Что такое слова конфликтогены приведите примеры
Конфликтогены в нашей речи
Конфликтоген – элемент коммуникации, создающий напряжение в общении и порождающий конфликты.
Причиной практически любого конфликта является желание людей удовлетворить свои амбиции, агрессивность, тщеславие, стремление к превосходству и т.д. Инициатор конфликта, вбрасывая в коммуникацию конфликтоген стремится:
1. Оскорбить человека, оказывая ему открытое недоверие.
2. Подчеркнуть различие между собой и оппонентом, в свою пользу, разумеется.
3. Снизить значимость оппонента, приподнимая этим свою.
Цель сознательного применения конфликтогенов – вызвать конфликт с целью получения какой-либо выгоды или решения своих психологических проблем. Бывает и так, что конфликт возникает по недоразумению. Или кого-то просто необходимо «поставить на место»
Классификация конфликтогенов
Конфликтогены могут быть невербальными и вербальными.
Представьте себе, вы обращаетесь к человеку, а он демонстрирует вам закрытую позу – руки сложены на груди или др. и презрительную ухмылку на лице. Из невербальных, самый мощный конфликтоген – это игнорирование. Большинство из нас не переносит, когда он кому-то обращается, а оппонент смотрит на него, как на пустое место.
К вербальным конфликтогенам можно отнести выражение недоверия, или отрицательного отношения к собеседнику.
Конфликтогенами могут быть фразы обвинения, например:
Конфликтогенами могут быть также:
Также конфликтогенами является маркирование различий:
Утонченный конфликтоген – снисходительное отношение к собеседнику, унижение его под видом доброжелательности:
Конфликтогены – слова угрозы, например:
Конфликтогенами также являются реплики долженствования:
Также конфликтогенами являются такие формы поведения, как:
Эскалация конфликтов
Обычно конфликты возникают как бы сами по себе, вроде и без нашего желания.
Почему так происходит? Дело в том, что мы склонны придавать большое значение тому, что говорят другие люди, в частности в наш адрес, но не особо критичны к своим собственным словам. Чужое достоинство и значимость нас мало волнуют, если только это не близкий нам человек, но на поползновения посягнуть на наши мы, реагируем, как правило, остро.
Эскалация конфликтов происходит и потому, что в ответ на выпад в наш адрес мы отвечаем «самым сильным» конфликтогеном из всех, что возникают у нас в голове. Здесь можно привести такое сравнение, что, получив психологическую пощёчину, мы стремимся ответить тем же, или даже нанести больший ущерб.
Во время конфликта мы перемещаемся в эмоциональную плоскость. А эмоции всегда правы, не потому, что они верно судят, а потому, что они не судят вообще.
Конфликт всегда проще погасить на стадии обмена конфликтогенами, нежели выходить непосредственно из него, и, тем более, разгребать его последствия.
Есть великолепная мудрость: в конфликте виноват тот, кто умнее. Будьте умными.
Представьте, что у вас есть коллега, который время от времени просит вас остаться вечером, чтобы доделать его работу. Вам это не нужно, неприятно, каждый раз вы пытаетесь протестовать, но ваш коллега – опытный манипулятор и находит такие приемы, что ему удаётся уговорить вас остаться, чтобы поработать за него. Порой вас это просто бесит, вы бываете страшно злы, на себя в первую очередь. То есть, налицо конфликтная ситуация.
Представьте далее, что в один прекрасный день ваша жена объявляет вам, что завтра вы всей семьёй идёте в филармонию. Вы смотрите на неё, видите блеск в её глазах, и понимаете, что для неё это очень важно. И ещё вы понимаете, что если вы по какой-то причине не пойдёте, ваши отношения надолго испортятся.
На следующий день, в обед, ваш коллега, приобнимая вас за плечи и глядя в глаза, говорит:
Дружище, спасай, у меня отчёт не доделан, завтра сдавать, а тут друг армейский приезжает. Если я его не встречу, сам понимаешь, что будет.
Вы отвечаете:
Извини, но сегодня не могу никак. Я обещал жене сходить с ней в филармонию.
Коллега:
Дружище, ну какая к чёрту филармония, выручай. Ты же знаешь, армейская дружба самая крепкая. Выручи меня, и проси что хочешь.
Вы вспоминаете глаза жены, и говорите:
Нет, сегодня никак не могу, – обещал.
Коллега продолжает настаивать:
Но ведь ты понимаешь, – дружба это святое, неужели не выручишь? Тебе ведь тоже придется когда-нибудь ко мне обратиться. И так далее.
Классический инцидент. Если вы сдадитесь, вы обидите дорогого вам человека. Этого сделать вы не можете.
Вы закипаете. Вас переполняет гнев, злость, протест. И с ненавистью глядя на коллегу, вы кричите:
Да пошёл ты вместе со своим армейским другом. И не подходи ко мне больше со своими дурацкими просьбами…
Конфликт, со всеми вытекающими последствиями. Вы получили потенциального врага, и, поскольку вы вместе работаете, – можете ждать ответки.
Как в подобной ситуации стоило поступить? Можно было, к примеру, применить технику «заигранной пластинки».
На просьбу коллеги вы отвечаете так:
Прости, друг, я бы с удовольствием тебе помог, но я уже обещал жене пойти с нею в филармонию. Вот если бы ты вчера мне это сказал, было бы другое дело. Но сегодня, я никак не могу. Сам виноват, нужно было вчера сказать о том, что сегодня у тебя друг приезжает.
И повторять это в ответ на все попытки уломать вас.
Интересная деталь: когда вы применяете защитную технику, вы выходите из эмоциональной плоскости и смотрите на создавшуюся ситуацию скорее с любопытством. И вас уже не пошатнуть, потому что вы знаете, что происходит, какой будет реакция оппонента, и чем закончится противостояние.
Как общаться без конфликтов
Если вы знаете, что у вас агрессивный характер, учитесь держать свою агрессию на коротком поводке. Не пытайтесь показать своё превос¬ходство, люди не любят этого. Помните, что по настоящему «крутой» человек никогда не станет доказывать свою крутизну без повода.
И напротив, если кто-либо демонстрирует свою значимость без объективной необходимости, людям становится понятно, что этот человек страдает комплексом неполноценности и в первую очередь стремится доказать что-то себе самому.
Не используйте конфликтогены в своей речи, даже в ответ на чужие нападки. Определить, является ли то, что вы хотите сказать другому человеку, конфликтогеном – несложно. Просто сделайте паузу, и представьте, что бы вы почувствовали, если бы вам сказали то, что собираетесь сказать вы.
Конфликтогены
Конфликтоген — элемент коммуникации, создающий напряжение в общении и порождающий конфликты.
Природа конфликтогенов.
Причиной практически любого конфликта является желание удовлетворения таких темных сторон личности, как агрессивность, тщеславие, стремление к превосходству, хвастовство и т.д. Инициатор конфликта, сознательно вбрасывая в коммуникацию конфликтоген, как правило, добивается следующего:
Бывает и так, что конфликт возникает по недоразумению. Или кого-то просто необходимо “поставить на место”.
Классификация конфликтогенов.
В процессе общения люди довольно часто употребляют конфликтогены. Вызвано это, частью, присущим многим из нас негативным качествам, о которых было сказано выше, частью, — в силу стечения обстоятельств. Вообще, небольшое количество умеренных конфликтогенов в общении даже полезно – оживляет беседу. Но следует понимать, что адекватность, это кроме всего прочего, ещё и осознание границ дозволенного и понимание меры.
Конфликтогены могут быть невербальными и вербальными.
Представьте себе, вы обращаетесь к человеку, а он демонстрирует вам закрытую позу — руки сложены на груди или др. и презрительную ухмылку на лице.
Из невербальных, самый мощный конфликтоген — это игнорирование. Большинство из нас не переносит, когда он кому-то обращается, а оппонент смотрит на него, как на пустое место.
К вербальным конфликтогенам можно отнести выражение недоверия, или отрицательное отношение к собеседнику.
Конфликтогенами могут быть также:
Также конфликтогенами является маркирование различий:
Я уже занимался наукой, когда ты ещё только перестал писаться в штаны.
Всем известно отношение москвичей к лимитчикам (это — раньше) и приезжим в поисках лучшей доли (сейчас). Реакция: в глубинке москвичей любят не особо.
Утонченный конфликтоген — снисходительное отношение к собеседнику, унижение его под видом доброжелательности:
Вы вроде умный человек, а ведете себя как мальчишка. Или
Не обижайся, голубчик, лучше сбегай, принеси мне кофе. Или.
Не будь таким привередливым, тебе и это сойдёт.
Конфликтогены — слова угрозы, например:
Ты об этом еще пожалеешь
Мы с тобой ещё разберёмся
Я тебе это припомню и так далее.
Конфликтогенами также являются реплики — долженствования:
Также конфликтогенами являются такие формы поведения, как:
Закон эскалации конфликтогенов.
В большинстве случаев конфликты возникают как бы сами по себе, вроде и без нашего желания.
Дело в том, что мы склонны придавать большое значение тому, что говорят другие люди, в частности в наш адрес, но мы не особо критичны к своим словам. Чужое достоинство и значимость нас мало волнуют, если только это не близкий нам человек, но на поползновения посягнуть на наши мы, реагируем, как правило, остро.
Закономерность эскалации конфликтогенов основана на том, что мы, на выпад в наш адрес, отвечаем “самым сильным” конфликтогеном из всех, что возникают у нас в голове. Происходит это потому, что получив психологическую пощёчину, мы стремимся ответить тем же, или даже нанести больший ущерб.
Во время конфликта мы перемещаемся в эмотивную плоскость. А эмоции, как известно, всегда правы, не потому, что они верно судят, а потому, что они не судят вообще.
Всё, — как в драке — мы так устроены. Хотя религия и мораль призывают людей к сдержанности.
Успокоившись, мы, как правило, сожалеем о произошедшем. Особенно, если общение с человеком, с которым произошла ссора, мы хотим, или вынуждены продолжать.
Конфликт всегда проще погасить на стадии обмена конфликтогенами, нежели выходить непосредственно из него, и, тем более, разгребать его последствия.
Есть великолепная мудрость: в конфликте виноват тот, кто умнее. Будьте умными.
Формула конфликтов.
Формула возникновения конфликта имеет следующий вид:
Представьте, что у вас есть сослуживец, который время от времени просит вас остаться вечером, чтобы доделать его работу. Вам это — не нужно, неприятно, каждый раз вы пытаетесь протестовать, но ваш сослуживец — опытный манипулятор и находит такие приемы, что каждый раз ему удаётся уговорить вас остаться, чтобы поработать за него.
Порой вас это просто бесит, вы бываете страшно злы, на себя в первую очередь.
То есть, налицо конфликтная ситуация.
Представьте далее, что в один прекрасный день ваша жена объявляет вам, что завтра вы всей семьёй идёте в филармонию, чтобы послушать ее любимого исполнителя. Вы смотрите на неё, видите блеск в её глазах, и понимаете, что для неё это очень важно. И ещё вы понимаете, что если вы по какой-то причине не пойдёте, ваши отношения надолго испортятся.
На следующий день, в обед, ваш сослуживец, приобнимая вас за плечи и глядя в глаза, говорит:
Дружище, спасай, у меня отчёт не доделан, завтра сдавать, а тут друг армейский приезжает. Если я его не встречу, сам понимаешь, что будет.
Извини, но сегодня не могу никак. Я обещал жене сходить с ней в филармонию.
Дружище, ну какая к чёрту филармония, выручай. Ты же знаешь, армейская дружба самая крепкая. Выручи меня, и проси что хочешь.
Вы вспоминаете глаза жены, и говорите:
Нет, сегодня никак не могу, — обещал.
Сослуживец продолжает настаивать:
Но ведь ты понимаешь, — дружба это святое, неужели не выручишь? Тебе ведь тоже придется когда-нибудь ко мне обратиться. И так далее.
Классический инцидент. Если вы сдадитесь, вы обидите дорогого вам человека. Этого сделать вы не можете.
Вы — закипаете. Вас переполняет неприятие, обида, ненависть, злость, протест. И с ненавистью глядя на сослуживца, вы кричите:
Да пошёл ты вместе со своим армейским другом. И не подходи ко мне больше никогда со своими дурацкими просьбами. И т.д. и т.д. и т.д.
Конфликт, со всеми вытекающими последствиями. Вы заимели потенциального врага, и, поскольку вы вместе работаете, — можете ждать “ядовитой стрелы”.
Как в подобной ситуации поступил бы я:
На просьбу сослуживца я бы отвечал так:
Прости, друг, я бы с удовольствием тебе помог, но я уже обещал жене пойти с нею в филармонию. Вот если бы ты вчера мне это сказал, было бы другое дело. Но сегодня, я никак не могу! Сам виноват, нужно было вчера сказать о том, что сегодня у тебя друг приезжает.
Я бы повторял эту белиберду в ответ на все попытки сослуживца уломать меня.
Интересная деталь: когда вы применяете защитную технику, вы выходите из эмоциональной плоскости и смотрите на создавшуюся ситуацию без эмоций и с любопытством (что он станет делать дальше). И вас не переубедить, потому, что вы знаете, — что происходит, каким будет реагирование оппонента, и чем закончится противостояние.
Конфликтные люди.
У меня был друг, ныне покойный. В печально известных девяностых он был довольно крутым бандитом. Время от времени мы общались, но общих дел у нас с ним не было, — я далек от криминала.
Однажды мы договорились встретиться, не помню, по какому поводу. Когда я пришёл, с ним был мужчина — человек интеллигентного вида, в очках, со вкусом одетый. Речь его была правильной, литературной, манеры приятными и располагающими.
Вскоре он ушёл и я спросил:
— У тебя появились знакомые из академических кругов?
Друг засмеялся и назвал его имя.
Оказывается, это был ну очень известный и очень жёсткий бандит.
Я поразился несоответствию внешности и внутреннего содержания, на что мой друг ответил:
— Умный и крутой человек всегда вежлив. И он всегда следит за своей речью, особенно с незнакомыми людьми. Неизвестно, кем этот человек может оказаться.
Это — крайности. Специфика темных сторон жизни. Однако реальность такова, что практически любой конфликт начинается либо с запуск в общение конфликтогена одной из сторон, либо с обмена ими.
Есть категория людей, которые в любой ситуации, в любой компании не могут обойтись без того, чтобы не обострить ситуацию.
Помню, в детстве, я жил в зелёном уютном дворике, где одним из моих соседей был мужчина средних лет, у которого была даже соответствующая кличка — «Скандал».
К примеру, он подходил к играющим в домино мужикам, несколько минут наблюдал за игрой и начиналось:
Ты что поставил, кричал он на кого-нибудь из игроков, дуплиться надо было, идиот, если ты играть не умеешь, так нахрена садишься играть? И его начинала «нести».
Кончалось всё тем, что народ «закипал», его били, слегка правда, сосед всё же, и отправляли домой.
Повторялось всё это в различных декорациях регулярно.
Такие скандалисты в чистом виде – редкость (мне повезло), однако, то, что из-за сложного характера некоторых людей легко, казалось бы, на ровном месте, возникают конфликты, — факт.
Главные черты характера таких людей, — это болезненное самолюбие и воистину ослиное упрямство в случаях, когда требуется отказываться от своих желаний и привычек. Ещё я бы акцентировал в их характерах ригидность и неуправляемость. Практически все они обременены множеством комплексов, в том числе — комплексом неполноценности.
По счастью, таких людей не так много.
Как общаться без конфликтов.
Если вы знаете, что у вас агрессивный характер, научитесь держать свою агрессию на коротком поводке. Не пытайтесь показать своё превосходство, люди не любят этого. Помните, что самодостаточный, “крутой” человек никогда не станет доказывать своей крутизны без повода.
И напротив, если кто-либо демонстрирует это качество без объективной необходимости, зрителям становится понятно, что в первую очередь этот человек стремится доказать что-то себе самому. Люди сразу поймут, что у вас — комплекс неполноценности.
Обуздайте свой эгоизм. Если вы заскочите перед каким-то водителем на стояночное место, в то время как тот нацелился туда встать, или со скандалом перевалите на чужие плечи работу, которую, по большому счёту, должны были выполнить вы, или, преследуя свои цели, с боем, “урвёте” принадлежащие другим блага, знайте, — вы вбрасываете в коммуникацию конфликтоген. Чаще всего – это “пролазит”, но может случиться так, что вы, ну очень сильно, пожалеете о том, что не сумели обуздать свой эгоизм.
И вообще, реноме эгоиста ещё никого не красило.
Не употребляйте первыми конфликтогенов и не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген. Определить, является ли то, что вы хотите сказать другому человеку, конфликтогеном — несложно. Просто сделайте паузу, и представьте, что бы вы почувствовали, если бы вам сказали то, что собираетесь сказать вы.
Люди, в своём большинстве, прекрасные создания. И поверьте, в нормальной ситуации, они станут относиться к вам ровно так, как вы относитесь к ним.
Конфликтогены — с чего начинается столкновение
Конфликтогены — это любые вербальные или невербальные действия с негативной окраской, которые применяет человек по отношению к другим. Конфликтоген становится пусковым механизмом конфликта.
Природа конфликтогенов и их свойства
Конфликты возникают на почве неудовлетворенных потребностей, несовпадения взглядов между людьми.
Современные психологи считают, что во многих ситуациях конфликт необходим для эффективного взаимодействия членов семьи, трудового коллектива. Главное — понимать его причину и уметь грамотно управлять. Правильно построенный конфликты дает возможность выявить скрытые противоречия и разногласия, найти методы преодолеть их и наладить еще более гармоничное взаимодействие.
Есть ситуации, когда конфликт носит исключительно негативный характер. Он является проявлением угрозы, враждебности, обиды или зависти. Часто такое мнение оправданно и справедливо.
Намеренное использование конфликтогенов проявляется по-разному, например:
Используются подобные негативно окрашенные конфликтогены с целью решения собственных психологических проблем. Они базируются, зачастую на собственной низкой самооценке, хотя зачинщик неприятной ситуации может не осознавать и отрицать это.
Виды и примеры конфликтогенов субъективного типа
Конфликтогены, в большинстве случаев, носят субъективный характер, запускают ситуации, состоящие из нескольких фаз:
Субъективные конфликтогены провоцируют другие острые стычки.
Действия-конфликтогены
Они проявляются нарушением четко установленных правил в определенном сообществе, неадекватной агрессией, а также другими формами поведения. Чаще всего конфликтные действия можно распознать по:
Нарушение правил (пренебрежение этическими нормами, дисциплиной, трудовым распорядком, техникой безопасности, правилами дорожного движения) тоже считается факторами, способными запустить конфликт.
Конфликтогенные ситуации
Существует множество ситуаций. которые могут стать конфликтогенами. Они проявляются явной или скрытой агрессией. Заметить, что человек ведет себя так, что может разгореться скандал, несложно, если внимательно понаблюдать за его поведениям. Самые частые ситуации-конфликтогены такие:
Скрытая агрессия проявляется завуалированно, так, чтобы оппонент почувствовал ее, но не смог доказать. Человек, проявляющий скрытую агрессию, опасен для психологической атмосферы в коллективе — ситуация накаляется постепенно, но разрешается внезапным мощным “взрывом” негативных эмоций.
При личном взаимодействии со скрытым агрессором у его оппонента возникает сильный психологический дискомфорт, непонимание ситуации либо внезапное желание дать отпор агрессии, прервать контакт.
Слова-конфликтогены
Вербальные конфликтогены относятся к числу тех, которые употребляются чаще других. Конфликт способны запустить слова из разряда:
Зачастую люди произносят слова-конфликтогены неосознанно, не желая причинить вред собеседнику. Но в некоторых ситуациях агрессор специально употребляет конфликтогенные высказывания с целью спровоцировать и вызвать ответную реакцию у собеседника, а также достичь корыстной цели.
Конфликтогены, связанные с информацией
Информационные конфликтогены не явны, распознать их сразу могут только очень внимательные люди или профессиональные психологи. К провокаторам противостояния можно причислить;
Поиск виноватых тоже относится к числу информационных конфликтогенов. Он основан на негативной оценке других людей и способен спровоцировать конфликт.
Работа с конфликтогенами
Снизить частоту и остроту конфликтогенов можно. В трудовом коллективе, семье этого удается достичь, выявив причины и сформировав адекватное отношение к факторам развития конфликтов.
Работа психолога проводится в несколько этапов:
Работа требует усилий со стороны не только специалиста-конфликтолога, но и его клиента (группы людей). Но усилия по созданию психологически комфортной обстановки в семье, коллективе всегда окупаются.
Конфликтогены: классификация
В обыденном общении конфликтогены используются часто. Они проявляются вербально и невербально.
Ухмылка в ответ на слова собеседника, скрещенные на груди руки и взгляд исподлобья — невербальные проявления агрессии. Самый интенсивный невербальный конфликтоген — открытое игнорирование. Для человека, которого не замечают, оно очень болезненно и связано со страхом отвержения, который зарождается в раннем детстве.
Вербальные конфликтогены связаны с проявлением открытой или скрытой агрессии в высказываниях, например:
К вербальным проявлениям агрессии также относится открытое обесценивание человека и его достижений. Агресси также скрывается за сравнением с другими или с собой не в пользу собеседника, обсуждением третьих лиц в их отсутствие.
Классификация конфликтогенов выделяет 5 основных причин, провоцирующих агрессию по отношению к другим людям.
П роявления агрессивности
Агрессия возникает, как результат фрустрации, когда перед человеком встают непреодолимые препятствия, имеются неосуществленные желания и неудовлетворенные потребности. Длительное пребывание в фрустрации провоцирует нарастание тревожности, усиливает чувство собственной неполноценности, пробуждает агрессию по отношению к другим людям.
Стремление к превосходству
Обретение власти над окружающими, стремление подчеркнуть собственное превосходство возникает на фоне глубоко спрятанного в бессознательном комплекса собственной неполноценности. Люди, стремящиеся к превосходству, враждебны к окружающим, самоуверенны, хвастливы, злорадны, завистливы.
Зачастую они выстраивают ситуации так, чтобы окружающие увидели их грандиозность. Внешний блеск, одобрение со стороны чужих людей намного важнее, чем реальные успехи.
Эгоизм
Для эгоистов важны только собственные интересы и ценности. Конфликтные ситуации возникают на фоне того, что эгоистичный человек добивается удовлетворения своих потребностей, ущемляя интересы других людей — обманывая их, перекладывая ответственность за свои промахи, утаивая информацию.
Нарушение правил
Любые правила устанавливают рамки, в которых может действовать человек так, чтобы не нанести ущерб обществу, семье, коллективу. Нарушая рамки, зачинщик конфликта дает окружающим понять, что он не уважает их интересы.
Неблагоприятное стечение обстоятельств
Нередко конфликты разгораются внезапно. Причина таких ситуаций — нехватки ресурсов у их участников, возникшая из-за сильного стресса, усталости, физического недомогания.
Конфликтогены: конструктивное взаимодействие
Конфликты мешают нормальному взаимодействию, продуктивной работе, решению поставленных заданий. Избежать напряженных ситуаций совсем удается мало кому.
Чтобы уменьшить частоту конфликтов, минимизировать их разрушительные последствия, необходимо иметь четкое представление о себе, собственных сильных и слабых сторонах, научиться понимать и направлять в мирное русло эмоции. Устойчивая самооценка вкупе с нормальным физическим самочувствием дает возможность более спокойно реагировать на любые трудности, не включаться в конфликтные ситуации.