Что такое слияние и примыкание слогов
Как в игровой форме составить с ребенком слоги слияния?
Чтобы ребенок научился читать, знания букв и направления чтения недостаточно. Слоги слияния – это неотъемлемые элементы устной речи. При их произношении речевой аппарат работает иначе, чем при воспроизведении отдельных звуков. Слитное «НА» отлично по звучанию от «Н-А», как бы быстро не проговаривали или не пропевали 2 звука. Чтобы понять это, достаточно обхватить ладонью шею и низ челюсти и прислушаться, как работают язык, голословные связки и мышцы в том и другом варианте. Слогослияние проходят в 1 классе или по желанию родителей изучают раньше.
Слоги слияния — это…
Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.
Чтобы научиться читать, нужно:
Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.
Сегодня методика чтения по складам усовершенствована и доработана. Н. А. Зайцевым. Гениальный российский педагог взял за основу обычные кубики, и на каждой стороне разместил по букве или складу. Обучаясь чтению таким образом, дети не испытывают затруднения слияния отдельных букв и с легкостью складывают слова.
Зачем их изучают?
Для любого взрослого человека разделить слово на слоги не составляет труда. Он это делает с легкостью, даже не задумываясь. Но ребенку данное умение изначально недоступно. Для него слово, особенно незнакомое, видится набором букв, которые необходимо каким-то образом произнести слитно.
Что дает изучение слогов слияния в 1 классе?
Помимо слогов слияния, существуют обратные, начинающиеся с гласной: «АН», «ИН», ОМ». Они хоть и легче в плане слитного произношения букв, но не являются первичными элементами устной речи. Их изучение может навредить. Ребенку будет сложно разбить слово, потому как непонятно, какие из них – слияния или обратные, нужно выделить. Например, «КА-ТО-К» или «К-АТ-ОК» или «КА-Т-ОК»?
Методики
Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.
Таблица:
Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.
Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.
Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.
По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.
Распечатайте таблицу со слогами слияния и положите на парту ребенку. Постепенно он привыкнет к ней и начнет хорошо ориентироваться, находить и читать нужную пару. Это очень полезный навык, который облегчит учебу и сейчас, и в будущем.
Как организовать занятия в игровой форме?
Мало какому ребенку интересно изучение букв и слогов путем зубрения сухого материала. В них нет смысла, непонятно, для чего это надо и как пригодится в будущем. Только прочтение первых слов дает ощущение удовлетворения и гордости за себя: «Я научился читать!». Открывается смысл самого чтения. Ребенок понимает, сколько нового и интересного с его помощью можно узнать.
Крайне важно не погубить интерес к учебе. Занятия должны быть интересны ребенку.
7 советов по организации занятий:
Вырежьте из картона 6 карточек и напишите разным цветом: «ЧУ», «ДО», «МА», «ЛО», «ЗА», «РЯ». Положите на парте перед ребенком первый слог слияния «ЧУ» и предложите прочитать. Затем добавьте «ДО», пусть прочтет его тоже. Попросите соединить слоги и прочитать их вместе. Какое слово получилось («ЧУДО»)? Теперь возле «ДО» положите карточку «МА». Пусть ребенок прочтет отдельно слоги слияния, а затем слово. Продолжайте цепочку: «ЧУДО» — «ДОМА» — «МАЛО» — «ЛОЗА» — «ЗАРЯ».
Обучение грамоте у каждого ребенка происходит со своей скоростью. Одни дети все схватывают налету, другим нужно время дорасти до понимания и умения. Важно акцентировать внимание на том, что получается хорошо, вызывать интерес к освоению нового. Поначалу слоги слияния могут даваться тяжело, но затем процесс пойдет по накатанной!
Занятие N17
Учить делить слова на слоги.
1. Дать понятие о том, что гласный звук слогообразующий, т.е. образует слог; он может жить и один — тогда это будет один слог.
— Квартирка делится на две части, как бы отрезаем кусочки хлеба, отламываем дольки от апельсина. Так слово делится на части. В каждом слоге (части) будет только один гласный. Проверь! Закрась! его красным цветом.
2. Построй схему (квартирку) слов; раздели на комнаты с перегородкой (слоги) и посели в каждой комнате звуки. Звуки должны жить за перегородкой.
3. Чтение слов, слогов, звуков в «комнате».
Определение типа слогов: слог — слияние, слог — слияние с примыканием.
Занятие N18..
Учить ребенка делить слова на слоги, звуко-буквенному анализу слов.
1. Работа по картинке «Муравьи делят слова наслоги».
