Что такое слабые позиции гласных звуков

Урок русского языка во 2-м классе. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема: «Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков»

На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.

I. Организационный момент

У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и «Классная работа».

У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой «о». Напишите в тетрадях одну строчку.

Дети выполняют задание в тетрадях.

III. Работа по повторению

У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?

Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.

У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?

У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?

Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков «волшебников».

У. А что это за волшебные звуки?

Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й’] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не «волшебник», то возникает ошибкоопасное место.

У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.

Д. Дети хором произносят [шупка].

У. Кто согласен с рассуждениями?

Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.

У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.

Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].

Д. Можно мне доказать?

У. Доказывай. Иди к доске.

У. А какое это чередование?

Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].

У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?

У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).

Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з’ / /с’].

У. На доске запись (звуковая модель слов).

У. Какие звуки чередуются?

Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з’ / /с’ ].

IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.

Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.

У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.

Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.

I группа: «Редька горькая, а морковь________________».

Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть фото Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть картинку Что такое слабые позиции гласных звуков. Картинка про Что такое слабые позиции гласных звуков. Фото Что такое слабые позиции гласных звуков

II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».

Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть фото Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть картинку Что такое слабые позиции гласных звуков. Картинка про Что такое слабые позиции гласных звуков. Фото Что такое слабые позиции гласных звуков

III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».

Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть фото Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть картинку Что такое слабые позиции гласных звуков. Картинка про Что такое слабые позиции гласных звуков. Фото Что такое слабые позиции гласных звуков

IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».

Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть фото Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть картинку Что такое слабые позиции гласных звуков. Картинка про Что такое слабые позиции гласных звуков. Фото Что такое слабые позиции гласных звуков

V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»

Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть фото Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть картинку Что такое слабые позиции гласных звуков. Картинка про Что такое слабые позиции гласных звуков. Фото Что такое слабые позиции гласных звуков

У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?

Д.Только те, которые находятся в основе слова.

Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.

У.А где не можем проверить?

Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая.

Дети показывают пальчиками «+» (согласны).

Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.

После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.

V. Работа над звуковой «оболочкой» слова

У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.

Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.

Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.

Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.

Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.

Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.

У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?

Д. (у доски) составляют схему:

У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.

Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.

VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД’ И Т ‘], [Г Р АЧ’ И], [ Ш Ы Н А], [3′ И М Л’ А], [Р’ Э П А], [С В’ И Ч’ А]

У:— Проверим задание.

К доске выходят два человека и записывают:

Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)

Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча

Д. Слабая позиция в окончании:

У.Дети вы согласны с работой?

Д. У меня получилось два слова: шина, репа.

VII. Работа с учебной тетрадью.

У. В книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» сова жила в великолепном замке «Каштаны». Под звонком у нее были объявления:

Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.

Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай ‘ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).

У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).

— Нашли еще одну ошибку, в слове [пад ‘оргат ‘]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.

Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).

У.Запишите эти объявления на пустых строчках.

I вариант – записывает первое объявление.

Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.

Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.

VII. Домашнее задание.

М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Изменение звуков в потоке речи

Перечень рассматриваемых вопросов:

Фонетические процессы – процессы, происходящие со звуками в потоке речи.

Чередование звуков – замена одного звука другим.

Позиционное чередование звуков – чередование звуков, зависящее от его позиции в слове.

Сильная позиция – позиция, в которой звук чётко слышится и произносится.

Слабая позиция – позиция, в которой звук в потоке речи изменяется.

Редукция – изменение в потоке речи гласного звука.

Закон уподобления – предыдущий звук уподобляется последующему в произнесении.

Закон конца слова – звонкие парные согласные на конце слова всегда оглушаются.

Диалектные говоры – особенности произношения одной территории.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков/ Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.

3. Воронина Н. В., 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку //Воронина Н. В., Егорова Т. В. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 288 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, например буква «В» может обозначать [в] – вокруг, [ф] – кров, [ф’] – кровь.

Это объясняется фонетическими процессами, которые происходят со звуками в речевом потоке. Такие фонетические чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Запомните. Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.

В русской речи произносятся чётко гласные, которые стоят под ударением (то есть находятся в сильной позиции): г[о´]род, с[а´]д, в[о´]лк.

Гласные, находящиеся в безударном положении (в слабой позиции), утрачивают ясность и чёткость: города – г[а]р[а]да, пятак – п[и]так.

Это называется законом редукции.

Позиционные чередования гласных звуков (редукция).

Буквы а, я, е часто произносятся как [и]: пятак – п[и]так, терять – т[и]рять.

Единственный звук, не подвергающийся изменению, – это звук [у]: в словах курица, укусить, парус слышится звук [у], различается лишь его долгота.

То же мы можем наблюдать в отношении звуков [ы], [и].

Если в слове оказываются рядом два согласных звука, то второй будет влиять на произношение первого, а первый при произнесении будет уподобляться второму. Это закон называется законом уподобления.

В русском языке согласный звук всегда уподобляется последующему звуку по признакам.

Глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)

пишем справка – говорим спра[ф]ка;

пишем коробка – говорим коро[п]ка,

пишем зарядка – говорим заря[т]ка,

пишем варежки – говорим варе[ш]ки,

пишем в школу – говорим [ф] школу.

Звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)

пишем просьба – говорим про[з’]ба,

пишем молотьба – говорим моло[д’]ба,

пишем сговор – говорим [з]говор, пишем вокзал – говорим во[г]зал.

Мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким):

Пишем власть – говорим вла[с’]ть,

Пишем радость – говорим радо[с ‘]ть,

пишем нести – говорим не[с’]ти,

пишем класть – говорим кла[с’]ть.

В современном русском языке чаще всего смягчаются зубные согласные З и С.

По месту и способу образования (замена двух согласных одним): купаться – [купа’ца], смеяться – [см ’ий ’а’ца], звук [ц] произносится как долгий.

Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные согласные на конце слов всегда оглушаются: например, говорим [мак], а пишем «маг» (волшебник), говорим [молат], а пишем «молод» (про возраст).

Позиционное чередование звуков не отражается на письме!

Для звуков характерны сильные и слабыепозиции.

В сильной позиции звук произносится отчётливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.

Для гласных сильным является положение под ударением.

Для мягких и твёрдых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твёрдым согласным.

«Редукция звука [о] (слабая позиция)»

Выберите слова, в которых звук [о] подвергается редукции.

Соревноваться, хоккей, футбол, состязаться, спортсмен.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: слабая позиция гласного звука – это его безударное положение.

Правильный ответ: Соревноваться, хоккей, состязаться, спортсмен.

Уподобление по глухости.

В предложении выделите слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.

Всякому мила своя сторона.

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо вспомнить материал основной части урока.

Источник

1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении

Как отмечалось (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы), в русском языке 6 основных (то есть тех, что произносятся под ударением) гласных звуков:

AОЭУЫИ

которые обозначаются на письме 10 буквами:

AЯОЁЕЭУЮЫИ

1. Употребление гласных в составе слова имеет в русском языке некоторые особенности:

Гласный [ы] в начале слов, как правило, не выступает; начальный [ы] возможен в редких заимствованных собственных существительных.

Звук [ы] употребляется только после твёрдых согласных.

Звук [и] употребляется только после мягких согласных.

Гласный [ы] произносится на месте буквы и также в начале слова после предлога на твёрдый согласный (предлог при этом не имеет своего ударения и примыкает к последующему слову).

Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть фото Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть картинку Что такое слабые позиции гласных звуков. Картинка про Что такое слабые позиции гласных звуков. Фото Что такое слабые позиции гласных звуков

Гласный [э] употребляется в большинстве случаев после мягких согласных.

Но здесь есть отступления. Звук [э] сочетается с твёрдыми согласными:

в некоторых иноязычных словах;

в некоторых сложносокращённых словах.

2. Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения.

Гласный в ударном положении находится в сильной позиции, то есть произносится наиболее отчётливо и с наибольшей силой. Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и менее отчётливо.

3. В безударном положении (в слабой позиции) все гласные звуки произносятся с меньшей силой, но одни из них сохраняют свои качественные характеристики, а другие – нет:

не изменяют качества звучания в безударном положении гласные звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю );

В и згнании [в ы згна́н’ии].

изменяют качество звучания в безударном положении гласные [а], [о], [э] (буквы а, я, о, ё, е, э ).

4. Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим».

М о й [мо́j] – м о я [мΛjа́] или [маjа́], д а л [да́л] – д а ла [дΛла́] или [дала́].

Ср.: вз я л [вз’а́л] – вз я ла [вз’и э ла́] или [вз’ила́], н ё с [н’о́с] – н е сла [н’и э сла́] или [н’исла́], б е л [б’е́л] – б е ла [б’и э ла́] или [б’ила́].

Именно с этими особенностями русского произношения связана необходимость проверять безударные гласные с помощью родственных слов, в которых эта гласная стоит под ударением, то есть в сильной позиции.

Положение гласного в первом предударном слоге называют I слабой позицией: сила выдоха при произнесении предударного слога примерно в полтора раза меньше, чем при произнесении ударного слога.

5. Исключение могут составлять некоторые слова с гласными [а], [о], [э] в I слабой позиции после шипящих [ж], [ш] и после звука [ц] :

после твёрдых [ж], [ш], [ц] перед мягким согласным на месте [а] обычно звучит звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ы э ] );

Ж а леть [ж ы э л’э́т’], лош а дей [лъш ы э д’э́j], двадц а ти [двъц ы э т’и́].

Жена [жыэна́], шестой [шыэсто́j], цена [цыэна́].

Ш а р [ша́р] – ш а ры [шΛры́].

6. В других безударных слогах (второй, третий предударные слоги, заударные слоги) гласные [а], [о], [э] звучат ещё более слабо и нечётко.

Положение гласного в других безударных слогах (не в первом предударном) принято называть II слабой позицией: сила выдоха при произнесении таких слогов в три раза меньше по сравнению с ударным слогом.

В школьном курсе эти звуки специально не оговариваются.

В лингвистике такие звуки принято называть редуцированными, то есть «ослабленными». Для их обозначения чаще всего используют знаки: «ер» [ъ] – после твёрдых согласных, «ерь» [ь] – после мягких согласных. (На данном ресурсе используется упрощённый вариант транскрипции гласных, то есть не учитываются особенности произношения гласных [о], [а], [э] в закрытых и открытых заударных слогах, разница произношения [о], [а], [э] в заударном слоге и др.)

после твёрдых согласных: д о мовой [д ъ маво́j], рыб а [ры́б ъ ], крыш а [кры́ш ъ ], ц е ликом [ц ъ л’ико́м];

после мягких согласных: р я довой [р’ ь даво́j], пол е [по́л’ ь ], ч а совщик [ч’ ь сΛфщ’и́к].

О гурец [Λгур’э́ц]; о безьяна [Λб’иэз’jа́нъ].

Алгоритм анализа при транскрибировании слова

1.Разбейте слово на слоги и поставьте ударение.

2.Подчеркните двумя чертами ударный гласный.

Ударный гласный не меняет своего звучания. Учтите только, что буквы е, ё, ю, я могут обозначать:

первый предударный слог – I слабая позиция; остальные безударные слоги – II слабая позиция.

Если среди этих гласных есть звуки [и], [ы], [у] (буквы и, ы, у, ю ), то подчеркните их одной чертой: они не изменяют своего звучания в безударном положении.

после твёрдых согласных – [Λ] ;

после мягких согласных – [и э ] ;

5.Установите, какие гласные звуки звучат во II слабой позиции (любой безударный слог, кроме первого предударного) на месте букв е, э, о, а :

    после твёрдых согласных – [ъ] ;

    после мягких согласных – [ъ] ;

    Источник

    Лекция № 3

    Звуковой состав русского языка (4 часа)

    1. Классификация звуков русского языка

    2. Гласные звуки и их классификация

    3. Сильные и слабые позиции гласных звуков в потоке речи

    4. Согласные звуки и их классификация

    5. Сильные и слабые позиции согласных звуков в потоке речи

    Все звуки речи в русском языке традиционно делятся на две группы: гласные и согласные, которые различаются акустическими и артикуляционными признаками:

    1) гласные – это тональные звуки, согласные – это звуки, которые образуются с участием шума;

    2) гласные – это звуки, которые образуются без участия преграды на пути воздушной струи, все согласные образуются с помощью преграды (сомкнутые губы, зубы – б, п);

    3) гласные не дифференцируются по способу и месту образования, для согласных место и способ образования являются очень существенными основаниями их классификации;

    4) при образовании гласных органы речи напряжены равномерно, при образовании согласных органы речи наиболее напряжены в том месте, где имеется преграда;

    5) воздушная струя при произнесении гласных слабая, а при произнесении согласных сильная, т.к. ей необходимо преодолеть существующую на ее пути преграду;

    6) все гласные звуки могут быть слогообразующими, согласные (кроме сонорных) не могут самостоятельно образовывать слог.

    Гласных звуков в русском языке 6: и, ы, у, э, о, а. Их классификация опирается на артикуляционные признаки: степень подъема языка, ряд языка, участие губ.

    По степени подъема языка (движение языка от исходного положения к небу) гласные разделяются на гласные верхнего подъема и, ы, у; среднего подъема – э, о; нижнего – а.

    По ряду (движение языка по горизонтали – вперед или назад) гласные делятся на гласные переднего ряда – и, э, среднего ряда – ы, а, заднего ряда – у, о. Гласные переднего ряда образуются в результате максимального продвижения языка вперед, а гласные заднего ряда образуются движением языка назад.

    По участию губ гласные бывают губными, или лабиализованными (labia – «губы»), и негубными, или нелабиализованными. Губные гласные образуются при участии губ: губы округляются и слегка вытягиваются вперед. В русском языке есть только губные заднего ряда – у, о.

    Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть фото Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть картинку Что такое слабые позиции гласных звуков. Картинка про Что такое слабые позиции гласных звуков. Фото Что такое слабые позиции гласных звуков Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть фото Что такое слабые позиции гласных звуков. Смотреть картинку Что такое слабые позиции гласных звуков. Картинка про Что такое слабые позиции гласных звуков. Фото Что такое слабые позиции гласных звукови у

    В потоке речи гласные звуки подвергаются сильному изменению. Произнесение гласных звуков меняется в зависимости:

    1) от отношения к ударному слогу (гласные в ударном слоге, в первом предударном и в остальных безударных слогах);

    1) от положения в слове (гласный в начале слова или в конце слова);

    2) от качества согласного звука, с которым сочетается гласный (в сочетании с мягкими или твердыми согласными, губными или негубными, носовыми или неносовыми) и от некоторых других условий.

    Например, в словах вал и вода в первом слоге произносится звук а, но он не одинаков: в первом слове стоит под ударением и поэтому произносится с большей долготой и более отчетливо; а во втором слове гласный находится в безударной позиции, поэтому произносится менее отчетливо и с меньшей долготой. В словах мали мял гласный звук а находится под ударением, но он разный: во втором слове гласный стоит после мягкого согласного звука и получает более переднюю артикуляцию (при его образовании предшествующий мягкий согласный как бы скрадывает артикуляционные возможности гласного звука а / • а).

    Чтобы объяснить характер изменения звуков в потоке речи, лингвисты прибегают к понятию сильной и слабой позиции. Понятие сильной и слабой позиции помогает лингвистам проанализировать «поведение» каждого конкретного звука в реальном потоке речи. Позиция звука – положение звука в слове (позиции бывают ударными и безударными – для гласных звуков, позиция абсолютного начала слова и абсолютного конца слова – для согласных звуков, выделяют позиции перед гласными или перед согласными звуками и т.д.). Позиции, в которые попадают звуки в речевом потоке, бывают сильными и слабыми.

    Сильная позиция – это позиция, в которой звуки сохраняют свое качество, не совпадают с другими звуками, отличаются от них (конь, дом).

    Слабая позиция – это позиция, в которой звуки теряют ряд или все свои отличительные признаки и начинают совпадать с другими звуками (пруд, ложь).

    Учитывая зависимость качества гласных звуков от фонетических условий, лингвисты выделили сильные и слабые позиции гласных звуков в русском языке:

    — Слабую позицию занимают гласные в безударных слогах, где гласные ослабляются (редуцируются). Различаются две слабые позиции безударных гласных: первая и вторая. Первая позиция наблюдается в первом предударном слоге: вода, весна, переход и в абсолютном начале слова: огород, абрикос, эхолот. В других безударных положениях гласные занимают вторую слабую позицию: пятачок, стулом. В первой позиции редукция гласных слабее, чем во второй, и поэтому в первой позиции встречается больше гласных звуков, чем во второй. Качество гласных в слабой позиции также зависит от качества предшествующего согласного: твердый он или мягкий. Менее других в слабых позициях изменяются гласные верхнего подъема: и, ы, у.

    Согласных звуков в русском языке 37. Их образование и классификация значительно сложнее, чем гласных звуков.

    Во-первых, качество согласного зависит от характера преграды. Она может представлять собой смычку активного органа речи с пассивным, щель между активным органом и пассивным, слияние смычки и щели в результате перехода от смычки к щели и дрожание активного органа речи на пути воздушной струи. Характером преграды и определяется способ образования согласного звука.

    По способу образованиясогласные делятся на смычные, щелевые (фрикативные), слитные (аффрикаты), дрожащие (вибранты).

    Согласные звуки в потоке речи подвергаются сильному изменению, которое вызвано:

    1) положением согласного в конце слова;

    2) тем звуком, который находится после согласного, то есть последующим за согласным звуком.

    Сильную позицию занимают все согласные звуки, если находятся перед гласными звуками непереднего ряда – а, о, у, ы. Именно в этих фонетических условиях различают наибольшее количество согласных звуков – дом – том – кол – мол (пруда – прута). Положение перед гласным [а] называют абсолютно сильной позицией для всех согласных звуков.

    Помимо абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для отдельных разрядов согласных, различающихся по глухости / звонкости, твердости / мягкости.

    Сильными позициями для шумных согласных, парных по глухости- звонкости, являются:

    1) положение перед всеми гласными: суд – зуд;

    Слабую позицию по звонкости-глухости шумные согласные занимают:

    1) в конце слова – код [кот]- кот [кот];

    В этих позициях звонкие и глухие согласные не противопоставлены: на конце слова и перед глухими согласными произносится шумный глухой, а перед звонкими согласными – шумный звонкий.

    Сильными позициями для согласных, парных по твердости / мягкости, являются:

    1) положение перед гласными непереднего ряда: круг – крюк, мать – мять, нос – нес;

    2) положение в конце слова – плот – плоть, трон – тронь, граб – грабь.

    Слабую позицию по твердости/мягкости согласные занимают:

    1) перед гласными переднего ряда – сено, синий;

    2) перед всеми согласными – пастух – пасти, снасть – снять.

    Слабые позиции звуков, то есть позиции, в которых звуки не различаются, в письменной речи являются орфограммами.

    Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 2046 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *