Что такое слабая позиция гласного звука
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Изменение звуков в потоке речи
Перечень рассматриваемых вопросов:
Фонетические процессы – процессы, происходящие со звуками в потоке речи.
Чередование звуков – замена одного звука другим.
Позиционное чередование звуков – чередование звуков, зависящее от его позиции в слове.
Сильная позиция – позиция, в которой звук чётко слышится и произносится.
Слабая позиция – позиция, в которой звук в потоке речи изменяется.
Редукция – изменение в потоке речи гласного звука.
Закон уподобления – предыдущий звук уподобляется последующему в произнесении.
Закон конца слова – звонкие парные согласные на конце слова всегда оглушаются.
Диалектные говоры – особенности произношения одной территории.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.
1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков/ Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.
2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.
3. Воронина Н. В., 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку //Воронина Н. В., Егорова Т. В. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 288 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, например буква «В» может обозначать [в] – вокруг, [ф] – кров, [ф’] – кровь.
Это объясняется фонетическими процессами, которые происходят со звуками в речевом потоке. Такие фонетические чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Запомните. Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.
В русской речи произносятся чётко гласные, которые стоят под ударением (то есть находятся в сильной позиции): г[о´]род, с[а´]д, в[о´]лк.
Гласные, находящиеся в безударном положении (в слабой позиции), утрачивают ясность и чёткость: города – г[а]р[а]да, пятак – п[и]так.
Это называется законом редукции.
Позиционные чередования гласных звуков (редукция).
Буквы а, я, е часто произносятся как [и]: пятак – п[и]так, терять – т[и]рять.
Единственный звук, не подвергающийся изменению, – это звук [у]: в словах курица, укусить, парус слышится звук [у], различается лишь его долгота.
То же мы можем наблюдать в отношении звуков [ы], [и].
Если в слове оказываются рядом два согласных звука, то второй будет влиять на произношение первого, а первый при произнесении будет уподобляться второму. Это закон называется законом уподобления.
В русском языке согласный звук всегда уподобляется последующему звуку по признакам.
Глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)
пишем справка – говорим спра[ф]ка;
пишем коробка – говорим коро[п]ка,
пишем зарядка – говорим заря[т]ка,
пишем варежки – говорим варе[ш]ки,
пишем в школу – говорим [ф] школу.
Звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)
пишем просьба – говорим про[з’]ба,
пишем молотьба – говорим моло[д’]ба,
пишем сговор – говорим [з]говор, пишем вокзал – говорим во[г]зал.
Мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким):
Пишем власть – говорим вла[с’]ть,
Пишем радость – говорим радо[с ‘]ть,
пишем нести – говорим не[с’]ти,
пишем класть – говорим кла[с’]ть.
В современном русском языке чаще всего смягчаются зубные согласные З и С.
По месту и способу образования (замена двух согласных одним): купаться – [купа’ца], смеяться – [см ’ий ’а’ца], звук [ц] произносится как долгий.
Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные согласные на конце слов всегда оглушаются: например, говорим [мак], а пишем «маг» (волшебник), говорим [молат], а пишем «молод» (про возраст).
Позиционное чередование звуков не отражается на письме!
Для звуков характерны сильные и слабыепозиции.
В сильной позиции звук произносится отчётливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.
Для гласных сильным является положение под ударением.
Для мягких и твёрдых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твёрдым согласным.
«Редукция звука [о] (слабая позиция)»
Выберите слова, в которых звук [о] подвергается редукции.
Соревноваться, хоккей, футбол, состязаться, спортсмен.
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: слабая позиция гласного звука – это его безударное положение.
Правильный ответ: Соревноваться, хоккей, состязаться, спортсмен.
Уподобление по глухости.
В предложении выделите слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.
Всякому мила своя сторона.
Чтобы правильно выполнить задание, необходимо вспомнить материал основной части урока.
Фонема. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков
Фонема – звук в его обобщённом понимании, звук как тип, ряд позиционно чередующихся звуков.
В потоке речи звук может оказаться в сильной и в слабой фонетической позиции.
