Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

Урок русского языка во 2-м классе. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема: «Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков»

На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.

I. Организационный момент

У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и «Классная работа».

У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой «о». Напишите в тетрадях одну строчку.

Дети выполняют задание в тетрадях.

III. Работа по повторению

У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?

Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.

У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?

У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?

Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков «волшебников».

У. А что это за волшебные звуки?

Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й’] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не «волшебник», то возникает ошибкоопасное место.

У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.

Д. Дети хором произносят [шупка].

У. Кто согласен с рассуждениями?

Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.

У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.

Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].

Д. Можно мне доказать?

У. Доказывай. Иди к доске.

У. А какое это чередование?

Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].

У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?

У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).

Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з’ / /с’].

У. На доске запись (звуковая модель слов).

У. Какие звуки чередуются?

Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з’ / /с’ ].

IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.

Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.

У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.

Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.

I группа: «Редька горькая, а морковь________________».

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?

Д.Только те, которые находятся в основе слова.

Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.

У.А где не можем проверить?

Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая.

Дети показывают пальчиками «+» (согласны).

Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.

После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.

V. Работа над звуковой «оболочкой» слова

У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.

Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.

Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.

Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.

Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.

Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.

У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?

Д. (у доски) составляют схему:

У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.

Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.

VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД’ И Т ‘], [Г Р АЧ’ И], [ Ш Ы Н А], [3′ И М Л’ А], [Р’ Э П А], [С В’ И Ч’ А]

У:— Проверим задание.

К доске выходят два человека и записывают:

Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)

Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча

Д. Слабая позиция в окончании:

У.Дети вы согласны с работой?

Д. У меня получилось два слова: шина, репа.

VII. Работа с учебной тетрадью.

У. В книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» сова жила в великолепном замке «Каштаны». Под звонком у нее были объявления:

Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.

Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай ‘ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).

У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).

— Нашли еще одну ошибку, в слове [пад ‘оргат ‘]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.

Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).

У.Запишите эти объявления на пустых строчках.

I вариант – записывает первое объявление.

Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.

Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.

VII. Домашнее задание.

М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Изменение звуков в потоке речи

Перечень рассматриваемых вопросов:

Фонетические процессы – процессы, происходящие со звуками в потоке речи.

Чередование звуков – замена одного звука другим.

Позиционное чередование звуков – чередование звуков, зависящее от его позиции в слове.

Сильная позиция – позиция, в которой звук чётко слышится и произносится.

Слабая позиция – позиция, в которой звук в потоке речи изменяется.

Редукция – изменение в потоке речи гласного звука.

Закон уподобления – предыдущий звук уподобляется последующему в произнесении.

Закон конца слова – звонкие парные согласные на конце слова всегда оглушаются.

Диалектные говоры – особенности произношения одной территории.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков/ Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.

3. Воронина Н. В., 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку //Воронина Н. В., Егорова Т. В. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 288 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, например буква «В» может обозначать [в] – вокруг, [ф] – кров, [ф’] – кровь.

Это объясняется фонетическими процессами, которые происходят со звуками в речевом потоке. Такие фонетические чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Запомните. Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.

В русской речи произносятся чётко гласные, которые стоят под ударением (то есть находятся в сильной позиции): г[о´]род, с[а´]д, в[о´]лк.

Гласные, находящиеся в безударном положении (в слабой позиции), утрачивают ясность и чёткость: города – г[а]р[а]да, пятак – п[и]так.

Это называется законом редукции.

Позиционные чередования гласных звуков (редукция).

Буквы а, я, е часто произносятся как [и]: пятак – п[и]так, терять – т[и]рять.

Единственный звук, не подвергающийся изменению, – это звук [у]: в словах курица, укусить, парус слышится звук [у], различается лишь его долгота.

То же мы можем наблюдать в отношении звуков [ы], [и].

Если в слове оказываются рядом два согласных звука, то второй будет влиять на произношение первого, а первый при произнесении будет уподобляться второму. Это закон называется законом уподобления.

