Что такое скрытая левша
Левша или правша?
Ребёнок часто тревожится, плачет по малейшему поводу, кажется вам неуклюжим или ленивым? Чего вы только не пробовали: жалели, ругали, разговаривали, обращались за помощью к воспитателям или педагогам? И ни-че-го! Совершенно ничего не помогает? Это так изматывает, когда пытаешься, крутишься-вертишься и всё — в трубу. В пустую. Так бывает. И бывает достаточно часто, когда, не зная причину происходящего, начинаешь исправлять, подправлять, гнуть в другую сторону. И чем сильнее гнёшь, тем более велика вероятность, что не угадаешь с направлением и сломаешь.
Одна из важнейших характеристик особенностей детей — степень левшества. Не зря определение ведущей руки является ключевой составляющей нейропсихологической диагностики. Эта характеристика говорит о многом: об особенностях развития речи, о выборе того или иного способа приёма, переработки и анализа информации.
С четырёх-пяти лет родители и сами замечают, что ребёнок начал выполнять большинство действий, какой-то одной рукой. До этого возраста ведущая рука может меняться. Например, ложка у ребёнка всегда в левой руке, и рисует он тоже левой. А если не всё так явно? Ест он левой, а карандаш перекладывает в правую? Или всё делает преимущественно правой, а вот ножницы берёт левой рукой? Кроме того, в психологии есть понятие «псевдолевшество», то есть компенсаторное левшество. Оно может возникнуть ещё до рождения, если, например, левое полушарие мозга было повреждено или в раннем детстве, например, при травме правой руки.
«Скрытое левшество» — что это такое?
Вы, наверное, слышали про такое понятие, как «скрытое левшество»? Оно часто встречается в популярной психологии. Что при этом имеют в виду? Человек, в основном, всё делает правой рукой, но какие-то действия ему удобнее выполнять левой. На самом деле, абсолютные правши или левши встречаются не так уж и часто. Причём, даже взрослые люди иногда с удивлением обнаруживают, что, что-то делают левой рукой. Многие годы они просто не обращали на это внимания. К примеру, человек считал себя абсолютным правшой, но вдруг заметил, что держать иглу ему удобнее именно левой рукой. Просто этому действию, в отличие от письма, в детстве не уделялось внимания. Многие люди с доминирующей правой рукой имеют от одного до нескольких признаков левшества.
Определить ведущую руку ребёнка вы можете попробовать дома при помощи опросника М. Озьяс. Схема обследования состоит из заданий, которые предлагаются выполнить ребёнку. При этом, если доминирует правая рука, ставится 1 балл. Если левая — баллы не ставятся. Всего Озьяс предлагает 20 заданий, среди которых есть такие: завинтить крышки на бутылках, перелить воду из одного сосуда в другой, попасть иголкой в небольшую точку и т.д. Для определения руки для письма, Озьяс обращает внимание на 10 действий, которые, как считает автор, непривычны для ребёнка, а, значит, дают наиболее верную картину.
Предложите ребёнку в виде игры следующие действия:
Зачем знать о леворукости ребёнка? Хотя бы для того, чтобы сказать об этом учителю при поступлении в первый класс. Леворуких детей рекомендуют усаживать за парту в первой колонке справа (относительно учителя). За партой их размещают слева от соседа, чтобы дети не сталкивались локтями. При обучении у леворуких детей часто наблюдается зеркальное письмо и проявляются другие особенности. Кроме того, к сожалению, ещё не все педагоги знают о вреде переучивания с левой руки на правую. Но это лишь вершина айсберга. А что под водой?
Роль нейропсихолога в определении ведущей руки ребёнка
«Универсальных» детей нет, а значит нет и «универсальных» рецептов исцеления. Симптомы нарушений могут быть похожи. Но, если копнуть глубже, их природа будет значительно различаться.
Для примера, возьмём двух детей пяти лет. Допустим их зовут Ваня и Миша. Родители обоих мальчиков жалуются на то, что их сын невнимателен, капризен, часто плачет. Родители Вани где-то почитали, где-то поспрашивали и решили, что дело в режиме дня. Ваню начали пораньше укладывать спать, он стал меньше смотреть в телевизор и больше гулять. Ваня стал значительно спокойнее. Родители, довольные собой и сыном, рассказали о своём опыте Мишиным родителям. С этого дня Миша тоже начал ложиться в девять, часами гулять и смотреть телевизор по 20 минут в день. Но мальчик, по-прежнему, плачет по любому поводу, а на занятиях «считает ворон». Родители в недоумении: «Мы же всё сделали правильно! Почему не помогло?».
Во многих случаях проясняет ситуацию нейропсихологическая диагностика. И тогда может оказаться, что дело вовсе не в режиме дня, а в особенностях взаимодействия определённых отделов головного мозга. Одной из характеристик этого взаимодействия является то, какой рукой ребёнок предпочитает действовать. Поэтому к определению ведущей руки, нейропсихологи подходят основательно. Эта информация помогает найти оптимальные решения в развитии и обучении детей.
Когда лучше не экспериментировать?
Бывает, родителям сложно разобраться, в чём дело, когда ребёнок неусидчив, плохо говорит, нетерпим к неудачам, а на предложение попробовать ещё раз отвечает истерикой. Почему ребёнок так реагирует? Это особенности его характера? Или дело в методах воспитания, пережитом стрессе, комплексах? А, может быть, это неврологические особенности?
В наше время возросло число детей с мозговой недостаточностью. Как врождённой, так и приобретённой. В некоторых случаях у современных детей леворукость оказывается временным признаком, который лишь отражает задержку формирования межполушарных взаимоотношений.
Если вы чувствуете, что не контролируете ситуацию, не стоит надеяться на «авось». Нейропсихолог проведёт комплексную диагностику, найдёт «болевые точки», выявит причины нарушений. И только тогда будет понятно, в каком направлении двигаться, какую применить коррекцию.
Лучше в дошкольном возрасте выявить ведущую руку ребёнка и прийти в школу с готовыми рекомендациями от специалиста, чем потом бороться с неуспеваемостью и неврологическими нарушениями. К подростковому возрасту эти нарушения будут только набирать обороты. Когда дело касается детей, главные принципы — не упустить время и не навредить.
Левша – человек-загадка?
Человеческий организм – большая загадка для самого же человека. Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.
Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведу тесты, а пока – общие характеристики.
Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).
За что “отвечают” полушария?
Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).
Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.
Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково)?
1. Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.
2. Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.
3. Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.
4. Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.
5. Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.
6. У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.
Не переучивайте ребенка-левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!
Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.
Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?
► Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком солучае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).
► Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.
ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?
(тесты)
При подготовке статьи использовалась книга А. Майской «Ребенок-левша. Как достичь гармонии с «правым миром». Изд. ПИТЕР, 2005 г.
Комментарии к статье
Левша – человек-загадка?
27.03.2005, 17:03
Ирина и сын Женя
Сын левша, один в группе д/с, программа построена с учетом способностей праворуких детей, поэтому ищу везде материал, то что касается левшей. Спасибо за статью, хоть в основном известные факты, но лишний раз убедилась, что пока мы делаем все правильно.Вот только хотелось бы узнать как подготовить руку к письму с чего начать и где приобрести прописи или хотя бы пару страниц для распечатки, чтобы понять принцип.спасибо что уделили этой проблеме внимание. 05.04.2005, 17:35
Яна-Мария
Вопрос: женщина-мужчина,существует ли разница в развитии правого и левого полушария мозга или пробладание,доминирование правого над левым?
Если такая разница существут, то кто автор исследования и его статьи.
Заранее спасибо за ответ. 17.08.2005, 08:13
Юлия
моей дочери 1 год и 2 месяца. Очень странно она может сегодня есть, рисовать левой рукой, а завтра все это делать правой. Надо попробовать ваш тест. 20.09.2006, 22:13
Маша
07.11.2006, 11:56
Наталья
Спасибо за статью! Все становится на свои места. Более или менее понятно. 20.02.2007, 12:45
Рина
Не согласна насчет трудностей с чтением у левшей. Сама я левша, читать научилась уже в 5 лет, так что в 1-ом классе на уроках чтения мне просто было нечем себя занять. Пока другие дети учились читать по слогам, я уже успела весь букварь проштудировать от А до Я. С письмом было сложно: никак не могла понять, почему я должна писать, как учительница показывает на доске, ведь это так неудобно (траектория написания букв у левшей совсем другая, чем у правшей). А газеты и журналы я до сих пор читаю с конца, вот так! 🙂 22.03.2007, 05:47
Лиана
Моей дочери 6 лет, у нас те же проблемы, я правша и судить по тестам скрытый левша. Пишу я исключительно правой, и потому мне сложно обучать письму дочку, которая берет ручку в левую руку.Ведь я не знаю точно как правильно она должна ее держать и не могу поводить ее рукой как это делали со мной учитель и мама когда я училась.
Может быть есть где то фотографии которые нам помогут?
И еще вопрос, длинное описание: когда дочке было где то около 8-9 месяцев, то есть время когда она начала самостоятельно брать в руки карандаш, фломастер, ложку, у меня была травма правой руки и я была вынуждена пользоваться по большей части левой рукой. Могло ли это обстоятельство повлиять на формирование ведущей руки у ребенка? 27.03.2007, 21:58
Елена Адольфовна
Совсем недавно видела по телевизору программму о дисклексии.Мой гениальный сын- ярко выраженный левша,очень долго не мог бегло читать, а писал. Одно с другим может быть связано? Дело в том,что много здоровья и нервов было бы сохранено мною, если бы мне кто-нибудь раньше растолковал все особенности моего ребенка.Сейчас он уже учится на 3 курсе института, может быть стоит как-то ему обследоваться,может быть учеба ему будет даваться леггче? Спасибо за информацию. 18.05.2007, 07:45
Лена
Мне 24 года, по тестам я выраженный левша, но в школе заставили учиться писать правой рукой, в итоге не могу нормально писать не левой не правой рукой. Почерк правой рукой как у пятиклассника, работа связанна с тем, что нужно много писать документов, и подписывать их, очень комплексую по поводу своего почерка.
Скажите, возможно ли переучиться писать левой рукой и есть ли шанс что почерк будет значительно лучше?
26.09.2007, 12:24
Елена
Добрый день. Я с 16 лет начала писать левой рукой. До этого писала правой. Сейчас мне 21. Я слышала, что это может как-то влиять на память и общее развитие. Подскажите, пожалуйста, так ли это? и вообще почему так произошло и влияет ли это как-то на человека.
Заранее спасибо 10.10.2007, 13:20
катя
26.12.2007, 15:50
Александр
Добрый день. Ребенку 3,3 года. Можно ли в этом возрасте определить левша он или правша? Так как рисует он правой рукой, а ложку берет чаще в левую. 09.04.2008, 19:42
Алексей
Моему сыну 5 лет он абсолютный левша. В 3 года мы знали все буквы, а через 3 месяца прочитал первую книжку про колобка. Сейчас он самостоятельно читает задания в игралочке и выполняет их. С математекой тоже проблем никаких как сказали психологи у него высокий уровень обучаемости. Физическое развитие так же не отстаёт катается на двух колёсном велосипеде, роликах. Хвалите, любите, учите играя, не в коем случае не заставляя своего малыша, а левша или правша не имеет значение главное чтобы ему было удобно. 11.10.2008, 22:23
Юлия
А почему при определении левша или правша, Вы не пишете о том, что можно пройти в Диагностическом центре исследование, которое четко определит кто ваш ребенок. Занимает это 10 минут. УЗИ головного мозга. Нигде не встречала этой информации, пока не прошли обследование. 21.10.2008, 03:20
нвталья
мой ребенок левша и я сама виновата когда была маленькой ложку и карандаш давала в правую руку и сейчас она пишет правой рукой а когда кушает пользуется двумя Иногда она может написать зеркально буквы и страдает почерк незнаю может попробувать переучить ее ей 6 лет о может к психологу с ней на занятия походить с чтением у нее нет проблем и с матаматекой лучше всех в класе начила с 4 лет читать и память очень хорошая 15.11.2008, 23:43
Ирина
Моему сыну 5,5 лет и он до сих пор не определился с ведущей рукой. Мне сказали,что надо обратиться к психологу, т.к. это является отклонением. Так ли это? 16.01.2009, 21:39
лина
но я не понимаю почуму я умею писать левой рукой я даже хлеб резать могу хотя я правша и меня не кто не учил писать левой рукой я даже писать цыфры левой рукой магу и буквы левой писать могу и слова я все магу делать левой рукой 04.02.2009, 23:05
лина
06.06.2009, 16:20
Надежда
Пыталась переучивать ребенка есть правой рукой, а не левой (ему 1,4г.). Теперь ни за что не буду больше этого делать. Спасибо! 23.08.2009, 14:25
света
дочка левша какой рукой лучше показывать писать буквы 10.10.2009, 11:34
Василий
Добрый день! всем скажите пожалуйста, и помогите у меня проблема!
1. при тесте Наполеон у меня правая рука сверху.
2.при тесте нога на ногу у меня правая нога сверху.
3. при тесте замок левый палец сверху!
4. левый глаз лучше видет чем правый.
5.левое ухо лучше слышит чем правое!
Правой рукой всегда пишу левой вообще немогу!
Правой ногой ели попадаю по мячу
а Левой просто супер!
так я левша или правша?
И какое у меня полушарие мозга работает? 11.11.2009, 00:11
лина
может ли провша научится писать левой рукой 19.11.2009, 18:39
Рамзия
Спасибо за информацию.Моя дочь как бы правша,но некоторыецифры пишет наоборот,слова читает наоборот.Проделаем ваш тест и выясним кто же она:правша или скрытая левша? 18.08.2010, 14:20
Роман
04.10.2010, 16:46
кристина
06.07.2011, 11:29
дмитрий
пишу правой рукой, ложку-вилку также держук в правой руке. А вот входную дверь открывавую и закрываю исключительтно левой рукой, так даже удобней получается (пробовал правой рукой 28.11.2011, 09:32
Алёна
Отличная статья!Спасибо! 10.03.2012, 19:17
Ліза
15.08.2012, 22:13
наталья 15.08.2012.
«Скрытое левшество»
Содержимое публикации
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №2»
Соболева Алена Сергеевна
Левшество – левосторонняя асимметрия парных органов (преобладание левой части над правой). Выделяют левшество моторное (рук, ног) и сенсорное (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Человеку присуще различное сочетание моторных и сенсорных асимметрии. Частота и сочетание асимметрий у здоровых людей различны.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический
словарь. — М., 2002. С. 132)
Вынужденное левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
Псевдолеворукость. У детей с особенностями психического развития и несформировнностью межполушарного взаимодействия нет ведущего полушария, и возникает псевдолеворукость или равное использование обеих рук.
В процессе развития у человека каждое полушарие мозга приобретает специализацию, что особенно ярко проявляется в предпочтении правой или левой руки, развитии речи.
Концепция доминантности полушарий утверждает, что левое полушарие отвечает за речь и логическое мышление, правое полушарие отвечает за невербальные коммуникации и эмоции.
Для левого полушария головного мозга человека характерен аналитический, рационально-логический характер психической деятельности. Информация обрабатывается небольшими порциями, последовательно, в виде слов и других условных знаков. Характерна направленность на отражение искусственных форм (символов, знаков). Левое полушарие осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Вырабатывает и хранит рациональные, в том числе логические правила. Логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную. В левом полушарии осуществляются языковые операции над текстом.
Правое полушарие сразу обрабатывает большие объемы информации в виде образов и других невербальных сигналов. Характерна направленность на отражение естественных форм, в частности, лиц людей. Правое полушарие перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов. В нем сконцентрированы механизмы конкретного, образного мышления, основы зрительной памяти.
Статистически выявлено, что в Западной цивилизации преобладают индивиды с левополушарной специализацией, в Восточной цивилизации – с правополушарной.
Формирование левшества у детей.
Чаще всего леворукость является временным явлением, которое отражает задержку формирования у ребенка межполушарных связей. По мере созревания мозга в таких случаях происходит «волшебное превращение» левши в правшу.
Проблема школьного обучения левшей.
Для левшей характерны низкий темп письма и феномен зеркальности.
Часто учитель, стремясь выработать у левшей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, качество письма ухудшается, возникают ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
Феномен зеркальных движений был впервые описан Вестфалем в 1874 году. К характерным проявлениям его относится зеркальное письмо, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.
Частота зеркального письма у леворуких детей достигает 85%. Уменьшение и полное исчезновение зеркальности наблюдается обычно после 10 лет, что связано с созреванием мозолистого тела.
Зеркальное рисование характеризуется неправильным отображением: верх и низ, вертикально и горизонтально, право и лево. Причем ребенок не чувствует неправильности.
Левши поздно начинают говорить (как правило, после 3 лет), но говорят сразу большими, правильными, взрослыми фразами. Не смотря на хорошо поставленную речь, дети-левши обладают плохим фонематическим слухом, с трудом анализируют отдельные единицы языка. То же самое можно сказать о чтении. Маленький левша в четыре года легко пересказывает целые страницы «прочитанного» им текста, а потом выясняется, что каждая из отдельных букв ему неизвестна.
Левшам трудно овладевать пространственными представлениями.
Не надо сердиться и ждать, когда же ребенок сам научится (просто глядя на вас) пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, спицами, завязывать шнурки, манипулировать с одеялом и пододеяльником и т.п. Лучше сразу взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение. Вы хотите научить ребенка-левшу плавать брассом и кролем (играть в мяч, теннис, танцевать)? Прекрасно! Мама «руководит» его руками, папа – ногами.
То же относится к написанию букв, цифр, рисованию. Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто, глядя на образец. Лучше положите сверху кальку и обведите вместе с ним нужный образец несколько раз. Или, наоборот, воспользуйтесь копиркой и покажите потом ребенку, какой красивый «образ» возник на нижнем листе.
Ваша задача – буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.
Загадочное пространство левшат.
Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п. Какое полушарие ведущее можно определить с помощью не сложных тестов (полный перечень смотрите в файле внизу):
Переплетение пальцев рук. Быстро, не задумываясь, переплетаем пальцы обеих рук. Сверху оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей.
Проведение вертикальных линий. Проводим в течение одной минуты линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведённых ведущей рукой, в среднем на 29% больше количества линий, проведённых другой рукой. Ведущая рука чертит линии быстрее и чаще.
Послушайте, как тикают часы. К какому уху вы поднесли часы в первый раз, то и ведущее. Но понаблюдайте, одинаково ли вы слышите тиканье разными ушами.
Обратите внимание, к какому уху вы подносите трубку, когда разговариваете по телефону.
Моргните одним глазом. Открытым остаётся ведущий глаз.
Подзорная труба. Рассматривание в «подзорную трубу» (сложенный трубочкой лист бумаги) обычно осуществляется ведущим глазом.
Если по итогам тестирования родители определили у ребенка левшество, принимая во внимание тот факт, что движения рук координируются преимущественно противоположным полушарием, получаем правополушарный тип.
Главная проблема скрытого левшества в том, что такие дети зачастую получают проблемы с освоением русского языка, поскольку левшество физиологически связано с развитием речи. До 70% мальчиков и девочек, имеющих сложности с письмом и грамотностью — это «скрытые левши». Поэтому настоятельно рекомендуется таким детям проводить в первую половину дня кинезиологическую гимнастику (см. приложение).
Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения. Большинство людей являются «частичными» левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый). У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что ведущее полушарие формируется к 6-7 годам.
Есть люди, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т. е. парными органами – амбидекстры. Таких людей немного, но по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.
Формирование пространственных представлений у ребенка-левши. Максимально использовать цвета, различные формы (вспомните старинный способ «сено–солома»).
Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку. Таким образом вы даете левше прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно строится вначале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» – это «там, где красная тряпка». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире.
Для примера: читать, писать, рассматривать комиксы всегда (!) следует от «красной тряпки»; буква «Я» или цифра «9» головкой повернута к «красной тряпке», а «К» или «6» от нее отворачиваются. При арифметических действиях в столбик вычитание, сложение, умножение направляются к «красной тряпке», а деление – от нее.
Но ведь есть еще и верх–низ. Следовательно, верх – это голова, потолок, небо, солнце, Северный полюс и Северный Ледовитый океан на глобусе. Низ – ноги, пол, земля, Южный полюс, Антарктида. Продолжая и дополняя приведенные выше примеры: буква «Ц» стоит на хвостике, как на ножке, а у буквы «Б» на голове хвостик; то же соответственно с цифрами «9» и «6». При письме, счете, чтении мы от Северного полюса движемся к Антарктиде.
Следующий крайне важный момент: ни в коем случае не пытаться абстрагировать внешнее пространство, объясняя что-либо левше. Он все должен пощупать, прочувствовать своим телом, руками.
Как правило, левши игноририруют (то есть, не замечают) часть внешнего пространства, которая расположена слева от них. С точки зрения коррекционной работы это требует постоянной тренировки следующего рода: он вратарь, а вы забиваете ему мяч в разные углы ворот, особенно часто в тот угол, который от него слева. То же – при игре в бадминтон, в теннис и т.п. Понятно, что в школе левша должен сидеть так, чтобы доска находилась от него как можно правее.
Развитие соматогностических и тактильно-кинестетических функций
«Повтори позу». Вы задаете телу ребенка (его глаза закрыты) определенную позу и просите его запомнить ее. Потом «снимаете» эту позу и просите его воспроизвести то положение, которое было задано. Ясно, что в начале занятий эта конструкция должна быть более простой (поднятая рука). Затем вы постепенно усложняете ее (согнуться и поднять ногу; руки согнуты в локтях, мизинец и большой палец сложены «колечком», голова откинута назад, одна нога поднята и т.п.).
После освоения таких заданий «вслепую» можно предложить их выполнение по зрительному образцу. В качестве такового можете выступать вы, животные или танцоры, увиденные по телевизору. Усложнение здесь происходит за счет разворачивания отдельных телесных поз в единую двигательную мелодию.
«Куда я прикоснулась?» Дотроньтесь до тела ребенка (потом до нескольких точек на теле) и попросите его (глаза закрыты) показать, куда вы прикоснулись.
«Телесный алфавит». Придумайте вместе, как можно телом (только руками) изобразить различные фигуры, цифры, буквы.
«Боди-арт». Нарисуйте на спине (ладонях, кисти, ноге) ребенка простые фигуры, линии, орнаменты, буквы и цифры, которые он должен узнать и изобразить на бумаге или доске. Постепенно можно переходить к более сложным изображениям: лист, бабочка, слог, слово, числа и т.п.
Попросите ребенка закрыть глаза и ощупать одной рукой какой-нибудь предмет (кубик, шарик, ключ, звездочку и т.п.). Затем, не открывая глаз, найти этот предмет среди 5–7 других, аналогичных, – сначала той же рукой, а затем – другой (все вслепую).
То же самое можно проделать с квадратиками картона, на которые наклеены вата, наждак, бархат и т.п., при этом непременно надо выполнять все эти действия и справа налево, и слева направо. Потом полезно так же поиграть с объектами разной величины, веса, запаха и т.п.
Начиная обучать ребенка буквам и цифрам, дайте ему в руки пластилин или проволочку. Пусть «сваяет», непосредственно, тактильно ощутит 1, 10, 100; Е и 3, У и Ч. В этот архитектурный процесс естественным образом войдут представления о «больше – меньше», «шире – уже» и т.п.