Что такое слабые позиции гласных звуков
Урок русского языка во 2-м классе. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема: «Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков»
На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.
I. Организационный момент
У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и «Классная работа».
У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой «о». Напишите в тетрадях одну строчку.
Дети выполняют задание в тетрадях.
III. Работа по повторению
У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?
Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.
У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?
У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?
Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков «волшебников».
У. А что это за волшебные звуки?
Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й’] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не «волшебник», то возникает ошибкоопасное место.
У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.
Д. Дети хором произносят [шупка].
У. Кто согласен с рассуждениями?
Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.
У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.
Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].
Д. Можно мне доказать?
У. Доказывай. Иди к доске.
У. А какое это чередование?
Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].
У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?
У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).
Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з’ / /с’].
У. На доске запись (звуковая модель слов).
У. Какие звуки чередуются?
Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з’ / /с’ ].
IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.
Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.
У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.
Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.
I группа: «Редька горькая, а морковь________________».
II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».
III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».
IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».
V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»
У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?
Д.Только те, которые находятся в основе слова.
Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.
У.А где не можем проверить?
Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая.
Дети показывают пальчиками «+» (согласны).
Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.
После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.
V. Работа над звуковой «оболочкой» слова
У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.
Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.
Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.
Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.
Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.
Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.
У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?
Д. (у доски) составляют схему:
У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.
Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.
VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД’ И Т ‘], [Г Р АЧ’ И], [ Ш Ы Н А], [3′ И М Л’ А], [Р’ Э П А], [С В’ И Ч’ А]
У:— Проверим задание.
К доске выходят два человека и записывают:
Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)
Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча
Д. Слабая позиция в окончании:
У.Дети вы согласны с работой?
Д. У меня получилось два слова: шина, репа.
VII. Работа с учебной тетрадью.
У. В книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» сова жила в великолепном замке «Каштаны». Под звонком у нее были объявления:
Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.
Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай ‘ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).
У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).
— Нашли еще одну ошибку, в слове [пад ‘оргат ‘]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.
Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).
У.Запишите эти объявления на пустых строчках.
I вариант – записывает первое объявление.
Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.
Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.
VII. Домашнее задание.
М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Изменение звуков в потоке речи
Перечень рассматриваемых вопросов:
Фонетические процессы – процессы, происходящие со звуками в потоке речи.
Чередование звуков – замена одного звука другим.
Позиционное чередование звуков – чередование звуков, зависящее от его позиции в слове.
Сильная позиция – позиция, в которой звук чётко слышится и произносится.
Слабая позиция – позиция, в которой звук в потоке речи изменяется.
Редукция – изменение в потоке речи гласного звука.
Закон уподобления – предыдущий звук уподобляется последующему в произнесении.
Закон конца слова – звонкие парные согласные на конце слова всегда оглушаются.
Диалектные говоры – особенности произношения одной территории.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.
1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков/ Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.
2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.
3. Воронина Н. В., 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку //Воронина Н. В., Егорова Т. В. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 288 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, например буква «В» может обозначать [в] – вокруг, [ф] – кров, [ф’] – кровь.
Это объясняется фонетическими процессами, которые происходят со звуками в речевом потоке. Такие фонетические чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Запомните. Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.
В русской речи произносятся чётко гласные, которые стоят под ударением (то есть находятся в сильной позиции): г[о´]род, с[а´]д, в[о´]лк.
Гласные, находящиеся в безударном положении (в слабой позиции), утрачивают ясность и чёткость: города – г[а]р[а]да, пятак – п[и]так.
Это называется законом редукции.
Позиционные чередования гласных звуков (редукция).
Буквы а, я, е часто произносятся как [и]: пятак – п[и]так, терять – т[и]рять.
Единственный звук, не подвергающийся изменению, – это звук [у]: в словах курица, укусить, парус слышится звук [у], различается лишь его долгота.
То же мы можем наблюдать в отношении звуков [ы], [и].
Если в слове оказываются рядом два согласных звука, то второй будет влиять на произношение первого, а первый при произнесении будет уподобляться второму. Это закон называется законом уподобления.
В русском языке согласный звук всегда уподобляется последующему звуку по признакам.
Глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)
пишем справка – говорим спра[ф]ка;
пишем коробка – говорим коро[п]ка,
пишем зарядка – говорим заря[т]ка,
пишем варежки – говорим варе[ш]ки,
пишем в школу – говорим [ф] школу.
Звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)
пишем просьба – говорим про[з’]ба,
пишем молотьба – говорим моло[д’]ба,
пишем сговор – говорим [з]говор, пишем вокзал – говорим во[г]зал.
Мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким):
Пишем власть – говорим вла[с’]ть,
Пишем радость – говорим радо[с ‘]ть,
пишем нести – говорим не[с’]ти,
пишем класть – говорим кла[с’]ть.
В современном русском языке чаще всего смягчаются зубные согласные З и С.
По месту и способу образования (замена двух согласных одним): купаться – [купа’ца], смеяться – [см ’ий ’а’ца], звук [ц] произносится как долгий.
Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные согласные на конце слов всегда оглушаются: например, говорим [мак], а пишем «маг» (волшебник), говорим [молат], а пишем «молод» (про возраст).
Позиционное чередование звуков не отражается на письме!
Для звуков характерны сильные и слабыепозиции.
В сильной позиции звук произносится отчётливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.
Для гласных сильным является положение под ударением.
Для мягких и твёрдых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твёрдым согласным.
«Редукция звука [о] (слабая позиция)»
Выберите слова, в которых звук [о] подвергается редукции.
Соревноваться, хоккей, футбол, состязаться, спортсмен.
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: слабая позиция гласного звука – это его безударное положение.
Правильный ответ: Соревноваться, хоккей, состязаться, спортсмен.
Уподобление по глухости.
В предложении выделите слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.
Всякому мила своя сторона.
Чтобы правильно выполнить задание, необходимо вспомнить материал основной части урока.
1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
Как отмечалось (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы), в русском языке 6 основных (то есть тех, что произносятся под ударением) гласных звуков:
A | О | Э | У | Ы | И |
которые обозначаются на письме 10 буквами:
A | Я | О | Ё | Е | Э | У | Ю | Ы | И |
1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:
Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.
Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.
Звук [и] употребляется только после мягких согласных.
Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).
Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.
Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:
в некоторых иноязычных словах;
в некоторых сложносокращённых словах.
2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.
Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.
3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:
не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю );
В и згнании [в ы згна́н’ии].
изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э ).
4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».
М о й [мо́j] – м о я [мΛjа́] или [маjа́], д а л [да́л] – д а ла [дΛла́] или [дала́].
Ср.: вз я л [вз’а́л] – вз я ла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], н ё с [н’о́с] – н е сла [н’и э сла́] или [н’исла́], б е л [б’е́л] – б е ла [б’и э ла́] или [б’ила́].
Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.
Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией: сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.
5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц] :
после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ы э ] );
Ж а леть [ж ы э л’э́т’], лош а дей [лъш ы э д’э́j], двадц а ти [двъц ы э т’и́].
Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].
Ш а р [ша́р] – ш а ры [шΛры́].
6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.
Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией: сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.
В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.
В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] – после твёрдых согласных, «ерь» [ь] – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)
после твёрдых согласных: д о мовой [д ъ маво́j], рыб а [ры́б ъ ], крыш а [кры́ш ъ ], ц е ликом [ц ъ л’ико́м];
после мягких согласных: р я довой [р’ ь даво́j], пол е [по́л’ ь ], ч а совщик [ч’ ь сΛфщ’и́к].
О гурец [Λгур’э́ц]; о безьяна [Λб’иэз’jа́нъ].
Алгоритм анализа при транскрибировании слова
1. | Разбейте слово на слоги и поставьте ударение. |
2. | Подчеркните двумя чертами ударный гласный. Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать: первый предударный слог – I слабая позиция; остальные безударные слоги – II слабая позиция. Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю ), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении. после твёрдых согласных – [Λ] ; после мягких согласных – [и э ] ; |
5. | Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а : после твёрдых согласных – [ъ] ; после мягких согласных – [ъ] ; Лекция № 3Звуковой состав русского языка (4 часа) 1. Классификация звуков русского языка 2. Гласные звуки и их классификация 3. Сильные и слабые позиции гласных звуков в потоке речи 4. Согласные звуки и их классификация 5. Сильные и слабые позиции согласных звуков в потоке речи Все звуки речи в русском языке традиционно делятся на две группы: гласные и согласные, которые различаются акустическими и артикуляционными признаками: 1) гласные – это тональные звуки, согласные – это звуки, которые образуются с участием шума; 2) гласные – это звуки, которые образуются без участия преграды на пути воздушной струи, все согласные образуются с помощью преграды (сомкнутые губы, зубы – б, п); 3) гласные не дифференцируются по способу и месту образования, для согласных место и способ образования являются очень существенными основаниями их классификации; 4) при образовании гласных органы речи напряжены равномерно, при образовании согласных органы речи наиболее напряжены в том месте, где имеется преграда; 5) воздушная струя при произнесении гласных слабая, а при произнесении согласных сильная, т.к. ей необходимо преодолеть существующую на ее пути преграду; 6) все гласные звуки могут быть слогообразующими, согласные (кроме сонорных) не могут самостоятельно образовывать слог. Гласных звуков в русском языке 6: и, ы, у, э, о, а. Их классификация опирается на артикуляционные признаки: степень подъема языка, ряд языка, участие губ. По степени подъема языка (движение языка от исходного положения к небу) гласные разделяются на гласные верхнего подъема и, ы, у; среднего подъема – э, о; нижнего – а. По ряду (движение языка по горизонтали – вперед или назад) гласные делятся на гласные переднего ряда – и, э, среднего ряда – ы, а, заднего ряда – у, о. Гласные переднего ряда образуются в результате максимального продвижения языка вперед, а гласные заднего ряда образуются движением языка назад. По участию губ гласные бывают губными, или лабиализованными (labia – «губы»), и негубными, или нелабиализованными. Губные гласные образуются при участии губ: губы округляются и слегка вытягиваются вперед. В русском языке есть только губные заднего ряда – у, о. В потоке речи гласные звуки подвергаются сильному изменению. Произнесение гласных звуков меняется в зависимости: 1) от отношения к ударному слогу (гласные в ударном слоге, в первом предударном и в остальных безударных слогах); 1) от положения в слове (гласный в начале слова или в конце слова); 2) от качества согласного звука, с которым сочетается гласный (в сочетании с мягкими или твердыми согласными, губными или негубными, носовыми или неносовыми) и от некоторых других условий. Например, в словах вал и вода в первом слоге произносится звук а, но он не одинаков: в первом слове стоит под ударением и поэтому произносится с большей долготой и более отчетливо; а во втором слове гласный находится в безударной позиции, поэтому произносится менее отчетливо и с меньшей долготой. В словах мали мял гласный звук а находится под ударением, но он разный: во втором слове гласный стоит после мягкого согласного звука и получает более переднюю артикуляцию (при его образовании предшествующий мягкий согласный как бы скрадывает артикуляционные возможности гласного звука а / • а). Чтобы объяснить характер изменения звуков в потоке речи, лингвисты прибегают к понятию сильной и слабой позиции. Понятие сильной и слабой позиции помогает лингвистам проанализировать «поведение» каждого конкретного звука в реальном потоке речи. Позиция звука – положение звука в слове (позиции бывают ударными и безударными – для гласных звуков, позиция абсолютного начала слова и абсолютного конца слова – для согласных звуков, выделяют позиции перед гласными или перед согласными звуками и т.д.). Позиции, в которые попадают звуки в речевом потоке, бывают сильными и слабыми. Сильная позиция – это позиция, в которой звуки сохраняют свое качество, не совпадают с другими звуками, отличаются от них (конь, дом). Слабая позиция – это позиция, в которой звуки теряют ряд или все свои отличительные признаки и начинают совпадать с другими звуками (пруд, ложь). Учитывая зависимость качества гласных звуков от фонетических условий, лингвисты выделили сильные и слабые позиции гласных звуков в русском языке: — Слабую позицию занимают гласные в безударных слогах, где гласные ослабляются (редуцируются). Различаются две слабые позиции безударных гласных: первая и вторая. Первая позиция наблюдается в первом предударном слоге: вода, весна, переход и в абсолютном начале слова: огород, абрикос, эхолот. В других безударных положениях гласные занимают вторую слабую позицию: пятачок, стулом. В первой позиции редукция гласных слабее, чем во второй, и поэтому в первой позиции встречается больше гласных звуков, чем во второй. Качество гласных в слабой позиции также зависит от качества предшествующего согласного: твердый он или мягкий. Менее других в слабых позициях изменяются гласные верхнего подъема: и, ы, у. Согласных звуков в русском языке 37. Их образование и классификация значительно сложнее, чем гласных звуков. Во-первых, качество согласного зависит от характера преграды. Она может представлять собой смычку активного органа речи с пассивным, щель между активным органом и пассивным, слияние смычки и щели в результате перехода от смычки к щели и дрожание активного органа речи на пути воздушной струи. Характером преграды и определяется способ образования согласного звука. По способу образованиясогласные делятся на смычные, щелевые (фрикативные), слитные (аффрикаты), дрожащие (вибранты). Согласные звуки в потоке речи подвергаются сильному изменению, которое вызвано: 1) положением согласного в конце слова; 2) тем звуком, который находится после согласного, то есть последующим за согласным звуком. Сильную позицию занимают все согласные звуки, если находятся перед гласными звуками непереднего ряда – а, о, у, ы. Именно в этих фонетических условиях различают наибольшее количество согласных звуков – дом – том – кол – мол (пруда – прута). Положение перед гласным [а] называют абсолютно сильной позицией для всех согласных звуков. Помимо абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для отдельных разрядов согласных, различающихся по глухости / звонкости, твердости / мягкости. Сильными позициями для шумных согласных, парных по глухости- звонкости, являются: 1) положение перед всеми гласными: суд – зуд; Слабую позицию по звонкости-глухости шумные согласные занимают: 1) в конце слова – код [кот]- кот [кот]; В этих позициях звонкие и глухие согласные не противопоставлены: на конце слова и перед глухими согласными произносится шумный глухой, а перед звонкими согласными – шумный звонкий. Сильными позициями для согласных, парных по твердости / мягкости, являются: 1) положение перед гласными непереднего ряда: круг – крюк, мать – мять, нос – нес; 2) положение в конце слова – плот – плоть, трон – тронь, граб – грабь. Слабую позицию по твердости/мягкости согласные занимают: 1) перед гласными переднего ряда – сено, синий; 2) перед всеми согласными – пастух – пасти, снасть – снять. Слабые позиции звуков, то есть позиции, в которых звуки не различаются, в письменной речи являются орфограммами. Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 2046 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
|