Как муравьи разделили слово «груша»?
I Сколько частей получилось? Почему?
А Какая первая, вторая? Какая часть больше? Но чему?
Сколько гласных, согласных?
Осы зажужжали, попросил»- построить для них домик и квартирку.
^Занятие N19.
Закрепить знания о делении слов на слоги.
1) Упражнение в делении слов на слоги (вертикальной чертой дети делят слова на части)
МАШИНА РОЗА МАРКА УТКА ПИЛОТ
2) Игра «Найди для слова домик» (все слова двусложные, т.е. состоящие из двух слогов).
— Соедини слово с домиком или размести его в домике.
Учить детей делить на слоги трехсложные слова. 1) Упражнения в делении слов на слоги (на части) вертикальной чертой.
а) МАМА КАША САША АЛЛА
б) ИГОЛКИ РИСУНОК ВАЛЕНКИ
Проверь! В каждом слоге одна гласная. Поставь под ней красную точку или обведи гласную букву красным цветом. Должно получиться так:
Таким образом, ребенок осваивает звуковой анализ слова (самоанализ) и проверку правильности выполнения задания (самоконтроль) — выделение
гласных постановкой точек под ними.
2) Игра «Построй для слова домик».
3) Игра «Найди для меня место» (соедини Слово с домиком линией и размести слово в домике).
Упражнения для звуко-буквенного анализа.
Для того, чтобы ваш ребенок не пропускал буквы при диктовке или списывании, не искажал их, не заменял другими, предлагаем поработать с ним по перфокарте.
Только разберитесь в ней сами!
Это очень нравится детям.
Принцип работы с ней такой:
есть три столбика — односложные, двухсложные трехсложные слова.
Диктуйте слово и начинайте анализ по плану:
1. Определите, сколько слогов в слове, чтобы знать, в каком столбике работать;
2. Определите тип слога: слог-слияние, слог-слияние с примыканием. 3. Найдите нужную схему (домик)
Анализ звуков по схеме.
5. Поставите ударение в слов.Например, «роза». Двухсложное слово (два слога, две гласные). Ищу домик во втором столбике.
Первый слог-слияние «ро»
второй слог-слияние «за»
Произносим каждый звук и даем характеристику, [р] —согласный, звонкий, твердый
[з] — согласный, звонкий, твердый [а] — гласный.
Играйте с ребенком каждый день — увидите результаты!
(Слова: стакан, мир, палатка, пилка, замок, пилот, сарай, парта, стол, три, рисунок, Аня, валенки, крот, волк, утка, астра, мяч.
1) Наклейте лист на картон.
2) Окошечки и кружочки вырезаются.
3) Под лист с вырезанными окошечками подкладывается лист белой бумаги и скрепляется, чтобы не вылетал.
4) Разбирая слово по звукам, обозначай каждый звук кружочком определенного цвета:
согласный — синего (твердый);
зеленого (мягкий звук).
Развитие техники чтения.
а) Прочитай слоги-слияния; закрась клеточку желтым карандашом.
б) Прочитай слоги-слияния с примыканием впереди; закрась клеточку оранжевым карандашом.
в) Прочитай все слоги: слева-направо; справа-налево; по столбикам сверху-вниз, снизу-вверх.
Слоги слияния: справочные таблицы для всех согласных
В статье и таблицах представлен материал, который может быть использован:
1) для обучения чтению;
2) для выявления пробелов в знаниях и навыках;
3) для корректировки ошибочных навыков;
4) для развития навыка определения мягкости-твердости согласных и правильного подбора гласных;
5) для усвоения некоторых правил русского языка (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и др.)
В статье обобщен практический опыт обучения чтению и звуко-буквенному анализу дошкольников педагога-психолога Воробьевой Н.Ф.
Комментарии к использованию таблиц:
1. До использования таблиц взрослый должен помочь ребенку выучить все гласные, структурированные следующим образом (читать по столбцам):
2. За занятие рекомендуется читать выборочно по 2 таблицы для согласных, не являющихся всегда твердыми и 1 таблицу из 3 для согласных, всегда являющихся твердыми (Ж, Ш, Ц)
3. Желательно, чтобы узнавание и чтение слогов-слияний доводилось до автоматизма.
4. Редко встречающиеся слоги-слияния выделены мелким шрифтом.
5. Для восполнения пробелов в обучении чтению или корректировки неадекватных навыков может быть достаточно чтения лишь некоторых соответствующих решаемой проблеме таблиц. Например, ребенок пытается смягчить (произносить мягко) те согласные, которые всегда остаются твердыми. Значит ребенку в этом случае достаточно чтения таблиц для букв Ж, Ш, Ц.
6. Привычка читать твердые и мягкие согласные парами (например, ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ-ТЮ и т. д.) может помочь ребенку в дальнейшем делать правильный подбор букв и легко различать мягкие и твердые согласные при переходе от звука к букве.
Урок «Слог-слияние», 1 класс
Цель: Способствовать развитию у учащихся умения отличать гласные звуки от согласных, слышать слияние согласного звука с гласным, делить слова на слоги
Планируемые результаты (предметные): Выделяют слияние согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния; графически изображают слог-слияние; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений
Личностные результаты: Выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами безопасного поведения в быту
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение на основе работы с рисунками и схемами.
Познавательные : общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрации; логические – анализируют звуко-буквенный состав слов; различают гласные и согласные звуки, называют основные отличительные признаки; осуществляют синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные : работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы товарища, выслушивают и оценивают ответ товарища
Организация начала урока
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой
на урок
2. Актуализация знаний
— Ребята, давайте вспомним, с помощью чего мы общаемся?
– Из чего состоит речь?
– Из чего состоят предложения?
— Из чего состоят слова?
— Какие бывают звуки?
— П рошу встать тех ребят, у кого имя начинается на гласный звук, а теперь тех, у кого имя начинается на согласный. Спасибо. Молодцы.
III . Объяснение нового материала
3.1. Введение в тему. Проблемная ситуация
— Посмотрите внимательно на буквы на доске. Что это за буквы? Р, Л, М, Н.
— Подумайте, что общего у этих букв? (согласные)
— А теперь попробуйте составить слова из данных букв. (Не получается)
— Давайте посмотрим на следующую группу букв. Назовите эти буквы. (Ы, Р, А, Б)
— На какие две группы можно их разделить? (На гласные и согласные)
— Попробуйте составить слово из данных букв. Записать.
— А почему не получилось составить слова из первой группы букв: Р, Л, М, Н?
— Какой вывод можно сделать? (Без гласных невозможно образовать слово)
3.2. Практическая работа.
— Медленно проговорите слово рыба.
— Простучите его карандашом по столу.
— Прохлопайте это слово . Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?
— В слове ры-ба две части . Назовите первую часть, затем вторую.
В слове может быть два , три, четыре и больше слогов . А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов.
3.2.2 Работа по учебнику,с.16
3.3 Составление звуковой схемы
ПГ «Рыбки плавают, ныряют»
— Составьте звуковую схему слова «рыба». Посчитайте, сколько гласных в слове? А сколько слогов в этом слове? Что вы заметили?
3.3. Ознакомление с правилом
Сколько в слове гласных,
Чтобы слоги посчитать.
Надо гласные узнать,
С каждой гласной связан слог
Вот и весь о них урок!
— Я называю слова , а вы должны, проговаривая слова по слогам , столько же раз прыгнуть.
IV . Закрепление изученного материала
4.1.Работа по составлению схем слов и анализу, с.16
4.2. Дидактическая игра « Раздели слова на слоги».
4.5. Рефлексия . Игра со слогами «Паровозик»
Предлагаем ребенку первое слово-паровоз. А к нему нужно пристраивать слова-вагоны, каждое из которых будет начинаться с последнего слога предыдущего слова.
-Каким способом вы делили слова на слоги?
-Сколько слогов может быть в слове?
-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?
— Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных
Что такое слияние и примыкание слогов
Если вы испытываете затруднение с решением задания, то нажмите на подсказку, а потом правильно кликните по нужным буквам. Для смены задания вы можете нажать на рефреш страницы.
Вариант первый изучения букв ребенком
Так как многие не очень хотят усложнять себе жизнь рукоделием и творчеством, то онлайн-вариант подойдет идеально. Из большого выбора «обучалок» мне больше всего понравилась «Веселая азбука», потому что:
Обучение чтению в раннем возрасте.
Надо ли учить чтению двухлетнего ребёнка? Просчитав все «за» и «против», любящие родители сделают свой выбор. Но при этом, не лишним будет учесть советы и рекомендации специалистов.
Малыша привлекают элементы графем: все эти палочки, дуги, кружочки. Он «ощупывает» глазами их очертания, словно узоры. Это весьма полезное занятие, в процессе которого развивается и совершенствуется зрительное восприятие крохи.
Осваивайте послоговое чтение прежде всего
В прямых слогах: МА, ТО, НЫ согласный звук как бы «перетекает» в гласный, сливается с ним (поэтому подобные слоги и называются: слоги слияния). А вот в обратных слогах: УС, ИШ, АП каждый звук звучит отдельно. Эти слоги называются: слоги примыкания. Кстати, чтение по слогам надо начинать именно с последних. Они наиболее легко осваиваются крохой. Ведь при их чтении можно долго-долго тянуть первую гласную и вспоминать: как называется следующая буква? Гласные-то он помнит, а вот согласные путает… Слоги-слияния даются ему с бóльшим трудом: связать воедино два звука в произношении и две буквы при чтении бывает ох как непросто! Да и вспомнить первый согласный удаётся не сразу.
Разнообразьте подачу информации
Установлено, что чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы. Однако следует учитывать, что интенсивность поступающей информации должна соотноситься с возрастом, физическим и психическим состоянием ребенка, так как всякая перегрузка отрицательно влияет на состояние центральной нервной системы.
Когда ребенок способен обучиться читать
Достоверно установлено, что сензитивным (оптимальным) периодом для развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности является возраст пятого года жизни. Поэтому развивать фонематический слух (смыслоразличение звуков речи), фонематические представления, звуковой анализ и синтез необходимо именно в возрасте 4-5 лет. А вот 6-летние дети уже теряют эту особую восприимчивость и чувствительность к звуковой стороне языка и в большей степени предрасположены к чтению.
Подбирайте методики по возрасту
Приобретая тот или иной комплект для обучения чтению, ставьте разумные цели:
Как сделать раннее обучение чтению интересным?
Чтобы у ребенка не пропадал интерес к занятиям, у вас под рукой должны быть пособия и задания, отличающиеся по содержанию. Малышу неинтересно долго возиться с одними и теми же игрушками или карточками, но представьте, что от звукового плаката он переходит к раскрашиванию или лепке из пластилина! Чем больше вариантов игры с буквами, а впоследствии слогами и словами вы подготовите, тем веселее будет ваша учеба. Какие возможны варианты занятий и пособий:
Система Глена Домана
Методика Гленна Домана
Отрабатывайте навыки последовательно
Подбирайте слова, начинающиеся с одного звука. Играть в эту игру могут дети, начиная с 4 лет. Дальше можно усложнять: давать задание найти слово, заканчивающееся на данный звук или имеющее его в середине. Или попросить ребёнка определить количество данных звуков в слове. Эти задание уже сложнее – для 5-6 лет, но хорошо развивают фонематический слух.
«Говорящая азбука»
Это плакаты, которые издают определенные звуки при нажатии на ту или иную букву.
Изучаем буквы
Самое простое — это вырезать буквы из листа А4 и подвешивать перед ребёнком, чтобы он понемногу привыкал к ним. В этом процессе задействована и зрительная память. Нужно абсолютно ненавязчиво, для начала, показывать ему различные буквы алфавита.
Ребёнок постепенно должен привыкать к буквам. Ему нужно объяснять, как называется каждая буква. Важно! Не должно быть никаких экзаменов малыша! Не нужно требовать результат любой ценой! Нужно в игровой форме пытаться научить кроху запомнить буквы.
Обучение чтению онлайн
Когда приходит время для обучения малыша первым буквам и основам чтения, родителям на помощь придет азбука для детей игра обучающая, которая доступна онлайн.
Игровые методики обучения чтению
Слоговая раскраска
Довольно редко, но все же встречаются в книгах-тетрадях такие задания. Ребенку нужно раскрасить картинку, разделенную на части. Каждая часть подписана слогом. Каждый слог раскрашивается своим цветом. При выполнении такого задания возникает естественная возможность многократного называния слога, а значит, и его запоминания. Работайте над задание последовательно: сначала один слог, затем другой. Сначала сами покажите и назовите слог, определите цвет для его закрашивания, затем, когда ребенок будет находить и закрашивать соответствующую деталь картинки, спрашивайте, какой слог здесь написан.
Как научить алфавиту ребенка 1-3 лет
Есть родители, которые в развитии детей руководствуют девизом «учиться никогда не рано». Они развешивают буквы, нарисованные на листе А4 в комнате малыша до года. На одном листе должна быть только одна буква. Когда ребенок не спит, его подносят к буквам и называют их. Время от времени следует менять расположение букв на стене и заменять одни буквы другими.
Обучение ребенка алфавиту
Обучив ребенка алфавиту и научив его читать, родителям останется лишь поддерживать интерес чада к чтению, приобретая увлекательную детскую литературу. Тогда он будет любить книги не меньше, чем мультики. А ребенок, прочитавший до школы пару сотен книг, заметно опережает в развитии своих нечитающих сверстников. В будущем малышу буду обеспечены лидирующие места везде – в школе, гимназии, вузе. Ведь чтение – основа любого обучения. По сей день не прекращаются споры о пользе и вреде раннего обучения детей. Некоторые родители начинают учить кроху буквам и цифрам еще до того, как малыш связно заговорит. Другие полностью полагаются на детские образовательные учреждения и считают, что не надо лишать ребенка детства. А между тем многому ребенок может научиться легко и с интересом, если подойти к обучению дошкольника творчески и со знанием особенностей развития детей этого возраста.
Обучайте чтению постепенно
Осваивать буквы нужно постепенно, по три-четыре за несколько дней. Показываем ребенку буквы, а затем проявляем творчество: буквы лепим из пластилина и теста (потом выпекаем в духовке, посыпаем сахарной пудрой и с удовольствием уплетаем за чаем), рисуем буквы во время купания на кафеле в ванной специальными красками, выкладываем горохом или фасолью (заодно и мелкую моторику потренируем). Для обучения маленьких детей очень важно задействовать все сенсорные каналы, тогда и интереснее будет и запоминание происходит быстрее и надежнее.
О сайте Поскладам
В азбуку для малышей онлайн, играть бесплатно очень удобно, так как это можно делать в любом месте и в любое время. Учить буквы с малышами необходимо с помощью красивых, ярких, запоминающихся образов, так как любую информацию лучше запоминать визуально представляя образ. Именно этот способ используется в наших обучающих играх. В процессе прослушивания и повторения букв ребенок постепенно закрепляет свои знания печатных букв и их образов. Благодаря этому процесс обучения проходит наиболее продуктивно и занимательно.
Карточки и обучение чтению
карточки. Нарисуйте на листе формата А4 букву и приклейте рядом 1 – 3 картинки с изображением предметов, которые начинаются с этой буквы. Следите за тем, чтобы картинки не привлекали к себе много внимания и не были больше буквы по размеру.
Используйте все каналы восприятия
Помните, что маленькие детки воспринимают новую информацию буквально всем: глазами, ушами, прикосновениями и т.п. Чем больше органов чувств будет задействовано во время обучения, тем лучше и качественнее ребенок освоит информацию. Вы спросите, как правильно учить ребенка буквам, задействовав при этом органы его чувств? Отвечаем: во время знакомства с буквами постарайтесь дать возможность ребенку узнать их с различных сторон: рисуйте карандашами, лепите из пластилина, пойте алфавит, рассматривайте картинки с буквами. В общем, играйте, играйте и еще раз играйте, когда открываете ребенку мир грамоты.
Совет 1: Как научить ребенка буквам
Чтобы научить ребенка буквам, прежде всего, нужно заинтересовать ребенка, так как в этом возрасте он делает только то, что ему интересно. Обучение нужно превратить в игру. Не малую роль играет и выбор букваря, он должен содержать множество слогов с разными буквами и слов из сочетания этих слогов, короткие предложения и рассказы. Ну и конечно букварь должен быть красочным и с множеством иллюстраций. Обучение ребенка буквам можно начинать с трех лет.
Методика обучения буквам быстро, легко и весело.
Как проходит обучение буквам
Как происходит процесс обучения? Поначалу ребенку просто время от времени показывают буквы (на картинках, магнитной доске, на экране монитора), позже можно начинать просить его найти и показать ту или иную буковку. Только не следует экзаменовать кроху и слишком расстраиваться, если он не может справиться с заданием. Ребенку необходимо время, чтобы освоиться среди непонятных значков.
Букварь и азбука для детей
Основные методики и упражнения для развития скорости чтения
Привлечение и вовлечение ребенка к процессу чтения. Самое первое, что необходимо делать — это регулярно читать ребенку сказки, рассказы, стишки и прочее. Если ребенок уже умеет читать, то давайте прочитывать ему некоторые фрагменты. Во время чтения останавливайтесь и просите ребенка повторить то, что Вы только что прочитали. Спросите, в чем основная суть прочтенного? Какие слова, может быть, вызвали затруднение и непонимание ребенка?
Использование закладки
Упражнение с согласными
Упражнение с согласными. Ребенок делает глубокий вдох, выдыхая произносит 10 любых согласных (их можно написать на листочке).
Найди похожее
Разделите парные карточки. Одну половину выложите на стол. Показывайте малышу карточку с надписью и предлагайте отыскать ее «подружку» среди лежащих перед ним. При этом четко проговаривайте написанное