Что такое следственный департамент мвд
История
До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.
Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователи стали относиться к судебной власти. С целью реализации этой идеи Указом Императора Александра II от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.
В дополнение к указу был издан «Наказ судебным следователям», регламентирующий их деятельность и устанавливающий порядок производства следствия. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователями предписания, отменять их распоряжения.
Одновременно был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступлениям и проступкам».
Число следователей устанавливалось в зависимости от количества уголовных дел, имевшихся в каждом уезде. Судебные следователи подчинялись министерству юстиции, однако назначались, перемещались и увольнялись губернатором по согласованию с губернским прокурором.
Большинство следователей не имело юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях – до 200-400 дел. Обслуживаемые участки составляли порой не одну тысячу квадратных верст.
С 1864 года следователи стали назначаться бессрочно Императором по представлению министра юстиции. Ужесточились и требования к кандидату на должность следователя: он должен был иметь высшее юридическое образование и прослужить по судебной части не менее трех лет. В его обязанности входило с полным беспристрастием выяснять обстоятельства, как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его. При этом он мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания, а также поручать полиции производство дознания и собирание иной информации.
После революции 1917 года новая власть упразднила прежний институт следователей. Функции следствия стали выполнять специальные комиссии при городских и районных советах, которые коллегиально рассматривали дела и принимали по ним решения. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии. В своей деятельности эти органы руководствовались исключительно революционным правосознанием.
В соответствии с Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 года и № 3 от 20 июля того же года в России образовались следственные комиссии окружных судов, в компетенцию которых входило расследование убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбойных нападений, фальшивомонетничества и спекуляций, а также наиболее сложных дел, подсудных уездным и городским судам. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.
Следственные комиссии в полном составе возбуждали и прекращали уголовные дела, избирали и изменяли меру пресечения, выносили постановления о предании суду.
В 1919 году практика коллегиального расследования была прекращена. Производство предварительного следствия возлагалось на действовавших единолично следователей, которые состояли при революционных военных трибуналах, созданных годом ранее. Но уже 21 августа 1920 года Положениями о местных органах юстиции и о народном суде РСФСР от 20 октября того же года учреждаются должности народных следователей, состоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции.
Народный следователь мог приступить к производству расследования по заявлениям граждан, сообщениям милиции, должностных лиц и учреждений, по постановлению судьи, а также по своему усмотрению. Окончательное решение о прекращении дела или предании суду принадлежало народному суду. Постановления следователя могли быть обжалованы в суде.
Следователи руководили действиями розыскных аппаратов и могли проверять любой акт органа дознания. Указания следователей при производстве расследования были обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и учреждениями. Однако в мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия, право давать указания по ряду вопросов, связанных с осуществлением процессуальной деятельности следователя, специальным Положением возлагается на прокуратуру. В сентябре 1928 года следователи были полностью выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров.
Но на практике большинство уголовных дел расследовалось милицией. Непосредственно перед Великой Отечественной войной в уголовном розыске и отделах БХСС ведомственным приказом были созданы следственные аппараты.
В послевоенный период по основной массе общеуголовных преступлений производилось дознание. Следователи оставались в органах прокуратуры, но фактически, по-прежнему, в более чем половине уголовных дел предварительное следствие осуществлялось органами милиции.
В соответствии с Основами уголовного судопроизводства СССР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960 года правом производства предварительного следствия наделялись только следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности.
В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Между тем, органы милиции, ранее занимавшиеся расследованием преступлений и имевшие специалистов с необходимой профессиональной подготовкой и опытом работы, по закону могли выполнять лишь отдельные поручения следователей и не имели право вести предварительное следствие в полном объеме.
Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Будущее показало, что такое решение оказалось вполне оправданным. За почти шестидесятилетнюю историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.
Ветераны следствия
Алфёров Владимир Авенирович, заслуженный юрист России, генерал-лейтенант юстиции (в отставке), родился в 1943 году в деревне Кольцово Лузского района Кировской области. Работал на предприятиях народного хозяйства, затем служил в рядах Советской Армии. Учился в Пермском государственном университете, который окончил в 1969 году. С 1967 по 1976 годы работал в органах прокуратуры (следователь прокуратуры Лузского района Кировской области, прокурор-криминалист Кировской областной прокуратуры).
С 1976 года работал в УВД Кировского облисполкома (заместитель начальника следственного отдела, начальник следственного управления). С 1985 года – в МВД СССР (заместитель начальника следственной части Главного следственного управления, заместитель секретаря парткома МВД, главный инспектор Главного управления по работе с личным составом). В 1991 году – заместитель начальника ГСУ МВД СССР.
В 1991-1992 годах – первый заместитель начальника Следственного комитета МВД СССР. С 1992 по 1999 годы – первый заместитель начальника Следственного комитета МВД России.
Награждён орденом Почёта, 4 медалями.
Статкус Владимир Францевич родился 27 ноября 1929 года в городе Камбарка Удмуртской АССР. Окончил Московский юридический институт. В органах прокуратуры с 1951 года: народный следователь Ленинского района города Челябинска, старший следователь Челябинской городской прокуратуры, старший следователь прокуратуры Челябинской области.
С 1956 года – следователь по особо важным делам Прокуратуры РСФСР. С 1968 года – заместитель начальника Главного следственного управления – начальник следственной части по особо важным делам МВД СССР. С 1976 года – заместитель начальника Академии управления МВД СССР – начальник Научного центра исследований проблем управления в органах внутренних дел. Кандидат юридических наук, доцент. Заслуженный юрист России.
Награждён орденом Почёта, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За доблестный труд», другими медалями.
Фёдоров Лев Николаевич родился 17 февраля 1948 в Москве. Окончил Московскую специальную среднюю школу милиции, Московский юридический институт и Академию МВД СССР с отличием.
В органах внутренних дел с 1967 года: следователь Куйбышевского РОВД, старший следователь Бауманского РОВД города Москвы. В Следственном управлении МВД СССР с 1973 по 1993 годы: следователь по особо важным делам, начальник отдела, заместитель начальника управления Следственного комитета при МВД России.
В настоящее время председатель Совета ветеранов Следственного департамента МВД России. Полковник юстиции в отставке.
Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, другими ведомственными и общественными наградами.
Новосёлов Сергей Анатольевич, заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-майор юстиции в отставке, родился в 1955 году в деревне Клубеничное Поле-Сернурского района Марийской АССР.
После службы в Вооружённых силах был принят на службу в органы внутренних дел ГУВД Мосгорисполкома (милиционер отдела по охране гидросооружений, участковый инспектор).
В 1981 году окончил Всесоюзный юридический заочный институт. В этом же году поступил на службу в следственное подразделение ГУВД Мосгорисполкома (следователь, старший следователь СО Кировского РУВД, следователь, начальник отделения СУ ГУВД, начальник СО Кировского РУВД, заместитель начальника отдела СУ ГУВД). В 1991-1992 годах – старший следователь по особо важным делам следственного подотдела Оперативно-розыскного бюро Службы криминальной милиции МВД РСФСР. В 1992-1997 годах работал в Следственном комитете МВД России (заместитель начальника отдела следственной части). С 1997 по 1999 годы преподавал на кафедре криминалистики Московского юридического института МВД России. С 1999 по 2001 годы занимал должность первого заместителя начальника Следственного комитета при МВД России – начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности.
Почётный сотрудник МВД. Награждён орденом Мужества, медалями.
Савелий Владимирович Матвеев родился 25 декабря 1925 года в селе Одисса Нукутского района Иркутской области. В январе 1943 года был призван в армию. Участвовал в Великой Отечественной войне. В августе 1945 года в составе подвижной группировки автобатальона Забайкальского фронта принимал участие в боевых действиях в войне с Японией.
Образование высшее: окончил Иркутскую юридическую школу, Всесоюзный заочный юридический институт.
С 1950 по 1958 годы работал на разных постах в органах прокуратуры Республики Бурятия. В последующем трудился в УВД города Москвы, с 1964 года – в Главном следственном управлении МВД СССР, в декабре 1979 года переведен на работу – начальником следственного отдела УМВД СССР на Бамстрое. В правоохранительных органах Савелий Владимирович проработал более 30 лет. В 1984 году в звании полковника милиции ушел на заслуженный отдых. В течение 18 лет возглавлял Совет ветеранов Главного следственного управления МВД СССР Следственного комитета при МВД России.
Награжден орденом Отечественной войны II-й степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, и еще 16 медалями и почетными знаками.
Почетный сотрудник МВД.
Титаров Леонид Иванович, заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-майор юстиции в отставке, родился в 1947 году в городе Мурманске. Работал на предприятии народного хозяйства, учился на Горьковском факультете Всесоюзного юридического заочного института. В 1971 году, по окончании учебного заведения, был принят на службу в органы прокуратуры Владимирской области, где проработал более 8 лет (следователь, прокурор-криминалист).
С 1985 года работал в Главном следственном управлении МВД СССР (старший следователь по особо важным делам, начальник отдела, заместитель начальника следственной части).
С 1991 года работал в Следственном комитете МВД России (заместитель начальника, заместитель начальника – начальник управления по расследованию дел особой важности, заместитель начальника – начальник управления по расследованию организованной преступной деятельности).
В 1998-1999 годах – заместитель начальника Следственного комитета при МВД России – начальник управления по расследованию организованной преступной деятельности (следственной части).
Награждён медалями.
Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации
Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации (Следственный департамент МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
Следственный департамент МВД России возглавляет органы предварительного следствия в системе Министерства и выполняет функции головного подразделения по организации в системе Министерства расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
Основные задачи Следственного департамента:
— выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
— организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного расследования преступлений следствия в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;
— расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного департамента;
— осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.
Основные функции Следственногодепартамента:
— организация и осуществление анализа состояния реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
— разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков расследования, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию организации следственной работы;
— участие в определении основных направлений деятельности органов внутренних дел и разработке мер по их совершенствованию в пределах установленной компетенции;
— осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью органов предварительного следствия по реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства, а также ведомственный и процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказание практической и методической помощи в их расследовании; ведение контрольно-наблюдательных производств по этим делам;
— изучение, обобщение и внедрение положительного, в том числе и зарубежного опыта в области организации предварительного следствия, разработка для использования на практике современных методик расследования отдельных видов преступлений; издание Информационного бюллетеня Следственного комитета при МВД России;
— организация оказания практической и методической помощи органам предварительного следствия;
— координация производимого следователями органов внутренних дел расследования преступлений, носящих международный и межрегиональный характер;
— организация производства непосредственного расследования наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений;
— обращение в установленном порядке в компетентные органы зарубежных государств с запросами об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также организация исполнения аналогичных запросов;
— организация рассмотрения в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций, а также публикаций и сообщений в средствах массовой информации, связанных с производством предварительного следствия по уголовным делам;
— участие в правовой пропаганде и информировании населения о результатах деятельности органов предварительного следствия.
Органы предварительного расследования
Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование
Предварительное расследование представляет собой урегулированную нормами уголовно- процессуального права деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечения лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечения возмещения вреда, причиненного в результате совершенного преступления.
Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем, дознавателем к своему производству, заканчивается составлением обвинительного заключения (обвинительного акта) и направлением его прокурору для утверждения и передачи в суд.
Расследование называется предварительным потому, что все выводы, сделанные при производстве предварительного следствия и дознания о виновности и доказанности виновности лица в совершении преступления, не являются для суда обязательными. Суд не связан выводами органов предварительного расследования и принимает решение после исследования в ходе судебного следствия доказательств, представленных сторонами, основываясь при этом на нормах материального и процессуального права, своей совести и личного убеждения.
Предварительное расследование является формой досудебного производства по уголовным делам. УПК предусматривает, что расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или дознания.
Основной формой расследования по уголовно-процессуальному законодательству является предварительное следствие. Оно обязательно по делам: о наиболее опасных преступлениях; о преступлениях, совершенных лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступления; а также по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может вестись и по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, если прокурор признает это необходимым.
Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
Срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе и военного.
По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен до 12 месяцев руководителем или заместителями следственного органа по субъекту РФ субъекта РФ и приравненным к нему руководителем (заместителями) специализированного следственного органа, в том числе и военного.
Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.
Предварительное следствие ведет специально на то уполномоченное государством лицо – следователь. УПК возлагает производство предварительного следствия на следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного комитета при МВД России, Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).
Предварительное следствие ведется одним следователем, наделенным законом необходимыми полномочиями. Однако в случае сложности или большого объема производство предварительного следствия по уголовному делу может быть поручено следственной группе. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Следователь – это должностное лицо, единственной функцией которого является деятельность по собиранию и исследованию доказательств, установлению факта преступления и лица, виновного в его совершении.
В отличие от следователя орган дознания выполняет целый ряд взаимосвязанных функций (задач). Так, основной функцией органа дознания является оперативно-розыскная деятельность, которая не имеет процессуального характера. Выполняет орган дознания и функции в сфере административной деятельности, а также по охране общественного порядка. Наконец, дознание по уголовно-процессуальному законодательству РФ – одна из форм предварительного расследования. Процессуальные акты органа дознания в пределах его компетенции имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя, а материалы законченного расследованием уголовного дела служат основанием для рассмотрения дела в суде.
Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, не представляющим большой степени общественной опасности и, как правило, не представляющим большой сложности в собирании доказательств виновности лица в совершении преступления. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи срок дознания может быть продлен прокурором субъекта и приравненного к нему военным прокурором до 12 месяцев.
По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору для утверждения и затем в суд.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь уполномочен:
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Руководитель следственного органа осуществляет как организационно-распорядительные функции, в силу возложенных на него должностных обязанностях, так реализует и процессуальные полномочия. Так, в соответствии с УПК руководитель следственного органа уполномочен:
Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного отдела.
К органам дознания в соответствии с УПК относятся:
На органы дознания возлагаются следующие полномочия:
Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Однако в соответствии с требованиями УПК не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.
Дознаватель наделен следующими полномочиями:
Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.
Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ
Следственный комитет при МВД России является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД России.
Деятельность Следственного комитета осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и общественными объединениями.
Следственный комитет возглавляет начальник Следственного комитета при МВД России, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.
Начальник Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета.
В структуре Следственного комитета функционируют следующие подразделения:
Деятельность Следственного комитета организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке. В Следственном комитете для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России действует оперативное совещание, персональный состав которого утверждается начальником Следственного комитета.
Личный состав Следственного комитета включает в себя состоящих на штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания, государственных служащих и работников.
Начальник Следственного комитета наделен следующими правами и обязанностями:
Основные задачи Следственного комитета при МВД России:
В целях решения возложенных на него задач Следственный комитет осуществляет следующие основные функции:
Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ
Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ является органом, обеспечивающим организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия в системе МВД России на территории субъекта РФ.
Возглавляет следственное управление начальник следственного управления ГУВД (УВД) субъекта РФ, являющийся по должности заместителем начальника ГУВД (УВД) субъекта РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. Он имеет помощника – начальника отделения по кадровой и воспитательной работе, первого заместителя и заместителей – начальника контрольно- методического управления и начальника следственной части.
Начальник следственного управления помимо полномочий, предоставленных ему уголовно-процессуальным законодательством:
В следственное управление входят следующие структурные подразделения:
Основными задачами следственного управления являются:
В соответствии с возложенными задачами следственное управление выполняет следующие основные функции:
Следственный отдел при районном отделе (управлении) внутренних дел
Следственный отдел при районном отделе внутренних дел организует расследование уголовных дел о преступлениях, отнесенных УПК к подследственности следователей органов внутренних дел.
Следственный отдел возглавляет заместитель начальника отдела внутренних дел района – начальник следственного отдела при органе внутренних дел, который назначается на должность и освобождается от должности начальником вышестоящего органа внутренних дел по представлению начальника следственного управления ГУВД (УВД) субъекта РФ.
Начальник следственного отдела имеет заместителя. Заместитель начальника следственного отдела, начальствующий состав органа предварительного следствия назначаются на должность и освобождаются от нее по представлению начальника следственного отдела заместителем начальника вышестоящего органа внутренних дел – начальником следственного управления при ГУВД (УВД) субъекта РФ.
Начальник следственного отдела помимо полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством:
Следственный отдел при районном отделе (управлении) внутренних дел включает в себя следующие подразделения:
Основной задачей следственного отдела является обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве путем надлежащей организации расследования уголовных дел, подследственных следователям органов внутренних дел.
С учетом требований уголовно-процессуального законодательства РФ следственный отдел выполняет следующие основные функции:
Кроме перечисленного следственный отдел осуществляет в обязательном порядке учет: