Что такое слезы умиления
Глава 24. Слезы, плач и умиление
Глава 24. Слезы, плач и умиление
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
«Даждь ми слезы, память смертную и умиление», — читаем мы ежедневно в вечернем молитвенном правиле (из 24 прошений св. Иоанна Златоустого). Однако разные причины могут вызвать слезу, поэтому и слезы бывают разные.
Чаще всего в мире слезы вызываются сильным горем. Это «горькие слезы», их не ищут, но они могут явиться положительным фактором в деле спасения души человека: всякое страдание и горе, без ропота пережитое на земле человеком, смягчает над ним приговор Божьего суда для будущей жизни. А если эти страдания и горе переносятся с полной покорностью воле Божией, то они очищают и умягчают душу.
Есть еще слезы радости — слезы при встрече после долгой разлуки, при неожиданном радостном известии и т. п. Редки эти слезы в нашем скорбном мире.
Не всегда слезы идут от сердца, бывают и притворные слезы. Но эти слезы бывают лишь у людей, обладающих артистическими талантами, т. е. способностью путем воображения развивать в себе те или иные чувства и переживания сердца. Это довольно редкий патологический случай, не относящийся к общим правилам.
Общим же случаем является положение, что слезы не произвольны, и мы не можем их вызвать по своему желанию. Поэтому обычно слезы есть свидетель сильного сердечного переживания.
Способность к слезам свойственна детскому «мягкому» сердцу, как говорилось уже ранее, и проявляется в большей мере у женщин, чем у мужчин.
Огрубление сердца происходит от развития в человеке страстей, порабощения греху, удаления от Бога. По мере удаления от детской чистоты наблюдается и постепенное уменьшение слез.
В переходном состоянии, когда сердце уже заражено страстями, но еще не огрубело совершенно, способность к слезам еще сохраняется. Но тогда слезы бывают и от досады, обиды, разочарования и т. п. Это слезы взрослых детей и женщин, у которых в сердце много мирских пристрастий; от подобных слез нет пользы для души.
Когда же человек через покаяние и очищение от страстей делается отзывчивым и чувствительным к скорби ближних, то его сердце «умягчается», тогда возвращается и утраченная ранее способность к слезам.
Итак, способность к слезам в большинстве случаев говорит о жизненности, чувствительности сердца.
Способность же умиляться — это начало размягчения сердца, признак его оживления, предтеча способности к слезам и к плачу о грехах своих. Последняя способность особенно важна для человека, и эти слезы — самые нужные для него.
О значимости для христианина слез так пишет в своем дневнике о. Александр Ельчанинов:
«Слезы так значительны, потому что они потрясают весь организм. В слезах, в страданиях истекает наша плоть земная и рождается тело духовное, плоть ангельская. Тело духовное создается слезами, постом, бодрствованием».
Как говорит о. Иоанн С:
«Слезы имеют силу очищать скверну сердца нашего, а страдания нужны потому, что через страдания спасительно стесняется греховная широта сердца, а от стеснения сердца всего легче льются слезы».
Этими слезами плакал ап. Петр после того, как трижды отрекся от Христа (Лк. 22, 62).
Это «слезы покаяния». К этим слезам прежде всего относится и вторая заповедь блаженства:
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Таким образом, радость и утешение часто являются следствием предварительного плача о грехах своих. Поэтому святые плакали о грехах своих и этот плач считали необходимым для спасения своей души. Прп. Пимен Великий говорил:
«Плачьте — другого пути для спасения, кроме плача, нет».
Однако святоотеческий термин «плач» надо отличать от понятия «пролитие слез». И прпп. Варсонофий Великий и Иоанн говорят, что «не плач происходит от слез, а слезы от плача». Под «плачем» св. отцы понимают постоянное глубокое сердечное сокрушение о сделанных грехах и о своей греховности, не обращая внимания на чужие грехи.
Эти св. отцы давали и такой мудрый совет:
«Не вынуждать течения слез и не слишком домогаться внешнего плача. Эти слезы не будут спасительны: развлекая дух молящегося, они ослабляют его… Истинный дар слез — плод свободного внутреннего, благодатного движения духа…»
Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн указывают и на показатель истинного духовного плача. Они пишут:
«Сокрушение же сердца состоит в том, чтобы хранить его и не допускать увлекаться неполезными помышлениями».
А прп. Иоанн Лествичник давал такое определение плача:
«Плач есть укоренившаяся скорбь кающейся души».
Одни же физические слезы без духовного смирения, по мнению св. отцов, вообще не приносят душе никакой пользы. Об этом так пишет прп. Симеон Новый Богослов:
«Бывает плач без духовного смирения, и те, которые плачут таким образом, думают, что такой плач очищает грехи. Но они тщетно обманывают себя, потому что лишены бывают сладости Духа, таинственно порождающейся в мысленном сокровищехранилище души, и не вкушают благости Божией. Поэтому таковые скоро воспламеняются гневом и не могут совершенно презреть мира».
Благо тем, кто познал слезы покаяния. Это сладкие слезы, потому что это слезы блудного сына в объятиях отца. Они говорят о глубине покаяния, о ненависти ко греху, о порыве с ним, о проснувшейся любви к истине и чистоте, об отвращении к запятнанной грехом одежде, говорят о смирении и нищете духа: «Сердца же сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс. 50).
Как пишет прп. Исаак Сириянин:
«Как иной человек, принеся великий дар царю, награждается от него ласковым взором, так и тому, кто имеет в молитве своей слезы, великий Царь веков Бог прощает всякую меру грехопадений и награждает его благоволительным взором».
А старец о. Алексий Зосимовский так говорил девочке, плакавшей на исповеди:
«Плачь, милая, плачь, это значит Христос тебя посещает, а Он нам самый бесценный гость».
Святые и подвижники, оживляя свою душу и очищая сердце, в полной мере восстанавливали в себе и способность к покаянным слезам. Они считают вместе с тем, что о самой полноте очищения можно судить по степени восстановления в себе этой способности. При достижении чистоты сердечной от страстей подвижники приобретают благодатную способность плакать, когда они захотят. Таким образом, они как бы приобретают власть над своим сердцем и его переживаниями, что не дано обычным грешным людям, находящимся во власти лукавого — страстей и пристрастий.
Про это состояние св. отцы говорят:
«Если получил ты этот благодатный дар слез, то будь покоен: ты переплыл уже море, отделяющее душу твою от спасения, ты уже у пристани».
В промежуточном состоянии — при еще не полном очищении сердца от страстей — слезы и умиление появляются лишь по временам, при внимательной глубокой молитве, иногда при чтении духовных книг и т. п. Но человек еще не владеет ими произвольно.
Каков же путь к тому, чтобы приобрести умиленное сердце и «дар слез», о котором мечтают иноки, искренно ищущие спасения своей души?
Это все тот же тесный путь духовного подвига, ведущий к очищению сердца, путь постоянного покаяния в своих грехах, путь напряженного внимания к своей внутренней жизни, путь «озлобления» по отношению к телу, путь внимательной молитвы, поста, отречения от самоволия, смирения себя всеми способами.
Об этом более подробно будет говориться ниже. Для тех, кто решительно пойдет этим путем, — для тех слезы являются реальным плодом их духовного подвига.
Св. Исаак Сириянин пишет:
«Будем молить Господа даровать нам плач. Ибо если получим эту благодать, лучшую и превосходнейшую прочих дарований, то при помощи ее достигаем чистоты. А как достигнем ее, то не отнимется уже она от нас до самого исхода нашего из жизни этой.
Блаженны чистые сердцем, потому что нет времени, когда бы не усладились они сладостью слез, в которой они всегда видят и Господа. Пока еще слезы у них на глазах, они сподобляются зрения откровений Его на высоте молитвы своей, и нет у них молитвы без слез…
Когда же монах сподобится с помощью слез пройти обитель страстей и вступить в равнину душевной чистоты, тогда встречает его утешение, которое плачущим дает Бог за чистоту их.
Проливать слезы и плакать — дарование бесстрастных. Если слезы временно плачущего и сетующего могут сохранить его от страстей, что сказать о тех, которые с ведением день и ночь упражняются в этом делании?»
Следует отметить, что у отдельных людей восстановление способности к слезам может происходить по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей. Поэтому св. отцы называют слезы «учителем», указывающим подвижнику, какое духовное делание для него наиболее полезно, наиболее быстро размягчает сердце.
Так, например, у прп. Кирилла Белозерского слезы приходили, когда он работал на монастырской кухне и смотрел на огонь, вспоминая о неугасимом огне для грешников.
Блаженны те, кто может оплакивать грехи свои в слезах покаяния.
Но еще более прекрасным будет особый вид слез, свойственный святым, — слезы сострадания. Этими слезами плакал Господь, когда смотрел на Иерусалим и провидел его будущее разорение (Лк. 19, 41). Этими слезами плакала Богоматерь, когда молилась о Константинополе во Влахернском храме в день Покрова (в видении Андрея юродивого).
«Плачьте с плачущими», — заповедует христианам ап. Павел (Рим. 12, 15). Хорошо, если и мы сможем в какой-то степени приобщиться и к этим слезам.
Пророк Иеремия говорит жителям Иерусалима: «Учите дочерей ваших плачу и одна другую — плачевным песням» (Иер. 9, 20).
Плач пророка Иеремии «На реках Вавилонских» над разоренным и опустошенным Иерусалимом — это, по учению св. отцов, символ плача христианина над своей поруганной грехом душой, над своим сердцем, порабощенным страстями, над своими добродетелями и духовными дарованиями, отведенными в плен и обессиленными царем Вавилонским — лукавым духом. Такой плач необходим каждому христианину.
Один святой отец говорил, что надо считать тот день потерянным, в который не лились слезы покаяния.
Этому плачу необходимо научиться еще в этой жизни, еще на земле.
Может быть и слишком поздний плач. Это будет тот безнадежный плач в ином мире, о котором Господь сказал: «Там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
17. УМИЛЕНИЕ И СЛЕЗЫ
17. УМИЛЕНИЕ И СЛЕЗЫ Хотел бы сказать несколько слов о том духовном и эмоциональном состоянии, которые испытывают люди в молитве. Вспомним известное стихотворение Лермонтова:В минуту жизни трудную,Теснится ль в сердце грусть:Одну молитву чудную Твержу я наизусть.Есть
Сокрушение и умиление
Сокрушение и умиление Желающий всем сердцем обратиться от греха ко Господу, как блудный сын к отцовскому дому, пусть знает, что первыми вратами на его пути будет сокрушение. Это самая приятная жертва, которую мы когда-либо могли принести Богу. Жертва Богу дух сокрушен;
Плач и умиление
Плач и умиление О поваре: каким образом он стяжал умиление и слезы? [4: 16].Живущие в общежитии иногда имеют окаменелость (сердечную), а иногда утешаемы умилением. [4: 87].Падшие и плачущие о себе блаженнее непадших и неплачущих. [5: 26].Старые привычки часто обладают и плачущими о
Умиление
Глава 61. Плач Рамы
Глава 61. Плач Рамы Увидев пустую обитель и хижину с разбросанными подстилками из травы, нигде не находя Ваидехи, Рама, сын Дашаратхи, поднял к небу прекрасные руки и печально воскликнул:— О Лакшмана, где Ваидехи, куда она ушла? О Саумитри, кто похитил или сожрал мою
Глава 20. Плач Тары
Глава 20. Плач Тары Верная супруга Бали, с прекрасным как луна лицом, склонилась над своим господином, который лежал на земле с пронзенной грудью и обняла его. Глядя на Бали, который походил на раненного слона, могучего как огромная гора или вырванное с корнем дерево, Тара
Глава 50. 1. Плач по Иакову.
Глава 50. 1. Плач по Иакову. 1. Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его.Картина оплакивания Иосифом отца невыразимо трогательна. “Видишь ли нежную любовь сына? Видишь ли любовь пламенную” (Иоанн Златоуст, 721).2. И повелел Иосиф слугам своим – врачам,
[Плач.] Плач Иеремии
[Плач.] Плач Иеремии Глава 11 Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником.2 Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его
Глава V. Слезы
Глава V. Слезы Для отшельника нет праздников. Праздник отшельника есть его плач.Главы о знании II,44 Ибо Ты даешь грешнику кающемуся покаяниеи сокрушенное сердце; так Ты освобождаешь его сердце от лежащего на нем бремени греха благодаря утешению, происходящему от печали и
7. Поэтому они остатки стяжания и, что сбережено ими, переносят за реку Аравийскую. 8. Ибо вопль по всем пределам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его; 9. потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон еще новое — львов на убежавших из Моава и на оставшихся в стране.
7. Поэтому они остатки стяжания и, что сбережено ими, переносят за реку Аравийскую. 8. Ибо вопль по всем пределам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его; 9. потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон еще новое — львов на убежавших из Моава и на
Глава четвертая. О том, что осознание нами своей греховности приводит Бога в умиление
Глава четвертая. О том, что осознание нами своей греховности приводит Бога в умиление Признание своей ошибки— Геронда, Авва Исаак говорит, что в молитве надо чувствовать себя подобно ребенку[75].— Да, надо чувствовать себя ребенком, но ребенком непослушным. Надо
[Плач.] Плач Иеремии
[Плач.] Плач Иеремии Глава 11 Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником.2 Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его
11. И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя (месту) тому: плач Египтян, что при Иордане
11. И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя (месту) тому: плач Египтян, что при Иордане Имя Abel (в выражении Abel-Mizzaim) встречается, подобно Goren, в нескольких именах местностей, напр., Аве-Ситтим на равнинах
Глава четвертая. О том, что благоговением приводится в умиление Бог
Глава четвертая. О том, что благоговением приводится в умиление Бог Что такое благоговение— Геронда, что такое благоговение?— Благоговение — это страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость. Человек благоговейный может стесняться, но эта стеснительность
Галичская-Чухломская «Умиление»
Галичская-Чухломская «Умиление» Икона явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому, пришедшему для подвигов на Север по благословению Преподобного Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера около большой горы, покрытой дремучим лесом, он
Псково-Печерская «Умиление»
Псково-Печерская «Умиление» Икона считается списком с иконы Божией Матери «Владимирская» и была написана неким иеромонахом Арсением в 1520 году и принесена в Псково-Печерский монастырь купцами Василием и Феодором примерно в это же время. Игуменом обители в то время был
В чем помогает икона Пресвятой Богородицы «Умиление», ее значение
Значение
Странный у нас мир, да? С одной стороны, говорят со всех сторон о том, что человек человеку волк. Мол, конкуренция, место под солнцем, каждый сам за себя. Все поголовно ноют о том, как тяжела жизнь и как им, бедолагам, надоело работать, но хорошая романтическая история или котики в большом количестве заставляют людей думать, что все не так уж плохо. Что излечивает раны, нанесенные миром? Конечно, умиление, это очевидно.
Надеемся, предисловие не слишком утомило читателя. Определение не заставит себя ждать. Умиление – нежное чувство, возбуждаемое чем-то трогательным.
С чувствами и эмоциями вообще трудно иметь дело, о них не стоит говорить, их нужно испытывать. Каждый знает, что такое умиление, но не всякий может это объяснить. Наша задача, чтобы как можно больше людей смогли перевести чувства в слова.
Значение слова умиление
Примеры употребления слова умиление в литературе.
Он отвел руку и с умиление взглянул на свой рабочий стол — все лежало наготове: стеклянная кювета для ароматизации, стеклянная пластина для сушки, ступки для подмешивания тинктуры, пестик и шпатель, кисть, и гладилка, и ножницы.
Когда цвели груши щедрыми на белизну пучками цветов, сплошь укрывавших еще безлистые деревья, Женя складывала перед грудью руки и цепенела от умиления.
Изображая умиленье, Восторг и гнев или тоску, Мы по ничейному веленью К чужому тянемся куску И бродим с краской от скамеек На вечно согнутых горбах, Хлебая дождь из детских леек, Изображая на гербах Личину воли и бессердья, Чтоб дрогнул всяк сторонний взор, Потея гнилью от усердья Другим на смех, себе в позор.
Однажды штандартенфюрер Бехер, пребывая в состоянии умиления и разнеженности, похвалил Кастнера в присутствии своих приближенных: — Изворотлив он, наш шалун Руди.
Гомер всю дорогу с умилением наблюдал за этой парочкой, складывая в своем извращенном воображении новые вирши о похождениях Геракла, но вслух их уже не читал, надеясь, что потомки оценят их лучше, чем современники.
Порою Гранде, думая о том, что это бедное создание никогда не слышало хотя бы малейшего лестного слова, что ей неизвестны нежные чувства, внушаемые женщиной, и что она может в свое время предстать перед богом более непорочной, нежели сама дева Мария,- Гранде, охваченный умилением, говорил, глядя на нее: — Бедняжка Нанета!
Кто-то с умилением рассказывал: — Покойник так делал: отрежет ломтик семушки, поперчит его густенько, другим ломтиком прикроет да вслед за рюмкой и пошлет.
Филатка с умилением оглянулся на Демидова и одобрительно покрутил головой.
А Суворин в своей некрологической статье о Чехове с умилением рассказывал, будто первый рассказ Антон Павлович вообще написал всего лишь ради того, чтобы раздобыть денег на именинный пирог для матери.
Говоря это, исправница доходила до какой-то поэзии похвал — и слезы умиления текли по ее полным щекам.
При этих словах лицо Левина вдруг просияло улыбкой, тою, которая близка к слезам умиления.
Дмитрий Олегович проводил Макаренко, вернулся в свой чуланчик и с умилением оглядел стоящий на столе прибор.
Подруги ей завидовали, папенька плакал от умиления, и только мамашка ее горевала, что она не пошла в летучие санитарки, как другие порядочные девочки.
Козы были поставлены веселым меканием в известность об удаче нравственного исправления, увидели Коня и Мечтательницу с вытянутыми ногами и пролили несколько слез умиления.
Вы могли бы, брат мой, — сказал аббат, с грустью и умилением прислушиваясь к подобному перечню своих заслуг, — еще упомянуть, что это я распорядился построить замысловатую стену, которая защищает монастырские здания от северо-восточного ветра.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Синонимы
Для решения последней задачи нам и нужны синонимы к слову «умиление». Рассмотрим их, не откладывая дела в долгий ящик. Вот список, который пригодится читателю в трудной ситуации:
Следует признать, что полноценных замен слова в русском языке, видимо, нет. Как читатель понимает, мы не в восторге от того, что пришлось в список добавлять существительное «милота», но на безрыбье и рак рыба.
Как выглядит икона
Образ Пресвятой Богородицы «Умиление» сразу останавливает на себе взгляд: и своим эмоциональным наполнением, и тем, что Дева Мария изображена одна. Она еще только пережила момент Благовещения: архангел Гавриил оповестил Ее о том, что Ей предстоит стать Матерью Сына Божия. И кажется, на лике Божьей Избранницы отражены все чувства, пережитые Ею в этот миг: смирение и кротость, сдержанная радость и целомудрие.
Икона с аналогичным названием «Умиление». Изображена Пресвятая Дева со слегка склоненной головой, взор Ее опущен долу, руки скрещены на груди, словно в момент молитвы.
Весь облик выражает умиротворенность.
Эта икона наиболее привычна, и именно о ней пойдет речь. Но есть еще образ с таким же названием, где Матерь Божья держит на руках Младенца Иисуса.
Этот вариант вызывает не меньшее умиление, выражая теплоту и любовь Матери и Сына.
Все дело в интенсивности чувства
Речь здесь пойдет о двух определениях радости или положительных эмоций: умилении, восторге. Почему они не могут быть синонимами?
Представим, что абитуриент видит свое имя в списках людей, поступивших в вуз, что он испытывает? Если бы сказали «умиление», это был бы обман или самообман. Конечно, парень или девушка испытывают ничем не сдерживаемый восторг, радость, выходящую из берегов. Им хочется сплясать джигу-дрыгу. А теперь сравните это чувство с тем, которое человек испытывает, когда смотрит на котят или маленьких детей. Понимаете теперь, что это совершенно разные состояния? И слова не могут быть синонимами никак, разве что приблизительно, как формы одного и того же чувства – радости.
Умиление — чем оно обычно вызвано
Умиление — очень приятное и радостное чувство. Оно может быть настолько сильным, что растрогает до слез. Часто ему подвержены чувствительные творческие люди, которые стараются видеть во всем прекрасное. Они умиляются первым солнечным лучам весной, птицам, сидящим на ветке, замечают трогательное поведение окружающих. Это чувство помогает вспомнить о том, что на свете есть много интересного кроме материальных благ. Именно поэтому, люди, зацикленные на обогащении, умиляются редко. У них просто нет времени и желания посмотреть на мир вокруг, они поглощены жаждой наживы, им некогда отвлекаться. Тем самым они лишают себя приятных эмоций, которые можно получить абсолютно без усилий.
Повод для умиления можно найти всегда. Достаточно посмотреть на окружающий мир внимательнее. В ноябрьских лужах очень красиво отражаются деревья, в знойный день появляются разноцветные бабочки и т.д.
Составляющие трогательного момента
Люди испытывают умиление, это вполне обычное дело, но никто толком не задумывается, что именно нас трогает за живое и почему. Предлагаем здесь поразмышлять об этом. Как кажется, есть три основных условия:
Расскажем о каждом пункте подробно. Почти в любом действии, которое иллюстрирует значение слова «умиление», можно вычленить эти три составляющие. Представим простой случай. Молодой человек дарит на улице девушкам цветы. Конечно, каждая женщина, получившая неожиданный подарок, умиляется. Это неизбежно и непреложно, как физические законы. При этом в действии были и неожиданность, и прямота, и доброта.
Кстати, теория объясняет и то, почему, например, денежные пожертвования не вызывают почти никаких чувств. Роналду пожертвовал 50 000 евро в фонд раковых больных, ну и что? Это только деньги. Да, в этом деянии есть неожиданность, доброта, но отсутствует прямота действия, футболист воспользовался услугами банка и проявил благородство.
А когда Джонни Депп в образе Джека Воробья навестил девочку, больную раком, все умилились. Чувствуете разницу?
Вообще, удивительное дело, но людей трогает за живое проявление человечности. Богатые люди (актеры, футболисты, бизнесмены) — такие же люди, как мы. И это умиляет. Гуманизм никуда не делся и не умер. Несмотря на то что у нас звериный, эгоцентричный век, люди все еще способны чувствовать чужую боль, и это прекрасно.
Что такое агрессивное умиление и как оно связано с родительством
Что такое агрессивное умиление? Это феномен, возникающий, когда человек видит/наблюдает что-то или кого-то настолько милого, что у него буквально вскипает мозг. Он не понимает, как обработать эти чувства и испытывает эмоции, граничащие с агрессией. Простыми словами: это тот момент, когда вам хочется стиснуть ребенка (или котенка) в объятиях так сильно, чтобы ему стало больно. В такие моменты вы можете говорить что-то вроде: «Ты такой классный, что хочется тебя съесть!».
Эти странные чувства известны человеку давно, однако описаны они совсем недавно. Впервые термин cute agression появляется в работе Орианы Арагон и Ребекки Дайер, которые решили рассмотреть эти ощущения поподробнее. Первая научная работа на эту тему была опубликована в 2015 году, там термин «агрессивное умиление» был заменен на «игривую агрессию» и описан как приступ счастья, выраженный агрессивными методами: сжиманием кулаков, стискиванием зубов, рычанием, желанием ущипнуть или сжать объект умиления.
Оказалось, что подобные чувства у людей могут вызывать детеныши животных в определенном возрасте (вот когда они покрыты этим своим мягким пухом, смешно двигаются, издают забавные звуки и выглядят чертовски миленько) и маленькие дети, особенно свои собственные. И если вы испытываете такие приступы, то, скорее всего, вы более настроены на заботу о питомце или ребенке, чем те, на кого агрессивное умиление не накатывает. Считается, что после этой волны мозг «расслабляется», и наступает следующая фаза, которая ознаменовывается интенсивной заботой о том, кого вы мысленно или в самом деле затискали.
Существует и другой подход к этим ощущениям: есть версия, что иногда приступы агрессивного умиления могут возникнуть в той ситуации, когда мы именно что не можем проявить физическую заботу о том, кто нам очень нравится. Например, мы можем испытать приступ нежности к котенку, изображенному на фото в интернете, и тут же раздосадоваться — из-за того, что не можем в действительности погладить его.
Агрессивное умиление относится к типу «диморфной экспрессии» — ситуации, когда положительный опыт вызывает проявления эмоций, обычно связанных с отрицательным опытом. Так, например, некоторые люди могут плакать от умиления (яркий пример — актриса Кристен Белл, которая рыдает при виде ленивца), счастья (ваша мама на свадьбе, вы на выпускном ребенка из детского сада, припоминаете?), достижение какого-то желанного результата (победа любимой команды, продвижение по службе и так далее). Иногда игровая агрессия может проявляться по отношению к партнеру — вы вдруг испытываете к нему такие сильные эмоции, что кусаете его.
Кстати, не все дети могут вызвать у взрослого приступ игривой агрессии. Понятно, что причиной такого наплыва эмоций может стать прежде всего ваш ребенок, но если речь идет о чужих детях, то взрослые склонны умиляться малышам с определенным набором характеристик — с большими глазами, пухлыми щеками и привлекательным нашему глазу (ни за что не догадаетесь!) лбом! Который, очевидно, призывает нас его расцеловать. Такая внешность младенцев, кстати, считается эволюционной уловкой — выглядя мило, дети добиваются того, чтобы родители заботились о них и не бросали одних на произвол судьбы.
Десятка самых умилительных фильмов
Любое чувство надо в себе воспитывать. И если мы согласны, что умиление (когда оно неподдельное, настоящее) – это филиал и форма человечности, то без помощи искусства тут не обойтись. Мы представляем десятку самых умилительных фильмов, первые четыре заставят прослезиться даже суровых мужчин.
Список составлен так, чтобы читатель и потенциальный зритель сначала поплакал, потом посмеялся, а затем подумал о старых добрых семейных ценностях. В список не вошло большое количество фильмов, которые параллельно просились на бумагу, но чем-то приходится жертвовать. Мы не упомянули в перечне о творчестве, например, Хаяо Миядзаки, но лишь потому, что фильмы прославленного мастера нужно смотреть все, впитывать в себя, и человек станет чуть добрее и ласковее.
Вспоминаются также и мультфильмы «Диснея», такие как «Король Лев» (1994) или «Красавица и Чудовище» (1991). Естественно, произведений искусства очень и очень много. Потому что человечность всегда будет нуждаться в поддержке и культивировании, поэтому не забывайте умиляться, но только искренне и по-настоящему.
Где искать икону «Умиление»
Как уже упоминалось, с чудотворным образом можно встретиться в Патриаршем Богоявленском соборе российской столицы. Списки ее, обладающие не менее чудодейственными свойствами, находятся:
В этом храме у святого образа каждое воскресенье до службы проходит церковное песнопение — Параклис, что в переводе с греческого обозначает покорное прошение, усердную молитву. А 10 августа и 22 декабря установлены как дни почитания иконы.