Что такое слова с формально выраженным окончанием
Типы окончаний по формальному выражению
МОРФЕМИКА
Морфемика – учение о значимых частях слов.
Морфема – минимальная значимая часть слова: студент/к/а, пере/чит/ыва/л/и.
Морфема – обобщенная единица. Морфы – это конкретные представители морфемы в словоформе. Морфема объединяет морфы, тождественные по значению и близкие по форме. Например, корневая морфема мороз-/ мороз’-/ морож-/-мораж- имеет 4 разновидности (4 морфа): Зимой будут сильные морозы. На морозе у Кати покраснел нос. Катя любит шоколадное мороженое. Она каждое лето замораживает ягоды на зиму.
I. Морфемы по роли в слове делятся на корни и аффиксы.
II. Аффиксы поместу в слове делятся на префиксы, суффиксы, интерфиксы, постфиксы и флексии.
III. Аффиксы по выполняемой функции делятся на словообразовательные и словоизменительные (формообразовательные).
Корень | главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов | дом, домик, домашний, бездомный, домой | |
Аффиксы | Префикс (приставка) | морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования слов | перестроить, сверхмодный соавтор, наверх |
Интерфикс | морфема, которая находится между двумя корнями и служит для образования слов | лесостепь, кашевар, двухэтажный, трёхлетие, пятиградусный, сорокалетний | |
Суффикс | морфема, которая находится после корня и служит для образования слов или форм слов | учитель, сухо, морской, нёсø, пришла, верить, тише | |
Флексия (окончание) | изменяемая морфема, которая находится в конце слова, образует форму слова и указывает на отношение слова к другим словам в словосочетании и предложении | день, весна, рад, думал, шесть, поля, твой, белый | |
Постфикс | морфема, которая находится после окончания или формообразовательного суффикса и служит для образования слов и форм слов | учиться, кто-то, какой-нибудь, где-либо, скажúте | |
Аффиксоиды (префиксоиды и суффиксоиды) | морфемы переходного типа | автолюбитель, аэропорт, культурология, шаровидный |
Типы корней
Свободные корни | Связанные корни |
Могут выступать без приставок, словообразовательных суффиксов | Встречаются в словах только в сочетании с приставками, словообразовательными суффиксами или другими корнями |
дом, веду, добрый, пять | снять, поднять; разуть, обуть |
Различие словообразования и формообразования
Словообразование – образование нового слова с иным лексическим значением | Формообразование – образование форм одного и того же слова, сохраняющего своё лексическое значение |
Однокоренные слова – слова с одним и тем же корнем, которые различаются оттенками лексического значения | Формы слова – видоизменения одного и того же слова, различающиеся морфологическими признаками |
лес – лесной – лесник – лесистый | лес, леса, лесу, лес, лесом, (о) лесе |
Словообразовательные и словоизменительные (формообразовательные) морфемы
Типы окончаний по формальному выражению
Материально выраженные окончания, обозначенные звуком (буквой): школа, лись[йа], стать[йа], читала, созданы, семи, умны, наша.
Нулевые окончания, которые не выражены звуками (буквами) и выявляются при сопоставлении форм одного и того же слова: школ, лисий, статей, читал, создан, семь, умен, наш.
2) род.п. мн.ч. существительных всех родов: слов, окон, картин, статей;
3) краткие формы прилаг. м.р. ед.ч.: красив, могуч;
4) глагольные формы пр.вр. м. рода ед.ч. и сослагат.наклонения: читал (бы);
5) м.р. ед.ч. им.п. = вин. п. притяжательных прилагательных: лисий;
6) форма глагола 2 лица ед. ч. повелительного наклонения: знай; встань (НО: жди);
7) краткие формы страдат. причастий м.р. ед.ч.: расположен;
8) м.р. ед.ч. им. =вин.п. местоимений чей, мой, твой, наш…;
9) им.п. =вин.п. количественных числительных: пять, семь.
Не имеют окончаний неизменяемые слова и формы слов:
– наречия (слева, далеко, здесь);
– деепричастия (читая, неся);
– инфинитив (писать, нести);
– отдельные группы существительных и прилагательных (кафе, мини);
– прилагательные и наречия в форме простой сравнительной степени (веселее).
Слова с формально выраженным окончанием примеры
Ответ оставил Гость
1. Из выделенного предложения выпишите:а) слова, не имеющие окончания: ежеминутно, почерпая, выбирая, имея.б) слова с нулевым окончанием: беспределен, жизнь, возможность.в) слова с формально выраженным окончанием: тоны, оттенки, все, переходы, звуков, самых, твёрдых, может, живой, нежных, мягких, одной, стороны, высокие, слова, языка,церковно-библейского, другой, стороны, выбор, меткие, названья, бесчисленных, своих, наречий, рассыпанных, нашим, провинциям.Дальше выписывайте сами – это примитивно просто. Грамматическое значение окончаний тоже определите сами.Окончания имеют значения числа, падежа, рода, лица, например, в слове БЕСПРЕДЕЛЕН нулевое окончание имеет значение единственного числа, мужского рода, а в слове ВОЗМОЖНОСТЬ – значение единственного числа, винительного падежа; в существительном ТОНЫ окончание имеет значение множественного числа, именительного падежа, а в глаголе МОЖЕТ – единственного числа, 3 лица.2. Родственные слова:✔ живой, жизнь;✔ высоки, высоты;✔ выбирая, на выбор;✔ может, возможность;✔ переходы, восходить
Упр. 1. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.
Упр. 2. Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт. (Н. В. Гоголь)
1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Упр. 3. Сделайте письменный словообразовательный разбор слов. Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.
Упр. 4. Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.
Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.
Упр. 5. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.
Упр. 6. Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт. (Н. В. Гоголь)
1. Выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Упр. 7. От данных существительных, называющих лиц по месту жительства, образуйте наименования жителей противоположного пола (мужского или женского) и множественного числа. Образец: англичанин — англичанка, англичане, немка — немец, немцы.
1. Австралиец — …, армянка — …, башкирка — …, венгерка — …, грек — …, индеец — …, индус — …, казах — …, киргиз — …, кореец — …, поляк — …, серб — …, татарка — …, туркмен — …., ханты — …, эвенк — … 2. Багдадец – …, бакинец – …, белградец – …, бишкекец – …, венец – …, выборжец …, лянторец – …, мегионец …, мелитополец – …, сочинец – …, тбилисец – …
а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.
Упражнение 4.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
Тест по теме «Словообразование»
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.
2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.
5. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.
6. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.
10. Какое слово образовано способом сложения?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.
12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.
13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ
Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)
Задания к упражнению 4
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием;
в) слова с формально выраженным окончанием.
Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания: ежеминутно, почерпая, выбирая, имея.
б) слова с нулевым окончанием: беспределен, жизнь, возможность.
в) слова с формально выраженным окончанием: тоны, оттенки, все, переходы, звуков, самых, твёрдых, может, живой, нежных, мягких, одной, стороны, высокие, слова, языка,
церковно-библейского, другой, стороны, выбор, меткие, названья, бесчисленных, своих, наречий, рассыпанных, нашим, провинциям.
Дальше выписывайте сами – это примитивно просто. Грамматическое значение окончаний тоже определите сами.
Окончания имеют значения числа, падежа, рода, лица, например, в слове БЕСПРЕДЕЛЕН нулевое окончание имеет значение единственного числа, мужского рода, а в слове ВОЗМОЖНОСТЬ – значение единственного числа, винительного падежа; в существительном ТОНЫ окончание имеет значение множественного числа, именительного падежа, а в глаголе МОЖЕТ – единственного числа, 3 лица.
2. Родственные слова:
✔ живой, жизнь;
✔ высоки, высоты;
✔ выбирая, на выбор;
✔ может, возможность;
✔ переходы, восходить
3. Слова, образованные суффиксальным способом:
✔ жизнь (жить)
✔ живой (жить)
✔ обогащаться (обогащать)
✔ почерпая (почерпать)
✔ ежеминутно (ежеминутный)
✔ выбирая (выбирать)
✔ меткие (метить)
✔ названья (назвать)
✔ рассыпанных (рассыпать)
✔ простоты (простой)
✔ возможность (возможный)
✔ имея (иметь)
Слова, образованные приставочным способом:
✔ никакому (никакой)
✔ восходить (ходить)
✔ непонятливейшего (понятливейший)
Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
✔ оттенки (тень)
✔ беспределен (без предела)
✔ бесчисленных (без числа)
✔ наречий (речь)
4. Морфемный разбор:
✔ пере/ход/ы – приставка/корень/окончание; основа слова – переход;
✔ еж/е/минут/н/о – корень/соединительная гласная/корень/суффикс/суффикс; основа слова – ежеминутно;
✔ церков/н/о/-библей/ск/ого – корень/суффикс/соединительная гласная/корень/суффикс/окончание; основа слова – церковно-библейск-;
✔ бес/числ/енн/ых – приставка/корень/суффикс/окончание; основа слова – бесчисленн-
Словообразовательный разбор:
Хотите, чтобы Вам отвечали, не кидайте на проект так много заданий. Золотое правило: один вопрос – одно задание. И научитесь задавать вопросы, например:
Как выполнить морфологический и словообразовательный разбор слова БЕСЧИСЛЕННЫХ?
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания: ежеминутно, почерпая, выбирая, имея.
б) слова с нулевым окончанием: беспределен, жизнь, возможность.
в) слова с формально выраженным окончанием: тоны, оттенки, все, переходы, звуков, самых, твёрдых, может, живой, нежных, мягких, одной, стороны, высокие, слова, языка,
церковно-библейского, другой, стороны, выбор, меткие, названья, бесчисленных, своих, наречий, рассыпанных, нашим, провинциям.
Дальше выписывайте сами – это примитивно просто. Грамматическое значение окончаний тоже определите сами.
Окончания имеют значения числа, падежа, рода, лица, например, в слове БЕСПРЕДЕЛЕН нулевое окончание имеет значение единственного числа, мужского рода, а в слове ВОЗМОЖНОСТЬ – значение единственного числа, винительного падежа; в существительном ТОНЫ окончание имеет значение множественного числа, именительного падежа, а в глаголе МОЖЕТ – единственного числа, 3 лица.
2. Родственные слова:
✔ живой, жизнь;
✔ высоки, высоты;
✔ выбирая, на выбор;
✔ может, возможность;
✔ переходы, восходить
3. Слова, образованные суффиксальным способом:
✔ жизнь (жить)
✔ живой (жить)
✔ обогащаться (обогащать)
✔ почерпая (почерпать)
✔ ежеминутно (ежеминутный)
✔ выбирая (выбирать)
✔ меткие (метить)
✔ названья (назвать)
✔ рассыпанных (рассыпать)
✔ простоты (простой)
✔ возможность (возможный)
✔ имея (иметь)
Слова, образованные приставочным способом:
✔ никакому (никакой)
✔ восходить (ходить)
✔ непонятливейшего (понятливейший)
Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
✔ оттенки (тень)
✔ беспределен (без предела)
✔ бесчисленных (без числа)
✔ наречий (речь)
4. Морфемный разбор:
✔ пере/ход/ы – приставка/корень/окончание; основа слова – переход;
✔ еж/е/минут/н/о – корень/соединительная гласная/корень/суффикс/суффикс; основа слова – ежеминутно;
✔ церков/н/о/-библей/ск/ого – корень/суффикс/соединительная гласная/корень/суффикс/окончание; основа слова – церковно-библейск-;
✔ бес/числ/енн/ых – приставка/корень/суффикс/окончание; основа слова – бесчисленн-
Хотите, чтобы Вам отвечали, не кидайте на проект так много заданий. Золотое правило: один вопрос – одно задание. И научитесь задавать вопросы, например:
Как выполнить морфологический и словообразовательный разбор слова БЕСЧИСЛЕННЫХ?
Помогите выполнить задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)
Задания к упражнению 4
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием;
в) слова с формально выраженным окончанием.
Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания: ежеминутно, почерпая, выбирая, имея.
б) слова с нулевым окончанием: беспределен, жизнь, возможность.
в) слова с формально выраженным окончанием: тоны, оттенки, все,
переходы, звуков, самых, твёрдых, может, живой, нежных, мягких, одной,
стороны, высокие, слова, языка,
церковно-библейского, другой, стороны, выбор, меткие, названья,
бесчисленных, своих, наречий, рассыпанных, нашим, провинциям.
Дальше выписывайте сами – это примитивно просто. Грамматическое значение окончаний тоже определите сами.
Окончания
имеют значения числа, падежа, рода, лица, например, в слове БЕСПРЕДЕЛЕН
нулевое окончание имеет значение единственного числа, мужского рода, а в
слове ВОЗМОЖНОСТЬ – значение единственного числа,
винительного падежа; в существительном ТОНЫ окончание имеет значение
множественного числа, именительного падежа, а в глаголе МОЖЕТ – единственного числа, 3 лица.
2. Родственные слова:
✔ живой, жизнь;
✔ высоки, высоты;
✔ выбирая, на выбор;
✔ может, возможность;
✔ переходы, восходить
3. Слова, образованные суффиксальным способом:
✔ жизнь (жить)
✔ живой (жить)
✔ обогащаться (обогащать)
✔ почерпая (почерпать)
✔ ежеминутно (ежеминутный)
✔ выбирая (выбирать)
✔ меткие (метить)
✔ названья (назвать)
✔ рассыпанных (рассыпать)
✔ простоты (простой)
✔ возможность (возможный)
✔ имея (иметь)
Слова, образованные приставочным способом:
✔ никакому (никакой)
✔ восходить (ходить)
✔ непонятливейшего (понятливейший)
Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом:
✔ оттенки (тень)
✔ беспределен (без предела)
✔ бесчисленных (без числа)
✔ наречий (речь)
4. Морфемный разбор:
✔ пере/ход/ы – приставка/корень/окончание; основа слова – переход;
✔ еж/е/минут/н/о – корень/соединительная гласная/корень/суффикс/суффикс; основа слова – ежеминутно;
✔ церков/н/о/-библей/ск/ого – корень/суффикс/соединительная гласная/корень/суффикс/окончание; основа слова – церковно-библейск-;
✔ бес/числ/енн/ых – приставка/корень/суффикс/окончание; основа слова – бесчисленн-
Словообразовательный разбор:
Окончания в русском языке
Окончания — это словоизменительные морфемы в составе существительных, прилагательных, местоимений и числительных, причастий и личных форм глаголов.
Чтобы понять, что такое окончание в морфемном составе слов разных частей речи, выясним его грамматические признаки. Окончание можно указать в составе только изменяемых слов. Узнаем, какие бывают окончания и приведем примеры.
Грамматические признаки окончания
Окончания, или флексии (лат. flexio — сгибание, переход), — это служебные морфемы, находящиеся после корня или после суффикса, например:
Окончания выражают грамматическое значение рода, числа, падежа у именных частей речи,
лица и числа у глаголов:
Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении:
Они остановились на перекрёстке: горел красный свет (Анатолий рыбаков. Страх).
Суммируем все вышесказанное и дадим точное определение, что такое окончания в русском языке.
Как определить окончание в слове?
Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая изменяется, и будет являться его окончанием.
Например: определим окончание у существительного «красота», изменив его по падежам:
Очевидно, что в начальной форме именительного падежа единственного числа окончанием является морфема -а:
крас от а — корень/суффикс/окончание.
У некоторых сложных существительных и числительных существует несколько окончаний:
Нулевое окончание
У ряда слов имеется нулевое окончание, материально не выраженное буквами или звуками, например:
Чтобы выявить нулевое окончание, изменяем слово по падежам или числам:
В падежных формах исследуемого существительного нулевое окончание проявляется в виде букв. Значит, в начальной форме именительного падежа слова «мальчик» обозначим его квадратиком в конце.
Слова, не имеющие окончаний
В поисках окончания будем иметь в виду, что эту морфему в своем составе имеют только изменяемые слова. У неизменяемых слов и форм слов окончаний не бывает. Не имеют флексий следующие части речи и формы слов:
1. несклоняемые существительные
2. несклоняемые прилагательные
3. наречия
4. формы простой сравнительной степени прилагательных и наречий
5. деепричастия
Вывод
Чтобы правильно определить окончание в слове, предпримем следующие шаги: