Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu

Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть картинку Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Картинка про Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение

Скульптура: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Слово скульптура, помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

Видовая специфика скульптуры

Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная — используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. К монументальной скульптуре относятся:

Станковая — рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.

Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики); включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);

Иные разновидности скульптуры:

Кинетическая скульптура — разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения. Ледяная скульптура — художественная композиция, выполненная изо льда.Песчаная скульптура — художественная композиция, выполненная из песка. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки — лепка, высекание,художественное литьё, ковка, чеканка и др.

Главные жанры скульптуры:

Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портретизображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).

Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.

Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы).

Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытно-общинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.

Особенности художественного языка скульптуры

Художественно-выразительные средства скульптуры:

Способ получения скульптуры зависит от материала:

Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика — создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика — искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Что касается техники скульптуры, то ее виды можно группировать по различным принципам. Согласно одному принципу технику скульптуры можно разбить на три следующие группы:

Согласно другому принципу техника скульптуры распадается на три, но уже другие основные группы:

Основная проблематика скульптуры

К техническим проблемам скульптуры относится очень важная проблема постамента, базы, постановки статуи. Во все эпохи одна из важнейших проблем, стоящих перед скульптором, заключается в том, чтобы рассчитать форму и размер постамента и согласовать статую и постамент с пейзажем и архитектурной обстановкой. Постамент важен и потому, что на нем обычно отмечены все основные данные, касающиеся тематики статуи и времени ее исполнения. Греческие скульпторы обычно отмечали на постаменте имя автора статуи.

Постаменты могут быть бесконечно разнообразны по своим формам и размерам, по характеру профилировки и по пропорциям. Многое здесь зависит, разумеется, и от характера статуи: чем больше статуя, тем массивней должен быть и постамент; напротив, маленькая статуя может обходиться вообще без постамента — достаточно бывает небольшой плиты для стабильности (стоит упомянуть своеобразные постаменты в виде костылей, которые применялись для небольших статуэток на острове Крит в эпоху эгейской культуры). Для стоящих статуй желателен вертикальный постамент, для лежащих — горизонтальный, низкий; на слишком большом постаменте статуя теряет значительность, на слишком маленьком — лишается стабильности.

В Древней Греции предпочитали в целом не очень высокие постаменты: в V веке высота постамента не превышала обычно уровня груди среднего роста зрителя; в IV веке постаменты чаще всего имели ступенчатую форму, сложенную из нескольких горизонтальных плит. В эллинистическую эпоху постаменты становятся несколько выше — до полутора-двух метров вышины. Но и в классическую эпоху встречаются очень высокие постаменты, если этого требовал специфический характер статуи: так например, «Ника» (богиня победы)
скульптора Пэония стояла перед храмом Зевса в Олимпии, как бы слетая с неба, на узком, трехгранном постаменте девяти метров вышины. Раннему Возрождению свойственны конные статуи, стоящие на высоких постаментах таким образом, чтобы темный силуэт возвышался на фоне неба. Напротив, в эпоху барокко, в китайской и японской скульптуре (отчасти у Родена) мы встретим низкие постаменты, которые подчеркивают связь статуи с окружением и больший контакт со зрителем.

В целом можно утверждать, что постамент выполняет две основные, но противоречивые функции, и в зависимости от того, какая из них преобладает, меняются характер, пропорции, формы постамента. С одной стороны, задача постамента — отделить статую от реального мира, отграничить ее от обыденности, поднять в некую высшую сферу. В этом случае постаменту присущи абстрактные, чисто тектонические черты, и реалистические детали, вроде свешивающегося с постамента кончика плаща или тоги, ему противопоказаны. Иногда для изоляции статуи от окружения используют контраст материала, примененного в статуе и в постаменте (например, бронзовая статуя на гранитном постаменте). На ранних стадиях развития скульптуры иногда очень резко подчеркнуты тектонический характер постамента и его изолирующие функции — иной раз постаменты настолько высоки, что статуи обращаются в придаток к постаменту, его завершающее
украшение (таковы, например, греческие архаические сфинксы или так называемые стамба — святые столбы в Индии на местах скитаний Будды с его изречениями). В скульптуре эпохи готики, да и позднее в немецкой скульптуре мы встречаем другой вариант подавления статуи постаментом, когда постамент превращается в целое многоэтажное здание, а статуи оказываются такими маленькими и их так много, что они становятся как бы только украшениями и теряются в сложной архитектуре постамента (примером может служить «Рака св. Зебальда» Петера Фишера в Нюрнберге, 1519 год). В эпоху барокко, напротив, гармонию между статуей и постаментом часто нарушает статуя, которая слишком велика по сравнению с постаментом, слишком самостоятельна в своей экспрессивной динамике и поэтому подчиняет себе постамент, превращает его в арену своей деятельности («Персей» Б. Челлини, памятник великому курфюрсту в Берлине А. Шлютера).

Наиболее гармоническое решение проблемы тектонического постамента и изоляции статуи дает эпоха Возрождения. Поучительно сравнить в этом смысле две конные статуи. Бронзовая статуя Гаттамелаты выполнена Донателло в 1453 году и стоит в Падуе. У нее высокий постамент, благодаря чему статуя ясно выступает на фоне неба. Для выделения и изоляции статуи между нею и темным постаментом вставлена светлая плита мрамора. Постамент имеет строго тектоническую форму, он не отвлекает внимания от статуи, а дает ей спокойную
основу и подчеркивает ее композицию (отметим округлое тело лошади и округлые формы постамента, членение постамента согласовано с постановкой ног лошади; тело всадника подчеркивает главную ось, которая повторяется в рельефе и дверях постамента).

Терминология

Пластический материал — глина скульптурная, пластилин, пластическая модельная масса.

Пласт — плоскость и пластического материала заданной толщины подготовленной лицевой частью поверхности.

Шпатель — инструмент, используемый при производстве строительных отделочных работ.

Стеки — пластмассовый, деревянный, пластинчатый инструмент для создания пластических форм и композиций.

Пластическая модельная масса — пластический материал при затвердевании приобретающий достаточную прочность.

Шликер — эмульсия воды и пластического материала (глина скульптурная, пластическая масса)- используются для склейки деталей и поверхностей.

Акцент — прием подчеркивания светом, линией, в скульптуре рас- положением в пространстве предмета на который нужно обратить внимание.

Анфас — буквально «в лицо» лицом к смотрящему, изображение лица прямо спереди.

Барельеф — рельеф с более выпуклым изображением на плоскости.

Бюст — погрудное изображение человека.

Гармония — связь, стройность, созвучие, соразмерность. Стройная согласованность частей единого целого. В изобразительном искусстве гармония — согласованное соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения.

Горельеф — сильно выступающее, практически объемное изображение, развернутое на плоскости, которую он украшает.

Декор — украшать. Система художественного оформления жилых помещений, парадных залов, украшения различных предметов обихода.

Декоративная скульптура — является частью архитектурного ансамбля и предназначена для украшения фасадов и интерьеров архитектурных сооружений.

Каркас — арматурный стержень способствующий устойчивости скульптуры.

Круглая скульптура — объемное изображение скульптурного объекта. Основные ее разновидности: скульптурная композиция, статуя.

Рельеф — выпуклая скульптура, развернутая на плоскости, которую он украшает.

Модель (в скульптуре) — оригинал, выполненный в мягком мате- риале (глина, пластилин, воск), предназначенный для перевода в твердый материал (камень, металл).

Монументальная скульптура — монументы, памятники, установленные в честь определенного лица или события.

Пропорция — соразмерность всех частей художественного произведения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.

Скульптура — ваяние, пластика. Вид изобразительного искусства. Объемное изображение, вылепленное из мягкого материала, высеченное из камня, вырезанное из дерева.

Скульптура малых форм — произведения мелкой пластики, изготовляемые из фарфора, фаянса, металла, камня.

Станковая скульптура — произведения скульптуры небольшого размера изготовляемые на столе для моделирования.

Стол для моделирования — специальный стол с вращающейся подставкой для работы скульптора.

Стека — инструмент для работы над скульптурой.

Стилизация — обобщение изображаемых фигур и предметов, упрощение рисунка, формы.

Техника — обработка, строение, лепка. Совокупность специальных приемов, способов, навыков, применяемых при исполнении произведения. Это знание техники и технологии (т. е. материалов и способы их обработки).

Фактура — в скульптуре характер поверхности, ее материально осязаемые свойства, ее обработка. Фактура важный элемент художественной формы.

Эскиз — подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению скульптуры предшествует серия эскизов, этюдов, в которых разрабатывается общая пластика будущего произведения.

Этюд — работа, выполненная с натуры. Имеет самостоятельное значение. Является упражнением, в котором совершенствуются профессиональные навыки. С помощью этюда конкретизируется замысел про- изведения, первоначально более обобщенно переданный, прорабатываемый деталями

Литры

Источник

Скульптура

Различают две основные разновидности скульптуры: круглую (статуя, скульптурная группа, статуэтка, торс, бюст и т. д.), которая свободно размещается в пространстве и обычно требует кругового обзора, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон.

Иной, гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Рима, обращённая к массе свободных граждан и во многом являющаяся пластической материализацией античной мифологии. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощали идеал гармонично развитой личности, утверждали свои этические и эстетические представления. На смену целостной, пластически обобщённой, но несколько скованной скульптуре периода архаики пришла основанная на точном знании анатомии, свободной постановке фигуры в пространстве скульптура классики, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп. В их творчестве с наибольшей полнотой раскрылась гуманистическая сущность греческой скульптуры: утверждение значительности человеческой личности, пластической красоты человеческого тела, соединённой с идеальной обобщённостью образа. В эллинистическом искусстве уравновешенность и гармоничность классической скульптуры сменяются драматизмом, патетической страстностью, напряжённостью образов и внешней эффектностью форм. Реализм древнеримской скульптуры особенно полно раскрылся в искусстве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Получил развитие рельеф с историко-повествовательными сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на пл. Капитолия в Риме).

Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом определила характер европейской средневековой скульптуры. Как необходимое звено скульптура входит в архитектурную ткань соборов эпохи романского стиля, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя. В искусстве готики, где рельефы и статуи апостолов, пророков, святых, фантастических существ, а порой и идеализированные образы реальных лиц буквально заполняют порталы соборов, галереи верхних ярусов, ниши башенок и выступы карнизов, скульптура играет особенно заметную роль. Она как бы «очеловечивает» архитектуру, усиливает её духовную насыщенность. В Древней Руси высокого уровня достигло искусство рельефа (киевские шиферные рельефы, каменное резное убранство храмов Владимиро-суздальской школы). В средние века скульптура получила широкое развитие в странах Среднего и Дальнего Востока; особенно велико мировое художественное значение скульптуры Индии, Индонезии, Индокитая, монументальной по характеру, сочетающей мощь построения объёмов с чувственной изысканностью моделировки.

Во второй половине XIX в. в русской и западноевропейской скульптуре находит отражение общий процесс демократизации искусства. Классицизму, который теперь перерождается в салонное искусство, противостоит реалистическое направление (см. Реализм) с его открыто выраженной социальной направленностью, признанием повседневной жизни, достойной внимания художника, обращением к теме труда, к проблемам общественной морали (Ж. Далу во Франции, К. Менье в Бельгии и др.). Реалистическая русская скульптура развивается под сильным влиянием живописи передвижников. Характерная для последних глубина размышлений над историческими судьбами родины отличает и скульптурное творчество М. М. Антокольского. В скульптуре утверждаются сюжеты, взятые из современной жизни, крестьянская тема (Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, С. О. Иванов), которые, однако, страдают излишним натурализмом и приземлённостью образов, а иногда и сентиментальностью.

Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть картинку Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Картинка про Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение
Скопас (?) (Древняя Греция). Надгробие юноши. Мрамор. Около 340 до н.э. Национальный археологический музей. Афины.

Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть картинку Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Картинка про Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение
Энку (Япония). «Отшельник». Дерево. 17 в. Храм Каннондзи. Нагоя.

Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть картинку Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Картинка про Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение
А. Майоль (Франция). «Скованное движение». Бронза. Начало 20 в. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть картинку Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Картинка про Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение
«Несломленный». Фрагмент мемориального ансамбля Памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе (Латвийская ССР). Бетон. 1967. Скульпторы Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис.

Литература: Г. И. Кепинов, Технология скульптуры, М., 1936; Д. Е. Аркин, Образы скульптуры, М., 1961; М. Я. Либман, О скульптуре, М., 1962; А. С. Голубкина, Несколько слов о ремесле скульптора, М., 1963; И. М. Шмидт, Беседы о скульптуре, М., 1963; С. С. Валериус, Прогрессивная скульптура XX в. Проблемы и тенденции, М., 1973; Landsberger F., Vom Wesen der Plastik. Ein kunstpдdagogischer Versuch, W., 1924; Rich C., The materials and methods of sculpture, N. Y., 1947; Malraux A., Le musйe imaginaire de la sculpture mondiale, (v. 1-3, P.), 1952-54; Read Н. E., The art of sculpture, 2 ed., N. Y., 1961; Mills J. W., The technique of sculpture, L., (1965); Rogers L. R., Sculpture, L.-N. Y.-Oxf., 1969; Bazin G., The history of world sculpture, L., 1970; его же, Le monde de la sculpture des origine а nos jours, P., 1972; его же, A concise history of world sculpture, Newton Abbot, 1981; Albreht H. Y., Sculptur im 20.Jahrhundert, Kцln, 1977, Wittkower R., Sculpture: processes and principles, L., 1977; Kotula A., Krakowski P., Rzezba wspotczesna, Warsz., 1980.

ваяние, один из видов изобразительного искусства. Скульптура, в отличие от живописи, имеет реальный, а не изображённый объём. Существует два основных вида скульптуры: круглая скульптура и рельеф. Круглая статуя «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти со всех сторон, ощутить рукой шероховатую или гладкую поверхность, почувствовать округлость формы. Рельеф подобен объёмному рисунку на плоскости.
Основной предмет изображения в скульптуре – человек. Лишь иногда мастера изображают животных и птиц, неодушевлённые предметы. В круглой скульптуре, в отличие от живописи, весьма сложно воспроизвести природу, нельзя передать особенности воздушной атмосферы. Однако скульпторы способны выразить в телесной форме любые чувства и идеи – от лирических и задушевных до грандиозных и величественных. Мастер не стремится точно копировать формы, которые он видит в жизни. В скульптуре, как и в любом художественном произведении, необходимо отобрать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то, напротив, выделить, подчеркнуть, преувеличить. Ваятель не копирует, а творит, создаёт новую форму, опираясь на знание натуры.

Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть картинку Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Картинка про Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение
Донателло. «Кающаяся Мария Магдалина». Тонированное дерево. Ок. 1456 г.

Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть картинку Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Картинка про Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение
«Богиня плодородия». Рельеф из Угарита (Финикия). Слоновая кость. 14 в. до н. э.

Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть картинку Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Картинка про Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение
«Подсчёт стада». Скульптурная группа из гробницы вельможи Мекетра. Дерево, краска. 20 в. до н. э. Египетский музей. Каир

Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть картинку Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Картинка про Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение
«Ника, завязывающая сандалию». Рельеф храма Ники Аптерос. Мрамор. 5 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины

Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть картинку Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Картинка про Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение
Ф. И. Шубин. Бюст императора Павла I. Бронза. 1798 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Смотреть картинку Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Картинка про Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение. Фото Что такое скульптура в изобразительном искусстве определение
П. П. Соколов. «Девушка с разбитым кувшином». Бронза. 1816 г. Скульптура фонтана. Царское Село

Любая скульптура очень чувствительна к освещению. Она будет по-разному выглядеть при верхнем и боковом свете, в пасмурную погоду и при ярком солнце. Скульпторы учитывают это в своей работе. Скульптурное произведение создаётся в расчёте на определённое окружение: улицу или городскую площадь, музейный зал, аллею парка, комнату в доме. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, особенности её формы.
В зависимости от назначения, скульптура подразделяется на монументальную и станковую. Монументальная скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них воплощается способность скульптуры выражать в обобщённых образах великие идеи. Парковая скульптура служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм. Статуэтки, выполненные на станке, относят к станковой скульптуре. Они предназначены для небольших помещений, для музейных залов.
Все скульптурные материалы можно разделить на мягкие (глина, пластилин, воск) и твёрдые (камень, дерево, слоновая кость). Работая с мягкими материалами, скульптор лепит, наращивает объём будущей статуи. Древнейший материал для пластики, известный ещё с первобытных времён, вязкая и мягкая глина, принимает под пальцами мастера любую форму. Изделия из обожжённой глины называют терракотой (от итал. terra cotta – обожжённая земля). Из прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры для гробниц и храмов. Твёрдые породы камня (гранит, базальт и др.) трудно обрабатывать, в них невозможно вырезать мелкие детали. Поэтому в подобных работах сильнее всего ощущается массив каменного блока (скульптура Древнего Египта). Известняк – более мягкий камень. В Средневековье его использовали для рельефных украшений порталов соборов. Древние греки первыми начали обрабатывать мрамор: мерцающий, словно дышащий камень, близкий своей окраской к телесному цвету, хорошо подходил для статуй обнажённых богов и героев.
Великому скульптору эпохи Возрождения Микеланджело приписывают знаменитое изречение о том, что скульптуру создать очень просто: надо взять камень и «убрать всё лишнее». Действительно, мастер, работающий с твёрдыми материалами, «освобождает» будущую скульптуру «из плена» каменной или деревянной массы. Чтобы обрабатывать камень, нужно обладать физической силой и иметь уверенную руку. Одна ошибка – и работа будет испорчена. Сначала с камня скалывают самые большие куски с помощью шпунта – инструмента, похожего на большой гвоздь. Потом работают троянкой – крупным резцом с плоским зазубренным концом, которым сглаживают шероховатости. Скарпелью, более мелким резцом, вырезают мелкие детали. С помощью бурава (специального сверла) высверливаются отверстия (завитки волос, зрачки глаз и т. д.). По завершении работы отдельные части скульптуры полируют до блеска.
С незапамятных времён скульпторы использовали дерево. На протяжении тысячелетий оно оставалось излюбленным материалом народных мастеров, делавших из него забавные игрушки и маленькие декоративные статуэтки. Инструменты для работы с деревом в основном те же, что и для камня: различные ножи, резцы, пилы и молотки. Хотя резать по дереву легче, чем обрабатывать камень, в работе с ним есть свои трудности. Дерево можно резать только по направлению волокон; осуществлению замысла может помешать какой-нибудь сучок, «появившийся» в самом неподходящем месте. Наконец, чтобы деревянная скульптура не рассыхалась и не трескалась, готовую статую разнимают на две части, выдалбливают изнутри, а затем вновь соединяют половинки. Дерево, как никакой другой материал, «подсказывает» форму будущего произведения. Сплетение древесных сучков скульптор может превратить в руки статуи, разметавшиеся корни старого пня – в изогнутые лапы чудовища… Дерево – тёплый, «живой» материал – словно наполняет скульптуру особой органической силой.
Особняком среди материалов скульптуры стоят металлы: бронза, медь, чугун, золото. В процессе изготовления бронзовой (или из др. металла) скульптуры сначала делают её модель из воска, гипса, глины и т. д. Модель обмазывают гипсом, получая полую разъёмную форму, внутрь которой потом заливают расплавленный металл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *