зря говорят, что скрипачи играют на струнах души, проникая в самые потаённые уголки сознания.
Скрипачи и скрипачки конечно все разные, но, как правило, очень красивы, особенно скрипачки.:-))). И все они трудоголики, очень хорошо умеющие понимать собеседника и работать в команде. Общаться с ними одно удовольствие, так как мелкая моторика и слаженная координация движений очень положительно сказывается на интеллекте. А ещё, видимо из за того, что без настоящих чувств и переживаний невозможно заставить скрипку «петь» и «плакать», скрипачи и скрипачки умеют искренне любить, и быть верными друзьями. И да, да, они романтики, что порой мешает в обычной жизни.
Какой бы не была мелодия, исполняемая на скрипке, она несомненно относится к лирической музыке. Её выразительное пение может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент. Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно и звонко.
Ну и как обычно, немножко интересных фактов:
— Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
— Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. И даже знаменитый литературный сыщик Шерлок Холмс использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.
— Чтобы сделать скрипку, потребуется более 70 различных деталей из дерева, а основная сложность заключается в изгибах и обработке древесины. В одной скрипке может быть до шести различных сортов дерева, при этом мастера постоянно экспериментируют, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех, а струны для скрипки изготавливают из жил, шелка или металла.
— На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
— Процесс изготовления скрипки окутан множеством легенд и мифов, а разгадать секрет звучания инструментов знаменитых итальянских мастеров не могут и в наше время. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипок Страдивари, пытаясь создать инструменты с подобным звуком, но все тщетно.
Спасибо Всем, кто дочитал до конца. Пишите комментарии, это всегда приятно и интересно.
Как стать первой скрипкой оркестра
Тимоти Ли рассказал, как стать первой скрипкой и построить карьеру в оркестре. Он проработал больше 20 лет в Симфоническом оркестре Цинциннати и является профессором консерватории по классу скрипки.
За плечами Тимоти Ли сольные концерты в Карнеги-холле, выступления на телевидении, радио, участие в фестивалях и конкурсах.
Что делает первая скрипка оркестра
Первая скрипка занимает ведущую роль в коллективе и очень часто является публичным лицом. Она работает в тесной связке с дирижёром. Перед началом выступления они пожимают друг другу руки, после чего скрипач руководит процессом настройки и подаёт дирижёру знак, когда оркестр готов начинать. Первая скрипка исполняет все скрипичные соло и размечает в партитуре все нюансы и штрихи для остальных участников струнной группы.
Почему дирижёр и концертмейстер пожимают друг другу руки
Таким образом дирижёр и концертмейстер демонстрируют уважение и признательность их ролям в оркестре. Если бы дирижёр захотел поздороваться с каждым участником оркестра, это заняло бы целую вечность. Так что этот символический жест рукопожатия с первой скрипкой означает приветствие дирижёра всему оркестру.
Где сидит первая скрипка
Первая скрипка располагается слева от дирижёра на первом стуле (отсюда и её название). Это место позволяет исполнителю быть одновременно в контакте с дирижёром и с остальными музыкантами, передавая им его сообщения.
Тимоти Ли рассказывает: «Все дни недели у меня разные. Репетиционные дни начинаются у нас середины недели. Для каждой программы нужно от трёх до пяти репетиций.
В дни репетиций я встаю очень рано, чтобы успеть дома разыграться. Репетиция идёт с 10 до 12.30. Если есть вторая, она начинается после обеденного перерыва в 14.00 и заканчивается в 16.00. Примерно за 6-8 месяцев до начала репетиций у меня есть ещё одна задача: я должен пройтись по всему репертуару и отметить все штрихи в партии первых скрипок. Это отнимает много времени, особенно если вещь до этого не была разобрана.
На самих репетициях я очень много общаюсь с дирижёром и с другими скрипачами, а иногда и со всей струнной группой. Так мы приходим к единообразию в исполнении. Довольно часто приходится менять штрихи или артикуляцию, для того чтобы справиться с задачей, которую ставит перед нами дирижёр».
Как и многие профессиональные музыканты из оркестра, Лиз работает в консерватории. Он говорит: «Когда у меня нет репетиций, я преподаю студентам и аспирантам в Музыкальном колледже-консерватории Цинциннати. В среднем это 10-14 часов в неделю».
Карьерный рост
Должность первой скрипки — важная веха в карьере скрипача. Большинство музыкантов начинают в небольших региональных оркестрах, в ансамблях, эстрадных оркестрах, в балетных или оперных оркестрах.
Скрипачи могут работать помощником, заместителем первой скрипки, и, наконец, самой первой скрипкой. Конечно, такие должности есть далеко не во всех оркестрах, а только в более-менее крупных.
Образование
Большинство музыкантов в оркестре имеют диплом об окончании четырёх-пяти-летних программ по исполнительской специальности. Некоторые идут дальше и получают научные степени.
«Я не знаю почти никого кто хотел бы стать именно первой скрипкой. Всё происходит не так. С опытом музыкант становится всё более и более искусным. Затем он получает работу, которая подчёркивает его лучшие исполнительские стороны»
Тот кто претендует на роль первой скрипки в обязательном порядке должен одинаково хорошо владеть сольным материалом, справляться с камерной музыкой, и, конечно, знать стандартный оркестровый репертуар. Работа первой скрипки помимо регулярных репетиций с оркестром требует исполнения и сольной, и камерной музыки.
Необходимые навыки
Первые скрипки как руководители оркестра должны иметь много опыта. Лиз рассказывает, что опыт игры в ансамбле очень помогает в оркестре, потому что большая часть общения между исполнителями струнных — это едва заметная коммуникация через переглядывания, определённые телесные движения, специальные жесты.
«Камерному музыканту очень важно уметь общаться и обсуждать свои музыкальные идеи с коллегами. Ему надо быть достаточно гибким и открытым, чтобы пробовать новое. Тоже самое с первой скрипкой: руководство в оркестре обеспечивается теми, кто сидит в первом ряду, поэтому так важно чтобы между этими музыкантами, остальной группой, дирижёром и другими группами было чёткое и ясное взаимопонимание. Что касается особых навыков, первая скрипка должна быть человеком, в котором все чувствуют и признают лидера.
Надо быть гибким и в стиле игры. Первая скрипка должна уметь вначале встроиться в звучание струнной группы, а в следующую секунду вдруг переключиться на своё соло так, чтобы его было слышно на дальних рядах большого зала.
Первой скрипке нужны и обыкновенные человеческие навыки — способность услышать проблемы своих коллег, дать совет или подсказать что-то по звуку, если нужно. Личные проблемы всегда есть и будут в любом оркестре и иногда первая скрипка помогает в них разбираться, задаёт стандарт поведения.
Таким образом, первая скрипка должна быть хорошим слушателем, должна внимательно думать прежде чем что-то сказать и быть тем, кому можно доверить личные, профессиональные и музыкальные проблемы.
Личные качества
Чтобы стать первой скрипкой, нужно иметь определённый склад характера.
«Я совершенно убеждён, что самая важная черта великих первых скрипок это гибкость: гибкость музыкальная, физическая, психологическая. Жёсткость — враг всех музыкантов. Гибкость противостоит закостенелости. Благодаря гибкости мы работаем с максимальной отдачей как в личном, так и в музыкальном плане. При этом музыкант должен быть непоколебим, должен уметь не поддаваться любому давлению. Умение сосредоточиться и не отвлекаться — самая необходимая черта успешного лидера.
«Я совершенно убеждён, что самая важная черта великих первых скрипок это гибкость: гибкость музыкальная, физическая, психологическая. Жёсткость — враг всех музыкантов»
Образ жизни
Первая половина моей недели (с понедельника по четверг) состоит из дневных занятий и репетиций. В субботу и воскресенье у меня тяжёлые вечера, обычно у меня 2-3 выступления в неделю. Бывают иногда исключения, но, как правило, днём у меня репетиции, а по вечерам концерты. Конечно, помимо всего этого у меня должно быть время побыть со скрипкой наедине, подготовиться к репетициям в оркестре и к разным другим сольным и камерным выступлениям.
Как начать карьеру первой скрипки
Первая скрипка становится первой скрипкой после прослушивания, точно так же как и все остальные музыканты оркестра. Многие начинают свой путь в маленьких региональных оркестрах и по мере накопления опыта продвигаются по более престижным должностям.
Трудно ли попасть в оркестр?
Да, трудно. Это требует долгих лет практики в музыкальной школе, частных уроков, прослушиваний, большого опыта выступлений в разных оркестрах. Первая скрипка — самая престижная позиция в оркестре, поэтому тот, кто хочет её занять, должен быть на вершине своего исполнительского мастерства.
Лиз рассказал нам как он стал первой скрипкой: «Моя карьера началась когда я получил место в небольшом оркестре, после окончания Истманской школы музыки со степенью бакалавра. В тот год я играл в четырёх разных коллективах: в ансамбле, в эстрадном оркестре и в двух оперных.
Следующий шаг — должность помощника первой скрипки в Чарльстонском симфоническом оркестре. Два года спустя я стал первой скрипкой в этом же оркестре. За пять лет в Чарльстоне я прошёл восемь прослушиваний (все на главные должности), и на некоторых прошёл в полуфинал, на некоторых — в финал. В последний год моего пребывания в Чарльстоне я был на двух прослушиваниях на первую скрипку с разницей в несколько месяцев: одно было в Симфонический оркестр Нью-Джерси, другое в Симфонический оркестр Цинциннатти. Я стал работать в Цинциннати, и в следующем году буду отмечать с ними свой двадцатый сезон.
Таким образом, на моём пути было несколько прослушиваний, причём именно на руководящие должности (помощник и заместитель первой скрипки, первая скрипка). Ещё с университетских лет я был хорошо знаком с репертуаром оркестровых прослушиваний, а во время учёбы был запасным скрипачом в Рочестерском филармоническом оркестре».
Другие знакомые мне первые скрипки начинали с музыкальных конкурсов, затем решили продолжить карьеру в оркестре. Третьи получили работу сразу в крупных оркестрах, затем решили пройти прослушивания на первую скрипку. Нет единой формулы для карьерного пути первых скрипок, но в нём точно должно быть много упорства и самоотдачи».
Сколько зарабатывает первая скрипка
По данным Adaptistration, в настоящее время максимальная зарплата первых скрипок составляет примерно 622 000 долларов. Первая скрипка с самым высоким доходом играет с Кливлендским симфоническим оркестром.
Конечно, не все получают так много.
«По моему опыту, большинство концертмейстеров получают зарплату на основе процентной шкалы. То есть у большинства оркестрантов есть базовая зарплата — минимальная сумма, которую получает каждый музыкант в оркестре. Первая скрипка помимо этого получает дополнительные проценты в зависимости от их уровня, опыта и умения договариваться.
В США нормой считается платить первой скрипке как минимум в два раза больше базовой зарплаты. Однако в последние пару десятилетий стали платить уже в три раза больше. В некоторых случаях зарплата первой скрипки превышает стандартную в четыре раза! Во всех известных мне случаях первая скрипка это самый высокооплачиваемый музыкант оркестра (не считая дирижёра).
Кроме того, во всех оркестрах, кроме самых маленьких, договор включает в себя заработную плату, оплачиваемый отпуск и медицинскую страховку».
Полезные ресурсы
Orchestra Excerpts — сайт, на котором перечислены все основные отрывки для скрипки (и других инструментов) с нотами и несколькими записями каждого. Полезно для подготовки к прослушиванию.
Musical Chairs — ресурс, где можно найти оркестровые вакансии и информацию о прослушиваниях.
Audition Cafe — еще один сайт со списками вакансий в оркестре.
Как начать карьеру скрипача
Почему первой стала именно скрипка?
Потому что скрипки занимают ведущую роль в оркестре. Струнная группа как правило самая многочисленная, а её участники играют на протяжении почти всего выступления. Поскольку первая скрипка сама по себе является лидером своей группы, то логично, что она стала и лидером оркестра. Кроме того, это связующее звено между оркестром и дирижёром, а они физически находятся близко друг к другу.
Какой самый важный совет вы бы дали тем кто хочет сделать карьеру в оркестре?
Не ограничивайте себя только одним карьерным путём. Лучше потратьте время на то чтобы совершенствоваться в исполнительстве, старайтесь стать как можно более разносторонним и гибким музыкантом. Есть множество разных исполнительских карьер, и каждая может вам что-то дать… Никогда не ограничивайтесь чем-то одним! Ставьте твёрдые цели в своей карьере, но пусть они всегда будут немного шире чем вы изначально задумали.
«Будет гораздо лучше, если на прослушивании вы покажете комиссии, что именно ВЫ можете предложить оркестру как музыкант, а не просто сыграете ноты в правильным ритме с правильными штрихами как запрограммированный робот»
Какую главную ошибку совершают люди, когда пытаются попасть в оркестр?
Очень часто музыканты пытаются выдать в своей игре то, что как им кажется хочет от них слышать конкретный оркестр или комиссия. Они подстраивают свой стиль игры под каждый конкретный оркестр. Будет гораздо лучше, если на прослушивании вы покажете комиссии, что именно ВЫ можете предложить оркестру как музыкант, а не просто сыграете ноты в правильным ритме с правильными штрихами как запрограммированный робот.
У меня огромный опыт работы в таких комиссиях, и я могу сказать, что все, кто занимается прослушиванием, хотят чтобы в их ряды попал самый лучший музыкант. Исполнитель должен сообщать что-то в своей игре каждой деталью, каждым штрихом, вовлекать слушателей в произведение.
Нужно ли быть в хорошей физической форме для того чтобы быть первой скрипкой?
Хорошее физическое состояние будет огромным преимуществом в такой работе. Мы часто испытываем стресс, физическое напряжение, умственное переутомление. С этим проще справляться, если вы будете регулярно делать упражнения на гибкость и концентрацию.
Мы должны быть очень чуткими к тому как ведёт себя наше тело в момент игры, чтобы в нужный момент мы смогли его отрегулировать и продолжить играть в свободной и непринуждённой манере.
Чем ещё вы занимаетесь в своё свободное время?
Я очень люблю делать всякие вещи для дома своими руками и кататься на велосипеде в хорошую погоду.
Вы можете описать одним словом, что принесло вам успех?
Трудно одним словом. Я бы сказал: страсть, упорство и гибкость.
Игра на скрипке подразумевает удерживание инструмента между челюстью и ключицей ( варианты этой позы см. Ниже ). Струны звучат, натягивая смычок поперек них ( арко ) или щипая их ( пиццикато ). Левая рука регулирует длину звучания струн, останавливая их пальцами на грифе, создавая различную высоту тона.
СОДЕРЖАНИЕ
Аксессуары для опоры для подбородка и плечевого упора бывают самых разных стилей и форм, поэтому каждый может найти комбинацию, которая наилучшим образом соответствует его телосложению и стилю игры. Поиск идеальной комбинации в некоторых случаях может быть долгим. Каким бы ни было снаряжение, игрок обычно стремится поддерживать сбалансированное, естественное и удобное положение с прямой спиной, особенно шеей. У многих скрипачей на шее есть красноватая отметина, так называемый «засос скрипки» (или «засос скрипача») от длительного давления в этом месте. Пятно может усугубляться аллергической реакцией на никелирование зажимных приспособлений для подбородочного упора или микробными патогенами, присутствующими на инструменте.
Левая рука: производство высоты тона
Пальцы условно нумеруются от 1 (указательный палец) до 4 (мизинец). В частности, в учебных изданиях скрипичной музыки числа над нотами могут указывать, какой палец использовать, а «0» над нотой указывает на «открытую» струну или игру на струне без изменения высоты звука с помощью левой руки. Второй палец может быть либо «низким», либо «высоким», что соответствует G или G ♯ на струне E в первой позиции. Точно так же первый палец может опускаться на полшага вниз для F, а 3-й и 4-й пальцы поднимаются вверх для A ♯ и C соответственно, как показано на диаграмме рисунков пальцев Борноффа слева. (Образец номер пять может быть таким же, как образец номер три, но на полшага ниже или в «половинном положении».)
На нижнем графике слева показано расположение заметок, доступных в первой позиции. Расположение пальца левой руки зависит от ушей и руки, а не от глаз, то есть оно имеет сильные слуховые и тактильные / кинестетические компоненты, а визуальные ориентиры лишь незначительно полезны. Кроме того (не показано на этой диаграмме), расстояние между позициями нот становится ближе по мере того, как пальцы перемещаются «вверх» (по высоте) от гайки. Синие столбцы по бокам диаграммы представляют обычные возможности для размещения лент для начинающих на 1-м, высоком 2-м, 3-м (и 4-м) пальцах или паттерне Борнофф номер два. Этот конкретный паттерн дает мажорную гамму на струнах A и E, что является естественным началом для простых мелодий, таких как «Twinkle Twinkle Little Star».
Позиции
Верхний предел диапазона скрипки во многом определяется навыками игрока. Опытный игрок может играть более двух октав на одной струне и четырех октав на инструменте в целом. Все ноты, кроме самой низкой и самой высокой, могут быть сыграны на нескольких струнах в разных позициях. То есть, упомянутая выше «высокая» нота си может быть сыграна не только безымянным пальцем на струне E в первой позиции, но также безымянным пальцем в пятой позиции на струне A, в девятой позиции на струне. D-струна и в тринадцатой позиции на стринге.
Скрипачи часто меняют позиции на нижних струнах, иногда к ужасу композиторов и к большому замешательству новичков. Обычно это делается для обработки музыкального пассажа, который в противном случае потребовал бы быстрого переключения (или «пересечения») струн. Это также делается для получения определенного тембра : одна и та же нота будет звучать существенно по-разному в зависимости от того, на какой струне она воспроизводится. Эта «высокая» си при игре на струне E (самой высокой, обычно на металлической струне с одним сердечником) может иметь чистый, даже пронзительный тембр; тот же «высокий» си, сыгранный на струне A, струне D или струне G (обычно обернутые струны, а не моноядерный), может звучать «теплее» или менее абразивно. По этой причине скрипачи часто избегают играть одну ноту на E-струне во фразе нот на A-струне, так как одна нота E-строки будет выделяться другим тембром.
Открытые струны
Двойные остановки и дроны
Вибрато
При использовании вибрато скрипачи колеблются в обратном направлении или ниже по высоте от фактической ноты, поскольку слуховое восприятие способствует более высокой высоте звука в изменяющемся звуке. Вибрато почти ничего не делает, чтобы замаскировать расстроенную ноту. Студентов скрипки, особенно начального уровня, учат использовать ее только на расширенных нотах и / или в моменты эмоционального напряжения. Вибрато может быть трудным в освоении, и на его освоение у студента может уйти несколько месяцев, если не лет.
Гармоники
Гармоники отмечаются в музыке маленьким кружком над нотой, определяющей высоту звука гармоники. Есть два типа гармоник: естественные и искусственные (также известные как «ложные гармоники»).
Традиционная нотация искусственных гармоник использует две ноты на одной ножке: нижняя нота использует круглую головку, представляющую место, где струна сильно остановлена указательным пальцем, а верхняя нота использует открытую ромбовидную головку, представляющую, где струна слегка перемещается. коснулся безымянным пальцем.
Гармоники также редко играют с двойными остановками, где обе ноты являются гармониками.
Правая рука и цвет тона
Техника поклона
Есть несколько методов «атаки» луком, которые производят различные артикуляции; этот список ни в коем случае не является исчерпывающим:
Прямой лук
Пиццикато
Когда в заметке помечено pizz. (аббревиатура от pizzicato ) в письменной музыке на ней играют, перебирая струну пальцем правой руки, а не поклоном. Когда рука с луком занята (или для виртуозного эффекта), можно использовать левую руку; это обозначается знаком «+» (плюс) в музыке. Это позволяет игрокам одновременно играть смычковые ноты, играя на другой струне. Кроме того, некоторые игроки научились играть быстрые пассажи пиццикато двумя попеременными пальцами правой руки. Игроки продолжают играть пиццикато до тех пор, пока не появится указание вернуться в арко (игра с луком).
Скрипач также может дергать струну левой рукой, что обозначается в музыкальных произведениях знаком «+» над желаемой нотой. Пиццикато для левой руки, как правило, менее гибко по высоте звука, чем техника для правой руки, но позволяет правой руке либо оставаться на месте, либо одновременно играть, как был известен композитор и скрипач Никколо Паганини.
Немой
Имея одно и то же название, но с совершенно другой целью, доступны массивные металлические, резиновые или деревянные «тренировочные немы» или «гостиничные немы». Эти приглушения используются для значительного уменьшения громкости во время занятий там, где другие могут беспокоить.