Что такое сквозной план график

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Сквозной график

Сквозной график составляют в отделе начальника производства и передают всем цехам. Каждый цех, располагая необходимой технической документацией о закрепленной за ним номенклатуре деталей и узлов, которые входят в комплект отдельных изделий, самостоятельно занимается подетальным планированием работы всех участков и рабочих мест я обеспечивает комплектное выполнение плановых заданий в соответствии с календарными сроками выпуска очередных номеров изделий, указанными в сквозном графике. [1]

В сложных случаях проектная схема графика составляется в нескольких вариантах, из которых выбирается лучший, отвечающий требованиям сквозного графика движения поездов и оборота локомотивов. [4]

Здесь все подразделения имеют сквозной график работы на весь квартал. Непрерывность планирования достигается с помощью так называемых картотек пропорциональности, находящихся в цехах и на производственных участках. Начальник цеха, мастер, рабочие всегда видят все отклонения от графика, требующие внесения поправок в сменное задание. [5]

Применение картотек пропорциональности в цехах обеспечивает значительное повышение роли цеховых работников в оперативном управлении производством. Начальники цехов, плановики, диспетчеры на основе сквозного графика выпуска изделий самостоятельно организуют в цехе подетальное планирование и регулирование производства. Внедрение участковых картотек пропорциональности позволяет привлечь к активному участию в управлении производством рабочих-исполнителей, а также значительно повысить роль производственного мастера. [6]

Шкафчик участковой картотеки имеет десять полок, и каждая из них разделена на 27 ячеек. Для каждого рабочего места отведена отдельная полка. В верхней части шкафчика прикрепляют сквозной график выпуска изделии. Оперативный учет хода производства на участке организуют в описанном выше порядке, но в данном случае учетные карты составляют не на детали, а на отдельные технологические операции, закрепленные за каждым рабочим местом. [8]

Следовательно, по этим деталям механический цех отстает от сквозного графика на 4 комплекта условных изделий. [9]

Оплата их труда повременно-премиальная. Им выплачивают премию из расчета 40 % из фонда заработной платы и около 40 % из фонда материального поощрения. За бригадой закрепляют оборудование, на котором ведут работы по сквозному графику в две смены на один лицевой счет. Размер премии в процентах и абсолютных величинах определяют за каждые сутки. Месячная премия складывается из премий за суточные результаты. Допустим, бригада состоит из 10 человек. Зарплату по тарифу для каждого рабочего подсчитывают умножением часовой тарифной ставки на фактически отработанное время. [11]

Источник

Создание системы сквозного планирования на предприятии:сбыт – снабжение – производство – экономика – финансы

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Выполнение доводимых до предприятий основных показателей социально-экономического развития в условиях динамичных внешних и внутренних изменений их деятельности подводит к необходимости создания системы интегрированного планирования на предприятии

Сегодня такая система должна быть гибкой и приспосабливаться к любым изменениям рынка, введению новых продуктов. Поэтому все ее блоки должны быть взаимосвязаны. На практике такую систему можно развить на базе экономической модели предприятия, оперативного планирования производственной программы в двух направлениях.

Первое – от ежемесячного расчета оптимальной производственной программы к годовому плану. Второе – от внутренних взаимосвязей между объемами продаж, затратами и прибылью до налаживания «внешних связей» и интеграции между отдельными планами и созданию сквозной системы планирования, включающей планирование сбыта, снабжения, производства, персонала, экономики и финансов. Причем акцент следует сместить с производства на экономику сбыта, позиционирование каждого отдельного продукта на рынках, оптимизацию производственной программы и ее рациональное обеспечение необходимыми ресурсами. А это связано с преодолением слоившихся стереотипов поведения, например, приспосабливать производство под возможности снабжения, продавать то, то произвели, а не производить, что требует рынок.

Покажем процесс трансформации и приспособления к рынку через анализ действующих подходов и систем планирования на предприятиях РФ.

Первый подход основывается на последовательном создании системы показателей, по которым определяют результаты его работы за прошлый период и задают в виде системы целей на будущий период.

Исходным является планирование основных показателей деятельности предприятия как целей его развития на год с разбивкой по кварталам и по месяцам. Речь идет о важнейших материальных целях (производство и отгрузка по важнейшим видам деятельности, продуктам), стоимостных целях (прибыли, рентабельности и ликвидности), а также социальных целях (численности персонала, фонде оплаты труда, налогах). Такая система показателей описывает достигнутое и будущее состояние предприятия или способ его поведения по отношению к конкурентам в виде следующих основных расчетных таблиц (см. рис. 1).

В сводной таблице основных показателей задаются основные параметры его производственно-хозяйственной деятельности и финансового положения, которые затем подробно раскрываются в виде отдельных таблиц. Прежде всего это план прибылей и убытков, из которого вытекает бюджет движения денежных средств по основным сферам деятельности. Производственная программа по основным видам выпускаемой продукции в натуральном и стоимостном выражении расписывается с учетом остатков на складе и максимальной возможности использования мощностей. Структура затрат на производство представляется по элементам и статьям затрат.

С учетом необходимой рентабельности определяется объем товарной продукции и отгрузка (выручка) в том числе экспорт продукции и прибыль (убыток) от продаж.

На основании этих данных рассчитываются результативные показатели в виде рентабельности продаж, чистой прибыли, остатков готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода.

Планирование дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец планируемого периода позволяет перейти к бюджету завода. Определяется объем поставок сырья и материалов, среднесписочная численность персонала и фонд оплаты труда, а также средняя заработная плата и выручка на 1 работающего.

Что такое сквозной план график. Смотреть фото Что такое сквозной план график. Смотреть картинку Что такое сквозной план график. Картинка про Что такое сквозной план график. Фото Что такое сквозной план график

Все расчеты отражают процессы и мероприятия по достижению целей в количественном виде и позволяют показать их влияние на финансовые результаты предприятия. Деятельность и процессы планируют чтобы распределять ресурсы и прежде всего финансовые на производство продуктов для получения регулярных доходов.

Поскольку основная проблема состоит в обеспечении развития предприятия денежными средствами, важно определить, сколько денег нужно на выживание и развитие. Поэтому главное в этом подходе – планирование бюджета движения ДС по направлениям деятельности (в том числе по цехам). Такие бюджеты разрабатываются для отдельных предприятий в ОАО или в концерне, а либо для основных служб и цехов (подразделений) предприятий и защищается на балансовых комиссиях. Управление происходит в основном через согласование и достижение основных показателей. По мере выполнения показателей контролируется факт их выполнения и анализируются отклонения. По итогам отчетных периодов составляются отчеты по основным показателям деятельности предприятия. Строится такой подход к планированию, как правило «сверху — вниз». Преимущества такого подхода:

Недостаток этого подхода состоит в том, что при изменении какого-либо из показателей не ведет к автоматическому пересчету всех остальных показателей.

Этот подход применяется в основном в ОАО, концернах или на крупных предприятиях.

Второй подход к планированию основан на детальной разработке программы производства и сбыта и системе взаимосвязанных планов сбыта, производства, снабжения, экономики и финансирования текущей деятельности, обеспечивающих выполнение заданной программы

Система и процесс планирования начинается с плана сбыта. Его составляют и рассчитывают не только в денежном измерении, но и в объеме выпуска всего ассортимента выпускаемой и продаваемой продукции.

Речь идет о предварительно рассчитанной оптимальной программе производства и сбыта (с точки зрения ее доходности для предприятия и быстрого возврата оборотных средств). Изменения на рынках и в потребностях покупателей дают основной импульс постоянным изменениям и инновациям. Главным ограничителем при составлении такого плана выступают рынок и конкуренция, поэтому план сбыта чаще всего является узким местом в системе планирования. В качестве интервала планирования для удобства принят месяц.

Ядром в этом подходе является формирование эффективной себестоимости продукции и ее оптимизация. Технология планирования основана на постепенном сборе затрат на производство единицы продукции и всего выпуска. Последовательность расчетов позволяет проследить, как она складывается, делает процесс ее формирования и влияния на нее основных служб прозрачным и наглядным (рис. 2).

Что такое сквозной план график. Смотреть фото Что такое сквозной план график. Смотреть картинку Что такое сквозной план график. Картинка про Что такое сквозной план график. Фото Что такое сквозной план график

Неизбежность снижения издержек ориентирует на поиск определенных ограничений, в том числе бюджетных в работе службы снабжения. Речь идет о ценах на основное сырье и материалы и условиях их поставки (транспортно-заготовительные расходы). Одним из ограничителей могут служить устанавливаемые на предприятии индикативные цены на закупаемые сырье и материалы.

При составлении плана снабжения расходы и затраты на сырье и материалы необходимо скорректировать на изменение их остатков на складе. Сезонность производства и продаж данной продукции влияет на формирование складов готовой продукции и сырья и материалов, диктует необходимость планирования запасов на складе и контроля их оборачиваемости.

Данные о структуре и составе основного сырья при сложившемся уровне цен ориентирует на тщательный подход к планированию отдельных компонентов сырьевой составляющей, от которой зависит качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции и всего предприятия и уровень затрат на производство. Структура затрат позволяет оценить экономику предприятия и понять, в каком направлении изменять, оптимизировать ее для сохранения конкурентоспособности продукта и предприятия.

Регулярность планирования позволяет отслеживать динамику изменения цен, объемов выпуска во времени и использовать информацию о прошлых периодах для планирования. Сложившаяся структура полной себестоимости может служить в качестве нормативных данных для последующих периодов планирования при условии сохранения оптимальной структуры затрат.

Представленный подход к созданию системы планирования отражает технологию планирования, а также логику сбора всех затрат и их распределения по продуктам. Она построена по сквозному вертикальному принципу. Процесс планирования представляет собой интеграцию отдельных планов: сбыта, производства, всех затрат, снабжения, прибыли. Затем рассчитывается финансовый план, или потребность в финансовых средствах (собственных и/или заемных) для реализации других планов. В такой системе взаимосвязанных планов часть из них может оказаться «узким местом». С ними в первую очередь увязывают все остальные планы и по мере необходимости вносят изменения.

Преимущества данного подхода:

Слабым местом этого подхода является отсутствие в системе единой сбытовой политики предприятия. Кроме того она не учитывает остатков и не позволяет моделировать программу производства при различных ценах и объемах сбыта на отдельные виды продукции. Эти расчеты приходится делать отдельно.

Одной из продвинутых разновидностью данного подхода является система планирования основанная на детальном расчете производственной программы исходя из технологии изготовления продукции и подробном расчете потребности производства в основном сырье и материалах с учетом их различной комбинаторики. Достоинство этой системы в детальной проработке и возможности использования разных рецептур изготовления продукта при различных комбинациях имеющихся ресурсов с учетом изменения их цен на рынке. Любое изменение в сырьевых компонентах влечет за собой автоматические изменения в производственной программе, графиков производства, объемов реализации продукции. Пример такого расчета приведет в табл.2.

Опыт работы многих предприятий показывает, что почти в 90% случаев к неудачам предприятий ведут проблемы сбыта. Усиливают и обостряют эти неудачи наряду с недостатком собственных средств (в 25% случаев) — отсутствие системы планирования и контроля, и особенно финансового планирования на предприятиях (от 30 до 40% случаев). Это обстоятельство, недостатки первых двух подходов, а также необходимость постоянно приспосабливать действующую систему планирования к актуальным требованиям предприятия и его внешней среды неизбежно привели на практике к третьему подходу – формированию системы управления денежными средствами на базе системы сбыта продукции.

Считается, что система планирования сильна настолько, насколько сильным является ее «слабое звено». Практика показывает, что чаще всего таким слабым звеном является финансовое планирование, а именно планирование движения денежных средств. На планировании прихода денежных средств по каждому клиенту и основывается этот подход к созданию сквозной системы планирования. Иными словами он начинается с налаживания обратной связи с рынками и клиентами. Речь идет о детализированной информации, касающейся работы с отдельными клиентами, которая сигнализирует об изменениях во внешней среде и лежит в основе принятия решений.

Смысл данного подхода состоит в разработке, апробации на практике и использовании в ежедневной деятельности службы сбыта и маркетинга аналитической информации по прогнозу прихода денежных средств, которая раскрывает всю картину бизнеса. Технологию этого метода можно представить в виде следующих шагов.

Работа с такой информацией предполагает выявление причин отклонений фактического прихода денежных средств от запланированного по клиентам. Такой подход позволяет выстраивать работу с клиентами эффективно и делает ежедневную ситуацию на предприятии или в бизнесе прозрачной, понятной и управляемой.

Этот подход больше всего подходит для коммерческих фирм, основные функции которых состоят в закупках продукции и ее продажа, доведения до клиентов. Поэтому с другой стороны важно представить движение денежных средств вложенных в закупку товаров и представить всю цепочку его движения. Это позволит раскрыть и правильно построить логистику и замкнуть ее на продажах.

Структура продаж и доходности отдельных продуктов поможет сформировать оптимальный план закупок и продаж с точки зрения быстрого возврата денежных средств. Система взаимодействия службы маркетинга и сбыта с другими службами (финансовой, снабжения и др.) по обмену информацией и документообороту для управления денежными средствами создается на базе разработки регламента. Это позволит создать систему, порядок работы в службе сбыта (или коммерческом отделе), которая не зависит от отдельных специалистов, а организует их на выполнение строго определенных задач, функций и ориентирует на достижение конкретных результатов, а не только на процесс продаж.

В процессе создания такой системы руководители и специалисты приобретают необходимые профессиональные навыки, которые позволят уйти от ежедневного латания дыр, от авральной работы в конце месяца и наладить профессиональное выполнение функций в службе сбыта в течение всего месяца. Это реальный шанс выжить в непростой ситуации и успешно работать на перспективу.

При таком подходе планирование становится инструментом приспособления, творческого формирования реальной действительности и будущего предприятия, а не просто расчетом и выполнением отдельных показателей.

Достоинства подхода состоят в следующем:

Все статьи цикла «Практические материалы с Конференции «Контроллинг и управленческий учет: практический опыт реализации » 24-26 марта 2005 г Москва»

Источник

ГОСТ РВ 15.203-2001. Государственный военный стандарт российской федерации

Система разработки и постановки продукции

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ
ПО СОЗДАНИЮ ИЗДЕЛИЙ И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ
Основные положения
Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва

Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России ВНЕСЕН Управлением машиностроения Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2001 г. № 579-ст

3 ВЗАМЕН ГОСТ В 15.203-79, ГОСТ В 15.204-79 на территории Российской Федерации

Настоящий стандарт не может быть полностью частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения и сокращения

4.1 Функции основных участников ОКР (СЧ ОКР)

4.2 Группы опытно-конструкторских работ

4.3 Требования к выполнению ОКР (СЧ ОКР)

4.4 Требования к завершению ОКР (СЧ ОКР)

4.5 Требования к информации об ОКР (СЧ ОКР)

4.6 Требования защиты государственной тайны

4.7 Порядок реализации законченной ОКР (СЧ ОКР)

5 Порядок выполнения ОКР (СЧ ОКР)

5.1 Этапы ОКР (СЧ ОКР)

5.2 Этап разработки эскизного проекта

5.3 Этап разработки технического проекта

5.4 Этап разработки рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца изделия ВТ

5.5 Этап изготовления опытного образца изделия ВТ (опытного образца СЧ изделия ВТ) и проведения предварительных испытаний

5.6 Этап проведения государственных испытаний опытного образца изделия ВТ (межведомственных испытаний опытного образца СЧ изделия ВТ)

5.7 Этап утверждения рабочей конструкторской документации для организации промышленного (серийного) производства изделий ВТ

5.8 Требования к порядку разработки рабочей конструкторской документации по созданию изделий ВТ (СЧ изделий ВТ) для военного времени

Приложение А Перечень документов, разрабатываемых при организации и выполнении ОКР (СЧ ОКР)

Приложение Б Схема взаимосвязи этапов ОКР и этапов составных частей ОКР по времени их выполнения

Приложение В Содержание эскизного проекта

Приложение Г Содержание технического проекта

Приложение Д Типовые формы документов, разрабатываемых в процессе выполнения ОКР (СЧОКР)

Приложение Е Библиография

ГОСТ РВ 15.203-2001
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВОЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система разработки и постановки продукции на производство
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ

ПО СОЗДАНИЮ ИЗДЕЛИЙ И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ
Основные положения

Дата введения 2003-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на опытно-конструкторские работы и составные части ОКР по созданию (модернизации) систем, комплексов, образцов военной техники и их составных частей (далее в тексте — изделия ВТ и составные части изделий ВТ), выполняемые в интересах обороноспособности и безопасности Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Настоящий стандарт устанавливает:

— требования к выполнению ОКР (СЧ ОКР);

— порядок выполнения, приемки этапов ОКР (СЧ ОКР) и ОКР (СЧ ОКР) в целом и реализации их результатов;

— функции основных участников опытно-конструкторских работ и их взаимоотношения;

— основной состав документов, разрабатываемых в процессе выполнения ОКР (СЧ ОКР), и общие правила их оформления.

Положения настоящего стандарта подлежат применению расположенными на территории Российской Федерации организациями, предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчинения, а также федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, участвующими в выполнении ОКР (СЧ ОКР) в соответствии с действующим законодательством.

По согласованию с заказчиком ВТ при необходимости могут разрабатываться и применяться нормативные документы, конкретизирующие положения настоящего стандарта, распространяющиеся на отдельные виды ВТ с учетом их специфики.
2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.102—68 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 2.106—96 ЕСКД. Текстовые документы

ГОСТ 2.119-73 ЕСКД. Эскизный проект

ГОСТ 2.120-73 ЕСКД. Технический проект

ГОСТ 2.501-88 ЕСКД. Правила учета и хранения

ГОСТ 2.503—90 ЕСКД. Правила внесения изменений

ГОСТ 2.902—68 ЕСКД. Порядок проверки, согласования и утверждения документации

ГОСТ РВ 2.905-7 ЕСКД. Правила выполнения конструкторской и технологической документации на особый период

ГОСТ РВ 8.560-5 Государственная система обеспечения единства измерений. Средства измерений военного назначения. Испытания и утверждение типа

ГОСТ РВ 8.570-8 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение испытаний вооружения и военной техники. Основные положения

ГОСТ РВ 8.573-000 Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения

ГОСТ РВ 15.002-000 СРПП. Военная техника. Требования к системам качества предприятий, выпускающих оборонную продукцию

ГОСТ Р 15.011-6 СРПП. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения

ГОСТ В 15.110-1 СРПП ВТ. Документация отчетная научно-техническая на научно-исследовательские, аванпроекты и опытно-конструкторские работы. Основные положения

ГОСТ В 15.206-4 СРПП ВТ. Программы обеспечения надежности. Общие требования

ГОСТ В 15.208-2 СРПП ВТ. Единый сквозной план создания образца (системы, комплекса) и его (их) составных частей. Основные положения

ГОСТ РВ 15.209-5 СРПП. Военная техника. Ограничительные перечни изделий и материалов, разрешенных к применению в военной технике. Порядок разработки и применения

ГОСТ РВ 15.210-001 СРПП. Военная техника. Испытания опытных образцов изделий и опытных ремонтных образцов изделий

ГОСТ В 15.211-8 СРПП ВТ. Порядок разработки программ и методик испытаний опытных образцов изделий. Основные положения

ГОСТВ 15.213-9 СРПП ВТ. Руководящие указания по конструированию. Основные положения

ГОСТ РВ 15.1 215-2 СРПП. Военная техника. Организация и порядок проведения технической экспертизы в процессе разработки изделий

ГОСТ В 15.301-0 СРПП ВТ. Постановка на производство изделий. Основные положения

ГОСТ В 15.307-7 СРПП ВТ. Испытания и приемка серийных изделий. Основные положения

ГОСТ РВ 29.08.001-6 Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения. Эргономическая экспертиза. Основные положения, программы и методики

ГОСТ 25549-0 Топлива, масла, смазки и специальные жидкости. Химмотологическая карта. Порядок составления и согласования

ГОСТ РВ 51540-9 Военная техника. Термины и определения

3 Определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1 Опытно-конструкторская работа (ОКР) — комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец изделия ВТ, изготовлению и испытаниям опытного образца (опытной партии) изделия ВТ, выполняемых при создании (модернизации) изделия ВТ по тактико-техническому заданию государственного заказчика (заказчика).

3.1.2 Составная часть опытно-конструкторской работы (СЧ ОКР) — часть ОКР, выполняемая по техническому заданию головного исполнителя ОКР или тактико-техническому заданию заказчика с целью решения отдельных самостоятельных задач создания (модернизации) изделия ВТ (составной части изделия ВТ).

3.1.4 Модернизация ВТ — комплекс работ, проводимых с целью улучшения отдельных ТТХ и показателей качества изделия ВТ путем ограниченного изменения его конструкции.

3.1.8 Образец ВТ — изделие ВТ, предназначенное для выполнения боевых задач или задач технического, тылового или других видов обеспечения войск самостоятельно или в составе комплекса (системы) ВТ.

3.1.10 Комплектующее изделие межотраслевого применения — изделие ВТ, предназначенное для выполнения определенных технических функций в составе изделий ВТ или их составных частей, создаваемое не для конкретного изделия ВТ по самостоятельным комплектам конструкторской и технологической документации и не подвергаемое изменениям в процессе создания изделия ВТ, в котором его применяют.

3.1.14 Модель — изделие, воспроизводящее или имитирующее конкретные свойства создаваемого изделия или его составной части и изготовленное для проверки принципа их действия и определения отдельных характеристик.

3.1.15 Экспериментальный образец — изделие ВТ, изготовленное для проверки и обоснования основных технических решений, параметров и характеристик в целях обеспечения выполнения требований ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (СЧ ОКР).

3.1.16 Программное средство ВТ — программа (комплект программ), содержащая специальные алгоритмы решения поставленных задач.

3.1.17 Государственный контракт (контракт, договор) на выполнение ОКР (СЧ ОКР) — контракт (договор), заключаемый заказчиком ОКР и головным исполнителем ОКР (головным исполнителем ОКР и исполнителем СЧ ОКР) и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность за выполнение ОКР (СЧ ОКР).

3.1.18 Тактико-техническое задание на выполнение ОКР (СЧ ОКР) — исходный технический документ, утверждаемый заказчиком ОКР (СЧ ОКР) и устанавливающий комплекс тактико-технических требований к создаваемому изделию ВТ, а также требования к содержанию, объему и срокам выполнения ОКР.

3.1.19 Техническое задание на выполнение СЧ ОКР — исходный технический документ, утверждаемый головным исполнителем ОКР и устанавливающий комплекс технических требований к создаваемой составной части изделия ВТ, а также требования к содержанию, объему и срокам выполнения СЧ ОКР.

3.1.20 Директивная технологическая документация — комплект технологических документов, устанавливающий единственно допустимые технологические способы, приемы, методы, обеспечивающие достижение заданных требований к конкретному изделию, который определяет основные направления технологии и организации производства изделия.

Примечание — Директивная технологическая документация содержит маршрутный технологический процесс на основные методы получения заготовок, обработки, сборки и испытаний, перечень специального технологического оснащения, указания по специфике организации производства, требования (показатели) директивной трудоемкости, состав мероприятий метрологического обеспечения в процессе производства и испытаний с указанием выбранного варианта системы контроля

3.1.21 Отчетная научно-техническая документация — по ГОСТ В 15.110.

3.1.22 Интеллектуальная собственность — исключительное право физических или юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности, реализуемое в соответствии с действующим законодательством и контрактом на выполнение данных работ.

3.1.23 Государственный заказчик — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий заказы на разработку, производство и поставку изделий военной техники в интересах обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

3.1.24 Заказчик ОКР (заказчик) — уполномоченный орган государственного заказчика, осуществляющий заказы на выполнение ОКР.

Примечание — В контрактной документации при наличии в ОКР составных частей головного исполнителя ОКР по отношению к исполнителю СЧ ОКР именуют заказчиком, а заказчика ОКР — генеральным заказчиком.

3.1.25 Представительство заказчика — представительство Минобороны России или другого федерального органа исполнительной власти на предприятии (в объединении, организации).

3.1.27 Головной исполнитель ОКР — предприятие (организация, объединение), заключившее государственный контракт с государственным заказчиком (заказчиком) на выполнение ОКР, координирующее работу исполнителей СЧ ОКР и отвечающее за выполнение ОКР в целом.

Примечание — При отсутствии в ОКР исполнителей СЧ ОКР головного исполнителя ОКР именуют исполнителем ОКР.

3.1.28 Исполнитель СЧ ОКР — предприятие (организация, объединение), заключившее контракт с головным исполнителем ОКР или заказчиком на выполнение СЧ ОКР и отвечающее за выполнение СЧ ОКР.

3.1.29 Изготовитель опытного образца изделия ВТ — предприятие (организация, объединение), выполняющее работы по подготовке производства и изготовлению опытного образца изделия ВТ по рабочей конструкторской и технологической документации, разработанной в ходе выполнения ОКР.

Примечание — Изготовителем опытного образца изделия ВТ может быть головной исполнитель ОКР (исполнитель СЧ ОКР) либо самостоятельное предприятие (изготовитель серийных изделий).

3.1.30 Изготовитель серийных изделий ВТ — предприятие (организация, объединение), осуществляющее изготовление и поставку серийных изделий ВТ по заказам государственного заказчика.

3.1.31 Головной научно-исследовательский институт по виду техники (деятельности) — научно-исследовательская, конструкторская, проектная, технологическая организация, за которой федеральным органом исполнительной власти закреплен статус отраслевой головной организации по определенным видам деятельности.

3.2 В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:

ВВТ — вооружение и военная техника;

ВС РФ — Вооруженные Силы Российской Федерации;

ВТ — военная техника;

ЕСКД — Единая система конструкторской документации;

ЕСПД — Единая система программной документации;

ЕСП — единый сквозной план;

ЕСТД — Единая система технологической документации;

ЗИП — запасные части, инструменты, принадлежности и материалы;

КД — конструкторская документация;

КИМП — комплектующее изделие межотраслевого применения;

МВК — межведомственная комиссия;

МКС — межведомственный координационный совет;

НД — нормативный документ;

НИИ — научно-исследовательский институт;

НИО — научно-исследовательская организация;

НТД — нормативно-технический документ;

НТО — научно-технический отчет;

НТС — научно-технический совет;

ОИС — объекты интеллектуальной собственности;

ОКР — опытно-конструкторская работа;

ОНТД — отчетная научно-техническая документация;

ОТК — отдел технического контроля;

ОТТ — общие технические требования;

ПД — программная документация;

ПЗ — представительство заказчика;

ПМ — программа и методики;

РКД — рабочая конструкторская документация;

РУК — руководящие указания по конструированию;

СИВН — средства измерений военного назначения;

СЧ ОКР— составная часть ОКР;

ТД — технологическая документация;

ТЗ — техническое задание;

ТП — технический проект;

ТТЗ — тактико-техническое задание;

ТУ — технические условия;

ЭП — эскизный проект.
4 Общие положения
4.1 Функции основных участников ОКР (СЧ ОКР)

4.1.1 Государственный заказчик (заказчик) ОКР (далее в тексте — заказчик) в целях организации и обеспечения своевременного и качественного выполнения ОКР выполняет следующие функции  :

— присваивает ОКР шифр и индекс изделию ВТ;

— утверждает и выдает головному исполнителю ОКР ТТЗ на выполнение ОКР;

— определяет перечень ТТЗ (ТЗ) на выполнение СЧ ОКР, подлежащих утверждению (согласованию) с заказчиком;

— согласовывает цену на ОКР и заключает контракт с головным исполнителем ОКР (при необходимости с исполнителем СЧ ОКР) на выполнение ОКР (СЧ ОКР);

— осуществляет контроль за выполнением ОКР (при необходимости — за СЧ ОКР);

— принимает этапы ОКР и ОКР в целом, оценивает технический уровень и эффективность результатов ОКР;

— участвует в предварительных испытаниях опытных образцов изделий ВТ;

— организует и проводит государственные испытания опытных образцов изделий ВТ;- утверждает РКД для осуществления промышленного (серийного) производства изделий ВТ;

— принимает решения по реализации результатов ОКР, в том числе по принятию на вооружение (снабжение, в эксплуатацию) изделий ВТ, включению в единый каталог предметов снабжения ВС РФ. по постановке на производство изделий ВТ;

— осуществляет контроль за использованием головным исполнителем ОКР средств, выделяемых на выполнение ОКР;

— определяет порядок дальнейшего использования материальных ценностей, изготовленных или приобретенных при выполнении ОКР, в том числе опытных образцов изделий ВТ;

— осуществляет контроль за выполнением требований по защите государственной тайны как на отдельных этапах ОКР, так и ОКР в целом.

4.1.2 Головной исполнитель ОКР осуществляет следующие функции:

— согласовывает ТТЗ на выполнение ОКР;

— подготавливает контрактную документацию, обосновывает цену на ОКР и заключает контракт на выполнение ОКР с заказчиком;

— при наличии в ОКР составных частей выполняет функции заказчика по отношению к исполнителям СЧ ОКР;

— разрабатывает, согласовывает с исполнителями СЧ ОКР, утверждает и выдает исполнителям СЧ ОКР ТЗ на выполнение СЧ ОКР;

— согласовывает цену на СЧ ОКР, заключает контракты с исполнителями СЧ ОКР на выполнение СЧ ОКР;

— подготавливает и направляет заказчику необходимые документы для государственной регистрации и учета ОКР и ОИС;

— осуществляет выполнение ОКР, включая разработку необходимой РКД, ТД, ПД и ЭД, изготовление и испытания опытных образцов изделий ВТ;

— обеспечивает соответствие выполненных работ, изготовленных опытных образцов изделий ВТ требованиям государственных стандартов, ТТЗ (ТЗ), технической документации и условиям контракта;

— организует и проводит предварительные, а также другие, предусмотренные технической документацией, испытания опытных образцов изделий ВТ;

— участвует в государственных испытаниях, проводимых заказчиком;

— разрабатывает, согласовывает с заинтересованными организациями и утверждает единый сквозной план (сетевой план-график или другой планирующий документ) создания изделия ВТ;

— разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите государственной тайны при выполнении ОКР;

— координирует и контролирует выполнение работ исполнителями СЧ ОКР на всех этапах выполнения СЧ ОКР;

— согласовывает с заказчиком лицензионные договоры на использование в ОКР объектов интеллектуальной собственности, несет ответственность за представление заказчику результатов ОКР, не нарушающих исключительных прав третьих лиц;

— обобщает и готовит по этапам ОКР и ОКР в целом предусмотренную в ТТЗ и контракте ОНТД, представляет ее заказчику для приемки в установленные сроки;

— вырабатывает рекомендации по использованию результатов ОКР;

— принимает этапы СЧ ОКР и СЧ ОКР в целом;

— обеспечивает заказчику (его представителям) необходимые условия для контроля работ, выполняемых как на отдельных этапах, так и по ОКР в целом;

— подготавливает в установленном порядке документы по включению разрабатываемого изделия ВТ в каталог предметов снабжения Вооруженных Сил;

— представляет заказчику калькуляцию фактической (уточненной) сметной стоимости этапов ОКР после их окончания.

4.1.3 Исполнитель составной части ОКР выполняет следующие функции:

— согласовывает с головным исполнителем ОКР (в необходимых случаях — с заказчиком) ТЗ (ТТЗ) на выполнение СЧ ОКР;

— подготавливает контрактную документацию, обосновывает цену на СЧ ОКР и заключает с головным исполнителем ОКР (в необходимых случаях — с заказчиком) контракт на выполнение СЧ ОКР;

— участвует в государственных испытаниях, проводимых заказчиком (при необходимости), и в межведомственных испытаниях, проводимых головным исполнителем ОКР;

— выполняет те же функции, что и головной исполнитель ОКР н части СЧ ОКР.

4.1.4 Изготовитель опытного образца изделия ВТ (составной части изделия ВТ) выполняет следующие функции:

— подготавливает контрактную документацию, обосновывает цену и заключает с головным исполнителем ОКР (СЧ ОКР) контракт на изготовление опытного образца изделия ВТ (составной части изделия ВТ);

— согласовывает цену и заключает контракты с поставщиками комплектующих изделий и материалов для изготовления опытного образца изделия ВТ (составной части изделия ВТ);

— осуществляет подготовку производства, включая подготовку средств производства, испытаний и контроля;

— обеспечивает проведение испытаний изготовленного опытного образца изделия ВТ (составной части изделия ВТ);

— выполняет те же функции, что и исполнитель СЧ ОКР в части изготовления опытного образца изделия ВТ (составной части изделия ВТ).

4.1.5 НИО заказчика (по решению заказчика) выполняет следующие функции:

— участвует в разработке проекта ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (СЧ ОКР), выдает заключения на ОНТД по отдельным этапам ОКР (СЧ ОКР) или ОКР (СЧ ОКР) в целом;

— участвует в согласовании документов, разрабатываемых в процессе выполнения ОКР (СЧ ОКР);

— осуществляет военно-научное сопровождение ОКР (СЧ ОКР);

— участвует в приемке этапов ОКР (СЧ ОКР) и (или) ОКР (СЧ ОКР) в целом;

— принимает участие в государственных (межведомственных) испытаниях опытных образцов.

4.1.6 Взаимоотношения между головным исполнителем ОКР (исполнителем СЧ ОКР), изготовителем опытного образца изделия ВТ (составной части изделия ВТ) и ПЗ при них, а также функции ПЗ при выполнении ОКР (СЧ ОКР) устанавливают Положение о военных представительствах Минобороны России [1] и требования настоящего стандарта.
4.2 Группы опытно-конструкторских работ

4.2.1 Для достижения единого организационно-методического порядка выполнения опытно-конструкторских работ устанавливают следующие группы ОКР:

I — ОКР по созданию (модернизации) изделий ВТ, выполняемые по ТТЗ заказчика * в соответствии с требованиями настоящего стандарта;

II — ОКР по созданию (модернизации) составных частей изделий ВТ, выполняемые по ТЗ головного исполнителя ОКР * *, составленному на основе ТТЗ заказчика на ОКР группы I, в соответствии с требованиями настоящего стандарта;

III — ОКР по созданию комплектующих изделий межотраслевого применения, разрабатываемых для применения в военной технике, выполняемые по ГОСТ В 15.205 и другим нормативным документам, устанавливающим порядок их создания, согласованным с заказчиком ВТ.

4.2.2 Основанием для выполнения ОКР группы I является государственный контракт на выполнение ОКР (далее в тексте — контракт), заключенный между заказчиком и головным исполнителем ОКР. Основанием для выполнения составной части ОКР (ОКР группы II) является контракт на выполнение СЧ ОКР, заключенный между головным исполнителем ОКР (заказчиком) и исполнителем СЧ ОКР.

Примечание — Если требования стандарта касаются опытно-конструкторских работ, относящихся к любой из групп ОКР (группам I и II), то в тексте стандарта употребляется обобщенное выражение «ОКР по созданию изделия ВТ».

4.2.3 Основными исходными техническими документами на выполнение ОКР и СЧ ОКР, представляющими неотъемлемую часть контракта, являются:

— ТТЗ заказчика на выполнение ОКР (отнесенной к группе I ОКР по 4.2.1);

— ТЗ головного исполнителя ОКР (для СЧ ОКР, отнесенной к группе II ОКР по 4.2.1).

Порядок разработки ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР, отнесенной к группам I и II ОКР по созданию изделий ВТ, — по ГОСТ В 15.201.

Перечень документов, разрабатываемых при организации и выполнении ОКР (СЧ ОКР) приведен в приложении А.
4.3 Требования к выполнению ОКР (СЧ ОКР)

4.3.1 Для технического руководства ОКР (СЧ ОКР) назначают главного (генерального) конструктора изделия ВТ, главного (генерального) конструктора составной части изделия ВТ и главного технолога проекта изделия ВТ (СЧ изделия ВТ) (далее в тексте — главный технолог проекта). Главным технологом проекта рекомендуется назначать лицо из числа ведущих специалистов технологических служб головного исполнителя ОКР или изготовителя опытного образца изделия ВТ, а при необходимости — из числа ведущих специалистов головных НИИ по технологии и материаловедению. Допускается, при необходимости, определять заместителей главного (генерального) конструктора по другим направлениям работ.

Для технического руководства ОКР по созданию сложных изделий ВТ по представлению заинтересованных организаций может быть создан Совет главных конструкторов и главных технологов.

4.3.2 Главный (генеральный) конструктор и (или) головной исполнитель ОКР (исполнитель СЧ ОКР) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации несут ответственность за обеспечение требуемого технического уровня, обоснование и выполнение сроков создания изделий ВТ, полноту и достаточность их отработки, за качество документации, качественное выполнение заключенных контрактов на каждом этапе выполнения ОКР (СЧ ОКР), за качество и комплектность поставляемой заказчику продукции.

Главный (генеральный) конструктор выполняет свои функции, осуществляет права и несет ответственность перед заказчиком согласно Положению о генеральном конструкторе [2].

4.3.3 Главный (генеральный) конструктор изделия (СЧ изделия) ВТ и главный технолог проекта (другие заместители) в части, касающейся их, несут ответственность:

— за полноту выполнения ОКР (СЧ ОКР) в целом, обеспечение соответствия выполненных работ, изготовленного опытного образца изделия ВТ требованиям государственных стандартов, ТТЗ заказчика, технической документации, а также тактико-техническим характеристикам и условиям контракта;

— за достаточность теоретической и экспериментальной проработки конструкторских и технологических решений по созданию изделий ВТ (СЧ изделий ВТ) и за соответствие их научно-технического уровня требованиям, определенным ТТЗ (ТЗ);

— за качественное выполнение всех мероприятий, предусмотренных документами планирования работ на выполнение ОКР в целом и СЧ ОКР, а также мероприятий по устранению недостатков, выявленных при выполнении ОКР (СЧ ОКР);

— за качество и комплектность изготавливаемых опытных образцов изделий ВТ (опытных образцов СЧ изделий ВТ);

— за планирование, координацию и контроль работ по выявлению и решению принципиальных конструкторских и технологических проблем, связанных с созданием и производством разрабатываемых изделий ВТ (СЧ изделий ВТ).

4.3.4 Головной исполнитель ОКР для обеспечения собственных работ заключает (при необходимости) контракты с исполнителями СЧ ОКР.

Головной исполнитель ОКР составляет и согласовывает с заказчиком перечень составных частей ОКР, на которые должны быть выданы ТЗ их исполнителям, в том числе по собственным разработкам. В этом перечне указывают, с кем должно быть согласовано ТЗ со стороны заказчика (заказчиком, НИО заказчика, ПЗ).

Примечание — ТЗ на создание СИВН должно быть согласовано с организацией Минобороны России, назначенной головной по метрологическому обеспечению ВВТ.

4.3.5 Головной исполнитель ОКР обязан обеспечить исполнителей составных частей ОКР руководящими документами по конструированию и другими исходными данными, необходимыми для выполнения СЧ ОКР. Конкретный перечень документов и исходных данных определяют в ТТЗ (ТЗ).

4.3.6 В целях обеспечения своевременного выполнения этапов ОКР и ОКР в целом, а также контроля за выполнением работ на этапе разработки эскизного проекта, как правило, разрабатывают единый сквозной план создания изделия ВТ (СЧ изделия ВТ) или сетевой план-график, или план-график, или другой планирующий документ (далее в тексте — план совместных работ) на выполнение ОКР (включающий выполнение СЧ ОКР) по ГОСТ В 15.208.

Согласованный и утвержденный план совместных работ на выполнение ОКР (СЧ ОКР) является обязательным для всех организаций и предприятий, участвующих в ОКР (СЧ ОКР).

В плане совместных работ указывают также перечень составных частей изделия ВТ, рабочей конструкторской документации которых присваивают литеру «О1» для организации постановки их на серийное (промышленное) производство до завершения ОКР по созданию изделия ВТ в целом, если это установлено в ТТЗ и контракте на выполнение ОКР.

Целесообразность отработки рабочей конструкторской документации на присвоение литеры «О1» СЧ изделия ВТ и опережающей постановки их на производство определяет заказчик ОКР.

4.3.7 Для решения вопросов, возникающих при создании изделий ВТ и касающихся организации различных министерств и ведомств, может быть образован межведомственный координационный совет. Порядок образования, задачи и функции МКС, обязанности и права членов МКС определяются положением, утвержденным в установленном порядке.

4.3.8 В целях обеспечения выполнения на всех этапах ОКР (СЧ ОКР) требований надежности и эргономики создаваемого изделия ВТ головной исполнитель ОКР (исполнитель СЧ ОКР), если это определено в ТТЗ (ТЗ), разрабатывает программу обеспечения надежности в соответствии с требованиями ГОСТ В 15.206 и отраслевых НД, программу эргономического обеспечения в соответствии с требованиями ГОСТ В 29.00.002, а также другие программы обеспечения заданных в ТТЗ (ТЗ) показателей и характеристик изделий ВТ (безопасности, контролепригодности, стойкости к воздействующим факторам и др.) в соответствии с требованиями действующих НД на конкретные виды ВТ. Основные мероприятия, предусмотренные указанными программами, включают в план совместных работ на выполнение ОКР. Рабочие документы сквозного планирования допускается разрабатывать поэтапно применительно к конкретным этапам выполнения ОКР (СЧ ОКР).

При выполнении ОКР (СЧ ОКР) метрологическое обеспечение испытаний должно соответствовать требованиям ГОСТ РВ 8.570.

4.3.9 В целях обеспечения выполнения на всех этапах ОКР (СЧ ОКР) требований ТТЗ (ТЗ) по обеспечению возможности последующей модернизации создаваемого изделия ВТ головной исполнитель ОКР. (исполнитель СЧ ОКР) разрабатывает комплекс взаимоувязанных организационно-технических мероприятий, обеспечивающих поэтапное повышение эффективности изделия на стадии эксплуатации.

4.3.10 В процессе ОКР (СЧ ОКР) выполняют комплекс экспериментальных работ (макетирование, моделирование, испытания), необходимых для подтверждения и проверки выбранных конструктивно-схемных, конструктивно-технологических и технических решений, а также требований надежности и других, предъявляемых к опытному образцу изделия ВТ (опытному образцу СЧ изделия ВТ), его сборочным единицам.

В процессе ОКР должны быть предусмотрены работы по стыковке разрабатываемого образца с объектом, для которого он разрабатывается, проводимые совместно с предприятием-разработчиком этого объекта, если это требование указано в ТТЗ.

4.3.11 Необходимость, сроки разработки, изготовления и испытания макетов (моделей), их перечень и количество устанавливают в ТТЗ (ТЗ) и контракте. При выявлении в процессе ОКР (СЧ ОКР) необходимости разработки, изготовления и испытания дополнительных макетов (моделей) опытных образцов изделий ВТ перечень их должен быть разработан головным исполнителем ОКР (исполнителем СЧ ОКР) и согласован с заказчиком (головным исполнителем ОКР).

4.3.12 Макеты (модели) изготавливают, как правило, по эскизным конструкторским документам и технологической документации с максимально упрошенным оформлением технологии. Допускается изготавливать их по рабочей конструкторской документации.

Испытания макетов (моделей) проводят по утвержденным программам и методикам головного исполнителя ОКР (исполнителя СЧ ОКР).

Необходимость согласования программ и методик с заказчиком (ПЗ) или головным исполнителем ОКР (для СЧ ОКР) и участия ПЗ в испытаниях макетов (моделей) определяет заказчик или головной исполнитель ОКР и ПЗ при исполнителе СЧ ОКР (по СЧ ОКР) в ТТЗ (ТЗ) и контракте.

Результаты испытаний макетов (моделей) оформляют актом (протоколом), один экземпляр которого направляют ПЗ при головном исполнителе ОКР (исполнителе СЧ ОКР).

4.3.13 Содержание, обозначение, оформление и комплектность конструкторской, технологической и программной документации, разрабатываемой в процессе выполнения ОКР (СЧ ОКР), а также порядок ее согласования, утверждения и изменения должен соответствовать требованиям стандартов ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД и требованиям настоящего стандарта.

Документацию по техническому, программному, информационному, математическому, лингвистическому, методическому, эргономическому, организационному обеспечению программных средств изделия разрабатывают в соответствии с требованиями действующих НД. Перечень НД при выполнении конкретной СЧ ОКР определяет исполнитель СЧ ОКР, согласовывает его с ПЗ при нем и с головным исполнителем ОКР.

Порядок передачи копий РКД, разработанных при выполнении ОКР другим организациям (предприятиям), должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 2.903.

4.3.14 На этапе эскизного проектирования при наличии в составе разрабатываемого изделия ВТ строительных объектов и сооружений в сроки, предусмотренные планом совместных работ на проведение ОКР, головной исполнитель ОКР должен выдать проектной организации согласованное с заказчиком техническое задание (исходные данные) на их проектирование и строительство.

Заказчик и головной исполнитель ОКР рассматривают, утверждают проектную документацию на строительство объектов и сооружений и принимают их в соответствии с требованиями НД по проектированию и строительству зданий и сооружений для Минобороны России (или другого государственного заказчика).

4.3.15 Техническую экспертизу при выполнении ОКР (СЧ ОКР) проводят по предложениям заказчика (ПЗ) или головного исполнителя ОКР (исполнителя СЧ ОКР).

Требования к проведению технической экспертизы устанавливают в ТТЗ (ТЗ) на выполнение ОКР (СЧ ОКР).

Организация и порядок проведения технической экспертизы должен соответствовать ГОСТ РВ 15.1.215, ГОСТ РВ 8.573, ГОСТ РВ 29.08.001, Рекомендациям [3] и отраслевым нормативным документам.

4.3.16 При выполнении ОКР (СЧ ОКР) проводят патентные исследования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 15.011.

4.3.17 При выполнении ОКР, исходя из требований ТТЗ (ТЗ), осуществляют мероприятия (выполняют работы) по каталогизации разрабатываемых изделий, включая:

— разработку и согласование с заказчиком (ПЗ) перечней составных частей изделия ВТ, подлежащих включению в каталог предметов снабжения Вооруженных Сил Российской Федерации;

— внесение требований по каталогизации в РУК и в ТЗ на разработку новых СЧ изделия ВТ;

— подготовку в установленном порядке каталожных описаний.

Работы по каталогизации выполняют в соответствии с требованиями руководящих и нормативных документов, утвержденных (согласованных) заказчиком в установленном порядке.

4.3.18 Требования безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической, электромагнитной, информационной и других видов совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, установленные государственными стандартами, а также иные требования, в том числе и требования безопасности информации, установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, являются обязательными для всех взаимодействующих сторон, участвующих в создании, производстве и эксплуатации ВВТ. Требования государственных военных стандартов, военных стандартов отраслей являются обязательными в соответствии с их сферой действия и областью распространения. Заказчик и головной исполнитель ОКР обязаны включать в контракты обязательные требования на соответствие изделий ВТ (работ и услуг) требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов.

4.3.19 Головной исполнитель ОКР (исполнитель СЧ ОКР) организует выполнение требований по защите государственной тайны в процессе выполнения ОКР (СЧ ОКР) в соответствии с ГОСТ РВ 50934, требованиями ТТЗ (ТЗ) на ОКР (СЧ ОКР) и действующим законодательством.

4.3.20 При выполнении ОКР (СЧ ОКР) в случаях, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации по проведению подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, осуществляют комплекс мероприятий и работ по сертификации создаваемых изделий ВТ и их составных частей по правилам и в порядке, установленным в соответствующих системах сертификации.

Основные мероприятия и работы по сертификации изделий ВТ включают в план совместных работ на выполнение ОКР (СЧ ОКР).

4.3.21 Выполнение ОКР (СЧ ОКР) должно быть обеспечено действующей у головного исполнителя ОКР (исполнителя СЧ ОКР) системой качества в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.002 и (или) других НД на конкретные виды ВТ, согласованных с заказчиком.

4.3.22 Разногласия между заказчиком и головным исполнителем ОКР и исполнителем СЧ ОКР, возникающие по вопросам выполнения ОКР (СЧ ОКР), разрешают в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством.
4.4 Требования к завершению ОКР (СЧ ОКР)

4.4.1 ОКР (СЧ ОКР) следует считать законченной после выполнения следующих работ:

— утверждения акта завершения корректировки РКД по замечаниям МВК;

— выполнения требований совместного решения по утверждению акта МВК, выполнение которых возложено на головного исполнителя ОКР (исполнителя СЧ ОКР);

— передачи заказчику ОНТД, предусмотренной в ТТЗ и условиях контракта;

— представления в установленном порядке заявки на включение изделий ВТ в каталог предметов снабжения ВС РФ;

— представления каталожных описаний изделия ВТ и его составных частей, подлежащих включению в каталог предметов снабжения, и присвоения им национальных номенклатурных номеров в установленном порядке;

— утверждения рабочей конструкторской документации, предназначенной для изготовления изделия ВТ (СЧ изделия ВТ) в мирное время и в военное время, если это предусмотрено требованиями ТТЗ (ТЗ), с присвоением ей литеры «О1».

4.4.2 Приостановление или перенос сроков выполнения ОКР (СЧ ОКР) на любом этапе заказчик оформляет техническим решением, согласованным с головным исполнителем ОКР (исполнителем СЧ ОКР), с последующей корректировкой ТТЗ (ТЗ) и контрактной документации. Порядок прекращения приостановленной ОКР (СЧ ОКР) должен соответствовать действующему законодательству.

4.4.3 Опытный образец изделия ВТ, подвергшийся государственным испытаниям и сохранившийся после них, используют в соответствии с решением заказчика. Опытный образец составной части изделия ВТ, не установленный непосредственно в опытный образец изделия ВТ, используют в соответствии с решением заказчика.

4.4.4 По завершении ОКР (СЧ ОКР) головной исполнитель ОКР (исполнитель СЧ ОКР) с участием ПЗ до оформления акта сдачи-приемки ОКР (СЧ ОКР) проводит инвентаризацию материальных ценностей, созданных или приобретенных за счет контракта, и готовит предложения заказчику о порядке их дальнейшего использования. Решение о порядке дальнейшего использования этих ценностей принимает заказчик, если иное не предусмотрено условиями контракта.

Головной исполнитель ОКР (исполнитель СЧ ОКР) должен представить заказчику (головному исполнителю ОКР) калькуляцию фактической (уточненной сметной) стоимости ОКР (СЧ ОКР) в сроки, предусмотренные в контракте.

4.4.5 После выполнения работ, установленных для этапов ОКР (СЧ ОКР), должен быть оформлен акт приемки этапа ОКР (СЧ ОКР), форма которого приведена в приложении А (таблица А. 1, подпункт 49), являющийся документом, подтверждающим завершение этапа и переход к следующему этапу ОКР (СЧ ОКР). Утвержденный акт приемки этапов ОКР (СЧ ОКР) является основанием для расчетов по этапам ОКР (СЧ ОКР).
4.5 Требования к информации об ОКР (СЧ ОКР)

4.5.1 ОКР и СЧ ОКР присваивают шифры, которые сохраняют до их окончания, а также индекс изделия ВТ (составной части изделия ВТ).

4.5.2 Все ОКР, а также ОИС, созданные в рамках ОКР, подлежат регистрации. Представление информации об ОКР и ОИС на регистрацию головным исполнителем ОКР осуществляют в порядке, установленном заказчиком на основании действующего законодательства и ГОСТ В 15.110.

4.5.3 Регистрацию и учет ОКР (СЧ ОКР) осуществляют в установленном порядке.

4.5.4 Состав, содержание и правила оформления ОНТД на ОКР (СЧ ОКР) — по ГОСТ В 15.110.

4.5.5 Количество комплектов ОНТД на ОКР (СЧ ОКР) и их рассылка должны быть указаны в ТТЗ (ТЗ) или контракте на выполнение ОКР (СЧ ОКР).
4.6 Требования защиты государственной тайны

4.6.1 При проведении работ по заключению контрактов на выполнение ОКР (СЧ ОКР), а также в ходе выполнения ОКР (СЧ ОКР) их участники обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации по защите государственной тайны и требования нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти по обеспечению защиты информации от иностранных технических разведок и ее утечки по техническим каналам [4].

4.6.2 В целях обеспечения выполнения на всех этапах ОКР (СЧ ОКР) требований ТТЗ (ТЗ) по защите государственной тайны о создаваемом изделии ВТ после получения ТТЗ (ТЗ) до начала выполнения конкретных мероприятий, входящих в ОКР (СЧ ОКР), головной исполнитель ОКР (исполнитель СЧ ОКР) проводит анализ возможных каналов утечки сведений об изделии ВТ и ОКР (СЧ ОКР) и разработку организационных и технических мероприятий по их закрытию для каждого из этапов ОКР (СЧ ОКР). Результаты этой работы оформляют в виде плана мероприятий по обеспечению защиты государственной тайны в ходе ОКР (отдельного раздела в плане совместных работ на выполнение ОКР), который согласовывается с заказчиком, утверждается головным исполнителем ОКР и доводится до исполнителей СЧ ОКР в части, их касающейся.

4.6.3 Полноту выполнения требований ТТЗ (ТЗ) и мероприятий по защите государственной тайны оценивают и отражают в ОНТД (НТО) в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 50934.
4.7 Порядок реализации законченной ОКР (СЧ ОКР)

4.7.1 Результаты законченной ОКР (СЧ ОКР) реализуют в соответствии с требованиями и заданиями федеральных программ разработки, создания и производства вооружения и военной техники и заданиями государственного оборонного заказа.

4.7.2 Законченную ОКР считают реализованной, если выполнено хотя бы одно из следующих положений:

— приняты на вооружение (снабжение) с включением в установленном порядке в каталог предметов снабжения ВС РФ и поставлены на производство в соответствии с требованиями ГОСТ В 15.301 новые (модернизированные) изделия ВТ (СЧ изделий ВТ);

— приняты на вооружение (снабжение) и переданы в эксплуатацию уникальные (единичные) изделия ВТ, разработанные целевым назначением;

— приняты на вооружение (снабжение) изделия ВТ, предназначенные для производства только в военное время в соответствии с решением Правительства или заказчика, а также произведена подготовка производства в соответствии с ГОСТ В 15.301 и проверка документации на военное время в соответствии с ГОСТ РВ 2.905;

— разработаны дополнения к рабочей конструкторской и технологической документации на военное время принятых на вооружение (снабжение, эксплуатацию) изделий ВТ, предназначенных согласно решениям Правительства или заказчика для производства в мирное и военное время, а также произведена подготовка производства в соответствии с требованиями ГОСТ В 15.301 и проверка дополнений в РКД на военное время в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 2.905;

— поставлены на производство разработанные по ТТЗ заказчика новые (модернизированные) составные части образцов (систем, комплексов) ВТ, состоящих на вооружении (снабжении);

— разработаны целевым назначением и внедрены в ВТ новые (модернизированные) технологии, алгоритмы и программы.

СЧ ОКР считают реализованной при условии реализации ОКР, в которую входит эта СЧ ОКР, или если ее результаты используют самостоятельно или в другом изделии.
5 Порядок выполнения ОКР (СЧ ОКР)
5.1 Этапы ОКР (СЧ ОКР)

5.1.1 При выполнении ОКР (СЧ ОКР) устанавливают следующие этапы:

— разработка эскизного проекта;

— разработка технического проекта;

— разработка рабочей конструкторской документации для изготовления опытного образца изделия ВТ;

— изготовление опытного образца изделия ВТ (опытного образца СЧ изделия ВТ) и проведение предварительных испытаний;

— проведение государственных испытаний опытного образца изделия ВТ * (межведомственных испытаний опытного образца СЧ изделия ВТ);

— утверждение рабочей конструкторской документации для организации промышленного (серийного) производства изделий ВТ.
Примечания

1 В зависимости от характера и сложности создаваемых изделий ВТ, степени предварительной проработки материалов по создаваемой в ходе ОКР научно-технической продукции допускается не выполнять в составе ОКР (СЧ ОКР) этапа разработки ЭП или этапа разработки ТП, если это предусматривается в ТТЗ на ОКР (ТЗ на СЧ ОКР) и оговорено условиями контракта.

2 При отсутствии одного из этапов (ЭП или ТП), присущих ОКР (СЧ ОКР), работы, относящиеся к этим этапам, должны быть осуществлены на одном из выполняемых этапов работы, т. е. при отсутствии ЭП — на этапе разработки ТП, а при отсутствии ТП — на этапе разработки ЭП.

3 Допускается при модернизации изделия ВТ не выполнять этапы разработки ЭП и ТП, если это предусматривается в ТТЗ (ТЗ) и контракте. При этом имеется в виду в том числе модернизация, вызванная заменой устаревшей элементной базы и КИМП на новые, без изменения схемно-технического и конструктивного решения или модернизации, основанная на унифицированных конструкциях и стандартной схемотехнике.

4 Для опытных образцов изделий ВТ с длительными сроками выполнения каждого этапа допускается деление таких этапов на самостоятельные отчетные подэтапы, что должно быть отражено в ТТЗ (ТЗ) и контракте на выполнение ОКР (СЧ ОКР). Наименование подэтапов и порядок их приемки определяют в ТТЗ (ТЗ) и контракте на выполнение ОКР (СЧ ОКР).

5 Для сложных систем (комплексов, образцов) ВТ по решению заказчика и головного исполнителя ОКР допускается планирование проведения испытаний отдельных опытных образцов изделий ВТ и их составных частей таким образом, что их подвергают межведомственным и государственным испытаниям в составе изделий более крупной структуры.

6 Допускается по согласованию с заказчиком работы по разработке технологической документации и подготовке производства для изготовления опытного образца изделия ВТ выделять в самостоятельный этап ОКР (СЧ ОКР), что следует отражать в ТТЗ (ТЗ) и контракте.

7 Если испытания для утверждения типа СИВН не совмещают с проведением государственных испытаний опытного образца изделия ВТ, то эти испытания для СИВН планируют и проводят по ГОСТ РВ 8.560.

8 Допускается по согласованию с заказчиком проводить научно-теоретические и экспериментальные исследования и работы по выбору и определению оптимальных характеристик, условий (режимов) функционирования, отработки (проверки) схемных и конструктивных решений отдельных составных частей изделия ВТ в целом для использования их результатов при разработке ЭП, ТП и РКД.
5.1.2 Этапы (подэтапы) конкретной ОКР (СЧ ОКР) должны быть определены в ТТЗ (ТЗ) и условиях контракта на ее проведение с учетом требований, приведенных в 5.1.1. При этом разработку РКД и ТД на опытный образец изделия ВТ, предназначенного для изготовления изделия ВТ в военное время (если это предусмотрено в ТТЗ), как правило, проводят параллельно с этапом разработки РКД для изготовления опытного образца изделия ВТ в мирное время.

Разработку документации на военное время для сложных изделий ВТ, как правило, проводят по отдельному контракту после принятия их на вооружение.

5.1.3 Схема взаимосвязи этапов ОКР и этапов СЧ ОКР по времени их выполнения приведена в приложении Б.

5.2 Этап разработки эскизного проекта

5.2.1 Этап разработки ЭП выполняют в соответствии с требованиями ТТЗ (ТЗ) на ОКР (СЧ ОКР) и планом совместных работ на выполнение ОКР (СЧ ОКР) (если он разрабатывался) с целью установления принципиальных (конструктивных, схемных, технологических и др.) решений по изделию ВТ, дающих общее представление о принципе работы и (или) устройстве изделия ВТ и его составных частей, выполнении заданных в ТТЗ (ТЗ) требований к их боевым и эксплуатационным характеристикам, а также о возможности изготовления в промышленных условиях.

5.2.2 На этапе разработки ЭП прорабатывают и рассматривают варианты изделия ВТ, при этом анализируют данные, материалы и результаты ранее проведенных исследований и последние достижения науки и техники, в том числе по зарубежным аналогам.

5.2.4 В комплект документов ЭП, выполняемого в процессе ОКР (СЧ ОКР), включают конструкторские документы в соответствии с требованиями ГОСТ 2.102

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *