Что такое сладкий недуг в литературе

Анализ стихотворения «И скучно, и грустно…» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.11.2019 · Обновлено 18.11.2019

Философская лирика М.Ю. Лермонтова предельно мрачна, но от этого нисколько не проигрывает, ведь в тоске поэта есть феноменальная красота, особенно близкая сердцу русского человека. Стихотворение «И скучно, и грустно…» — достойный образчик этой красоты, и Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ текста по плану. Приятного просвещения!

История создания

Михаил Юрьевич Лермонтов продолжал и развивал пушкинские традиции, но как сказал Белинский: «Это поэт совсем другой эпохи». Творчеству Михаила Юрьевича всегда были присущи пессимистические темы. В его поэзии можно выделить такие романтические мотивы, как одиночество, изгнанничество; измены и разочарования в любви; мотивы обреченности и смерти; судьбы и предопределения.

Наиболее характерный для Лермонтова — это мотив трагического одиночества. Результатом долгих мучений стало произведение «И скучно, и грустно», которое было написано в 1840 г., за год до смерти Михаила Юрьевича. В произведении автор говорит о тоске и разочаровании, словно подводит итог своей жизни. Вполне понятно, что итоги безрадостные: кризис среднего возраста настиг поэта в период, когда он был одинок и несчастен. Всю жизнь он страдал от того, что не достиг того уровня успеха, к которому стремился. К своим стихам он относился с большой долей скептицизма и не воспринимал их как достижение. Военная карьера тоже не удалась. Поэтому автор находился в глубочайшем унынии.

Жанр, настроение, размер

Это произведение относится к жанру элегии, оно проникнуто грустью. Стихотворение «И скучно, и грустно…» напоминает запись в дневнике, душевный порыв, который автор отразил на бумаге. Лирический герой не находит счастья ни в любви, ни в дружбе, разуверяется в себе и в жизни, у него исчезает надежда на исполнение желаний.

Текст относится к направлению романтизма. Его черты мы находим в меланхоличном тоне, мотиве одиночества и разочарования, а также в гордости лирического героя, который, несмотря на все свое несчастье, не нуждается в жалости.

Стихотворный размер — четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Композиция

Композиция произведения «И скучно, и грустно…» состоит из трех четверостиший.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «И скучно, и грустно…» отражает мысли и чувства автора. В его лице мы видим типичного представителя просвещенного дворянства того времени — человека ищущего, умного, но глубоко разочарованного в жизни и своих возможностях. Он пресыщен чувствами и наслаждениями, далек от своего народа и страны, эгоистичен и высокомерен. В его отношении к миру сквозит презрение и ощущается обида за «недооцененность».

Жизнь, описанная в стихотворении, — «пустая и глупая шутка». Это заявление подкреплено основаниями: герой так и не нашел среди людей понимания и любви, а также не обрел истинного призвания. Силы его души пропадают даром, ведь все чувства преходящи и нет ни одного, которое бы запомнилось ему. Выходит, что смысла в существовании действительно нет.

Темы, настроение, проблемы

Основная идея

Главная мысль стихотворения «И скучно, и грустно» проявляется в полном отрицании осмысленности жизни и всего того, что принято считать ее смыслом. Автор настаивает на том, что все духовные ценности — это иллюзия, и бытие пусто. Произведение Лермонтова «И скучно, и грустно» В.Г. Белинский поставил в одну строку с великими произведениями в области поэзии, «которые когда-либо подобно светочам Эвменид освещали бездонные пропасти человеческого духа». Лермонтов, по словам В.Г. Белинского, поет «похоронную песню всей жизни». «Напрасным», «ничтожным» и бессмысленным оказывается каждое из проявлений духовной жизни человека: «Любить на время» — «не стоит труда, а вечно любить невозможно».

Таким образом, смысл стихотворения «И скучно, и грустно» — это подведение печального итога бессмысленной жизни одинокого и опустошенного человека, лишенного опоры в дружбе, любви и призвании.

Средства художественной выразительности

В произведении «И скучно, и грустно» применяются различные выразительные средства — такие, как эпитеты, метафоры, ассонанс.

Вышеперечисленные тропы придают стиху особую драматичность.

Источник

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно» по плану

1. История создания

Стихотворение написано М.Ю. Лермонтовым в январе 1840 года, приблизительно за год до смерти.

В этот период поэтом овладевает грусть, тоска и ощущение одиночества. Все это выливается в одно из самых прекрасных лирических произведений.

Стихотворение не получило в обществе большого одобрения. Многие читатели сочли его слишком пессимистичным, но Белинский оценил его достаточно высоко: «Если бы не все стихотворения Лермонтова были одинаково лучшие, то это мы назвали бы одним из лучших».

2. Литературное направление

Произведение романтического направления.

3. Род

По роду его можно отнести к лирике.

4. Жанр

По жанру это гражданская лирика. Размышления лирического героя представлены в форме монолога.

5. Проблематика

Лермонтов поднимает в этом стихотворении проблему душевного отупения у молодого поколения от невозможности найти применение своим силам.

Невозможность реализовать свои желания порождает в душе человека не только сожаление о том, что напрасно проходят его «лучшие годы», но и пессимизм, скептицизм и равнодушие. Они, в свою очередь, являются элементами нигилизма, философии, которая отрицает общепринятые нормы общественной жизни.

6. Тематика

В произведении чётко прослеживается тема противостояния чувственного и рассудочного отношения к жизни.

Отсутствие искренних и доброжелательных отношений среди окружающих людей часто приводит к разочарованию в жизни и скептическому к ней отношению.

Лирический герой произведения не верит в дружбу, не видит вокруг достойного объекта для любви. Состояние душевного кризиса усиливается внутренним одиночеством, в трудную минуту лирическому герою “некому руку подать”.

7. Идея

Идея произведения – противоречивость внутреннего мира лирического героя.

С одной стороны, он страдает от того, что не может жить полноценной жизнью, что напрасно проходят его лучшие годы. Он страдает от одиночества и хотел бы иметь рядом того, кому можно было бы «руку подать». Он хочет любить, но с другой стороны, страшится новых разочарований: «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг / Исчезнет при слове рассудка».

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения негативный, настроение лирического героя –подавленность, безысходность и горечь разочарований, в нём нет надежды и веры в улучшение жизни.

9. Система образов

В произведении присутствует лишь образ лирического героя.

10. Центральные персонажи

В стихотворении всего одно действующее лицо – это лирический герой, от лица которого автор и ведёт своё повествование.

11. Лирический герой

12. Сюжет

В произведении нет выраженного сюжета и действия. Читателю представлен лишь эмоциональный монолог разочарованного в жизни лирического героя.

13. Композиция

Стихотворение представляет собой монолог лирического героя. Три катрена включают рассуждения о дружбе, жизни, любви, страстях и рассудке.

В завершение автор приходит к заключению, что жизнь, «как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – такая пустая и глупая шутка…».

14. Художественное своеобразие произведения

К особенностям произведения можно отнести высокую эмоциональность произведения. Автор сумел передать суть настроений, царивших в определённых слоях молодёжи конца тридцатых и начала сороковых годов 19 века.

15. Размер, рифма, строфика

В стихотворении используется амфибрахий.

Стихотворение построено на перекрёстной рифме (АБАБ).

16. Средства художественной выразительности

В произведении используются следующие средства выразительности:

В данном произведении Лермонтов также уделяет большое внимание знакам препинания. Для большей выразительности текста он многократно использует многоточия и вопросительные знаки. Делясь с читателями своими мыслями, автор словно приглашает поразмышлять над поставленными вопросами вместе с ним.

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал важность реалистического отображения действительности: «И скучно и грустно» из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения. Странные люди! Им всё кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою!»

18. Актуальность

«И скучно и грустно» было очень актуально в момент написания, поскольку отражало душевного состояние многих современников Лермонтова, – состояние духовного кризиса.

Но и для многих современных людей данное стихотворение является актуальным: осознание своей ценности, выбор правильного пути — все это является важной составляющей нашей жизни.

19. Моё отношение

Стихотворение показывает высокое мастерство молодого поэта. Его владение словом, способность правдиво изображать самые разные эмоции вызывает у меня большое уважение.

20. Чему учит

Произведение учит умению понимать самые тонкие оттенки душевного состояния человека и правильно их оценивать. А также, – отталкиваясь от обратного, – учит умению преодолевать жизненные невзгоды, искать и находить друзей и своё место в жизни, несмотря на неблагоприятные обстоятельства.

Источник

Стихотворение и анализ «И скучно, и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –

Такая пустая и глупая шутка…

Краткое содержание

Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «И скучно и грустно…» незадолго до своей смерти, в 1840 году. Оно стало своеобразным итогом всей его жизни. Уже само название передает состояние автора. Основная тема – одиночество и смысл бытия. В образе центрального героя сосредоточены боль и сожаление о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Вечная любовь также не становится спасительным пристанищем для одинокой души, поскольку, по словам поэта, она невозможна: «Любить… но кого же? На время – не стоит труда, а вечно любить невозможно!»

Оглядываясь, Лермонтов видит вокруг себя безрадостную пустоту, лишенную самой жизни. Такие понятия, как дружба, любовь, товарищество, понимание и участие – не более, чем обман и притворство. От этого и уныние, и тоска, и неверие в то, что в будущем что-то изменится. Ощущение скоротечности времени выражено в словах: «проходят – все лучшие годы», и вся трагедия заключается в том, что он не способен это остановить.

Анализ

История создания

Невозможно представить себе русскую литературу без имени Лермонтова, и сегодня его произведениям отводится большое место в литературоведческих исследованиях. Но сам он довольно критически относился к своему таланту, поскольку считал, что никогда не достигнет того пьедестала, на который был возведен гениальный Пушкин. Не принесла удовлетворения и военная карьера, так как проявить себя на этом поприще было попросту негде из-за отсутствия военных действий.

Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть фото Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть картинку Что такое сладкий недуг в литературе. Картинка про Что такое сладкий недуг в литературе. Фото Что такое сладкий недуг в литературе

«Лермонтов на Кавказе». Художник М. Решетнёв

Отношения с женщинами у влюбчивого Михаила Юрьевича длились недолго. С любовью всей его жизни, Варварой Лопухиной ему не довелось построить крепкого любовного союза, также, как и с княжной Марией Щербатовой, которой некоторое время был увлечен поэт. Причиной подавленного состояния могла послужить и предшествовавшая созданию стихотворения дуэль с французским атташе Барантом. Таким образом, все эти события нашли отражение в позднем периоде творчества русского поэта. Тоска, пессимизм, уныние – основные составляющие содержания его произведений, к числу которых относится и анализируемое стихотворение.

При жизни М.Ю. Лермонтова был выпущен единственный сборник его стихов, он появился в год его смерти, и включал в себя данное произведение. Многим не понравился чрезмерный пессимизм поэта, однако В.Г. Белинский был другого мнения. Его высокая оценка прозвучала в следующих словах: «Если бы не все стихотворения Лермонтова были одинаково лучшие, то это мы назвали бы одним из лучших».

Персонажи и образы

Повествование ведется от лица единственного персонажа – лирического героя, под образом которого автор подразумевает самого себя. Весь эмоциональный настрой вложен в уста этого незримо присутствующего молодого человека, умного, образованного представителя просвещенного дворянства, так и не нашедшего себя в этом мире.

Жизнь в его представлении – «пустая и глупая шутка», и этот вывод имеет под собой основание: ведь герою так и не довелось встретить ни любви, ни понимания. Не обрел он, по его мнению, и общественного признания. Его жизненные силы уходят от него, словно вода в песок, все чувства непрочны и преходящи, и нет среди них ни одного, которое бы оставило след в его душе.

Возможно, такие настроения были присущи не только Лермонтову, они охватывали немалое число его современников, которые, так же, как и он, считали себя родившимися не то время. Они также испытывали ненужность и бессмысленность своего существования, и, раздираемые внутренними противоречиями, подвергались постоянному самоотравлению этими негативными эмоциями.

Композиция

Композиционно стихотворение представлено тремя катренами (четверостишиями). Выраженного сюжета оно не имеет и представляет собой монолог героя, не нашедшего своего места в этой разочаровавшей его жизни. Во всех трех катренах присутствуют рассуждения о смысле жизни, о любви, о страстях и рассудке. В заключение автор делает горький вывод о бессмысленности бытия, выражая это фразой, что жизнь, «как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – такая пустая и глупая шутка…».

Литературное направление анализируемого стихотворения – романтизм. По родовой принадлежности – это лирика, Жанр определяется его содержанием. Поскольку размышления лирического героя представлены в виде монолога, произведение можно назвать элегией. Таким образом, «И скучно, и грустно…» – это гражданская лирика, элегия, наполненная философским смыслом.

Размер и средства художественной выразительности

Лермонтов написал свое стихотворение пятистопным амфибрахием с перекрестной рифмой и чередованием мужских и женских слогов. Схематично это выглядит как АВАВ.

Чтобы усилить значимость каждого слова, поэт применяет многосоюзие: «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» В другой строфе: «И радость, и мука, и все там ничтожно. ». Средства художественной выразительности представлены эпитетами: «сладкий недуг», «холодное внимание»; метафорами: «минута душевной невзгоды», «годы проходят», «cладкий недуг исчезнет при слове рассудка»; сравнениями: «жизнь … пустая и глупая шутка».

Риторические вопросы и восклицания словно призывают самим читателям порассуждать над представленными проблемами: «что пользы напрасно и вечно желать?», «любить… но кого же?», «что страсти?», «А годы проходят – все лучшие годы!».

Проблематика и основная идея произведения

Чтобы глубже понять проблему, поднимаемую автором, можно привести слова В.Г. Белинского, который сказал, что Лермонтов исполнил «похоронную песню всей жизни». Это довольно жесткое, но справедливое определение, ведь поэт, действительно, подводит итог своему, как он считает, бессмысленному существованию. Этот глубоко одинокий и опустошенный человек страдает от отсутствия дружеской опоры, любви и невозможности найти применение своему таланту.

Прежде всего, страдания героя вызывает осознание невозможности жить полноценной жизнью, что лучшие годы проходят напрасно, его тяготит одиночество и отсутствие того, кому можно было бы протянуть руку. Он жаждет любви, но боится очередного разочарования: «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка». Видя всю искусственность и лживость светского мира, поэт чувствует себя в нем одиноким отшельником.

Стихотворение можно назвать вызовом тому обществу, которое рушит все моральные ценности, любые высокие стремления низводит до плотских желаний. Мотив одиночества, непризнанности, неоцененности проходит через всю поэзию Лермонтова, несущую глубокую проблему бессмысленности бытия.

Источник

Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова

Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть фото Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть картинку Что такое сладкий недуг в литературе. Картинка про Что такое сладкий недуг в литературе. Фото Что такое сладкий недуг в литературе

Всего получено оценок: 96.

Всего получено оценок: 96.

В 9 классе школьники изучают творчество М. Ю. Лермонтова. Строки хрестоматийного произведения «И скучно, и грустно…» остаются в памяти надолго. Стихотворение относится к философской и гражданской лирике, а главный мотив — разочарование в жизни, скептический взгляд на окружение. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «И скучно, и грустно» по плану.

Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть фото Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть картинку Что такое сладкий недуг в литературе. Картинка про Что такое сладкий недуг в литературе. Фото Что такое сладкий недуг в литературе

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И скучно и грустно.

История создания – было написано в 1840 г., когда 27-летний Лермонтов переживал кризис в карьере и личной жизни.

Тема стихотворения – одиночество, раздумья над сущностью человеческой жизни.

Композиция – Произведение являет собой монолог лирического героя, который по смыслу можно разделить на три части. Это мысли о желаниях, любви и страсти. В завершении автор подаёт лаконичный вывод. Формально стихотворение состоит из трёх катренов, что соответствует содержанию.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трёх- четырёх- и пятистопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка».

Эпитеты«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».

История создания

Сегодня русскую литературу сложно представить без творчества М. Ю. Лермонтова. Тем не менее сам поэт был несколько разочарован своим талантом. Он считал, что никогда не станет таким же великим, как Пушкин. Его мечты стать выдающимся полководцем тоже были разрушены, так как война была окончена в 1812 году, а проявить себя сейчас было негде.

Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся поэт не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил тёплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются всё чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стихотворения воображение рисует человека, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Во второй строфе он идёт ещё на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твёрдо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой герою тоже невыносимо, так как всё, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьёз не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Композиция

Анализируемое стихотворение – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Написано стихотворение разностопными строками: трёх-, четырёх- и пятистопным амфибрахием. М. Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Произведение можно определить как элегию: это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихотворении ярко выражен мотив разочарования.

Средства выразительности

В стихотворении автор использует разные средства выразительности. Они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», эпитеты – «холодное вниманье», «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». «пустая и глупая шутка»; Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, умолчания. Некоторым строкам выразительность придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».

Источник

Михаил Лермонтов

И скучно и грустно, и некому руку подать… (+ Анализ)

Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть фото Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть картинку Что такое сладкий недуг в литературе. Картинка про Что такое сладкий недуг в литературе. Фото Что такое сладкий недуг в литературе

Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть фото Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть картинку Что такое сладкий недуг в литературе. Картинка про Что такое сладкий недуг в литературе. Фото Что такое сладкий недуг в литературе

Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть фото Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть картинку Что такое сладкий недуг в литературе. Картинка про Что такое сладкий недуг в литературе. Фото Что такое сладкий недуг в литературе

«И скучно, и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. Что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… Но кого же. На время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…

Дата создания: 1840 г.

В. Г. Белинский писал об этом стихотворении: «„И скучно и грустно» из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения.

Странные люди! Им все кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою!» (Белинский, т. IV, с. 527).Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть фото Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть картинку Что такое сладкий недуг в литературе. Картинка про Что такое сладкий недуг в литературе. Фото Что такое сладкий недуг в литературе

Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Михаила Лермонтова (1)

В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.

В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.

Романс к И… («Когда я унесу в чужбину…»)

«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.

Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).

Лермонтову было всего лишь 27 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть фото Что такое сладкий недуг в литературе. Смотреть картинку Что такое сладкий недуг в литературе. Картинка про Что такое сладкий недуг в литературе. Фото Что такое сладкий недуг в литературе

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (2)

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.

Нет, я не Байрон, я другой…(+анализ)

Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».

Пытаясь разобраться в своих мироощущениях, Лермонтов отмечает, что в его душе «прошлого нет и следа», намекая, видимо, на доблесть и отвагу ярких представителей прошлого поколения, к которым он причислял Пушкина. Поэт также отмечает, что даже стать рабом страстей и пороков ему не удалось, так как «их сладкий недуг исчезнет при свете рассудка». В результате сама жизнь представляется поэту «пустой и глупой шуткой», в которой нет ни смысла, ни целей, ни радости.

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (3)

История создания
Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Нет, не тебя так пылко я люблю… (+ Анализ)

Тема
В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: ««некому руку подать»». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

Композиция
Анализируемый стих – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

Жанр
Произведение можно определить как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. Михаил Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности
Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

В тексте есть метафоры – ««минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; «эпитеты –»«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». «Сравнений в стихотворении нет. Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: ««Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *