Что такое слабая позиция парного согласного звука выбери 2 верных варианта
Что такое слабая позиция парного согласного звука выбери 2 верных варианта
Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.
Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), ско¬шенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).
Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках рядом со словом пиши проверочные слова.
Зелёный наря(т,д) полей радует гла(з,с).
У бабушки получился вкусный (пироги).
Спиши, вставляя пропущенную парную согласную. Проверяй слово устно.
Слабые позиции согласных звуков
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Для глухих и звонких согласных слабыми позициями оказываются позиции на конце слова или перед другими согласными.
С глухими согласными наоборот – перед звонкими они сами озвончаются. На месте фонемы С в слове просьба звучит [ з ].
В какой же позиции удаётся увидеть настоящую фонему? Это позиция перед гласной или сонорными согласными (суперзвонкие звуки[ р,л, м, н, j ], в которых голоса больше, чем шума).
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Рядом гласный подставляй!
Мес т ный – мес т а, турис т ский – турис т ы, голлан д цы – голлан д ец, праз д ничный
Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных при стечении согласных в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произноситься отчётливо. Если в стечении согласных при изменении сова согласный не произноситься, то он и не пишется.
Парные согласные звуки
Парные согласные звуки — это шумные согласные, которые образуют пары по признакам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.
Выясним, что такое парные согласные в русском языке, какие пары согласных различают в зависимости от их фонетических особенностей. Приведем таблицу и примеры парных согласных в конце и середине слов.
Звуки речи
Разговаривая между собой или читая вслух, мы произносим слова. Наша речь состоит из слов. Каждое слово складывается из звуков.
Звук — это минимальная единица речи. Звуки речи отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. С помощью букв передаются звуки на письме. Звуки создают фонетическую оболочку слова, которую мы слышим и можем сами воспроизвести с помощью органов речи.
Друг от друга звуки речи отличаются способом образования. Одни звуки произносятся так, что воздух свободно проходит между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять своё очертание. Так образуются гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состоят только из голоса. Другие звуки речи, и их гораздо больше, формируются иначе. При их образовании выдыхаемый воздух встречают на своём пути различные препятствия при смыкании и размыкании органов речи и выходит через рот либо через нос. При этом возникает характерный для каждого звука шум. Так образуются согласные звуки:
Согласные звуки являются шумными, так как формируются с помощью шума. Большинство этих звуков речи являются парными согласными.
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].
И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.
Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
И только сонорные согласные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
Понаблюдаем:
Только всегда твёрдые парные согласные [ж] и [ш] не имеют соответствующих мягких согласных:
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Парные согласные в конце и середине слова
Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:
В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:
Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:
Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:
Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.
Как проверить парные согласные в слове?
В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.
Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:
1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:
У слова «молодёжь» нет формы множественного числа. Тогда прибегаем к другому способу проверки.
2. Образуем форму родительного падежа единственного или множественного числа, в чём нам помогут слова «много» или «нет»:
После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.
3. Поищем родственное слово, в котором после проверяемого парного согласного окажется гласный звук или сонорные «н», «л», «м», «р»:
Во многих словах русского языка, чаще всего заимствованных, нельзя проверить парные согласные с помощью «контрольного слова». Это словарные слова, написание которых запомним:
Видеоурок
Урок русского языка во 2-м классе. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема: «Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков»
На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.
I. Организационный момент
У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и «Классная работа».
У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой «о». Напишите в тетрадях одну строчку.
Дети выполняют задание в тетрадях.
III. Работа по повторению
У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?
Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.
У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?
У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?
Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков «волшебников».
У. А что это за волшебные звуки?
Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й’] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не «волшебник», то возникает ошибкоопасное место.
У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.
Д. Дети хором произносят [шупка].
У. Кто согласен с рассуждениями?
Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.
У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.
Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].
Д. Можно мне доказать?
У. Доказывай. Иди к доске.
У. А какое это чередование?
Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].
У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?
У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).
Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з’ / /с’].
У. На доске запись (звуковая модель слов).
У. Какие звуки чередуются?
Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з’ / /с’ ].
IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.
Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.
У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.
Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.
I группа: «Редька горькая, а морковь________________».
II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».
III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».
IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».
V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»
У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?
Д.Только те, которые находятся в основе слова.
Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.
У.А где не можем проверить?
Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая.
Дети показывают пальчиками «+» (согласны).
Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.
После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.
V. Работа над звуковой «оболочкой» слова
У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.
Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.
Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.
Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.
Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.
Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.
У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?
Д. (у доски) составляют схему:
У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.
Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.
VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД’ И Т ‘], [Г Р АЧ’ И], [ Ш Ы Н А], [3′ И М Л’ А], [Р’ Э П А], [С В’ И Ч’ А]
У:— Проверим задание.
К доске выходят два человека и записывают:
Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)
Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча
Д. Слабая позиция в окончании:
У.Дети вы согласны с работой?
Д. У меня получилось два слова: шина, репа.
VII. Работа с учебной тетрадью.
У. В книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» сова жила в великолепном замке «Каштаны». Под звонком у нее были объявления:
Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.
Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай ‘ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).
У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).
— Нашли еще одну ошибку, в слове [пад ‘оргат ‘]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.
Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).
У.Запишите эти объявления на пустых строчках.
I вариант – записывает первое объявление.
Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.
Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.
VII. Домашнее задание.
М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.
Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Исследование звонких и глухих согласных. Сильная и слабая позиция парных согласных»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №9 Попова Надежда Витальевна
Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: «Исследование звонких и глухих согласных. Сильная и слабая позиция парных согласных»
Цель: познакомить с орфограммой «Парные по звонкости – глухости согласные в корне слова» и алгоритмом проверки данной орфограммы.
П. Определение темы урока через домысливание.
Постановка целей и задач урока. (На доске название темы урока закрыто)
Учитель: рассмотрите слова, записанные на доске.
Гри б/п Но ж\ш Лещ Луч
-Какие мысли появились?
-Какие звуки эти буквы обозначают?
-В какой они находятся позиции, сильной или слабой?
-Какую букву выбрать?
-Какие действия помогут выбрать нужную букву?
Дети, (отвечают). Лучше рассмотреть и другие слова.
— А как называют человека, который исследует звуки, группы слов, тексты?
— С какой целью будем выполнять задания?
Дети. (Читают, записанное на доске)
— узнать, какая позиция для парных согласных звуков сильная, а какая слабая.
Учитель. Предлагаю работать в группах.
Ш. Учитель. Откройте учебники на стр. 99, упражнение № 1.
Прочитайте внимательно задание.
-Какую работу предстоит выполнить?
Дети. (отвечают, как поняли задание).
Учитель. Выполним задание выборочно. На столах лежат карточки с парами слов
из данного упражнения. Исследуйте, могут ли выделенные буквы
обозначать звонкие и глухие согласные?
Работают обе группы.
Учитель. «Исследователи», что вы обнаружили?
Учитель. «Эксперты», вы к какому выводу пришли, выслушав «исследователей»?
Дети. (Отвечают, подтверждая ответы или дополняя своими выводами)
Учитель. Как можно разделить эти пары слов на группы?
Дети. (Предлагают варианты группировки)
Учитель. (Подвожу к выбору наиболее существенного способа группировки).
Пар, день, лень, соль, дом, бор, сон, рубль, дар, май.
Суп, хлеб, шарф, лес, дуб, зуб, шкаф.
( выделены непарные согласные) (выделены парные согласные)
Учитель. В каких словах согласный находится в слабой позиции? Почему?
Дети. В словах ( суп, хлеб, шарф, лес, дуб, зуб, шкаф). Выделенные буквы находятся в конце слова.
Учитель. В каких словах звуки, обозначенные этими буквами, находятся в сильной позиции? Почему?
Дети. В словах ( супы, хлеба, шарфы, леса, дубы, зубы, шкафы). За ними следует гласный.
Учитель. Отметьте окончание и корень слова. В какой части слова исследуемые звуки и буквы?
Дети. В корне слова.
Учитель. Какой можно сделать вывод о том, какие слова будут проверочными для этих слов?
Дети. Такие, когда за парным согласным следует гласный звук.
Дети. Выполняют задание в тетрадях.
Учитель. Что вы обнаружили, какая позиция для парных согласных слабая, а какая сильная?
Учитель. Выделите корни слов. В какой части слов теперь находятся исследуемые звуки?
Дети. В корне слова.
Учитель. Что нужно сделать, чтобы правильно выбрать букву для парного соглас ного в слабой позиции?
Дети. Изменить слово так, чтобы за парным согласным следовал гласный или непарный звонкий согласный.
Учитель. «Эксперты», сверьте наши выводы. (читают правило на стр. 98-99)
IV. Учитель. Согласовывать свои действия с данным правилом мы будем учиться
на последующих уроках. А также узнаем и другие способы проверки данной
орфограммы.
А сейчас попытаемся использовать полученные знания в самостоятельной работе, которую нам предлагает программа «Гарфилд».
Выполните задание «Составь слово». Запишите или запомните слова с парным согласным на конце слова. Объясните правильное написание.
Дети, (работают по заданию).
Учитель. Задание выполнено. Сверим наши результаты.
Дети, (озвучивают выбранные слова, объясняют правильное написание.
«Эксперты» делают заключение. Все слова задания выписаны на карточку.)
Учитель. Вернемся к началу нашего урока. Какие же буквы нужно выбрать в словах грип\б, нош\ж? Почему?
VI. Учитель. Я на урок сегодня принесла конфеты, как вы думаете, почему?
(Дети высказывают предположения.)
Сегодня я угощаю вас конфетами «Маскарад» и «Сказка». Почему?
Дети отвечают: « В названиях есть парный согласный».
— Я хочу вам предложить исследовательскую работу с фантиками от конфет и защитить свою работу на последующих уроках. Условие: в названиях должно быть не менее двух орфограмм.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
«Описание материала:
Урок для 2 класса «Исследование звонких и глухих согласных. Сильная и слабая позиция парных согласных». УМК «Начальная школа 21 века»
Учащимся предлагаются интересные задания, работы с тестами на нетбуках.
Учащиеся работают в группах «Исследователи» и «Эксперты».
Интересное творческое домашнее задание мотивировано на его выполнение.
Общая информация
Похожие материалы
Конспект на тему «Азбука безопасности»
Развитие творческого потенциала младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в условиях общеобразовательной школы
Урок математики в 4 классе «Вычислительные приёмы сложения и вычитания, умножения и деления многозначного числа на однозначное»
Презентация на тему «Работа кабинета №2»
Презентация к уроку «Окружающий мир», по теме «Соборы России»
Коспект + Презентация на тему «Строчная буква с»
Конспект урока по литературному чтению «Отечественная война 1812 годав стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5417236 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.