Сильная позиция для гласного звука – положение под ударением.
В безударном положении звучание гласных меняется. Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кромеу, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [и э ]. Например:
После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ы], этот же звук произносится на месте буквыа в словах: жалеть лошадей, жакет.
Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т]. Глухие парные согласные перед звонким согласным озвончаются: просьба [з’], молотьба[д’]
Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчаются: гвоздь [с’т’].
Методические рекомендации к выполнению задания 5:
При выполнении задания 5нужно учитывать правила о сильной и слабой позициях для согласных и гласных звуков, определять ударный слог. Позиция указывается под словом с помощью следующих знаков: сильная позиция – “+”, слабая позиция – “-“.
Образец выполнения задания 5: м о р о / з
Особенности русского ударения
Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог: ди’ктор, магнитофо’н.
Методические рекомендации к выполнению задания 3:
При выполнение этого задания 3 необходимо составить словосочетания с каждым данным словом, при определении функций ударений в словах требуется записать вывод в заключении упражнения. Образец выполнения:
Острота зрения – острота ума
Функция ударения в словах заключается в следующем: использование слов в разных стилях.
Методические рекомендации к выполнению задания 6:
Образец выполнения задание 6: Невыполненная просьба (просить)
Содержание отчёта:
1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005
4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием
5. Ответы на контрольные вопросы
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «фонетика».
2. В чём особенность произношения гласных под ударением и без ударения?
3. Какие произносительные нормы существует для гласных звуков?
4. Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?
5. Дайте определение понятию «транскрипция».
Практическая работа №2
Тема: Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю
Цель работы:
владеть орфоэпическими нормами литературного языка
Задание:
ВАРИАНТ 1
Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию.
Разъезд, тетрадка, гвоздь, алфави, агрономия, агент,апостроф, асимметрия, афера, буржуазия, бытие.
Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.
Клубы — клубы, старина — старина.
Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение.
Винт, герб, горб, гриб.
Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.
Скатертей, тростей, шалостей, щелей.
Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных.
Одновременный, оптовый, уставный.
Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение.
Бойкий, голодный, гордый, горький.
Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением?
Наотмашь, наискось, надолго.
Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах.
Опошлить, подбодрить, принудить, уведомить, углубить.
Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?
Прибыть, рвать, слыть, убыть, шить.
ВАРИАНТ 2
Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию.
Обложка, ария, трость, вероисповедание, газопровод, гастрономия, генезис, диспансер, договор, еретик, жалюзи.
Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.
Атлас — атлас, броня — броня.
Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение.
Стержень, торт, шест, ячмень.
Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.
Плоскостей, повестей, проповедей.
Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных.
Искристый, кедровый, мизерный.
Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение.
Грубый, дешевый, долгий, жалкий.
Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением?
Исподволь, втридорога, втридешева.
Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах.
Начать, начался, облегчить, одолжить, озвучить.
Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?
Обнять, передать, подать, понять, прибыть.
ВАРИАНТ 3
Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию.
День, солнце, мясной, житие, знамение, каталог, квартал, намерение, некролог, нефтепровод, обеспечение.
Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.
Видение — видение, ирис — ирис.
Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение.
Крюк, пласт, плод, пруд.
Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.
Кистей, крепостей, плетей.
Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных.
Давнишний, двоюродный, зубчатый.
Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение.
Зеленый, крепкий, правый.
Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением?
Завидно, задолго, издавна.
Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах.
Заржаветь, звонишь, избаловать, исчерпать, кашлянуть.
Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?
Замереть, красть, лить, нажить, нанять.
ВАРИАНТ 4
Задание 1. Поставьте ударение в словах и произведите их транскрипцию.
Лень, устно, лесной, плато, премирование, ракурс, свекла, упрочение, факсимиле, феномен, ходатайство.
Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.
Трусить — трусить, угольный — угольный.
Задание 3. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение.
Гусь, жгут, жезл, клок.
Задание 4. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.
Дерзостей, должностей, жердей.
Задание 5. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных.
Арахисовый, безудержный, валовой, гербовый.
Задание 6. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение.
Редкий, светлый, сытый.
Задание 7. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением?
Без умолку, набело, мастерски.
Задание 8. Расставьте ударение в следующих глаголах.
Баловать, зазубрить, заклеить, заклинить, закупорить.
Задание 9. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?
Брить, внять, врать, донять, задать.
Пояснение к работе:
Фонетическая транскрипция.
Непарные звуки
Твердые непарные согласные: ж, ш. и. Мягкие непарные согласные: ч, щ, й. Непарные звонкие согласные: л, м, н, р, и. Непарные глухие согласные: х, ц, ч. щ.
Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков
Не пропускаем: для гласных –
Примеры : З_ ДАЧА( задача),
К_ Р_НД_ШИ( карандаши)
— их пропускаем (делаем дырочки)
Их ПИШЕМ БЕЗ ПРОПУСКОВ:
Слабые позиции согласных звуков
Согласный парный по звонкости- глухости в конце слова: ду_ ( ду б )
Согласный парный по звонкости- глухости перед другим парным согласным: например: ко _ _ь (ко ст ь)
1. парные согласные на конце слова
Парные согласные перед другим согласным
ВАР_ _ К _ (варежка)
1. Согласный парный по звонкости- глухости перед гласным ЗУ Б Ы
глухие непарные согласные
4. парные по звонкости –глухости согласные перед звуками В, В : з ва_ ь, с вой, т вой
Не пропускаем буквы:
1. Непарные согласные: Н, Л, М, Р, Й, Ц, Ч, Щ, Х
2. Не пропускаем парные согласные перед гласными
3. Не пропускаем парные согласные перед В : З ВА_Ь ( звать),
4. Не пропускаем парные по звонкости- глухости согласные перед сонорными.
1. Гласных звуков в русском языке ШЕСТЬ : А, О, У, Ы, И, Э.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1506680
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
Как отмечалось (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы), в русском языке 6 основных (то есть тех, что произносятся под ударением) гласных звуков:
A | О | Э | У | Ы | И |
которые обозначаются на письме 10 буквами:
A | Я | О | Ё | Е | Э | У | Ю | Ы | И |
1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:
Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
Звук [и] употребляется только после мягких согласных.
Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).
Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.
Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:
в некоторых иноязычных словах;
в некоторых сложносокращённых словах.
2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.
Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.
3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:
не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю );
В и згнании [в ы згна́н’ии].
изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э ).
4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».
М о й [мо́j] – м о я [мΛjа́] или [маjа́], д а л [да́л] – д а ла [дΛла́] или [дала́].
Ср.: вз я л [вз’а́л] – вз я ла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], н ё с [н’о́с] – н е сла [н’и э сла́] или [н’исла́], б е л [б’е́л] – б е ла [б’и э ла́] или [б’ила́].
Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.
Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией: сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.
5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц] :
после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ы э ] );
Ж а леть [ж ы э л’э́т’], лош а дей [лъш ы э д’э́j], двадц а ти [двъц ы э т’и́].
Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].
Ш а р [ша́р] – ш а ры [шΛры́].
6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.
Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией: сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.
В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.
В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] – после твёрдых согласных, «ерь» [ь] – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)
после твёрдых согласных: д о мовой [д ъ маво́j], рыб а [ры́б ъ ], крыш а [кры́ш ъ ], ц е ликом [ц ъ л’ико́м];
после мягких согласных: р я довой [р’ ь даво́j], пол е [по́л’ ь ], ч а совщик [ч’ ь сΛфщ’и́к].
О гурец [Λгур’э́ц]; о безьяна [Λб’иэз’jа́нъ].
Алгоритм анализа при транскрибировании слова
1. | Разбейте слово на слоги и поставьте ударение. |
2. | Подчеркните двумя чертами ударный гласный. Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать: первый предударный слог – I слабая позиция; остальные безударные слоги – II слабая позиция. Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю ), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении. после твёрдых согласных – [Λ] ; после мягких согласных – [и э ] ; |
5. | Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а : после твёрдых согласных – [ъ] ; после мягких согласных – [ъ] ;
|