В русском языке согласный звук всегда уподобляется последующему звуку по признакам.

Глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)

пишем справка – говорим спра[ф]ка;

пишем коробка – говорим коро[п]ка,

пишем зарядка – говорим заря[т]ка,

пишем варежки – говорим варе[ш]ки,

пишем в школу – говорим [ф] школу.

Звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)

пишем просьба – говорим про[з’]ба,

пишем молотьба – говорим моло[д’]ба,

пишем сговор – говорим [з]говор, пишем вокзал – говорим во[г]зал.

Мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким):

Пишем власть – говорим вла[с’]ть,

Пишем радость – говорим радо[с ‘]ть,

пишем нести – говорим не[с’]ти,

пишем класть – говорим кла[с’]ть.

В современном русском языке чаще всего смягчаются зубные согласные З и С.

По месту и способу образования (замена двух согласных одним): купаться – [купа’ца], смеяться – [см ’ий ’а’ца], звук [ц] произносится как долгий.

Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные согласные на конце слов всегда оглушаются: например, говорим [мак], а пишем «маг» (волшебник), говорим [молат], а пишем «молод» (про возраст).

Позиционное чередование звуков не отражается на письме!

Для звуков характерны сильные и слабыепозиции.

В сильной позиции звук произносится отчётливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.

Для гласных сильным является положение под ударением.

Для мягких и твёрдых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твёрдым согласным.

«Редукция звука [о] (слабая позиция)»

Выберите слова, в которых звук [о] подвергается редукции.

Соревноваться, хоккей, футбол, состязаться, спортсмен.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: слабая позиция гласного звука – это его безударное положение.

Правильный ответ: Соревноваться, хоккей, состязаться, спортсмен.

Уподобление по глухости.

В предложении выделите слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.

Всякому мила своя сторона.

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо вспомнить материал основной части урока.

Источник

Сильные и слабые позиции согласных звуков. Позиционные чередования согласных

В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): дам – там, бил – пил, злой – слой, дрель – трель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: мал – мял,лук – люк, быть – бить, вол – вёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м’]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог, прут и пруд). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. здесь и сделать: в обоих словах в позиции перед звонким [д’] произносится звонкий [з’]), а перед глухими – как глухие (ср. трубка и шапка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труба–труб (произносится [труп]), косить–косьба (произносится [каз‘ба]), трава–травка (произносится [трафкъ]), бо[мб]а–о бо[м‘б]е, [д‘в’]е– [дв]умя.

Выпадение согласных.

В некоторых позициях при произношении происходит выпадение согласных звуков. Как правило, не произносятся звуки д и т в сочетанияхздн и стн, например: праздник, устный. Кроме того, в отдельных словах происходит выпадение согласного звука при стечении других согласных, например: солнце, сердце, счастлив, здравствуй (сравните: солнышко, сердечко, счастье, поздравить, где звукил, д, т, в произносятся).

Для проверки написания слов с непроизносимыми согласными нужно подобрать родственные слова или формы слов, где данные сочетания согласных были бы разделены гласным или стояли бы в конце слова, например: устный – уста – уст (род. падеж).

Упражнение 72. Устно ответьте на данные вопросы.

73. Прочтите; укажите мягкие согласные и объясните, как их мягкость обозначена на письме.

Чем громче о тебе галдёж,

Тем умолкай надменней.

Не довершай чужую ложь

Позором объяснений. (Б. П а с т е р н а к.)

74. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях мягкость согласного обозначается буквой ь, а в других – не обозначается.

75. Измените данные слова так, чтобы выделенные согласные смягчились, и напишите. Устно объясните, почему между мягкими согласными пишется ь.

Письмо – в письме; борьба, молотьба, тюрьма, косьба, просьба, резьба, тесьма, сурьма, пальма, пальба, усадьба, возьму, Кузьма, восьмой.

76. Спишите и подчеркните стоящие рядом мягкие согласные. Устно объясните, почему между ними нет ь.

77. Прочтите выразительно; укажите, какие звуки обозначают выделенные буквы.

Если мальчик

любит труд,

в книжку пальчик,

хороший мальчик.

78. Установите по программе и учебникам начальной школы, с какими случаями обозначения мягкости согласных знакомятся учащиеся I и II классов.

79. Укажите, в каких словах имеются непроизносимые согласные; измените, где возможно, указанные слова так, чтобы эти согласные произносились.

1) Солнце ярким светом залило все окрестности. 2) Радостно чувствовали себя ребята на чистом воздухе. 3) Гигантские сосны глухо шумели своими верхушками. 4) Характер местности вдруг резко изменился. 5) Поздним вечером мы возвращались домой. 6) У окна стояла лестница. 7) Кто-то хлестнул меня веткой. 8) От леса пронёсся ветерок – вестник грозы.

Источник

Изменение звуков в потоке речи

Урок 31. Русский язык 5 класс ФГОС

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

Конспект урока «Изменение звуков в потоке речи»

Сегодня мы ответим на такие вопросы.

· Как изменяются гласные звуки в речи?

· Как изменяются согласные звуки в речи?

· Что такое сильная и слабая позиции звуков?

Итак, мы помним, что звуки речи бывают гласные – они образуются только при помощи голоса. И согласные – в них присутствует шум, иногда с голосом, а иногда без.

Могут ли звуки в речи меняться? Вот наше состояние, например, часто меняется. В солнечный день мы можем чувствовать себя радостными. В дождь – печалимся. А в грозу ещё и испугаться можем!

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

Иногда мы чувствуем себя сильными: горы бы свернули, прямо с утра! А иногда мы чувствуем себя слабыми, ни на что не способными. Обычно это зависит от разных условий и обстоятельств.

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

Но звуки тоже бывают сильными и слабыми.

Ведь мы можем произносить звуки сильно, полно. Или же слабо, невнятно.

Сравните, как мы произносим слово д[о]м. И слово д[о]ма. Слово гри[б]ы. И слово гри[п].

В одних случаях мы произносим звуки более чётко, а в других – менее чётко.

Как мы произносим звук – зависит от его позиции.

В слове дом мы произносим выделенный звук сильно. А в слове дома тот же звук произносится слабо. В слове грибы выделенный звук произносится сильно, полно. А в слове гриб – слабо.

У звуков есть сильная и слабая позиция.

Как видите, это касается и гласных, и согласных звуков.

В сильной позиции звук произносится полно, долго, ясно: до-ом, гриб-ы. Выделенные звуки стоят в сильных позициях.

В слабой позиции звук произносится нечётко, слабо. Дома. Гриб.

Он может произноситься настолько слабо, что заменяется другим звуком.

В слове дома звук [о] заменяется звуком [а]. В слове гриб звук [б] заменяется звуком [п].

Конечно, эти звуки стоят в слабых позициях.

Но какие позиции – сильные, а какие – слабые?

Для гласных сильной будет позиция под ударением.

Если на звук падает ударение, звук произносится максимально полно и чётко.

Звуки под ударением в этих словах стоят в сильных позициях.

И значит, слабая позиция для гласных – это позиция не под ударением.

Если лишить звук ударения, то он сразу же начинает произноситься короче, слабее, менее внятно.

Лишим наши слова ударения:

Все выделенные звуки оказались в слабой позиции. Они все произносятся короче и слабее. В слове «моря» звук ещё и заменяется другим звуком. Такие случаи нас интересуют в первую очередь.

С согласными звуками сложнее, у них есть много сильных и слабых позиций. Сильной, например, является позиция перед гласным звуком.

Если после согласного звука стоит гласный звук, то согласный произносится ясно, чётко.

Например: ду[б]ы, но[ж]и, ро[г]а.

Выделенные согласные стоят перед гласными. Они находятся в сильной позиции.

Слабой позицией для согласных является конец слова. Это очень опасная позиция. Согласные в ней произносятся невнятно и часто заменяются другими согласными.

Теперь выделенные звуки оказались на конце слова. В слабой позиции произошла замена звонких звуков на глухие.

У согласных звуков могут быть и другие слабые позиции. Например, если глухой согласный стоит перед звонким, он может меняться. И наоборот.

Про[сʼ]ить – звук стоит в сильной позиции, перед гласным звуком.

Просьба. В этом слове звук оказался в слабой позиции, перед звонким. И сам стал звонким: мы произносим [зʼ].

Ложек. В этом слове звук [ж] стоит в сильной позиции, перед гласным звуком.

Ложка. Звук попадает в слабую позицию, перед глухим согласным. И сам становится глухим, потому что мы произносим [ш].

В некоторых словах сильная и слабая позиция одного звука могут чередоваться: он оказывается то в сильной позиции, то в слабой.

Мы как раз рассмотрели примеры таких слов. В них один звук заменяется другим звуком.

Такие чередования звуков, в зависимости от позиции, называются позиционными чередованиями.

Позиционные чередования звуков также изучает фонетика.

Позиционные чередования не отражаются на письме.

Звук обозначается одной и той же буквой, независимо от того, стоит он в слабой или в сильной позиции.

Как пишутся все эти слова? Все звуки, которые мы рассматривали, обозначаются одинаково. В словах дом и дома – буква о для двух звуков.

Именно поэтому нужно быть особенно осторожными. Ведь позиционные чередования коварны!

Послушайте вот такую забавную и поучительную историю.

К одному художнику как-то пришёл клиент.

– Ничего нет легче, – пожал плечами художник.

Но что у него получилась за картина!

Клиент был в ужасе и недоумении: что это за картина такая? Откуда тут вообще лиса?

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

– Что заказывали, то и получили, – обиделся художник. – Сказано – в лису! Вот я и нарисовал лису!

– Но я же имел в виду – «в лесу»! – удивлялся клиент.

Как вы уже догадались, художника подвело плохое знание правил.

В лесу. Безударный гласный находится в слабой позиции. Получается звук [и].

В лису. Безударный гласный тоже находится в слабой позиции. Звук [и].

Получается, что звуки совпадают, а слова пишутся по-разному.

Художнику стоило поставить звук в сильную позицию, под ударение: лес.

Звучит знакомо, правда?

Действительно, позиционными чередованиями звуков объясняются некоторые правила, с которыми мы хорошо знакомы.

Это, например, правописание безударных гласных. И правописание проверяемых согласных в корне слова.

Оба эти правила сводятся к одному и тому же: нужно поставить звуки в сильную позицию!

Давайте вспомним эти правила.

Начнём с безударных гласных. Перед нами такие слова:

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

Мы не знаем, как они пишутся, потому что гласные в них стоят в слабой позиции. То есть, не под ударением. Поставим эти гласные в сильную, ударную позицию!

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

Перейдём к согласным в корне слова.

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

Выделенные звуки находятся в слабой позиции, поэтому мы слышим их нечётко. Нужно поставить звуки в сильную позицию. Перед гласным.

Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Смотреть картинку Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Картинка про Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке. Фото Что такое слабая позиция и сильная позиция в русском языке

Поскольку позиционные чередования не отражаются на письме, мы везде пишем буквы, которые соответствуют сильной позиции.

Итак, что нам требуется запомнить?

Звуки в речи могут попадать в разные позиции. У гласных и согласных звуков может быть сильная позиция и слабая позиция.

В сильной позиции звуки произносятся чётко, полно.

В слабой позиции звуки могут даже заменяться другими звуками.

Чередование звуков в сильной и слабой позициях называется позиционным чередованием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *