Что такое скрытый отсев в школе

по реализации Программы профилактики скрытого отсева.

Программа

Привлечения несовершеннолетних детей к учебному процессу

В 2013-2014 учебном году

В МБОУ НСОШ № 2

Цель программы: Обеспечение условий для реализации прав несовершеннолетних на получение среднего (полного) общего образования в 2012-2013 учебном году, профилактика скрытого отсева.

o выявление детей группы «социального риска» и своевременное проведение диагностики проблем детей;

o обеспечение многовариантности образовательных программ, возможности выбора образовательной программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка;

o организация социальной и медико – психолого-педагогической помощи и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

Основные исполнители:временный творческий коллектив в составе:

Сроки реализации программы:2013-2014 учебный год.

Пояснительная записка

К программе привлечения несовершеннолетних детей к учебному процессу

В 2013-2014 учебном году

Программа привлечения несовершеннолетних детей к учебному процессу

направлена на создание условий профилактики не обучения, безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних, оказание индивидуальной помощи детям и подросткам, семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Специалистами образовательных учреждений, инспекцией ПДН, комиссией по делам несовершеннолетних с каждым из необучающихся подростков, их родителями или законными представителями проводится индивидуальная работа, что позволяет вернуть часть детей и подростков в школу.

Вместе с тем, сложно решается проблема не обучения подростков социально дезадаптированных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которые в течение ряда лет имели проблемы в обучении и посещении занятий.

Таким образом, проблема не обучения остаётся актуальной и требует комплексного решения.

Основные цели и задачи Программы.

Основными целями Программы являются создание организационно – педагогических условий:

· для образования детей групп «социального риска», выявления не обучающихся и часто пропускающих занятия несовершеннолетних, выявления причин их не обучения;

· формирования мотивов положительной социализации личности, адаптации в социуме

Достижение основных целей требует решения следующих задач:

1. Выявление социально неблагополучных детей на ранней стадии обучения, межведомственная профилактическая работа с этой категорией детей и родителей. Своевременное выявление причин скрытого не обучения, и принятия адекватных мер на уровне ОУ и Управления образования.

5. Организация психолого- педагогической просветительской работы с родителями.

6. Содействие доступу детей к различным формам эффективной защиты.

ПЛАН РАБОТЫ

по реализации Программы профилактики скрытого отсева.

Источник

Алгоритм деятельности по профилактике «скрытого отсева»

Алгоритм деятельности ГБОУ СОШ № 830 по профилактике «скрытого отсева»

Стадии работы с семьей и ребенком

Пропуск учебных занятий учащимся

Выявление и выяснение причины

1. телефонные звонки

2. вызов родителей в школу

3. беседа с ребенком и родителями

4. посещение на дому (по мере необходимости)

1. журнал посещаемости

2. недельный отчет по посещаемости

3. письменное предупреждение родителей

4. акт обследования ЖБУ

Начало индивидуально профилактической работы с ребенком и его семьей

Классный руководитель Зам. директора по УВР и ВР Социальный педагог

Педагог-психолог (по необходим.)

1. обязательное посещение на дому

2. беседа семьи с администрацией (в зависимости от ситуации)

3. составление характеристики

4. организация контроля посещаемости

5. малый педагогический совет, или административ-ный совет, или Совет по профилактике

1. акт обследования ЖБУ

2. записи бесед с учеником и его родителями

3. журнал посещаемости

4. характеристика ребенка и семьи

5. информация о прогулах в недельных отчетах

6. протокол № 1 малого педагогического совета, или административного совета, или Совета по профилактике

Ситуация не меняется

Подключение субъектов профилактики

Вторая- третья недели

Зам. директора по УВР и ВР Социальный педагог Специалисты служб сопровождения

1. постановка на внутришкольный учет

2. организация индивидуаль-ного педагогического сопровождения семьи

3. беседа с семьей в присутствии инспектора ОДН

4. Совет по профилактике или педагогический совет с предупреждением родителей о КДН и ЗП

5. организация досуга учащегося

1. карта индивидуального педагогического сопровождения

2. запись бесед с семьей

3. информация о прогулах в недельных отчетах

4. информационные письма в отдел опеки и попечительства МСМО, в инспекцию ОДН, в ГУ «ТЦСО» (с исходящими и входящими №)

5. Протокол № 2 совета по профилактике или педагогического совета

Ситуация не меняется

Подключение КДН и ЗП

1. посещение на дому (с инспектором ОДН, специалистом отдела опеки и попечительства МСМО)

2. Совет по профилактике или педагогический совет с предупреждением родителей о КДН и ЗП

3. Задание КДН и ЗП

1. акт обследования ЖБУ

2. Протокол № 3 совета по профилактике или педагогического совета

3. Представление на КДН и ЗП

4. Отчет по «скрытому отсеву»

Ситуация не меняется

Индивидуальное педагогическое сопровождение совместно с субъектами профилактики

Возможно, кризисные службы и социозащитные учреждения

1. постановка на учет ОДН

2. индивидуальное педагогическое сопровождение

4. возможно, изменение образовательного маршрута

Пакет документов по ситуации и запросам

Директор школы Семенова С. И.

Социальный педагог Соловьева Н. Н.

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

Курс профессиональной переподготовки

Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

Курс повышения квалификации

Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

Курс повышения квалификации

Профориентация школьников: психология и выбор профессии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

Номер материала: ДВ-364635

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями

Время чтения: 2 минуты

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

В МГУ заработала университетская квантовая сеть

Время чтения: 1 минута

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Отсев из школы: причины, последствия и характеристики

Содержание:

В бросивший школу Это явление, при котором учащийся перестает посещать классы и оказывается вне системы образования, не получив ученой степени. Это явление обычно наблюдается в Латинской Америке, поскольку это регион с высоким уровнем отсева.

По данным Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), отсев из школ имеет несколько основных причин: дети, страдающие от недоедания или вынужденные идти на работу из-за плохой окружающей среды, социальной изоляции или школ с ограниченными возможностями.

Отсев из школы особенно проявляется в слаборазвитых и развивающихся странах, в которых это явление наблюдается между последними классами начальной и средней школы. В промышленно развитых странах отсев происходит из высших учебных заведений или университетов.

По оценкам, около 50 миллионов молодых людей в Латинской Америке не смогли завершить учебу.

Типы

Отсев из школы можно классифицировать следующим образом:

По продолжительности (временный или постоянный)

Некоторые студенты возвращаются в классы через определенное время, а другие покидают систему навсегда.

По объему

В некоторых случаях отсев из-за перевода студента в другое учебное заведение не предоставляется полностью. Однако это явление должно стать предметом изучения этих институтов.

По моменту, когда это происходит

Это зависит от траектории, которую выбрал ученик, и уровня образования, которого он достиг: дошкольное, начальное, среднее, среднее или университетское.

Причины

Внутришкола

Они связаны с причинами или внутренними факторами ученика. Среди них выделяются следующие:

— Проблемы с обучением.

— Отсутствие мотивации и / или интереса.

— Активная общественная жизнь после школьных занятий.

— Небольшое отождествление со школой.

— Повторение. Этот конкретный фактор со временем увеличивался. Прирост числа усиливается, особенно в старшие классы. Возможно, это связано с недостаточной адаптацией от начальной к средней школе.

Дополнительная школа

В этой категории сходятся причины внешнего характера, от социально-экономических до семейных.

— трудовая вставка. Из-за экономических проблем в семейном ядре студент оказывается в необходимости работать и поэтому бросает учебу.

— Родители мало чего ждут от академической подготовки.

— Родители, не получившие образования.

— Отсутствие постоянного места жительства.

— Недостаточный доход домохозяйства.

— Школы, расположенные на большом расстоянии. В связи с этим детям приходится преодолевать несколько километров, чтобы добраться до места назначения. Это влияет на регулярную посещаемость занятий.

— Бегство других родственников.

— Небольшой разговор о школе.

Другие причины

— Учителя. Во-первых, плохие условия труда, в которых находятся учителя, влияют на отсев. Также отсутствует обучение и подготовка к ним.

— Низкие ассигнования в школьный бюджет, что сказывается на достаточности школьных принадлежностей, а также на условиях школ и государственных учреждений.

— Издевательства или издевательства.

— Проблемы, касающиеся возраста, культурного или социально-экономического и этнического уровня.

Последствия

— Отсев из школы окажет большое влияние на человеческий капитал, поскольку отрицательно скажется на социальных, экономических и политических процессах с точки зрения прогнозов развития страны.

— Они приводят к высоким социальным и частным издержкам, поскольку приводят к найму менее квалифицированной рабочей силы.

— Для государства это еще и дорого, потому что оно обязано выполнять и финансировать социальные программы.

— Лица, не охваченные системой образования, относятся к безработным и социально изолированным группам. Кроме того, эти люди могут входить в преступные и насильственные группы.

— Увеличение социального неравенства, которое порождает отсутствие интеграции между людьми.

— Отсутствие образования лишает мужчин и женщин возможности вырваться из бедности, потому что у них нет умственных или физических возможностей стремиться к стабильной и хорошо оплачиваемой работе.

— Снижение развития экономики.

Признаки отсева

Хотя причины и последствия ясны, считается, что можно справиться с отсевом из школы в тот момент, когда обнаруживаются признаки, указывающие на то, что это явление могло быть вызвано.

В основном это связано с тем, что отсев из школы рассматривается как совокупный процесс по трем ключевым признакам:

Благодаря вниманию к этим элементам учителям, родителям и представителям будет легче вовремя вмешаться.

Отсев школы в Мексике

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) указала в 2002 году, что Мексика была среди стран с самым высоким показателем отсева, хотя в последние годы этот показатель резко снизился.

Некоторые из проявляемых характеристик следующие:

— Основными факторами отсева из школы в стране являются ранняя беременность, невыполнение и назначение нежелательной смены для учебы. Другая причина, которая следует внимательно следит, связана с отсутствием мотивации и предположением, что исследования бесполезны.

— Еще одним важным фактором является увеличение охвата необязательным образованием, которое влияет на неспособность платить за зачисление и приобретение школьных принадлежностей.

— Отсутствие подготовки учителей на языках коренных народов также означает отсутствие грамотности в этих общинах.

— Принимая во внимание тот факт, что отсев в основном происходит в старших классах средней школы, предполагается, что необходимо создать более привлекательные и разнообразные образовательные предложения.

— Нет культуры равных возможностей между мужчинами и женщинами. Следовательно, именно последние представляют самый высокий уровень отсева.

Профилактические программы в Латинской Америке для предотвращения отсева из школ

В Латинской Америке и Мексике существует множество учреждений, которые стремятся остановить рост числа бросающих школу в регионе, чтобы гарантировать образовательный плюрализм и работать над обучением людей, которые в будущем станут важной экономической силой. для своих стран.

Вот некоторые из основных запущенных программ:

Условные денежные переводы

Эти программы были начаты в Бразилии и Мексике в 1990-х годах и оказали большое влияние на остальной регион.

Ускорение обучения

Эта программа была впервые разработана в Бразилии, но распространилась на Мексику, Колумбию, Аргентину и Сальвадор.

Ускорение обучения предназначено для детей и подростков, которые достигли возраста, соответствующего курсу, который они должны пройти для содержания. Идея состоит в том, чтобы обеспечить им доступ к этим предметам через ускоренный процесс. Таким образом они достигнут уровня, на котором они должны учиться по возрасту.

Я не бросаю

Это инициатива, зародившаяся в Мексике, в которой участвуют как федеральные, так и государственные учреждения. В него также входят учебные заведения, родители, учителя, студенты и любой член общества, желающий участвовать.

Я в

Это предложение, родившееся в Коста-Рике, направлено на устранение признаков риска отсева из школ (прогулы, отклоняющееся поведение и успеваемость) с помощью мероприятий, которые варьируются от макро до других микродействий, в соответствии с потребностями и требованиями учащихся.

Инклюзивные школы

Один из факторов отсева из школы связан с отсутствием возможностей между полами. Инклюзивные школы стремятся к тому, чтобы учащиеся мужского и женского пола могли участвовать в образовательной программе, которая гарантирует им качественное образование.

Другие инициативы

Существуют также гибкие образовательные программы, которые включают нетрадиционные школьные модели и процессы, направленные на расширение возможностей доступа на всех уровнях образования.

Особо выделяются две инициативы: школы прощения и примирения и проект Икаро (поощрение проекта при условии доступа и своевременного удержания).

Ссылки

Аккадцы: кем они были и какой была их месопотамская цивилизация

Близнецы-самоубийцы: невероятный случай Урсулы и Сабины Эрикссон

Источник

Задачи школьного социального педагога. Введение ставки социального педагога в школе определяет статья 55 Закона «Об образовании»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Задачи школьного социального педагога.

Введение ставки социального педагога в школе определяет статья 55 Закона «Об образовании».

В отличие от учителя – предметника место социального педагога в школе не за учительским столом в кабинете, а в школьном клубе, в секции, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на ребенка. Только здесь, во внеучебной обстановке, он может выявить детей – аутсайдеров, с девиантным поведением и других испытывающих сложности в адаптации к окружающей их жизни, изучить их личностные особенности и определить возможные пути помощи им. Сегодня, когда алкоголизм и наркомания, правонарушения среди подростков – обычное явление, учреждение должности социального педагога очень актуально.

Задачами школьного социального педагога являются:

1. Создание здорового климата в коллективе;

2. Гуманизация межличностных отношений;

3. Содействие реализации способностей каждого;

4. Защита интересов личности;

5. Организация досуга, включение в социально полезную деятельность;

6. Поддержка постоянной связи с семьями учащихся;

7. Защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;

9. Содействие взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влиять на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания.

Особого внимания требует от социального педагога дети, исключенные из школы. Он помогает устроить их в другую школу, освоится в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет школьников, работающих в учебное время, способствует возвращению их в школу, проверяет выполнения трудовых норм, в том числе его оплату. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, в числе которых: школьные завтраки, школьная одежда, возмещение транспортных расходов.

Подросток часто не знает социальных норм поведения. Современная школа, социальный педагог, осуществляя социальную защиту, должны дать учащимся знания об их правах, о социальных гарантиях при обучении и в трудовой деятельности, экономических и социальных нормах использования труда подростков и молодежи в условиях рынка.

Под социальными гарантиями предполагаются: заработная плата не ниже прожиточного уровня, пенсии, пособия, право на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, право на жилище и отдых.

Работа школьного социального педагога с документацией.

На начальном этапе работы в школе социальный педагог должен:

 ознакомиться с основными направлениями, содержанием деятельности образовательного учреждения, в котором предстоит работать;

 изучить нормативные документы, определяющие деятельность учреждения (структуру, устав, программы, концепции);

 ознакомиться с содержанием деятельности школьного социального педагога; ознакомиться с должностными инструкциями;

 составить перспективный план работы на год, утвердить его у директора школы.

Социальный педагог обязан знать контингент тех семей, с которым предстоит работать.

В начале каждого учебного года социальный педагог предоставляет списки в различные службы.

В центр помощи семье и детям направляются:

-статистические данные по всем категориям малообеспеченных семей;

-развернутые списки, содержащие все данные по каждой категории семей.

В инспекцию по делам несовершеннолетних предоставляются:

-списки учащихся школы, состоящих на внутришкольном контроле, в КПДН, ИДН; (см. в приложении)

-списки неблагополучных семей ( см. в приложении);

-план совместной работы социального педагога и ИДН.

Методисту в территориальный отдел образования в начале учебного года направляется следующая документация:

-план работы социального педагога на год;

-списки неблагополучных семей;

-списки учащихся школы, находящихся на учете в школе, КДН, ГДН.

В работе социального педагога очень важна информация. Информацию социальный педагог получает из: ГДН, КДН, ЦРБ и т.д. Важно поддерживать связь с этими службами и обязательно посещать мероприятия, проводимые для социальных педагогов.

В помощь социальному педагогу!

Рабочие материалы кабинета социального педагога, на примере
документации ОУ школы № 499:

(вырезка аттестационной разработки социального педагога Пожванова А.С.)

Общие положения и должностные обязанности.

Отчеты о проделанной работе за четверть, полугодие и учебный год.

Документация по учету правонарушений и конфликтов.

Учет обращения учителей, родителей и учащихся.

Справки, служебные и объяснительные записки.

Планирование, диагностика, школьная и нормативно – правовая документация.

Входящие и исходящие документы.

Список детей «Группы риска».

Список детей группы «Скрытого отсева».

Список детей «В социально – опасном положении».

Регистрация бесед с учащимися и их родителей.

Список документации социального педагога.

Архив «Скрытого отсева» школы.

Видеофильмы по профилактике наркомании среди учащихся:

— «Добрый дядя с косячком»
— «О вреде курения»
— «Клетка»

Видеоархив школы № 499 за 2004-2005 у.г.

— Список литературы социального педагога:

Конвенция ООН «О правах ребенка», М.Риор,2005.

Семейный кодекс РФ, М. Эксмо, 2004.

О.Г. Филатова «Социология. Конспект лекций», изд. Михайлова СПб, 2003.

«Социальный педагог – введение в должность», Каро, СПб, 2004.

Ф.А. Мустаева «Основы социальной педагогики», Акад. Проект, М., 2001.

«Методика и технологии работы социального педагога» 2-е изд., ред. М.А.Палагузовой, Л.В.Мардахаева, Академия, М., 2004.

«Трудный выбор классного руководителя», С.В. Барышникова, Каро, СПб, 2003.

«Неклассическое воспитание», О.С. Газман, Новый учебник, М., 2003.

«Нарушения поведения учеников вспомогательной школы», Л.М. Шипицина, Е.С. Иванов, Коллег Элизир Уэллс, Великобритания, 1992.

Роже Перрон «Трудный ребенок: что делать?», 6-е изд., «Питер», СПб, 2004.

«Психология неблагополучной семьи», В.М. Целуйко, «Владос», М., 2004.

«Методическое пособие для работников ОУ по вопросам профориентации учащейся молодежи», СПб, 2004.

«На пороге профессиональной карьеры», СПб, 2003.

«Населению по защите и действиям в чрезвычайных ситуациях», СПб, 2001.

Для удобства работы социального педагога с учащимися из «группы риска», рекомендую использовать целый ряд форм (шаблонов) ведения документации по списку учащихся, состоящих в заданной группе.
В качестве основной формы регистрации используется таблица, которая помогает отследить переход состоящих детей на внутришкольном учете ОУ, к группе учеников состоящих на учете в ОДН РУВД. В этой же таблице, дополнительно ведется графа по запланированным общешкольным мероприятиям, на которых присутствие приведенного списка детей является обязательным.

Запланированные общешкольные мероприятия

На внутришкольном учете

Проведенная профилактическая работа

Помимо общешкольных мероприятий, социальным педагогом проводится целый ряд бесед с учащимися и их родителями. С целью заострения значимости этих бесед, как для учащихся, так и для родителей, рекомендую завести специальные папки, в которых будут обозначены даты бесед, их тематика, где будут стоять подписи участников бесед, включая родителей и самих учащихся. Вести такие папки проще в виде таблицы.

Тема проведенной беседы

Тема проведенной беседы

Подписи педагогов, родителей

Подписи учащихся старше 14 лет

Социальными педагогами всех ОУ в городе ведется картотека на учащихся, состоящих на внутришкольном учете. В этой картотеке помещены основные данные «ребенка», которые позволяют отследить ход работы сотрудников, прежде всего социального педагога, ОУ с «подопечным» и его родителями. Школьная картотека «группы риска» должна являться накопительной, где фиксируются правонарушения, отклонения в поведении, жалобы со стороны учителей, учащихся, а так же принятые меры, как классным руководителем, так и социально-психологической службой школы.
Картотека учащихся ОУ должна начинаться со сводной таблицы, которая позволяет свести все данные в одну единую систему информации, ее в свою очередь, можно использовать в качестве отчетного материала для предоставления вышестоящим организациям.

Проблемы в воспитании
/примечание/

Сама картотека должна иметь четкую форму, где должны быть указаны: фамилия и имя учащегося, год рождения, ФИО родителей, адрес проживания, контактный телефон, основная причина постановки на учет. Далее в произвольной форме приводятся конкретные жалобы классных руководителей, учителей предметников, учащихся, родителей и мероприятия, предпринятые для разрешения сложившихся ситуаций, или профилактические меры с указанием даты их проведения.
Картотеку, состоящих на внутришкольном учете учащихся «группы риска», с отклонениями в поведении, удобнее вести в электронном виде на компьютере. Тем не менее, в документах социального педагога эти материалы должны быть распечатаны на бумаге. Более того, периодически необходимо электронную базу данных записывать на электронные носители, чтобы в случае сбоя компьютера информация не была утеряна безвозвратно.
В выше перечисленных документах рекомендую вносить данные о незначительных, но серьезных, нарушениях дисциплины учащихся, не состоящих на внутришкольном учете (под графой «единичные нарушения дисциплины»). Это позволит Вам создать список ребят, которые требуют незначительной коррекции поведения за счет профилактических мер воздействия.
Большое значение в профилактической работе с учащимися имеют «беседы» как с учениками, так и их родителями. Прежде всего, такая работа должна вестись на достаточно серьезном уровне, чтобы ребенок почувствовал свою ответственность за свои действия и поступки, а родители ответственность за своих детей. Я часто использую метод «объяснительных записок», который позволяет ребенку не спеша задуматься о своем поведении и объяснить его. Часто так бывает, что наш с вами «подопечный» не может объяснить свои действия, не потому что не хочет этого делать, а потому что не осознает грани между дозволенным и недопустимым. Это говорит о том, что с ребенком родители проводят мало времени и мало занимаются его воспитанием, поэтому в таких случаях необходимо вызвать в школу родителей для проведения с ними беседы по теме – «Воспитание ребенка». В качестве приглашения, я использую специальную форму « уведомления ».

Данное письмо-уведомление можно отправить почтой, но можно передать и с ребенком, с условием, что он принесет его на следующий день с подписью родителей.
В ходе беседы с родителями выявляются дополнительные проблемы в воспитании и поведении ребенка. По мере необходимости, социальный педагог может дать родителям консультацию по разрешению ряда вопросов в его компетенции, а также он может направить мать, отца или опекуна ребенка за консультацией к психологу, отдел социальной защиты населения или в Муниципальное образование по месту их проживания.
В случае если выявляется нарушение прав ребенка в семье, социальный педагог обязан сообщить о факте в ОДН РУВД, отдел социальной защиты населения, Муниципальное образование (отдел опеки и попечительства).
Вся выше перечисленная работа ведется всем коллективом ОУ, но нельзя забывать, что на основании законодательной базы РФ ответственность за жизнь, здоровье, содержание, образование и воспитание детей лежит на родителях. Поэтому, в случае невыполнения родителями своих обязанностей перед ребенком, необходимо напомнить им о своих обязанностях перед детьми. Этого можно добиться с помощью заключения договора меду родителями и ОУ:

Договор с родителями

Оказание основных образовательных и дополнительных услуг ребенку и его родителям в обучении и воспитании, в рамках ниже перечисленных Законов и принятых ОУ документов:

Конституция Российской Федерации;

Закон «Об образовании»;

Конвенция ООН «О правах ребенка»;

Семейный Кодекс РФ;

Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

Федеральный Закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей»;

Закон Санкт-Петербурга «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга»;

Закон Санкт-Петербурга «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге»;

Устав Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения основного общего образования для обучающихся с отклонениями в развитии – школы;

Правила для родителей учащихся школы

Правила поведения для учащихся школы.

Школа принимает на себя обязательства:

Работать по существующему утвержденному учебному плану, составленному в соответствии с региональным «базисным планом»;

Предоставить помещение для занятий по программе;

Контролировать качество предоставляемых услуг;

По мере необходимости информировать родителей, как о возникающих проблемах, так и об индивидуальных достижениях ребенка;

Нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время занятий;

Родители принимают на себя обязательства, в соответствии с законодательной базой РФ и Санкт-Петербурга:

Обязаны и имеют право воспитывать своих детей, несут ответственность за воспитание и развитие своих детей; они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;

Обязаны содержать своих несовершеннолетних детей;

Обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они не в праве представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей;

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке;

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей;

Обязаны по требованию являться в школу на родительские собрания, в случае необходимости на педсоветы, по вызову в школу администрацией на индивидуальные беседы связанные с обучением и воспитанием детей;

Обязаны принимать участие в развитии и жизни ОУ, где обучаются их дети;

Обязаны выполнять законы РФ и Санкт-Петербурга о правах ребенка и выполнять принятые ОУ нормативные документы («Устав ОУ», «Правила для родителей»), контролировать выполнение своими детьми «Правил учащихся в школе».

В случае невыполнения договора одной из сторон, другая сторона имеет право обратиться в соответствующие органы для разрешения спорных вопросов.
ДАТА _______________________
Директор ОУ:__________________________________
Родители:_____________________________________________________

Подписанный документ напоминает родителям об ответственности перед «ребенком» и ОУ, в котором обучаются их дети. Именно этот документ будет являться основой для разрешения целого ряда возможных проблем, связанных с невыполнением родителями своих обязательств перед детьми и школой.

Как работать со скрытым отсевом?

1 Отправлять уведомления родителям, о непосещении учащимися школы ежемесячно.
2 Ежемесячно проводятся совещания по теме «скрытого отсева» на районном уровне.
3 Главам МО отправлять письма с сообщением о детях относящихся к числу «скрытого отсева», с просьбой оказать содействие по работе с ними.
4 Отправлять представления на комиссию по делам несовершеннолетних, по детям из «скрытого отсева».
5 Если ребенок просто не хочет учиться, то сообщать об этом Юршиной Татьяне Борисовне в Отдел Образования.
Какими должны быть первые действия классных руководителей, в случае если возникают проблемы с непосещением учащихся в школе?
В случае непосещения учащимся (ейся) школы в течение 3 и более дней, классные руководители должны:

Подать сообщение о непосещении учащимся (ейся) школы, в письменном виде заместителю директора по УВР и социальному педагогу, в котором необходимо указать с какого числа и месяца ребенок отсутствует в ОУ.

Сообщить о непосещении ребенком школы родителям по телефону или в форме письма – уведомления (бланки должны находиться у социального педагога), пригласить родителей с ребенком в школу.

В случае если ни ребенок, ни родители в школе не появляются в назначенный день, то совершить посещение семьи, в сопровождении социального педагога, для получения письменного объяснения о непосещении ребенком школы от родителей.

Если посещение семьи на дому положительных результатов не дал, а объяснение родителей не имеет уважительной причины непосещения ОУ ребенком, то классным руководителем пишется характеристика, в которой помимо основных данных, характеризующих учащегося (уюся), указывается работа, проведенная классным руководителем, для разрешения сложившейся проблемы и ее результаты. Данная характеристика подается социальному педагогу для составления документов в ОДН РУВД, Муниципальное образование (органы опеки и попечительства), Отдел социальной защиты населения и их доставки по адресам перечисленных социальных институтов.

С этого момента ребенок вносится в списки «скрытого отсева», дело переходит в руки социального педагога. Что дальше?
Социальный педагог составляет документацию для дальнейшего ведения дела. Какие документы должны быть в кабинете социального педагога по таким детям и их родителям?

ФИО
учащихся,
класс.

Год рождения ребенка.

Проведенная работа
/примечание/

Составляется картотека учащихся, состоящих в списке «скрытого отсева».

Картотека, как и в «группе риска», должна иметь четкую форму, где должны быть указаны: фамилия и имя учащегося, год рождения, ФИО родителей, адрес проживания, контактный телефон, даты или сроки пропущенных занятий в школе без уважительных причин. Далее в произвольной форме, поэтапно шаг за шагом вносятся действия классных руководителей, социального педагога по разрешению проблемы. Вся информация должна излагаться максимально полно и в деталях: посещения семьи, объяснения родителей, акты ЖБУ, объяснения учащихся, не посещающих школу, собственные наблюдения.

На основании уже выполненной со стороны ОУ работы, в случае отрицательного результата, составляются документы и развозятся в:

ОДН РУВД или о/м по месту регистрации учащегося

Отдел социальной защиты (Отдел сопровождения семьи)

Муниципальное образование (органы опеки и попечительства)

Все выше перечисленные документы необходимо составлять в двух экземплярах, так, чтобы второй экземпляр оставался в школе, в «исходящих документах», учет которых должен вестись в отдельной таблице.
Таблица 6.

Основная тема по содержанию документа (кому, куда).

На каждый исходящий документ, в ОУ должен поступить входящий. Поэтому рекомендуется иметь список входящих документов в таблице.
Таблица 7.

Тема содержания документа (от кого и откуда)

Эти две таблицы позволяют отследить степень помощи и работу социальных институтов, куда были отправлены документы по проблеме скрытого отсева, а копии самих документов являются свидетельством проводимой работы ОУ с группой детей из «скрытого отсева» образовательным учреждением.

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе
Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

Для удобства понимания проводимых в сложившейся ситуации действий, приведу «схему взаимодействий ОУ с социальными институтами».

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

В результате выше приведенной работы, по представленной схеме, нашему образовательному учреждению, школе № 499, удалось достичь положительных результатов с высокой динамикой разрешения вопроса по «скрытому отсеву» за неполные два года продуктивной работы (см. на следующей странице).
Так в ходе проводимых мероприятий в ОУ – школе № 499 были достигнуты следующие результаты:

Стали посещать школу – 4 человека;

Отчислены из школы по заявлению родителей – 4 человека;

Переведены в другое, специализированное, ОУ – 2 человека.

По всем выше изложенным проблемам работа должна проводиться социальным педагогом в команде с классными руководителями, заместителями директора по УВР и психологом школы, а так же социальными институтами города (района).

Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть фото Что такое скрытый отсев в школе. Смотреть картинку Что такое скрытый отсев в школе. Картинка про Что такое скрытый отсев в школе. Фото Что такое скрытый отсев в школе

В случае непосещения учащимся (ейся) школы в течение 3 и более дней.

Подать сообщение о непосещении учащимся (ейся) школы, в письменном виде социальному педагогу, в котором указать с какого числа и месяца ребенок отсутствует в ОУ.

Классному руководителю сообщить о непосещении ребенком школы родителям по телефону или в форме письма – уведомления (бланки у социального педагога).

В случае если ни ребенок, ни родители в школе не появляются в назначенный день, то совершить посещение семьи, в сопровождении социального педагога, для получения письменного объяснения о непосещении ребенком школы от родителей.

Если посещение семьи на дому положительных результатов не дал, а объяснение родителей не имеет уважительной причины непосещения ОУ ребенком, то классным руководителем пишется характеристика, в которой помимо основных данных, характеризующих учащегося (уюся), указывается работа, проведенная классным руководителем, для разрешения сложившейся проблемы и ее результаты. Данная характеристика подается социальному педагогу для составления документов в ОДН РУВД, Муниципальное образование (органы опеки и попечительства), Отдел социальной защиты населения и их доставки по адресам перечисленных социальных институтов.

В случае конфликтной ситуации, порчи школьного имущества, нанесения вреда окружающим со стороны учащихся и сотрудников ОУ.

Немедленно классными руководителями пишется сообщение социальному педагогу, в котором указывается проблема, ее источник, описание факта происшедшего.

Социальным педагогом проводится беседа с участниками происшествия и в случае необходимости, по требованию социального педагога, классным руководителем вызываются родители учащихся по списку, предоставленному социальной службой.

По требованию социального педагога, классный руководитель обязан присутствовать во время беседы с участниками происшествия и их родителями.

3. Классный руководитель, по требованию социального педагога, обязан:

Предоставлять характеристики на учащихся по требованию социального педагога в установленные им сроки.

По мере необходимости, совершать выезды на дом в семьи учащихся по требованию социального педагога в установленные им сроки.

Незамедлительно сообщать о вышеперечисленных проблемах социальному педагогу в форме сообщения или обращения.

В случае необходимости заполнять анкеты, тесты и прочие документы, предоставленные социальным педагогом, в установленные им сроки.

По требованию социального педагога вызывать родителей учащихся в ОУ, присутствовать во время проведения бесед с учащимися и их родителями.

План
работы социального педагога
МОУ «Комсомольская СОШ №1» на 2006-2007 учебный год

1.Выявить всех проблемных детей, начиная с 1 класса и завести на них учетный лист

2.Путем систематических наблюдений за детьми за детьми, установить характер их

З.Путем наблюдения, социометрических

изменений и анкетирования установить

положение ученика в классном

коллективе, характер взаимопонимания с

ним, наметить пути и способы улучшений

Классный руководитель Психолог

4. Изучить интересы, склонности и

способности учеников группы риска,

возможное включение их во внеурочную кружковую общественно-полезную

5.Установить,входит ли «трудный ребенок» в другие компании

6.Изучить положение ребенка в семье

7.Вести систематический учет пробелов в

знаниях, умениях и навыках проблемных

i 8.Привлекать детей группы риска к

участию в культурно-массовой и

спортивной работе. Особое внимание

уделять их читательским интересам и

9.Организовать ненавязчивый контроль за

проведением свободного времени

10.Совместно с инспекторами ПДН

проводить беседы на правовую тему

Социальный педагог Инсп.ПДН

11. Привлечение самих уч-ся к укреплению

правопорядка в школе

12.Совместное принятие мер по поступившим сигналам о

13.Организация занятий для детей группы

риска по саморегуляции, по развитию

способностей, правильно выражать

эмоции, по овладению способами решения

14.Выявление семей, уклоняющихся от

15.Организация консультаций специалистов (психологов, педагогов,

медиков) для родителей и детей группы

16.Организация тематических встреч,

вечеров родителей с работниками

образования, правоохранительных органов,

прокуратуры и здравоохранения

2. Работа с подопечными детьми

2.Проводить обследование материально-бытовых условий подопечного.

Социальный педагог
Классный руководитель

3.Провести работу по выявлению интересов потребностей, трудностей в учебе детей-сирот и подопечных детей, подростков, родители которых не обеспечивают их надлежащим воспитанием

Социальный педагог Психолог

4.Посещать подопечных помощь на дому. Оказывать посильную
помощь в воспитании, обучении, организации отдыха подопечных

5.Участвовать в рассмотрении конфликтов с подопечными и своевременно оказывать им социальную поддержку.

6.Своевременно представлять в органы социальной службы сведения, направленные на защиту подопечных.

7.Оказывать помощь в обеспечении подопечных путевками в пришкольные и оздоровительные лагеря

9.Организовывать посещение центра занятости подопечными в целях профориентации

10.Изучать опыт работы социальных педагогов других школ.

3. Работа с детьми – инвалидами

2. Подарки к Новому году

3.Обеспечение учебниками со скидкой 100%

4. Индивидуальные беседы

5.Посещение на дому

4. Работа с классными руководителями

Социальный педагог
Классный руководитель

3.Принимать участие в подготовке и проведении классных часов и других внеклассных мероприятий по вопросам улучшения правовых знаний учащихся и профилактики правонарушений преступлений

Социальный педагог
Классный руководитель

4.Совместно с классными руководителями посещать семьи учащихся требующих особого контроля и наблюдения

Социальный педагог
Классный руководитель

4. Работа с ИДН и КДН, участковыми инспекторами и другими организациями классными руководителями

Социальный педагог Классный руководитель

2.Систематически сверять списки учащихся, состоящих на учете в ИДН и КДН и задержанных за различные правонарушения и преступления

3.Приглашать сотрудников ИДН,КДН, специалистов правоохранительных органов, врачей, работников ГИБДД и других специалистов для проведения лекций

4.Участвовать в месячнике правовых знаний

5.Проводить работу по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения

6.Посещать районные мероприятия, семинары

7.Совместно с участковыми инспекторами проводить рейды по посещению семей»трудных» учащихся и неблагополучных семей

8.Изучать опыт работы социальных педагогов других школ

5. Индивидуальная работа с учащимися, требующего особого контроля

1. Проводить беседы с каждым из учащихся, выяснить их проблемы в учебе и жизни. Принимать меры по оказанию посильной помощи

2.Привлекать «трудных» учащихся к работе по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся школы

3.Оказывать помощь в трудоустройстве и дальнейшем продолжении получения среднего образования выпускниками неполной средней школы

1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ШКОЛЕ


1.1. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Жизнь ребенка в школе упорядочена и организована, а внешкольная среда противоречива, специфична, в определенной мере стихийна. В школе и дома у ребенка есть свои конкретные обязанности, он под контролем. На улице же он чувствует себя свободным от контроля и от обязанностей. Поэтому учет обстановки в микрорайоне и контроль за проведением детьми часов досуга имеют большое значение. Местожительство надо рассматривать как часть микросреды школьника, активно влияющей на формирование и развитие его личности. Еще задолго до прихода в школу ребенок включается в определенные отношения с людьми по месту жительства. Поэтому и работу с детьми в микрорайоне надо начинать с младшего школьного возраста, и в первую очередь с организации свободного времени, с развития интересов и способностей детей.

Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и естественными потребностями нормально развивающегося человека.
Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен школьник, приобрел особую остроту и актуальность.
Проблемы ребенка и семьи заставляют учебное заведение и учителя стать реальным защитником детей. Способность видеть и понимать, спокойное дружелюбие, искренний уважительный тон, умение заражать своей корректностью обладает большой силой воздействия, формирует мотивы созидания, утверждает жизнеспособность ребенка. Это становится щитом от отрицательных эмоций и реакций среды.

Усиление акцента на использование воспитательных возможностей внешкольной среды в современных условиях чрезвычайно важно. Необходимо искать новые формы и методы работы с детьми по месту жительства. В связи с этим возникают и новые функции по воспитанию в микрорайоне. Это и изучение особенностей микрорайона и семьи, организация РВО, разработка единого плана воспитательной работы в микрорайоне, подготовка старшеклассников к работе с детьми младшего возраста к школе и микрорайоне, поиск новых методов работы классных руководителей и учителей-предметников в содружестве с социальными педагогами.
Успех воспитательной работы школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны ее контакты с семьей. Основное внимание сегодня школа призвана уделять той среде, где дети и подростки проводят большую часть свободного времени. Задача же учителя заключается в том, чтобы педагогизировать эту среду, способствовать созданию наиболее благоприятных условий для развития и самоутверждения личности.

1.2. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ШКОЛЕ

Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания подрастающих поколений. Жизнь выдвинула задачи воспитания личности в открытой социальной среде, тесного взаимодействия всех воспитательных структур нашего общества — школы, семьи, трудовых коллективов, общественности. В ходе такого коллективного сотрудничества родилось новое перспективное направление педагогической науки

социальная педагогика, возвышающая позицию личности, исходящая из того, что первичен человек, а государство, общество, все воспитательные институты — вторичны и должны быть поставлены на службу интересам человека, способствовать его развитию. Данное методологическое положение заложено в современную модель взаимодействия человека, семьи, общества.
В этой концепции доминирующая роль отводится социальной педагогике, социальной работе. Педагогика отношений в социуме составляет базовую интегративную основу в системе служб помощи населению, в том числе молодежи, детям. Социальная педагогика ставит на первый план развитие личности, реализацию ее способностей и задатков.
Службы социальной помощи населению ставят своей целью своевременно изучить ситуацию в семье, диагностировать, выявить трудности, проблемы, оказать соответствующую помощь, стимулируя активную позицию, формирование ценностных ориентаций бережного отношения к своему физическому и нравственному здоровью, к окружающей среде.
Задача политиков и экономистов, педагогов и медиков, психологов и всего общества в том, чтобы сохранить отечественный генофонд, защитить нравственное и физическое здоровье детей и молодежи, сохранить и законодательно поддержать детские и молодежные социальные инициативы. Сегодня очень важно научить подрастающее поколение честно зарабатывать деньги, привить желание и интерес к социально — полезной деятельности, повернуть семью не только к воспитанию детей, но и к творчеству в социуме, что поможет укрепить духовные связи семьи. Для решения задач воспитания, развития и социализации личности в школе введены новые профессии: педагог-психолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог.
Роль открытой среды в социализации личности огромна. Она формирует первоначальное представление об обществе, его укладе, традициях, нравах. Именно здесь ребенок познает жизнь, приобретает первый опыт социального общения.
Развитие социально — педагогической работы может и должно перерасти в гуманистическое педагогическое движение с целью оздоровления нашего социума, а значит и всего общества в целом.
Решение всего комплекса проблем детей и молодежи сегодня невозможно без объединения усилий на межведомственной основе государственных органов власти, специальных ведомств, общественных организаций и коммерческих структур.
Человек, избравший профессию социального педагога, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной культурой, деликатностью, уметь анализировать социальные явления и процессы.
Социального педагога надо выращивать, создавая базу для допрофессиональной подготовки — школу помощников социальных педагогов, включающую три основных блока: общеобразовательный, психолого-педагогический, специализированный.
Одно из направлений развития профессии социального педагога мы видим в том, чтобы ее представители взяли на себя заботу об организации внеурочного времени школьников. Вместе с родителями социальные педагоги смогут придумать много интересного для ребят после уроков. Жизнь детей, их занятия во внешкольное время должны стать заботой социальных педагогов.
Роль социальных педагогов в системе дополнительного образования тем важнее, чем ощутимее расслоение нашего общества.

Есть определенный набор знаний, без которых человек не сможет быть профессионалом в социальной работе. Это знание психологии, навыки коммуникации, умение разговаривать с людьми (детьми, чиновниками, администраторами), педагогические навыки, знание работы в детских коллективах. Кроме того, успех деятельности социального педагога зависит от качеств его личности, духовности и душевности.

1.3. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Сегодня мало разрозненных усилий и эпизодических мероприятий, чтобы удовлетворить все обостряющуюся социальную потребность. Ей отвечают идеи социальной педагогики, в частности, компетентность одного из ее конкретных субъектов — социального педагога. Он может успешно действовать при условии, если включен в целостную систему общественного по своей сущности воспитания. Вне такой системы он бессилен, как впрочем, и она резко ослаблена без него.

Социальное воспитание как система включает все то, что формирует человека, образует целостность разного. Очевидно, без школы не научиться жить среди людей, но ущербно и общественное воспитание вне органической связи со школьным.

Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру. Ее место действия — не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум. Объектами педагогического влияния становятся не только школьник, его семья, но большие группы людей, часто разновозрастные объединения, т.е. клубы, секции, отряды. В таких объединениях все держится на добровольности, свободе, самодеятельности.
В центре общественных интересов стоит личность. Значит и социальная педагогика может выполнить свое назначение при условии, если создает ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде деятельность, отношения и общение этой личности, иначе окажется искаженной педагогическая формула: возможности среды, влияющей на формирование личности тем больше, чем сильнее деятельность этой личности способствует преобразованию данной среды. В противном случае — невежество и практицизм, иждивенчество и потребительство, распространившиеся в условиях робких попыток перейти на рыночную экономику.

Социальный педагог не похож на школьного учителя или другого работника школьного образования. Ему приходится действовать непосредственно в среде, окружающей личность

общаться с семьей, «трудиться» в микрорайоне, где нет привычной ситуации с распределенным школьным режимом, наличием авторитетов и т. д., а есть семья, тусовка, разновозрастные объединения, индивидуальный подход к взрослым и т. п.
Традиционно сложны взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. Их, к сожалению, часто разъединяют борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов. Все это не совпадает со свободным выбором содержания и форм жизнедеятельности ребенка во внешней среде, где ценятся добровольность выбора и самостоятельность действий, иной стиль отношений и общения со взрослыми, между взрослыми и т. д
Как ни важны социум и микросоциум, без школы развитие личности осталось бы неполноценным, никем не компенсируемым. Вывод банален: необходимо сотрудничество — взаимодействие во имя интересов ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой, творит свое дело, более никому не доступное.
Судьба социального педагога во многом зависит от школы и успех последней прямо связан с умелыми действиями социального педагога.

1.4. ФУНКЦИОНАЛ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Должностные обязанности. Организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, образовательных учреждениях, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, воспитание гражданственности и любви к Отечеству, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьей, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча, пропаганде здорового образа жизни. Создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Развивает демократические основы жизни коллектива. Поддерживает партнерские отношения с семьей обучающихся, воспитанников, совместно решает проблемы воспитания и развития личности. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости и др. в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации.
Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несет ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Социальный педагог должен знать : Закон Российской Федерации «Об образовании». Конвенцию о правах ребенка, основные закономерности развития личности, специфику формирования отношений в социуме; экономическую, демографическую, социально — педагогическую характеристику различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения; основы социальной политики, трудового законодательства, семейного права; методику и технологию диагностики личности и ее микросреды; навыки анализа и программирования социально — педагогической работы, педагогическую этику

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *